Цифры и латинские буквы в диагнозе
При формулировании диагноза злокачественной опухоли любой локализации (за редким исключением) после типа и локализации опухоли обязательно указываются три латинские буквы «T», «N» и «M» и цифры после каждой из них. Это классификация злокачественных опухолей, принятая Международным Противораковым Союзом. «T» — первая буква латинского слова «Tumor» (опухоль), «N» — «Nodulis» (лимфатические узлы) и «M» — «Metastases» (метастазы).
Категория «T» определяется размерами и распространением первичной опухоли (глубина прорастания опухолью слое стенки органа);
Категория «N» — наличием, количества пораженных и локализацией пораженных регионарных лимфатических узлов. «Регионарных» означает расположение их в том же «регионе», что и сама опухоль;
Категория «М» отражает наличие или отсутствие отдаленных метастазов.
Цифры, добавляемые к этим трем основным компонентам, указывают на распространенность процесса и для каждой опухоли свои:
ТО, Tl, Т2, ТЗ, Т4 N0, N1, N2, N3 МО, M1
Многочисленные комбинации этих категорий определяют стадию процесса (см ниже). Периодически Международный Противораковый Союз вносит изменения в классификацию после согласования этих изменений со всеми национальными комитетами стран, входящих в Союз. С 1 января 2010 года действует 7 версия классификации TNM.
•Т — первичная опухоль:
•Тх — оценить размеры и местное распространение первичной опухоли не представляется возможным;
•ТО — первичная опухоль не определяется;
•Tis — преинвазивная карцинома (carcinoma in situ);
•T1, T2, ТЗ, Т4 — отражает нарастание размера и/или местного распространения первичной опухоли.
•N — регионарные лимфатические узлы:
•Nx — недостаточно данных для оценки регионарных лимфатических узлов;
•N0 — нет признаков метастатического поражения регионарных лимфатических узлов;
•N1, N2, N3 — отражает различную степень поражения метастазами регионарных лимфатических узлов.
Примечание. Прямое распространение первичной опухоли в лимфатические узлы расценивается как их метастатическое поражение. Метастазы в любых лимфоузлах, не являющихся регионарными для данной локализации, классифицируются как отдаленные,
М — отдаленные метастазы:
Мх — недостаточно данных для оценки отдаленных метастазов ( в 7 версии классификации категория «Мх» упразднена ); МО — нет признаков отдаленных метастазов; Ml — имеются отдаленные метастазы. Категорию Ml можно дополнять буквами a и b при некоторых локализциях опухоли и символами в зависимости от расположения отдаленных метастазов:
•Легкие — PUL
•Костный мозг — MAR
•Кости — OSS
•Плевра — PLE
•Печень — HEP
•Брюшина — PER
Головной мозг — BRA
•Надпочечники — ADR
•Лимфоузлы — LYM
•Кожа — SKI
Другие — ОТН
Основные категории можно подразделять в случае необходимости большей детализации распространенности процесса (например, T1a, T1b и N2a, N2bl).
Патогистологическая классификация pTNM во всех случаях использует следующие общие принципы:
•рТ — первичная опухоль:
•рТх — первичная опухоль не может быть оценена гистологически;
•рТО — при гистологическом исследовании признаков первичной опухоли не обнаружено;
•pTis — преинвазивная карцинома (carcinoma in situ);
•pT1, pT2, рТЗ, рТ4 — гистологически подтвержденное нарастание степени распространения первичной опухоли.
•pN — регионарные лимфатические узлы:
•pNx — состояние регионарных лимфатических узлов не может быть оценено;
•pNO — метастатического поражения регионарных лимфатических узлов не выявлено;
•pN1, pN2, pN3 — гистологически подтвержденное нарастание степени поражения регионарных лимфатических узлов.
Примечание. Прямое распространение первичной опухоли в лимфатические узлы расценивается как метастатическое их поражение.
Опухолевый узел больше 3 мм, обнаруженный в соединительной ткани или в лимфатических сосудах вне ткани лимфатического узла, расценивается как регионарный метастатический лимфатический узел. Опухолевый узел до 3 мм классифицируется в категории рТ как распространение опухоли.
Когда размер пораженного метастазами лимфатического узла является критерием для определения pN, как, например, при раке молочной железы, тогда оценивают только пораженные лимфатические узлы, а не всю группу.
•рМ — отдаленные метастазы:
•рМх — наличие отдаленных метастазов не может быть определено микроскопически;
•рМО — при микроскопическом исследовании отдаленные метастазы не выявлены;
рМ1 — при микроскопическом исследовании отдаленные метастазы подтверждены.
Категория рМ1 может иметь такие же подразделения, как и категория M1.
Также при необходимости большей детализации возможно подразделение основных категорий (например, рТ1а и/или pN2a).
Гистологическая дифференцировка — G
Дополнительная информация, касающаяся первичной опухоли, может быть отмечена следующим образом:
•Gx — степень дифференцировки не может быть установлена;
•G1 — высокая степень дифференцировки;
•G2 — средняя степень дифференцировки;
G3 — низкая степень дифференцировки;
•G4 — недифференцированные опухоли.
Примечание. Третья и четвертая степени дифференцировки могут быть объединены в некоторых случаях как «G3—4, низко- или недифференцированная опухоль».
При кодировке по классификации TNM возможно применение дополнительных символов.
Так, в случаях, когда классификация определяется во время или после применения различных методов лечения, категории TNM или pTNM помечают символом «у» (например, yT2NlM0 или pyTlaN2bM0).
Рецидивы опухоли показывают символом г (например, rT1N1aMO или rpT1aN0M0).
Символ а указывает на установление TNM после аутопсии.
Символ m обозначает наличие множественных первичных опухолей одной локализации.
Символом L определяют инвазию лимфатических сосудов:
•Lx — инвазия лимфатических сосудов не может быть выявлена;
•L0 — инвазии лимфатических сосудов нет;
•L1 — инвазия лимфатических сосудов выявлена.
•Символ V описывает инвазию венозных сосудов:
•Vx — инвазия венозных сосудов не может быть, выявлена;
•V0 — инвазии венозных сосудов нет;
•V1 — микроскопически выявлена инвазия венозных сосудов;
•V2 — макроскопически определяется инвазия венозных сосудов.
Примечание. Макроскопическое поражение венозной стенки без наличия опухоли в просвете сосуда классифицируют как V2.
Информативно также применение С-фактора, или уровня надежности, который отражает достоверность классификации с учетом использованных диагностических методов. С-фактор подразделяют на:
•С1 — данные получены при применении стандартных диагностических методов (клинические, рентгенологические, эндоскопические исследования);
•С2 — данные получены при использовании специальных диагностических методик (рентгенологическое исследование в специальных проекциях, томография, компьютерная томография, ангиография, УЗИ, сцинтиграфия, магнитный резонанс, эндоскопия, биопсия, цитологические исследования);
•СЗ — данные получены в результате пробного хирургического вмешательства, включая биопсию и цитологическое исследование;
•С4 — данные получены после радикальной операции и морфологического исследования операционного материала; С5 — данные получены после вскрытия.
Например, конкретный случай можно описать так: Т2С2 N1C1 М0С2. Таким образом, клиническая классификация TNM до лечения соответствует CI, С2, СЗ с разной степенью надежности, pTNM эквивалентна С4.
Наличие или отсутствие остаточной (резидуальной) опухоли после лечения обозначается символом R. R-символ является также фактором прогноза:
•Rx — недостаточно данных для определения остаточной опухоли;
•R0 — резидуальная опухоль отсутствует;
•R1 — резидуальная опухоль определяется микроскопически;
•R2 — резидуальная опухоль определяется макроскопически.
Использование всех перечисленных дополнительных символов не является обязательным.
Таким образом, классификация по системе TNM дает достаточно точное описание анатомического распространения болезни. Четыре степени для Т, три степени для N и две степени для М составляют 24 категории TNM. Для сравнения и анализа, особенно большого материала, возникает необходимость объединения этих категорий в группы по стадиям. В зависимости от размеров, степени прорастания в окружающие органы и ткани, метастазирования в лимфатические узлы и отдаленные органы выделяют такие стадии:
•0 стадия — carcinoma in situ;
•1 стадия — опухоль небольших размеров, обычно до 2 см, не выходящая за пределы пораженного органа, без метастазов в лимфоузлы и другие органы;
•II стадия — опухоль несколько больших размеров (2—5 см), без одиночных метастазов или с одиночными метастазами в регионарные лимфатические узлы;
•III стадия — значительных размеров опухоль, проросшая все слои органа, а иногда и окружающие ткани, или опухоль с множественными метастазами в регионарные лимфатические узлы;
•IV стадия — значительных размеров опухоль, проросшая все слои органа, а иногда и окружающие ткани, или опухоль любых размеров с метастазами в отдаленные органы.
Классификация TNM достаточно сложна для понимания неспециалистам, поэтому при возникновении любых вопросов обращайтесь к лечащему врачу.
Источник
Азбука Здоровья
учебно-методическое пособие по русскому языку (1 класс) по теме
Материал можно использовать на уроках обучения грамоте(здоровьесберегающая технология) или во внеурочной деятельности (Час Здоровья).На каждую букву алфавита подобраны стихи или загадки, которые так или иначе связаны со здоровьесбережением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azbuka_zdorovya.docx | 24.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Если вы с большой охотой, Хорошенько поработав, Вкусно любите поесть, То у вас, друзья, он есть. Силы ваши он умножит, Подрасти скорей поможет И здоровье укрепит Верный друг ваш – аппетит.
— Какие самые любимые блюда в вашей семье? — Что нужно делать перед едой?
Мы часто с братом налегке Пробежки делаем к реке. Мечтаем стать мы крепче всех. Вот для чего нам нужен бег.
-А вы не забываете по утрам делать зарядку? — Для чего нужно делать зарядку?
В банане и йогурте, В горстке малины — Повсюду чудесные Есть витамины.
Они берегут нас От всяких болезней. Чем больше их в пище, Тем пища полезней.
-Какие прдукты полезны для детского организма? — А какие продукты вредны для здоровья?
Не зря у каждого из нас Есть пара драгоценных глаз. Ведь ими видим я и ты И лес, и небо, и цветы. Вы берегите зрение – Помощника в учении.
-В каких продуктах содержатся витамины, которые помогают укреплять зрение?
Бедный доктор Айболит
Бедный доктор Айболит!
Третий день не ест, не спит,
Раздает таблетки
Непослушным деткам,
Тем, кто рук не мыл к обеду,
Кто без счета ел конфеты,
Кто босой гулял по лужам,
Тем, кто мамочку не слушал.
Тем, кому теперь живот
Спать спокойно не дает,
У кого температура,
Доктор раздает микстуру,
Он всю ночь лечить готов,
Чтобы каждый был здоров.
Элени Керра
-Когда мы обращаемся к докторам?
-Какие врачи нас лечат?
Лень, ребята, очень плохо —
Не ленитесь никогда.
Если будете лениться —
Ждёт вас страшная беда:
Будете лежать на печке
С толстым пузом по углам.
И всё кушать шоколадки
С винегретом пополам.
И придёт тот страшный час,
И недельки через 3
Лопните вы в страшных муках
От обжорства и еды
-Назовите «золотые» правила питания.
Жизнь прекрасна и ярка,
Жизнь свободна и легка,
Жизнь есть солнечный рассвет,
Жизнь есть неба дивный свет,
Жизнь — улыбки и цветы,
Жизнь полнится красоты,
Жизнь есть ласка добрых слов,
Жизнь есть — дети и любовь!
Купить можно много: Игрушку, компьютер, Смешного бульдога, Стремительный скутер, Коралловый остров (Хоть это и сложно), Но только здоровье Купить невозможно. Оно тебе в жизни Всегда пригодится. Заботливо надо К нему относиться.
-А как вы укрепляете ваше здоровье?
Можно в комнате играть — Сидя, кнопки нажимать, Но полезней во дворе Поучаствовать в игре. Лишь в движеньи с каждым днём Мы и крепнем, и растём!
-Назовите свои самые любимые игры.
Дети, любящие йогурт, Всё на свете сделать смогут. Он полезнее, бесспорно, Всяких чипсов и попкорна.
— Почему детям так необходимы молочные продукты?
Знает каждый человек,
Что курение – это вред!
Почему же люди курят ?
Кто-нибудь мне даст ответ ?
-Что происходит, если кто-то курит, а вы находитесь рядом? -Что можно сделать в таком случае?
В домашней аптечке Лекарства хранятся. Кому-то когда-то Они пригодятся.
Всегда надо в доме Лекарство иметь, Но всё-таки лучше, Дружок, не болеть!
-Когда люди принимают лекарства? -Могут ли дети самостоятельно принимать лекарство? Почему? -Что нужно делать, чтобы быть здоровым?
Если ты морковку любишь, Если пьёшь морковный сок, Значит, непременно будешь Ты здоров, красив, высок!
-Какие витамины содержатся в моркови?
Пчёлки, жужжа, над лугами летают, Дружно нектар из цветов добывают, Чтобы потом его в мёд превратить, Чудом душистым людей угостить. Много здоровья всем им подарить.
-Какую пользу приносят людям продукты пчеловодства?
Кто-то ходит по горам, Кто-то бродит по лесам, Кто-то с удочкой сидит, Кто-то весело скользит По волнам на лыжах водных. А всё вместе — это отдых.
— Где вы любите отдыхать? — Полезен ли для здоровья такой отдых, который описан в стихотворении? — А какой отдых вреден для здоровья? (Пассивный).
Она — и лес, и облака, Она — и горы, и река, И незаметный стебелёк, И шаловливый ручеёк. Мы с детства свой огромный дом Природой-матушкой зовём. Она, как трепетная мать, Велит здоровье сохранять.
— Как надо относиться к природе? — Какую роль играет природа в жизни человека?
Чтоб здоровье сохранить, Организм свой укрепить, Знает вся моя семья: Должен быть режим у дня.
— Для чего нужно соблюдать режим дня?
Есть лужайка в нашей школе,
А на ней козлы и кони.
Кувыркаемся мы тут
Ровно сорок пять минут.
В школе – кони и лужайка?!
Что за чудо, угадай-ка!
(Спортзал)
Спортсмены возникают вырастая
Из тренера, как ветви из ствола.
Час грянул! Чемпион на пьедестале!
А тренеру негромкая хвала.
-Кого называют тренером? -Каких известных тренеров вы знаете?
Если будешь улыбаться,
Добрым будешь ты всегда,
Тебе нечего бояться –
Жить ты будешь лет до ста!
-Как улыбка нам помогает в жизни?
Чтоб здоровым быть сполна
Физкультура всем нужна.
Для начала по порядку —
Утром сделаем зарядку!
Физминутки помогают
На уроках отдыхать.
Чтобы дальше нам трудиться
И учиться лишь на «5»!
-За что вы любите физкультуру?
Во дворе с утра игра,
Крики: «шайбу!», «мимо!», «бей!»
— Там идёт игра — . (Хоккей)
-Какие командные игры, кроме хоккея, вы ещё знаете?
Чистота – залог здоровья,
Чистота нужна везде:
Дома, в школе, на работе,
И на суше, и в воде.
-Как вы заботитесь о чистоте тела?
На квадратиках доски
Короли свели полки.
Нет для боя у полков
Ни патронов, ни штыков.
(Шахматы)
-Какие способности развивает игра в шахматы?
Для чего два раза в сутки Надо чистить свои зубки? Это надо делать, чтобы Не проникли в них микробы.
-Как правильно чистить зубы?
-Можно ли пользоваться чужой зубной щёткой?
Чтоб проворным стать атлетом
Проведем мы эстафету.
Будем бегать быстро, дружно
Победить нам очень нужно!
Возбуждает аппетит Спелых яблок внешний вид. Ешьте их, друзья, хрустите И здоровыми растите!
Источник