Меню

Здоровье человека результат прежде всего xx век

Основы философии (60 стр.)

Выбрать правильный ответ

21. «Лечить человека следует с учетом механики тела. Люди – просвещенные машины», – утверждал:

22. «Основной критерий истины – достоверность, отчетливость, ясность», – предполагал:

23. Государство является (Локк, Гоббс):

А. Результатом общественного договора

Б. Результатом классовой борьбы

В. Имеет божественное происхождение

24. Открыл рефлекс, как реакцию на психофизическое воздействие (раздражение):

25. Предложил принцип категорического императива, единого нравственного закона:

26. «Мыслю, следовательно, существую» – это изречение принадлежит:

27. Развил идеи диалектики и историзма:

28. Автор формулы «Благо – Истина – Красота»:

29. «Тема свободы, творчества и Бога – главная в философии», – утверждал:

30. «Причина развития находится в самом явлении духовной жизни, в борьбе его внутренних противоположностей», – утверждал:

31. Сущностью человека является его деятельность по преобразованию природы, общества и самого себя:

32. «Народ – результат Божественного провидения, соединенный принципом соборности», – утверждали русские философы:

33. «Народ – носитель общего человеческого духа», – утверждали русские философы:

Ответ: 1__ 2__ 3__ 4__

Выбрать правильный ответ

35. Автор «Антихристианина»:

36. Понятие ресентимента у Ф. Ницше предполагает:

А. Направление искусства

Б. Форму морали, злопамятство

В. Этап в истории культуры

37. «Вначале он как верблюд, затем лев, наконец дитя» (Ф. Ницше). О чем идет речь?

А. О библейской притче

Б. О превращениях человеческого духа

38. Для этики Ф. Ницше характерно:

А. Любовь к «ближнему», страждущему

Б. Любовь к «дальнему», сверхчеловеку

В. Равнодушие к человеческой судьбе

39. Понятие «Оно», «Я», «Сверх-Я» – это элементы:

А. Психоанализа Фрейда

Б. Личностного учения Ницше

В. Философии Гегеля

40. Понятие «либидо» у З. Фрейда – это:

А. Комплекс неполноценности

Б. Инстинкт любви (сексуальной, к родителям и т.д.)

В. Воля к власти

41. Философия существования:

42. Человек – существо (ХХ в.):

43. Здоровье человека – результат, прежде всего (ХХ в.):

А. Развития медицины

Б. Способности адаптироваться к окружающей среде

44. Сознание человека, как утверждает гилозоизм:

А. Свойство высокоорганизованной материи

Б. Свойство всей материи

В. Проявление мирового духа

45. Мысль человека – это, как утверждают вульгарные материалисты:

А. Самостоятельное, независимое от мозга явление

Б. Продукт мозга, высшая форма материи

В. Свойство мозга, субъективный образ действительности

46. Понятие сознания, соответствующее идеализму:

А. Сознание неразрывно связано с материей

Б. Сознание – продукт материи

В. Может существовать независимо от материи

47. Форма чувственного познания:

48. Форма рационального познания:

49. В материализме истина – это то, что:

А. Просто и экономично описывает опыт

Б. Полезно и ведет к достижению цели

В. Соответствует отражающему миру

50. Диалектическая картина мира:

А. Все в мире находится в развитии и взаимосвязи

Б. Мир совершенен

В. «Ничто не ново в этом мире»

51. Закон единства и борьбы противоположностей показывает:

А. Источник развития

Б. Форму развития

В. Механизм развития

52. Закон перехода количественных изменений в качественные показывает:

А. Источник развития

Б. Форму развития

В. Механизм развития

53. Закон отрицания отрицания показывает:

А. Отрицание всего предыдущего состояния

Б. Сохранение того, что способно к развитию

В. Невозможность дальнейшего развития

54. Теория преформизма в медицине XVIII–XIX вв. утверждала, что плод в чреве матери только растет, т.е. изменяются его количественные характеристики, все необходимые качества в нем уже заложены. Это подход:

Читайте также:  Как сохранить духовное здоровье человека

55. Клиническое мышление в медицине ХХ в. рассматривает состояние организма пациента:

А. Метафизически – сводит его качество к качеству составляющих его частей, органов

Б. Механистически – организм сложный агрегат, состоящий из органов

В. Диалектически – как целостную систему взаимосвязанных процессов и изменений (биохимических, физических, морфологических)

56. Распространенные сегодня заболевания (язва желудка, диабет, сердечно-сосудистые) – результат, прежде всего:

А. Отставания медицины

Б. Утраты способности организма адаптироваться к среде

57. Соблюдение нравственности – это:

А. Условие здоровья и выживания

Б. Благое пожелание общества

В. Лицемерие общества

58. Автор иерархической теории потребностей:

59. Совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей:

60. В основе личности лежит:

А. Свобода и автономия

61. Пренатальный период в процессе формирования личности – это:

А. Внутриутробное состояние плода

Б. Период социализации в системе образования

В. Период воспитания ребенка в семье

Г. Период сразу после рождения ребенка

Выбрать правильный ответ

63. Развил идеи диалектики и историзма:

Источник

Концепций здоровья в философии и медицине

В истории развития концепции здоровья можно выделить антич­ный период, период средних веков, новое время, новейшее, а также современность.

Рассматривая болезнь и здоровье, древнегреческие врачи полага­ли, что данные состояния зависят от того, «как в теле человека смешаны кровь, слизь и желчь (желтая и черная)». О здоровье можно говорить в том случае, если «эти части соблюдают соразмерность во взаимном сме­шении в отношении силы и количества, и когда они лучше перемешаны» (Гиппократ). В трудах философов — современников Гиппократа — так­же встречается много суждений о здоровье. Так, Платон рассматривал здоровье как «благо», способствующее духовному удовлетворению че­ловека. Кроме того, он рассматривал его как явление, тождественное гармонии, считал, что «как только в нас, живых существах, расстраи­вается гармония, так вместе с тем разлаживается природа и появляет­ся страдание». Здоровье, таким образом, рассматривалось им на осно­ве существовавшего в древнегреческом обществе культа красоты и нравственности, гармонии здорового человеческого тела.

Философия здоровья человека -О- 419

По мнению Аристотеля, здоровье — это гармония, превосходные телесные и душевные свойства. Философ выделил здоровье в качестве основной цели медицины и подчеркивал, что «медицина имеет бес­предельную цель — абсолютное здоровье человека», а само врачебное искусство направлено на «содействие здоровью», на «доставление здо­ровья», а также и на то, «какой образ жизни вести».

Известный римский энциклопедист Авл Корнелий Цельс связывал • состояние здоровья с определенным климатом, что является непос­редственным продолжением учения Гиппократа. У Цельса мы встре­чаем догадку о существовании предболезни: до болезни появляются некоторые ее признаки. Общим для всех является то, что «тело чув­ствует себя иначе, чем обычно, и не только в смысле изменения к худ­шему, но также и к лучшему».

Другой известный римский врач и естествоиспытатель Клавдий Гален считал, что «здоровье есть результат правильного смешения че­тырех элементов, болезнь — состояние противоположное».

Таким образом, в античный период здоровье рассматривалось, прежде всего, как гармония, идеал красоты и нравственности. Заслуга мыслителей этого периода состоит также в том, что они впервые по­ставили проблему детерминантов здоровья. Своего рода стержневым основанием во всех попытках определить здоровье человека было ука­зание на правильное соотношение «начал».

Своеобразным связующим звеном между античностью и средневеко­вьем является Абу Али Ибн Сина (Авиценна). По его мнению, медицина познает «состояние тела человека, поскольку оно здорово или утратит здоровье», а для цели сохранения и возвращения здоровья он разде­лил медицину на практическую и теоретическую, где «одна из них -это наука об основах медицины, а другая — о том, как ее применять».

Читайте также:  Молитва чтобы было все хорошо со здоровьем ребенка

Анализируя идею Галена о степенях здоровья, Авиценна изложил и собственное представление о них: «Бывает тело здоровое до предела, тело не здоровое, но и не больное. затем — тело в хорошем состоя­нии, быстро воспринимающее здоровье, затем тело больное легким недугом, затем тело больное до предела». Это разграничение степеней здоровья в конечном итоге фиксировало соотношение: здоровье — предболезнь — болезнь.

На рубеже ХУ-ХУ1 веков появились работы Парацельса, который считал, что знания врача должны основываться на познании природы в целом и природы человека. Сам человек рассматривался им как мик­рокосм или частичка макрокосма. Парацельс использовал знание ми­нералогии, которое трансформировалось у него в определенные нача­ла человеческого организма, где ртуть представляла дух, соль — тело,

Выдающийся физиолог К. Бернар (1813-1878) утверждал, что «ме­дицина столь же стара, как человечество», а поскольку «сохранение здоровья есть, наверное, первое из всех благ, то и практическая меди­цина должна была возникнуть на пороге цивилизации». Тем самым он дал исторический анализ медицины с точки зрения ее целей и выде­лил ее основную направленность — сохранение здоровья.

Идея диалектического подхода к человеческому организму со вто­рой половины XIX века нашла практическое применение в деятельно­сти отечественных клиницистов — С.П. Боткина (1832-1889), Г.А. За­харьина (1829-1897), А.С. Остроумова (1844-1908) и других. Так, С.П. Боткин в своей деятельности исходил из того, что «болеет только живой организм, и так как болезнь составляет одно из многих прояв­лений жизни, то изучение этой последней и должно составлять осно­ву научной медицины».

Таким образом, в период XVIII-XIX веков проблема здоровья за­нимала важное место как в теоретических исканиях философов, так и в работе врачей-клиницистов. Концепция здоровья претерпела даль­нейшее развитие во многом благодаря попыткам использовать для его анализа законы диалектики, открытые Гегелем. Ведущей концепцией этого периода было признание здоровья как состояния, качественно отличного от болезни и поэтому более общего, изначального состоя­ния, к сохранению которого должна стремиться медицина.

На основании изложенного достаточно очевидно движение от наив­но-материалистического до подлинно философского научного пони­мания здоровья. Благодаря трудам философов различных направле­ний и работам врачей была подготовлена основа для дальнейшего совершенствования современной медицины.

Определения здоровья, существующие в современной медицине, для удобства их анализа можно условно разделить на группы в зависимо­сти от подходов, используемых для их концептуального обоснования.

•О- Философия медицины -0- Раздел IV -О- Глава 20

1. К первой группе можно отнести те концепции здоровья, в кото­
рых используется функционально-биологический подход к определе^
нию этого понятия. В данном подходе учитывается нормальная функч
ция организма на различных уровнях (молекулярном, клеточном,
тканевом, органном, организменном), нормальное течение физиоло»
гических и биохимических процессов. Здоровье, согласно этим опре­
делениям, рассматривают как «нормальную функциональную способ­
ность организма», а также «готовность каждого внутреннего органа
выполнять все свои функции», как «динамический процесс сохра­
нения и развития биологических, физиологических и психических
функций организма», когда «течение формообразовательных, физио­
логических и биохимических процессов безраздельно подчиняется це­
лесообразным биологическим закономерностям». Таким образом, нор­
мальное функционирование организма представляет собой своего рода
современную медицинскую концепцию здоровья. Согласно этой кон­
цепции, человек считается здоровым в том случае, если все способно­
сти, присущие ему как индивиду, сбалансированы и взаимосвязаны так^.
что обеспечивают эффективное и гармоничное функционирование.
Наиболее точно данный подход может быть охарактеризован опреде­
лением, данным А.Д. Степановым, согласно которому здоровье есть
«состояние организма, при котором он способен полноценно выпол­
нять свои функции».

Читайте также:  Инвитро индекс здоровья простаты phi

2. Ко второй группе можно отнести концепции, в которых здоро­
вье человека рассматривается с позиции динамического равновесия
организма, его функций и факторов окружающей среды. Сторонники
такого подхода полагают, что здоровье — такое состояние организма,
когда функции всех его органов и систем уравновешены с окружаю­
щей средой, такая «форма жизнедеятельности организма, которая обес­
печивает ему наиболее совершенные, оптимальные и адекватные
условия существования в среде». Здоровье при таком подходе пред­
ставляет собой состояние динамического (гомеорезис) и статическо­
го (гомеостаз) равновесия организма и среды, а критерием оценки
равновесия является соответствие структур и функций организма ок­
ружающим условиям.

3. В третьей группе объединяются концепции, в которых здо­
ровье человека авторы рассматривают, используя социально-биоло­
гический подход. В данном случае биологические и социальные при­
знаки рассматриваются в единстве, хотя социальным придается при­
оритетное значение. Социальные закономерности для человека и
его здоровья признаются ведущими, определяющими в его разви­
тии как биологической особи. Согласно определению ВОЗ, «здо-

Философия здоровья человека 4- 423

ровье — это состояние полного физического, духовного и соци­ального благополучия, а не только отсутствие болезней или физи­ческих дефектов». Здоровье трактуется как «. возможность полно­ценно трудиться, отдыхать, выполнять присущие человеку функции, свободно и радостно жить», как «. процесс сохранения и развития психических, биологических, физиологических функций человека, его оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальном сохранении продолжительности активной жизнедея­тельности».

4. В концепциях четвертой группы используется адаптационный подход в рассмотрении здоровья человека. Главным здесь выступает способность организма приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде. Так, согласно опреде­лению Р.М. Баевского, здоровье можно рассматривать «как способ­ность организма активно адаптироваться к условиям окружающей сре­ды, свободно взаимодействуя с ней на основе биологической, психологической и социальной сущности человека».

5. И, наконец, к последней группе можно отнести концепции здо­ровья, в основе которых лежит аксиологический (ценностный) под­ход. Здесь здоровье представляет собой, прежде всего, ценность для человека, выступает необходимой предпосылкой для полноценной, гармоничной жизни, удовлетворения материальных и духовных по­требностей, участия в труде и социальной жизни, в экономической, научной, культурной и других видах деятельности. А.Я. Иванюшкин, рассматривая здоровье с точки зрения его содержания и ценностного смысла, предлагает три уровня описания этой ценности: биологи­ческий — изначальное здоровье предполагает совершенство саморе­гуляции организма, гармонию физиологических процессов и, как следствие, максимум адаптации; социальный — здоровье является мерой социальной активности, деятельного отношения человечес­кого индивида к миру; личностный, психологический — здоровье есть не отсутствие болезни, а скорее, отрицание ее, в смысле прео­доления.

Наличие достаточно большого количества определений здоровья, которые на основе различных подходов пытаются раскрыть его разно­образные стороны, еще раз подтверждают то, что мы имеем дело со сложным явлением, сложным объектом познания. Учитывая, что здо­ровье, безусловно, является одним из основополагающих понятий медицины, этот плюрализм не способствует взаимопониманию как теоретиков, так и практиков медицины, а также ученых, работающих в других областях знания.

424 -О- Философия медицины -0- Раздел IV 4- Глава 20

Источник

Adblock
detector