Здоровье человека с позиции системного подхода
Объектом изучения в валеологии является человек здоровый и находящийся в «третьем состоянии», предметом изучения — его здоровье. Чтобы исследовать здоровье, необходимо понять феномен человека, принципы его организации. В древности существовали глубокие представления о человеке как целостном, его структуре, связях с миром.
К пониманию целостности человека можно приблизиться с помощью системного подхода. Система представляет собой совокупность элементов и связей между ними, функционирующих как единое целое и имеющих единую цель функционирования.
Человек — это система с пирамидальным принципом построения (так называемая пирамида Maslow). Вслед за древними греками в ней выделяют три уровня — низший, телесный (от греч. soma — тело), средний, психический (греч. psyche — душа), и вершину — духовный элемент (греч. nous — дух).
Пирамида имеет свои законы организации. Организация эта иерархична и определяющим, задающим режим деятельности всей системы элементом является вершина. Взаимоотношения между элементами внутри пирамиды подчинены законам гармонии, эти особенности системы обеспечивают ее динамическую устойчивость и возможность развития.
Человек является частью мира, он включен в него как одна из подсистем. В свою очередь внутри себя, в своей биологической структуре человек имеет так называемые мини-системы подобия, в которых отражен весь организм. Это радужная оболочка глаза, ушная раковина, кожа ладоней и ступней и т. д. По изменениям в этих структурах можно проводить диагностику состояния здоровья, а, воздействуя на них, — корректировать отклонения. Элементарной мини-системой подобия организма является каждая его клетка.
Каждый из трех уровней системы «человек» рассматривается как подсистема, организованная по тому же принципу, что и целая система. В этих подсистемах первого порядка, в свою очередь, выделяют подсистемы второго порядка и т. д. Подсистемы всех порядков функционируют в относительно автономных режимах, но при соблюдении принципов взаимосвязи и подчинения низшего уровня высшему. Принцип взаимосвязи проявляется как во взаимных влияниях различных подсистем, так и в наличии у них общих блоков, то есть во взаимоперекрещивании. Поэтому одна подсистема неизбежно вовлекает в работу другую и человек реагирует на воздействия как единое целое. Исследование человека как единого целого составляет принцип холизма (от лат. holos — целостный).
Как известно, системообразующим фактором является конечный результат, цель функционирования системы. Структура системы определяется целью, и изменение цели требует изменения структуры. Нарушения в структуре, естественно снижают вероятность достижения цели. Выделяют четыре базовые цели жизни человека. На соматическом уровне их две: выживание, то есть формирование и сохранение своей индивидуальной биологической структуры, и репродукция, обеспечивающая интересы вида, сохранение популяции. На психическом уровне человек стремится реализовать себя как личность, то есть прожить полноценную жизнь в обществе. В высшей сфере человек совершает внутренний путь психической трансформации, развивая альтруизм, пытаясь понять свое место в мире, пройти жизнь в согласии со своими индивидуальными наклонностями, то есть состояться как духовная индивидуальность. Предпочтение может отдаваться разным целям в зависимости от уровня развития индивида и обстоятельств его жизни.
Согласно структуре целей жизни человека определяются отдельные аспекты валеологии как науки: 1) индивидуальное физическое здоровье (диагностика, прогнозирование, формирование, сохранение и укрепление) и адаптация, проецирующиеся на стратегию выживания; 2) репродуктивное здоровье во всем многообразии этой проблемы; 3) психическое здоровье и управление им; 4) роль сознания в сохранении здоровья.
С помощью системного подхода наиболее глубоко проанализирован биологический уровень человека. Как целое биосистема обладает такими интегральными качествами, которыми не обладают ее отдельные элементы. Эти элементы (живые системы меньшего масштаба — системы, органы, ткани, клетки) вне связи не могут поддерживать индивидуальное существование. В целях координации целой системы организма свобода отдельных его элементов ограничена из-за их взаимодействия, взаимообусловленности в целом ансамбле. Это взаимодействие предполагает, с одной стороны, принцип экономии структур, а с другой — многократную подстраховку функций, то есть в каждом элементе есть множество субэлементов, которые могут использоваться другими элементами. Интегрирующим элементом, вершиной пирамидальной системы биологического уровня является нейрогормонально-иммунный ансамбль.
Способность к сохранению индивидуального существования за счет самоорганизации.
- К проявлениям самоорганизации прежде всего относится способность к самообновлению . Это качество связано с постоянным взаимным обменом организма с окружающей средой веществом, энергией и информацией. Организм — это открытая система. В процессе самообновления биосистема поддерживает свою упорядоченность, препятствует разрушению и тем самым вступает в противоречие со вторым законом термодинамики. Поддержание степени упорядоченности выражается в гомеостазе (поддержании постоянства внутренней среды организма). Непрерывность обмена со средой обеспечивает динамическую устойчивость системы.
- Вторым проявлением самоорганизации является способность системы к саморегулированию . Особая роль при этом принадлежит обратным связям, информирующим регуляторные системы о результате полезного действия элементов-исполнителей. Обратные связи могут быть отрицательными (тормозящими, стабилизирующими) и положительными (стимулирующими), обеспечивающими развитие системы, либо (в условиях патологии) ее разрушение. Как правило, слабые сигналы являются активизирующими, а те же сигналы, но большей силы, оказывают тормозящее действие. Отсюда представление о дозозависимости регуляторных эффектов. Организация регуляции по принципу контура (то есть наличие как прямых, так и обратных связей) и принцип дозозависимости регуляторных эффектов лежат в основе саморегуляции и саморазвития человеческого организма.
- Третьим проявлением самоорганизации биосистемы является способность к самовосстановлению . Это качество обусловлено, прежде всего, регенерацией, а также наличием множественных параллельных регуляторных влияний в организме на всех уровнях его организации. Компенсация недостаточных функций за счет этих параллелей позволяет выжить организму в условиях повреждения, степень компенсации при этом отражает уровень жизнеспособности.
Способность к саморазвитию.
Известно, что онтогенез является генетически запрограммированным. Одна гистогенетическая программа закономерно сменяет другую, будучи подготовлена ею. Обеспечивается это в биосистеме главным образом положительными обратными связями. При рассмотрении надсистемных аспектов этого феномена, согласно В.И. Вернадскому, следует учитывать асимметрию пространства живой системы (правизна — левизна). Поскольку пространство и время связаны, то и время жизни является ассиметричным и течет только в одном направлении. Это универсальное свойство жизни проявляется закономерно в старении и смерти.
В.И. Вернадский выделял два главных свойства живого — асимметрию пространства и времени и колоссальную энергию размножения. А. Ленинджер считает способность к самовоспроизведению «квинтэссенцией состояния, которое мы называем жизнью». Реализация этого свойства, обслуживающего интересы вида, основывается на передаче потока генетической информации следующим поколениям организмов.
Способность одновременно реализовывать все вышеперечисленные качества определяет феномен биологической жизни. Некоторые из этих качеств, например, открытость, способность к самообновлению, саморегулированию и саморазвитию, свойственны и психическому уровню. Однако эти вопросы пока еще недостаточно изучены.
Человек как система постоянно обменивается с окружающей средой веществом, энергией и информацией. Можно выделить несколько форм этого обмена: питание, дыхание, движение, психо — и биоэнергоинформационный обмен. Оптимизация обмена способствует упорядоченности системы, и это является одним из основных подходов к оздоровлению.
Человек как система живет в пространстве и развивается во времени. Поэтому для сохранения здоровья существует ряд требований к экологии жизненного пространства человека. Для сохранения здоровья необходимо также вписываться во временнýю организацию жизни, то есть. учитывать биоритмы. Нарушение биоритмической активности коррелирует со снижением уровня здоровья.
Таким образом, в современной науке человек представлен как биоэнергоинформационная система пирамидального типа, открытая и имеющая определенные пространственно-временные аспекты функционирования. Системное представление есть научный аналог холистического (целостного) подхода к человеку.
Источник
Здоровье человека с позиции системного подхода
Системный подход к профилактике здорового образа жизни
Системный подход к профилактике здорового образа жизни
Система – совокупность элементов, объединенных общей функциональной средой и целью функционирования в единую структуру с помощью прямых и обратных причинных связей. Функциональная среда системы – характерная универсальная совокупность алгоритмов и параметров, по которым осуществляется как взаимодействие (обмен, взаимоотношение) между элементами системы, так и функционирование системы в целом.
Системный подход – методологический принцип, который по своему месту в иерархии уровней выступает как связующее звено между философской методологией и методологией специальных наук.
Человек — это система жизни, входящая как часть (подсистема) в большую систему (надсистему) — человечество. Но он одновременно включает в себя меньшие системы организма. Человек — это открытая энергетическая система, нормальное функционирование которой определяется полнотой системных отношений, то есть взаимодействием с окружающим миром. Цели подсистем не должны противоречить целям надсистемы. Постичь ее невозможно инструментарием и оснащенностью самой системы. Поэтому важно знать общие закономерности развития, в соответствии с которыми можно определить направленность — интенцию развития систем. Существуют открытые и закрытые системы. Открытая система развивается благодаря энергообмену с окружающим миром. Закрытая система, живущая только для себя, обречена на разрушение.
Итак, как говорилось выше, человек – сложная система, единство ядра личности и ее социальной формы. Человек – неотъемлемая часть своей среды жизнеобеспечения. Человек – триединство Духа, Души и Тела. Единство состоит из трех сфер существования личности: духовного, психического и физического бытия. Человек, как и все человечество, представляет собой сложную, динамическую, открытую, саморазвивающуюся систему и затратную, живую самосознательную биосоциальную систему, являющуюся единицей человеческой популяции. Открытая система (саморазвивающаяся) осуществляет информационный, энергетический и материальный обмен со средой. Закрытая или затратная система никогда не восстанавливает использованную энергию или материю. Саморазвивающаяся система развивается по фазовым законам сохранения, роста и развития. Самосознательная система имеет внутренний потенциал развития уровней сознания за счет бессознательного компонента психики. Человек – «чело, идущее по векам», сознание и самосознание, сохраняющееся, растущее и развивающееся в пространстве и времени.
Здоровый образ жизни
Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии «здоровый образ жизни». Для формирования здорового образа жизни необходимо вспомнить определения здоровья.
Социальное здоровье понимается как система ценностей, установок и мотивов поведения в социальной среде.
Физическое здоровье – это текущее состояние функциональных возможностей органов и систем организма.
Психическое здоровье – состояние психической сферы человека, характеризующееся общим душевным комфортом, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения и обусловленное потребностями биологического и социального характера.
Социальный и психологический аспекты здоровья определяют гармонический процесс развития внутреннего мира человека (согласие с самим собой – понимаю, принимаю, анализирую, контролирую, люблю) и взаимоотношения с окружающими, адаптацию в социуме. Поэтому целесообразно рассмотреть единый социально – психологический аспект здоровья.
Прежде чем говорить об уровнях системных отношений и иерархии потребностей, важно определить первичные факторы, влияющие на формирование потребностей и уровни системных отношений. Под направленностью личности в отечественной психологии чаще всего понимают систему убеждений, мировосприятие, идеалы, устремления, интересы, желания человека, которые являются социально обусловленными. Это так же превалирующие отношения, которые в процессе развития личности интеллектуализируются, дифференцируются и обобщаются. Это и стойкие закрепления в сознании, установки личности.
Так в отечественной психологии личностная направленность является характеристикой личности и детерминируется социальными факторами. Личностная направленность так же выступает как система доминирующих отношений личности, которая проявляется в двух позициях: отношение личности к себе; и отношение к другим.
Здоровый образ жизни объединяет все то, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.
С позиций генетической природы данного человека и ее соответствия условиям жизнедеятельности принято определять здоровый образ жизни как способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям данного человека и конкретным условиям жизни и направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья и полноценное выполнение человеком его социально – биологических функций.
При формировании индивидуального здоровья стиль жизни имеет большое значение, так как несет персонифицированный характер и определяется историческими и национальными традициями (менталитетом), личными наклонностями. Поэтому, при более или менее одинаковом уровне потребностей каждая личность характеризуется индивидуальным способом их удовлетворения. Это проявляется в разном поведении людей, что, в первую очередь, определяется воспитанием, и в разнообразии индивидуального образа жизни каждого человека. При этом необходимо учитывать как типологические особенности каждого человека, так и возрастно — половую принадлежность и социальную обстановку, в которой он живет. Важное место в исходных посылках должны занимать личностно – мотивационные качества данного человека, его жизненные ориентиры. Личностно – мотивационная установка человека на воплощение своих социальных, физических, интеллектуальных и психических способностей и возможностей лежит в основе формирования здорового образа жизни. При формировании здорового образа жизни мы учитываем основные потребности человека (иерархию потребностей) и уровни системных отношений, позволяющие поэтапно развиться человеку.
Иерархия потребностей (по А. Маслоу)
- Физиологические потребности
- Потребность в безопасности
- Потребность в любви и привязанности. Принадлежность к той или иной социогруппе
- Потребность в уважении, признании и оценке другими достоинств
- Потребность в самоактуализации – самоуважении, как потребность в осуществлении субъектом своих творческих способностей, талантов.
Характеристика уровней системных отношений
Под уровнями системных отношений в системном подходе понимается уровень сознания человека, в котором основными целями (направленностью личности) является качественное проявление характеристик уровней системных отношений.
1. Физический, психофизический уровень.
Основная цель на данном уровне – реализация человека в окружающем мире, особенности поведения человека в конкретных жизненных обстоятельствах, отношение к материальным ценностям, к здоровью, гигиене тела; умение управлять своим телом и бытом.
Физический уровень является уровнем реализации и воплощением идеи или замысла в конкретное дело. Достижение результата.
2. Межличностный уровень, система взаимодействия «человек и окружающий мир» (психоэмоциональный уровень).
Этот уровень характеризует способность человека выражать и контролировать свои эмоции, чувства, желания. Способность к контактам, коммуникабельность; чувственное реагирование на окружающий мир. На данном уровне человек учится выстраивать гармоничные отношения с противоположным полом, строить прочные семейные отношения.
3. Интеллектуальный деятельностный уровень.
На данном этапе определяется способность человека управлять обстоятельствами, умение планировать свою деятельность, находящую проявление в индивидуальном творчестве. Активность и динамизм в реализации своих планов. Управление процессами своей жизнедеятельности, в том числе материальными и чувственно-эмоциональной сферой. Выражение упорства в достижении цели, способность к реализации поставленных целей, их практичность.
4. Социальная индивидуализация (переориентация личности с акцента «для себя» на «для всех») Переходный уровень от коллективно-бессознательного к коллективно-сознательному (социальный уровень).
Данный уровень – признание человека обществом. Выбор между личным и общим благом. Способность человека к объединению с позиции сотрудничества и совместной согласованной деятельности. Понимание сути объединения для общественно-полезных целей.
Чувство коллективизма, трудового единства. Способность к всестороннему приятию обстоятельств, ситуаций, людей, окружающего мира как надсистемы.
5. Коллективно – творческий уровень.
Формирование системы коллективных ценностных ориентиров. Внутренняя ответственность, самодисциплина. Групповая согласованная деятельность выступает как наиболее эффективный путь развития. Способность объемно, системно мыслить; синтезирующая способность мышления. Способность к служению обществу во имя высших ценностных ориентиров развития.
6. Уровень общественного сознания (мировоззренческий уровень).
Мировоззрение человека. Способность отличать «добро» от «зла», способность использовать накопленный личный и общечеловеческий опыт в различных областях жизнедеятельности. Стремление к познанию мира с целью практического применения полученных знаний; осознание цели развития человека. Способность личности к интеграции в системе общественных отношений.
7. Уровень общечеловеческого сознания (межобщественная креативно-причинная интеграция).
Осознание человеком себя частью единого природного планетного организма. Осознание единства и целостности жизни на Земле. Понимание и принятие эволюционной цели и пути развития планетного человечества. Способность человека участвовать в формировании условий обновления общества.Принятие целевых установок развития большей системы и понимание цели развития человека как неотъемлемой части большей системы. Постоянное удержание в сознании позитивной цели.
Учитывая данные уровни развития, можно прогнозировать этапы развития: человека, общества.
Источник