Меню

Здоровье детей через игровую деятельность

оздоровление детей через игровую деятельность
статья (младшая группа) на тему

Как отметил Януш Корчак «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье… НЕТ. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься»

Есть такая поговорка: «В здоровом теле – здоровый дух». Поэтому мы учим наших детей с самого раннего возраста — ценить, беречь и укреплять свое здоровье.

Основная цель моей работы направлена на сохранение и укрепление здоровья детей, а также формирование у родителей ответственности за сохранение здоровья детей.

Эта работа способствует решению целого комплекса задач.

— Создавать условия для разнообразной двигательной активности воспитанников,

— обогащать представления детей о необходимости движений, позволять использовать в повседневной жизни спортивные игры и упражнения,

— способствовать формированию умений и развитию физических качеств,

-побуждать детей к творчеству в двигательной деятельности.

Психика ребенка устроена так, что малыша практически невозможно заставить целенаправленно выполнять какие-либо, даже самые полезные упражнения. Ребенку должно быть интересно; он делает это не оттого, что «надо» и «полезно», а оттого, что ему это нравится. В своей работе с малышами я использую игры и упражнения, направлены на оздоровление ребенка и профилактику у него заболеваний.

Наблюдая за тем, как дети выполняют забавные игровые задания, можно в определенной степени оценить уровень их физической подготовленности, степень развитости физических качеств, уровень зрелости нервных процессов.

Используемые мною игры чрезвычайно многообразны. Они непрерывно совершенствуются и усложняются. Организация оздоровительных игр не требует создания специальной площадки или наличия особого оборудования.

В оздоровительной работе с детьми мною используются:

Классификация оздоровительных игр

Игры при заболевании дыхательной системы

«Пастушок дудит в рожок»

Игры после перенесенных инфекционных заболеваний

Использую арттерапевтические техники, помогающие снять нервное напряжение

живопись с помощью пальцев.

Такой вид живописи очень благотворно влияет на психику ребенка, так как успокаивает и расслабляет. Прикосновение к краскам, их размазывание по ватману позволяет более полно включиться ребенку в процесс творчества, подключает внутренние резервы организма.

Живопись с помощью ног

Ноги обладают тонкой чувствительностью, но большую часть времени они находятся в обуви, в которой не могут ничего чувствовать. После окончания рисования ноги моют и вытирают полотенцем, в результате чего происходит массаж ног, который успокаивает ребенка.

Работа с глиной оставляет приятные ощущения, позволяет расслабиться, снять стресс.

Лечебные игры способствуют всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию, формированию необходимых навыков, координации движений, ловкости и меткости.

Помочь ребенку вырасти здоровым возможно лишь в тесном сотрудничестве с родителями. Поэтому я поставила задачу: Повысить уровень знаний и интерес родителей в области формирования, сохранения и укрепления здоровья детей. Основное средство воздействия осуществляется в наглядной форме, это оформление стендов, консультации и советы родителям «Игры, которые лечат», проведение круглого стола на тему «Расти здоровым, малыш». Участие родителей в совместных праздниках и днях здоровья.

Жизнерадостные и бодрые малыши гораздо лучше справляются с инфекцией и быстрее поправляются, а некоторые подвижные игры не только поддерживают хорошее настроение, но и умеют лечить.

Применение оздоровительных игр позволило снизить показатели общей заболеваемости на 20%. Повысился уровень нервно-психического развития, степень развития физических качеств.

Вывод:

Во время игры часто возникают неожиданные смешные ситуации. Это вызывает искренний смех у детей. Непринужденная веселая атмосфера позволяет стимулировать общение с детьми в атмосфере радости. Это является мощнейшим терапевтическим фактором.

Игра на расслабление, снятие напряжения «Снеговик».

Все превращаются в снеговиков: встают, разводят руки в стороны, надувают щёки и в течении 10 сек. удерживают позу.

Ведущий говорит: «Выглянуло солнышко, его жаркие лучи коснулись снеговика, и он начал таять». Играющие постепенно расслабляются, опускают руки, приседаю корточки и ложатся на пол.

Буклет «Оздоровительные игры с детьми»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Продолжая работать по проектной деятельности с детьми старшей группы дети 5 лет, была выбрана тема по игровой деятельности. И это не случайный выбор. Так как любой опыт ребенок познает в игре. Социали.

Анализ по самообразованию на тему:«Формирование математических способностей у детей через игровую деятельность».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую деятельность, участников по совместной деятельности.

В настоящее время социально-экономическое.

Развитие речи у детей становится актуальной проблемой в современном обществе.Важно уделять больше внимания работе по воспитанию правильного звукопроизношения у детей для их умственного и речевого разв.

Читайте также:  Духовно нравственное здоровье дошкольника это

Источник

Укрепление здоровья детей через игровую деятельность
учебно-методическое пособие (подготовительная группа)

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 92»

Инструктор по ф.к: Землянская Е.А.

Педагог-психолог: Крайнюк О.Т.

Укрепление здоровья детей через игровую деятельность

Дошкольный возраст – является важным в создании фундамента психического и физического здоровья ребенка. Укреплять здоровье ребенка, эффективно играя с ним в различные подвижные и спокойные игры.

Подвижные игры способствуют общему развитию и укреплению мышц, укреплению всех систем организма. Играя в подвижные игры, дети укрепляют и психическое здоровье, через выплескивание излишнего напряжения, снятие страхов, снижение агрессивных тенденций, раскрепощение.

Релаксационные игры и упражнения способствуют снятию напряжения, восстановлению психических и физических сил.

Цель: Укрепление здоровья детей через игровую деятельность

Задачи: Развитие ловкости, внимания, чувства ритма, , коллективного взаимодействия, массаж биологически активных точек, повышение энергетического потенциала, снятие напряжения.

Материалы: аудиозапись «Морские волны», спокойная музыка для релаксации, элементы костюмов кота и мышек

Участники: дети дошкольного возраста 5-7 лет.

Конспект занятия.

1. Приветствие. Упражнение «Солнышко»

Ведущий: Доброе утро ребята! Я рада вас видеть! Мы с вами поздороваемся сейчас с помощью зарядки.

Солнце утром рано встало

Всех детишек приласкало

Загорают дети, вот

поднять руки вверх, потянуться

сделать руками фонарики

массировать «дорожку» на груди снизу вверх

поглаживать шею большими пальцами сверху вниз

кулачками растирать крылья носа

проводить пальцами по лбу от середины к вискам

растирать ладошками ушки

поднять руки вверх

Ведущий: Ребята я приглашаю вас поиграть в кота и мышей!

2. Игра «Мышеловка»

Игроки делятся на две группы. Количество игроков в группах не обязательно равное. Можно поделить по полу: на мальчиков и девочек. Одна группа игроков образует круг, взявшись за руки — это «мышеловка». Вторая группа детей — «мыши» — находится вне круга.

Дети, изображающие «мышеловку», поднимают руки, образуя воротца, и начинают ходить по кругу (или просто стоят на месте), приговаривая следующие слова:

Как нам мыши надоели,

Все погрызли, все поели.

Мышеловку мы поставим

И мышей туда поймаем!

Задача играющих пока ведущие говорят стишок, пробежать под их сцепленными руками. При последних словах дети опускают руки и приседают — «мышеловка захлопывается». Не успевшие выбежать из круга считаются пойманными и встают в круг, присоединяясь к «мышеловке».

Игра продолжается до тех пор пока не останется одна мышь — победительница.

Ведущий: Ребята, мы так расшумелись, что разбудили кота Тома. Бегите скорее ко мне, неслышно, на цыпочках, может, он вас не заметит.

3. Гимнастика

Мышки, кот Том так громко топает, так страшно!

Скорее ложитесь, свернитесь калачиком, затаите дыхание. Все тело напряжено. Так страшно! Лежите тихо, чтобы кот вас не нашел.

Вы лежали так тихо, что Том пошел вас искать в другое место!

Можно расслабиться, полежать спокойно. Теперь нам никто не угрожает. Страх ушел. Можно улыбнуться. Все мышцы сразу обмякли, стали послушными.

Мышки так обрадовались, что стали подпрыгивать, высоко поднимая колени, и хлопать в ладоши.

Встали мышки в круг, взялись за руки и образовали мышеловку. Хотят в нее кота поймать. Подняли руки вверх. Держат руки крепко-крепко! Руки как камень твердые. А в это время кот пытается пробраться за колбаской в круг.

Опустили мышки руки, расслабили их, не успели кота поймать, он убежал. Руки стали как ватные, висят как веревочки.

Тогда мышки решили сделать мышеловку с помощью ног. Расставили их широко, чтобы упереться в ноги другой мышки, напрягли и смотрят, как кот старается пробраться между ног.

Только он попытался, а мышки ноги сдвинули и присели. Не пройдешь хитрый кот!

Захотел кот мышек перехитрить и начал мяукать со всех сторон, чтобы запугать мышек. Сначала с одной стороны. Посмотрели мышки, повернули голову направо к самому плечику. ПОТОМ НАЛЕВО. Нет кота!

Мяуканье раздалось сзади. Мышки, плавно покрутили голову. Опять нет.

Раздалось мяуканье внизу. Посмотрели мыши вниз, опустили голову низко. Нет кота!

Вот какой хитрый.

Стали мыши по кругу вертеть головой, чтобы везде посмотреть. Головка как шарик на ниточке катается по плечикам туда-сюда, А кота нигде нет!

Тогда мыши решили превратиться в кота. Встали они на четвереньки, опустили голову вниз, а спину выгнули вверх. Живот напрягся, втянулся, спина и руки твердые. Это кот сердится.

А теперь подняли голову, прогнули спину и приготовились к прыжку, замерзли.

Читайте также:  Дневник здоровья образец школьника

Резко бросились на «мышку»: то в одну сторону, то в другую. Никак не поймают.

Расстроились, сели, ноги, руки раскинули. Надоело в кота играть.

А кот мышкам не поверил.

4. Релаксация «Отдых на море» (Звучит запись «Морские волны, зажигается аромалампа)

Ведущий: А сейчас мы с вами немного отдохнем. Лягте в удобное положение, закройте глаза и слушайте мой голос.

Представьте себе, что вы находитесь в прекрасном месте на берегу моря. Чудесный летний день. Небо голубое, теплое солнце. Вы чувствуете себя совершенно спокойными и счастливыми. Мягкие волны докатываются до ваших ног, и вы ощущаете приятную свежесть морской воды.

Появляется ощущение обдувающего все тело ветерка. Воздух чист и прозрачен.

Приятное ощущение свежести и бодрости охватывает все тело: лоб, лицо, спину, живот, руки, ноги. Вы чувствуете, как тело становится легким, сильным и послушным.

Дышатся легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется встать и двигаться.

5. Прощание

Ведущий: Спасибо всем. На этом наше занятие завершается.

Встаньте в круг. Попрощаемся мы с вами с помощью любимой фразы кота Леопольда. Кто ее помнит? Что всегда говорил Леопольд вредным мышам. Правильно. Ребята, давайте жить дружно.

(Дети хором повторяют фразу кота Леопольда)

Литература:

1. Алябьева, Елена Алексеевна. Занятия по психогимнастике с дошкольниками : методическое пособие / Е. А. Алябьева. — Изд. 2-е., перераб. и доп. — Москва : Сфера, 2008. — 160 с.; 20 см. — (Вместе с детьми).

2. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, 1996.

3. Чистякова М. И. Психогимнастика /Под ред. М. И. Буянова.—2-е изд.- М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995 — 160с.

Источник

Роль игровой деятельности в формировании здорового образа жизни дошкольников
статья на тему

Роль игровой деятельности в формировании здорового образа жизни дошкольников

Скачать:

Вложение Размер
statya_goroshchenko_l.i.docx 19.72 КБ

Предварительный просмотр:

Роль игровой деятельности в формировании здорового образа жизни дошкольников

Проблема сохранения и укрепления здоровья человека становиться все боле острой, требующая серьезного педагогического осмысления и решения. От уровня психического и физического положения населения, от состояния его здоровья зависит благополучие общества в целом, поэтому проблема формирования представлений детей о здоровом образе жизни является актуальной в современном обществе.

Изучению вопросов формирования представлений у детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни посвящены исследования А.А. Бодалева, А.Л. Венгера, В.Д. Давыдова, М.И. Лисиной, В.А. Сластенина, Е.О. Смирновой. Анализ работ В.А.Деркунской, С.А.Козловой, Л.Г. Касьяновой, О.А.Князевой, И.М. Новиковой и др. показывает, что уже в дошкольном возрасте у ребенка появляется устойчивый интерес к своему здоровью, бережное отношение к своему организму (жизни, здоровью) как ценности.

На сегодняшний день в соответствии с Федеральными государственными требованиями направление «Физическое развитие», включающее образовательные области «Здоровье», «Физическая культура» занимает ведущее место в воспитательно-образовательном процессе дошкольников.

Именно поэтому, одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения, формирование у детей элементарных знаний о человеческом организме и бережном отношении к своему здоровью.

Дошкольный возраст, по утверждению специалистов, является важным и ответственным периодом в создании фундамента психического и физического здоровья ребенка. В этот период происходит перестройка функционирования разных систем детского организма, поэтому крайне необходимо всячески способствовать воспитанию у детей этого возраста привычек и потребностей к здоровому образу жизни, поддержанию и укреплению своего здоровья.

Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить потребность в здоровом образе жизни. Эта потребность зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия.

Воспитать у дошкольников осознанное отношение к здоровью – задача не из легких. Как и каким образом способствовать формированию культуры здорового образа жизни ребенка и когда начинать эту деятельность?

Нужна ежедневная работа, проводимая в различных формах обучения и воспитания. Сохранению здоровья надо учить ребенка так же, как обучать счету, письму, чтению. Именно до семи лет ребенок проходит огромный путь развития. Этот возраст – самый благоприятный для выработки правильных привычек. В этот период ребенок должен четко усвоить, что такое хорошо и полезно, а что такое вредно и плохо. Это направление в воспитании дошкольника должно решаться созданием целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребёнка.

Реализация работы по формированию здорового образа жизни у детей в условиях ДОУ осуществляется через занятия, через режимные моменты, игру, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность.

Именно поэтому в детском саду и дома следует воспитывать у ребенка:

— привычку к чистоте, аккуратности, опрятности, порядку;

— основы культурно-гигиенических навыков;

— элементов самоконтроля во время разнообразной деятельности;

— понимание того, как влияют физические упражнения на организм человека, его самочувствие;

— использовать знания о том, что полезно и что вредно для организма.

Так, как в детском возрасте игра является основным видом деятельности, можно использовать сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игры-тренинги, игры-забавы, подвижные игры, пальчиковые игры. Использование игры как формы организации обучения и воспитания, сознательное облачение процесса обучения в форму игры известно на протяжении многих веков.

Игра — это первая школа воспитания общественного поведения. На основе взаимоотношений со сверстниками формируются чувства, привычки, умение действовать совместно и целенаправленно, понимание личных и общих интересов; развивает чувство содружества, подчинения и равенства. Формирования и развития этих качеств можно достигнуть лишь при правильном руководстве детскими играми.

В игре созданы условия не только для воспитания, но и для самовоспитания. Переход от воспитания к самовоспитанию и сознательной работе над своей волей, характером, к выработке положительных привычек и приобретению необходимых умений происходит естественно и незаметно. Ни в какой другой деятельности ребенок не проявляет столько настойчивости, целеустремленности, неутомимости, как в игровой.

В игре ребенок не только обучается, но и развивается. Игры обучающие, которые предусматривают присутствие взрослого. Он создает правила и координирует работу детей до достижения ими результата. Используются эти игры с целью обучения, развития, воспитания. К данной группе можно отнести игры-развлечения, игры-драматизации, музыкальные, дидактические, подвижные игры. От игры обучающего типа можно плавно перенаправлять деятельность ребенка на этап обучения. Эти виды игровой деятельности обобщают ее, в них можно выделить еще много подвидов с разным сценарием и различными целями.

Игровая деятельность детей основана на знаниях, умениях и навыках, приобретенных детьми в прошлом. Педагогу надо стараться увидеть мир глазами ребенка, понять, что он знает, и в соответствии с этим побуждать ребёнка через игру преодолевать свою неосведомлённость или неумение. «От взрослых требуется такое поведение, которое помогает детям почувствовать себя осведомлёнными и уверенными в своей способности преодолевать трудности».

Для детей характерны эмоциональное переживание, образное мышление, умение интуитивно схватывать смысл ситуации.

Учитывается в работе и принцип здоровьесберегающей системы в триедином представлении о здоровье ребёнка, т.е. не только о физическом, но и духовно-нравственном. Для укрепления эмоционального здоровья детей используются психогимнастика, сказкотерапия, игры с водой и песком, игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, игры-тренинги на подавление отрицательных эмоций.

Вокруг детей с самого раннего детства необходимо насыщать предметно-развивающую среду, в которой должны быть спортивные принадлежности и атрибуты, развивающие игры, символика, терминология, ритуалы и обычаи валеологического характера. Это ведет к формированию потребности вести здоровый образ жизни, к сознательной охране своего здоровья и здоровья окружающих людей, к овладению необходимыми для этого практическими навыками и умениями. Тщательно продуманная развивающая среда ДОУ сама побуждает детей к исследованию, активности, проявлению инициативы и творчества.

Главными воспитателями ребёнка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребёнка, какое внимание уделяют родители здоровью ребёнка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребёнка, к которому его приучают в ДОУ, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребёнка.

Информационно-просветительская деятельность выражается в :

  • формировании у родителей здорового образа жизни как ценности,
  • в знакомстве родителей с различными формами работы по физическому воспитанию в ДОУ,
  • информировании о состоянии здоровья и физическом развитии, об уровне двигательной подготовленности их ребёнка,
  • привлечении родителей к участию в различных совместных физкультурных досугах и праздниках.

Итак, состояние здоровья детей в настоящее время становится национальной проблемой, а формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста является государственной задачей, решение которой во многом зависит от организации работы по данному направлению в дошкольном учреждении.

1. Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья. Методическое пособие по развитию дошкольника. – М.:ТЦ Сфера, 2011

3. Основная образовательная программа дошкольного образования /под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. — М.:МОЗАИКА –СИНТЕЗ, 2015

Источник

Adblock
detector