Статьи на Окулус
Всего статей — 377, авторов — 134
Статьи, книги, материалы форума Окулуса
Интерпретационные тексты, статьи, справочные пособия.
Гороскопы и прогнозы астрологов сайта и статьи, которые нам присылают наши коллеги.
Искусство реализации своего потенциала в соответствии с космическими ритмами, ключ к взаимопониманию с окружающими.
Взаимосвязь астрологии, человека и таинственного мира минералов. «Симпатия» камней и соответствующих знаков Зодиака.
У истоков Веры. Философия звездных ритмов. Путь к синтезу.
Самое приятное — сочетать пользу с удовольствием. Здесь вы найдете и то, и другое.
Традиционные направления, трансперсональная психология, йога, НЛП.
Пособия и психотехники для тех, кто хочет быстро добиться результатов в личной и профессиональной жизни. Тесты.
Воспитание, коррекция, тесты, развивающие методики
Древнее восточное учение о взаимосвязи человека и окружающего мира. Элемент года рождения, число Гуа, благоприятные и неблагоприятные личные направления.
Статьи о сновидениях. Типы и характеры. Опыт анализа и толкования сновидений.
Эзотерика и интересное из любой области.
Таро как инструмент познания мира. Архетипы Арканов. Мифология.
Альтернативное направление медицины и искусство практической магии. Способ изменять природу, повинуясь ей. Лечение по принципу подобия.
Знаки и фигуры на руке, чакры рук, хиромантия и судьба, хиромантия взаимоотношений
Тайны растительного мира, таро цветов, фитотерапия, гороскопы садоводов
В разделах Статей «Окулуса» используются авторские материалы, статьи, присланные нам авторами для размещения на «Окулусе» и материалы, свободно представленные в интернете. Использование авторских материалов с сайта «Окулус» возможно только с письменного разрешения авторов. Если Вы являетесь автором свободно представленных в интернете материалов и возражаете против их размещения на «Окулусе», напишите нам — мы готовы к взаимовыгодному сотрудничеству.
Источник
Здоровье и его механизмы с позиций системного подхода
Чтобы понять систему, следует рассматривать как внутренние, так и внешние аспекты ее функционирования. Внутреннее состояние человека может быть оценено по степени гармоничности системы, то есть внутрисистемного порядка.
Но как соотносится внутреннее и внешнее функционирование системы? Носителем этой связи является прежде всего энергия, выделяемая системой для поддержания своей упорядоченности и осуществления биологических и социальных функций. О связи энергетичности биосистемы и ее жизнеспособности писал еще в 1922 г. В.И. Вернадский.
Предболезнь и болезнь характеризуются частичным нарушением внутрисистемного порядка, гармоничности системы, сопровождающимся подавлением жизнепроявлений. Полного хаоса в биосистеме никогда не бывает, так как она погибает раньше, чем будет полностью разрушена ее упорядоченность.
Точнее всего состояние системы можно оценить по конечному результату ее действия, по выходу. На выходе системы выявляется прежде всего энергия, за счет которой осуществляется воздействие на окружающую среду. Количество этой энергии коррелирует с жизнеспособностью, с которой, в свою очередь, связано понятие индивидуального здоровья. Кроме того, энергетический потенциал является интегральным показателем системы, его можно градуировать и отразить в уровнях здоровья. Что касается показателей пластического состояния системы, то они могут быть положены в основу оценки формирования организма, но, будучи инертными, не могут отражать быстро меняющуюся динамику здоровья.
Под валеогенезом (саногенезом) понимают происхождение здоровья (лат. sanus — здоровый; греч. genesis — происхождение). Механизмы валеогенеза, согласно современным представлениям, — это автоматические механизмы самоорганизации человека, обеспечивающие формирование, сохранение и укрепление здоровья. За счет самоорганизации живое существо поддерживает свою упорядоченность, препятствует разрушению. Эти механизмы работают постоянно — и в состоянии здоровья и при болезни. Происходит здоровье, во-первых, из правильного формирования системы на ранних этапах жизни; во-вторых, из продолжающегося постоянного правильного формирования (поддержания, укрепления, восстановления) здоровья уже во взрослом состоянии.
Механизмы валеогенеза обеспечивают поддержание регуляторного, энергетического и структурного гомеостаза. Гомеостаз при этом понимается как состояние динамического равновесия внутри организма. Однако по отношению к окружающей среде любая живая система, как известно, всегда является неравновесной. Это есть универсальное свойство живого. Механизмы самоорганизации обеспечивают динамическую устойчивость системы, то есть сохранение себя в движении, в процессе обмена с окружающей средой.
Валеогенетическую активность, лабильность и запас прочности валеогенетических механизмов можно оценивать по характеру отклонения регуляторных параметров под влиянием физиологических и патологических нагрузок и возвращения их к исходным величинам. Чем шире размах функционирования этих механизмов (с последующим своевременным возвращением их к исходному состоянию), тем выше способность сохранить свое здоровье, выше уровень здоровья. Поэтому одним из подходов к оценке состояния физического здоровья является использование функциональных нагрузок. Аналогичные подходы могут быть справедливы и для психического уровня.
На соматическом уровне наиболее изученными механизмами валеогенеза являются регенерация, физическая адаптация и компенсация.
Для понимания развития состояний, переходных между здоровьем и болезнью, остановимся подробнее на механизме компенсации.
Компенсация — это замещение недостаточной, утраченной или ослабленной функции за счет дополнительных таких же, либо аналогичных параллельных механизмов. Известно, что в организме большинство функций многократно подстраховано и недостаточность какой-либо из них может быть компенсирована за счет расширения объема данной функции (в пределах нормы генетической реакции), либо активизации аналогичных функций, способных осуществить частичное замещение. Организация компенсаторной реакции происходит на уровне структурной организации, более высоком, чем тот, на котором возникло нарушение.
Для развернутой картины болезни характерны признаки декомпенсации на организменном уровне. На психическом уровне также известен ряд компенсаторных реакций (например, механизм вытеснения психотравмирующей ситуации в подсознание, сублимация, регрессия), позволяющих человеку оставаться адекватным к окружающей среде. Задача валеолога — остановить развивающийся патологический процесс на ранних этапах его компенсации.
В силу целостности человека механизмы валеогенеза соматического и психического уровня взаимодействуют, связаны, причем ведущим при этом является психический план. Так называемый зов жизни, воля к жизни извлекает функциональные резервы системы, повышает ее устойчивость, способствует ее самоорганизации.
С механизмами самоорганизации живой системы тесно связана ее неосознаваемая и осознаваемая деятельность, направленная на оптимизацию обмена с окружающей средой, — питания, дыхания, движения, психического и биоэнергетического обмена.
Очевидно, что механизмы здоровья как механизмы самоорганизации постоянно действуют в организме как в условиях здоровья, так и при болезни, обеспечивая выздоровление. Активность этих механизмов можно поддерживать, активизировать, направлять, тренировать, создавать условия для ее проявления, и это составляет суть работы валеолога.
Вопросы для самоконтроля
В чём заключается феномен человека? Каковы принципы его организации с позиций системного подхода?
Каковы основные особенности человека как биосистемы?
Охарактеризуйте энергетический потенциал как интегральный показатель состояния живой системы.
Что такое валеогенез (саногенез)?
Каковы основные механизмы валеогенеза, их роль в условиях здоровья и болезни?
Источник
Здоровье человека системный подход нормальная физиология человека
В ряду приоритетных ценностей человека здоровью отводится первостепенное значение, а по своей актуальности эта проблема считается одной из сложнейших в современной науке. Тем не менее, изучение феномена здоровья позволяет сформулировать ряд аксиоматических положений:
— в абсолютном смысле здоровья не существует; абсолютное здоровье — идеал;
— каждый человек здоров условно, ибо ни один человек не бывает вполне здоровым на протяжении всей жизни;
— каждый человек может быть здоров лишь в определенных условиях, поскольку есть подходящие и не подходящие жизненные условия для конкретного человека. Условия, нормальные для одного человека, могут быть совершенно неподходящими для другого.
При всей важности понятия здоровья его однозначное определение до сих пор остается проблематичным. Число попыток решить эту задачу значительно, но решение, которое устроило бы всех, пока не найдено. Очевидно, причина кроется в том, что данная категория обладает сложной интегративной природой и требует комплексных научных исследований.
Самостоятельным вопросом проблемы здоровья является классификация и анализ уже предложенных определений. В этой связи привлекает внимание работа П.И. Калью [4], в которой представлено около 80 дефиниций здоровья, предложенных представителями разных научных школ и направлений. Собранный П.И. Калью перечень является далеко не полным, но даже он поражает многообразием трактовок и разнородностью признаков, использованных при выявлении сущностных характеристик данного понятия.
Опираясь на выводы, сделанные П.И. Калью, мы обозначили те определения здоровья, которые доминируют:
1) нормальная функция организма на всех уровнях его организации (от генетических до организменных структур); нормальное протекание физиологических и биохимических процессов, способствующих индивидуальному выживанию и воспроизводству.
2) динамическое равновесие организма и его функций с окружающей средой.
3) способность к полноценному выполнению основных социальных функций, участие в социальной деятельности и общественно полезном труде.
4) способность организма приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде, способность поддерживать постоянство внутренней среды организма, обеспечивая нормальную и разностороннюю жизнедеятельность, сохранение живого начала в организме.
5) отсутствие болезни, болезненных состояний, болезненных изменений.
6) полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие, гармоническое развитие физических и духовных сил.
Изучение сущностных признаков здоровья, используемых разными авторами, показывает, что все определения можно представить несколькими моделями:
— медицинская модель — предполагает такое определение, которое содержит лишь медицинские признаки и характеристики здоровья (отсутствие болезней и их симптомов);
— биомедицинская модель — рассматривает здоровье как отсутствие у человека органических нарушений и субъективных ощущений нездоровья;
— биосоциальная модель — в понятие здоровья включаются биологические и социальные признаки, рассматриваемые в единстве, но при этом последним отдается предпочтение;
— ценностно-социальная модель — здоровье рассматривается как ценность, необходимая предпосылка для полноценной жизни, удовлетворения духовных и материальных потребностей, участие в труде и социальной жизни.
Заметим, что в определении понятия здоровья в одном случае акцентируется внимание на его состоянии, в другом — здоровье рассматривается как динамический процесс, в третьем — причастность здоровья к какой-то одной категории не абсолютизируется. В этой связи наиболее приемлемым можно признать определение здоровья, даваемое В.П.Казначеевым [3]. Ученый считает, что здоровье индивида есть динамическое состояние, процесс сохранения и развития его биологических, физиологических и психических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни.
В ХХ в. одной из характерных черт научного познания стало системное мышление. Большое влияние на становление системной теории оказали труды не только философов, но и психологов — Б.Г.Ананьева, М.Я.Басова, В.М.Бехтерева, А.Ф.Лазурского, Б.Ф.Ломова, В.Н.Мясищева и др. Среди авторских точек зрения на идею системности в рассмотрении человека особой конструктивностью отличается позиция Б.Ф.Ломова, согласно которой человек — это сложная живая система, жизнедеятельность которой обеспечивается на разных уровнях функционирования — биологическом, психологическом и социальном. На каждом из них здоровье человека имеет особенности своего проявления. На биологическом уровне под здоровьем понимается динамическое равновесие всех внутренних органов и их адекватное реагирование на влияние окружающей среды (У.Кэннон, А.А.Маркосян, Н.И.Пирогов, Г.Спенсер, А.Тхакер и др.). Представления о сущности здоровья на психологическом уровне пока еще далеки от желаемой ясности, однако на данном уровне вопросы здоровья так или иначе связаны с личностным контекстом рассмотрения, в рамках которого человек предстает как психическое целое (Б.В.Зейгарник, С.С.Корсаков, А.Ф.Лазурский, Б.Перэ, Л.Л.Рохлин и др.). Переход от психологического к социальному уровню довольно условен. По мнению Б.Ф.Ломова [5], психологические свойства личности вне системы общественных отношений, в которую эта личность включена, просто не существует. Иначе говоря, человек предстает на этом уровне прежде всего как существо общественное и, соответственно, здесь на передний план выходят вопросы влияния социума на здоровье личности. Разумеется, на психическое здоровье оказывают влияние разнообразные социальные связи. При этом последствия воздействий могут иметь как негативный, так и позитивный характер. Только люди со здоровой психикой обычно чувствуют себя активными участниками социальной системы.
Понимание природы воздействия разнообразных факторов на состояние здоровья и болезни на вышеуказанных уровнях представляет собой непростую задачу. Но еще более сложным является раскрытие взаимосвязи этих уровней, что особенно важно с позиции системного подхода.
Человеческий организм — сложнейшая система, состоящая из огромного числа образующих ее компонентов и форм связей между ними. В таких условиях вероятность отклонения от нормы в функционировании присущих организму механизмов различной природы вполне реальная. При этом эти отклонения могут носить преходящий характер либо протекать не столь интенсивно, чтобы можно было говорить о выраженном и опасном развитии болезнетворного процесса. За счет внутренних ресурсов, адаптационных и компенсаторных возможностей организма появляющиеся в нем патологические изменения могут не достигать критического значения, и потому не скажутся на его работоспособности. В таком случае принято говорить о практически здоровом человеке. Однако отсутствие объективных признаков нарушения здоровья еще не свидетельствует о безболезненном состоянии организма.
По мнению специалистов, около 80% всех заболеваний берет начало в психической дисгармонии [1]. Абсолютно здоровые, совершенно свободные от каких-либо психических нарушений люди составляют сегодня не более 35% населения. Поэтому содействие человеку в достижении гармонии психического и телесного здоровья — одна из главных задач психологии здоровья. В то же время следует иметь в виду, что не все нарушения, связанные с психологическим уровнем, могут квалифицироваться как наступление болезни. У психически здоровых лиц следует различать те или иные предболезненные состояния, которые могут проявляться как дезадаптации. В таком состоянии вероятность заболевания повышается, но это вовсе не означает, что предболезнь следует отождествлять с самой болезнью. Скорее, это одна из степеней здоровья, и потому прямое отождествление ее с болезнью недопустимо.
Проведенные к настоящему времени исследования показали, что свойства личности являются важнейшим фактором, влияющим на здоровье. В психологии под личностью чаще всего понимается некое ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и сообщающие его поведению необходимую последовательность и устойчивость. Чем более гармонично соединены все существенные свойства, составляющие личность, тем более она устойчива, уравновешена и способна противодействовать влияниям, стремящимся нарушить ее целостность, а значит, здорова. Иначе говоря, здоровая личность психически устойчива.
Б.С. Братусь [2] предлагает рассматривать психическое здоровье не как однородное образование, а как имеющее сложное уровневое строение. По его мнению, высший уровень психического здоровья — личностно-смысловой, то есть уровень личностного здоровья, который определяется качеством смысловых отношений человека. Второй уровень — уровень индивидуально-психологического здоровья, оценка которого зависит от способностей человека построить адекватные способы реализации смысловых устремлений. Третий уровень — уровень психофизиологического здоровья, который определяется особенностями внутренней нейрофизиологической организации аспектов психической деятельности. Как считает автор, каждый из названных уровней, имея свои критерии протекания, должен иметь и особые закономерности этого протекания. Так, первый уровень обусловлен биологическими характеристиками, а второй и третий — социальными условиями.
Рассматривая личность как биосоциальный организм, А.Ф.Лазурский подчеркивал в качестве ее главной основы нервно-психическую организацию.
Дж. Энгель предложил биопсихосоциальную модель, основанную на системном подходе к функционированию индивида не только на биологическом, но и личностно-психологическом уровне, где реализуются социальные связи с людьми, входящими в непосредственное социальное окружение.
Если здоровье рассматривать через призму жизнедеятельности человека, то болезнь, как правило, угрожает лицам со следующими личностно-психологическими особенностями:
— решительным, активным, но при этом чрезвычайно честолюбивым, чрезмерно и напряженно работающим, отличающимся повышенным чувством ответственности, долга, высоко требовательным к себе лицам;
— педантичным, прямолинейным, бескомпромиссным, болезненно реагирующим на оценку себя со стороны окружающих;
— предрасположенным к «застреванию» на отрицательных эмоциях, самобичеванию, скрытым, подавляющим эмоции;
— трудно приспосабливающимся к быстро изменяющимся условиям жизни, нестойким в отношении неприятностей, неудач, агрессии со стороны других, крайне ранимым, тревожным и мнительным.
Таким образом, понятие здоровья тесно связано с индивидуально-психологическими характеристиками человека.
А.Адлер, один из основателей холистической (целостной) системы индивидуальной психологии, рассматривал здорового человека как интегративную целостность в рамках социальной системы. Целостность, по А.Адлеру, это единство индивидуального стиля жизни, социального интереса и направленности поведения к цели. Психологический рост — это движение от центрированности на себе и целях личного превосходства к задачам конструктивного овладения средой и социально полезного развития. Путь к здоровью — это конструктивное стремление к совершенству и сильное общественное чувство.
Здоровье является одним из условий эффективной профессиональной деятельности современного человека. Оно составляет главную, относительно неспецифическую динамическую основу продуктивности всех аспектов труда и общего благополучия человека.
- Ананьев В.А. Психология здоровья — новая отрасль человекознания.- СПб., 1996.
- Братусь Б.С. Психология личности.- М., 2000.-С. 398-400.
- Казначеев В.П. Очерки теории и практики экологии человека.- М., 1983.
- Калью П.И. Сущностная характеристика понятия «здоровье» и некоторые вопросы перестройки здравоохранения: обзорная информация.- М., 1988.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.- М.,1984.
Источник