Основы философии (60 стр.)
Выбрать правильный ответ
21. «Лечить человека следует с учетом механики тела. Люди – просвещенные машины», – утверждал:
22. «Основной критерий истины – достоверность, отчетливость, ясность», – предполагал:
23. Государство является (Локк, Гоббс):
А. Результатом общественного договора
Б. Результатом классовой борьбы
В. Имеет божественное происхождение
24. Открыл рефлекс, как реакцию на психофизическое воздействие (раздражение):
25. Предложил принцип категорического императива, единого нравственного закона:
26. «Мыслю, следовательно, существую» – это изречение принадлежит:
27. Развил идеи диалектики и историзма:
28. Автор формулы «Благо – Истина – Красота»:
29. «Тема свободы, творчества и Бога – главная в философии», – утверждал:
30. «Причина развития находится в самом явлении духовной жизни, в борьбе его внутренних противоположностей», – утверждал:
31. Сущностью человека является его деятельность по преобразованию природы, общества и самого себя:
32. «Народ – результат Божественного провидения, соединенный принципом соборности», – утверждали русские философы:
33. «Народ – носитель общего человеческого духа», – утверждали русские философы:
Ответ: 1__ 2__ 3__ 4__
Выбрать правильный ответ
35. Автор «Антихристианина»:
36. Понятие ресентимента у Ф. Ницше предполагает:
А. Направление искусства
Б. Форму морали, злопамятство
В. Этап в истории культуры
37. «Вначале он как верблюд, затем лев, наконец дитя» (Ф. Ницше). О чем идет речь?
А. О библейской притче
Б. О превращениях человеческого духа
38. Для этики Ф. Ницше характерно:
А. Любовь к «ближнему», страждущему
Б. Любовь к «дальнему», сверхчеловеку
В. Равнодушие к человеческой судьбе
39. Понятие «Оно», «Я», «Сверх-Я» – это элементы:
А. Психоанализа Фрейда
Б. Личностного учения Ницше
В. Философии Гегеля
40. Понятие «либидо» у З. Фрейда – это:
А. Комплекс неполноценности
Б. Инстинкт любви (сексуальной, к родителям и т.д.)
В. Воля к власти
41. Философия существования:
42. Человек – существо (ХХ в.):
43. Здоровье человека – результат, прежде всего (ХХ в.):
А. Развития медицины
Б. Способности адаптироваться к окружающей среде
44. Сознание человека, как утверждает гилозоизм:
А. Свойство высокоорганизованной материи
Б. Свойство всей материи
В. Проявление мирового духа
45. Мысль человека – это, как утверждают вульгарные материалисты:
А. Самостоятельное, независимое от мозга явление
Б. Продукт мозга, высшая форма материи
В. Свойство мозга, субъективный образ действительности
46. Понятие сознания, соответствующее идеализму:
А. Сознание неразрывно связано с материей
Б. Сознание – продукт материи
В. Может существовать независимо от материи
47. Форма чувственного познания:
48. Форма рационального познания:
49. В материализме истина – это то, что:
А. Просто и экономично описывает опыт
Б. Полезно и ведет к достижению цели
В. Соответствует отражающему миру
50. Диалектическая картина мира:
А. Все в мире находится в развитии и взаимосвязи
Б. Мир совершенен
В. «Ничто не ново в этом мире»
51. Закон единства и борьбы противоположностей показывает:
А. Источник развития
Б. Форму развития
В. Механизм развития
52. Закон перехода количественных изменений в качественные показывает:
А. Источник развития
Б. Форму развития
В. Механизм развития
53. Закон отрицания отрицания показывает:
А. Отрицание всего предыдущего состояния
Б. Сохранение того, что способно к развитию
В. Невозможность дальнейшего развития
54. Теория преформизма в медицине XVIII–XIX вв. утверждала, что плод в чреве матери только растет, т.е. изменяются его количественные характеристики, все необходимые качества в нем уже заложены. Это подход:
55. Клиническое мышление в медицине ХХ в. рассматривает состояние организма пациента:
А. Метафизически – сводит его качество к качеству составляющих его частей, органов
Б. Механистически – организм сложный агрегат, состоящий из органов
В. Диалектически – как целостную систему взаимосвязанных процессов и изменений (биохимических, физических, морфологических)
56. Распространенные сегодня заболевания (язва желудка, диабет, сердечно-сосудистые) – результат, прежде всего:
А. Отставания медицины
Б. Утраты способности организма адаптироваться к среде
57. Соблюдение нравственности – это:
А. Условие здоровья и выживания
Б. Благое пожелание общества
В. Лицемерие общества
58. Автор иерархической теории потребностей:
59. Совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей:
60. В основе личности лежит:
А. Свобода и автономия
61. Пренатальный период в процессе формирования личности – это:
А. Внутриутробное состояние плода
Б. Период социализации в системе образования
В. Период воспитания ребенка в семье
Г. Период сразу после рождения ребенка
Выбрать правильный ответ
63. Развил идеи диалектики и историзма:
Источник
Концепций здоровья в философии и медицине
В истории развития концепции здоровья можно выделить античный период, период средних веков, новое время, новейшее, а также современность.
Рассматривая болезнь и здоровье, древнегреческие врачи полагали, что данные состояния зависят от того, «как в теле человека смешаны кровь, слизь и желчь (желтая и черная)». О здоровье можно говорить в том случае, если «эти части соблюдают соразмерность во взаимном смешении в отношении силы и количества, и когда они лучше перемешаны» (Гиппократ). В трудах философов — современников Гиппократа — также встречается много суждений о здоровье. Так, Платон рассматривал здоровье как «благо», способствующее духовному удовлетворению человека. Кроме того, он рассматривал его как явление, тождественное гармонии, считал, что «как только в нас, живых существах, расстраивается гармония, так вместе с тем разлаживается природа и появляется страдание». Здоровье, таким образом, рассматривалось им на основе существовавшего в древнегреческом обществе культа красоты и нравственности, гармонии здорового человеческого тела.
Философия здоровья человека -О- 419
По мнению Аристотеля, здоровье — это гармония, превосходные телесные и душевные свойства. Философ выделил здоровье в качестве основной цели медицины и подчеркивал, что «медицина имеет беспредельную цель — абсолютное здоровье человека», а само врачебное искусство направлено на «содействие здоровью», на «доставление здоровья», а также и на то, «какой образ жизни вести».
Известный римский энциклопедист Авл Корнелий Цельс связывал • состояние здоровья с определенным климатом, что является непосредственным продолжением учения Гиппократа. У Цельса мы встречаем догадку о существовании предболезни: до болезни появляются некоторые ее признаки. Общим для всех является то, что «тело чувствует себя иначе, чем обычно, и не только в смысле изменения к худшему, но также и к лучшему».
Другой известный римский врач и естествоиспытатель Клавдий Гален считал, что «здоровье есть результат правильного смешения четырех элементов, болезнь — состояние противоположное».
Таким образом, в античный период здоровье рассматривалось, прежде всего, как гармония, идеал красоты и нравственности. Заслуга мыслителей этого периода состоит также в том, что они впервые поставили проблему детерминантов здоровья. Своего рода стержневым основанием во всех попытках определить здоровье человека было указание на правильное соотношение «начал».
Своеобразным связующим звеном между античностью и средневековьем является Абу Али Ибн Сина (Авиценна). По его мнению, медицина познает «состояние тела человека, поскольку оно здорово или утратит здоровье», а для цели сохранения и возвращения здоровья он разделил медицину на практическую и теоретическую, где «одна из них -это наука об основах медицины, а другая — о том, как ее применять».
Анализируя идею Галена о степенях здоровья, Авиценна изложил и собственное представление о них: «Бывает тело здоровое до предела, тело не здоровое, но и не больное. затем — тело в хорошем состоянии, быстро воспринимающее здоровье, затем тело больное легким недугом, затем тело больное до предела». Это разграничение степеней здоровья в конечном итоге фиксировало соотношение: здоровье — предболезнь — болезнь.
На рубеже ХУ-ХУ1 веков появились работы Парацельса, который считал, что знания врача должны основываться на познании природы в целом и природы человека. Сам человек рассматривался им как микрокосм или частичка макрокосма. Парацельс использовал знание минералогии, которое трансформировалось у него в определенные начала человеческого организма, где ртуть представляла дух, соль — тело,
Выдающийся физиолог К. Бернар (1813-1878) утверждал, что «медицина столь же стара, как человечество», а поскольку «сохранение здоровья есть, наверное, первое из всех благ, то и практическая медицина должна была возникнуть на пороге цивилизации». Тем самым он дал исторический анализ медицины с точки зрения ее целей и выделил ее основную направленность — сохранение здоровья.
Идея диалектического подхода к человеческому организму со второй половины XIX века нашла практическое применение в деятельности отечественных клиницистов — С.П. Боткина (1832-1889), Г.А. Захарьина (1829-1897), А.С. Остроумова (1844-1908) и других. Так, С.П. Боткин в своей деятельности исходил из того, что «болеет только живой организм, и так как болезнь составляет одно из многих проявлений жизни, то изучение этой последней и должно составлять основу научной медицины».
Таким образом, в период XVIII-XIX веков проблема здоровья занимала важное место как в теоретических исканиях философов, так и в работе врачей-клиницистов. Концепция здоровья претерпела дальнейшее развитие во многом благодаря попыткам использовать для его анализа законы диалектики, открытые Гегелем. Ведущей концепцией этого периода было признание здоровья как состояния, качественно отличного от болезни и поэтому более общего, изначального состояния, к сохранению которого должна стремиться медицина.
На основании изложенного достаточно очевидно движение от наивно-материалистического до подлинно философского научного понимания здоровья. Благодаря трудам философов различных направлений и работам врачей была подготовлена основа для дальнейшего совершенствования современной медицины.
Определения здоровья, существующие в современной медицине, для удобства их анализа можно условно разделить на группы в зависимости от подходов, используемых для их концептуального обоснования.
•О- Философия медицины -0- Раздел IV -О- Глава 20
1. К первой группе можно отнести те концепции здоровья, в кото
рых используется функционально-биологический подход к определе^
нию этого понятия. В данном подходе учитывается нормальная функч
ция организма на различных уровнях (молекулярном, клеточном,
тканевом, органном, организменном), нормальное течение физиоло»
гических и биохимических процессов. Здоровье, согласно этим опре
делениям, рассматривают как «нормальную функциональную способ
ность организма», а также «готовность каждого внутреннего органа
выполнять все свои функции», как «динамический процесс сохра
нения и развития биологических, физиологических и психических
функций организма», когда «течение формообразовательных, физио
логических и биохимических процессов безраздельно подчиняется це
лесообразным биологическим закономерностям». Таким образом, нор
мальное функционирование организма представляет собой своего рода
современную медицинскую концепцию здоровья. Согласно этой кон
цепции, человек считается здоровым в том случае, если все способно
сти, присущие ему как индивиду, сбалансированы и взаимосвязаны так^.
что обеспечивают эффективное и гармоничное функционирование.
Наиболее точно данный подход может быть охарактеризован опреде
лением, данным А.Д. Степановым, согласно которому здоровье есть
«состояние организма, при котором он способен полноценно выпол
нять свои функции».
2. Ко второй группе можно отнести концепции, в которых здоро
вье человека рассматривается с позиции динамического равновесия
организма, его функций и факторов окружающей среды. Сторонники
такого подхода полагают, что здоровье — такое состояние организма,
когда функции всех его органов и систем уравновешены с окружаю
щей средой, такая «форма жизнедеятельности организма, которая обес
печивает ему наиболее совершенные, оптимальные и адекватные
условия существования в среде». Здоровье при таком подходе пред
ставляет собой состояние динамического (гомеорезис) и статическо
го (гомеостаз) равновесия организма и среды, а критерием оценки
равновесия является соответствие структур и функций организма ок
ружающим условиям.
3. В третьей группе объединяются концепции, в которых здо
ровье человека авторы рассматривают, используя социально-биоло
гический подход. В данном случае биологические и социальные при
знаки рассматриваются в единстве, хотя социальным придается при
оритетное значение. Социальные закономерности для человека и
его здоровья признаются ведущими, определяющими в его разви
тии как биологической особи. Согласно определению ВОЗ, «здо-
Философия здоровья человека 4- 423
ровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». Здоровье трактуется как «. возможность полноценно трудиться, отдыхать, выполнять присущие человеку функции, свободно и радостно жить», как «. процесс сохранения и развития психических, биологических, физиологических функций человека, его оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальном сохранении продолжительности активной жизнедеятельности».
4. В концепциях четвертой группы используется адаптационный подход в рассмотрении здоровья человека. Главным здесь выступает способность организма приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде. Так, согласно определению Р.М. Баевского, здоровье можно рассматривать «как способность организма активно адаптироваться к условиям окружающей среды, свободно взаимодействуя с ней на основе биологической, психологической и социальной сущности человека».
5. И, наконец, к последней группе можно отнести концепции здоровья, в основе которых лежит аксиологический (ценностный) подход. Здесь здоровье представляет собой, прежде всего, ценность для человека, выступает необходимой предпосылкой для полноценной, гармоничной жизни, удовлетворения материальных и духовных потребностей, участия в труде и социальной жизни, в экономической, научной, культурной и других видах деятельности. А.Я. Иванюшкин, рассматривая здоровье с точки зрения его содержания и ценностного смысла, предлагает три уровня описания этой ценности: биологический — изначальное здоровье предполагает совершенство саморегуляции организма, гармонию физиологических процессов и, как следствие, максимум адаптации; социальный — здоровье является мерой социальной активности, деятельного отношения человеческого индивида к миру; личностный, психологический — здоровье есть не отсутствие болезни, а скорее, отрицание ее, в смысле преодоления.
Наличие достаточно большого количества определений здоровья, которые на основе различных подходов пытаются раскрыть его разнообразные стороны, еще раз подтверждают то, что мы имеем дело со сложным явлением, сложным объектом познания. Учитывая, что здоровье, безусловно, является одним из основополагающих понятий медицины, этот плюрализм не способствует взаимопониманию как теоретиков, так и практиков медицины, а также ученых, работающих в других областях знания.
424 -О- Философия медицины -0- Раздел IV 4- Глава 20
Источник