Меню

Здоровье человека важное качество жизнедеятельности

Здоровье человека и качество его жизни

Роль здорового образа жизни для реализации всех возможностей, предоставляемых человеку природой. Труд как основа режима здоровой жизни человека. Роль семьи, ее влияние на здоровье и качество жизни человека. Иерархия потребностей по теории Маслоу.

Рубрика Безопасность жизнедеятельности и охрана труда
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 23.04.2015
Размер файла 15,3 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

по дисциплине «Здоровый человек и его окружение»

на тему: «Здоровье человека и качество его жизни»

1. Что такое здоровье?

5. Улучшение здоровья и качества жизни

Здоровье — бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать жизненные основные задачи, преодолевать трудности. Только здоровый образ жизни способствует реализации всех возможностей, предоставляемых человеку природой.

Древнегреческий философ Фалес Милетский писал, что тот счастлив, кто здоров телом, восприимчив душой и податлив на воспитание.

В Уставе Всемирной организации здравоохранения говорится о высшем уровне здоровья, как об одном из основных прав человека. Также человек имеет право на достоверную информацию о тех факторах, которые определяют здоровье человека или являются факторами риска, то есть их воздействие может привести к развитию болезни.

К сожалению, многие люди не соблюдают простейших, основанных наукой норм здорового образа жизни, то есть малоподвижный образ жизни, неправильное питание, вредные привычки (курение, алкоголь, наркотики и пр.), не соблюдение режимов труда и отдыха.

человек труд семья здоровый

Труд — истинный стержень и основа режима здоровой жизни человека. Труд является основой создания материальных и духовных ценностей. Он также необходим для оптимального протекания биологических процессов в организме, следовательно, оказывает большое влияние на здоровье.

Существует неправильное мнение о вредном действии труда, вызывающем «износ» организма, чрезмерный расход сил и ресурсов, преждевременное старение. Труд, как физический, так и умственный, не только не вреден, но, напротив, систематический, посильный и хорошо организованный трудовой процесс чрезвычайно благотворно влияет на нервную систему, сердце и сосуды, костно — мышечный аппарат и на весь организм человека. Долго живёт тот, кто много и хорошо работает в течение всей жизни, безделье же приводит к вялости мускулатуры, нарушению обмена веществ, ожирению и преждевременному одряхлению.

В перенапряжениях и переутомлениях виновен не сам труд, а неправильный режим труда. Нужно правильно и умело распределять свои силы во время выполнения работы как физической, так и умственной. Интересная и любимая работа выполняется легко, без напряжения, не вызывает усталости и утомления. Важен правильный выбор профессии в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями человека. Необходимым условием сохранения здоровья в процессе труда является чередование работы и отдыха. Полноценный отдых, как указывал ещё классик отечественной физиологии И.М. Сеченов, заключается не в безделье, а в смене деятельности. «Работаешь сидя — отдыхай стоя»,- писал он. Поэтому умственная работа, учёба обязательно должны чередоваться с двигательной активностью.

Семья — малая группа людей, основанная на браке или кровном родстве. Семейный уклад влияет на здоровье людей, а семейная жизнь определяет здоровье членов семьи. Известно, что счастливые в браке люди живут дольше, болеют реже. Обстановка в семье, характер взаимоотношений её членов в значительной мере определяют рождаемость, сказываются на исходе беременности, влияют на различные показатели здоровья.

Режим, распорядок дня членов семьи — один из показателей образа жизни. Нарушение режима отдыха, сна, питания в семье приводит к развитию у большинства членов семьи ряда заболеваний: сердечно-сосудистых, нервно- психических, нарушений обмена веществ.

Семья влияет на становление характера, на духовное здоровье её членов. Поэтому любите, будьте любимы и здоровы.

В результате роста населения, миграции, распространения наркомании и алкоголизма, безработицы, ухудшения экологической обстановки упало и качество жизни людей.

Понимание качества жизни у каждого своё. Основными компонентами качественной жизни является:

1) ощущение полноты своих возможностей — ощущение себя профессионалом в своей сфере;

2) осознание себя и своих действий, уверенность в будущем;

3) потребность быть значимым в социуме, быть включённым в отношения с другими людьми в процессе деятельности.

Иногда, кажется, что семья и каждодневная работа убивает в человеке его лучшие порывы, но это не так. По известной теории Маслоу, прежде чем удовлетворить высшие потребности: потребности в признании, оценке, уважении (в том числе самоуважении), потребности в самоактуализации, человек должен удовлетворить обычные потребности:

1) физиологические потребности (голод, жажда, сексуальное влечение, сон и др.);

2) потребности в безопасности (уверенность, защищённость, порядок и др.);

3) потребности в контактах и любви.

Маслоу утверждает: «Самоактуализация является в какой-то степени свершившимся фактом лишь у немногих людей. Тем не менее, у большинства она присутствует в виде надежды, стремления, влечения, чего-то смутно желаемого, но ещё не достигнутого. Ценности самореализации существуют в идее реальных целей, даже ещё не будучи актуализированными. Человек является одновременно тем, что он есть, и тем, чем он стремится быть. «.

Читайте также:  Журнал здоровья для водителей

5. Улучшение здоровья и качества жизни

Улучшить здоровье и повысить качество жизни можно: нужно работать над собой, кардинально взяться за улучшение своей жизни, ставить перед собой задачи и цели, достигать их, отказаться от вредных привычек, начать вести здоровый образ жизни.

Наше здоровье в наших собственных руках, каждый человек имеет большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физической активности и бодрости до глубокой старости.

Мы должны понять, что выжить в современном мире по силам только здоровым людям, поэтому надо беречь самое ценное, что у нас есть — это наше здоровье.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Здоровый образ жизни как основные формы и способы повседневной активности. Основные составляющие ЗОЖ, ее ценность в качестве государственной концепции. Вред алкоголя и курения, неправильного питания. Влияние режима труда и отдыха на здоровье человека.

реферат [113,5 K], добавлен 23.09.2016

Понятия валеологии. Компоненты физической культуры. Основополагающие критерии здоровья. Влияние некоторых групп факторов на заболевания человека. Негативные стороны жизни студентов. Составляющие здорового образа жизни. Способы психологической разгрузки.

презентация [7,5 M], добавлен 05.02.2016

Проблема здоровья человека — важнейшая из фундаментальных проблем. Человеческое здоровье и продолжительность жизни. Труд, как основа создания материальных и духовных ценностей. Образ жизни и ее зависимость от профессии, которую приобрел человек.

реферат [51,0 K], добавлен 05.06.2008

Понятие здорового образа жизни. Проблемы формирования здоровья и здорового образа жизни. Формирование положительного отношения к здоровому образу жизни человека. Роль физических упражнений в формировании здорового образа жизни и укреплении здоровья.

реферат [38,0 K], добавлен 14.11.2014

Характеристика здорового образа жизни как системы разумного поведения человека фундаменте нравственно-религиозных и национальных традициях. История здорового образа жизни в России и основные правила его реализации. Основные правила здорового питания.

презентация [1,0 M], добавлен 25.10.2011

Источник

Здоровье человека важное качество жизнедеятельности

Здоровье человека в континууме его жизни является одним из ведущих факторов, определяющих уровень благосостояния граждан, семьи, общества, а также конкурентоспособность, обороноспособность страны в перспективе ее поступательного развития и выживания в глобальном историческом аспекте [4]. Поэтому сохранение и увеличение потенциала здоровья человека и всего населения страны является приоритетной задачей государства, системы здравоохранения и всех других сфер и секторов общества в целом. В медицине и здравоохранении предложено и обсуждается большое число определений «здоровье». По мере накопления научных биологических и медицинских знаний о здоровье человека, психологии личности, социологии медицины, общественном сознании возникает необходимость развития и наполнения новым содержанием понятия «здоровье».

Целью данного исследования явилось обоснование сущности нового понятия –качество здоровья и критериев его классификационной оценки.

Понятие качество здоровья. Познание сущности здоровья человека, популяции, общества происходит посредством развития системы понятий, фундаментальная роль в которой нами отводится категории качества. Качество рассматривается как основополагающая категория в учении о сущности индивидуального и популяционного здоровья. Решающее влияние на выбор исследования качества здоровья как предмета и объекта новой научной дисциплины оказала позиция И.А. Ильина: «Верим и знаем: придет час, и Россия восстанет из распада и унижения и начнет эпоху нового расцвета и величия. Но возродится она и расцветет лишь после того, как русские люди поймут, что спасение надо искать в качестве». Эти слова прозвучали как набат в статье И.А. Ильина «Спасение в качестве», опубликованной в «Русском колоколе» (1928, № 4). Актуальность данного научного направления в медицине обозначена А.В. Решетниковым, который полагает, что полнота и интенсивность жизнедеятельности человека находятся в непосредственной зависимости от «качества» здоровья [6].

Понятие качество использовано нами при разработке гуманитарной модели управления системой здравоохранения [3] и создании единой интегрированной классификации групп качества здоровья [4] .

Методологическим инструментом развития теоретических и практических основ новой научной дисциплины «качество здоровья» человека явилась философская система взглядов Г. Гегеля о бытии, которая содержит в себе три ступени: качество, количество и мера [1]. «Качество есть тождественная с бытием определенность, так что нечто перестает быть тем, что оно есть, когда теряет свое качество. Количество есть, напротив, внешняя бытию, безразличная для него определенность. Третья ступень бытия, мера, есть единство первых двух, качественное количество. Все вещи имеют свою меру, т. е. количественную определенность, и для них безразлично, будут ли они более или менее велики, но вместе с тем это безразличие имеет также свой предел, при нарушении которого (при дальнейшем увеличении или уменьшении) вещи перестают быть тем, чем они были. Мера служит отправным пунктом перехода ко второй главной сфере идеи – к сущности» [1, с. 216].

Принцип Гегеля квалификации (качественная определенность) и квантификации (количественная характеристика квалификации) предметов и явлений выполняет особо важную функцию при обосновании понятия качество здоровья у детей, подростков и взрослых с сочетанной патологией (полипатиями), обусловленной хроническими неинфекционными заболеваниями (ХНИЗ), факторами риска ХНИЗ и полипатий [3].

Читайте также:  Охрана здоровья для детей 2 3 лет

В литературе рассматривается большое число определений «состояние здоровья», в то же время не уделяется внимание его качеству. При формулировании определения «качество здоровья» нами учитывалось содержание официальных определений состояния здоровья. Наиболее полным и универсальным определением здоровья в настоящее время следует признать вариант, принятый Европейским региональным бюро Всемирной организации здравоохранения (ЕРБ ВОЗ), где здоровье (health) рассматривается как состояние полного физического, психического (mental) и социального благополучия, а не только отсутствие болезни (disease) или немощи, недостаточности (infirmity) [10].

ЕРБ ВОЗ рекомендует использовать также понятие «статус здоровья» (healthstatus), под которым понимается состояние здоровья человека, группы людей или популяции, оцененное посредством ссылок на общую заболеваемость, заболеваемость от конкретных заболеваний, повреждений, антропоморфологических измерений и смертности, а также индикаторов функционального состояния и качества жизни [10]. В приведенных определениях здоровья и статуса здоровья использованы такие термины, как «благополучие» и «состояние», толкование которых не дано в цитируемых источниках, что затрудняет их однозначное понимание.

В Федеральном законе от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в пункте 1 статьи 2 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» дается следующее определение: «1) здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма». В статье 2, пункте 17 настоящего закона, дается следующее толкование термина «состояние»: состояние – изменения организма, возникающие в связи с воздействием патогенных и (или) физиологических факторов и требующие оказания медицинской помощи». Такое определение понятия «состояние» находится в противоречии с определением «здоровье» в пункте 1, статьи 2 настоящего Федерального закона, в котором также употреблен термин состояние, несущий другую смысловую нагрузку.

На наш взгляд, термин «состояние» логично использовать для оценки здоровья человека в краткосрочной перспективе при острых заболеваниях или обострениях ХНИЗ. Для комплексной оценки здоровья человека в целом в соответствии с приведенными выше аргументами целесообразно использование термина «качество».

Таким образом, в приведенных официальных документах отсутствует понятие «качество здоровья» человека и общества как ключевая ценность. Необходимо создать измеримые, воспроизводимые, сопоставимые характеристики и критерии оценки качества здоровья человека и населения, которые углубляют и расширяют понимание сущности здоровья, отвечающие интересам личности и общества.

Нами предлагается следующее определение: качество здоровья человека означает полное ментальное, физическое здоровье, благополучие и безопасность среды обитания, не создающей риски для здоровья, а также отсутствие заболеваний, повреждений, структурно-функциональных расстройств органов и систем организма, снижающих его адаптацию, трудоспособность, качество и продолжительность жизни. Данное определение «качество здоровья» содержит три блока взаимодействующих компонентов: 1) ментальное и физическое здоровье; 2) здоровая безопасная среда обитания, включающая социум, экономику, экологию; 3) медико-биологический статус. Каждый из компонентов понятия «качество здоровья» подлежит квалификации и квантификации на основе системного анализа.

Принципиальное отличие понятия качество здоровья от приведенных выше официальных определений заключается в использовании категории «качество» вместо категории «состояние» здоровья, во включении новой приоритетной категории «ментальное здоровье» вместо «психическое», а также в замене категории «социальное благополучие» на категорию «благополучие и безопасность среды обитания».

Понятие «ментальное здоровье». В науке о качестве здоровья человека нами обоснована необходимость развития направления, стержнем которого является представление о ментальном здоровье [2, 3]. Ментальное здоровье – это более совершенная и тонкая ткань умственных способностей и личности человека, определяющая его интеллектуальное, когнитивное, психологическое, нравственное, духовное развитие, вероисповедание, его мировоззрение, образование, культуру, поведение и образ жизни. Наше толкование данного термина созвучно с определением и пониманием ментального здоровья (Definition of Mental Health), изложенного в документе Департамента здоровья и служб человека США «Healthypeople 2010». Американские ученые считают, что «ментальное здоровье», которое обычно воспринимается как отсутствие психических заболеваний, является более широким понятием. Оно включает в себя состояние успешного функционирования мозга, в результате которого осуществляется продуктивная деятельность, выполняются взаимосвязи и взаимодействия, а также способность адаптироваться к изменениям и справляться с невзгодами и несчастьями. Ментальное здоровье является необходимым условием для личного и семейного благополучия и благосостояния, межличностных отношений и сотрудничества в обществе. Вместе с тем следует отметить, что в толковании и оценке понятия ментальное здоровье американскими учеными доминирует медицинский подход, что нашло свое отражение в отнесении к ментальному здоровью как его индикатора показателя распространенности депрессивных расстройств и частоты приема антидепрессивных лекарств. Этот важный показатель относится к медико-биологической характеристике патологических нарушений качества здоровья.

По нашему мнению, ментальное здоровье – это основной интеллектуальный человеческий капитал, понимание сущности которого должно занять особое место в науках о человеке. Понятие ментальное здоровье выходит за рамки общей, социальной, медицинской и прикладной психологии, а также психиатрии и психосоматической медицины [2, З]. Синтез данных компонентов означает появление новых интегративных качеств, к числу которых относятся ментальность человека и менталитет нации. Эти понятия не эквивалентны понятиям личность или социальная психология соответственно. При этом следует подчеркнуть, что наука о ментальном здоровье не сводится только к общепринятым представлениям о менталитете человека и нации. Она является междисциплинарной синтетической наукой.

Читайте также:  Наше здоровье зависит от здоровья земли

Представления о психическом здоровье, предметом и задачей которого является психиатрия и психология, строятся обычно на негативной основе. Если нет психических заболеваний и расстройств, человек вменяем и не нуждается в компетенции психиатра, с точки зрения наблюдения и лечения у него, то он признается психически здоровым. Он может учиться в обычной школе, ВУЗе, служить в армии, носить оружие, садиться за руль автомобиля, самолета, вертолета и выполнять другие социальные функции. При этом он нередко становится причиной и виновником гибели людей, включая массовую, вследствие некомпетентности, мировоззрения насилия, равнодушия и т.д.

Что касается критериев и показателей ментального здоровья, то из их множества фундаментальное значение имеют духовность, мировоззрение сотрудничества, уровень образования, культура, компетенция. Делает ли человек добро или творит зло, обладает ли мастерством, креативностью в своей профессии, является лиактивным противником насилия, коррупции. Еще Д.И. Писарев отмечал: «А разве человек, испорченный в нравственном отношении, – не больной?» Это простые ориентиры для качественной и количественной оценки ментального здоровья. Основополагающий принцип медицины «не вреди» своему здоровью и здоровью окружающих тебя людей, а также благополучию среды обитания приобретает еще большую значимость в аспекте оценки качества ментального здоровья. В сообществе людей сформировано общественное сознание, такие специфические и свойственные только людям организованные и управляемые институты, как государство, страна, право, труд, образование, наука, экономика, культура и т.д. В эффективном управлении данными институтами ключевая роль отводится нами ментальному здоровью. Ментальное здоровье человека и менталитет нации формируют качество популяционного здоровья [2, 3]. В свое время громадная территория России с суровыми климатогеографическими условиями благодаря естественному отбору была заселена мужественными, сильными духом и крепким здоровьем людьми, талантливым и трудолюбивым народом, который образовал прочный генофонд, обеспечивающий воспроизводство здоровых людей как главный ресурс страны в самых тяжелых социально-экономических условиях (войны, революции, экономические кризисы, природные катаклизмы). Высказанное положение носит гипотетический характер.

Понятие физическое здоровье. Качество функционирования мозга в целом и прежде всего структур высшей нервной деятельности в аспекте ментального здоровья определяет качество физического здоровья. Под физическим здоровьем мы понимаем систему организма человека, относящуюся к скелетной мускулатуре, мышцам, двигательная активность которых относится к категории управляемых произвольных движений в отличие от систем гладкой мускулатуры. Ментальное здоровье и физическое здоровье в своем развитии и качестве функционирования неразрывно связаны и взаимодействуют в рамках системы двигательной активности. Движение, труд, физкультура, спорт, танцы, плавание и т.д. обеспечиваются единой психомоторной системой, понятие о которой было развито отечественными великими учеными И.М. Сеченовым и И.П. Павловым. Двигательная идиомоторная активность оказывает существенное влияние на развитие мозга, а мозг, в свою очередь, на качество двигательной активности. Поэтому физическое здоровье является важным компонентом качества здоровья в целом. Иногда физическое здоровье трактуется в более широком смысле и отождествляется с соматическим, что вносит элемент неопределенности в понимание сущности физического здоровья. Физическое здоровье и активность определяются тремя основными характеристиками – скорость, сила и выносливость, а также зависят от качества обмена структурным веществом (белки и др.), энергией и информацией. В улучшении и совершенствовании физического здоровья решающее значение имеет ментальное здоровье. Ярким примером этого являются успехи параолимпийцев.

Классификация качества здоровья. Для целостной медико-биопсихологической и социологической характеристики качества здоровья человека и популяции необходимо разработать и совершенствовать классификацию, отвечающую следующим принципам [4]:

а) применимость во все возрастные периоды у детей, подростков и взрослых обоего пола; б) доступность выявления, измерения и стандартной оценки основных поведенческих и биологических факторов риска (ФР) ХНИЗ; в) доклиническая и ранняя клиническая диагностика структурно-функциональных расстройств и морфологических нарушений; г) обеспечение качественной доклинической и ранней клинической поэтапной диагностики нозологических форм заболеваний с учетом стадии заболевания (принцип квалификации) и степени тяжести функциональных и морфологических нарушений (принцип квантификации); д) квалификация и квантификация сочетанной патологии (моно-, би- и полипатии); е) квалификация и квантификация состояния трудоспособности и адаптивных способностей организма человека; ж) осуществление профилактического континуума укрепления качества здоровья и профилактики ХНИЗ (первичная, вторичная, третичная) в зависимости от качества здоровья риска и угрозы развития заболеваний и повреждений от внешних причин (травмы, насилие). Данным принципам отвечает предложенная нами «Единая интегрированная классификация групп качества здоровья детей и взрослых» (таблица) [4]. В данной классификации сохранено выделение пяти групп состояния здоровья (I, II, III, IV, V), предложенных А.Г. Марченко в 1976 г. для комплексной оценки состояния здоровья взрослых и детей [5]. Широкое распространение классификация А.Г. Марченко получила в педиатрии и промышленной медицине для оценки состояния здоровья по результатам профилактических осмотров. Существенное отличие разработанной нами классификации качества здоровья заключается в базисных принципах, перечисленных выше, а также в выявлении, измерении и оценке ФР ХНИЗ, структурно-функциональных, морфологических нарушений и ХНИЗ на основе принципа квалификации и квантификации.

Единая интегрированная классификация групп качества здоровья

Источник

Adblock
detector