10.Синтаксический анализ. Прочитайте текст. (1)3доровье человека – самое ценное его достояние. (2)Однако, к сожалению, слишком часто многие разрушают своё здоровье, наносят ему непоправимый вред. (3)Нередко о здоровье начинают думать тогда, когда оно уже значительно подорвано и восстановить его трудно или уже невозможно. (4)А ведь согласно современным научным представлениям человек может жить, сохраняя работо и здоровье, до 100-150 лет. (5)Важнейшим условием сохранения здоровья является правильная организация жизни.
Какие из перечисленных утверждений являются верными. Укажите номера ответов.
1) В предложении 1 сказуемое составное именное.
2) В предложении 2 две грамматические основы.
3) Предложение 3 сложносочинённое с однородным подчинением придаточных.
4) В предложении 4 содержится обособленное распространённое определение.
5) В предложении 5 грамматическая основа – условием является организация.
Ответы
земля-планета растений и животных не в меньшой степени, чем планета людей. и все, что мы делаем на земле, затригивает прямо или косвенно всю планетарную систему жизни. систему, за счёт которой мы существуем и главным врагом которой являемся.
снова (2): приставка с, корень нов, суффикс а, основа снова, окончания нет
снова — новый + с + а (способ образования — приставочно-суффиксальный)
доставшиеся(3) (часы) — причастие, обозначает признак по действию, отвечает на вопрос какие?
пост. признаки: действительное, соверш. вид, прош. время, возвратное
непост. признаки: во мн.ч., рода нет, в им. п.
синтаксическая роль: часы (какие? ) доставшиеся (определение)
тёмно-жёлтый маятник проделывает диковинные номера, и отец гири: две большие и одну маленькую.
тёмно-жёлтый (какой? определение, выраж прилагательным, подчёркиваем волнистой линией) маятник (что? подлежащее, выраж сущ., подчёркиваем 1 чертой) проделывает (что делает? сказуемое, выраж глаголом, подчёркиваем 2 чертами) диковинные (какие? определение, выраж прилагательным, подчёркиваем волнистой линией) номера (что? дополнение, выраж сущ., подчёркиваем тире) , и (союз, берём в кружок) отец (кто? подлежащее, выраж сущ., подчёркиваем 1 чертой) (что делает? сказуемое, выраж глаголом, подчёркиваем 2 чертами) гири (что? дополнение, выраж сущ., подчёркиваем тире) : две большие и одну маленькую.
1. это предложение
2. по цели высказывания — повествовательное
3. по интонации — невосклицательное
4. сложное, состоит из 2 простых предложений
схема: [ ] , и [ ] ссп
разбор первого простого предложения (тёмно-жёлтый маятник проделывает диковинные номера):
1. двусоставное (есть подлежащее и сказуемое)
разбор второго простого предложения (отец гири: две большие и одну маленькую):
1. двусоставное (есть подлежащее и сказуемое)
3. осложнено обобщающим словом (гири) и однородными членами)
1. в течение долгих лет олег вспоминал школьных друзей.
2. ученик отсутствовал на уроке вследствие недомогания.
2. у канатоходцев опасные трюки, но и дрессировщики тоже рискуют.
3. чтобы победить в конкурсе, мы ежедневно репетировали свой номер.
нанесена, поняла, красивейший, расположив.
однородные члены предложения — это члены предложения, которые характеризуются следующими обязательными признаками: 1) являются одинаковыми членами предложения, 2) связаны между собой сочинительной связью (при сочинительных союзов и интонации или только интонационно) и 3) зависят от одного и того же слова или подчиняют его себе (одинаково «относятся» к одному и тому же члену предложения). однородными могут быть любые члены предложения (как главные, так и второстепенные) часто однородные члены предложения выражаются одной и той же частью речи, однако эта особенность не является для них обязательной. роль: в художественном стиле устраняют однообразное повторение одних и тех же слов, выступают как важнейшее средство подробного описания предметов, их свойств, а также различных явлений, процессов и т.п., в научном стиле при построении различных классификаций возможность исчерпывающему перечислению признаков, действий, свойственных описываемому предмету или явлению. в публицистической речи однородные члены не менее популярны, чем в научной и официально-деловой, причем к их смысловой функции здесь добавляется и эстетическая, так как журналисты обращаются к перечислению не только как к испытанному средствy стройного, логического изложения материала, но и как к яркому источнику речевой экспрессии. последнее сближает публицистическую речь с художественной.
3.находясь за рулём , в условиях ограниченой видимости , водителю рекомендуется включить противотуманные фары .
6. подавив мятеж гвардии , по указу царя , были повешены пятеро зачинщиков этого бунта .
Источник
ЕГЭ. Русский язык. Тест №76
ЕГЭ. Русский язык. Тест №76
Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ. Русский язык. Тест №76»
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1)Киноискусство — особый вид искусства, возникший на основе кинематографии. (2) литературного или театрального творчества киноискусство обладает свободным выбором плана, связанного с оптической природой киноизображения, и возможностью монтажа. (3)Богатство и разнообразие художественных средств киноискусства позволяют ему широко, в предельно конкретной, наглядной форме отображать действительность.
1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Кинематография послужила фундаментом для создания особого вида искусства — киноискусства, которое отличается от литературы.
2) Возможность монтажа, свободного выбора плана, широкого отображения действительности в предельно конкретной, наглядной форме делает киноискусство особым видом искусства.
3) Кинематография обладает богатством и разнообразием технических средств, которые позволяют ей с предельной точностью отображать действительность.
4) Богатство и разнообразие художественных средств, позволяющих киноискусству широко отображать действительность, делают его видом искусства, близким к литературному и театральному творчеству.
5) Киноискусство — это особый вид искусства, отличающийся возможностью монтажа, свободного выбора плана, широкого отображения действительности в предельно конкретной, наглядной форме.
2. Самостоятельно подберите производный предлог, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите этот предлог.
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СРЕДСТВО. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
Приём, способ действия для достижения чего-н. Простое с. Всеми средствами добиваться чего-н. Все средства хороши для кого-н. (ничем не брезгует кто-н. для достижения своих целей, успеха; неодобр.).
Орудие (предмет, совокупность приспособлений) для осуществления какой-н. деятельности. Средства передвижения. Средства защиты.
Лекарство, предмет, необходимый при лечении, а также предмет косметики. Лекарственные средства. С. от кашля. Перевязочные средства. Косметические средства.
Деньги, кредиты. Оборотные средства. Отпустить средства на что н.
Капитал, состояние. Человек со средствами. Жить не по средствам (тратя больше, чем позволяют доход, состояние).
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
сОгнутый послАла облегчИт лифтЫ заржАветь
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
1. Лекцию в музее читал ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ член Академии наук.
2. Гость осведомился у хозяина о НАЛИЧНОСТИ свободных номеров в гостинице.
3. Шутки Коли казались нам подчас ОБИДНЫМИ.
4. В течение ДЛИТЕЛЬНОГО времени команда готовилась к восхождению на гору.
5. Мама хранила БЛАГОДАРСТВЕННЫЕ письма из части сына.
6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
Ведущим лейтмотивом форума стало обсуждение возможности совмещения международной конкурентоспособности вузов с решением ими практических задач, стоящих перед страной.
7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
курсантских ПОГОНОВ
несколько ПЛАТЬЕВ
с ВОСЕМЬЮСТАМИ пятью
ЛЯГТЕ на пол
строгие ПРИГОВОРЫ
8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены.
А) ошибка в построении предложения с однородными членами
Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
В) ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом
Г) неправильное построение предложения с косвенной речью
Д) ошибка в употреблении имени числительного
1) Плохо выраженная мысль — это леность не только речевых усилий, а также
2) Дом находился в полутора часах езды, и мы, посовещавшись, решили выезжать
3) Благодаря уникального набора микро- и макроэлементов, аминокислот, лецитина,
перепелиные яйца с успехом используются в косметологии.
4) Спрятавшись за старый дом, находившийся на пустыре, всё было видно.
5) Для Пушкина Татьяна, одна из главных героинь «Евгения Онегина», является
идеалом русской женщины и образцом нравственной чистоты.
6) По утверждению К.И. Чуковского, главная цель детских писателей заключается в
том, чтобы какою угодно ценою воспитать в ребёнке человечность.
7) Владимир говорил, что «я именно тогда в старом русском городке, в Вологде,
увлёкся историей, именно тогда нашёл архивы деда и начал заниматься их
8) Пользуясь советами специалистов, я смог придумать собственное решение
9) Двое пар ботинок, стоящих у стены в прихожей, указывали на то, что кто-то уже
9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1. к..мпания, импр..визация, б..тарея
2.оз..риться, выск..чка, р..стовщик
3. опп..нент, д..скуссия, т..тальный
4. стр..жайший, приз..млённый, п..ровать
5. м..раж, при..ритет, ф..нтазия
10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1. под..тожить, дез..нформация, роз..ск
2. пр..словутый, пр..стижный, пр..чёска
3. из..ять, двух..ярусный, пред..явить
4. р..зыск, р..ссыпь, р..ссказни
5. во..певающий, чере..чур, не..держанный
11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1. повел..вать, участл..вый
2. выстра..вать, улыбч..вый
3. им..нной, мяч..к
4. ситц..вый, враж..ский
5. опрокид..вать, побесед..вать
12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1. оконч..шь, вид..мые
3. алч..щий, (они) гон..т
4. прополощ..шь, раскраш..нный
5. отрубл..нный, ожида..мый
13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
1. Я бросился к конторщику и, (НЕ)ПОМНЯ себя от волнения, вцепился рукой в его плечо.
2. При свете месяца я увидел, что глаза Олеси полны крупных (НЕ)ВЫЛИВШИХСЯ слёз.
3. Ярмола, (НЕ)ГЛЯДЯ на меня, тащил за узду лошадь.
4. Предчувствие (НЕ)ОБМАНУЛО меня.
5. Ещё (НЕ)СОГРЕТАЯ солнцем земля сияла мириадами росинок.
14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Я тебя (НЕ)ВСТРЕВОЖУ (НИ)ЧУТЬ.
Рецензия- жанр литературной критики, но в ТО(ЖЕ) время ее и жанр библиографии, (ПО)СКОЛЬКУ она возникла из библиографического описания книги.
Доброта для души ТО(ЖЕ), что здоровье для тела, она ТАК(ЖЕ) необходима человеку.
Когда (НА)ВСТРЕЧУ гостям вышел старик, я (ТОТ)ЧАС узнал его.
Она была благодарна ему (ЗА)ТО, что он (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ часа следил за вещами.
15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Тема женстве(1)ости в философском восприятии России традицио(2)а; она выразилась в работах славянофилов, была развита в концепциях философов Серебря(3)ого века.
16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1. Охотник шёл весь день и почти всю ночь и остановился отдохнуть в старом
и полуразрушенном зимовье.
2. И стар и млад весело отплясывали на городской площади.
3. Чтение её письма не только возбудило во мне разные чувства но и оскорбило.
4. Мрачный и неподвижный замок грозно и неприступно смотрел на пришельцев
5. На востоке тускло забрезжило и со всех сторон первые петухи закричали.
17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Дубровский(1) полагаясь на совершенное расстройство неприятеля (2) остановил своих(3) и заперся в крепости(4) приказав(5) подобрать раненых(6) удвоив кара-улы(7) и (8) не велев отлучаться.
18. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Наедине с тобою (1) брат (2)
Хотел бы я побыть:
На свете мало (3) говорят (4)
Мне остаётся жить!
Поедешь скоро ты домой:
Смотри ж . Да что? моей судьбой,
Сказать (5) по правде (6) очень
Никто не озабочен.
Отца и мать мою (7) едва ль
Застанешь ты в живых .
Признаться (8) право (9) было б жаль
Мне опечалить их . (М. Ю. Лермонтов)
19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
С самого начала июня (1) танковые соединения противника находились в центре внимания разведки (2) текущие донесения (3) которой (4) постоянно обсуждались на заседаниях генерального штаба.
20. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые
В любой роли талантливый актёр чувствует себя свободно и естественно (1) и (2) когда выражает на сцене характер своего героя (3) то он обычно доходит до полного ощущения (4) что он и есть тот самый герой.
21. Найдите предложения, в которых тиреставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложении.
(1)С древних времен человек стремился познать тайны своего существования и окружающей его природы. (2)Возникновение жизни, происхождение человека, се-крет долголетия — эти вопросы много веков волнуют нас. (3)Первые научные пред-ставления о строении и жизни человеческого организма появились в древности. (4) Потребовалось почти 23 столетия труда ученых, чтобы познать основные законы человеческого тела. (5)Человек — самое сложное явление живой природы.(6) Но и сегодня мы знаем далеко не все об организме человека. (7)Здоровье человека — самое ценное его достояние. (8) Часто люди растрачивают его и разрушают, наносят ему непоправимый вред.(9) Здоровье подорвано – начинают думать о нём.
Прочитайте текст и выполните задания 22-27
(1)В присутствии Лиды мать всегда робела и, разговаривая, тревожно поглядывала на нее, боясь сказать что-нибудь лишнее или неуместное; и никогда она не противоречила ей, а всегда соглашалась: правда, Лида, правда.
— (2)Нужно освободить людей от тяжкого физического труда, — сказал я. — (3)Нужно облегчить их ярмо, дать им передышку, чтобы они не всю свою жизнь проводили у печей, корыт и в поле, но имели бы также время подумать о душе, о боге, могли бы пошире проявить свои духовные способности. (4)Призвание всякого человека в духовной деятельности — в постоянном искании правды и смысла жизни. (5)Сделайте же для них ненужным грубый животный труд, дайте им почувствовать себя на свободе и тогда увидите, какая, в сущности, насмешка эти книжки и аптечки. (6)Раз человек сознает свое истинное призвание, то удовлетворять его могут только религия, науки, искусства, а не эти пустяки.
— (7)Освободить от труда! — усмехнулась Лида. —(8) Разве это возможно?
— (9)Да. (10)Возьмите на себя долю их труда. (11)Если бы все мы, городские и деревенские жители, все без исключения, согласились поделить между собою труд, который затрачивается вообще человечеством на удовлетворение физических потребностей, то на каждого из нас, быть может, пришлось бы не более двух-трех часов в день. (12)Представьте, что все мы, богатые и бедные, работаем только три часа в день, а остальное время у нас свободно. (13)Представьте еще, что мы, чтобы еще менее зависеть от своего тела и менее трудиться, изобретаем машины, заменяющие труд, мы стараемся сократить число наших потребностей до минимума. (14)Мы закаляем себя, наших детей, чтобы они не боялись голода, холода, и мы не дрожали бы постоянно за их здоровье, как дрожат Анна, Мавра и Пелагея. (15)Представьте, что мы не лечимся, не держим аптек, табачных фабрик, винокуренных заводов, — сколько свободного времени у нас остается в конце концов! (16)Все мы сообща отдаем этот досуг наукам и искусствам. (17)Как иногда мужики миром починяют дорогу, так и все мы сообща, миром, искали бы правды и смысла жизни, и — я уверен в этом — правда была бы открыта очень скоро, человек избавился бы от этого постоянного мучительного, угнетающего, страха смерти, и даже от самой смерти.
— (18)Вы, однако, себе противоречите, — сказала Лида. — (19) Вы говорите — наука, наука, а сами отрицаете грамотность.
— (20)Грамотность, когда человек имеет возможность читать только вывески на кабаках да изредка книжки, которых не понимает, — такая грамотность держится у нас со времен Рюрика, гоголевский Петрушка давно уже читает, между тем деревня, какая была при Рюрике, такая и осталась до сих пор. (21)Не грамотность нужна, а свобода для широкого проявления духовных способностей. (22)Нужны не школы, а университеты.
— (23)Вы и медицину отрицаете.
— (24)Да. (25)Она была бы нужна только для изучения болезней как явлений природы, а не для лечения их. (26)Если уж лечить, то не болезни, а причины их. (27)Устраните главную причину — физический труд — и тогда не будет болезней. (28)Не признаю я науки, которая лечит, — продолжал я возбужденно. — (29)Науки и искусства, когда они настоящие, стремятся не к временным, не к частным целям, а к вечному и общему, — они ищут правды и смысла жизни, ищут бога, душу, а когда их пристегивают к нуждам и злобам дня, к аптечкам и библиотечкам, то они только осложняют, загромождают жизнь. (30)У нас много медиков, фармацевтов, юристов, стало много грамотных, но совсем нет биологов, математиков, философов, поэтов. (31)Весь ум, вся душевная энергия ушли на удовлетворение временных, преходящих нужд. (32)У ученых, писателей и художников кипит работа, по их милости удобства жизни растут с каждым днем, потребности тела множатся, между тем до правды еще далеко, и человек по-прежнему остается самым хищным и самым нечистоплотным животным, и всё клонится к тому, чтобы человечество в своем большинстве выродилось и утеряло навсегда всякую жизнеспособность. (33)При таких условиях жизнь художника не имеет смысла, и чем он талантливее, тем страннее и непонятнее его роль, так как на поверку выходит, что работает он для забавы хищного нечистоплотного животного, поддерживая существующий порядок. (34)И я не хочу работать, и не буду… (35)Ничего не нужно, пусть земля провалится в тартарары!
— (36)Мисюська, выйди, — сказала Лида сестре, очевидно, находя мои слова вредными для такой молодой девушки.
*Антон Павлович Чехов (1860–1904 гг.) — выдающийся русский писатель, классик мировой литературы.
22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Лида считает возможным освобождение людей от труда.
2) Герой считает главной причиной болезней физический труд.
3) Мисюська активно принимала участие в беседе.
4) По мнению героя, университеты не так важны для человека, как школы.
5) Герой доказывает, что для человека важны поиски правды и смысла жизни.
23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложении 9 содержится ответ на вопрос‚ поставленный в предложении 8.
2) Предложение 1 содержит описание.
3) Предложение 28 продолжает мысль предложения 25.
4) В предложениях 7–8 представлено повествование.
5) В предложениях 4–6 представлено рассуждение.
24. Из предложения 35 выпишите фразеологизм.
25. Среди предложений 1–6 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи лексического повтора. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
26. «Высказывания героя особым образом воздействуют на читателя. Для достижения такого эффекта автором использованы следующие средства выразительности: прием (А)________ (предложения 2‚ 3) и синтаксические средства (Б)_______(предложения 15‚ 30), (В) ________(предложения 7, 15, 35), а также троп (Г) ________ (предложения 14, 17).
7) восклицательные предложения
9) ряды однородных членов
27. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения — не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Источник