«НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В РОССИИ И ЕЕ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ»
консультация ( группа) на тему
Консультация для воспитателей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
natsionalnaya_strategiya.docx | 18.37 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ д/с «Черемушки»
города Балашова Саратовской области
«НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В РОССИИ И ЕЕ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ»
воспитатель Фатеева Ю.А.
1 квалификационная категория
Национальная стратегия определяет основные направления и задачи государственной политики в интересах детей и ключевые моменты ее реализации. Стратегия базируется на общепризнанных признаках и нормах международного права.
Национальная стратегия осуществляется по следующим основным направлениям: семейная политика детствосбережения, доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей, здравоохранение дружественное
детям, здоровый образ жизни, равные возможности детей нуждающихся в особой заботе государства, создание правосудия и обеспечение прав и системы защиты дружественной к ребенку.
Основными задачами в части гигиены и охраны здоровья детей являются: обеспечение государственной поддержки строительства новых дошкольных образовательных учреждений, а также развитие всех форм безопасного дошкольного образования, включая негосударственный сектор.
Национальная стратегия действий в интересах детей
на 2012-2017 годы, утверждённая Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761
Согласно Всеобщей декларации прав человека дети имеют право на особую заботу и помощь. Конституция РФ гарантирует государственную поддержку семьи, материнства и детства. Подписав Конвенцию о правах ребенка и иные международные акты в сфере обеспечения прав детей, РФ выразила приверженность к участию в усилиях мирового сообщества по формированию среды комфортной и доброжелательной для жизни детей. В РФ Национальный план действий в интересах детей был принят в 1995 г. и рассчитан до 2000 г. В рамках очередного этапа социально экономического развития страны актуальным является разработка и принятие нового документа — Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы.
В последнее время обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных национальных приоритетов страны. В посланиях Президента Федеральному Собранию РФ ставились задачи по разработке современной и эффективной государственной политики в области детства. Проблемы детства и пути их решения нашли свое отражение в Концепции долгосрочного социально экономического развития РФ на период до 2020г., Концепции демографической политики РФ на период до 2025 г. Инструментом практического решения многих вопросов в сфере детства стала реализация приоритетных национальных проектов «Здоровье» и «Образование»,федеральных целевых программ. Принят ряд законодательных актов направленных на предупреждение наиболее серьезных угроз осуществлению прав детей. Созданы новые государственные и общественные институты.
Учреждена должность Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка. В ряде субьектов РФ создан институт уполномоченного по правам ребенка. Учрежден Фонд поддержки детей находящихся в трудной ситуации. Увеличился фонд финансирования социальных расходов из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Приняты новые меры социальной поддержки семей с детьми. Впервые в России проведена широкомасштабная общенациональная информационная кампания по противодействию жестокому обращению с детьми, введен в практику единый номер телефона доверия.
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В СФЕРЕ ДЕТСТВА.
Недостаточная эффективность имеющихся механизмов обеспечения и защиты прав и интересов детей, неисполнение международных стандартов в области прав ребенка. Высокий риск бедности при рождении детей особенно в многодетных и неполных семьях. Распространенность семейного неблагополучия и семейного насилия. Низкая эффективность профилактической работы с неблагополучными семьями. Распространенность лишения родительских прав. Нарастание новых рисков связанных с увеличением информационного поля. Неравенство между субъектами РФ в отношении объема и качества доступных услуг для детей и их семей. Социальная исключенность уязвимых категорий детей. Отсутствие действенных механизмов обеспечения участия детей в общественной жизни, в решении вопросов касающихся их непосредственно.
КЛЮЧЕВЫЕ ПРИНЦИПЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ
Семейная политика детсвосбережения.
Первоочередные меры — разработка и принятие государственных гарантий в области доходов и социальных услуг, определяющих основные показатели качества жизни семей с детьми. Совершенствование налоговых вычетов для таких семей. Разработка мер по своевременной выплате алиментов достаточных для содержания ребенка и создание государственного алиментного фонда. Разработка и развитие стратегии развития индустрии детских товаров на период до 2020 г. и план мероприятий, но реализации в формате федеральной целевой программы. Разработка и принятие программы пропагандирующей ценности семьи, приоритет ответственного родительства. Разработка и нормативное обеспечение стандартов оказания профилактических услуг по жестокому обращению с детьми. Обеспечение внедрения современных технологий и реабилитационной работы с семьей. Организация на межведомственной основе системы раннего выявления социально неблагополучных семей и комплексной работы с ними. Введение запрета на изъятие детей из семей без предварительной социально- реабилитационной работы.
ДОСТУПНОСТЬ КАЧЕСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Основной проблемой доступности дошкольного образования для всех категорий детей является дефицит мест в дошкольных учреждениях.
Первоочередные меры — обеспечение государственной поддержки строительства новых дошкольных образовательных учреждений. Развитие всех форм дошкольного образования, таких как семейный детский сад, центры игровой поддержки и другие, включая негосударственный сектор. Законодательное закрепление правовых механизмов реализации права детей-инвалидов на включение в существующую образовательную среду. Нормативное урегулирование ресурсного обеспечения воспитательной деятельности.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ.
Национальная стратегия реализуется во взаимосвязи с Концепцией долгосрочного социально- экономического развития РФ на период до 2020г., с Концепцией демографической политики на период до 2025г. и приоритетными национальными проектами.
Координирующим органом является образуемый при Президенте координационный совет. Национальную стратегию предусматривается реализовать в два этапа: с 2012 по 2014 и с 2015 по 2017г.
Механизмом контроля являются ежегодные аналитические доклады координационного совета и альтернативные доклады общественности и экспертного сообщества при участии детей.
Источник
Формирование здорового поколения — одна из главных стратегических задач развития страны
Наталья Макушева
Формирование здорового поколения — одна из главных стратегических задач развития страны
Организация работы по здоровьесбережению детей дошкольного возраста в современных условиях (Консультация для воспитателей, родителей)
Формирование здорового поколения- одна из главных стратегических адач развития страны.
В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Словосочетание “здоровьесберегающие технологии” прочно вошло в образовательную систему, начиная с дошкольных образовательных учреждений. В Законе “Об образовании в Российской Федерации” говорится о том, что дошкольное образование должно быть направлено на «сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста». Охрана здоровья детей входит в число приоритетов деятельности образовательного учреждения.
Что включает понятие «технологии»? Педагогическая технология — это инструмент профессиональной деятельности педагога. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость, включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности. Деркунской В. А., к. п. наук, отметил,что педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и задач,наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики для достижения обозначенной цели; итоговой диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов.
Задачи здоровьесбережения:
1. оздоровление дошкольника (представление о строении тела, важность закаливания, движения, сна, питания и др.);
2. организация здоровьесберегающей среды;
3. формирование здорового образа жизни;
4. работа с семьей.
Классификация здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании – определяется постановкой целей и решаемых задач, и средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогического процесса в детском саду.
Выделяют следующие виды здоровьесберегающих технологий:
медико-профилактические технологии, направленые на сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала детского сада в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств (организация мониторинга здоровья дошкольников, разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников,закаливания с использованием природных факторов: воздуха, солнца, воды, с учетом состояния здоровья детей и местных условий; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиН; организация здоровьесберегающей среды);
физкультурно-оздоровительные технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями в условиях специально организованных форм оздоровительной работы;
технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка, которые обеспечивают психическое и социальное здоровье дошкольника (позитивное психологическое самочувствие ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, создание комфорта и эмоционального благополучия дошкольника, занимается педагог-психолог посредством специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель и специалисты дошкольного учреждения. К этому виду технологий можно отнести технологии психологического и психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе;
технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, развитие потребности к здоровому образу жизни.
Здоровьесберегающие технологии рассматриваются как фактор эффективного образования и как метод формирования, укрепления и сохранения здоровья дошкольников. Важно понимать что, совместная работа медиков, педагогов и родителей — положительный результат плодотворной работы в реализации здоровьесберегающих программ в образовании.
Выбор здоровьесберегающих технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения, профессиональной компетентности педагогов, а также показателей заболеваемости детей. Очень важно, чтобы каждая из технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе, здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложнённое развитие. Применение в работе дошкольного учреждения здоровьесберегающих технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей только в том случае, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий. Если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку, если будут соблюдены основные принципы здоровьесберегающих технологий:
Принцип сознательности и активности.
Принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса.
Принцип всестороннего и гармонического развития личности.
Принцип доступности и индивидуальности.
Принцип систематичности и последовательности.
Принцип системного чередования нагрузок и отдыха.
Принцип постепенного наращивания оздоровительных воздействий, адекватности.
Целенаправленное и систематическое применение здоровьесберегающих технологий позволит сформировать у детей и их родителей осознанное отношение к состоянию здоровья как основному фактору успеха на последующих этапах жизни. Ведь активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость продолжая сознательную деятельность, не позволяя «душе лениться». Такого человека мы и должны «создавать» и воспитывать, начиная с самого раннего детства.
1. В начале учебного года, ознакомившись с картами здоровья детей заполнив и проанализировав листы адаптации, мы выявили уровень развития дошкольников.
2. Беседы с родителями, анкетирование с целью выяснения и частоты, разновидности заболеваний их детей.
3. Работа в детском саду строится в соответствии с психофизическими особенностями детей.
4. Педпроцесс оснащен необходимым материалом и пособиями, проект
«Ребенок и его здоровье», картотека игр.
5. Можно предложить программу Давыдовой и Корепановой «Познай себя», которая в доступной форме поможет дать знания по валеологии.
6. Формируем осознаное отношение к своему здоровью, даем понятие «здоровый и больной человек», в игровой форме рассказываем что, «солнце, воздух и вода наши лучшие друзья». Воспитываем желание быть сильными и здоровыми, не вредить своему организму.
7. Большое внимание уделяем навыкам личной гигиены,посещение доктора Айболита и его рекомендации: проветривание, проводить влажную уборку, употреблять в пищу лук, чеснок, советы по использованию народных средств в борьбе с простудными заболеваниями (лекарства может давать только взрослый, принимать строго по рецепту, учит считаться с недомоганиеми плохим самочувствием др. людей) эти мероприятия помогают решать задачи по оказанию элементарной медпомощи, психологической и самопомощи.
8. В структуру ООД нужно включать различные виды массажа (пальцы и др, динамические и оздоровительные паузы, пальчиковые игры из программы оздоровления М. Ю. Картушина «Зеленый огонек здоровья».
9. Наблюдение причем постоянное за самочувствием детей, только положительное отношение к детям.
10.Закаливающие процедуры: постепенное обширное умывание, ходьба босиком, правильный прием воздушных ванн. Часто болеющим помогаеи дыхательная, артикуляционная гимнастика (дыхание через нос- профилактика заболеваний верхнедыхательных путей).
11. Развивающая среда:различные оборудования и спортивный инвентарь: модулели для метания и дуги для пролезания и др., мячи, шнурки, обручи.Использование бросового материала: массажные коврики с ребристыми поверхностями, поролоновые «ладошки»,коврик из пробок и пуговиц, гантели из платиковых бутылок и др.
12. Работа с родителями. 1ст. 18Закона РФ «Об образовании» «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте»
Система по здоровьесбережению включает: консультации и семинары, памятки «Компоненты здорового образа жизни», совместные спортивные мероприятия, групповые и общие собрания, круглые столы, открытые просмотры видов деятельности.
1. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения:индивидуально-ориентированный подход: Школа здоровья. 2000.
2. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. — М. : ТЦСфера, 2007.-160с. (Здоровый малыш).
3. Картушина М. Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления дошкольников. -М. : ТЦ Сфера, 2009, 2-у изд. — 208с. —(Детский сад с любовью).
4. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии. – М. : ВАКО, 2007.
Здоровьесберегающиетехнологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения. / Под ред. М. М. Безруких, В. Д. Сонькина. – М., 2002.
5. Сухарев А. Г. “Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России”.
6. “Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях” /А. М. Сивцова //Методист. – 2007.
7. Смирнов Н. К. “Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога”.
«Из поколения в поколения» (физкультурный семейный досуг) «Из поколения в поколения» (физкультурный семейный досуг) ЦЕЛЬ: Создание и реализация модели преемственной системы физического воспитания.
Формирование патриотических чувств путем приобщения детей к культурно — историческому наследию республики Мордовии, страны «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи — задача первостепенной важности, и нет необходимости.
Консультация «Гендерный подход для решения задач обучения, развития и воспитания детей в ДОУ» В публикации представлены педагогические идеи по организации образовательного процесса в ДОУ, в основе которых лежат гендерные различия.
Интеграция задач познания и художественно — эстетического развития через системно — деятельностный метод Интеграция задач познания и художественно – эстетического развития через системно – деятельностный метод в рамках освоения программы «Мир.
Консультация для воспитателей «Развитие речи — одна из важнейших задач воспитания и обучения» Консультация для воспитателей «Развитие речи – одна из важнейших задач воспитания и обучения. Этапы становления речи дошкольников, её развитие».
Логопедическое сопровождение детей в ДОУ как перспектива развития здорового поколения молодежи Будущее нашего государства определяется нравственным состоянием государствообразующей нации. Часто мы говорим, что дети — это наше будущее.
Использование здоровьесберегающих технологий при решении задач физического развития дошкольников Мастер — класс педагог года. Использование здоровьесберегающих технологий при решении задач физического развития дошкольников с учётом ФГОС.
Невербальные способы взаимодействия как средство решения творческих задач развития ребенка. ВВЕДЕНИЕ. Еще с давних времен многих ученых волновала проблема эмоционального благополучия в творчестве, такие как яркие впечатления, живое.
Нравственное воспитание как одна из важнейших задач социализации ребенка Составила Мехнина Н. Н. воспитатель ГБДОУ № 61 Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям.
Пересказ как одна из форм речевого и интеллектуального развития дошкольников. У детей с ОНР отставание в речевом развитии сочетается с торможением развития когнитивных функций. Поэтому важным является совершенствование.
Источник