Меню

Здоровье детей главная задача общества

Воспитание здорового ребенка в современном обществе
статья на тему

Здоровье ребенка закладывается задолго до появления на свет, формируется в период детства и является показателем физического и нравственного состояния современного общества. Однако нынешнее состояние здоровья детей из-за негативных тенденций вызывает большое беспокойство.

Формирование здорового ребенка, полноценное развитие его организма -одна из основных проблем дошкольного учреждения. Физическое воспитание детей в дошкольных учреждениях должно быть направлено на укрепление здоровья и оптимизацию двигательной активности детей.

Дошкольные образовательные учреждения должны явиться тем звеном, которое может оказать существенное влияние на оздоровление детей в процессе обучения и воспитания, а также повлиять на весь образ жизни ребенка.

Скачать:

Вложение Размер
vospitanie_zdorovogo_rebenka.doc 35 КБ

Предварительный просмотр:

ВОСПИТАНИЕ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА

В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Воспитание – это процесс формирования будущего гражданина и личности с целью подготовки к культурной и трудовой жизни. Здоровье ребенка закладывается задолго до появления на свет и формируется в период детства. Здоровье детей является показателем физического и нравственного состояния современного общества. Однако нынешнее состояние здоровья детей из-за негативных тенденций вызывает большое беспокойство.

Если в конце 80 лет XX века рождалось около 25% ослабленных детей, то на сегодня это число утроилось. Заболеваемость новорожденных детей возросло более чем в 2 раза. Отмечается увеличение частоты врожденных аномалий, рост детской смертности. Растет число родившихся недоношенными. По шкале жизнеспособности только 8% новорожденных имеют высшую оценку и всего лишь 10% не имеют отклонений со стороны центральной нервной системы. С таким низким исходным уровнем дети не могут противостоять неблагоприятным экологически факторам. За время обучения в школе у детей возрастает: частота нарушения зрения в 5 раз, патология органов пищеварения и опорно-двигательного аппарата в 3 раза, патология сердечно-сосудистой системы и психические расстройства в 2 раза.

В подростковой группе ( это та группа, от состояния здоровья которой зависит здоровье будущих детей) растет число наркомании, токсикомании, снижается возраст начала курения и употребления алкоголя. Растет число абортов, каждый 10 аборт у девочек-подростков.

Анализ всего этого показывает, что актуальность, целенаправленность, организация работы по сохранению и укреплению здоровья детей и молодого поколения становится необходимой.

Дошкольные образовательные учреждения должны явиться тем звеном, которое может оказать существенное влияние на оздоровление детей в процессе обучения и воспитания, а также повлиять на весь образ жизни ребенка. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. До семи лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Каждый ребенок должен ощущать себя счастливым человеком!

Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей.

Сегодня модным стало слово «гиподинамия». Многие понимают его, как недостаток движения. Но это не совсем правильно. Гиподинамия это болезнь, определение которой довольно угрожающе: «Нарушение функций организма ( опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности».

Движения необходимы ребенку они способствуют развитию его физиологических систем, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма.

Как показывают исследования, современные дети испытывают «двигательный дефицит», количество движений производимых ими в течение дня ниже возрастной нормы. Не будет секретом, что в детском саду и дома дети проводят много времени в статическом положении ( за столом, у компьютера и т.д.)

Все это увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку развития быстроты, ловкости, гибкости и силы, а это в свою очередь усугубляет неблагоприятное влияние гипокинезии.

Гипокинезия вызывает развитие обменных нарушений и избыточное отложение жира, способствует заболеванию детей ожирением.

Таким образом, одной из задач дошкольного учреждения в воспитании здорового ребенка является интенсивность физического развития детей, так как их здоровье зависит от двигательной активности.

Основными средствами сохранения физического здоровья детей является: рациональное питание, двигательная активность, укрепление иммунных сил организма, вакцинопрофилактика, нормализация психологического климата, консультирование родителей и детей.

В последнее время все больше возникают проблемы детских стрессов, которые влекут за собой различные нервные расстройства и повышенную заболеваемость.

Раннее начало обучения на фоне функциональной незрелости и неготовности отдельных детей к школе приводит к нарастанию психоэмоциональных и физических нагрузок. Детские стрессы нарушают нормальное течение физиологических процессов, а это ведет к ухудшению здоровья ребенка.

Снятие стрессовых состояний и их профилактика также одна из задач физического воспитания детей в дошкольных учреждениях

Как утверждал академик Н.М. Амосов, ребенок конца ХХ и начала XXI веков сталкивается с тремя пороками цивилизации: накоплением отрицательных эмоций неправильным питанием и гиподинамией. По мнению ученых, неправильное питание и гиподинамия ведут к акселерации – ускоренному развитию организма ребенка, т.е. к ускоренному росту и увеличению веса тела. Внутренние же органы по своему развитию отстают от роста, а это приводит к возникновению отклонений и различных заболеваний.

Формирование здорового ребенка, полноценное развитие его организма -одна из основных проблем дошкольного учреждения. Физическое воспитание детей в дошкольных учреждениях должно быть направлено на укрепление здоровья и оптимизацию двигательной активности детей.

Физическое воспитание включает в себя: оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

Оздоровительные – охрана и укрепление здоровья детей, повышение активности и работоспособности.

Образовательные – формирование двигательных умений и навыков, роли физических упражнений, получение элементарных знаний о своем организме.

Воспитательные – единство средств, форм и методов работы, направленных на всестороннее физическое развитие детей

Полноценное физическое развитие возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания.

Физкультурно-оздоровительная работа позволяет осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку, привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в детском саду.

Такой подход к воспитанию здорового ребенка позволит снизить заболеваемость и добиться высоких результатов в области физического развития.

1. Маханаева М. Д. Воспитание здорового ребенка: пособие для практических работников дошкольных учреждений. 2-е изд., испр. и доп. –М: АРКТИ, 2000-108с.

2. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации Материалы Всероссийского совещания .- М: издательство ГНОМ и Д, 2002 – 320с

Воспитатель: Катогарова О.С.

МДОУ ЦРР ««Кристаллик» — детский сад № 30» г. Железногорск.

Источник

«НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В РОССИИ И ЕЕ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ»
консультация ( группа) на тему

Консультация для воспитателей.

Скачать:

Вложение Размер
natsionalnaya_strategiya.docx 18.37 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ д/с «Черемушки»

города Балашова Саратовской области

«НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В РОССИИ И ЕЕ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ»

воспитатель Фатеева Ю.А.

1 квалификационная категория

Национальная стратегия определяет основные направления и задачи государственной политики в интересах детей и ключевые моменты ее реализации. Стратегия базируется на общепризнанных признаках и нормах международного права.

Национальная стратегия осуществляется по следующим основным направлениям: семейная политика детствосбережения, доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей, здравоохранение дружественное

детям, здоровый образ жизни, равные возможности детей нуждающихся в особой заботе государства, создание правосудия и обеспечение прав и системы защиты дружественной к ребенку.

Основными задачами в части гигиены и охраны здоровья детей являются: обеспечение государственной поддержки строительства новых дошкольных образовательных учреждений, а также развитие всех форм безопасного дошкольного образования, включая негосударственный сектор.

Национальная стратегия действий в интересах детей

на 2012-2017 годы, утверждённая Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761

Согласно Всеобщей декларации прав человека дети имеют право на особую заботу и помощь. Конституция РФ гарантирует государственную поддержку семьи, материнства и детства. Подписав Конвенцию о правах ребенка и иные международные акты в сфере обеспечения прав детей, РФ выразила приверженность к участию в усилиях мирового сообщества по формированию среды комфортной и доброжелательной для жизни детей. В РФ Национальный план действий в интересах детей был принят в 1995 г. и рассчитан до 2000 г. В рамках очередного этапа социально экономического развития страны актуальным является разработка и принятие нового документа — Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы.

В последнее время обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных национальных приоритетов страны. В посланиях Президента Федеральному Собранию РФ ставились задачи по разработке современной и эффективной государственной политики в области детства. Проблемы детства и пути их решения нашли свое отражение в Концепции долгосрочного социально экономического развития РФ на период до 2020г., Концепции демографической политики РФ на период до 2025 г. Инструментом практического решения многих вопросов в сфере детства стала реализация приоритетных национальных проектов «Здоровье» и «Образование»,федеральных целевых программ. Принят ряд законодательных актов направленных на предупреждение наиболее серьезных угроз осуществлению прав детей. Созданы новые государственные и общественные институты.

Учреждена должность Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка. В ряде субьектов РФ создан институт уполномоченного по правам ребенка. Учрежден Фонд поддержки детей находящихся в трудной ситуации. Увеличился фонд финансирования социальных расходов из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Приняты новые меры социальной поддержки семей с детьми. Впервые в России проведена широкомасштабная общенациональная информационная кампания по противодействию жестокому обращению с детьми, введен в практику единый номер телефона доверия.

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В СФЕРЕ ДЕТСТВА.

Недостаточная эффективность имеющихся механизмов обеспечения и защиты прав и интересов детей, неисполнение международных стандартов в области прав ребенка. Высокий риск бедности при рождении детей особенно в многодетных и неполных семьях. Распространенность семейного неблагополучия и семейного насилия. Низкая эффективность профилактической работы с неблагополучными семьями. Распространенность лишения родительских прав. Нарастание новых рисков связанных с увеличением информационного поля. Неравенство между субъектами РФ в отношении объема и качества доступных услуг для детей и их семей. Социальная исключенность уязвимых категорий детей. Отсутствие действенных механизмов обеспечения участия детей в общественной жизни, в решении вопросов касающихся их непосредственно.

КЛЮЧЕВЫЕ ПРИНЦИПЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ

Семейная политика детсвосбережения.

Первоочередные меры — разработка и принятие государственных гарантий в области доходов и социальных услуг, определяющих основные показатели качества жизни семей с детьми. Совершенствование налоговых вычетов для таких семей. Разработка мер по своевременной выплате алиментов достаточных для содержания ребенка и создание государственного алиментного фонда. Разработка и развитие стратегии развития индустрии детских товаров на период до 2020 г. и план мероприятий, но реализации в формате федеральной целевой программы. Разработка и принятие программы пропагандирующей ценности семьи, приоритет ответственного родительства. Разработка и нормативное обеспечение стандартов оказания профилактических услуг по жестокому обращению с детьми. Обеспечение внедрения современных технологий и реабилитационной работы с семьей. Организация на межведомственной основе системы раннего выявления социально неблагополучных семей и комплексной работы с ними. Введение запрета на изъятие детей из семей без предварительной социально- реабилитационной работы.

ДОСТУПНОСТЬ КАЧЕСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Основной проблемой доступности дошкольного образования для всех категорий детей является дефицит мест в дошкольных учреждениях.

Первоочередные меры — обеспечение государственной поддержки строительства новых дошкольных образовательных учреждений. Развитие всех форм дошкольного образования, таких как семейный детский сад, центры игровой поддержки и другие, включая негосударственный сектор. Законодательное закрепление правовых механизмов реализации права детей-инвалидов на включение в существующую образовательную среду. Нормативное урегулирование ресурсного обеспечения воспитательной деятельности.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ.

Национальная стратегия реализуется во взаимосвязи с Концепцией долгосрочного социально- экономического развития РФ на период до 2020г., с Концепцией демографической политики на период до 2025г. и приоритетными национальными проектами.

Координирующим органом является образуемый при Президенте координационный совет. Национальную стратегию предусматривается реализовать в два этапа: с 2012 по 2014 и с 2015 по 2017г.

Механизмом контроля являются ежегодные аналитические доклады координационного совета и альтернативные доклады общественности и экспертного сообщества при участии детей.

Источник

Здоровье детей – главная ценность семьи, общества, государства, человечества
статья по теме

Здоровье школьников – одно из важных условий благополучия школы, ее успешности на рынке образования. С учетом тех направлений, по которым развивается российская школа, мы с уверенностью можем сказать: «Успешной и востребованной будет та школа, которая обеспечит здоровье детей, используя здоровьесберегающие педагогические технологии».

Скачать:

Вложение Размер
zdorove_detey_-_glavnaya_cennost_semi_obshchestva_gosudarstva_chelovechestva.docx 17.28 КБ

Предварительный просмотр:

Тришкина В.М., преподаватель русского языка и литературы

ГБОУ СПО Педагогический колледж №18 «Митино», г. Москва

Здоровье детей – главная ценность семьи, общества, государства, человечества

Здоровье школьников – одно из важных условий благополучия школы, ее успешности на рынке образования. С учетом тех направлений, по которым развивается российская школа, мы с уверенностью можем сказать: «Успешной и востребованной будет та школа, которая обеспечит здоровье детей, используя здоровьесберегающие педагогические технологии».

Что же такое здоровье? Вот как определяет Всемирная организация здравоохранения это понятие: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов».

Здоровье зависит от следующих факторов:

50% — образ жизни

20% — экологическая обстановка

Из этого соотношения видно, что главным резервом здоровья человека является его образ жизни. Положительно влияя на него, мы можем существенно повысить потенциал здоровья. Валеология (наука о здоровье, от латинского valeo – здравствовать) как раз и предлагает активно формировать здоровье человека, модифицируя его образ жизни, обучая формам поведения, направленным на сохранение, укрепление здоровья, повышение работоспособности.

Эколого-валеологическую культуру нельзя навязать ребёнку. Детство – это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающем мире, формирования многогранных отношений к природе. Особая чувствительность и эмоциональность младших школьников создают особые предпосылки для появления интереса к самому себе, к людям, к своему здоровью, к состоянию природной и социальной среды.

Сущность валеологии выражается девизом: «Человек, познай и сотвори себя сам!». Валеология предлагает формировать здоровье, повышать его потенциал с опорой на собственные усилия человека.

По статистическим данным за последние 10 лет увеличились нервно-психические расстройства, психосоматические заболевания, депрессии, многие дети к 7 годам не достигают школьной зрелости.

Основными причинами школьных болезней являются недостаточная освещенность класса, плохой воздух в школьных помещениях, неправильная форма и величина школьных столов, несоблюдение режима дня, что приводит к перегрузке учебными занятиями.

Социально-культурный характер факторов, оказывающих неблагоприятное влияние на психологическое здоровье, обусловлен ускорением темпа современной жизни, дефицитом времени, недостаточными условиями для снятия эмоционального напряжения и для расслабления. Следствием этого являются чрезмерная загруженность родителей, их невротизация, появление множества проблем в сочетании с недостаточной осведомленностью о путях решения внутриличностных конфликтов и о возможностях психологической и психотерапевтической помощи. Подобная личностная дисгармония родителей находит свое отражение в развитии детей и оказывает негативное влияние на психику.

Назовем внутришкольные факторы, влияющие на здоровье: стрессовая педагогическая тактика; несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников; несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса; недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

Для здорового образа жизни школьника необходимо: благоприятное социальное окружение, духовно-нравственное благополучие, оптимальный двигательный режим, закаливание организма, рациональное питание, личная гигиена, отказ от вредных пристрастий, положительные эмоции.

Чтобы российская школа смогла стать «школой здоровья» в ней необходимо формировать валеологическую учебно-воспитательную систему. Основные цели этой системы можно сформулировать так: создать условия для формирования, сохранения и укрепления здоровья, как важнейшего фактора развития личности; предоставить каждому ребенку возможность получить образование без потери здоровья; сформировать у всех участников образовательного процесса валеологичекую культуру; поддерживать в образовательных учреждениях атмосферу демократии и гуманизма.

Создание благоприятного психологического климата в учебном процессе, применение личностно-значимых способов учебной работы, индивидуальных заданий разных типов и уровней, индивидуального темпа работы и выбора видов учебной деятельности – это методы, которые раскрепощают ребенка, повышают уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях. Следовательно, эти методы снижают тревожность и психологическое напряжение учащихся. Это, в свою очередь, улучшает адаптацию и повышает сопротивляемость организма к воздействию внешних и внутренних негативных факторов.

Таким образом, общество заинтересованно в оздоровлении не только самого общества, но и каждого человека, а в принципе одно без другого просто невозможно, оно должно решать эту проблему на всех уровнях, а также всем миром. Ответственность за то, что от первого к выпускному классу здоровье детей значительно ухудшается, приняла на себя российская школа.

Профессор А. К. Демин из Российской ассоциации общественного здоровья отмечает: «Здоровые дети – главная ценность и основа благополучия, устойчивости и безопасности семьи, общества, государства, человечества». «Детские» проблемы, к которым многие относятся свысока, нарастают. В частности, здоровье детей вызывает особую обеспокоенность. Дети – самая уязвимая часть населения. Это объясняется, в частности, низкой информированностью, недостатком жизненного опыта, наивностью и доверчивостью, чувствительностью к повреждающим факторам».

Из этого следует, что в качестве основных социальных институтов, призванных обеспечить реализацию человеческого потенциала в детском возрасте, включая здоровье, рассматриваются семья, системы образования, здравоохранения, правоохранительные органы.

Влияние семейного фактора: частые конфликты, ассоциальность поведения родителей, денежный барьер, отсутствие организации жизни, сниженность питания, безнадзорность в быту, неправильное отношение к ребенку, подавленность личности, физические наказания, низкий уровень физиологической сопротивляемости, авторитарность родителей, низкий уровень подготовленности к школе.

Свою долю ответственности за сохранение здоровья граждан несёт система образования. Период взросления человека, приходящийся на время его пребывания в школе, оказался одним из периодов, в течение которого происходит ухудшение состояния его здоровья, притом, что именно эти годы проходят под постоянным контролем со стороны педагогов.

Семья сегодня переживает кризис и неспособна полноценно выполнить свои функции, поэтому образование должно стать мастерской здоровья, так как дети посвящают образованию основную часть своей активной жизни. Чем выше уровень образования, в целом, тем выше социальный статус, качество и продолжительность жизни человека.

Нельзя смириться с тем, что у большинства детей именно в период получения образования происходит критическое ослабление здоровья, во многом связанное с управляемыми и устранимыми факторами.

Таким образом, с учетом исходного уровня здоровья при поступлении в учебное заведение, правовая и материальная ответственность за динамику здоровья детей должна быть возложена на систему образования. Ведь именно со здоровья начинается успешное обучение.

Поистине безграничны возможности школы в этом направлении. Об этом свидетельствует опыт отечественной теории и практики, а также мировые разработки в области здоровьесберегающего пространства школьника. Педагогическая общественность все больше осознает, что именно учитель может сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач.

1. Валеология. Справочник школьника. Сост. Заготова, Донецк, ПКФ «БАО», 1998.

2. Попов С. В. Валеология в школе и дома. Спб., Союз, 1998.

3.Хрипкова А. Г., Колесов Д. В. Гигиена и здоровье школьника. Просвещение, 1988

Источник

Читайте также:  Цель федеральный проект укрепление общественного здоровья
Adblock
detector