Статья «Здоровье детей — приоритетное направление работы ГОУ»
Успешность развития и воспитания дошкольника зависит от того, насколько здоров ребёнок. Проблема сохранения и укрепления здоровья детей заслуживает особого внимания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_zdorove_detey.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Филютчик Валентина Георгиевна воспитатель по физической культуре ГОУ детский сад № 863 ЗАО;
Статья «Здоровье детей — приоритетное направление работы ГОУ»
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последнее десятилетие во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экономическим положением, — лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника.
Дошкольное образование как первый уровень системы непрерывного образования создаёт условия для формирования и развития личности ребёнка, способного успешно адаптироваться в современном мире. Успешность развития и воспитания дошкольника зависит от того, насколько здоров ребёнок. Проблема сохранения и укрепления здоровья детей заслуживает особого внимания. Обеспечение здоровья и гармонического развития детей является зоологом и высокой работоспособности взрослых.
С давних времён отечественные педиатры ( С.Ф. Хотовицкий, Н.Ф.Филатов, А.А.Кисель, Н.П.Гундобин и др.) обращали внимание на использование природных факторов в целях оздоровления детей. В дальнейшем, по мере развития науки и более детального изучения физиологии детского возраста, разрабатывались научно обоснованные рекомендации. Большая роль в этом направлении принадлежит Г.Н. Сперанскому, А.Ф.Туру, М.С. Маслову, С.М. Громбаху, М.И.Олевскому и руководимым мим коллективам научных работников. Всё более детально изучаются и разрабатываются пути и средства оздоровления детей, создание условий, предупреждающих возникновение заболеваний. Такие условия могут быть созданы только при совместной деятельности медико – педагогического персонала дошкольных учреждений и семьи. Главное здесь – взаимопонимание, единство действий в организации всей жизни ребёнка. Правильное понимание индивидуальных особенностей каждого ребёнка позволит соответственно конструировать меры воздействий, направленных на улучшение здоровья и развития.
Инновационная деятельность в сфере дошкольной физической культуры сегодня рассматривается как важный ресурс, обеспечивающий поиск решения социально значимой проблемы формирования здоровья с последующим внедрением в образовательную практику новых подходов к здоровьесбережению детей.
В связи с этим перед дошкольным образовательным учреждением ставятся задачи по интеграции здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс; формированию мотивации культуры здоровья воспитанников; улучшению качества личностно – ориентированной образовательной среде, положительно влияющей на физическое, психическое и нравственное благополучие воспитанников; по активному включению родителей в работу по профилактике и предупреждению заболеваний, функциональных нарушений и формированию необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни.
Сегодня специалисты выражают большую тревогу по поводу социального, педагогического, эмоционального нездоровья семьи. Родители ответственны за защиту своего ребёнка от социальных неурядиц и деформаций. Ведь в социально нездоровой семье начинают вырастать дети, нездоровые физически и психологически. Вот почему современному родителю требуется больше педагогической изобретательности и творчества в воспитании здоровых детей, чем прежним поколениям. Профессиональная поддержка способствует стабильности, прочности и идёт во благо здорового семейного воспитания.
К сожалению, тенденция последних лет – значительное ухудшение состояния здоровья детей в мегаполисах, в связи с современными социально – экономическими, экологическими проблемами, безграмотностью родителей в вопросах сохранения здоровья детей дефицитом двигательной активности.
В связи с этой тенденцией очень важно в своей работе опираться на труд выдающихся учёных и педагогов прошлых лет. Одним из первых исследователей, кто говорил об образовательной функции физической культуры для дошкольников, был Е.А.Аркин, известный отечественный врач и педагог первой половины двадцатого столетия. Физическую культуру он рассматривал как основное средство оздоровления ребёнка, так как все вопросы физического воспитания непосредственно связаны со здоровьем. Во всех работах Е.А.Аркина центральное место занимает психическое и физическое здоровье детей.
В дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, общая выносливость и работоспособность, жизнедеятельность и другие качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности.
В связи с этим перед работниками дошкольных учреждений встали задачи по охране и укреплению здоровья детей. Основными направлениями этой работы являются:
- создание комфортной предметно – развивающей среды в детском саду и дома;
- благоприятный эмоциональный микроклимат в группе и семье;
- совершенствование физического развития;
- обеспечение охраны и укрепление здоровья ребёнка, закаливание организма;
- широкое внедрение в практику в работе с детьми здоровьесберегающих технологий;
- рациональная организация двигательной активности детей;
- воспитание потребности в здоровом образе жизни у детей и их родителей, привлечение их к занятиям физической культуры и спорта.
Важнейшим компонентом организации физкультурно- образовательной работы с детьми является двигательный режим.
Двигательный режим в дошкольном учреждении включает всю динамическую деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную.
При разработке рационального двигательного режима важно не только обеспечить удовлетворение биологической потребности детей в двигательной активности, основанное на оптимальном соотношении разных видов занятий, подобранных с учётом возрастных и индивидуальных особенностей.
Двигательная активность – это естественная потребность в движении от неё во многом зависят развитие моторики, физических качеств, состояние здоровья, работоспособность, успешное усвоение материала, наконец, настроение. Под влиянием двигательной активности у дошкольников улучшается деятельность сердечно сосудистой и дыхательной систем, укрепляется опорно – двигательный аппарат, регулируется деятельность нервной системы и ряда других физиологических процессов. При активных движениях, в особенности циклических, дыхание углубляется, улучшается лёгочная вентиляция. Выявлена также зависимость между двигательной активностью и умственной работоспособностью, развитием восприятия, мышления, внимания, пространственных и временных представлений, школьной зрелостью.
В связи с этим в детских садах разработан двигательный режим для каждой возрастной группы. Туда вошли: утренняя гимнастика, физкультминутки, дыхательная, пальчиковая гимнастика, гимнастика пробуждения, физкультурные занятия, досуги, игры.
- Праздников В.П. Закаливание детей раннего и дошкольного возрастаю – М.: Медицина, 1983.
- Сборник. Преемственность. «Развитие здоровьесберегающего пространства – основа преемственности дошкольного и начального образования». – М., 2010г, 140с.
- В.А.Шишкина Движение + движения: Кн. Для воспитателя дет.сада. – М.: Просвещение, 1992. – 96с.: ил.
- Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 160с.( Здоровый малыш).
- Е.А.Аркин «Ребёнок в дошкольные годы» под ред. А.В. Запарожца и В.В.Давыдова — М.: Просвещение, 1968.
Источник
В приоритете — здоровые дети.
статья на тему
Статья о здоровьесбережении в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_prioritete_-_zdorovye_deti.docx | 18.35 КБ |
Предварительный просмотр:
В приоритете – здоровые дети.
Без сомнения, на воспитателей и педагогов дошкольных учреждений лежит очень важная задача – не только научить и воспитать доверенного им ребенка, но и не навредить его здоровью. Как показала практика, синдром хронической усталости у дошкольников может привести к снижению уровня успеваемости и, впоследствии, к сложностям в адаптации к более взрослой, школьной жизни.
В последнее время появилась потребность внедрять здоровьесберегающие технологии в дошкольные учреждения. Под этим сложным названием скрывается система, которая позволяет в период обучения ребенка в дошкольном учреждении не только получить нужные знания, но и сохранит и даже укрепит его здоровье. А, кроме того, она подразумевает и индивидуальный подход к каждому непоседе.
Главная цель здоровьесбережения в ДОУ – правильное, последовательное и гармоничное обучение детей, без ущерба для их здоровья.
Как только ребенок начинает ерзать на месте, часто менять свое положение, зевать, укладывать голову на стол или руки, отвлекаться и отвлекать товарищей, это верный знак того, что он уже устал. Бесполезно ругать его или пытаться заставить собраться. Все равно он уже не будет воспринимать новую информацию, а на вопросы вряд ли ответит правильно. Опытный и внимательный педагог сразу это поймет и отреагирует.
Как же осуществляется здоровьесбережение в ДОУ?
Не секрет, что именно в дошкольный период у детей закладывается понятие здорового образа жизни и формируется представление о нем. И если воспитатели гармонично и сбалансировано организовали работу с детьми, то это станет крепким фундаментом в их сознании на всю жизнь, и впоследствии сослужит их здоровью хорошую службу.
Очевидно, что здоровьесбережение в ДОУ — это та палочка-выручалочка, которая помогает и детям, и их воспитателям организовать такое обучение, которое было бы в радость. В основном, для сохранения здоровья детей опытные педагоги прибегают к несложным и веселым методам.
Здоровьесбережение в ДОУ может быть реализовано за счет разнообразной деятельности. Большую роль в здоровьесбережении детей играет ежедневная утренняя гимнастика. Корригирующая гимнастика после дневного сна помогает детям быстрее проснуться, а также она носит профилактический характер.
По мере того, как дошкольники начинают уставать на занятиях, воспитатель предлагает им увлекательные паузы на 2-5 минут — физминутки. Можно попрыгать, поприседать, потопать, похлопать.
Очень хорошо уделить минутку дыхательным упражнениям – кровь обогатится кислородом, а воспринимать информацию после такой гимнастики дети будут куда охотнее и эффективнее. А главное, после такой разминки усталость как рукой снимет. А при правильном режиме проветривания и влажной уборке результаты только улучьшатся.
Прекрасным элементом занятия могут стать подвижные игры. Конечно, нужно контролировать, чтобы такая игра не превратилась в неудержимый шквал эмоций. Это должна быть игра малой и средней активности. И, конечно, она должна соответствовать возрасту ребенка, его развитию, быть уместной в определенной обстановке. Должно быть учтено и время ее проведения.
Конечно, детям, как и взрослым, нужно уметь расслабляться. Воспитатель может научить их это делать, используя релаксационные упражнения. Их проводят под классическую музыку, запись звуков природы.
Также отвлечь и развлечь детей помогут пальчиковые игры. Они удобны для воспитателя тем, что их любят все дети, для их проведения не нужно особое помещение или длительная подготовка. Не нужно тщательно подбирать время и место и для проведения такой нужной гимнастики, как гимнастика для глаз. 3-5 минут для ее проведения будет вполне достаточно.
Благодаря систематическому применению здоровьесберегающих технологий, систематически проводимых мероприятий по физической культуре возрастает интерес детей к разным видам движений, появляется изобретательность в самостоятельной двигательной деятельности, снижается уровень заболеваемости. Общеизвестно, что здоровье определяется многочисленными внутренними и внешними факторами и характеризуется как состояние организма, при котором отсутствие заболевания сочетается с физическим, психическим и социальным благополучием человека. Факторы внешней среды в формировании здоровья ребёнка имеют преимущественное значение. Поэтому так важно создание всех необходимых санитарно-гигиенических и психолого-педагогических условий в дошкольных образовательных учреждениях, так как только здоровый ребёнок может успешно усваивать всё то, чему его учат, справляться с предъявляемыми требованиями, быть активным, работоспособным, нормально развиваться. Это обязывает дошкольные учреждения считать приоритетным направлением своей работы укрепление здоровья детей, предупреждение возможных отклонений в их развитии.
Воспитатель первой квалификационной категории
Источник
Здоровье наших детей должно стать приоритетом государственной политики!
Накануне Международного Дня защиты детей 27 мая 2014 года В.В. Путин провёл заседание Координационного совета при Президенте по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы. Напомню, что Координационный совет создан в сентябре 2012 года для обеспечения взаимодействия различных органов власти на всех уровнях, а также общественных и научных организаций, при реализации Национальной стратегии действий в интересах детей. Процитирую слова президента России на этом заседании: «В повестке дня Координационного совета – вопросы укрепления здоровья наших детей, подростков. Не секрет, что от успешного решения этих проблем во многом зависит будущее нашей страны, будущее России, её экономическое, социальное и демографическое благополучие, обеспечение обороноспособности и безопасности страны и, самое главное, – физическое и нравственное здоровье наших граждан, всего общества».
В связи с дискуссией о том, как повысить здоровье подрастающего поколения, хотелось бы отметить, что особое беспокойство российского родительского сообщества вызывает, в т.ч. следующие вопросы: это наличие ГМО в детском питании и проблема вакцинации детей.
По данным заведующей лабораторией детского питания НИИ педиатрии РАМН Татьяны Боровик, в России на данный момент 70% детей находятся на искусственном питании. Проблема заключается в первую очередь в том, что подавляющее большинство детского питания, к сожалению, пока еще завозится из-за рубежа. И многие смеси содержат генно-модифицированные продукты (ГМО). Необходимо понимать, что если искусственное питание еще и некачественное, то это может оказать на здоровье будущей нации совершенно непоправимое влияние.
Несколько лет назад от таких детских смесей отказалась Европа. А в Италии Декретом Президента республики введен мораторий на использование ГМО для специального питания грудных младенцев и детей младшего возраста еще 7 апреля 1999 г. Многолетние исследования специалистов клиники педиатрии при Корнельском университете доказали, что кормление детей ГМ — соевыми продуктами показали увеличение риска заболеваний щитовидной железы как минимум в три раза. Кроме того, как показали исследования эти продукты влияют и на головной мозг ребенка. Безопасность генно-модифицированных продуктов не доказана. Напротив, многие специалисты говорят о том, что их употребление опасно для здоровья и, в первую очередь, для здоровья детей! Российский ученый, доктор биологических наук, международный эксперт по продовольственной и экологической безопасности Ирина Ермакова сообщила, что в последнее время в мире участились рождения третьего пола — гермафродитов, характеризуемых одновременным наличием мужских и женских половых органов. И многие ученые с мировым именем связывают эту тенденцию с употреблением ГМО продуктов.
В России, во многих регионах нашей страны, к большому сожалению, уже не один год в детских поликлиниках бесплатно выдают детям до года смеси, которые содержат ГМО. Возможно, и нам не мешало бы приостановить такую практику, поскольку мы не меньше европейцев беспокоимся о здоровье своих детей. Необходимо ввести мораторий на использование ГМО в детских продуктах. Только контроль на государственном уровне может обеспечить безопасность наших детей от новых недостаточно проверенных технологий. В соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами «Продукты детского питания должны соответствовать функциональному состоянию организма ребенка с учетом его возраста и быть безопасными для здоровья ребенка. В пищевых продуктах допускаются к использованию пищевые добавки, не оказывающие, по данным современных научных исследований, вредного воздействия на жизнь и здоровье будущих поколений». Однако пока эти правила игнорируются самим же Минздравом России. Хотелось бы надеяться, что наше руководство страны в ближайшее время решит этот вопрос, а Совет по защите семьи и традиционных семейных ценностей при Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребенка мог бы взять на себя контроль за решением и выполнением данного вопроса. Тем более, что и президент России и премьер-министр высказали свое отрицательное отношение по вопросу об использованию ГМО.
Вторая немаловажная проблема – это вакцинация наших детей. Геннадий Онищенко, по окончании своей деятельности в качестве главного санитарного врача, наконец-то начал говорить правду о прививках. Его интервью на «ТВ-Центр» не могло оставить равнодушным россиян. Он откровенно рассказал о подкупе госчиновников Минздрава, о том, что Россия превратилась в полигон для испытания вакцин транснациональными корпорациями, об экспериментах на наших детях, а также об испытаниях в России препаратов «гардасил» и «церварикс» — опасных для здоровья вакцин якобы против рака шейки матки, которые, как известно, не только не защищают от рака, но и ведут к последующему бесплодию, и разрушают иммунную систему, что зачастую и приводит к онкозаболеваниям. Кстати, именно эти препараты с настойчивостью рекламирует всероссийская теле-врач Елена Малышева для девочек-подростков. Российские журналисты НТВ подготовили уникальный документальный материал на эту тему, который был показан в передаче «Совершенно секретно», где о прививках можно узнать все. Особое внимание нужно обратить на интервью Галины Червонской, кандидата биологических наук, члена комитета по биоэтике РАН. Очень бы хотелось, чтобы эту передачу посмотрели руководители страны и руководитель Следственного комитета Александр Бастрыкин.
Ситуация с прививками детей в России катастрофическая! Статистическая информация о последствиях применения тех или иных вакцин Минздравом практически не ведется, либо является полностью закрытой. Не имея доверия к медицинским учреждениям, родителям России приходится принимать решения о вакцинации своих детей самостоятельно, зачастую склоняясь к мысли о том, чтобы избежать любой вакцинации. Ответственность за это несет напрямую руководство профильного министерства. Отсутствие открытых дискуссий с участием специалистов с разными точками зрений на проблему, непрозрачность деятельности министерства по использованию тех и или иных зарубежных вакцин, отсутствие удобопонятной разъяснительной работы с гражданами о целесообразности вакцинации детей, наводит на мысли о коррупционных схемах принятия решений.
Вчера на заседании Координационного совета при Президенте по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы, директор ФГБУ «Научный центр здоровья детей» Российской академии медицинских наук, председатель исполнительного комитета Союза педиатров России БАРАНОВ Александр Александрович в частности сказал: «Мы считаем целесообразным разработать и принять закон об охране здоровья детей и подростков. Принятие такого закона явилось бы важной формой реализации Конвенции о правах ребёнка, где установлено право пользования каждого ребёнка наиболее совершенными услугами системы здравоохранения. Принятие закона об охране здоровья детей будет также означать признание государством того, что ребёнок не только обладает фундаментальными правами и свободами человека, но и является объектом специальной защиты. Одно из главных положений Конвенции о правах ребёнка – государство обязано защитить детей от всего, от чего их можно защитить, – нуждается в законодательном закреплении».
Думаю, что российское родительское сообщество поддержит этот закон. Мы обязаны защитить здоровье наших детей от тех же недобросовестных чиновников, которые отстаивают интересы прежде всего транснациональных корпораций, тем самым нанося непоправимый ущерб здоровью подрастающего поколения.
Надо отметить, что министр здравоохранения Скворцова выразила сомнения в целесообразности принятия данного законопроекта, сославшись на то, что все эти вопросы уже решаются в тех или иных законах и подзаконных актах. Между тем Президент России В.В. Путин инициативу поддержал, сославшись на то, что с таким конечным документом было бы удобнее работать и удобнее защищать интересы детей. Кроме того, как мы знаем, множество законов и подзаконных актов, отвечающих за одну и ту же проблематику зачастую является удобной средой для коррупционных действий нечистых на руку чиновников.
Поэтому, будет надеяться, что данная инициатива будет реализована.
Людмила Кешева, куратор по ЮФО и СКФО правозащитного движения «Пчелки» (Кабардино-Балкарская республика, г. Нальчик.)
Источник