Что значат группы здоровья детей при усыновлении? Таблица по заболеваниям
Когда возникает мысль об усыновлении ребенка, потенциальный усыновитель представляет себе прелестного малыша из рекламы подгузников. У ребенка гладкие розовые щечки, кудрявые белые волосы, голубые глаза, а главное, он полностью здоров. Поэтому, когда этот усыновитель сталкивается с детьми из детских домов, он испытывает шок. Дети не только не похожи на придуманную картинку, но у них есть еще какие-то страшные группы здоровья. Что делать с этой информацией, что означают группы здоровья и как найти здорового ребенка, читайте в нашей статье.
В статье расскажем:
Что такое группа здоровья
Группа здоровья – это условное разделение детей по уровню их физического и психического здоровья. Выделяют 5 групп здоровья. От первой – практически здоров, до пятой – имеет серьезные заболевания.
Алгоритм определения группы здоровья установлен Приказом министерства здравоохранения РФ от 30 декабря 2003 года № 621. Он предусматривает критерии для групп здоровья детей в возрасте от 3 до 17 лет.
Впервые усыновитель сталкивается с информаций о группах здоровья, когда начинает смотреть детей на Усыновите.ру. Это федеральная база данных детей, оставшихся без родителей. Каждая карточка содержит информацию о том, к какой группе здоровья относится ребенок.
Для начала нужно понять, как именно данная информация попадает в карточку о ребенке:
- Информация о ребенке появилась в отделе опеки.
- Специалисты пытаются вернуть его матери или отцу.
- Если это невозможно, то в течение 3 дней информация направляется в региональный банк. Соответственно карточка появляется на Усыновите.ру.
Как можно догадаться, за 3 дня сложно собрать полный и достоверный анамнез ребенка. Более того, это никому не нужно. Медицинские работники организации, в которую помещен ребенок, осматривают его и ставят диагнозы «на глаз». В дальнейшем ребенку будет проведено полное медицинское обследование, диагнозы будут уточнены. Но информация в карточке будет изменена только через 30 дней.
Итак, в соответствии с приказом № 621 критерии для групп здоровья устанавливаются для детей от 3 до 17 лет. Поэтому при поиске маленького ребенка через Усыновите.ру не стоит ориентироваться на группы здоровья, указанные в карточках.
Пример. Валентина искала ребенка через сайт. Ей понравилась девочка Ирина, 2020 года рождения. На фото девочка была нарядно одета и выглядела милой. В карточке указана третья группа здоровья. Валентина решила познакомиться с девочкой и взяла направление. При знакомстве выяснилось, что у девочки сложна родовая травма и врачи не дают положительных прогнозов, выживет она или нет. Через 10 дней информация на сайте изменилась, группа здоровья была изменена на пятую.
Зачем нужна группа здоровья
Гражданин, который принимает ребенка в семью, имеет право знать подробности о его состоянии здоровья. Более того, он подписывает заявление о том, что получил полную информацию о заболеваниях ребенка и уведомлен об их последствиях.
Если у ребенка выявляются другие болезни, кроме указанных в медицинских документах, опекун или усыновитель могут отказаться от ребенка. В этом случае отказ оформляется по вине отдела опеки и не несет негативных последствий для опекуна. Он не считается исполняющим обязанности ненадлежащим образом. А если отказ оформляет усыновитель, то с него не взыскиваются алименты.
Как показывает практика, чаще всего усыновители отказываются от детей, если выявляются наследственные психические заболевания, ВИЧ или гепатиты.
Оценка здоровья детей
Группы здоровья помогают замещающим родителям оценить общее состояние здоровья ребенка, чтобы оценить свои силы.
Например , если семья хочет принять только условно здорового ребенка без значительных патологий, то не стоит рассматривать детей с 4 и 5 группами здоровья. Но даже изучая анкету ребенка с 1-3 группами здоровья, не стоит им бездумно доверять. Каждого ребенка нужно рассматривать индивидуально, изучать каждый поставленный диагноз и прогнозы по нему. Разделение по группам здоровья устанавливается скорее в качестве общей информации. Не стоит на них полностью полагаться.
Кроме того, со временем группа может меняться:
- при проведении дополнительного медицинского обследования;
- при уточнении диагноза;
- при длительном нахождении в организации.
Чтобы иметь представление об условном разделении детей по физическому и психическому здоровью, рассмотрим, что включает в себя каждая из групп здоровья.
Что значит 1 группа здоровья у ребенка
Первая группа здоровья устанавливается абсолютно здоровым детям. Они не имеют хронических заболеваний.
Не стоит искать таких детей в федеральном банке данных. Первая группа здоровья, указанная в карточке ребенка, означает, что он не был обследован или результаты обследования еще не поступили.
Что значит 2 группа здоровья у ребенка
Вторая группа здоровья ставится детям, которые имеют риск формирования хронических заболеваний.
По сути, это физически здоровые дети, но:
- у родителей были хронические заболевания;
- они часто болеют простудными заболеваниями;
- есть незначительные отклонения в весе, росте, развитии согласно возраста;
- есть физические недостатки;
- были проведены операции, но все органы и системы функционируют хорошо;
- были травмы или переломы.
При второй группе здоровья психическое состояние здоровья у ребенка в норме.
Вторая группа здоровья редко устанавливается новорожденным детям и детям в возрасте до 5 лет. Если в карточке ребенка указана вторая группа здоровья, скорее всего он не был обследован или уже находится в семье.
Что значит 3 группа здоровья у ребенка
Третья группа здоровья ставится детям, у которых:
- есть нетяжелые хронические заболевания;
- установлен диагноз R75 (мать была больна ВИЧ);
- есть основное хроническое заболевание, осложненное дополнительным (есть бронхиальная астма и дополнительно часто бывает ОРВИ);
- отклонение в одной из систем организма (нарушение слуха).
Если ребенку установлена 3 группа, нужно внимательно изучать каждый из диагнозов. Часть из них может быть установлена ошибочно, другие могут быть не выявлены.
Что значит 4 группа здоровья у ребенка
К четвертой группе здоровья относятся дети:
- с часто обостряющимися хроническими заболеваниями;
- с ограниченными возможностями здоровья;
- с подтвержденной ВИЧ-инфекцией;
- нуждающиеся в операции.
Чтобы установить четвертую группу, у ребенка должна быть нарушена не только система организма по хроническому заболеванию, но и некоторые другие.
Что значит 5 группа здоровья у ребенка
Пятая группа здоровья устанавливается тяжело больным детям. У них два и более серьезных заболевания. Они нуждаются в постоянном постороннем уходе, имеют инвалидность.
Как правило речь идет и о психических отклонениях, и о физическом заболевании.
4 и 5 группа здоровья – это приговор?
Каждую ситуацию нужно рассматривать индивидуально. Группа здоровья может быть выставлена ошибочно.
Кроме того, в отношении детей от 0 до 3 лет критериев установления групп здоровья вообще нет.
Если ребенок долго находится в детском доме, то его состояние здоровья всегда ухудшается. Поэтому всегда стоит ориентироваться на конкретные диагнозы.
5 советов для поиска здорового ребенка
В процессе поиска ребенка рекомендуется изучать состояние ребенка следующим образом:
- При получении информации о ребенке, нужно позвонить региональному оператору. У него нужно узнать диагнозы, которые установлены ребенку на текущий момент. Значение непонятных диагнозов нужно уточнить у специалистов школы замещающих родителей.
- Для расшифровки диагнозов используется таблица заболеваний по классификации МКБ-10. Найти ее можно по ссылке.
- Не нужно спрашивать значение диагнозов у людей на форумах. Вы не знаете, имеют ли они медицинское образование по педиатрии или неонтологии. А знания других специалистов могут быть неполными или неточными.
- Получить подробную информацию о здоровье ребенка нужно у главврача дома ребенка или медицинского сотрудника центра помощи семейному устройству. Они покажут медицинскую карту, расскажут о состоянии здоровья родителей. Но к ним можно обратиться только после получения направления.
- Даже если главврач говорит о серьезном заболевании, но ребенок понравился, лучше провести независимое обследование. В этом случае вы точно будете уверены в что ребенок был осмотрен и какие диагнозы ему установлены.
Обратите внимание! Если вы усыновляете ребенок в возрасте до 3 лет, то оценить его состояние здоровья можно только приблизительно. Часть заболеваний выявляются в более старшем возрасте. Поэтому нужно быть готовым к неприятным сюрпризам.
Ответы юриста на частные вопросы
Заключение эксперта
- Группы здоровья детям в детских домах устанавливаются условно.
- Чтобы оценить состояние здоровья ребенка нужно узнать его диагнозы.
- Более точную информацию о детском здоровье сообщает главврач дома ребенка или медик детского дома.
- Если информация не кажется точной, лучше повести независимое исследование.
- При обследовании ребенка в возрасте до 3 лет, сведения о состоянии здоровья всегда будут не точными. Впоследствии могут выявится новые заболевания.
Если у вас остались вопросы о проведении независимой экспертизы или о правилах знакомства с медицинскими документами ребенка, то юристы нашего сайта готовы прийти на помощь. Опишите ситуацию в форме связи и получите полную информацию.
Источник
Лекция в рамках Школы приемных родителей «Медицинские аспекты ухода за приемным ребенком»
специалист в области арт-терапии
Лекция в рамках ШКОЛЫ ПРИЕМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ
«Медицинские аспекты ухода за приёмным ребенком»
ЮНИСЕФ и обзор ВОЗ определяют принципы и методы ухода, знания и навыки, необходимые для оценки, анализа физического и психического развития детей и принятия мер по его улучшению. Действия в семье, необходимые для обеспечения нормального роста и развития детей можно разделить на следующие категории:
Приготовление еды и связанные с этим действия включают: правильное хранение продуктов питания и соблюдение гигиены при приготовлении блюд.
Личная гигиена и санитария в семье включают :
мытье рук лицом, осуществляющим уход;
поддержание чистоты в доме и на площадке для игр;
пользование чистой водой и обеспечение санитарных удобств;
защиту детей от травм.
Домашняя медицинская помощь включает в себя :
уход за детьми во время болезни, в том числе диагноз заболевания и своевременное обращение к службам здравоохранения;
предупреждение заболеваний с помощью домашних мер защиты, таких, как использование растворов для восстановления водного баланса, борьба с комарами, крысами и другими паразитами;
надлежащее пользование медицинскими услугами.
Психологическая помощь включает в себя:
отзывчивость при общении и взаимодействии с детьми и поддержку их развития, включая выработку языковых и других навыков общения посредством проявления внимания, нежности и участия;
поощрение знакомства с окружающим миром и приобретения знаний и навыков;
умение распознавать вехи в развитии ребенка и откликаться на признаки развития;
защиту от дурного обращения с ребенком и от насилия по отношению к ребенку.
Специфика протекания детских болезней
Уход за здоровыми детьми и лечение детей в случае их болезни существенно отличаются от методик, используемых медициной для взрослых людей. Как уже было сказано, ребенок — это не просто маленький человек. Он обладает рядом специфических особенностей, связанных с физиологической, анатомической, иммунологической и эмоциональной незрелостью. Поэтому у детей встречаются заболевания, которыми взрослые болеют крайне редко, а симптоматика, течение и исход заболеваний, свойственных всем возрастам, напрямую зависит от степени зрелости детского организма. Учитывая то, что организм ребенка находится в стадии непрерывного роста и развития, нарушения любого из этих процессов чревато возникновением таких болезней, которые у взрослых никогда не встречаются. К примеру, только ребенок и только в раннем детстве может заболеть рахитом.
Организм ребенка отличается от организма взрослого человека, но и у детей разного возраста (от рождения до зрелости) существуют большие различия. Пищевые потребности ребенка, его реакции на окружающие условия, способность переносить различные заболевания и противостоять инфекциям меняются с возрастом весьма существенно. Чтобы при лечении детей применять лекарства наиболее эффективно, педиатр должен знать не только точные дозировки тех или иных препаратов в зависимости от возраста маленького пациента, но и учитывать переносимость каждого назначаемого лекарства.
Не смертельные, но способные привести к инвалидности заболевания детей составляют одну из важнейших проблем педиатрии. В их числе врожденные пороки (например, расщепленное небо), косолапость, дефекты слуха и зрения, пороки суставов и скелета. Но самыми частыми причинами инвалидности детства являются: умственная отсталость, детский церебральный паралич, мышечная дистрофия, ревматоидный артрит и хронические заболевания легких. Чтобы оказать детям-инвалидам действенную помощь, необходимы скоординированные усилия большого количества специалистов различного профиля — педиатров (в первую очередь), хирургов (пластическая хирургия и ортопедия), невропатологов, логопедов, физиотерапевтов, психиатров.
Аспекты здоровья детей в домах ребенка
Часто можно слышать, как беременная женщина на многократный вопрос «кого хотите: девочку, или мальчика?» неизменно отвечает – «какая разница, лишь бы здоровенький был». И она права также многократно – что может быть важнее здоровья? Что нам только не желают из года в год в день нашего рождения: от «хорошо учиться и слушаться маму» до «хорошо жениться и иметь много денег», и только пожелание здоровья остается первым и главным пожеланием от младенчества до старости.
Вот наступает момент, когда все документы собраны, направление получено, и вы приходите в детский дом или дом ребенка. Конечно, первый вопрос о здоровье будущего сына или дочки.
Очень часто бывает, что у обычного человека, далекого от медицины, возникает много вопросов и еще больше опасений, страхов. Чтобы помочь приемным родителям разобраться с этими страхами, мы предлагаем статью, написанную профессионалами.
О здоровье детей, воспитывающихся в домах ребёнка.
Здоровье детей раннего возраста – это комплексное понятие, которое включает в себя соматическое, физическое, психическое и социальное здоровье детей.
Анализируя контингент домов ребёнка, можно сказать, что более 80% детей поступают из неполных семей. 10% воспитанников домов ребёнка составляют дети от несовершеннолетних матерей, 35-40% детей – от родителей, страдающих алкоголизмом, 24% – от родителей, находящихся в местах лишения свободы, до 3,5% детей – от родителей-наркоманов и ВИЧ-инфицированных.
Вместе с желанием усыновить или принять в приёмную семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей, у будущих мам и пап зачастую возникают колебания и опасения: не выявится или не возникнет у ребёнка тяжелое заболевание, которое потребует серьёзного дорогостоящего лечения или превратит их жизнь в суровое испытание.
Но, как показывает практика, не всегда эти опасения бывают оправданы и, порой, родители отказываются от усыновления вполне здоровых детей, отклонения, в состоянии здоровья которых поддаются коррекции при условии их воспитания в полноценной семье. Достоверно изучено, что влияние биологических факторов риска, таких, как употребление биологическими родителями алкоголя, наркотиков, наличие у них хронических заболеваний и др., на развитие детей особенно велико в первые два года жизни. В последующие годы возрастает доля влияния социальных и психологических факторов.
Таким образом, воздействие на ребёнка неблагоприятных биологических факторов риска смягчается благоприятными психологическими и социальными условиями жизни в приёмной семье.
На некоторых наиболее часто встречающихся состояниях у детей, воспитывающихся в домах ребёнка, нам бы хотелось остановиться.
Среди воспитанников домов ребёнка, как и у их сверстников из семей распространён диагноз – перинатальное поражение ЦНС (ПП ЦНС). Количество таких детей в семьях достигает 70%, в то время как все дети дома ребёнка имеют данный диагноз. Перинатальные поражения ЦНС перинатальная энцефалопатия (ПЭП) – это повреждения головного мозга, возникающие с 28-ой недели беременности и до 8-го дня жизни ребёнка. В это время отмечается повышенная ранимость головного мозга, и любое неблагоприятное воздействие ведет к его повреждению, которое может быть обратимым или стойким.
Восстановительный период ПП ЦНС или ПЭП продолжается до 1 года у доношенного ребёнка и до 2-х лет у недоношенных детей. В этом периоде одним из частых синдромов поражения ЦНС является синдром вегето-висцеральных нарушений. Чаще этот синдром начинает проявляться после 1-1,5 месяцев жизни в виде упорных срыгиваний и других расстройств со стороны желудочно-кишечного тракта у детей, стойкого малого веса, нарушений ритма дыхания, изменения окраски кожных покровов.
Другой наиболее часто встречающийся синдром при ПП ЦНС – гипертензионно-гидроцефальный. Он проявляется беспокойством, головной болью, нарушением сна и засыпания, дисфункцией желудочно-кишечного тракта и т.д. Но практически у всех воспитанников домов ребёнка наблюдается постепенное исчезновение всех этих проявлений к середине или к концу второго полугодия жизни. Это достигается путём своевременной диагностики и правильно подобранного комплексного лечения, которое назначается врачами невропатологами и проводится курсами всем детям, находящимся в домах ребёнка.
Третий синдром, встречающийся при ПП ЦНС – синдром двигательных нарушений, проявляющийся снижением мышечного тонуса или его повышением у ребёнка. Лечение перинатальных поражений ЦНС легкой и средней степени осуществляется в условиях домов ребёнка под контролем врачей-педиатров и невропатологов. Дети с ПП ЦНС тяжелой степени проходят курсы восстановительного лечения в условиях специализированных отделений стационаров, а в дальнейшем решается вопрос о стойкости и выраженности имеющихся у них нарушений. Лечение детей с перинатальными поражениями ЦНС включает в себя: медикаментозную терапию, массаж, лечебную физкультуру, физиотерапевтические процедуры, элементы педагогической и психологической коррекции. Исходами ПП ЦНС у детей раннего возраста могут быть: полное выздоровление; синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ); синдром вегетативно-висцеральной дисфункции; задержка моторного или психо-речевого развития ребёнка.
Тяжесть исходов перинатальных поражений ЦНС у детей зависит от условий воспитания. Достоверно отмечено, что у детей, воспитывающихся в семье, к одному году в подавляющем большинстве случаев наступает выздоровление, иногда формируется синдром гиперактивности.
Психологический портрет воспитанников дома ребёнка также имеет свои особенности: отставание нервно-психического развития (активной речи, сенсорного развития, формирования навыков), обедненный эмоциональный статус, нарушение поведенческих реакций. Это связано со специфическими условиями учреждений: бедность впечатлений, дефицит общения со взрослыми, постоянное нахождение в коллективе. Недостаточность педагогического воздействия для детей, воспитывающихся в домах ребёнка, в большей мере сказывается на нервно-психическом развитии детей в возрасте 12-24 месяцев, так как в этот период дети особенно нуждаются в эмоциональном общении. То есть, социальное сиротство оказывает прямой вред здоровью, психическому и социальному развитию ребёнка даже при хорошем медицинском обслуживании и уходе за детьми в домах ребёнка.
При задержке нервно-психического развития ребёнку проводится комплекс медико-психолого-педагогических мероприятий, занятия с логопедом. Своевременное проведение данных мероприятий, особенно в условиях, когда ребёнок передается на воспитание в семью, способствует быстрому восстановлению его нервно-психического и физического развития в пределах возрастной нормы.
В наши дни всё больше детей рождается от ВИЧ-инфицированных родителей, а также от людей переболевших гепатитами B, C. Обнаружение у новорожденного антител к ВИЧ-инфекции, к гепатиту B или С ещё не означает, что ребёнок болеет или перенёс данное инфекционное заболевание. В большинстве случаев практически невозможно сразу после рождения ребёнка от ВИЧ-инфицированной матери достоверно оценить вероятность его заражения. То же самое можно сказать и о гепатитах B и C.
Для окончательного подтверждения или опровержения диагноза необходимо определённое время. Как правило, ясность наступает по достижении ребенком 18 месяцев.
Таким образом, рассказав о наиболее распространённых синдромах и состояниях, диагностируемых у детей, воспитывающихся в домах ребёнка, мы надеемся, что многие потенциальные родители не будут бояться этих состояний как чрезмерно сложных и неизлечимых. Из выше сказанного видно, что многие состояния удается устранить уже к 6-12 месяцам, они успешно корректируются и лечатся, не нарушая функции жизненно важных систем ребёнка и никак не ограничивая детей.
Самым главным помощником в деле реабилитации детей — социальных сирот должна стать любовь будущих родителей и готовность во всём помочь ребёнку, преодолев с ним все трудности.
Источник