Меню

Здоровье детей приоритетное направление государственной политики

Статья 7. Приоритет охраны здоровья детей

ГАРАНТ:

Статья 7 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2012 г.

Статья 7 . Приоритет охраны здоровья детей

1. Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.

2. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.

3. Медицинские организации, общественные объединения и иные организации обязаны признавать и соблюдать права детей в сфере охраны здоровья.

4. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями разрабатывают и реализуют программы, направленные на профилактику, раннее выявление и лечение заболеваний, снижение материнской и младенческой смертности, формирование у детей и их родителей мотивации к здоровому образу жизни, и принимают соответствующие меры по организации обеспечения детей лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями.

5. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями создают и развивают медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь детям, с учетом обеспечения благоприятных условий для пребывания в них детей, в том числе детей-инвалидов, и возможности пребывания с ними родителей и (или) иных членов семьи, а также социальную инфраструктуру, ориентированную на организованный отдых, оздоровление детей и восстановление их здоровья.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 7 настоящего Федерального закона

Источник

Статья «Здоровье детей — приоритетное направление работы ГОУ»

Успешность развития и воспитания дошкольника зависит от того, насколько здоров ребёнок. Проблема сохранения и укрепления здоровья детей заслуживает особого внимания.

Скачать:

Вложение Размер
statya_zdorove_detey.doc 39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Филютчик Валентина Георгиевна воспитатель по физической культуре ГОУ детский сад № 863 ЗАО;

Статья «Здоровье детей — приоритетное направление работы ГОУ»

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последнее десятилетие во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экономическим положением, — лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника.

Дошкольное образование как первый уровень системы непрерывного образования создаёт условия для формирования и развития личности ребёнка, способного успешно адаптироваться в современном мире. Успешность развития и воспитания дошкольника зависит от того, насколько здоров ребёнок. Проблема сохранения и укрепления здоровья детей заслуживает особого внимания. Обеспечение здоровья и гармонического развития детей является зоологом и высокой работоспособности взрослых.

С давних времён отечественные педиатры ( С.Ф. Хотовицкий, Н.Ф.Филатов, А.А.Кисель, Н.П.Гундобин и др.) обращали внимание на использование природных факторов в целях оздоровления детей. В дальнейшем, по мере развития науки и более детального изучения физиологии детского возраста, разрабатывались научно обоснованные рекомендации. Большая роль в этом направлении принадлежит Г.Н. Сперанскому, А.Ф.Туру, М.С. Маслову, С.М. Громбаху, М.И.Олевскому и руководимым мим коллективам научных работников. Всё более детально изучаются и разрабатываются пути и средства оздоровления детей, создание условий, предупреждающих возникновение заболеваний. Такие условия могут быть созданы только при совместной деятельности медико – педагогического персонала дошкольных учреждений и семьи. Главное здесь – взаимопонимание, единство действий в организации всей жизни ребёнка. Правильное понимание индивидуальных особенностей каждого ребёнка позволит соответственно конструировать меры воздействий, направленных на улучшение здоровья и развития.

Инновационная деятельность в сфере дошкольной физической культуры сегодня рассматривается как важный ресурс, обеспечивающий поиск решения социально значимой проблемы формирования здоровья с последующим внедрением в образовательную практику новых подходов к здоровьесбережению детей.

В связи с этим перед дошкольным образовательным учреждением ставятся задачи по интеграции здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс; формированию мотивации культуры здоровья воспитанников; улучшению качества личностно – ориентированной образовательной среде, положительно влияющей на физическое, психическое и нравственное благополучие воспитанников; по активному включению родителей в работу по профилактике и предупреждению заболеваний, функциональных нарушений и формированию необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни.

Сегодня специалисты выражают большую тревогу по поводу социального, педагогического, эмоционального нездоровья семьи. Родители ответственны за защиту своего ребёнка от социальных неурядиц и деформаций. Ведь в социально нездоровой семье начинают вырастать дети, нездоровые физически и психологически. Вот почему современному родителю требуется больше педагогической изобретательности и творчества в воспитании здоровых детей, чем прежним поколениям. Профессиональная поддержка способствует стабильности, прочности и идёт во благо здорового семейного воспитания.

К сожалению, тенденция последних лет – значительное ухудшение состояния здоровья детей в мегаполисах, в связи с современными социально – экономическими, экологическими проблемами, безграмотностью родителей в вопросах сохранения здоровья детей дефицитом двигательной активности.

В связи с этой тенденцией очень важно в своей работе опираться на труд выдающихся учёных и педагогов прошлых лет. Одним из первых исследователей, кто говорил об образовательной функции физической культуры для дошкольников, был Е.А.Аркин, известный отечественный врач и педагог первой половины двадцатого столетия. Физическую культуру он рассматривал как основное средство оздоровления ребёнка, так как все вопросы физического воспитания непосредственно связаны со здоровьем. Во всех работах Е.А.Аркина центральное место занимает психическое и физическое здоровье детей.

В дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, общая выносливость и работоспособность, жизнедеятельность и другие качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности.

В связи с этим перед работниками дошкольных учреждений встали задачи по охране и укреплению здоровья детей. Основными направлениями этой работы являются:

  1. создание комфортной предметно – развивающей среды в детском саду и дома;
  2. благоприятный эмоциональный микроклимат в группе и семье;
  3. совершенствование физического развития;
  4. обеспечение охраны и укрепление здоровья ребёнка, закаливание организма;
  5. широкое внедрение в практику в работе с детьми здоровьесберегающих технологий;
  6. рациональная организация двигательной активности детей;
  7. воспитание потребности в здоровом образе жизни у детей и их родителей, привлечение их к занятиям физической культуры и спорта.

Важнейшим компонентом организации физкультурно- образовательной работы с детьми является двигательный режим.

Двигательный режим в дошкольном учреждении включает всю динамическую деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную.

При разработке рационального двигательного режима важно не только обеспечить удовлетворение биологической потребности детей в двигательной активности, основанное на оптимальном соотношении разных видов занятий, подобранных с учётом возрастных и индивидуальных особенностей.

Двигательная активность – это естественная потребность в движении от неё во многом зависят развитие моторики, физических качеств, состояние здоровья, работоспособность, успешное усвоение материала, наконец, настроение. Под влиянием двигательной активности у дошкольников улучшается деятельность сердечно сосудистой и дыхательной систем, укрепляется опорно – двигательный аппарат, регулируется деятельность нервной системы и ряда других физиологических процессов. При активных движениях, в особенности циклических, дыхание углубляется, улучшается лёгочная вентиляция. Выявлена также зависимость между двигательной активностью и умственной работоспособностью, развитием восприятия, мышления, внимания, пространственных и временных представлений, школьной зрелостью.

В связи с этим в детских садах разработан двигательный режим для каждой возрастной группы. Туда вошли: утренняя гимнастика, физкультминутки, дыхательная, пальчиковая гимнастика, гимнастика пробуждения, физкультурные занятия, досуги, игры.

  1. Праздников В.П. Закаливание детей раннего и дошкольного возрастаю – М.: Медицина, 1983.
  2. Сборник. Преемственность. «Развитие здоровьесберегающего пространства – основа преемственности дошкольного и начального образования». – М., 2010г, 140с.
  3. В.А.Шишкина Движение + движения: Кн. Для воспитателя дет.сада. – М.: Просвещение, 1992. – 96с.: ил.
  4. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 160с.( Здоровый малыш).
  5. Е.А.Аркин «Ребёнок в дошкольные годы» под ред. А.В. Запарожца и В.В.Давыдова — М.: Просвещение, 1968.

Источник

Здоровье дошкольников — приоритетное направление государственной политики в сфере образования.

специалист в области арт-терапии

Евтушенко Елена Викторовна

воспитатель МАУДО «Детский сад №8»

города Ялуторовска Тюменской области

Здоровье детей и подростков в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и является чутким барометром социально-экономического развития страны.

В соответствии с законодательством Российской Федерации здоровье дошкольников и школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования.

Решение проблемы здоровья участников образовательного процесса отмечается как приоритетная цель в большинстве документов, характеризующих российскую государственную политику. Среди них основополагающим является Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), который впервые определяет здоровье дошкольников и школьников в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья – в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения.

Необходимость преемственности между детским садом и школой значительно усиливает связь в процессе воспитания здорового образа.

Здоровый образ жизни — это хорошее состояние здоровья ребенка, выносливость, сопротивляемость неблагоприятным воздействиям; нормальные антропометрические данные (рост, вес, окружность грудной клетки), хороший уровень развития двигательной сферы, готовность руки к выполнению тех мелких, точных и разнообразных движений, которых требует овладение письмом; достаточное развитие культурно-гигиенических навыков и др.

Физически развитый ребенок легче справляется с трудностями, связанными с систематическим обучением в школе. Поэтому очень важно, чтобы те основы, которые будут заложены в детском саду, так же поддерживались в школе. Еще важнее, чтобы программа преемственности между детским садом и начальной школой создавалась совместными усилиями воспитателей и педагогов начальной школы.
Посещение воспитателем уроков в школе, а учителем — занятий в детском саду позволяет познакомиться с обстановкой и организацией жизни и обучения ребенка, обменяться опытом.

В процессе анализа полученных результатов совместной деятельности достигаются взаимные соглашения о наиболее плодотворных формах сотрудничества, которые позволяют педагогам информировать друг друга об успеваемости детей, трудностях в их воспитании и обучении, обстановке в их семьях и т.д. Воспитатель длительное время наблюдает за ребенком, он может дать учителю подробные сведения о его личностных качествах, уровне развития, состоянии здоровья, интересах, индивидуальных особенностях, характере и темпераменте. Также он может дать рекомендации по выбору способов индивидуального подхода.

Эффективность воспитания культуры здоровья детей зависит не только от правильного определения целей, задач, функций теоретической модели, но и, прежде всего, от наличия действенных, оптимально сочетаемых средств, форм и методов работы, позволяющих сделать процесс преемственного формирования здорового образа жизни результативным. При изучении методической литературы Н.П. Абаскалова, В.Ф. Базарный, Г.К. Зайцев, Э.М. Казин, Г.А. Калачёв, В.Н. Касаткин, B.B. Колбанов, В.Н. Ирхин, А.Г. Щедрина и др. каждый педагог может выявить необходимые способы формирования здорового образа жизни, разработать педагогическую систему, обеспечивающую здоровье детей. Различные исследования и методические разработки по данному вопросу способствуют повышению качества обучения и воспитания детей. Однако эффективность воспитания культуры здоровья возможна только в том случае, если соблюдается преемственность формирования здорового образа жизни на всех этапах учебно-воспитательного процесса.

У детей 4 — 7 лет следует формировать чувство веры в себя, в свой организм. Это окажет положительное влияние на самоотношение, самовосприятие, самоощущение, позволит внимательно относиться к своему физическому и психическому здоровью.

Технология реализации предложенной модели включает следующие способы обеспечения преемственности

— ознакомление с логикой учебно-воспитательного процесса с целью обоснования отбора содержания, средств, форм и методов формирования здорового образа жизни детей;

— выявление основных показателей состояния здоровья и развития детей на каждом этапе воспитания культуры здоровья;

— планирование процесса формирования здорового образа жизни в соответствии с развитием и состоянием здоровья ребенка;

— единообразие форм и методов в процессе формирования здорового образа жизни на каждом этапе соблюдение режима дня, питания, движений, оптимизация условий учебно-воспитательного процесса, освоение оздоровительных методик;

— последовательное развитие умений и навыков формирования здорового образа жизни на каждой ступени учебно-воспитательного процесса.

Можно выделить общие задачи сохранения здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста, характерные для всех используемых программ для образовательных учреждений:

1. Научить детей определять свое состояние и ощущения.

2. Сформировать активную жизненную позицию.

3. Сформировать представления о своем теле, организме.

4. Учить укреплять и сохранять свое здоровье.

5. Понимать необходимость и роль движений в физическом развитии.

6. Обучать правилам безопасности при выполнении физических упражнений и различных видов деятельности.

7. Уметь оказывать элементарную помощь при травмах.

8. Формировать представления о том, что полезно и что вредно для организма.

Технология преемственного формирования здорового образа жизни посредством обозначенных выше способов осуществляет последовательный переход от технологий формирования ЗОЖ в ДОУ к технологиям формирования ЗОЖ в начальной школе. В то же время, каждая из них состоит из комплекса здоровьесберегающих технологий организационно-педагогических, психолого-педагогических, информационных, физкультурно-оздоровительных мероприятий.

Для формирования здорового образа жизни мы как педагоги прилагаем массу усилий для достижения положительного результата. Проводим спортивные досуги для детей и родителей, прогулки на свежем воздухе, спортивные состязания, закаливающие мероприятия – это босо хождение летом, обмывание рук до локтей прохладной водой, полоскание рта чистой водой после приема пищи, адаптационную гимнастику после дневного сна. Консультации и мастер-классы для родителей о мерах и способах сохранения и укрепления здоровья детей.

Также в процессе обучения и воспитания проводим гимнастику для глаз, точечный массаж, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, музыкальные игры, дыхательную гимнастику – мы используем гимнастику по Стрельниковой, так-же пригласив родителей на мастер класс, мы познакомили их с данной гимнастикой.

Не остаются в стороне и другие ведомства – это и медицинские работники, и сотрудники правоохранительных органов, и сотрудники пожарной части. Они регулярно посещают образовательные учреждения или приглашают в гости – на экскурсию, где в доступной для детского разума форме доносят до детей правила безопасного и здорового образа жизни.

Не без удовольствия могу отметить, что многие родители в меру свой занятости не остаются в стороне, а активно принимают участие во всех мероприятиях, будь то экскурсии или спортивные мероприятия.

Использование здоровье сберегающих образовательных технологий – это залог успешности. Воспитателям и учителям, освоившим эту технологию, легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение воспитателя и учителя, открывается простор для педагогического творчества.

Для обеспечения воспитания здорового ребёнка, работа в детском учреждении ведется в следующих направлениях:

— создание условий для физического развития и снижение заболеваемости детей;

— повышение педагогического мастерства и деловой квалификации воспитателей ДОУ и учителей;

— комплексное решение физкультурно-оздоровительных задач;

— воспитание здорового ребёнка совместными усилиями педагогов и семьи.

Только совместными усилиями можно добиться воспитания культуры здоровья детей, которая состоит из различных составляющих, но базовыми являются: наличие полезных навыков и отсутствие вредных привычек, качественное питание и благоприятная среда обитания, физическая активность и соблюдение правил личной гигиены. Кроме того, на физиологию человека большое влияние оказывает его психоэмоциональное состояние. Поэтому особое внимание следует уделять на эмоциональное, интеллектуальное и духовное самочувствие, т.е. черты здорового человека – оптимизм, умение справляться со своими эмоциями, интеллектуальная активность, целеустремленность.

В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж. Руссо, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым»

Источник

Читайте также:  Имитированная икра здоровье польза
Adblock
detector