Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни
материал на тему
выступление на педсовете
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_pedsovet.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование у дошкольников
основ безопасности жизнедеятельности
и здорового образа жизни»
(выступление на педсовете)
Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Задача взрослых – научить ребенка безопасному поведению в различных ситуациях, подготовить его к жизни в динамичном мире.
Безопасное поведение в городе формируется у детей через понимание необходимости соблюдения определенных правил поведения в разных областях жизни. Дошкольника опекают родители и персонал детского сада, получивший же свободу школьник оказывается совершенно неподготовленным к ответственности за собственную и чужую жизнь. Попадая в непривычную ситуацию, дети теряются, не могут определить степень ее опасности, часто вообще не связывают происходящее с полученной ранее информацией и не могут адекватно действовать.
Избежать этих опасностей можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с раннего возраста. В научной литературе понятие “безопасность” трактуется как предотвращение угрожающих жизни человека влияний внешних и внутренних факторов среды. Формула безопасности гласит: предвидеть опасность; при возможности избегать; при необходимости действовать.
В ДОУ педагогам необходимо:
- Создавать условия для формирования естественности посильности движений, добровольности и желания их выполнять ( физическое здоровье ).
- Обеспечить ребёнку чувства психической защищённости, доверия к миру, радости ( психическое здоровье ) .
- Формировать начало личности, развивать индивидуальность, базис личностной культуры ( социальное здоровье ).
Это основные составляющие ОБЖ.
Задачи Безопасности Жизнедеятельности :
- идентификация опасности распознание и количественная оценка негативных воздействий среды обитания;
- предупреждение воздействия тех или иных негативных факторов на человека;
- защита от опасности;
- ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и вредных факторов;
- создание нормального, то есть комфортного состояния среды обитания человека.
Т. о., формула безопасности гласит:
- предвидеть опасность;
- при возможности избегать;
- при необходимости действовать.
Цель здоровьесберегающей технологии –
обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья , вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, воспитания у него культуры здоровья и культуры безопасного поведения в быту.
«Формирование основ безопасного поведения
в быту, социуме, природе»
Под безопасным поведением следует понимать такой набор стереотипов и осознанных действий в изменяющейся обстановке, который позволяет сохранять индивидуальную целостность и комфортность поведения, предупреждает физический и психический травматизм, создает нормальные условия взаимодействия между людьми.
Формирование безопасного образа жизни является актуальной проблемой современного общества в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия и требует внимания родителей и педагогов всех элементов образовательной системы, начиная с дошкольного образования.
Дошкольный возраст – период впитывания, накопления знаний. Необходимо дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них, ведь безопасность — это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.
Формы, методы и средства ознакомления детей с правилами безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Особую роль в формировании у детей правил безопасного поведения в быту, социуме, природе имеют современные средства ИКТ. Инновационные подходы в данном направлении и комплексно решают поставленные задачи :
Опираясь на возрастные психофизиологические и интеллектуальные особенности детей дошкольного возраста, выделен ряд моментов, которые важно учитывать при решении данных задач:
* Вызвать у дошкольников желание соблюдать правила безопасности в доме, избегая морализации, путем познания, а не запретов.
* Обеспечить активность каждого ребенка при освоении знаний и умений безопасного поведения в домашней среде.
* Внушить ребенку, что опасности можно избежать, если вести себя правильно, при этом, не спровоцировав у него чувство робости и страха, используя имитационное моделирование угрожающих ситуаций и обучение практическим действиям с потенциально опасными предметами домашнего обихода.
* В общении с детьми использовать и закреплять такие понятия, как «опасно», «безопасно», «осторожно».
Выработаны следующие принципы работы с детьми по данному направлению.
К ним относятся:
- не заучивать с детьми правила дорожного движения, а обучать их правилам безопасного поведения на улицах;
- чаще использовать наблюдения в реальной обстановке;
-применять разные формы работы (викторины, конкурсы, использовать кружковую и театральную деятельность применение методов проекта;
— работа должна проводиться во взаимодействии с семьями, так как именно родители являются авторитетом для ребёнка.
Не мало важное значение имеют и условия для ознакомления детей с основами безопасности жизнедеятельности:
- Микроклимат в ДОУ
- Пространственно — предметное окружение
- Игровая среда (ППР среда)
Формы организации деятельности детей дошкольного возраста:
- Организованная деятельность детей
- Совместную деятельность взрослых и детей
- Свободная самостоятельная деятельность
Для проведения НОД по “Основам безопасности жизнедеятельности дошкольников”, можно использовать разнообразные методические приемы:
• сюжеты из жизни,
• рисование на различные темы.
Этапы организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ по формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, природе .
- Первый этап — это диагностика уточнение представлений детей о правилах поведения в быту, социуме, природе., есть ли у них личный опыт на который в дальнейшем может опереться воспитатель.
- Второй этап — это расширение первоначальных представлений детей, накопление новых знаний.
- Третий этап — закрепление полученных знаний и формирование сознательного отношения к соблюдению правил безопасности в быту, социуме, природе.
- Четвертый этап- формирование у детей чувства ответственности и предпосылок готовности отвечать за свои поступки.
- Пятый этап — развитие у детей чувства контроля и самоконтроля, при обучении правилам безопасности в быту, социуме, природе. Эти качества во многом помогают ребенку правильно ориентироваться в создавшейся ситуации.
В основе организации образовательного процесса по разделу формирование основ безопасности в быту, социуме, природе находится программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (авторы Н. Авдеева, О. Князева, Р. Стеркина), разработанная на основе проекта Государственных стандартов дошкольного образования.
В соответствии с программным содержанием реализуются
шесть основных направлений программы:
- Ребенок и другие люди
- Ребенок и природа
- Ребенок дома
- Здоровье ребенка
- Эмоциональное благополучие ребенка
- Ребенок на улице
Деятельность особенно совместная , является своего рода школой передачи социального опыта. Не на словах, а на деле ребенок видит и понимает, какие опасности окружают его вокруг, какие правила и рекомендации необходимо выполнять. Ребенок учится сопереживанию, овладевает умением проявлять свое отношение и отражать это в поступках и на деле в разных опасных ситуациях. Деятельность дает ребенку возможность быть самостоятельным в познании мира.
Проблему, связанную с безопасностью ребёнка, невозможно решить только в рамках ДОУ, поэтому важно обеспечить преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения детей между детским садом — семьей, Полицией (инспекторами ДПС) и МЧС России (ПЧ).
Таким образом, чтобы наши дети в детском саду были здоровы, необходимо их научить безопасности в современных условиях, осознанному отношению к своему здоровью, т.е. адаптировать детей к тем условиям, что их может ожидать или непременно будет ожидать. И, конечно, же, необходимо воспитывать потребность детей к здоровому образу жизни, научить их правильно относиться к своему здоровью.
Источник
Методическая разработка «Безопасность и здоровье наших воспитанников»
Евсеенко Оксана
Методическая разработка «Безопасность и здоровье наших воспитанников»
Хорошее здоровье, полученное в детстве, служит фундаментом для общего развития человека. Поэтому правильное физическое воспитание детей – одна из ведущих задач дошкольного учреждения.
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека.
Именно в это время закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества.
Жизнь и здоровье ребенка – важнейший приоритет для каждого человека. Одним из условий является обеспечение безопасности, создание условий, в которых минимизированы риски травм и заболеваний.
В концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее место. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны.
Человек – высшее творение природы. Но для того чтобы наслаждаться ее сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному,но очень важному требованию: быть здоровым!
Каждый из вас слышал такую фразу: «Здоровье за деньги не купишь» и начинает ее осознавать лишь тогда, когда заболеет. Из всех ценностей, сопровождающих человека в течение его жизни, здоровье оказывается самой главной ценностью. Как научиться быть здоровым всю жизнь? Ведь только здоровый человек ведет полноценную жизнь. Только здорового ребенка можно полноценно развивать.
А что же такое «здоровье»?
К настоящему времени в науке сложилось более 79 понятий «здоровье». Оказалось, не так просто дать ему исчерпывающее определение. Рассмотрим.
• Здоровье – это нормальная функция организма на всех уровнях его организации.
• Здоровье – это динамическое равновесие организма и его функций с окружающей средой.
• Здоровье – это способность организма приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде, способность поддерживать постоянство внутренней среды организма, обеспечивая нормальную и разностороннюю жизнедеятельность, сохранение живого начала в организме.
• Здоровье – это отсутствие болезни, болезненных состояний, болезненных изменений.
• Здоровье – это способность к полноценному выполнению основных социальных функций.
Здоровье – это полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие.
В последнее время учеными доказано, что здоровье человека на 50 – 55% зависит от собственного образа жизни, на 20 – 25% — от окружающей среды, на 16 – 20% — от наследственности и на 10 – 15% — от уровня развития здравоохранения в стране.
Нельзя улучшить свою наследственность и лично повлиять на уровень здравоохранения, нельзя значительно изменить экологические условия своего существования, но образ жизни, который человек выбирает, целиком зависит от него самого.
Что такое безопасность?
Безопасность – это не только обучение детей основам здорового образа жизни, не только осторожное и правильное поведение детей в тех или иных ситуациях. А так же и безопасность образовательного процесса,а именно:
Безопасная среда – закрепленные шкафы, стеллажи; отсутствие ядовитых и колючих растений; безопасное расположение растений в группе; оборудование помещений, где находятся дети, соблюдая меры противопожарной безопасности.
Правильное хранение различных материалов, медикаментов – ножницы, иголки находятся в недоступном для детей месте, соответствуют требованиям; лекарства находятся только в аптечке, аптечка в недоступном для детей месте; моющие средства находятся так же в недоступном для детей месте.
Мебель, подобранная по росту детей; маркировка мебели.
Маркировка постельного белья и полотенец.
Неслучайно эти два термина, здоровье и безопасность, объединены воедино. Невозможно иметь здоровых детей, если они будут подвергаться опасности, как с физической стороны, так и психической.
Как обеспечить безопасность и здоровье наших воспитанников?
• Дать необходимые знания детям об общепринятых нормах безопасного поведения.
• Научить детей действовать осознанно в сложившейся обстановке (элементарные правила поведения) : дома, на улице, в парке, в транспорте.
• Развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность.
В нашем детском саду уделяется большое внимание формированию основ безопасности жизнедеятельности.
• Сюжетно – ролевые игры;
• Ознакомление с художественной литературой;
Воспитать у дошкольников осознанное отношение к своему здоровью нелегко.
Нашей задачей является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения, формирование у них элементарных знаний о человеческом организме и бережном отношении к своему здоровью.
Эти задачи отражены в государственном стандарте дошкольного воспитания и обучения.В нем говорится:
«Здоровьесберегающая компетентность позволит заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности; владеть двигательными навыками, социального отношения к своему здоровью, понимание того, что здоровье – главная ценность дарованная человеку природой, развитие двигательной активности и формированию физических качеств».
Существует 10 золотых правил здоровьесбережения.
Соблюдайте режим дня!
Обращайте больше внимания на питание!
Спите в прохладной комнате!
Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
Гоните прочь уныние и хандру!
Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
Желайте себе и окружающим только добра!
(Это касается всех нас, не только детей)
Содержание образовательной работы по формированию осознанного отношения к своему здоровью реализуется по всем направлениям программы и равномерно распределено в структуре режимных моментов.
Все это осуществляется ежедневно через:
— непосредственно организованную деятельность;
— художественно – речевую деятельность;
— познавательно – практическую деятельность;
— максимальное использование наглядности.
Таким образом, чтобы наши дети в детском саду были здоровы, необходимо их научить безопасности в современных условиях, осознанному отношению к своему здоровью, т. е. адаптировать детей к тем условиям, что их может ожидать или непременно будет ожидать. И, конечно, же, необходимо воспитывать потребность детей к здоровому образу жизни, научить их правильно относиться к своему здоровью.
Методическая разработка «Безопасность ребенка» Ожева Надежда Николаевна. Декабрь (Безопасность ребенка) «БЕЗОПАСНОСТЬ» 1. Подготовительный этап (1 неделя) Определение проблемы,.
Консультация для родителей «Безопасность и здоровье детей в наших руках» Самое ценное в жизни — это наши дети. Каждый из нас желает видеть своего ребёнка здоровым и невредимым. Часто опасности подстерегают наших.
Методическая разработка интегрированного занятия «За безопасность вместе» Актуальность темы: Представленный материал поможет воспитателям организовать активное взаимодействие с родителями и детьми по закреплению.
Методическая разработка ко Дню космонавтики О полётах в космос мечтали всегда![/b] День Космонавтики – праздник, знаменующий собой открытие новой, космической эры в развитии человечества.
Методическая разработка «Как научиться пересказывать» Методическая разработка «Научиться пересказывать? Это просто!» Самая сложная проблема в обучении детей дошкольного возраста научить.
Методическая разработка по теме «Насекомые» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Сегодня хочу предложить Вашему вниманию материал, который будет полезен для старших и подготовительных.
«Пожарная безопасность». Методическая разработка с использованием игровой инновационной технологии «Лэпбук» Пояснительная записка. В условиях реализации нового Федерального образовательного стандарта дошкольного образования, в котором выделены.
Проект «Здоровье и безопасность детей дошкольного возраста» Цель: Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Задачи: Закреплять умение соблюдать правила пребывания в детском.
Источник