Кризисный центр
помощи женщинам и детям
Роль семьи в формировании здорового образа жизни ребенка
Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым,
сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!
«Берегите здоровье смолоду!» — эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка для того чтобы у человека уже выработалось осознанное отношение к своему здоровью. Условия, от которых зависит направленность формирования личности ребенка, а также его здоровье, закладываются в семье. То, что прививают ребенку с детства и отрочества в семье в сфере нравственных, этических и других начал, определяет все его дальнейшее поведение в жизни, отношение к себе, своему здоровью и здоровью окружающих.
Семья – это социальный институт, участвующий в формировании личности человека. Каждый человек, рождаясь, имеет генетически заданные способности, однако личностью он становится, пройдя социализацию. Первыми в процесс социализации включается семья. Через родителей ребенок учится социально опосредовать свои телесные и психические функции. Если родители соматически и психически здоровы, ведут здоровый образ жизни, то процесс социализации функций ребенка будет успешен. Однако если родители болеют, то ребенок может копировать как сами симптомы, так и способы реагирования на болезнь, усваивая семейные стереотипы здоровья и болезни. Поэтому медики часто сталкиваются с детьми, чьи симптомы схожи с заболеваниями их родных не только потому, что есть фактор наследственной слабости систем органов, но и потому, что дети подражают своим близким. Однако, если, несмотря на заболевания, родные демонстрируют направленность на здоровый образ жизни, желание справиться с болезненными ощущениями, то ребенок учится правильным способам сохранения и поддержания своего здоровья.
Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи, в которой родился и воспитывался ребенок. Однако рассказы и нравоучения взрослых не вызовут у малыша стойкой потребности в здоровом образе жизни. А значит, прежде чем научить ребенка, эту потребность родители должны выработать у себя. После этого на первый план в семейном воспитании выходит вопрос о средствах формирования культуры здоровья детей. К этим средствам относятся: деятельность, общение, отношения.
Деятельность – основной фактор развития человека и она должна быть направлена на пользу человека.
Общение как атрибут деятельности повышает её воспитательный эффект.
Связующим звеном между деятельностью и общением выступают отношения. Они должны носить ярко гуманистический характер, используя оба механизма взаимодействия с ребенком:
1-й механизм: Поощряя определённое поведение ребёнка по сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья окружающих, наказывая его за нарушение и невыполнение тех или иных здоровьесберегающих правил, родители внедряют в сознание ребёнка систему ценностных установок и норм культуры здоровья
2-й механизм: идентификация — подражание своим родителям, ориентация на родительский пример. Замечу, что родители не всегда демонстрируют пример здорового образа жизни (Например, утренняя зарядка: детей заставляем делать, а сами?)
Задача родителей — донести значение ежедневной заботы о своем здоровье до сознания своего ребенка, обучить искусству укрепления здоровья. Искусство это осваивается детьми в процессе совместной деятельности с родителями. Родителям необходимо не направлять детей на путь здоровья, а вести их за собой по этому пути своим примером.
Какие же формы совместного отдыха детей и родителей, способствующих формированию ЗОЖ, можно выделить?
- Совместная интеллектуальная деятельность: интеллектуальные семейные игры, разгадывание кроссвордов, ребусов, загадок, составление собственных кроссвордов и др.;
- Совместная творческая деятельность: оформление поздравления родственникам, подготовка квартиры к празднику, выполнение каких-либо художественных работ и др.;
- Совместная трудовая деятельность: уборка в квартире, благоустройство территории вокруг своего дома, выполнение работ на приусадебном участке и др.;
- Совместная спортивная деятельность: посещение тренажерного зала, бассейна, спортивные занятия на стадионе всей семьей, лыжные семейные прогулки и др.;
- Совместные подвижные, сюжетно-ролевые игры.
Формируя здоровый образ жизни ребенка, семья должна привить ребенку следующие основные знания, навыки и умения:
- знание основных частей тела и внутренних органов, их расположение и роль в жизнедеятельности организма человека;
- умение измерять рост, массу тела, определять частоту своего пульса и дыхания, понимание значения определения этих показателей для контроля за состоянием здоровья и его коррекции;
- понимание значения ЗОЖ для личного здоровья, хорошего самочувствия, успехов в учебе;
- знание правил личной гигиены, гигиены жилых и учебных помещений, одежды, обуви и др.;
- умение правильно строить режим дня и выполнять его;
- знание основных правил рационального питания с учетом возраста;
- понимание значения двигательной активности для развития здорового организма;
- знание правил профилактики заболеваний позвоночника, стопы, органов зрения, слуха и других;
- знание основных природных факторов, укрепляющих здоровье, и правил их использования;
- знание правил сохранения здоровья от простудных и некоторых других инфекционных заболеваний;
- умение анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них;
- умение оказывать простейшую помощь при небольших порезах, ушибах, ожогах, обморожениях;
- знание лечебных учреждений, где возможно получить помощь в случае болезни;
- умение взаимодействовать с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда обитания (дом, класс, улица, дорога, лес) безопасна для жизни.
Родителям необходимо также знать критерии эффективности воспитания ЗОЖ:
- положительная динамика физического состояния вашего ребенка;
- уменьшение заболеваемости;
- формирование у ребенка умений выстраивать отношения со сверстниками, родителями и другими людьми;
- снижение уровня тревожности и агрессивности.
Тихая полноводная река, в ней купаются дети, не умеющие хорошо плавать. Впереди – огромный водопад. Неожиданно течение подхватывает и уносит детей. Они оказываются в падающем потоке воды, рискуя разбиться и погибнуть, а мы, взрослые, стоим внизу, протягиваем руки и пытаемся их спасти, в то время как все мы должны были бы быть наверху, где спокойное течение и учить их плавать. Если перенести данную метафору в область здоровья, то река – это образ жизни, и наша общая задача – научить каждого ребенка безопасному плаванию по ней, всячески помогая ему в выборе стиля жизни, способствующего укреплению и сохранению здоровья.
Материал подготовила педагог-психолог, заведующий стационарным отделением Агеева Л.А.
Источник
Роль семьи в формировании здоровья детей
материал
Консультация для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 14.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
« Роль семьи в формировании здоровья детей »
Выполнила : Яицкая А.А.
Огромную роль в формировании здоровья детей играет семья . Чтобы ребёнок рос здоровым , сознательное отношение к собственному здоровью следует формировать в первую очередь у родителей , так как малыш как губка впитывает стиль поведения близких людей . . От родителей во многом зависит , вырастут ли их дети здоровыми и жизнерадостными .
Основной задачей для родителей является формирование у ребенка нравственного отношения к своему здоровью , которое выражается в желании и потребности быть здоровым , вести здоровый образ жизни . Он должен осознать , что здоровье для человека важнейшая ценность , главное условие достижения любой жизненной цели , и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья . В этом ничто не может заменить авторитет взрослого . Поэтому родители должны сами воспринять философию здоровый образ жизни и вступить на путь здоровья .
Режим дошкольника – одна из важных составляющих семейного воспитания , позволяющих сохранять высокий уровень работоспособности , отодвинуть утомление и исключить переутомление . Семья организует рациональный домашний режим – сон , оптимальный двигательный режим , рациональное питание , закаливание , личную гигиену .
Несмотря на заинтересованность родителей в сохранении здоровья детей , им не всегда удаётся грамотно решать многие вопросы и возникшие проблемы , тем более , что многие дети большую часть времени находятся в детском саду . Поэтому ДОУ оказывает существенную помощь семье в сохранении и укреплении физического и психологического здоровья дошкольников .
Совершенно очевидно , что решение проблемы оздоровления дошкольников возможно только при условии реализации единой программы гигиенического обучения и воспитания в семье и детском саду .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современная жизнь выдвигает повышенные требования к здоровью детей, которое является данной от природы и абсолютной ценностью трех уровней :биологического, социального и психологического. Здоровье, и .
Что такое семья?Семья — основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.В теории семейного права сем.
Все родители хотят видеть своих детей здоровыми, веселыми, хорошо физически развитыми. Поэтому, одновременно с заботой о чистоте тела и с удовлетворением потребностей в пище, необходимо создать услови.
Домашний режим дошкольника – одна из важных составляющих семейного воспитания, позволяющих сохранять высокий уровень работоспособности, отодвинуть утомление и исключить переутомление.
Консультация для родителей «Роль семьи в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста».
Консультация для родителей.
laquo;Роль семьи в формировании здорового образа жизни у детей».
Источник
Здоровье детей – главная ценность семьи, общества, государства, человечества
статья по теме
Здоровье школьников – одно из важных условий благополучия школы, ее успешности на рынке образования. С учетом тех направлений, по которым развивается российская школа, мы с уверенностью можем сказать: «Успешной и востребованной будет та школа, которая обеспечит здоровье детей, используя здоровьесберегающие педагогические технологии».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorove_detey_-_glavnaya_cennost_semi_obshchestva_gosudarstva_chelovechestva.docx | 17.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Тришкина В.М., преподаватель русского языка и литературы
ГБОУ СПО Педагогический колледж №18 «Митино», г. Москва
Здоровье детей – главная ценность семьи, общества, государства, человечества
Здоровье школьников – одно из важных условий благополучия школы, ее успешности на рынке образования. С учетом тех направлений, по которым развивается российская школа, мы с уверенностью можем сказать: «Успешной и востребованной будет та школа, которая обеспечит здоровье детей, используя здоровьесберегающие педагогические технологии».
Что же такое здоровье? Вот как определяет Всемирная организация здравоохранения это понятие: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов».
Здоровье зависит от следующих факторов:
50% — образ жизни
20% — экологическая обстановка
Из этого соотношения видно, что главным резервом здоровья человека является его образ жизни. Положительно влияя на него, мы можем существенно повысить потенциал здоровья. Валеология (наука о здоровье, от латинского valeo – здравствовать) как раз и предлагает активно формировать здоровье человека, модифицируя его образ жизни, обучая формам поведения, направленным на сохранение, укрепление здоровья, повышение работоспособности.
Эколого-валеологическую культуру нельзя навязать ребёнку. Детство – это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающем мире, формирования многогранных отношений к природе. Особая чувствительность и эмоциональность младших школьников создают особые предпосылки для появления интереса к самому себе, к людям, к своему здоровью, к состоянию природной и социальной среды.
Сущность валеологии выражается девизом: «Человек, познай и сотвори себя сам!». Валеология предлагает формировать здоровье, повышать его потенциал с опорой на собственные усилия человека.
По статистическим данным за последние 10 лет увеличились нервно-психические расстройства, психосоматические заболевания, депрессии, многие дети к 7 годам не достигают школьной зрелости.
Основными причинами школьных болезней являются недостаточная освещенность класса, плохой воздух в школьных помещениях, неправильная форма и величина школьных столов, несоблюдение режима дня, что приводит к перегрузке учебными занятиями.
Социально-культурный характер факторов, оказывающих неблагоприятное влияние на психологическое здоровье, обусловлен ускорением темпа современной жизни, дефицитом времени, недостаточными условиями для снятия эмоционального напряжения и для расслабления. Следствием этого являются чрезмерная загруженность родителей, их невротизация, появление множества проблем в сочетании с недостаточной осведомленностью о путях решения внутриличностных конфликтов и о возможностях психологической и психотерапевтической помощи. Подобная личностная дисгармония родителей находит свое отражение в развитии детей и оказывает негативное влияние на психику.
Назовем внутришкольные факторы, влияющие на здоровье: стрессовая педагогическая тактика; несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников; несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса; недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
Для здорового образа жизни школьника необходимо: благоприятное социальное окружение, духовно-нравственное благополучие, оптимальный двигательный режим, закаливание организма, рациональное питание, личная гигиена, отказ от вредных пристрастий, положительные эмоции.
Чтобы российская школа смогла стать «школой здоровья» в ней необходимо формировать валеологическую учебно-воспитательную систему. Основные цели этой системы можно сформулировать так: создать условия для формирования, сохранения и укрепления здоровья, как важнейшего фактора развития личности; предоставить каждому ребенку возможность получить образование без потери здоровья; сформировать у всех участников образовательного процесса валеологичекую культуру; поддерживать в образовательных учреждениях атмосферу демократии и гуманизма.
Создание благоприятного психологического климата в учебном процессе, применение личностно-значимых способов учебной работы, индивидуальных заданий разных типов и уровней, индивидуального темпа работы и выбора видов учебной деятельности – это методы, которые раскрепощают ребенка, повышают уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях. Следовательно, эти методы снижают тревожность и психологическое напряжение учащихся. Это, в свою очередь, улучшает адаптацию и повышает сопротивляемость организма к воздействию внешних и внутренних негативных факторов.
Таким образом, общество заинтересованно в оздоровлении не только самого общества, но и каждого человека, а в принципе одно без другого просто невозможно, оно должно решать эту проблему на всех уровнях, а также всем миром. Ответственность за то, что от первого к выпускному классу здоровье детей значительно ухудшается, приняла на себя российская школа.
Профессор А. К. Демин из Российской ассоциации общественного здоровья отмечает: «Здоровые дети – главная ценность и основа благополучия, устойчивости и безопасности семьи, общества, государства, человечества». «Детские» проблемы, к которым многие относятся свысока, нарастают. В частности, здоровье детей вызывает особую обеспокоенность. Дети – самая уязвимая часть населения. Это объясняется, в частности, низкой информированностью, недостатком жизненного опыта, наивностью и доверчивостью, чувствительностью к повреждающим факторам».
Из этого следует, что в качестве основных социальных институтов, призванных обеспечить реализацию человеческого потенциала в детском возрасте, включая здоровье, рассматриваются семья, системы образования, здравоохранения, правоохранительные органы.
Влияние семейного фактора: частые конфликты, ассоциальность поведения родителей, денежный барьер, отсутствие организации жизни, сниженность питания, безнадзорность в быту, неправильное отношение к ребенку, подавленность личности, физические наказания, низкий уровень физиологической сопротивляемости, авторитарность родителей, низкий уровень подготовленности к школе.
Свою долю ответственности за сохранение здоровья граждан несёт система образования. Период взросления человека, приходящийся на время его пребывания в школе, оказался одним из периодов, в течение которого происходит ухудшение состояния его здоровья, притом, что именно эти годы проходят под постоянным контролем со стороны педагогов.
Семья сегодня переживает кризис и неспособна полноценно выполнить свои функции, поэтому образование должно стать мастерской здоровья, так как дети посвящают образованию основную часть своей активной жизни. Чем выше уровень образования, в целом, тем выше социальный статус, качество и продолжительность жизни человека.
Нельзя смириться с тем, что у большинства детей именно в период получения образования происходит критическое ослабление здоровья, во многом связанное с управляемыми и устранимыми факторами.
Таким образом, с учетом исходного уровня здоровья при поступлении в учебное заведение, правовая и материальная ответственность за динамику здоровья детей должна быть возложена на систему образования. Ведь именно со здоровья начинается успешное обучение.
Поистине безграничны возможности школы в этом направлении. Об этом свидетельствует опыт отечественной теории и практики, а также мировые разработки в области здоровьесберегающего пространства школьника. Педагогическая общественность все больше осознает, что именно учитель может сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач.
1. Валеология. Справочник школьника. Сост. Заготова, Донецк, ПКФ «БАО», 1998.
2. Попов С. В. Валеология в школе и дома. Спб., Союз, 1998.
3.Хрипкова А. Г., Колесов Д. В. Гигиена и здоровье школьника. Просвещение, 1988
Источник