Меню

Здоровье детей это политика

Здоровье детей — это политика, которая воплотится наше будущее.Поэтому особенно важно достижение спортивных результатов с сохранением здоровья занимающихся.
статья на тему

Здоровье детей — это политика, которая воплотится наше будущее.Поэтому особенно важно достижение спортивных результатов с сохранением здоровья занимающихся.

Термин «здоровьесбережение» получил широкое распространение в педагогической литературе и в повседневной жизни. Под этим обычно понимают систему мер, направленных на улучшение здоровья участников образовательного процесса, в том числе спортивно-тренировочного.

На моих занятиях, прежде всего, создаются условия для здорового развития детей:

1.Соблюдаются физиологические основы учебно-воспитательного режима(учитывается время трудоспособности, утомляемость, учебная нагрузка, проводятся перерывы).2.Производится гигиеническая оценка условий и технологий обучения (воздушно-тепловой, световой режим, режим и организация учебно-воспитательного процесса). 3.Формируется здоровый образ жизни, основы правильного питания. 4.Создается здоровый психологический климат на уроках. В летний период детям дается необходимое для восстановления и отдыха время каникул, после которого тренировки начинаются не сразу в гимнастическом зале, а на свежем воздухе, с элементами ОФП, СФП и предметной подготовкой, с посещением плавательного бассейна. Свежий воздух, солнце, вода, правильное питание и режим в совокупности с дозированными физическими – что может быть лучше для растущего организма ребенка! Процесс «втягивания» в учебно-тренировочный процесс проходит легко и результативно, дети закаляются и оздоровляются лагерь, что позволяет им, не нарушая привычный режим дня совмещать тренировки, спортивно-подготовительные сборы, занятия плаванием, и обучение новым элементам гимнастики. На протяжении всего года я прощаю посещение моими учениками занятий плаванием, что благотворно влияет на осанку, гибкость суставов, укрепление опорно-двигательного аппарата, и, что не маловажно, способствует устранению психоэмоционального напряжения.Каждый год мои воспитанники участвуют в соревнованиях и дальнейших сборах г. Сочи, Казань. Во время проведения урока мною широко используются игровые моменты. Обязательным условием проведения всех уроков являются мероприятия по профилактике утомления, нарушения осанки, зрения(перерывы на улучшение гибкости, смена упражнений на разные группы мышц, творческие задания). Учебная нагрузка соответствует санитарно-гигиеническим нормам, которым я неукоснительно следую. Строго ограничен объем домашних заданий. Воздушно-тепловой и световой режим в помещениях полностью соблюдается различные культурные и спортивные мероприятия города и района ( «день Здоровья», «день Физкультурника») принимают участие в показательных выступлениях, изучают и на практике применяют знания по следующим тематикам: -«Здоровое питание и влияние его на здоровье»; -«Генетически-модифицированные продукты и их влияние на здоровье людей»; -«Профилактика болезней»; «Основы безопасности жизнедеятельности»; -«Здоровье и культура общения»; -«Соотношение работы и отдыха для правильной организации режима дня»; Труд, здоровье, долголетие». При работе в группах начальной подготовки я часто использую смену учебной деятельности, режимов работы, проведения перерывов, расслабления во время прослушивания песен. Так, практически на каждом уроке дети танцуют под аккомпанемент песни, исполняют творческие задания. Использование в практике работы подвижных игр способствуют развитию у учащихся коммуникативных навыков, двигательной активности, концентрации внимания, воображения. Элементы театрализации на уроках, а также подготовка театрализованных постановок являются прекрасным средством снятия психоэмоцианального напряжения. Так, дети всех возрастных групп, к празднованию Нового года, 8 Марта, Дня Защиты детей. Среди детей основной школы рассматриваются темы взаимозависимости правильного питания и поддержания организма в хорошей форме, диетического питания и активности.Всесторонне обсуждаются вредные привычки молодежи такие, как курение, употребление спиртных напитков и наркотиков и их влияние не только на физическое, но и на психическое здоровье неокрепшего организма, на деторождение и др.Учащиеся не только читают тексты по проблемам, но и готовят проекты по этим темам, коллажам находя и творчески перерабатывая информацию по интересующим их вопросам, что способствует воспитанию их творческих способностей.

Скачать:

Вложение Размер
zdorovezberegayushch_tekhnologiya.docx 15.14 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровье детей — это политика, которая воплотится наше будущее.Поэтому особенно важно достижение спортивных результатов с сохранением здоровья занимающихся.

Термин «здоровьесбережение» получил широкое распространение в педагогической литературе и в повседневной жизни. Под этим обычно понимают систему мер, направленных на улучшение здоровья участников образовательного процесса, в том числе спортивно-тренировочного.

На моих занятиях, прежде всего, создаются условия для здорового развития детей:

1.Соблюдаются физиологические основы учебно-воспитательного режима(учитывается время трудоспособности, утомляемость, учебная нагрузка, проводятся перерывы).2.Производится гигиеническая оценка условий и технологий обучения (воздушно-тепловой, световой режим, режим и организация учебно-воспитательного процесса). 3.Формируется здоровый образ жизни, основы правильного питания. 4.Создается здоровый психологический климат на уроках. В летний период детям дается необходимое для восстановления и отдыха время каникул, после которого тренировки начинаются не сразу в гимнастическом зале, а на свежем воздухе, с элементами ОФП, СФП и предметной подготовкой, с посещением плавательного бассейна. Свежий воздух, солнце, вода, правильное питание и режим в совокупности с дозированными физическими – что может быть лучше для растущего организма ребенка! Процесс «втягивания» в учебно-тренировочный процесс проходит легко и результативно, дети закаляются и оздоровляются лагерь, что позволяет им, не нарушая привычный режим дня совмещать тренировки, спортивно-подготовительные сборы, занятия плаванием, и обучение новым элементам гимнастики. На протяжении всего года я прощаю посещение моими учениками занятий плаванием, что благотворно влияет на осанку, гибкость суставов, укрепление опорно-двигательного аппарата, и, что не маловажно, способствует устранению психоэмоционального напряжения.Каждый год мои воспитанники участвуют в соревнованиях и дальнейших сборах г. Сочи, Казань. Во время проведения урока мною широко используются игровые моменты. Обязательным условием проведения всех уроков являются мероприятия по профилактике утомления, нарушения осанки, зрения(перерывы на улучшение гибкости, смена упражнений на разные группы мышц, творческие задания). Учебная нагрузка соответствует санитарно-гигиеническим нормам, которым я неукоснительно следую. Строго ограничен объем домашних заданий. Воздушно-тепловой и световой режим в помещениях полностью соблюдается различные культурные и спортивные мероприятия города и района ( «день Здоровья», «день Физкультурника») принимают участие в показательных выступлениях, изучают и на практике применяют знания по следующим тематикам: -«Здоровое питание и влияние его на здоровье»; -«Генетически-модифицированные продукты и их влияние на здоровье людей»; -«Профилактика болезней»; «Основы безопасности жизнедеятельности»; -«Здоровье и культура общения»; -«Соотношение работы и отдыха для правильной организации режима дня»; Труд, здоровье, долголетие». При работе в группах начальной подготовки я часто использую смену учебной деятельности, режимов работы, проведения перерывов, расслабления во время прослушивания песен. Так, практически на каждом уроке дети танцуют под аккомпанемент песни, исполняют творческие задания. Использование в практике работы подвижных игр способствуют развитию у учащихся коммуникативных навыков, двигательной активности, концентрации внимания, воображения. Элементы театрализации на уроках, а также подготовка театрализованных постановок являются прекрасным средством снятия психоэмоцианального напряжения. Так, дети всех возрастных групп, к празднованию Нового года, 8 Марта, Дня Защиты детей. Среди детей основной школы рассматриваются темы взаимозависимости правильного питания и поддержания организма в хорошей форме, диетического питания и активности.Всесторонне обсуждаются вредные привычки молодежи такие, как курение, употребление спиртных напитков и наркотиков и их влияние не только на физическое, но и на психическое здоровье неокрепшего организма, на деторождение и др.Учащиеся не только читают тексты по проблемам, но и готовят проекты по этим темам, коллажам находя и творчески перерабатывая информацию по интересующим их вопросам, что способствует воспитанию их творческих способностей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительное образование, как условие образовательной среды для сохранения здоровья детей.

Данный материал будет интересен для учителей физкультуры, родителям детей.

Тезисы, посвященные проблемам сохранения здоровья детей в ОУ.

Использование подвижных игра для развития физических качеств школьников.

Доклад «Взаимодействие дошкольных учреждений и МБОУ СОШ № 1 г. Собинки в организации подготовки детей к обучению в школе, реализации ФГОС НОО и соблюдения требований по сохранению здоровья детей».

Как ведется работа в лицее по созранению здорового образа жизни.

В докладе рассмотрены виды и направления совместной работы школы и семьи по формированию у детей здорового образа жизни. Показана роль педагогов в укреплении здоровья воспитанн.

Источник

Государственная политика в области охраны здоровья детей. Вопросы теории и практика
А. А. Баранов, 2009

Книга является первым исследованием теоретических и практических аспектов разработки и осуществления государственной политики в области охраны здоровья детей, рассматриваемой в качестве нормативно-регулятивного механизма, обеспечивающего функционирование системы «здоровье ребенка – общество» в интересах детства. Эмпирическая база исследования включает международные документы по правам ребенка, отечественные федеральные и региональные нормативные правовые акты, официальные документы Правительства Российской Федерации, Государственной Думы, статистические данные, научные публикации и др. В работе обоснованы методологические подходы исследования и правовые основы разработки государственной политики в области охраны здоровья детей. Дано научное обоснование структуры и содержания концепции данного направления государственной политики, обоснованы конкретные рекомендации по совершенствованию законодательного обеспечения охраны здоровья детей в Российской Федерации. Авторы адресуют эту книгу педиатрам и специалистам по общественному здоровью и здравоохранению, политологам, правоведам, а также работникам федеральных органов власти и органов власти субъектов Российской Федерации, от которых зависит благополучие детей России, – всем, кто работает с детьми и для детей.

Оглавление

  • Список сокращений
  • Предисловие
  • Введение
  • Глава 1. Эволюция стратегии охраны здоровья детей в современной России
  • Глава 2. Методологические вопросы исследования государственной политики в области охраны здоровья детей

Из серии: Социальная педиатрия

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Государственная политика в области охраны здоровья детей. Вопросы теории и практика предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Эволюция стратегии охраны здоровья детей в современной России

В данном исследовании понятие стратегии определяется как общий план развития определенной сферы жизнедеятельности общества и смежных секторов, а в качестве элементов стратегии идентифицируются: система представлений, норм, средств, методов и направлений деятельности по реализации этого плана. Стратегия «рассчитана на относительно длительный промежуток времени и ориентирована на достижение фундаментальных целей, определенных национальными целями и ценностями» (О. Бельков, 2006) [18].

Такое понимание стратегии соответствует характеру мер, осуществляемых в течение почти двух десятилетий в России с целью сохранения здоровья детского населения.

Поскольку понятие стратегии описывается категорией времени, в рамках нашего исследования в качестве исходной точки отсчета периода, охватывающего эволюцию государственных мер по охране здоровья детей в России, принято начало 90‑х годов. Для этого имеются следующие основания.

Во‑первых, 15 сентября 1990 года в Российской Федерации вступила в силу Конвенция о правах ребенка, в которой определены государственные меры по охране здоровья детей.

Во‑вторых, к началу 90‑х гг. относится принятие первых нормативных правовых актов по проблемам детства в новых социально-экономических и политических условиях Российской Федерации.

В‑третьих, во многих документах, в том числе последних лет, статистические и другие показатели положения детей в России нередко соотносятся с соответствующими данными за 1990–1991 гг., что отражает потребность наиболее полно проследить тенденции и закономерности изменения исследуемых процессов, а также проанализировать причины этих изменений.

Признавая, что критерии дифференциации этапов развития здравоохранения должны стать предметом будущих целенаправленных научных разработок, для решения задач настоящего раздела исследования была принята следующая рабочая периодизация изучаемых процессов:

— 1990–1993 гг. — начало рыночных экономических преобразований, резкое ухудшение показателей состояния здоровья детей [4] , актуализация проблемы усиления законодательного регулирования отношений в области охраны здоровья детей, принятие Конституции Российской Федерации;

— 1994–1998 гг. — нарастание кризисных процессов в здравоохранении, активизация нормотворческой работы в области охраны здоровья детей, принятие Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124‑ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [300];

— 1999–2003 гг. — относительная консолидация общества вокруг идеи защиты прав детей на охрану здоровья, развитие программной деятельности в интересах детства, постановка Министерством здравоохранения Российской Федерации и Российской академией медицинских наук [209] задачи выработки научно обоснованной концепции долговременной государственной политики в области охраны здоровья детей.

Таким образом, изучение динамики стратегии детского здравоохранения соответствует интервалу «проблема — решение», начало которого относится к 1990–1991 гг., периоду нарастания социально обусловленных неблагоприятных изменений в состоянии здоровья детей («проблема»), а окончание — к 2003 г., когда на федеральном уровне было принято решение о преодолении существующих трудностей средствами государственной политики в области охраны здоровья детей («решение»).

1.1. Государственные меры по охране здоровья детей в 1990–1993 гг.

В 1990–1993 гг. в России был осуществлен ряд законодательных и административных мер, которые можно рассматривать в качестве предпосылок формирования, следуя терминологии ЮНИСЕФ, «особой политики» в отношении детей [139, c. 26]. Такая политика потребовалась в связи со значительным обострением проблем детства на фоне углубления кризисных процессов в социально-экономической сфере.

Среди нормативных правовых актов, принятых в начале исследуемого периода и касающихся вопросов охраны здоровья детей, необходимо отметить Постановление Верховного Совета РСФСР от 1 ноября 1990 г. № 298/3–1 «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе» [148], здравоохранительная составляющая которого включала приоритетную диспансеризацию и оздоровление детей, а также совершенствование правового регулирования условий труда женщин детородного возраста. В постановлении отмечена нарастающая кризисная демографическая ситуация в сельской местности, а осуществление намеченных мер представлено как первый этап комплексной программы по охране материнства и детства в Республике.

Верховный Совет РСФСР принял также Постановление от 1 ноября 1990 года № 298/4–1 [149] о разработке государственной Республиканской программы развития индустрии детского питания. Программа, реализация которой оценивалась как чрезвычайная и неотложная задача, предусматривала удовлетворение к 1994 году биологической потребности детей раннего возраста в продуктах детского питания [195]. Возникшие финансовые и другие трудности при осуществлении программы [5] потребовали принятия Постановления Совета Министров РСФСР от 15 мая 1991 г. № 261, предусматривавшего предоставление молочным кухням компенсации дополнительных расходов, обусловленных изменением розничных цен на отпускаемые за плату молочные смеси и продукты детского питания детям из малообеспеченных семей [196].

В начале 1991 г. в связи с реформой цен, переходом на рыночные экономические отношения в России начал формироваться значительный объем проблем детства, основным препятствием в решении которых был недостаток финансовых средств. О степени остроты этих проблем можно судить по тому, что для преодоления «чрезвычайной ситуации в организации отдыха детей и подростков» в качестве вынужденной меры было принято Постановление Совета Министров РСФСР и Совета Федерации Независимых профсоюзов от 18 апреля 1991 г. № 216 [197], предусматривавшее использование труда детей в детских оздоровительных лагерях для частичного восполнения расходов на их содержание.

После прекращения существования СССР в декабре 1991 г. новые органы власти России полностью приняли на себя обязательства по обеспечению прав детей. В этот период основной причиной ухудшения детского здоровья стало резкое снижение уровня жизни семей с детьми. В январе-феврале 1992 г. (начало либерализации цен) размеры средней заработной платы и минимального прожиточного уровня сравнялись [140, c. 20], что исключало возможность обеспечения полноценным питанием ребенка в семье. В Российской Федерации начала формироваться социально-экономическая среда (продолжительный кризис в экономике, появление и рост безработицы, увеличение численности бедных семей, снижение финансирования учреждений здравоохранения и т. д.), обусловившая ухудшение здоровья детей, в том числе рост в отдельные периоды младенческой смертности и смертности детей в возрасте 0–4 года (рис. 1).

Рис. 1. Динамика смертности детей в возрасте 0–12 мес, 0–4 года (на 1000 детей соответствующего возраста) и общей смертности (на 1000 человек) в 1990–2006 гг.

Стрелками показаны периоды увеличения указанных показателей в 1993 и 1999 гг. как следствие резкого обострения социально-экономического кризиса в России.

Неблагоприятные процессы в сфере охраны здоровья детей в России стали предметом внимания международного сообщества. В Итоговом докладе Миссии ЮНИСЕФ/ВОЗ с участием ЮНФПА, ПРООН и МПП, прибывшей в Россию в феврале 1992 г. для изучения положения дел в сфере охраны здоровья и благосостояния детей, констатирована «крайне обострившаяся ситуация», которая «фактически не имеет прецедентов». Было отмечено, что экономические трудности «крайне неблагоприятно отражаются на положении большинства семей», за два месяца «цены — особенно на мясо-молочные продукты — выросли в десять раз». В докладе отмечено также, что на грани выживания оказались 60–64 млн человек, значителен «недостаток средств в системе здравоохранения», в середине 1991 г. прекращено производство вакцины против кори, резко сократился охват детей иммунизацией, «социальные лишения, напряженность и нагрузки, ложащиеся на женщин вследствие роста цен на продукты питания, препятствуют грудному вскармливанию». Родители «крайне обеспокоены» будущим своих детей [59].

Анализ федеральных нормативных правовых актов, относящихся к началу 1992 г. и регулирующих вопросы защиты прав детей в России, показал, что уже в этот период проблемы детства начали приобретать признаки предмета государственной политики. В утвержденном распоряжением Президента Российской Федерации [221] «Положении о координационном комитете по вопросам семьи, материнства и детства при Президенте Российской Федерации» в качестве цели деятельности этого органа было указано формирование и реализация государственной семейной политики, а также политики улучшения положения женщин, охраны материнства и детства. Таким образом, в этот период проблемы детства хотя и были вовлечены в сферу решения методами государственной политики, но еще не приобрели статуса ее самостоятельного предмета.

Одним из первых нормативных правовых актов, отражающих формирующуюся стратегию нового государства в области охраны здоровья детей в сложных политических и социально-экономических условиях, стал Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 1992 г. № 543 «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90‑е годы» [257]. Указ предусматривал:

— приоритетное решение задач по обеспечению выживания, защите и развитию детей;

— финансирование (с выделением отдельной строкой) целевых мероприятий по проблемам детства;

— подготовку федеральной программы «Дети России»;

— создание в министерствах и ведомствах специальных структур, занимающихся проблемами детства;

— определение научно обоснованного перечня обязательных бесплатных социальных услуг женщинам и детям, предоставление которых должно быть гарантировано государством;

— разработку национальной программы действий по осуществлению Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

В соответствии с данным указом Правительство Российской Федерации подготовило доклад о выполнении в нашей стране Конвенции о правах ребенка для представления в «Комитет по правам ребенка ООН» [6] . В докладе было отмечено, что уменьшение бюджетного финансирования здравоохранения (в первом полугодии 1992 г. — 53,7 % от уровня первого полугодия 1991 г. в сопоставимых ценах) повлекло сокращение гарантированной государством медицинской помощи детям [65].

В условиях начавшихся социально-экономических реформ в особенно тяжелом положении оказались многодетные семьи и семьи с детьми-инвалидами, численность которых в данный и последующие периоды неуклонно возрастала (рис. 2). Крайним проявлением неблагоприятного процесса стало учащение случаев, когда многодетные семьи, из-за непосильных расходов на содержание детей, принимали решение об устройстве их в детские дома «даже путем отказа от детей (особенно детей-инвалидов)» [65, c. 22]. В связи с этим, в Указе Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 г. № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» [253] было обращено внимание на то, что либерализация цен требует целенаправленной и адресной политики по усилению социальной поддержки многодетных семей. Однако утвержденные формы такой поддержки медико-социального характера были недостаточны и ограничивались бесплатным предоставлением лекарств по рецептам врачей для детей в возрасте до 6 лет, а также бесплатных завтраков и обедов для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений.

Рис. 2. Динамика численности детей-инвалидов, получавших социальные пенсии (на 10 тыс. детей; Российская Федерация, 1986–2004 гг.). До 1999 года данные рассчитаны на возрастную группу 0–16 лет, с 2000 года — 0–18 лет.

Полностью вне указанных мер оказалось решение вопросов профилактики болезней и реального обеспечения гарантий бесплатной медицинской помощи детям.

В исследуемый период основными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в интересах защиты прав детей, были указы Президента Российской Федерации и постановления федерального правительства. Вместе с тем, 1992 г. можно назвать стартовым на пути разработки и принятия законов, нацеленных на обеспечение охраны здоровья детей в современной России.

Среди первых таких актов был Закон Российской Федерации от 2 июля 1992 г. № 3185‑I «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» [77], актуальность принятия которого для педиатрической службы объясняется нарастающей распространенностью психических расстройств среди детей и подростков (рис. 3). В законе дифференцированы две возрастные группы детей (в возрасте до 15 лет и до 18 лет) в связи с обеспечением их права на психиатрическую помощь. В частности, в отношении пациентов в возрасте до 15 лет особая роль в защите их прав отведена законным представителям ребенка — родителям, усыновителям, опекунам (статья 7). Несовершеннолетним, страдающим психическими расстройствами, гарантировано право на обучение (статья 6), в т. ч. на получение образования по программе общеобразовательной школы (статья 37). Определен порядок помещения несовершеннолетних в психоневрологическое учреждение для социального обеспечения (статья 41), а также для специального обучения (статья 42). В законе отсутствуют нормы, регулирующие вопросы профилактики психических болезней.

Рис. 3. Заболеваемость детей психическими расстройствами в 1992–2002 гг. на 100 тыс. детей соответствующего возраста (по материалам Министерства здравоохранения Российской Федерации [52]).

Практически одновременно с указанным актом был принят Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266–1 «Об образовании» [78], в котором установлен ряд важных положений, касающихся охраны здоровья детей (здравоохранительная функция закона рассмотрена в разделе 4.3.). Этот факт явился отражением понимания законодателем ответственности широкого круга институтов общества за охрану здоровья детей. С целью объединения такой ответственности в 1993 г. была создана межведомственная Комиссия по координации работ, связанных с выполнением Конвенции ООН о правах ребенка [7] и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей [198], в функции которой, наряду с прочими, входило решение проблем детского здравоохранения [8] .

Нарастающие трудности в обеспечении жизнедеятельности детей вызвали необходимость принятия Постановления Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 8 февраля 1993 г. № 4435–1 [194], в соответствии с которым программа «Дети России» получила статус федеральной целевой программы [9] .

Указанный и последующие подобные акты определили программное направление государственной деятельности в интересах детей на длительный период.

Для решения наиболее острых проблем детства наряду с программными мерами осуществлялась законодательная работа. Начиная с 1993 года, в России принят ряд нормативных правовых актов по социальной защите детей-мигрантов, число которых в 90‑е годы стало резко возрастать (за период с 1992 г. по 2002 г. — более чем в три раза; рис. 4).

Рис. 4. Численность детей-мигрантов, имеющих официальный статус беженцев и вынужденных переселенцев (тыс. человек) в 1992, 2002–2004 гг.

Однако принятие Федерального закона от 19 февраля 1993 г. № 4528‑I «О беженцах» [276] и Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4530‑I «О вынужденных переселенцах» [79] не решило всех проблем обеспечения потребностей прибывающих в Россию детей в медицинской помощи, в том числе в начальный, наиболее трудный период их адаптации на новом месте. Усиление миграционных процессов (включая не регистрируемые официальной статистикой), недостаточное медицинское обеспечение мигрантов, низкий уровень материальной обеспеченности большинства таких семей и другие трудно учитываемые социально-экономические и санитарно-эпидемиологические факторы обусловливают значительную подверженность детей-беженцев и детей — вынужденных переселенцев социальным болезням, в том числе заболеванию туберкулезом. Это явление необходимо рассматривать в связи с общим ростом заболеваемости туберкулезом детей в России. На исходе ХХ века заболеваемость активным туберкулезом детей увеличилась почти в три раза (рис. 5). В настоящее время эпидемиологическая ситуация по этой инфекции оценивается как напряженная.

Рис. 5. Динамика заболеваемости активным туберкулезом детей в возрасте до 14 лет в 1989–2006 гг. (на 100 тыс. детей).

Результаты анализа уровня правового обеспечения охраны здоровья детей в 1992–1993 гг. позволяют присоединиться к оценкам, содержащимся в государственных докладах о положении детей в Российской Федерации, которые сводятся к тому, что законодательство о правах ребенка, охране здоровья далеко не совершенно, имеет существенные пробелы, нормы его устарели и недостаточно эффективны [141]. В Первоначальном докладе Российской Федерации Комитету по правам ребенка было констатировано, что в стране «не сформирована единая государственная политика, направленная на комплексное решение всех проблем, связанных с детством» [65, c. 15]. Указанная констатация не только фиксирует проблему, но и свидетельствует о понимании федеральными органами власти роли государственной политики в системе обеспечения прав детей. Этот факт можно рассматривать как формирующуюся позитивную тенденцию, поскольку в действительно несовершенных нормативных правовых актах, введенных в действие в исследуемый период, содержится ряд признаков, отражающих стремление законодателя усилить меры в сфере здравоохранения методами государственной политики. Так, в принятых Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487–1 [129], значение которых в обеспечении прав детей на охрану здоровья в настоящее время справедливо оценивается как недостаточное [10] , предусмотрена важная норма — установление основ государственной политики в области охраны здоровья граждан [11] (статья 5). Содержание и структура данного направления государственной политики в законе не раскрыты, и указанная норма до настоящего времени не осуществлена. Тем не менее, отмеченное положение закона, значительно усиленное статьей 114 Конституции Российской Федерации, предусматривающей проведение в стране единой государственной политики в области здравоохранения, является одной из главных правовых основ решения поставленной в настоящем исследовании задачи обоснования структуры и содержания государственной политики в области охраны здоровья детей.

С этих же позиций можно оценить Указ Президента Российской Федерации от 20 апреля 1993 г. № 468 «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации» [258], в котором федеральному правительству в качестве первоочередной задачи ставилось принятие программы мер по созданию государственной системы обеспечения продуктами питания детей до 7 лет, беременных женщин, кормящих матерей. В указе обозначена необходимость формирования региональной политики в области здравоохранения, которой в законодательно закрепленной форме также сегодня нет, но во взаимодействии с указанными выше нормами Конституции Российской Федерации и Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан это положение указа еще более усиливает актуальность выработки государственной политики в области охраны здоровья детей.

В нормативных правовых актах по проблемам детства, принятых в начале 90‑х годов, содержатся не только предпосылки для выработки государственной политики в области охраны здоровья детей, но и проявляются элементы ее будущей структуры. В Указе Президента Российской Федерации от 27 марта 1993 г. № 405 «О неотложных мерах по стабилизации уровня жизни населения Российской Федерации в 1993 году» [257] нельзя не отметить наличие одного исключительно важного требования, адресованного органам исполнительной власти (которое не было обеспечено политическими мерами и поэтому не выполнялось), а именно: «при подготовке и реализации решений, связанных с экономической и финансовой стабилизацией, учитывать их социальные последствия и воздействие на уровень жизни населения». Эта не утратившая актуальности норма указа имеет ключевое значение при разработке принципов государственной политики в области охраны здоровья детей. Данной нормой, впервые с начала либерализации экономики в России, в систему ее правового регулирования был введен новый (пока не реализованный) элемент — определение социальных издержек осуществляемых рыночных реформ, интегральным показателем которых явилось значительное увеличение численности населения с доходами ниже прожиточного минимума [12] . В 1992 и в 1999 гг. численность указанной группы населения возрастала по сравнению с 1990 г., соответственно, в 21,8 и 19 раз (рис. 6).

Рис. 6. Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума в 1989–2004 гг. (млн человек).

Анализ федеральных нормативных правовых актов и научных публикаций по проблемам детства позволяет отметить два основных мотива фиксации внимания на подобных социальных издержках:

— первый — официальное заявление Правительства Российской Федерации, сделанное за полгода (1992 г.) до принятия указа о том, что экономическим преобразованиям в нашей стране не предшествовал прогноз их влияния на положение детей [65, c.18];

— второй — научно обоснованный вывод о необходимости принятия законодательной нормы, предусматривающей экспертизу и обсуждение всех государственных общественно значимых проектов, решений и т. п. с точки зрения последствий их влияния на положение детей в Российской Федерации, в том числе на сферу детского здравоохранения (1993 г.) [104].

В 1995 г. этот вывод был подтвержден в Государственном докладе о положении детей [123].

С 12 декабря 1993 г. государственные меры по обеспечению права детей на охрану здоровья осуществляются в соответствии с нормами новой Конституции Российской Федерации [92]. Так, в статье 114 установлено, что в стране проводится единая государственная политика в области здравоохранения.

Необходимо отметить, что в отличие от предыдущей, новая Конституция не гарантирует детям обязательного среднего образования, имеющего большое здравоохранительное значение. Через семь месяцев после принятия Конституции Указом Президента Российской Федерации от 8 июля 1994 г. № 1487 [261] право граждан на получение бесплатного среднего (полного) образования было «по существу восстановлено». Однако и в настоящее время статья 43 Конституции Российской Федерации «не предусматривает обязательность и уменьшает доступность бесплатного полного среднего образования для детей» [141, c. 13]. Эта констатация, содержащаяся в Государственном докладе о положении детей в 1993 г., дополняет содержащийся в этом документе общий вывод о том, что негативные социальные последствия перехода к рыночным отношениям заметно ухудшили положение детей, привели к ослаблению инфраструктуры здравоохранения.

В общем объеме происходивших в 1990–1993 гг. социально-экономических и здравоохранительных процессов в России в качестве факторов, повлиявших на развитие представлений о роли государственной политики в обеспечении прав детей на охрану здоровья, следует отметить следующие:

— высокую степень объективности оценки положения детей, содержащейся в Первоначальном докладе Российской Федерации Комитету по правам ребенка (1992 г.) и в Государственном ежегодном докладе «Положение детей в Российской Федерации, 1993 год»;

— постановку вопроса о необходимости экспертизы общественно значимых социальных проектов для предотвращения неблагоприятных последствий их реализации, в том числе на состояние здоровья детей;

— включение вопросов охраны здоровья детей в нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сферах здравоохранения и образования;

— включение программы «Дети России» в перечень федеральных целевых программ (1993 г.);

— признание государственной политики в качестве правового механизма обеспечения интересов детей, в т. ч. в охране здоровья.

1.2. Правовое регулирование в области охраны здоровья детей в 1994–1998 гг.

В исследуемый период одним из факторов актуализации принятия федеральных нормативных правовых актов, охватывающих проблемы охраны здоровья детей, стали обязательства Российской Федерации по выполнению Конвенции о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей. Среди указанных актов особое значение имело Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке разработки и структуре Национального плана действий в интересах детей Российской Федерации до 2000 года» (1994 г.) [13] , предусматривавшего широкий спектр мер по улучшению положения детей.

Однако основной причиной активизации принятия нормативных правовых актов явились тяжелые реальности детства в России.

Одним из проявлений нарастающих трудностей в сфере охраны здоровья детей стала резко обострившаяся проблема обеспечения доступности детских лекарств в связи с их высокой стоимостью. Частично эта проблема была решена принятием в 1994 г. постановления Правительства Российской Федерации [170], которым утвержден перечень групп детей, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, в т. ч. детям первых трех лет жизни, детям из многодетных семей в возрасте до 6 лет, детям-инвалидам и др.

В связи с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией был принят Федеральный закон от 30 марта 1995 г. № 38‑ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» [279], регулирующий ряд педиатрических аспектов. Законом, в частности, установлено, что медицинское освидетельствование несовершеннолетних в возрасте до 14 лет может проводиться по просьбе или с согласия их законных представителей, которые имеют право присутствовать при проведении медицинского освидетельствования (статья 7), в случае выявления ВИЧ-инфекции у несовершеннолетних в возрасте до 18 лет работники учреждений уведомляют об этом родителей или иных законных представителей указанных лиц (статья 13).

Вопросы охраны здоровья детей нашли отражение в нормативных правовых актах, регулирующих отношения в различных сферах жизнедеятельности общества.

Так, во вступившем в силу Семейном кодексе Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223‑ФЗ [238] было установлено, что детство находится под защитой государства (статья 1), родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (статья 54) [14] .

В Федеральном законе от 18 июля 1995 г. № 108‑ФЗ «О рекламе» [282] предусмотрены специальные нормы (статья 20), защищающие несовершеннолетних в производстве, размещении и распространении рекламы. Законодателем учтены возрастные социально-психологические особенности несовершеннолетних (такие, как «легковерность и отсутствие опыта») и определены правовые механизмы для защиты от злоупотреблений, угрожающих здоровью детей (в частности, запрещено размещение в рекламе информации, показывающей несовершеннолетних в опасных местах и ситуациях).

Важнейший педиатрический компонент содержится в Федеральным законе от 19 мая 1995 г. № 81‑ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» [280], которым установлены (статья 3): пособие по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; ежемесячное пособие на ребенка.

Вместе с тем, профилактическая составляющая в системе мер по охране здоровья детей в нормативных правовых актах, нацеленных на решение проблем детства, оставалась недостаточной. Включение в 1994 г. целевой программы «Организация летнего отдыха детей» в Президентскую программу «Дети России» не повлекло за собой положительных изменений. Вместо обеспечения права каждого ребенка на отдых и оздоровление в 1995 г. Правительство Российской Федерации поручило Федеральной службе занятости России организовать временные рабочие места для подростков в период каникул [171]. В государственном докладе о положении детей в Российской Федерации (1995 г.) было признано, что проблема организации летнего отдыха и оздоровления детей остается одной из самых острых [124]. Летом 1995 г. число отдохнувших в оздоровительных лагерях детей снизилось по причинам недостаточного финансирования, а также в связи с сокращением числа загородных детских оздоровительных лагерей, ростом стоимости путевок и др.

В исследуемый период решение острых вопросов оздоровления детей и профилактики болезней в детском возрасте не получило необходимой правовой поддержки. В 1995 г., спустя почти три года после вступления в силу Закона Российской Федерации от 2 июля 1992 г. № 3185‑I «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» [77], была принята Федеральная целевая программа «Неотложные меры по совершенствованию психиатрической помощи (1995–1997 гг.)», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 1995 г. № 383 [274]. В программе указано, что число инвалидов вследствие психических расстройств значительно возросло. Однако этот факт не нашел адекватного отражения в форме мер первичной профилактики. В программе отмечена необходимость расширения научно-практических разработок по проблемам «вторичной и третичной профилактики психических расстройств», действительно актуальных, но без решения вопросов первичной профилактики лишенных системных качеств.

Аспекты профилактики детской инвалидности недостаточно отражены в Федеральном законе от 24 ноября 1995 г. № 181‑ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [15] [285]. В статье 8 Закона установлено лишь, что в профилактике инвалидности участвуют федеральные учреждения медико-социальной экспертизы.

В начале 1996 г. постановлением Правительства Российской Федерации [173] был утвержден план действий по улучшению положения детей в Российской Федерации на 1995–1997 гг., состоящий из 52 пунктов. Первый пункт этого плана предусматривал формирование предложений по предупреждению эксплуатации детского труда и обеспечению прав несовершеннолетних в процессе их трудоустройства. Такой приоритет отражает крайне неблагоприятную реальность, отмеченную через два года в очередном государственном докладе о положении детей: «несмотря на то, что труд в определенной мере способствует социальной адаптации подростков, ранняя трудовая деятельность в неадекватных условиях увеличивает долю детей, приобщающихся к негативным формам поведения взрослых (ранняя алкоголизация, наркотизация, курение, ранняя сексуальная активность и др.)» [42, c. 59]. Одним из следствий реализации таких форм поведения явилось распространение среди подростков заболеваний, передаваемых половым путем. В 1997 г. заболеваемость подростков в возрасте 15–17 лет сифилисом возросла по сравнению с 1991 г. в 36 раз. В этот период заболеваемость сифилисом в России стала максимальной в Европейском регионе, а распространенность врожденного сифилиса возросла в 9 раз [250]. В последующий период величина этого показателя уменьшалась, но и в 2006 г. заболеваемость подростков сифилисом оставалась более чем в 5 раз выше, чем в начале 90‑х годов (рис. 7).

Рис. 7. Динамика заболеваемости сифилисом подростков в возрасте 15–17 лет в 1991–2006 гг. (на 100 тыс. подростков).

Примерно пятая часть указанного плана действий по улучшению положения детей в Российской Федерации на 1995–1997 гг. включала медико-организационные и правовые мероприятия, соответствующие насущным потребностям охраны здоровья детей, в т. ч. направленные на:

— разработку предложений по обеспечению прав пациента-ребенка;

— разработку предложений по определению правовых основ профилактических прививок несовершеннолетним;

— разработку механизмов реализации государственных гарантий по предоставлению бесплатной медицинской помощи;

— разработку научно обоснованных медико-биологических критериев оценки условий труда с целью определения показаний к использованию труда женщин и подростков;

— разработку и внедрение протоколов (стандартов) оказания лечебно-профилактической помощи детям и женщинам с учетом возраста, состояния здоровья и уровня оказания медицинской помощи и т. д.

Следует отметить, что финансовое обеспечение реализации этого обстоятельного плана действий по улучшению положения детей в постановлении Правительства Российской Федерации не определено.

Одной из наиболее болезненных проблем детства в России было и остается тяжелое положение детей-сирот, численность которых в исследуемый период неуклонно возрастала. Эта группа детей склонна к криминальному поведению и, соответственно, подвержена социальным болезням, психическим расстройствам, суицидам. В 1996 г. Правительство Российской Федерации признало недостаточно эффективными меры, принимаемые для сокращения числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решению проблем таких детей должен был содействовать Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159‑ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [293]. В законе установлено, что дополнительные гарантии по социальной поддержке представляют собой законодательно закрепленные дополнительные меры по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, во время получения ими очного профессионального образования (статья 1). По логике, понятие «дополнительные меры» должно подразумевать меры «сверх ранее установленных». Однако в статье 7 в качестве дополнительных гарантий указаны бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждениях, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров, т. е. именно те формы медицинской помощи, право на которое уже зафиксировано в статье 41 Конституции Российской Федерации.

В 1996 г. было принято решение о продлении Президентской программы «Дети России» на 1996–1997 годы [263]. В программе обозначена ее цель: обеспечение социальной защиты детей в период социально-экономических преобразований и реформ. Прогнозировалось, что осуществление программы позволит улучшить положение в сфере охраны здоровья детей, снизить материнскую и младенческую заболеваемость и смертность, уменьшить в течение ближайших пяти лет число детей-инвалидов [16] . Реальное осуществление программы тормозилось недостаточным финансированием. Например, в 1997 г. федеральная целевая программа «Развитие индустрии детского питания», входящая в президентскую программу «Дети России», была профинансирована по капитальным вложениям лишь на 22 % [42]. В связи с этим, в Государственном докладе о положении детей (1997 г.) отмечена необходимость законодательного закрепления нормы, в соответствии с которой финансирование президентской программы «Дети России» должно осуществляться отдельной защищенной строкой федерального бюджета [63, c. 69].

Анализ нормативных правовых актов, принятых в середине 90‑х годов, позволяет отметить одну существенную позитивную особенность динамики этого процесса — возрастающий методологический уровень их подготовки, что свидетельствует об усилении научной поддержки государственных стратегических решений в интересах семьи и детства.

По нашим оценкам, в качестве такого положительного примера можно указать на «Основные направления государственной семейной политики» (1996 г.), утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 г. № 712 [265], где дано определение данной сферы политики, обоснованы приоритеты, ценности, принципы, субъекты и объект политики, приведены ссылки на международные документы. В целом, этот документ, несмотря на декларативность многих его положений, неподкрепленных конкретными мерами по осуществлению, представляет интерес с точки зрения методологии построения общей структуры подобных проектов. В качестве его достоинств следует выделить, во‑первых, то, что он охватывает смежные с институтом семьи сферы, в т. ч. охрану здоровья детей. Отмеченный факт свидетельствует не только о системности предмета политики, но и о степени остроты этих вопросов в исследуемый период истории России. Во‑вторых, указом установлена норма, согласно которой необходимо «осуществлять экспертизу всех законопроектов с точки зрения оценки влияния принимаемых мер на положение семьи, условия реализации ею своих функций». Это, к тому времени уже не новое требование, не нашло практического воплощения, о чем свидетельствует принятие через 8 лет после утверждения «Основных направлений государственной семейной политики» Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122‑ФЗ [315], по ряду положений противоречащего нормам Конвенции о правах ребенка (более подробно данный вопрос рассмотрен в разделе 5.2.2.).

О недостаточной эффективности осуществляемых мер по обеспечению прав детей свидетельствуют выводы, содержащиеся в Постановлении Государственной Думы от 5 декабря 1996 г. № 881‑II ГД «О социальной защите и поддержке семьи, детей и молодежи» [151], в котором обращено внимание общества на ухудшение здоровья граждан, рост материнской и детской смертности, увеличение числа больных детей, детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В связи с этим, Государственная Дума установила приоритетной в своей деятельности подготовку и принятие законодательных актов по социальной защите и поддержке семьи, детей и молодежи. В Обращении к Президенту Российской Федерации (1997 г.) Государственная Дума поставила вопрос о необходимости принятия неотложных мер по активизации государственной политики в интересах детей [152]. Такая мера была обоснована тем, что в течение двух предшествующих лет резко увеличилось (до 54 %) число семей с детьми в возрасте до 16 лет, где денежные доходы ниже прожиточного минимума. В обращении подчеркнуто, что почти 12 миллионов детей России голодают.

Решение вопросов обеспечения детей питанием было определено в Постановлении Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1005 «Об упорядочении бесплатного обеспечения детей первого — второго года жизни специальными молочными продуктами детского питания» [177], согласно которому органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложено рассмотреть вопрос об установлении условий и порядка бесплатного обеспечения детей специальными молочными продуктами детского питания с учетом среднедушевого дохода семьи и его соответствия прожиточному минимуму, установленному на территории субъекта Российской Федерации.

Несмотря на остроту проблем охраны здоровья детей, в Постановлении Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1997 г. № 1207 «О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации на 1998–2000 годы» [178] из 11 утвержденных федеральных целевых программ Министерство здравоохранения России выступало государственным заказчиком лишь по двум — «Планирование семьи» и «Безопасное материнство».

В рассматриваемый период нарастающая коммерциализация медицинской помощи, в том числе детям, стала реальностью, противоположной мировым прогрессивным тенденциям [17] . В 1997 г. факт коммерциализации медицинской помощи в России был критически оценен в Среднесрочной программе сотрудничества между Министерством здравоохранения Российской Федерации и Европейским региональным бюро ВОЗ на 1998–1999 годы [210], где отмечалось, что за последние пять лет состояние здоровья детей характеризуется негативными изменениями, вместе с тем, декларированные государством гарантии на оказание бесплатной медицинской помощи населению, нередко не выполняются, лекарства из-за высоких цен становятся малодоступными для большей части населения. Приведенные оценки совпадали с выводами, содержащимися в программе Правительства Российской Федерации «Структурная перестройка и экономический рост в 1997–2000 годах» [176]. Однако, несмотря на признание резкого снижения уровня жизни населения в период либеральных реформ, в программе предусматривались меры по «расширению платности» медицинской помощи, что еще более усугубляло тяжелое положение семей с детьми.

С предусмотренным данной программой «расширением платности» не согласуется задача, зафиксированная в том же году в Концепции национальной безопасности Российской Федерации [96], где обозначена необходимость усиления внимания органов государственной власти развитию государственной медицинской помощи, осуществлению государственного протекционизма в отечественной медицинской и фармацевтической промышленности. В этом документе кризис систем здравоохранения и социальной защиты населения объявлены как угроза физическому здоровью нации.

Такие же жесткие, тревожные констатации содержались в принятой в 1997 г. Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации [179], где подчеркивалось, что «кризис деятельности медицинских учреждений приближается к той черте, за которой следует распад всей системы здравоохранения». В Концепции в качестве важнейшего направления деятельности для выхода из кризиса зафиксирована необходимость формирования государственной политики в области здравоохранения и медицинской науки. Однако и в Концепции, и в последующих официальных федеральных документах и нормативных правовых актах эта задача не получила необходимого развития.

До настоящего времени в Российской Федерации нет научно обоснованной и законодательно закрепленной государственной политики в области здравоохранения и медицинской науки.

Необходимо также подчеркнуть, что при выработке Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации не была использована возможность принятия на столь высоком уровне мер по улучшению детского здравоохранения. В этом документе вопросы детства были ограничены декларацией необходимости принятия «действенных мер по развитию службы охраны материнства и детства при концентрации усилий на совершенствовании первичной медико-санитарной помощи детям и подросткам, развитию служб планирования семьи и безопасного материнства, интеграции родовспомогательных учреждений с общей лечебной сетью». В плане мероприятий по реализации Концепции на 1997–1998 годы меры в области обеспечения права детей на охрану здоровья не предусмотрены.

Можно было ожидать, что осуществлению таких мер будет способствовать План действий по улучшению положения детей в Российской Федерации на 1998–2000 годы, принятый Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 г. № 1565 [180]. В действительности этот план состоял из пятнадцати пунктов, где в числе первых указан пересмотр предельных норм переноски и передвижения тяжестей лицами моложе 18 лет, что вновь свидетельствовало о широком вовлечении детей из бедных семей в вынужденную трудовую деятельность. План включал также ряд педиатрических и медико-организационных мер, в том числе: скрининг на врожденные болезни обмена веществ, дополнительные меры по профилактике недостаточности йода и фтора у детей, мониторинг детской инвалидности, совершенствование форм и методов медицинского обслуживания детей в детских домах и школах-интернатах.

Улучшению правового обеспечения охраны здоровья детей должно было послужить принятое в том же году Постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1997 г. № 222 «О Программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996–2000 годов» [175], предусматривавшее принятие федеральных законов «О государственной системе здравоохранения», «Об основах муниципальной системы здравоохранения», «О частной системе здравоохранения», «О правах пациента». До настоящего времени такие законы в Российской Федерации не приняты.

В исследуемый период проблема реального осуществления «детских программ» оставалась исключительно острой в связи с недостаточным их финансированием. Указом Президента Российской Федерации от 15 января 1998 г. № 29 «О президентской программе «Дети России» на 1998–2000 годы» [267] было установлено продлить действие этой программы на период 1998–2000 годов [18] . В значительной мере данное решение связано с невыполнением ранее принятых планов. Например, в 1997 г. федеральная целевая программа «Дети Севера» была профинансирована на 44 % по текущим расходам и на 7 % по капитальным вложениям [63].

По приведенному и другим подобным фактам Государственная Дума приняла Постановление от 5 ноября 1998 г. № 3201‑II ГД «Об итогах выполнения федеральной программы «Дети России» в 1995–1998 годах и о потребностях в ее финансировании в 1999–2000 годах» [155], где финансирование федеральных целевых программ, входящих в состав федеральной программы «Дети России», оценено как крайне неудовлетворительное.

Проблемы финансирования мер по решению проблем детства касались не только федеральной программы «Дети России». В Постановлении Государственной Думы от 22 мая 1998 г. № 2497‑II ГД «О реализации Федерального закона «О внесении дополнений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 1996 год» (в части финансирования расходов на санаторно-курортное лечение и отдых детей)» [153] было отмечено нестабильное и неполное финансирование санаторно-курортных учреждений, а также снижение доступности лечения в этих учреждениях для большинства малообеспеченных семей в связи с ростом стоимости путевок, высокими тарифами на транспорт. В пользу необходимости устранения этого недостатка в постановлении делался акцент на то, что дети, прошедшие лечение в санаториях, в 2–6 раз реже болеют. Частично проблема была решена принятием Федерального закона от 16 июля 1998 г. № 99‑ФЗ «О льготах на проезд на междугородном транспорте для детей, нуждающихся в санаторно-курортном лечении» [299], которым установлено (статья 1) право детей, нуждающимся в санаторно-курортном лечении, при наличии конкретных условий, на 50 %-ю скидку со стоимости проезда на междугородном транспорте один раз в год к месту лечения и обратно в пределах Российской Федерации [19] .

В 1998 г. был принят ряд нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере здравоохранения, включая охрану здоровья детей. Так, в интересах защиты прав детей-пациентов Федеральным законом от 22 июня 1998 г. № 86‑ФЗ «О лекарственных средствах» [298] установлен запрет на проведение клинических исследований лекарственных средств на несовершеннолетних (статья 40), за исключением тех случаев, когда лекарственное средство предназначается исключительно для лечения детских болезней, или когда целью клинических исследований является получение данных о наилучшей дозировке лекарственного средства для лечения несовершеннолетних. Законом установлено, что в таком случае клинические исследования лекарственного средства предварительно должны проводиться на совершеннолетних. При проведении клинических исследований лекарственных средств на несовершеннолетних необходимо письменное согласие их родителей. Законом запрещено проведение клинических исследований лекарственных средств на несовершеннолетних, не имеющих родителей.

В том же году впервые была утверждена Программа государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью [20] . Принятый в дальнейшем ряд изменений, в том числе в названии программы, не касался ее существа. Программа регламентирует перечень видов медицинской помощи, предоставляемых населению бесплатно [21] , базовую программу обязательного медицинского страхования, объемы медицинской помощи и ряд других параметров, касающихся финансирования. Однако уже в следующем 1999 г. дефицит финансовых средств на реализацию программы государственных гарантий составил 32 %, что явилось основанием для вывода о ее неэффективности, поскольку несбалансированность объемов необходимой бесплатной медицинской помощи и имеющихся ресурсов «ставит под сомнение употребление слова «гарантии»» (К. Ю. Лакунин, 1999) [103]. В последующий период дефицит финансовых средств на осуществление программы был снижен.

Во второй половине 90‑х годов важным этапом в формировании государственных мер в области охраны здоровья детей стало принятие Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124‑ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [300], который был оценен как имеющий стратегическое значение [251]. В нашей стране этот закон принят несколько позднее, чем подобные акты в зарубежных странах, например Великобритании (1989 г.), Северной Ирландии (1995 г.), Шотландии (1995 г.). Особенностью российского закона является то, что в нем впервые законодательно зафиксированы цели, принципы и ряд других параметров государственной политики в интересах детей. Закон включает здравоохранительный компонент и обязывает (статья 14) принимать меры защиты детей от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от распространения печатной продукции, аудио — и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение. Важным требованием закона (статья 14) является проведение экспертизы (социальной, психологической, педагогической, санитарной) промышленной продукции для детей, что необходимо для обеспечения безопасности жизни, охраны здоровья, нравственности ребенка, защиты его от негативных воздействий. Для педиатров существенное значение имеют положения статьи 1 данного закона, где приведен свод признаков, по которым можно идентифицировать ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации. Закон (статья 15) гарантирует право такого ребенка на особую заботу и защиту со стороны органов власти. Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, включает обеспечение их выживания и развития путем создания соответствующих социальных служб для детей. Закон не допускает изменения назначения или ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей без предварительной специальной экспертной оценки возможных последствий, в том числе в отношении сохранения доступности детям лечебно-профилактической помощи (статья 13).

Несмотря на целый ряд недостатков (их анализ представлен в разделе 4.2. настоящего исследования), данный закон является сегодня одной из главных правовых основ выработки государственной политики в области охраны здоровья детей.

Принятый в том же году Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. № 157‑ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» [301] имеет значение не только в качестве важного фактора снижения инфекционной заболеваемости в стране. Особенностью этого акта является то, что в нем установлены правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации. Таким образом, при разработке закона использована способность политики как нормативно-регулятивной системы упорядочивать общественные отношения в интересах охраны здоровья детей.

Подобное значение имеет «Концепция государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации на период до 2005 года», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 августа 1998 г. № 917, в которой указанное направление политики определяется как комплекс мероприятий, направленных на создание условий, обеспечивающих удовлетворение потребностей различных групп населения в рациональном, здоровом питании с учетом их традиций, привычек и экономического положения, в соответствии с требованиями медицинской науки [181]. Социальное звучание этого документа усилено содержащейся в нем констатацией того, что трудности в обеспечении полноценным питанием вызваны кризисным состоянием производства, а также резким снижением покупательской способности большей части населения страны.

К наиболее острым социальным проблемам в современной России относится рост детского и подросткового алкоголизма, токсикомании и наркомании (рис. 8). Эти процессы обусловили принятие Федерального закона от 8 января 1998 г. № 3‑ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» [296] и ряда других актов, в т. ч. постановления Государственной Думы (1998 г.) [158], в котором Правительству Российской Федерации предложено разработать концепцию государственной политики в области противодействия распространению наркомании и токсикомании среди детей и молодежи, а также ускорить внесение в Государственную Думу проекта федерального закона о медицинской и социальной реабилитации больных наркоманией.

Рис. 8. Число случаев впервые установленного диагноза наркомании среди детей в возрасте 0–14 лет в 1997–2005 гг. (на 100 тыс. детей; по данным государственных докладов о положении детей в Российской Федерации).

До настоящего времени указанные концепция и законопроект не разработаны. Но сама постановка Государственной Думой задачи создания соответствующего направления государственной политики имеет самостоятельное значение, т. к. придает политическому решению этой задачи статус реального способа преодоления конкретной проблемы, связанной с охраной здоровья детей.

Резкое обострение кризисных процессов в России в августе 1998 г. (финансовый дефолт, широкомасштабный спад производства, рост бюджетного дефицита, всплеск безработицы и т. д.) повлекло быстрое и значительное снижение уровня жизни населения и наиболее тяжело отразилось на положении семей с детьми. По этому поводу в постановлении Государственной Думы [154] было заявлено, что быстрый рост цен привел к резкому ухудшению материальных условий жизни семей, в первую очередь многодетных. В качестве меры по сглаживанию отрицательных последствий кризиса было предложено создать при Правительстве Российской Федерации, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации чрезвычайные комиссии по оказанию помощи нуждающимся детям. Государственная Дума указала также на необходимость принятия экстренных мер по усилению социально-правовой защиты детей и молодежи [157], осуществления научно обоснованной стратегии обеспечения прав человека на жизнь и здоровье [156].

Обобщая результаты данного раздела исследования, следует отметить, что период 1994–1998 гг. явился одним из наиболее трудных для детей в современной истории России. Этот факт обусловил активизацию соответствующей правотворческой работы. Вместе с тем, несмотря на зафиксированную в нормативных правовых актах социально-экономическую обусловленность неблагополучия в сфере охраны детского здоровья, регулирование общественных отношений с целью первичной профилактики болезней не нашло необходимого отражения в законах и в федеральных целевых программах. По этому поводу И. М. Воронцов (1998) отмечал, что именно первичная профилактика болезней создает «для любого государства, любой цивилизации горизонты действительного расцвета» [31].

Низкая эффективность принятых нормативных правовых актов была связана с недостаточной проработкой механизмов реализации законов, недостаточным финансированием детского здравоохранения.

Неблагоприятной особенностью стратегии по решению проблем детства в России явилось расширение использования детского труда в качестве меры для решения экономических проблем в семьях, что стало дополнительным фактором ухудшения здоровья подростков. В системе трудовых отношений, связанных с обеспечением прав ребенка, впервые появилось понятие «юный безработный» [124].

На фоне углубления кризисных процессов в сфере охраны здоровья детей стала очевидной необходимость выработки и законодательного закрепления специальных направлений государственной политики, в т. ч. государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации, государственной семейной политики. Указанные факты свидетельствуют, что в середине 90‑х годов осуществление законодательно закрепленной государственной политики стало рассматриваться в качестве адекватной меры для решения наиболее острых проблем, в том числе в области здравоохранения. Однако вопрос о выработке и проведении специального научно обоснованного направления государственной политики в области охраны здоровья детей, несмотря на высокую степень актуальности, еще не ставился.

1.3. Проблемы детства и их решение на рубеже XX и XXI веков

В исследуемый период порочный круг «нищеты и болезней» продолжал проявляться ухудшением основных показателей положения детей. Как отмечают Н. Ф. Герасименко и соавт. (2004), связь между бедностью и плохим здоровьем заключается в том, что одно является обязательным следствием другого [37]. Значение этой связи в отношении детей было отражено в выступлении Президента Российской Федерации при представлении ежегодного Послания Федеральному Собранию Российской Федерации (2000): «еще очень многим трудно растить детей» [34]. По оценкам Европейской обсерватории по системам здравоохранения, сотрудничающей с ЕРБ ВОЗ, в России «здоровье детей и подростков находится в плачевном состоянии. Во многом это обусловлено крайне неблагоприятными социальными и материальными условиями жизни значительной части детей» (2003) [250].

Одним из признаков кризисного общества является рост заболеваемости инфекциями. В 2000 г. Министерство здравоохранения Российской Федерации заявило, что в сложных условиях экономического и социального развития санитарно-эпидемиологическую обстановку в Российской Федерации следует оценивать как напряженную, а ее негативное влияние на здоровье населения является существенным [43, c. 4].

В наибольшей степени такое негативное влияние испытывали на себе безнадзорные и беспризорные дети, число которых в России значительно возросло. Масштабы и тяжелые последствия социальной депривации указанной группы детей определили необходимость принятия Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120‑ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [305], включавшего и определенные здравоохранительные меры (статья 18). Критически оценивая эти меры, следует отметить их слабую профилактическую направленность. Из 11 пунктов части 1 данной статьи, регулирующей полномочия органов и учреждений здравоохранения, лишь один (пункт 1) затрагивает вопросы профилактики (распространение санитарно-гигиенических знаний). Предназначение остальных, минуя причины, воздействовать на следствие: психиатрическая, наркологическая, токсикологическая, венерологическая помощь и т. д. беспризорным и безнадзорным детям.

При продолжающемся общем росте инфекций в России, благодаря целенаправленным, в том числе законодательным, мерам удалось не допустить роста заболеваемости детей дифтерией, эпидемическим паротитом, корью, дизентерией. Этому способствовало, в частности, принятие Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52‑ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» [302], в котором установлена обязанность граждан заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании своих детей (статья 10), сформулировано требование обязательного соблюдения научно обоснованных физиологических норм питания детей в дошкольных и других образовательный учреждениях (статья 17), определены санитарно-эпидемиологические требования к условиям воспитания и обучения детей (статья 28), регламентирована работа по гигиеническому воспитанию и обучению детей (статья 36), закреплено право детей на профилактические прививки (статья 35).

В законе установлено, что определение основных направлений государственной политики в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения относится к полномочиям Российской Федерации (статья 5), однако структура и содержание данного направления политики не раскрыты.

В кризисные периоды развития общества семьи с детьми всегда составляют наиболее массовую группу бедного населения [251]. В таких семьях чаще регистрируются острые кишечные инфекционные заболевания и бактериальные пищевые отравления вследствие употребления в пищу низкокачественных продуктов питания. В связи с возрастающей угрозой распространения указанных инфекций был принят Федеральный закон от 2 января 2000 г. № 29‑ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» [310], регулирующий отношения в сфере обеспечения качества пищевых продуктов и их безопасности для здоровья детей. В законе дано определение понятия «продукты детского питания», к которым отнесены пищевые продукты, предназначенные для питания детей в возрасте до 14 лет и отвечающие физиологическим потребностям детского организма (статья 1). Установлено (статья 14), что мониторинг качества и безопасности пищевых продуктов, здоровья населения осуществляется, помимо прочего, в целях определения приоритетных направлений государственной политики в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, охраны здоровья населения.

Как видно из приведенных данных, в исследуемый период государственная политика стала все более широко привлекаться в качестве способа решения наиболее острых проблем охраны здоровья. Этот процесс был усилен в 2000 г., когда была законодательно утверждена Федеральная программа развития образования, являющаяся организационной основой государственной политики в области образования [311] и включающая ряд важных вопросов охраны здоровья учащихся (более подробная характеристика этого акта представлена в разделе 4.3.).

Вовлечение проблем охраны здоровья детей в сферы правового регулирования различных секторов жизнедеятельности общества не повлияло на реальное усиление их взаимодействия в интересах сохранения детского здоровья. В результате одобренная в 2000 г. Правительством Российской Федерации «Концепция охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года», охватывающая и аспекты охраны здоровья детей, оказалась без межсекторальной поддержки, поскольку в качестве основного направления деятельности предусматривала «прежде всего, воздействие на индивидуальные привычки людей» [97]. Таким образом, при формировании данной Концепции не была реализована возможность выработки и использования государственной политики в области здравоохранения в качестве инструмента регулирования широкого спектра общественных отношений, непосредственно или опосредованно влияющих на состояние здоровья граждан. В этом документе нетрудно увидеть игнорирование роли социально-экономических факторов, определяющих нездоровье человека. Социолог И. В. Журавлева (2002), исследующая проблемы охраны здоровья подростков, обоснованно считает, что привлечение к формированию Концепции только специалистов Министерства здравоохранения России и Российской академии медицинских наук без участия ученых, работающих в смежных областях знания, не позволяет надеяться на необходимые изменения социальной политики в сфере здоровья подростков, состояние здоровья которых ухудшается [66, c. 6–7].

По нашим оценкам, при решении практических вопросов политики в сфере здравоохранения в исследуемый период не были использованы в необходимом объеме результаты проведенных к тому времени научных исследований по данной проблеме (О. П. Щепин и соавт., 1999) [330]. В результате в принятом в 2001 г. решении коллегии Министерства здравоохранения Российской Федерации и президиума Российской академии медицинских наук «О Государственном докладе «О состоянии здоровья населения Российской Федерации в 2000 году»» [229] была подчеркнута необходимость совершенствования политики в области охраны здоровья граждан, но содержание предмета совершенствования как и в ранее принимавшихся нормативных правовых документах по здравоохранению, не было раскрыто.

Недостаточное взаимодействие различных институтов общества в интересах охраны детского здоровья проявилась и в том, что в утвержденных в 2000 г. постановлением Правительства Российской Федерации десяти федеральных целевых программах по улучшению положения детей [22] решение вопросов охраны здоровья не зафиксировано в качестве приоритетной общегосударственной задачи. Вместе с тем, в государственном докладе о положении детей в России (2000) было вновь констатировано, что состояние здоровья детей и подростков продолжает устойчиво ухудшаться [124]. При этом «наибольшая катастрофа со здоровьем отмечается у детей раннего возраста и подростков» (О. В. Шарапова, 2002) [324].

Результаты настоящего исследования позволяют сделать вывод о том, что недостаточная интеграция усилий общества по охране здоровья детей отражает два, хотя и разнонаправленных, но взаимосвязанных вектора противоречий в системе детского здравоохранения:

1) сохраняющаяся устойчивая ограниченность решения проблем охраны здоровья детей преимущественно рамками сектора здравоохранения;

2) недостаточное привлечение научно-практического потенциала сектора здравоохранения (его педиатрической составляющей) к решению крупных комплексных государственных задач.

В качестве примера реализации первого вектора данного процесса можно указать на «План действий по улучшению положения детей в Российской Федерации на 2001–2002 гг.», утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 г. № 1090‑р [137]. В этом документе, несмотря на его значительные интегральные возможности, в разделе по охране здоровья детей содержалось всего пять пунктов, отражающих решение действительно актуальных, но не выходящих за рамки секторальных педиатрических и медико-организационных решений проблем (профилактика врожденных пороков развития у детей, разработка критериев оценки нервно-психического развития детей, развитие центров телекоммуникационной связи и т. д.). Вне указанного плана остались вопросы финансирования, правового и научного обеспечения охраны здоровья детей, первичной профилактики заболеваний детей и др.

Примером второй тенденции (недостаточного привлечения педиатров к решению комплексных государственных задач) является Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 г., утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2001 г. № 1270‑р [95], в которой среди здравоохранительных «приоритетов демографического развития» вопросы укрепления здоровья детей и подростков сведены к профилактике травматизма и отравлений, борьбе с курением, алкоголизмом и наркоманией, а также развитию физической культуры и спорта и организации досуга. Вне перечня приоритетов остались проблемы первичной профилактики болезней в детском возрасте, проблемы снижения младенческой и смертности детей в раннем возрасте, проблемы сохранения здоровья семьи как объекта демографической политики, вопросы организации комплексных медико-демографических исследований. Таким образом, при разработке указанной Концепции не была принята во внимание необходимость значительного усиления ее педиатрической составляющей, на которую накануне принятия этого документа было указано в решении коллегии Министерства здравоохранения Российской Федерации (март, 2001 г.), где констатировано, что продолжающееся ухудшение здоровья детей, обусловленное сложившейся обстановкой в стране, имеет особую значимость в связи с демографической ситуацией в Российской Федерации [228].

Отсутствие комплексного подхода к решению демографических и педиатрических проблем Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Г. Н. Карелова (2001) объясняет тем, что к тому времени во властных структурах еще не сложились представления «по поводу того, нужна ли государственная политика, регулирующая численность, состав и структуру населения Российской Федерации… Поэтому вопросы качества здоровья и, прежде всего, качества здоровья детей решались стихийно» [86].

Недостаточность научно-методологической поддержки стратегических решений в сфере здравоохранения, в т. ч. в области охраны здоровья детей, прослеживается по результатам анализа принятых в исследуемый период нормативных правовых актов. Так, несмотря на то, что в преамбуле Федерального закона от 18 июня 2001 г. № 77‑ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» [312] указано его назначение — установление правовых основ осуществления государственной политики в области предупреждения распространения туберкулеза в Российской Федерации, — реальное содержание данного направления государственной политики в законе не раскрыто, нет определения самого понятия. Неопределенность понятия «государственная политика в области предупреждения туберкулеза» обусловила невостребованность интегральной функции этого механизма регулирования общественных отношений. В результате в статье 4 закона, где установлены полномочия Российской Федерации в области предупреждения распространения туберкулеза, такие виды деятельности, как «разработка и принятие нормативных правовых актов, направленных на предупреждение распространения туберкулеза» и «формирование, утверждение и реализация федеральных целевых программ в области предупреждения распространения туберкулеза» зафиксированы в качестве самостоятельных элементов, отдельно от полномочий проведения «государственной политики».

Среди стратегических решений в сфере здравоохранения необходимо отметить поэтапный перевод медицинского обеспечения детей в возрасте от 15 до 17 лет включительно в детские амбулаторно-поликлинические учреждения путем прекращения передачи их в амбулаторно-поликлинические учреждения общей сети [211]. Эта работа была в основном завершена к исходу 2001 г. и связана, в частности, с резким уменьшением (на 40–50 %) числа детей на педиатрических участках [3] вследствие сокращения общей численности детского населения в России (рис. 9). В период с 1991 г. по 2008 г. численность детей сократилась на 13,1 млн человек.

Рис. 9. Динамика численности детского населения в Российской Федерации в 1991–2008 гг. (млн. человек).

В начале ХХ в., несмотря на принимаемые меры, ситуация в сфере охраны здоровья детей оставалась одной из наиболее острых проблем детства, в связи с чем в 2002 г. в состав федеральной целевой программы «Дети России» на 2003–2006 гг. была впервые введена подпрограмма «Здоровый ребенок» [190]. Критически оценивая эту подпрограмму, специалисты отмечали не только неполный объем ее финансирования [23] , но и недостаточную направленность на профилактику, внедрение новых медицинских технологий (в том числе эффективных технологий реабилитации недоношенных и маловесных детей, технологий компьютерного прогноза риска развития внутриутробной инфекции новорожденных и др.) [8].

Подводя итог, на основании анализа развития стратегии охраны здоровья детей в 1990–2003 гг. можно сделать вывод о том, что в этот период государственные меры в сфере детского здравоохранения отражали общую недостаточную эффективность социально-экономической политики и были, как правило, лишь ответной реакцией на изменение экономической ситуации [108]. Следствием децентрализации управления здравоохранением в России стала реальность, отмеченная в докладе Европейской обсерватории по системам здравоохранения (2003): «Министерство здравоохранения больше не устанавливает обязательной для всех политики здравоохранения и ее приоритетных направлений». В докладе отмечена угроза утраты государственной системы здравоохранения [250]. Указанные оценки усиливаются тем фактом, что Российская Федерация не выполнила обязательств по осуществлению положений Декларации и Плана действий «Мир, пригодный для жизни детей» [24] , принятой Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 10 мая 2002 г. [223].

Вместе с тем, в связи с нарастающими трудностями в охране здоровья детей, был реализован ряд новых решений, среди которых следует выделить проведение в 2002 г. Всероссийской диспансеризации детей [112, 213]. Критические суждения в отношении некоторых аспектов этой акции [25] , не могут снизить ее значение, в частности потому, что была подтверждена общая неблагоприятная направленность вектора исследуемого процесса. В результате, если незадолго до проведения Всероссийской диспансеризации детей Министерство здравоохранения Российской Федерации декларировало для себя задачу определить стратегические направления и приоритеты в сфере охраны здоровья детей (февраль, 2002 г.) [323], то по итогам указанной акции в качестве такого приоритета впервые была поставлена задача (октябрь, 2003 г.) выработки научно обоснованной концепции долговременной государственной политики в области охраны здоровья детей [209].

Постановке данной задачи способствовали предложения специалистов Научного центра здоровья детей РАМН о законодательном закреплении государственной политики в области охраны здоровья детей [7]. В соответствии с этими предложениями, Министерством здравоохранения Российской Федерации была создана рабочая группа для подготовки Концепции проекта Федерального закона «Об охране здоровья детей в Российской Федерации» [271].

Таким образом, в качестве предпосылок актуализации выработки государственной политики в области охраны здоровья детей следует рассматривать следующие процессы и факторы:

— нарастающее ухудшение состояния здоровья детей (что отражено в ежегодных государственных докладах о положении детей в Российской Федерации) [32, 124, 125, 126];

— осуществление комплекса работ по приведению национального законодательства в соответствие с положениями Конвенции о правах ребенка;

— сохраняющееся недостаточное законодательное обеспечение охраны здоровья матери и ребенка и обусловленная этим необходимость «внесения изменений и дополнений в существующую законодательную базу и принятия дополнительных законов» (В. И. Стародубов, 2003) [247, c. 12];

— рекомендации разработчиков Первоначального доклада Российской Федерации Комитету по правам ребенка (1993 г.) [65], которые уже в начальный период резкого ухудшения состояния здоровья детей в 1991–1993 гг. поставили вопрос о необходимости законодательного усиления защиты прав детей, в том числе на основе выработки специального направления государственной политики;

— развитие программного направления деятельности в интересах детей;

— активное привлечение методов государственной политики для решения наиболее актуальных проблем детства, в том числе в сферах иммунопрофилактики болезней, здорового питания, борьбы с социальными болезнями, санитарно-эпидемиологического благополучия, а также в сферах семьи, образования, трудовых отношений и др.;

— принятие нормативных правовых актов (Конституции Российской Федерации, Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487–1, Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. № 124‑ФЗ и др.), являющихся правовой основой для выработки и реализации государственной политики в области охраны здоровья детей.

Источник

Читайте также:  Конспекты занятий по теме здоровье для начальной школы
Adblock
detector