Здоровье детей дошкольного возраста научная статья
Актуальность. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны [1-3; 5; 9; 10]. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Законы РФ N 273-ФЗ «Об образовании», N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами Президента России N 468 «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», N 942 «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» [4; 7]. К сожалению, статистика неумолимо констатирует ухудшение общего состояния здоровья детей в России. Множество факторов тому виной. Здоровье ребенка подвергается воздействию экологических факторов, нагрузка в школе и даже детском саду возрастает, стремясь угнаться за ритмом жизни современного общества. Переутомление, влияние многочисленных гаджетов и т.д. — состояние здоровья детей отражает картину нашего общества [6; 8; 10].
Цель исследования – оценка здоровья детей дошкольного возраста, факторов в дошкольном образовательном учреждении для разработки профилактических рекомендаций по сохранению и укреплению здоровья детей.
1. Проанализировать показатели здоровья детей дошкольного возраста, посещавших дошкольное образовательное учреждение.
2. Определить средовые факторы в дошкольном образовательном учреждении, влияющие на здоровье детей.
3. Разработать профилактические рекомендации по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста, посещавших образовательное учреждение.
Материалы и методы. Объектом исследования были дети в возрасте пяти–шести лет, посещавшие БДОУ «Детский сад № 375 комбинированного вида» г. Омска. Численность выборки — 30 человек. Контрольная группа – дети, посещавшие обычную группу; группа наблюдения – дети, посещавшие коррекционную логопедическую группу. Оценка здоровья производилась по медицинским картам 112/у, 026/у-2000 (за период нахождения детей в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) с 2013 по 2016 г.). Для оценки физического развития использовался метод индексов. Для оценки условий пребывания в дошкольном образовательном учреждении использовалась методика А.Г. Сухарева по оценке уровня санитарно-эпидемиологического благополучия [10].
Результаты и их обсуждение
Была проведена оценка здоровья детей 5-6 лет, посещавших дошкольную образовательную организацию. У детей контрольной группы и группы наблюдения преобладала 2-я группа здоровья 67% и 93,3% соответственно. 1-я группа здоровья составляла 26,6%, 3-я группа здоровья — 6,7% детей контрольной группы и группы наблюдения (рис. 1, 2).
Рис. 1. Распределение детей контрольной группы по группам здоровья, %
Рис. 2. Распределение детей группы наблюдения по группам здоровья, %
Нами была проанализирована заболеваемость детей за весь период пребывания в дошкольном учреждении. У детей контрольной группы и группы наблюдения на 1-м месте были болезни органов дыхания (ОРВИ, ЛОР — органов) — 76,5% и 62,2% соответственно. На 2-м месте в контрольной группе — инфекционные болезни (ветряная оспа) — 7,3%. В группе наблюдения — психические расстройства (задержка речевого развития) — 9,9%. На 3-м месте в контрольной группе болезни органов пищеварения и костно-мышечной системы – 4,4%, а в группе наблюдения инфекционные болезни и болезни костно-мышечной системы – 7,2% (рис. 3, 4).
Рис. 3. Заболеваемость детей контрольной группы за период пребывания в дошкольном образовательном учреждении, %
Рис. 4. Заболеваемость детей группы наблюдения за период пребывания в дошкольном образовательном учреждении, %
Для комплексной оценки здоровья дошкольников были проанализированы показатели физического развития с помощью метода индексов (рис. 5, 6). Индекс массы тела (ИМТ) был в пределах нормальных значений (15,0-18,5), в контрольной группе детей составлял 46,7% от числа всей группы, дети с дефицитом массы тела (13,0-14,9) – 40,0%, дети с предожирением (19,4-19,5) – 6,7%, с ожирением (21,1-21,4) – 6,7% (рис. 5). В группе наблюдения: 26,7% детей с нормальными значениями ИМТ. Детей с дефицитом массы тела 53,3%, детей с предожирением 6,7%, с ожирением 13,3% соответственно (рис. 6).
Рис. 5. Показатели индекса массы тела (ИМТ) детей контрольной группы
Рис. 6. Показатели индекса массы тела (ИМТ) детей группы наблюдения
Была проведена оценка условий пребывания детей в дошкольной образовательной организации (ДОУ). Оценка уровня санитарно-эпидемиологического благополучия (СЭБ) ДОУ исследовалась по методике Сухарева А.Г. по показателям: санитарная ситуация территории образовательного учреждения; санитарно-техническое состояние здания и его инженерное благоустройство; набор, площади и оборудование помещений; световой и воздушно-тепловой режим; условия и организация учебно-воспитательного процесса; условия и организация физического воспитания; санитарное состояние пищеблока; организация питания; санитарно-противоэпидемический режим; организация медицинского обеспечения [10].
Оценка уровня санитарно-эпидемиологического благополучия ДОУ по методике А.Г. Сухарева
Показатель
Сумма баллов по критериальному признаку
Оценка степени риска показателя
Суммарная оценка по 10 показателям составляет 916 баллов (табл. 1). Таким образом, «Детский сад № 375 комбинированного вида» имеет первый уровень, допустимое состояние уровня СЭБ.
Были выделены отдельные показатели для анализа влияния на здоровье детей.
Оценка микроклимата в контрольной группе ДОУ
Оценка микроклимата в группе наблюдения ДОУ
Микроклимат в группах был дискомфортный по нагревающему типу, по субъективным ощущениям тепло (табл. 2, 3).
Была проведена оценка освещённости с помощью объективных и косвенных показателей в ДОУ (табл. 4, 5).
Оценка освещенности в контрольной группе ДОУ
Коэффициент естественной освещенности в групповой – 7,5%. Коэффициент заглубления в групповой – 1/2,5.
Оценка освещенности в группе наблюдения ДОУ
Коэффициент естественной освещенности в групповой – 2,2%. Коэффициент заглубления в групповой – 1/2,5.
Косвенные показатели организации естественного освещения: световой коэффициент и коэффициент заглубления не соответствовали рекомендуемым нормируемым величинам.
Была проведена оценка режима дня в контрольной группе и группе наблюдения. Установлено, что продолжительность ежедневных прогулок составляет 3 часа. Прогулки осуществляются 2 раза в день: в первую и во вторую половину дня – перед ужином. Режим пребывания детей в детском саду составляет 12 часов, после обеда организуется 2-часовой дневной сон. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 5 до 6 лет — 25 минут. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности — не менее 10 минут. Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организована в первую половину дня. Для профилактики утомления детей.
1. При анализе информации о распределении детей по группам здоровья было выявлено, что показатели здоровья у детей дошкольного возраста в контрольной группе были более оптимальны, чем в группе наблюдения. 93,3% детей контрольной группы имели 2 группу здоровья, а в группе наблюдения – 66,3%.
2. Была проведена оценка физического развития детей, и выявлено, что у 63,3% детей из группы наблюдения установлена дисгармоничность физического развития (преобладал дефицит массы тела), вероятно, в результате наличия у них заболеваний костно-мышечной системы. В контрольной группе у половины обследованных детей наблюдалась гармоничность физического развития.
3. Суммарная оценка уровня санитарно-эпидемиологического благополучия (СЭБ) по 10 показателям составила 916 баллов. Таким образом, дошкольное образовательное учреждение имело первый уровень СЭБ, что являлось допустимым.
4. При оценке влияния внутрисредовых факторов в детском саду на здоровье детей неблагоприятное влияние факторов среды не было выявлено. Это показывает, что дети 6 лет хорошо адаптированы к условиям детского сада в результате оптимального профессионального подхода к составлению режима дня, созданию благоприятных микроклиматических условий, к гигиеническим условиям для зрительной работы.
Рекомендации. Для укрепления здоровья детей дошкольного возраста необходим комплексный подход. Помимо внутрисредовых факторов дошкольного учреждения, важную роль играют и внутрисемейные факторы, а именно состав семьи, благополучие по межличностным отношениям, материальное обеспечение, высокий воспитательный потенциал, что является на сегодня основой для полноценного формирования полноценно здорового и развитого поколения.
Для воспитателей ДОУ важен более тщательный контроль за рассаживанием детей в соответствии с ростом, что будет являться профилактикой болезней костно-мышечной системы (сколиоза), проведение профилактики плоскостопия у детей путем выполнения специальных комплексов упражнений, направленных на укрепление мышц стопы, голени, участвующих в формировании свода стопы.
Источник
Воспитание ценностей здорового образа жизни у дошкольников
Дата публикации: 23.02.2020 2020-02-23
Статья просмотрена: 153 раза
Библиографическое описание:
Сердюкова, Г. В. Воспитание ценностей здорового образа жизни у дошкольников / Г. В. Сердюкова, С. И. Сысоева, Н. А. Мишукова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 8 (298). — С. 238-240. — URL: https://moluch.ru/archive/298/67642/ (дата обращения: 08.06.2021).
Статья посвящена проблеме формирования культуры здоровья и здорового образа жизни у дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации. Авторы ставят цель создания специальных условий, позволяющих оказывать воспитательное воздействие на сознание дошкольников в плане мотивации к здоровому образу жизни через потребность быть здоровыми. Анализируется опыт реализации программы, создающей условия для воспитания ценностей здорового образа жизни.
Актуальность. Дошкольный возраст характеризуется развитием основных функциональных систем, которые способствуют созданию устойчивого уровня адаптации и обеспечивают здоровье ребенка в течение всего последующего его развития.
Проблема формирования у дошкольников ценностной ориентации на здоровый образ жизни и воспитание культуры здоровья является многоаспектной, в связи с чем, возникает необходимость изучения научных исследований по данной тематике в философской, психологической и педагогической литературе.
Методологические аспекты исследования здорового образа жизни были освещены в работах таких авторов, как И. В. Бестужев-Лада, Е. М. Беспаленко, А. П. Бутенко, Н. С. Махиной, М. Н. Руткевич, В. И. Толстых, А. С. Фетисова и др.
В педагогической и психологической литературе здоровый образ жизни и культура здоровья стали предметом исследований Ю. Н. Бирюковой, В. О. Бушуевой, П. Л. Дрибинского, М. Л. Залесского, Б. М. Зысманова, Л. Г. Касьяновой, Е. В. Макаревич, Н. Н. Малярчук, Л. В. Нестеровой, Л. И. Халиловой и др.
Вместе с тем вопросы формирования культуры здоровья у дошкольников и приобщение их к здоровому образу жизни как ценности хорошо разработаны, но с изменением природной, социальной среды, требуют корректировки и постоянного обновления содержания образования.
Изучение теоретических и эмпирических научных трудов, ряда вопросов, касающихся специфики ценностной ориентации на здоровый образ жизни, механизма формирования культуры здоровья и ее возникновения у дошкольников, обусловило направленность содержания проведенного исследования.
Цель исследования — разработать и экспериментально проверить программу формирования у старших дошкольников ценностей здорового образа жизни и педагогические условия ее эффективной реализации.
Объект исследования — образовательный процесс в дошкольной образовательной организации и процесс воспитания ценностей здорового образа жизни.
Предмет исследования — педагогическое обеспечение процесса воспитания культуры здоровья и ценностей здорового образа жизни дошкольников.
Научная новизна состоит в определении педагогических условий для воспитания у старших дошкольников ценностной здорового образа жизни; активизация интереса дошкольников к культуре здоровья и пониманию смысла культуры здоровья.
Методы исследования и исследуемые
В исследовании приняли участие дошкольники 5–7 лет МБДОУ д/c № 57 г. Воронежа. Всего участвовали 68 воспитанников.
Методы исследования: реализация программы «Быть здоровым — здорово!». Программа рассчитана на 68 часов в год, реализуется как вариативная часть программы ДОО, имеет четыре раздела:
1) Физическая культура — как основа здорового образа жизни.
2) Гигиена дошкольника.
3) Здоровое питание.
4) Психология здоровья «В здоровом теле — здоровый дух».
В программу вошли физические, психологические, общеразвивающие упражнения, физкультурно-оздоровительные мероприятия. Пример психологического упражнения — авторская сказка. Задача авторской психологической сказки состоит в создании своеобразной виртуальной модели реального и сказочного миров.
Пригласили школьников посмотреть силовой завод. Полдня ходили. Видели цеха, где наливают гири тяжестью, где пекут блины для штанг, где тренеры собирают тренажеры, ну и всякое такое. Устали. Под конец им в буфете дали по чашечке силы. А Денис, который хотел стать силачом, выпил тайком еще пять чашек. Из-за этого он не мог потом думать ни о чем, кроме своей силы. Даже учиться бросил. Пришлось родителям за него думать. Отдали они сына в цирк, и он там стал гимнастов под купол подбрасывать. А что ему? Он мог и слона подбросить.
Вопросы для обсуждения. Выпил бы ты лишнюю чашечку силы? А пять выпил бы? Что нужно для того, чтобы стать сильным? Сильный значит ли, что здоров? [2].
В раздел «Гигиена дошкольника» вошли «Мудрые сказки тетушки Совы», проектные занятия, исследовательская деятельность дошкольников. Широко использовались электронные образовательные ресурсы.
Раздел «Здоровое питание» включал непосредственную образовательную деятельность с элементами сюжетно-ролевой игры.
При реализации программы была задействована вся развивающая предметно-пространственная среда группы и образовательной организации.
Результаты и их обсуждение
Сравнивая результаты сформированности культуры здоровья и здорового образа жизни у дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации 2018 и 2019 года, можно заметить существенные различия в качественных показателях.
Основы здорового образа жизни у дошкольников определяются наличием знаний и представлений культуре здоровья и здоровом образе жизни, умении контролировать эмоции, мотивированно заниматься физической культурой и спортом.
Для выявления коэффициента воспитанности культуры здоровья и ценности здорового образа жизни использовалась формула
a1x1 + a2x2 + a3x3 + а4х4 = …
Таким образом, были получены данные для сравнения показателей реализации программы «Быть здоровым — здорово!».
Полученные данные показаны на диаграмме (рис. 1).
Сравнимая полученные данные, можно сказать, что раздел «Гигиена» по показателям имеет наибольшую точку роста, разрыв составляет почти десять единиц.
Физическая культура имеет самые высокие показатели и рост мотивации к занятиям. Большая заслуга в этом инструкторов по физической культуре дошкольной образовательной организации.
Проблему составляет раздел «Здоровое питание», где дети по-прежнему любят чипсы, фастфуды, сладкие газированные напитки. Для решения этой проблемы планируется проведение тематического родительского собрания «Мы есть то, что мы едим…».
Анализ общих результатов мониторингового среза, полученного при сравнении начальной и конечной стадии исследовательской работы, свидетельствует об эффективности проведенной работы. В связи с этим планируется продолжить работу в данном направлении. Для решения проблемы психологического здоровья дошкольников необходимо планировать образовательную деятельность совместно с педагогом-психологом.
Заключение. Основным показателем качественного изменения в воспитании здорового образа жизни стало изменение в эмоционально-волевом и мотивационном компонентах. Многие дети способны оценить значение здорового образа жизни, а культура здоровья — это наука о человеке и его здоровье, которая разрабатывает и решает задачи гармоничного развития духовных, психических и физических сил человека.
- Беспаленко Е. М. Спорт и физическая культура как профилактика авитальной активности учащихся. Сборник научных статей Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием «Медико-биологические и педагогические основы адаптации, спортивной деятельности и здорового образа жизни» /под редакцией Г. В. Бугаева, И. Е. Поповой/. — Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2012. — 752с.
- Морозова Т. А. Сказка как инструмент воспитательной деятельности педагога (из опыта работы) // Образование и воспитание. — 2018. — № 5. — С. 18–20.
Похожие статьи
Формирование ценностей здорового образа жизни субъектов.
здоровый образ жизни, ценностное отношение, ориентация, здоровье, образовательный процесс, Ананьев, система ценностей, учебный процесс
детский сад, здоровый образ жизни, дошкольное образование, педагогический процесс, здоровье, ребенок, дошкольный.
Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного.
здоровый образ жизни, культура здоровья, здоровье, дошкольный возраст, укрепление здоровья, стиль жизни, общая
Взаимодействие дошкольного общеобразовательного учреждения и семьи в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста.
Технологии формирования ценностей здорового образа жизни.
здоровый образ жизни , ценностное отношение , ориентация, здоровье , образовательный процесс, Ананьев, система ценностей
Формирование здорового образа жизни студента средствами физической культуры. Система работы образовательного учреждения по.
Культура здоровья дошкольника как педагогическая проблема
Просто коллектив дошкольного образовательного учреждения должен работать так, чтобы
4. Здоровье как ценностные ориентации. Таким образом, здоровье каждого человека
здоровый образ жизни , культура здоровья , здоровье , дошкольный возраст, укрепление.
дошкольный возраст , здоровый образ жизни , ребенок.
Основные термины (генерируются автоматически) : дошкольный возраст, ребенок, дошкольное образование, здоровый образ жизни, образовательный процесс, образовательная деятельность, дошкольное образовательное учреждение, детский сад.
Формы и методы работы по формированию у детей здорового.
Каким образом способствовать формированию физической культуры ребёнка?
Для формирования здорового образа у дошкольников необходимы специальные упражнения
ребенок, физическая культура, здоровый образ жизни, здоровье, жизнь ребенка, вид.
Современное понимание феномена «культура здоровья. »
Культура здоровья — сознательная система действий и отношений, в значительной мере определяющих качество индивидуального и общественного здоровья, слагающихся из отношения к своему здоровью и здоровью других людей, а также ведения здорового образа.
Формирование основ культуры здоровья у детей дошкольного.
Раздел «Образ жизни человека и здоровье» включает в себя работу по формированию у детей представления о единстве человека и природы. Первоначально ознакомление с этим единством выражается в понимании дошкольниками значимости режима дня в обыденной жизни как.
Организация физкультурно-оздоровительной работы.
Организация физкультурно-оздоровительной работы и пропаганды здорового образа жизни в дошкольном образовательном учреждении.
здоровый образ жизни, родитель, детский сад, физическая культура, ребенок, дошкольный возраст, дошкольное учреждение, семья.
Физическая культура в дошкольном учреждении как основа.
Одной из главной задачей нашей страны — формирование жизнеспособного подрастающего поколения. Поддержка и сохранение здоровья детей, конечно, регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов, которые, безусловно.
Источник