Программа «От рождения до школы»
Татьяна Фокина
Программа «От рождения до школы»
Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ», под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Программа разработана в соответствии с действующими федеральными государственными требованиями (ФГТ, Приказ № 655 от 23 ноября 2009 года). В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства.
Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций. В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.
При разработке Программы авторы опирались на лучшие традиции отечественного дошкольного образования,его фундаментальность: комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, амплификацию (обогащение) развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности. Особая роль уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве.
На сегодняшний день один из главных документов по дошкольному воспитанию – Федеральный Государственный Образовательный Стандарт, на основании которого будут созданы новые программы развития и воспитания дошкольников.
2. Цели и задачи программы.
Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Для достижения целей Программыпервостепенное значение имеют:
забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка; создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса; творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса; вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
уважительное отношение к результатам детского творчества;
единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи; соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.
Решение обозначенных в Программе целей и задач воспитания возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребенка с первых дней его пребывания в дошкольном образовательном учреждении. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, степень прочности приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольных образовательных учреждений совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.
3. Содержание и структура программы.
Общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»: соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и при этом имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»); обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников;
строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра.
4. Специфика программы.
Программа начинается с раздела «Организация жизни и воспитания детей», в котором даны общие принципы построения режима дня, создания предметно-развивающей образовательной среды, интеграции образовательных областей и проектирования воспитательно-образовательного процесса.
Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Здоровье», «Физическая культура», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка» ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому
Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением.
В разделах по группам раннего возраста для каждого возраста даются характеристика возрастных особенностей психического развития детей, особенности организации жизни детей, примерный режим дня, определены задачи воспитания и обучения.
В разделах по дошкольным группам для каждого возраста, помимо характеристики возрастных особенностей психического развития детей, особенностей организации жизни детей, примерного режима дня и содержания психолого-педагогической работы, даются примерное комплексно-тематическое планирование и планируемые промежуточные результаты освоения Программы.
При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольника.
Планируемые промежуточные результаты освоения Программы в подготовительной к школе группе совпадают с итоговыми результатами освоения Программы, поэтому они изложены в отдельном разделе, завершающем содержательную часть Программы.
В разделе «Система мониторинга достижения детьми планируемых результат освоения Программы» изложены принципы мониторинга достижения детьми планируемых промежуточных и итоговых результатов освоения Программы.
Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве отражена в Программе в разделе «Коррекционная работа». Обширный перечень необходимых программ, технологий, методических пособий поможет педагогам составить на базе программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» основную общеобразовательную программу для своего дошкольного образовательного и успешно реализовать ее.
Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» в полном объеме без изменений может быть использована в качестве основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения.
Объем Программы рассчитан на 100% времени, отведенного на образовательный процесс.
Участники образовательного процесса могут изменить до 20% общего объема Программы для отражения:
1) видового разнообразия учреждений, наличия приоритетных направлений деятельности, в том числе по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях, по проведению санитарно- гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур, по физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому развитию детей (кроме деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья);
2) специфики национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций.
В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении. Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания.
Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд).
Главный критерий отбора программного материала — его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической и народной — как отечественной, так и зарубежной, возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства.
Список используемой литературы
1. Программа «От рождения до школы», под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой М. : Мозаика-Синтез, 2011.
2. Воронкина Е. С. Современные программы по развитию детей дошкольного возраста. -М. :АРКТИ. 2012.-86с.
3. Новичкова О. Г. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания: учебное пособие для студентов педагогических училищ и колледжей. М. : Гумманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2012.-119с.
4. Светлакова К. И. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учебное пособие для студентов пед. вузов и колледжей/ Под редакцией К. И. Светлакова. -М. :2010
Календарно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» на неделю с 19 по 23 ноября. Дата 19 ноября 2018 понедельник Режим Интеграция образов-ой деятельности Совместная деятельность взрослого и детей с.
Комплексно-тематическое планирование к программе «От рождения до школы» в младшей группе МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 39» Комплексно-тематическое планирование к программе «От рождения до школы» в младшей.
Планирование недели «Зима» по программе «От рождения до школы» (средняя группа) План по Вераксе на февраль 1 неделя средняя группа Тема недели___ зима 5 февраля 6 февраля 7 февраля 8 февраля 9 февраля Первая.
Практика для воспитателей в рамках программы «От рождения до школы» Введение. Полное наименование Учреждения где походила педагогическая практика: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.
Рабочая программа для второй младшей группы на основе примерной основной образовательной программы «От рождения до школы» I. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка Рабочая программа для 2 младшей группы № 1 «Цветик-семицветик» разработанная в соответствии.
Рабочая программа младшей группы 2018–2019 учебный год «От рождения до школы» (часть 2) СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ. Образовательная область «Физическое развитие» Цель: 1) гармоничное физическое развитие; 2) формирование интереса.
Рабочая программа младшей группы 2018–2019 учебный год «От рождения до школы» (часть 3) Образовательная область «Речевое развитие» Цель: Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения.
Рабочая программа по ознакомлению с природой (к программе «От рождения до школы» 4–5 лет) ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ Педагогическим советом заведующий МАДОУ № 272 МАДОУ № 272 ___ Г. А. Берлизова протокол № от 30.08.2017 приказ.
Рабочая программа «От рождения до школы» с детьми группы раннего возраста от 1 года до 2 лет Рабочая программа разработана на основе основной общеобразовательной программы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения.
Рабочая программа в младшей группе «От рождения до школы» Принято Советом педагогов МБДОУ «___» ___ 20__ г. Протокол №___ Утверждаю заведующая МБДОУ ___ «___».
Источник
Физическое развитие при реализации программы «От рождения до школы» и ФГОС
Нелли Львовна Коновалова
Физическое развитие при реализации программы «От рождения до школы» и ФГОС
«Физическое развитие при реализации программы
«От рождения до школы» и ФГОС ДО: основные цели и задачи, содержание психолого-педагогической работы»
Подготовила: воспитатель Коновалова Нелли Львовна
Образовательная область. «Физическое развитие при реализации программы «От рождения до школы» и ФГОС ДО: основные цели и задачи, содержание психолого-педагогической работы»
Наблюдающаяся в последнее время стандартизация образовательных систем во всем мире затронула и нашу страну. В Российской Федерации стандартизация системы образования проводится с целью повышения доступности и качества образования, а также с целью развития и поддержки талантливых детей. В настоящее время для дошкольного образования установлены федеральные государственные образовательные стандарты.
Стандарт является ориентиром для независимой оценки качества дошкольного образования (Закон РФ «Об образовании», ст. 95).
Содержание общеобразовательной Программы должно охватывать:
— коммуникативно-личностное развитие;
— познавательно-речевое развитие;
— художественно-эстетическое развитие;
— физическое развитие [ ФГОС].
ФГОС дошкольного образования выделяет ряд важных принципов, которым должна соответствовать программа ДОУ. Одним из них является принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их возможностями и спецификой.
В образовательной области «Физическое развитие» главной задачей является гармоничное развития у воспитанников физического и психического здоровья.
Для ДОУ появляется новая проблема: важно не просто проводить занятия по здоровьесберегающим технологиям, а создать единый процесс взаимодействия педагога и воспитанников, где гармонично переплетаются разные образовательные области. В конечном итоге каждый ребенок получит представления о здоровье человека как главной ценности, которая необходима ему для полноценной жизни.
Реализация процесса интеграции, невозможна без взаимодействия педагогического коллектива и родителей воспитанников. Поэтому во всех дошкольных образовательных учреждениях должны разрабатываться соответствующие виды планирования воспитательно – образовательного процесса, которые помогли бы решить задачи интеграции образовательных областей. Задачи образовательных областей должны решаться в разнообразных видах деятельности, при этом участники образовательного процесса должны взаимодействовать друг с другом.
В каждой из образовательных областей в разных видах деятельности педагог может обратить внимание детей на те или иные правила сохранения здоровья. В ходе непосредственно образовательной деятельности, наблюдения, исследовательской деятельности, при чтении художественной литературы педагог может рассматривать проблемы культуры здоровья человека, правил безопасного поведения. Все это оказывает большое влияние на развитие представлений детей о здоровье.
В практику работы детских садов, должна внедряться проектная деятельность по здоровью и физическому здоровью детей, а также рассматриваться вопросы по организации свободной двигательной деятельности детей во время прогулки.
Работа по оздоровлению и физическому воспитанию детей должна строиться на основе ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игровой, а двигательно-игровая деятельность – это основа воспитания, оздоровления, развития и обучения детей дошкольного возраста. Только благодаря применению игровой деятельности и правильно сформированной системе физкультурно-оздоровительной работы, можно добиться снижения уровня заболеваемости у детей.
Образовательная область «Физическое развитие» должна быть направлена, главным образом, на достижение важнейшей цели – формирование представлений у дошкольников о здоровом образе жизни. Важнейшая роль в физическом воспитании ребенка по-прежнему принадлежит воспитателям и инструкторам. Именно их умение методически правильно организовать и провести занятия, нестандартные подходы к выбору форм и средств их проведения – важнейшие компоненты развития интереса к занятиям, формирования у ребенка необходимых привычек, двигательных умений и навыков.
Только такое слияние видов деятельности обеспечивает познание своего организма, допускает осознание у воспитанников уровня ответственности по отношению к своему здоровью, воспитывает потребность ведения здорового образа жизни, первые формирует предпосылки учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность ребенка в будущем.
Цель ФГОС: обеспечение государством — равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;
Задачи ФГОС:
• охрана и укрепления физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия);
• сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой;
• формирование общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности;
• формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;
• обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).
Требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования
1. Для успешной реализации Программыдолжны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия: уважение педагогов к человеческому достоинству воспитанников, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях; взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребёнка, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс и др.
2 получения без дискриминации качественного образования детьми с ОВЗ организации инклюзивного образования детей с ОВЗ, исключение перегрузок педагогов.
3/ оценка развития детей, его динамики, проводится педагогом совместно с педагогом-психологом в рамках психолого-педагогической диагностики (или мониторинга) с согласия его родителей (законных представителей).
Результаты психолого-педагогической диагностики (мониторинга)могут использоваться исключительно для решения образовательных задач:
• индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
• оптимизации работы с группой детей.
5. Предельная наполняемость групп устанавливается в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.
Наполняемость конкретной группы определяется с учётом возраста детей, их состояния здоровья, специфики образовательной программы, профессионализма педагогического персонала образовательной организации.
Предельная наполняемость групп, включающих детей с ОВЗ и детей- инвалидов, в том числе в группах компенсирующей и комбинированной направленности, устанавливается в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.
6. У педагогического работника, реализующего Программу, должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для создания социальной ситуации развития воспитанников, соответствующей специфике дошкольного возраста.Данные компетенции предполагают:
1) обеспечение эмоционального благополучия каждого ребёнка посредством:
• создания позитивного психологического и морально-нравственного климата в группе; создания условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья;
• проявления чуткости к интересам и возможностям детей;
• непосредственного общения с каждым ребёнком;
1. организацию конструктивного взаимодействия детей в группе в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов;
2. построение развивающего вариативного образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника и учитывающего его психолого-возрастные и индивидуальные возможности и склонности,которое должно обеспечить:
• недирективную помощь и поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности;
• широкие возможности для развития свободной игры детей, в том числе обеспечивая игровое время и пространство и используя ресурсы полифункциональной и трансформируемой предметной образовательной среды;
• условия для овладения культурными средствами деятельности, находящимися в зоне ближайшего развития детей;
• организацию видов деятельности, стимулирующих развитие мышления, воображения, фантазии и детского творчества;
• консультативной поддержки педагогов и родителей по вопросам инклюзивного образования в случае его организации;
• организационно-методического сопровождения процесса реализации Программы, в том числе в плане взаимодействия с социумом.
4)открытый характер образовательного процесса на основе сотрудничества с семьями воспитанников:
• непосредственного вовлечения их в образовательный процесс, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
• взаимодействие с семьёй по вопросам образования ребёнка, охраны и укрепления его здоровья, оказания при необходимости консультативной и иной помощи.
7. В Организации, реализующей Программу,должны быть созданы условия для:повышения квалификации педагогических и руководящих работников (в том числе по их выбору) и их профессионального развития;
8. Организация создаёт условия для медицинского сопровождения детей в целях охраны и укрепления их здоровья.
Коррекционная работа с детьми с ОВЗ, с детьми-инвалидами, осваивающими Программу совместно с другими воспитанниками в группах комбинированной направленности должна учитывать индивидуальную программу реабилитации инвалида.
9.Организация должна создавать возможности:
• для предоставления информации о Программе семье и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательный процесс, а также широкой общественности;
• для педагогов по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде;
• для обсуждения с родителями (законными представителями) воспитанников вопросов, связанных с реализацией Программы.
II раздел рабочей программы (художественно-эстетическое и физическое развитие) 2.4. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» «Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок.
Анализ программы «От рождения до школы». Содержание исследовательской деятельности Программа «От рождения до школы» построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребёнку и направлена на его всестороннее развитие,формирование.
Игровая среда при реализации ФГОС Развивающая среда – это единство социальных и природных факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на.
Карты индивидуального развития детей 2–3 лет в соответствии с ФГОС до и программы «От рождения до школы» Содержание психолого-педагогической работы с детьми 2-3 лет дается по образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное.
Карты индивидуального развития детей 5–6 лет в соответствии с ФГОС до и программы «От рождения до школы» Содержание психолого-педагогической работы с детьми 3-4 лет дается по образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное.
Мастер-класс «Индивидуальный и дифференцированный подход к обучению детей с ОВЗ при реализации образовательной программы» Реализация индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей с ОВЗ. 1 слайд «Если педагогика хочет воспитывать.
Обоснование выбора программы «От рождения до школы» и комплекта учебно-методической литературы Дошкольное образовательное учреждение, в котором я работаю воспитателем, осуществляет свою воспитательно-образовательную деятельность по.
Перспективное планирование по ФГОС. средняя группа (по программе «От рождения-до школы») Виды организованной деятельности Сентябрь 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя Познание ФЭМП Занятие №1 Цели: — Закреплять умение сравнивать.
Преемственность детского сада и школы в рамках реализации ФГОС Преемственность детского сада и школы в рамках реализации ФГОС Введение и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов.
Источник