Особенности адаптации и здоровья детей, воспитывающихся в детском доме
Светлана Бодунова
Особенности адаптации и здоровья детей, воспитывающихся в детском доме
Конституционно-психологические особенности адаптации и здоровья детей, находящихся на воспитании в ОГКОУ Шуйского детского дома.
Адаптации детей, находящихся на воспитании в детском доме, присуща особая специфика. Её суть заключается в том, что дети лишены опеки и внимания со стороны родителей. Кроме того, это, чаще всего, дети родителей, которые тоже были дезадаптированы в детском возрасте и не смогли достичь достаточного уровня социально психологической адаптации во время взрослой жизни. Поэтому воспитанники детских домов, в определённом смысле, «потомственно дезадаптированные» дети. Уровень их адаптационного стресса значительно выше того, который может проявляться у детей с признаками напряжения или нарушения адаптации, живущих с родителями. Следует учитывать также и то обстоятельство, что дети поступают в детский дом часто в раннем возрасте. Следовательно, лишение их контакта с родителями будет наносить ребёнку гораздо больший урон, чем старшим детям. Нарушение естественных условий адаптации приводит к деформации самого фундамента личности ребёнка. В ряде случаев ребёнок поступает в детский дом, не имея почти никаких качеств социализации – не умеет играть с игрушками, спать на постели, говорить и общаться с окружающими.
Социальная компенсация воспитания детей, не получивших его от своих родителей, достаточно быстро формирует в условиях детского дома социальные навыки у детей, но не может в полной мере компенсировать потребности в эмоциональной поддержке и любви, которые способна дать гармоничная семья.
Дошкольники, воспитывающиеся в ОГКОУ Шуйском детском доме, чаще всего проявляют такие признаки дезадаптации, как негативно-поведенческие реакции (страх, агрессия, заторможенность, ограничение социальных контактов, гиперактивность и т. п.). Большинство поступающих в детский дом детей выявляют признаки задержки психомоторного развития. В ряде случает отмечалось, что маленькие дети часто могут находиться в одной позе, отказываясь от двигательной активности.
Статистические данные показывают, что процент дезадаптированных детей выше в семьях, где пьёт отец. К пьющей матери дети относятся сочувственно и на будущую адаптацию ребёнка этот фактор влияет меньше. Весьма типично то, что в биологической семье ребёнка, находящегося на воспитании в детском доме, чаще оба родителя злоупотребляют алкоголем.
При изучении медицинских карт детей прослеживаются признаки неблагополучия биологической составляющей из здоровья. Практически все дети, поступающие на воспитание в детский дом, имеют диагнозы, указывающие на органическое поражение ЦНС – резидуальная энцефалопатия, асфиксия в родах, ММД и др.
По результатам психологической диагностики, проведенной в ОГКОУ Шуйского детского дома, мы получили цифры свидетельствующие о том, что количество дезадаптированных детей (4-7 лет) от общего числа (37 детей) соответствует 48%, признаки напряжения адаптации установлены у 41% детей, удельный вес воспитанников с достаточным уровнем адаптации – 11%.
Путём оценки комплекса морфологических и психологических показателей, мы определили тип психосоматической конституции детей: общее количество детей с экстравертированным типом конституции составило 28%; центровертов – 72%, интровертов – 0%.
Показатель дезадаптации в группе детей экстравертов выше, чем у центровертов на 13%. В группе экстравертов число часто болеющих детей также выше, чем у центровертов на 13,5%. Их вес при рождении по сравнению с центровертами снижен (от 2040 кг до 2680 кг, у них чаще отмечается низкий рост (28%).
В ряде случаев у детей экстравертов рождение проходило через «Кесарево сечение», у многих детей этой подгруппы регистрировалось при рождении тяжёлое неврологическое послеродовое состояние. Преобладание экстравертированного типа психики у детей с органическими поражениями ЦНС, по-видимому, свидетельствует о низком уровне функционирования самого чувствительного к неблагоприятным факторам отдела нервной системы – коры головного мозга.
В двигательной сфере у экстравертов показатели координации движений ниже, чем у центровертов на 20%. Эти дети импульсивны, темп их деятельности ускорен, качество выполнения заданий их мало беспокоит.
Существенных интеллектуальных различий в группах экстра- и центровертов мы не обнаружили.
Исследование показало, что в группе экстравертов адаптировано 14% детей, дезадаптировано – 57%, имеют напряжённый характер адаптации – 29% детей. В группе центровертов адаптировано 28%, напряжённая адаптация зафиксирована у 44%, дезадаптировано 28% детей.
В двигательной сфере в группе экстравертов отмечен удовлетворительный уровень навыков у 58% детей, низкий – в 42% случаев. В группе центровертов – удовлетворительный уровень 78% детей, низкий – в 22% случаев.
В течение года в нашем дошкольном учреждении около 80% детей усыновляются, отдаются под опеку или возвращаются биологическим родителям. Ежегодное обновление контингента детей в связи с усыновлением и достижением школьного возраста составляет так же около 80%. Проследить и измерить адаптацию возможно не у каждого ребёнка. Получая фотографии и письма от усыновителей и опекунов, мы можем по внешним признакам предположить, что адаптация наших воспитанников протекает удовлетворительно.
Несмотря на серьёзные биологические, социальные и психологические препятствия для эффективной адаптации ребёнка поступившего на воспитание в детский дом, считать его жизненную перспективу однозначно негативной не верно. Задача взрослого человека, педагога, психолога – завести механизм устойчивой и позитивной социально-психологической адаптации, помочь почувствовать любовь и защищённость, научиться доверять, проявлять внутреннюю активность. Каждый человек стремится к реализации заложенного потенциала. У ребёнка есть потребность в любви и признании. Радость и удовольствие – вот те стимулы, которые помогают ребёнку быть успешным. От того, как педагоги и психологи детских социальных учреждений помогут ребёнку сформировать успешную модель его социально-психологической адаптации будет зависеть вся его дальнейшая жизнь.
Добро пожаловать, малыши! Несколько советов родителям по адаптации ребенка в детском саду Добро пожаловать, малыши! Детский сад — новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую.
Индивидуальное обучение детей с ОВЗ воспитывающихся в ДОУ. Индивидуальное обучение детей в условиях детского сада должно доставлять им радость! Сначала ребенок учится получать удовольствие от ощущения.
Инклюзивное образование как условие для адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья Рождение «особого» ребёнка оказывает влияние на всех членов семьи. В современной специальной дошкольной педагогике дети с отклонениями в.
Родительское собрание «Итоги адаптации. Особенности развития детей 1,5–3 лет» Родительское собрание «Итоги адаптации. Особенности развития детей 1,5 – 3 лет». Уважаемые родители, спасибо за то, что нашли время прийти.
Сценарий поздравления с 8 Марта в детском доме Составитель: Лисицына Ольга Александровна 1. В/клип «С 8 Марта!» 2. Выход ведущих (Алёша и Настя) А. : Дорогие женщины! Н. : Матери и бабушки.
Семинар-практикум «Как помочь ребенку в период адаптации в детском саду» Тема: «Как помочь ребенку в период адаптации в детском саду» Цель: выявить уровень педагогической компетенции родителей по адаптации детей.
Система компетенций специалистов, обеспечивающих защиту прав и законных интересов детей, воспитывающихся в замещающих семьях СИСТЕМА КОМПЕТЕНЦИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ЗАЩИТУ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЬЯХ Вашнёва В. И.
Советы родителям по адаптации ребенка в детском саду Советы родителям по адаптации ребенка к детскому саду Дорогие родители, хотелось бы уделить внимание вопросу адаптации ребенка к детскому.
Тезисы выступления на общем родительском собрании «Некоторые особенности процесса адаптации ребенка к условиям детского сада» Некоторые особенности процесса адаптации ребенка к условиям детского сада. В научной литературе процесс адаптации сравнивают с процессом.
Источник
Сохранение психологического здоровья воспитанников детского дома (статья)
статья по психологии по теме
Для успешной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, необходимы определенные знания, умения последовательно и логически вести пропаганду здорового образа жизни детей. Данная работа предназначена для воспитателей и педагогов, которые занимаются здоровьесбережением и адаптацией детей к новым социальным условиям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sohranenie_psihologicheskogo_zdorovya_vospitannikov.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое образовательное учреждение
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
«Детский дом «Березка»
Сохранение психологического здоровья воспитанников
Содержание психологического здоровья отражает специфику образовательного учреждения и определяется особенностями участников образовательного процесса. Задачи психологического сопровождения направлены на:
-психолого-педагогическую поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, несущих на себе последствия травматических переживаний в результате депривации, лишения родительской заботы, имеющих различные нарушения в развитии эмоций, интеллекта, поведения и общения;
-восстановление статуса личности;
-коррекцию нарушений и развитие;
-профилактику отклоняющегося поведения;
-повышение профессиональной компетенции педагогических работников;
-мониторинг психического развития воспитанников;
-психолого- педагогическое сопровождение процесса воспитания и обучения каждого ребенка.
Учитывая особенности детского дома, работа психолога является составной частью комплекса, в который включены педагоги-воспитатели, медицинские работники, социальные педагоги, логопед. Это позволяет рассматривать проблемы воспитания более глубоко, помогает организовать разностороннюю помощь.
Психологическое направление в комплексном взаимодействии специалистов представлено продуманным психологическим мониторингом, программами повышения психологической компетентности педагогических работников, коррекционно-реабилитационными и развивающими.
Программы мониторинга психолого-педагогического блока направлены на отслеживание процессов адаптации и развития воспитанников и имеют следующую тематику:
*Динамика адаптации воспитанников при поступлении в детский дом.
*Изучение готовности детей к школе.
*Исследование учебной мотивации.
*Динамика самооценки воспитанников.
*Динамика формирования профессиональных интересов воспитанников-выпускников.
*Развитие познавательных способностей.
Все результаты мониторинговых исследований вводятся в банк данных, с ними знакомятся педагоги на медико-психолого-педагогических консилиумах, педагогических советах, а так же на консультациях психолога.
Результаты психологического исследования включаются в интегральную базу и учитываются при комплексной оценке состояния здоровья.
Главная задача по адаптационному направлению сосредоточена на первом и пятом классах. Успешность программы сопровождения первоклассников зависит от качества первых ее шагов. Исследования, проводимые несколько лет в школе, позволили сделать вывод, что около 50% детей поступают в школу со средним уровнем готовности к обучению, 15% этот уровень превосходит, 35% до него не дотягивают, около 1/з детей нуждаются в помощи логопеда. В целях помощи первоклассникам проводятся занятия по снятию эмоционального напряжения, тревожности, повышению уверенности и развитию коммуникативных навыков. Воспитатели младшей школьной группы выступают соавторами идеи сопровождения, реализуют программу недельного тренингового курса «Введение в школьную жизнь», где социальные и здоровьесберегающие навыки осуществляются через игру, проигрывание и проживание ситуаций.
По результатам проводимых исследований психологической комфортности первоклассников выделяются дети группы риска. Они окружены особым вниманием. Если процесс адаптации не завершается к концу первого года обучения, и ребенок не смог усвоить программу общеобразовательной школы, он, по решению ОПМПК, имеет возможность повторного обучения или продолжить обучение по коррекционно-развивающей программе, обеспечивающей большую успешность.
Проблема психологической поддержки при переходе в среднее звено осуществляется через введение курса программы «Адаптация пятиклассников» для групп вновь организованных коллективов, детей с низкими адаптационными и коммуникативными возможностями.
Модель сопровождения старшеклассников апробирована и осуществляется в 8-9 классах через занятия психологического общения, проблемную группу воспитанников-выпускников, консультирование, что помогает развитию самосознания и Я-концепции. Формируется мотивация самосовершенствования и самореализации.
Направление психологической реабилитации, коррекции и развития детей в детском доме занимает приоритетное место. Это направление осуществляется психологом, логопедом, социальными педагогами, воспитателями, медицинскими работниками. С детьми проводятся занятия по культуре общения, музыкальной терапии, сказкотерапии, развитию сенсорных каналов восприятия и переработки информации.
Психолог работает по запросу воспитателей и учителей, запрос направлен на изучение индивидуальных особенностей воспитанников с различными отклонениями в поведении с целью профилактики девиантного поведения.
В работе по повышению психологической компетентности педагогов-воспитателей важным считаем преодоление стереотипов в воспитании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Личность воспитателя, уровень совершенства в решающей мере определяет успешность воспитательной работы в детском доме. Воспитатель сегодня не только овладевает новыми технологиями, новыми методами работы, но и меняется внутренне.
Повышая психологическую грамотность, воспитатели данные цели успешно решают на спортивных и трудовых занятиях, библиотечных и воспитательских часах и т.д.
Педагогический коллектив осознает важность и значение психологической помощи и активно использует психологические знания в развитии личностного потенциала воспитанников.
Основная задача психолога детского дома — работа в зоне ближайшего развития каждого ребенка, и решается она, когда психолог работает в тесном сотрудничестве с педагогами школы, воспитателями, медицинскими работниками и администрацией. Только так можно максимально осуществить цель: создание благоприятной среды развития для каждого ребенка детского дома.
Результатами совместной деятельности психолога с другими специалистами является изменение показателей психологического здоровья воспитанников, соотношение между детьми с высоким уровнем тревожности и со средним изменилось в сторону последних.
Применительно к комплексной медико-психолого-педагогической диагностике здоровья, помимо общепринятой диагностики физического соматического и психического здоровья важным является оценка нравственного, психологического, и социального критериев. Каждый из компонентов здоровья зависит от уровня культуры здорового и безопасного образа жизни в целом, и от выраженности развития определенного её компонента. Так, нравственному, психическому и соматическому здоровью способствует культура здоровьесберегающего поведения. Физическое здоровье напрямую зависит от развития физической культуры личности. Формирование культуры безопасности способствует сохранению социального здоровья.
Показатели оценки нравственного здоровья включают систему гуманистических целей и ценностей жизни, включающих здоровье и безопасность; морально-нравственные и правовые ориентации; мотивационные установки на здоровье и здоровый и безопасный образ жизни; проявление активной жизненной позиции; высокую мотивацию достижений и успеха в творческой самореализации в сфере здоровья и безопасности.
Психическое (включая социально-психологическое) оценивается по соответствию уровня психического развития и психологических характеристик возрастным параметрам и требованиям определенной ступени обучения. Важным показателем здесь является отсутствие проблем адаптации к условиям обучения, педагогу, воспитателю, одноклассникам в школе и другим воспитанникам в детском доме.
Психологические показатели имеют эмоциональную и интеллектуальную составляющие, которые выражаются в следующих направлениях: развитие психических процессов (внимание, память, мышление); состояние эмоционально-волевой сферы (уровень тревожности, самооценки, саморегуляции, устойчивости к нагрузкам, эмоционально-поведенческие реакции); выраженность позитивного мышления; способность к рефлексии, творчеству; характерологические особенности личности (характер; направленность личности; нейротизм).
Показателями адаптации и интеграции воспитанника в социум являются: показатели адаптации к определенной ступени обучения; уровень школьной мотивации, желание посещать школу; уровень школьной тревожности; психологический микроклимат; социальный статус ребенка.
Физическое здоровье диагностируется по соответствию показателей физического развития и физической подготовленности возрастным нормам и требованиям каждой ступени образования.
Социальное здоровье определяется по уровню знаний, умений навыков в сфере безопасности и степени сформированности стереотипа безопасного поведения.
Диагностика сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни включает выявление уровня развития отдельных её компонентов и интегрального (обобщающего) показателя. Основные методы диагностики можно разделить на две группы: педагогические и психологические.
Педагогические методы используются преимущественно для диагностики когнитивного и деятельностного компонентов (степень обученности воспитанников основам знаний об организме человека и его индивидуально-типологических особенностях и возможностях; степень обученности практическим умениям и навыкам, необходимым для обеспечения, поддержания и укрепления здоровья; уровень сформированности системного мировоззрения детей в вопросах становления, поддержания и укрепления здоровья). В числе педагогических методов могут быть использованы: наблюдение; опрос; анкетирование; анализ результатов деятельности школьника.
Психологические методы применяются в основном для диагностики ценностно-мотивационного компонента (установка на приоритет здоровья, лично мотивированное отношение школьников к проблеме здорового образа жизни; уровень выраженности наличия побуждения школьников к самопознанию и самосовершенствованию и создание собственных форм здоровой жизнедеятельности). Рефлексивный и креативный компоненты могут оцениваться параллельно с любым из вышеуказанных компонентов как педагогическими, так и психологическими методами.
Основным этапом системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников является этап целеполагания.
Целеполагание характеризуется выделением главной цели и задач здоровьеформирующего образования. В число главных целей включается личностное развитие ребенка в области культуры здоровья и безопасности.
Основными задачами, решаемыми на данном этапе, являются:
— подробное информирование воспитанников о современном состоянии, проблемах и перспективах здоровьеформирующего образования в детском доме.
— коллегиальная (воспитатели, медицинские работники, воспитанники) выработка и согласование целей, задач, содержания и форм работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни детей.
Результатом этого этапа является: выявление состояния, проблем и перспектив здоровьеформирующего образования в детском доме; закрепление целей и задач здоровьеформирующего образования в документах, регламентирующих деятельность детского дома; повышение готовности воспитателей к деятельности в сфере формирования культуры здоровья и безопасности.
Основные формы и методы работы на этапе целеполагания:
— воспитательские часы, педагогические советы, методические совещания;
— планирование деятельности детского дома по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни, документальное оформление концепции, программы и плана работы с учетом данного направления работы;
-анкетирование, тестирование детей для выявления стартового уровня культуры здоровья и безопасности;
-дополнительное профессиональное образование в области здоровьесбережения (методические семинары, индивидуальные консультации медицинских работников, обмен опытом, самообразование).
Второй этап – целеосуществление – характеризуется активизацией способностей, обеспечивающих информационное взаимодействие по вопросам формирования культуры здорового и безопасного образа жизни как воспитанников, так и воспитателей, медицинских работниов.
Данный этап предполагает решение следующих задач:
— сотрудничество и сотворчество воспитателей, медицинских работников, воспитанников в процессе воспитания ЗОЖ , создание здоровьесберегающей среды;
— усиление здоровьесберегающей направленности воспитательной работы в детском доме.
Результаты реализации данного этапа заключаются в создании социально-психолого-педагогического здоровьесберегающего комплекса, обеспечении здоровьесберегающей среды в детском доме, практической реализации здоровьеформирующего процесса, формировании культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников.
Основные формы и методы работы на этапе целеосуществления:
— реализация воспитательных маршрутов в сфере культуры здоровья;
-осуществление мониторинга качества культуры здоровья и безопасности, обсуждение эффективности.
-самооценка результатов формирования культуры здорового и безопасного образа жизни (оформление «Карты личных достижений воспитанников по формированию здорового образа жизни, физическому развитию»);
-использование дифференцированного подхода по воспитанию основам ЗОЖ с учетом информационных потребностей, уровня знаний, умений, способностей, состояния здоровья, психофизиологических и возрастно-половых особенностей, типа медико-гигиенического поведения и образа жизни воспитанников;
-проведение праздников и дней здоровья, КВН, соревнований, спектаклей, викторин, конкурсов плакатов, стихов, рассказов, творческих работ по вопросам культуры здоровья и безопасности и других форм воспитательной работы.
Третий этап – целеутверждение – заключается в достижении планируемого уровня требований к результатам освоения программ с позиции здоровьесбережения.
Основные задачи, решаемые на этапе целеутверждения:
— анализ эффективности деятельности социально-педагогического комплекса в области формирования культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников;
— создание индивидуальных систем здоровьеформирующей деятельности воспитанников.
Результаты реализации данного этапа заключаются в формировании у воспитанников культуры здорового и безопасного образа жизни и соответствующих поведенческих стереотипов.
Основные формы и методы работы образовательного учреждения на этапе целеутверждения:
-мониторинг качества формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;
-обучение воспитанников моделированию индивидуальной системы здоровьеформирующей деятельности;
-коррекция здоровьеформирующего образовательного процесса в соответствии с выявленными несоответствиями и новыми задачами.
— прогнозирование и планирование вариантов дальнейшего совершенствования развития здоровьеформирующего процесса;
-обновление комплексной программы детского дома с учетом новых задач в данной области;
— внедрение накопленного опыта формирования культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников детского дома на различных уровнях (районном, региональном).
Таким образом, сохранение психологического здоровья воспитанников
детского дома, формирование культуры здорового и безопасного образа их жизни можно представить как воспитательную систему, как совокупность последовательных этапов в решении задач по достижению поставленной цели
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Моя тема самообразования тесно связана с проблемой успеваемости наших воспитанников. Как учитель я стараюсь разобраться в трудных вопросах школьной неуспеваемости наших детей.
Цель моей программы: обеспечить воспитаннику возможность сохранения здоровья за период обучения ,сформировать у него необходимые знания, умения ,навыки по здоровому образу жизни ,научить использ.
Статья о средствах и методах, способствующих укреплению здоровья, профилактике вредных привычек в работе с воспитанниками детского дома.
« Профилактика правонарушений и девиантного поведения, самовольных уходов воспитанников детских домов и школ, интернатов».
Прекрасное в жизни — и средство и результат эстетического воспитания. Оно концентрируется в искусстве, художественной литературе, неразрывно связано с природой, общественной и трудовой деятельностью, .
Психологическая и социальная работа с принимающими семьями(усыновление,патронат,опека),работа с кровными,биологическими семьями и подготовка детей к передаче в семью.
В презентации раскрыта социально-психологическая работа с принимающими семьями с учетом формы устройства,этапы работы с потенциальными родителями,реабилитационная работа с кровными семьями .
Источник