Здоровье ребёнка – основа его гармоничного развития
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Физическое и душевное благополучие, являющееся составным компонентом понятия «здоровье», предполагает нормальное течение роста и развития ребенка. Утрату ребенком способности к игровой и познавательной деятельности, невозможность находиться в детском коллективе следует рассматривать как потерю здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorove_rebyonka.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
основа его гармоничного
Здоровье – это состояние полного физического, духовного, социального благополучия. Оно достигается тем, что человек должен определить и реализовать свои стремления, удовлетворить потребности, изменить свою окружающую среду или адоптироваться к ней.
Следовательно, здоровым можно назвать лишь того, кто способен к трудовой и творческой деятельности, к полноценному выполнению социальных функций, к развитию духовных способностей.
Применительно к ребенку дошкольного возраста социальными функциями являются пребывание в детском коллективе, освоение программы воспитания и обучения, осуществление разнообразной игровой, учебной и трудовой деятельности.
Физическое и душевное благополучие, являющееся составным компонентом понятия «здоровье», предполагает нормальное течение роста и развития ребенка. Утрату ребенком способности к игровой и познавательной деятельности, невозможность находиться в детском коллективе следует рассматривать как потерю здоровья. При этом не обязательно наличие какой-либо болезни, которая, безусловно, задерживает развитие ребенка. Отклонение от нормального состояния может быть незаметным в повседневной жизни, замаскированным детской живостью и подвижностью: ребенок не чувствует его, взрослый о нем не подозревает. И лишь тогда, когда от ребенка требуют большого напряжения, скажем, решения трудных задач, отклонение начинает проявляться в виде отказа выполнить учебное задание, в изменении поведения и других признаках нарушения психической деятельности, объединяемых общим названием «пограничные состояния». Отклонения от нормального состояния могут наблюдаться со стороны всех органов и систем и, в конечном счете, привести к нарушению нормального роста и развития ребенка.
Программа комплексной оценки здоровья дошкольника строится на следующих показателях.
I. Соматическое здоровье и уровень развития ребенка.
1. Физическое развитие:
— оценка физического развития;
II. Показатели состояния систем организма (опорно-двигательной, сердечно-сосудистой, желудочно-кишечной и др.).
III. Нервно-психическое здоровье и развитие ребенка.
1. Психический статус:
2. Вегетативный статус.
— Анализ острой заболеваемости.
3. Социально-биологический статус.
— Анализ социальных и биологических факторов.
4. Анализ факторов риска.
Определение исходных показателей состояния здоровья
и психического развития детей .
В комплекс антропометрических показателей, регистрируемых медицинским персоналом дошкольного учреждения, включены определения длины и массы тела, а также индексов: отношений длины тела к возрасту, массы тела — к возрасту и массы — к длине. Последний показатель отражает гармоничность физического развития ребенка. Наличие этих параметров обеспечивает возможность их сравнения с международными стандартами, показателями по таблицам, периодически издающимися Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ).
Рациональная организация двигательной активности детей.
Основную особенность составляет преобладание циклических, прежде всего беговых (скорость для детей 1,0-1,2 м/сек, т.е. два коротких шага в секунду) упражнений и особенно их комбинаций (бег, прыжки, марш, метание мяча, плавание, лыжи, велосипед и т.п.) во всех видах двигательной активности детей как способа тренировки и совершенствования общей выносливости — наиболее ценного оздоровительного качества. Эти упражнения составляют основное содержание утренней зарядки, ежедневных занятий по физическому воспитанию, двух обязательных прогулок, физкультминуток на занятиях другими видами деятельности и т.д. Важнейшим и основным разделом занятий по физической культуре и прогулок являются подвижные игры с циклическими упражнениями, а у детей старшего дошкольного возраста — и элементы спортивных игр и упражнений. При выполнении всех этих движений необходимо создавать условия для возникновения положительных эмоций у детей, что достигается, в частности, музыкальным сопровождением всех занятий по физической культуре, проводимых в зале, и ряда занятий на открытом воздухе и прогулок.
Система эффективного закаливания детей.
Научным обоснованием этого раздела программы является подход к закаливанию как к тренировке системы терморегуляции.
Основное правило ее использования — соответствие погоде на данное время дня. Одежда на улице и дома должна быть легкой, позволяющей двигаться без затруднений.
Другим обязательным условием закаливания является поддерживание определенной температуры воздуха в помещениях, не превышающей +18 — +20° С, так как при более высокой сверхкомфортной температуре механизмы физической терморегуляции не развиваются и создаются условия для возникновения респираторных заболеваний. Хорошее закаливающее действие оказывает хождение босиком, при соблюдении постепенности в его интенсивности и продолжительности.
Таким образом, правильное использование теплозащищающих свойств одежды, регулирование температуры воздуха в помещениях, хождение босиком — все это условия эффективного закаливания.
Циклические упражнения, особенно на открытом воздухе, выполняемые детьми в свободной неперегревающей, не стесняющей движений одежде на занятиях по физической культуре и прогулках, обладают хорошим закаливающим и оздоровительным эффектом.
Комплекс психогигиенических и психопрофилактических средств
и методов, используемых в ДОУ.
Задачей психокоррекции является купирование (прерывание своевременным лечением) нарушений эмоционального состояния детей и создание условий для нормального функционирования их нервной системы:
— выявление факторов, способствующих возникновению и развитию дистрессовых невротических состояний у детей;
— применение психолого-педагогических приемов, направленных на купирование и предупреждение нежелательных аффективных проявлений, прежде всего у гиперактивных детей;
— обеспечение условия для преобладания положительных эмоций в ежедневном распорядке дня детей;
— создание благоприятного психологического климатами ДОУ и по возможности в семье;
— организация специальной игровой комнаты в ДОУ для проведения индивидуально-подгрупповой психокоррекционной работы.
Обеспечение рационального питания детей.
1. Ассимилирует пищу не только поглощающий ее организм, но и населяющие его пищеварительный тракт бактерии-симбионты, поэтому приток нутриентов (питательных веществ) формируется как за счет их извлечения из пищи, так и благодаря метаболической деятельности организма-хозяина и бактерий-симбионтов.
2. Нормальное питание обусловлено несколькими потоками питательных и регуляторных веществ.
3. Важнейшими компонентами пищи являются не только нутриенты (белки, жиры, углеводы, витамины, микроэлементы), но и балластные вещества, поэтому в рацион питания людей, включая и детей дошкольного возраста, должны вводиться в большом объеме растительные волокна и клетчатка при ограниченном потреблении рафинированных (искусственно приготовленных) продуктов.
Питание является основным фактором, влияющим на детский организм, необходимо создать специальные условия для приема пищи: правильно организовать режим питания, правильно количественно и качественно распределить пищу на отдельные приемы и организовать культуру поведения детей за столом.
Рациональное питание требует правильной организации его и в домашних условиях. Дома ребенок получает ежедневно ужин, который должен согласовываться с меню детского сада. В домашних условиях ребенок питается в выходные и праздничные дни, во время отпуска родителей, а также в период болезни.
Прежде всего, родители должны знать и соблюдать режим питания, принятый в детском саду, как по кратности приемов пищи, так и длительности интервалов между ними. Не следует давать детям бутерброды, сладости между приемами пищи — это может нарушить ритмическую деятельность пищеварительных органов, а также вызвать снижение аппетита.
Правильное питание в семье может внести еще большее разнообразие в рацион ребенка, дома можно приготовить то блюдо, которое ему нравится. Важно только, чтобы родители знали, какие продукты более полезны в детском возрасте.
Другим вопросом, требующим разъяснения, является суточный набор продуктов и их количество. Родители должны знать, какие продукты следует в обязательном порядке использовать в питании детей каждый день, какие реже. Следует обратить внимание родителей на важность соблюдения суточной нормы молока (500 г), мяса (100 г), широкого использования овощей, фруктов, сливочного и растительного масла.
Очень важно, чтобы пища, готовящаяся в домашних условиях, была безопасной в плане возникновения желудочно-кишечных заболеваний. В детском саду еда готовится к каждому приему пищи, запрещается использовать остатки от предыдущего кормления (в обед есть то, что не доели за завтраком). Дома же блюда часто готовятся и на 2 дня. В этом случае пищу нужно держать в холодильнике, а перед приемом хорошо прокипятить. Особую осторожность необходимо соблюдать при использовании скоропортящихся продуктов — творога, молока, кефира, сметаны, сосисок, вареных колбас. Молочные продукты должны реализоваться строго в соответствии с датой, проставленной на их упаковке. Не следует покупать в магазине колбасу, творог, сметану более чем на 2 дня. Прежде чем дать что-либо ребенку, родители должны сами попробовать продукт.
Детям особенно полезны овощи, содержащие водорастворимые витамины С, группы В, фолацин, минеральные вещества (натрий, калий, кальций, железо, фосфор), микроэлементы, бактерицидные вещества, губительно действующие на болезнетворные микроорганизмы. Овощи не следует очищать и нарезать заблаговременно, их подготавливают непосредственно перед варкой или употреблением в сыром виде. Обрабатывают овощи ножами из нержавеющей стали. При варке супов, щей, борщей закладываются не сразу все овощи, а последовательно, в соответствии со сроками их варки. Закладывают овощи в кипящую воду или бульон и варят на небольшом огне в посуде, накрытой крышкой. При этом меньше разрушаются витамины.
Создание условий для оздоровительных режимов детей.
Теоретическим обоснованием необходимости выполнения определенного распорядка для ребенка является биоритмология, предмет которой составляет изучение циклических процессов в живых организмах. Именно наличие цикличности в деятельности всех физиологических систем, биохимических процессах и проявлениях психических функций создает возможности для совершенной адаптации в условиях постоянно изменяющейся внешней среды, что особенно важно для растущих организмов.
Решение проблем медицинской экологии .
Медицинская экология рассматривает проблемы влияния факторов внешней среды на здоровье человека. В комплекс внешнесредовых факторов входят воздух, почва, вода, питание, тепло, свет, одежда, жилище, шум, радиация и т.д. Персоналу ДОУ следует учитывать влияние всех этих воздействий при реализации оздоровительной программы.
Здоровье следует рассматривать как состояние гармонии между человеком и окружающей его средой, поэтому насущная практическая задача работников ДОУ и родителей заключается в поиске и разработке именно такого подхода к здоровью детей и деятельности, направленной на его укрепление.
Источник
Консультация «Здоровье дошкольников»
елена якушенко
Консультация «Здоровье дошкольников»
ЗДОРОВЬЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
««Здоровье – это главное жизненное благо», — так гласит народная мудрость.
Здоровый, крепкий и развитый ребёнок. Как добиться этого? Что для этого делаем мы?
Согласитесь, приятно чувствовать себя здоровым, бодрым и веселым!Ведь как говорили древние греки: «В здоровом теле — здоровый дух».
Немало пословиц и поговорок о здоровье сложено и русским народом. Например,такие: «Здоровье дороже золота» ,«Здоровье ни за какие деньги не купишь», «Здоровым будешь – всё добудешь», «Детям — здоровье, родителям – радость».
Нет задачи сложнее, а может важнее, как вырастить здорового ребенка. Здоровье – важный фактор работоспособности и гармоничного развития детей. Здоровье не существует само по себе, оно нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни человека.
Здоровый образ жизни — образ жизни человека, направленный на профилактику болезни и укрепление здоровья.
В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а так же необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.
В современном обществе предъявляются новые, более высокие требования к человеку, в том числе к ребенку, к его знаниям и способностям. Забота о здоровье ребенка стала занимать приоритетные позиции, поскольку нужны личности не только творческие, гармонично развитые, активные, но и здоровые. Такой ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению.
Основные компоненты здорового образа жизни:
-Рациональная двигательная активность.
-Сохранение стабильного психоэмоционального состояния.
Психическое здоровье является составным элементом здоровья. Поэтому необходимо создать условия, обеспечивающие психологическое здоровье дошкольника, индивидуальный подход с учетом их личных особенностей, психологический комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду. Необходимо чтобы дети имели возможность систематически двигаться. Для этого нужно способствовать развитию основных двигательных качеств, поддерживать в течение всего дня работоспособность на высоком уровне. Однако нужно учитывать, что здоровый образ жизни дошкольников предполагает чередование активных и спокойных игр, так что разумный баланс между двигательной активностью и отдыхом должен быть сохранен. Главным образом в формировании основ здорового образа жизни и правильного отношения к своему здоровью у дошкольников являются : игры, просмотр фильмов, мультфильмов, чтение и обсуждение художественной литературы, викторины, пешие прогулки, дни здоровья, спортивные праздники. Именно такие мероприятия являются наиболее интересными для детей.
Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и детей. Важное значение в работе по формированию здоровья приобретает организация работы с родителями, ни одна даже самая лучшая программа и методика не могут гарантировать полноценного результата, если семья не будет придерживаться принципов здорового образа жизни. Родителям необходимо усвоить, что здоровье малыша – это не только отсутствие болезни, эмоционального тонуса и плохая работоспособность, но и закладывание основ будущего благополучия личности ребенка.
Помните! Наличие здорового будущего завтра – это постоянная забота о физическом, психологическом и социальном благополучии ребенка сегодня!
Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной в работе и нашего дошкольного учреждения.
Основными направлениями приобщения дошкольников к здоровомуобразу жизни являются:
1. Физкультурно-оздоровительные мероприятия, включающие организованные формы работы и самостоятельную двигательную деятельность детей в повседневной жизни. (проведение физкультурных занятий, утренней гимнастики, подвижных игр,профилактические,закаливающие мероприятия: полоскание рта и горла отваром ромашки, обливание рук до локтя водой комнатной температуры, умывание лица и шеи холодной водой, ходьба босиком по «дорожкам здоровья», гимнастика пробуждения, гигиеническая гимнастика после сна с принятием воздушных ванн)
2. Познавательные занятия, на которых ребенок приобретает знания о своем организме, способах сохранения своего здоровья. (занятия организуются 2 раза в месяц,используется: рассматривание иллюстраций, картин.)
3. Обучающие, развивающие, творческие игры и игровые упражнения, обеспечивающие возможность приобретения способов выполнения, формирования умений.
4. Решение проблемно-практических ситуаций. (применяются для первоначального ситуативного поведения, направленного на охрану и укрепление своего здоровья.)
5. Досуги и праздники.
6. Складывающиеся ситуации, включающие применение детьми в повседневной жизни сформированных умений и навыков.
Основными видами здоровьесберегающих технологий в дошкольномобразовании являются:
Медико-профuлактические технологии – технологии обеспечивающие сохранение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами (организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей дошкольного возраста; организация профилактических мероприятий; организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Физкультурно-оздоровительные технологии – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка (развитие физических качеств, двигательной активности, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье.)
Здоровьесберегающие образовательные технологии – технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников (становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его)
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка – технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребё нка-дошкольника (обеспечение эмоционального комфорта и позитивного психологического самочувствия в процессе общения со сверстниками и взрослыми.)
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
ЗАБОТА О ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ — ЗАДАЧА ОБЩАЯ.
«Стресс и здоровье» Что же такое здоровье? Обратимся к «Словарю русского языка» С. И. Ожегова: «Здоровье – это правильная нормальная деятельность организма».
Альбом «Моё здоровье» Творческие рассказы детей на тему «Моё здоровье».В нашем детском саду уже несколько лет практикуется такой вид развития детской речи, как.
Фотоотчет «Формирование у дошкольников осознанного отношения к своему здоровью в рамках образовательной области «Здоровье» В настоящее время одной из наиболее важных глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребёнка – вот самое.
Конспект НОД «Я и здоровье» Тема недели: Я И ЗДОРОВЬЕ Возраст детей: 5 – 7 лет Цель: формирование единого образовательного пространства детского сада Задачи: — формировать.
Конспект занятия по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников «Где прячется здоровье?» Конспект занятия по здоровьесбережению в подготовительной к школе группе «Где прячется здоровье» Здоровье – это награда, которую получает.
Конспект занятия для дошкольников «Положительные эмоции и здоровье» Задачи: 1. Актуализировать опыт и знания детей из области эмоциональной сферы, способствовать осмыслению своих состояний и пониманию того,.
Консультация для родителей «Эмоциональное здоровье дошкольников» Жизнь без эмоций также невозможна, как и без ощущений. Что же такое эмоциональное здоровье дошкольников? Эмоциональное здоровье напрямую.
Консультация для родителей «Питание и здоровье дошкольников» ГККП я/с №1 Консультация для родителей Тема: Питание и здоровье дошкольников. У детей раннего и дошкольного возраста из всех так называемых.
Музыка и здоровье Музыка и здоровье Еще в глубокой древности арабские врачи знали, что для успешного лечения очень важно хорошее настроение. С этой целью.
«Здоровье в порядке — спасибо зарядке». Физическое воспитание дошкольников «Здоровье в порядке- спасибо зарядке» Слайд 1 Утренняя гигиеническая гимнастика – зарядка — одна из наиболее распространенных форм применения.
Источник