Здоровье человека по эпохам
Философия (подсекция №2)
Здоровье и здоровый образ жизни – историко-философский аспект
Одесский национальный морской университет
Проблема здоровья человека и здорового образа жизни теоретически начала оформляться в конце 19 – начале 20 века, а сегодня вышла на одно из значительных мест в современном мире. Здоровье людей повсеместно ухудшается, и основные факторы этого процесса сейчас уже хорошо известны: это загрязнение воздуха, почвы, питьевой воды, продуктов питания, глобальные изменения климата, накопление в атмосфере газов, создающих парниковый эффект, усиливающееся космическое излучение, влияющее на самочувствие миллионов. В глобальную проблему превратилось появление новых опасных болезней, мутация бактерий и вирусов, от которых пока нет лекарств и методов лечения. Разрушительное воздействие на здоровье людей оказывает увеличивающийся алкоголизм и наркомания, особенно среди молодежи. Резко возрос уровень смертности, особенно на постсоветском пространстве и в Украине. Не может не вызывать беспокойства и состояние здоровья молодых людей: среди призывников, студентов, учащихся только 30% оказываются практически здоровыми.
Разрушенная государственная система физической культуры и спорта вызвала гиподинамию, а повальное увлечение молодежи компьютером и просмотром телепрограмм, изобилующие сценами насилия и жестокости – нарушение психического здоровья в первую очередь подростков и детей. Все это вызывает настоятельную потребность анализа и обсуждения такой важнейшей категории как здоровья человека и отношение к нему современного общества.
Отношение общества и человека к здоровью изменялось на протяжении общественного развития, выполняя различные задачи и принимая специфические формы. Это определялось конкретными историческими и социальными условиями жизни общества.
Забота людей о здоровье началась с началом человеческой истории, с первобытного общества. Освоение мира происходило в борьбе с суровой природой. Первобытные люди знали о природе очень мало, но столько, сколько им было необходимо для того, чтобы выжить в суровых условиях среды. Первобытный человек научился приготовлению пищи, простейшим гигиеническим навыкам, делались первые попытки собирать полезные растения и травы, создавать лекарственные средства, лечить раненых и больных. Из практических потребностей общества начались складываться первые правила и нормы здорового образа жизни, необходимые для выживания в условиях враждебной человеку среды: тренировки физических качеств – силы, ловкости, выносливости, умения переносить перегрузки.
В период существования древних цивилизаций забота о здоровье людей осуществлялась не только на практическом, но и теоретическом уровне: в древних эпосах, ранних литературных и философских сочинениях мы находим рассуждения о жизни и здоровье человека, рецепты и рекомендации медицины. До наших дней дошли приемы китайской медицины, боевые единоборства, лекарственные растения, физические упражнения и методики и упражнения дыхательной гимнастики индийских йогов и многое другое.
Наиболее интересно проблема здоровья человека разрабатывалась в античности. Она была связана не только с практическими нуждами общества, но и с организацией спорта, и что самое главное, с воспитанием личности. И это нашло сове отражение в работах античных ученых и философов.
Древние греки ценили красивое здоровое человеческое тело, ухаживали за собой, брили бороды, носили короткие прически, устраивали в домах ванные комнаты, много двигались, занимались физическими упражнениями, обязательно разбавляли вино водой.
Древняя Греция по праву считается родиной спорта. Здесь устраивались 4 вида игр, главными из которых были олимпийские игры. Позже проводились Немейские, Исмейские и Пифийские игры, где проходили состязания по бегу, прыжкам в длину, метанию диска, копья, борьбе. Затем к ним добавились скачки верхом и на колесницах, а бег и борьба разделились на несколько видов. Атлеты-победители увенчивались лавровыми венками и служили для граждан примером для подражания.
В Греции развивалась практическая и теоретическая медицина. Врачи не только лечили больных, но и пытались вывести общие законы здоровья. В это время появились работы великого реформатора античной медицины Гиппократа, в которых он писал о целостности человеческого организма, здоровье, гигиене и врачебной этике. Учение Эпикура выдвигало на первый план физическое и духовное здоровье личности как средство достижения блага и счастья. О здоровье человека, его физическом воспитании как составной части гармонического воспитания личности писал Аристотель в своей «Никомаховой этике» и многих письмах о морали.
Древний Рим продолжил эту греческую традицию. В Риме заботились о здоровье населения: для подачи чистой питьевой воды был устроен водопровод. В домах были калориферы и ванные комнаты. Были построены знаменитые термы с бассейнами, банями, гимнастическими залами. В городе устраивались специальные зеленые зоны-парки, появились сады, улучшившие состояние воздуха. Спорт в Риме, постоянно воевавшим, не развивался так как в Греции. Устраивались только гладиаторские игры и ристалища, воспитывающие в воинах смелость, отвагу и выносливость. Н всех этапах развития государства ставилась задача воспитания мужской части населения для службы в армии и в ополчении, что требовало физической подготовки и воспитанию боевых качеств.
В Древнем Риме широко развивалась и медицина. Здесь работали греческие врачи, переводились на латынь работы Гиппократа, пользовались успехом фармакологические сочинения Критея, Диоскорида, философа Секстия, медицинские труды ученого-медика Галена. Появилась медицинская энциклопедия в 70 томах врача Орибазия, в которой была изложена вся совокупность знаний, приобретенных в области медицины за 6 веков.
В эпоху Средневековья феодальных отношений господства религиозной идеологии, разделение общества на сословия проблема здоровья людей не интересовала государство, и многие гуманистические достижения античности были утрачены. Доминировала мораль дворянства, носившая весьма ограниченный характер. Рыцарей-дворян, проводивших свою жизнь в битвах, походах и турнирах гигиенические навыки, забота о здоровье интересовал мало. Они с презрением относились к физическому труду, признавали достойными занятия, укрепляющие физические качества человека: верховую езду, плавание, владение оружием, фехтование и охоту.
Для этики этого периода забота о здоровье, силе, жизнерадостность – скорее порок, чем добродетель. Плоть – источник безнравственности, о ней не нужно заботиться, ее нужно умерщвлять. В качестве высшего идеала личности провозглашается аскетизм.
Интересно, что в это же время в Киевской Руси заботились о здоровье населения и это берет начало в народной традиции: повсеместно были распространены бани, привычка купаться в ледяной воде, навыки закаливания, развивалась народная медицина. Это многовековая мудрость вошла в памятники этики, педагогики, медицины, таких как «Поучения Владимира Мономаха», «Домострой», «Юности честное зерцало», «Регламент или устав духовной коллегии» Феофана Прокоповича. Однако, только в Эпоху Просвещения с 18 века выдающиеся мыслители, философы, учение и педагоги Дж. Локк, Ж-Ж Руссо, А.Н.Радищев, М.В.Ломоносов, Г.С.Сковорода обращаются к теме здоровья, здорового образа жизни и вновь связывают эту проблему с трудовым и физическим воспитанием личности, с ее гармоническим развитием.
В уставах «братских школ», Киево-Могилянской академии, Московских и Петербургских воспитательных учреждений, военных учебных заведений были сформулированы положения по организации питания, сна, содержанию жилища, закаливанию и физическому воспитанию. Сначала 19 века большое значение приобретает практическая работа врачей С.П.Боткина, И.М.Сеченова, Н.И.Пирогова и других. Их деятельность способствовала привлечению внимания к проблеме здорового образа жизни, ставила также более широкое понимание категории здоровья и влияние на него факторов окружающей среды. Впервые появились о способах адаптации организма к изменяющимся внешним условиям среды обитания и космическим воздействиям.
На рубеже 19 – 20 веков появляется очень много научно-популярной литературы по пропаганде здорового образа жизни и санитарно-гигиеническим аспектам. Появились и теоретические разработки. Особое значение имеют работы П.Ф.Лесгафта, в которых он изучал систему физического воспитания личности, его идеи использовали В.Е.Игнатьев и В.В.Гориневский, создавая собственные системы физического воспитания детей.
Однако в этот период в литературе не рассматривались вопросы морали и их влияние на психику человека, на формирование личности.
Эту проблему подняли в своих трудах философы В.Соловьев, С.Л.Франк, С.Н.Булгаков, Н.А.Бердяев. Они же первые и обратили внимание на причины кризиса взаимоотношений человека и окружающей среды, разрушающего физическое и духовное здоровье личности. Эти причины они увидели в отказе человека от ответственности за судьбы мира, в забвении нравственного долга человека перед природой, что в современной системе хозяйствования привело к деградации природы и хищническому уничтожению среды обитания.
В начале 90 годов 20 столетия меняются количественные и качественные параметры исследований, посвященных здоровью и здоровому образу жизни, поднимается рад проблем, которые раньше замалчивались или не рассматривались вовсе, особенно это касается психического здоровья людей. Появилось новое научное направление – психология здоровья.
Однако, приходится, к сожалению, констатировать, что новые научные разработки не находят своего отражения в содержании программ, учебных планах, они не привели к пересмотру существующей практики воспитания физического и психического здоровья людей. В обществе постоянно возникают новые научные знания, технологии и новые кризисы. И всем людям, живущим на Земле, необходимо усвоить, что здоровье и здоровый образ жизни – это новая психология человека третьего тысячелетия. А ученым, разрабатывающим эти проблемы – исследовать новые положения и принципы, новую систему ценностей и поведения человека во всеусложняющихся условиях современной среды обитания.
Источник
X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2018
ФИЛОСОФИЯ ЗДОРОВЬЯ С АНТИЧНОСТИ ДО СОВРЕМЕННОСТИ
Проблема здоровья человека интересовала философов с древних времен. Размышляя о здоровье, философы античности заметили, что здоровье зависит от образа жизни и поведения человека. Изучение прошлого показывает, какое влияние на развитие представлений о здоровье и здоровом образе жизни оказывали различные философские направления. Исторически медицина, а вместе с ней первая систематизация представлений, обобщений о здоровье человека зародилась на основе философской рефлексии и в дальнейшем развивалась с ней параллельно
К примеру, древнегреческий целитель Алкмеон Кротонский VI-V вв. до н.э., используя столпы учения Анаксимена (VI в. до н.э.) о воздухе как первооснове всего сущего, организовал так называемую «пневматическую систему медицины». Помимо этого, Алкмеон стал новатором в истории медицины, описав организм как единство противоположностей.
Существует версия, что с исследовательской деятельностью отнюдь не Гиппократа, как это передаётся из поколения в поколение, а именно Алкмеона правомерно ассоциировать открытие в медицине крайне важного принципа «противоположное есть лекарство от противоположного», который стал идейным базисом практически всех более поздних медицинских школ.
В классической Греции развили учение о так называемых четырёх телесных соках: крови, слизи, светлой желчи и чёрной желчи. Здоровье идентифицировалось ими в качестве закономерного итога успешного синтеза таковых соков; напротив, неудачное смешивание данного рода веществ оценивалось как основная причина практически всех заболеваний.
Используя богатые традиции целителей древнего Востока (вавилонян, египтян и других народов),греки развили немаловажное учение о симптоматике заболеваний и грамотной диагностике таковых. Пожалуй, самым авторитетным из методов последней стало выслушивание, которым впоследствии практически в совершенстве овладел Гиппократ. Этот приём используется и до настоящего времени как признанно эффективная психологическая терапия.
Что касается «отца западной медицины», наиболее известного на сегодняшний день представителя древнегреческой медицины, Гиппократа (≈ 460 – ≈ 377-356 гг. до н.э.), то он отмечал активную природу здоровья в следующем афоризме: «Праздность и ничегонеделание влекут за собой порочность и нездоровье – напротив того, устремление ума к чему-нибудь приносит с собой бодрость, вечно направленную к укреплению жизни»
Гиппократ считается основоположником такого направления, как клиническая медицина. Он оценивал состояние организма в качестве сложной системы органов, которая не должна терять своей естественной связи с внешней средой обитания. Помимо этого, древнегреческий медик определил то, что результат любого лечения предопределяется совокупностью естественных защитных сил организма (это отобразилось, в частности, в известном изречении «природа лечит, а врач наблюдает»)
Принципиальным является также то, что безмерно велика заслуга Гиппократа в освоении нравственных основ лечебных практик, фундаментальным примером чего является актуальная по сей день и на все времена «клятва Гиппократа»
Согласно воззрениям Демокрита, каждый человек сможет прожить счастливую жизнь, если будет жить соответственно своей природе, соблюдая при помощи мудрости чувство меры, стремясь к справедливости и принимая на себя ответственность за свои поступки. Некоторые высказывания его актуальны и для нашего современника: «Прекрасное постигается путем изучения и ценой больших усилий, дурное усваивается само собой, без труда».
Кроме того, необходимо заявить достаточно интересную позицию крупного мыслителя Платона (427-347 гг. до н.э.) по этому поводу. В его произведениях можно обнаружить достаточно много прямолинейных позитивных оценок здоровья, силы, крепости, целостности физических ипостасей развития практически всего сущего. Это касается и внешнего, и внутреннего аспектов, в том числе в совершенствовании человека. Например, мыслитель занимается специфическим восхвалением силы рук и ног воинов.( Платон считал, что для соразмерности, красоты и здоровья требуется занятие всю жизнь физическими упражнениями, гимнастикой).
Среди многочисленных философских школ Древней Греции и Рима можно выделить два основных подхода к проблеме здоровья человека – оптимистический и пессимистический. Первый связан с философами, которые утверждали, что как бы ни были сильны удары судьбы, человек все-таки может быть здоровым и счастливым, если будет пытаться жить в согласии с природой и использовать для этого здравое рассуждение.Опираясь на материализм Демокрита и диалектику Гераклита при анализе медицинских явлений, Гиппократ создал учение о влиянии окружающей среды и условий жизни на здоровье. Основными причинами заболеваний Гиппократ считал времена года, температуру воздуха, климат, свойства почвы, эпидемии. Индивидуальными причинами – образ жизни, диету, возраст человека, его наследственность и наклонности.
Видный врач и мыслитель Средней Азии Авиценна (Абу Али Ибн-Сина) воспринял от греков учение о четырех соках. Здоровье персидский ученый Авиценна рассматривал как способность или состояние, благодаря которому функции организма оказываются безупречными. Он выделил причины здоровья и болезни: материальные – это заложенные в теле человека основы; действенные – это причины, которые изменяют состояние тела человека или сохраняют его неизменным (воздух, еда, вода, напитки, телесные и душевные движения, покой, сон, переход из одного возраста в другой, бодрствование, различия по полу, привычка). Идеи Авиценны воплощены во многих разделах современной хирургии и терапии. Он вносит большой вклад в изучении таких заболеваний как туберкулез, оспа и чума, проказа и многих других. Рекомендует кипятить воду в профилактических целях. Произведение, прославившее Авиценну — «Канон врачебной науки», где имеются главы описывающие хирургические операции, методики лечения травм и ран.( Очень скоро ‘Канон’ становится медицинской энциклопедией во всех странах мира. После изобретения печатного станка ‘Канон’ печатают сразу вслед за Библией.) Авиценна создал несколько сотен новых видов лекарств, относящихся как к народной медицине, так и полученные с помощью химии. Немалое количество этих лекарств используется и по нынешний день.
В философских воззрениях на здоровье в Новое время впервые появилась идея о здоровье как ценности, причем не только в индивидуальном измерении, но и в социальном плане.(ввиду распространения идей гуманизма) . Также возрастает роль веры в излечении болезней.
Томас Мор считал, что прекрасное общественное здоровье является прямым следствием идеально организованного общества и замечательных условий жизни. Он рассматривал здоровье как великое удовольствие, основание и опору всего, что могут дать спокойные и желанные условия жизни.
Бэкон, продолжая и развивая тему здоровья как индивидуальной ценности, писал о том, что собственные наблюдения человека за тем, что ему хорошо, а что вредно, есть самая лучшая медицина для сохранения здоровья. Один из рецептов долгой жизни – это пребывание в свободном и жизнерадостном настроении, избегании зависти, тревожных страхов, затаенного гнева, тонкого и путаного самоанализа, чрезмерных радостей и волнений. Он высказывал удивление по поводу того, что, заботясь усердно об улучшении пород собак и лошадей, мы пренебрегаем породой человеческой. Ф. Бэкон считал единственно обоснованным и наиболее эффективным лечение, воздействующее на причину болезни.( При этом причину болезни он понимал механистически, полагая, что проявления болезни адекватны изменениям в соответствующих органах)
Новое время являлось периодом великих научных открытий передовые врачи уже в начале 17 в. стремились использовать достижения физики в интересах медицины .Последователь Г. Галилея С. Санторио (1561—1636), которому вместе с его учителем принадлежит честь изобретения ртутного термометра, а также прибора для измерения пульса (сфигмометра), первый применил экспериментально-механические и математические методы в медицине
Другой формой использования достижений физики в медицине стало микроскопирование. Первый микроскоп был создан в Голландии в 1590 г. братьями Янсенами. В 1665 г. Р. Гук (1635—1703) сконструировал новый микроскоп, позволивший ему увидеть растительную клетку; он впервые ввел понятие клетки. А. Левенгук (1632—1723) с помощью самодельных линз впервые обнаружил и зарисовал сперматозоиды, различные простейшие, детали строения костной ткани.
С развитием учения об электричестве в 18 в. связан новый аспект использования достижений физики в медицине. С этого момента началась новая эпоха в физиологии: возникли и получили развитие новые высокоэффективные методы диагностики (например, электрокардиография) и лечения
Подлинный исследовательский интерес к идее здоровья как социальной ценности и в проявился в XX в. в рамках гуманистической социологии. Так в работах Э. Дюркгейма большое значение придается социальному здоровью. Социальное здоровье, согласно мнению этого ученого, заключается в нормальном развитии жизненных сил индивида, коллектива или общества, в их способности адаптироваться к условиям среды и использовать ее для своего развития. Это дает им «шансы на долгую жизнь».
Такого же подхода придерживался и Макс Вебер. Он особо подчеркивал социальную значимость здорового образа жизни, утверждая, что «действия индивида, влияющие на сохранность здоровья, мы относим к социальным»
В последнее время медики стали отмечать у практически здоровых людей так называемые информационные неврозы. В данном случае врачи вынуждены говорить о явлении информационного стресса, когда способный и трудолюбивый человек без отдыха поглощает разного рода информацию, не переключается на другие виды деятельности (главным образом физической) и получает невроз, расстройства деятельности высшей нервной системы. Эти феномены, наносящие урон здоровью современного человека, вновь обратили внимание ученых на телесность человека как исток его здоровья и дали толчок развитию психотерапевтического направления в медицине
Основатель психотерапевтического направления Вильгельм Райх исходил из того, что источником и необходимым условием психического здоровья человека является его тело. Он первым указал на зависимость психики от состояния мускулатуры. Всякое наше переживание – гнев, печаль, радость, страх – находит свое выражение в характерных мышечных движениях, считал он. Отрицательные эмоции могут образовывать так называемый мышечный панцирь, цель которого – сдержать проявление отрицательного переживания и не дать ему распространиться. Снятие в процессе терапевтической работы всех мышечных панцирей восстанавливает у пациента способность к глубоким эмоциональным переживаниям. Таким образом его работы являются прекрасным доказательством известного положения, что «здоровое тело творит здоровый дух».
Подводя итог, говоря о Проблеме сохранения здоровья, необходимо сказать что В целях гармонического развития человеческой личности, сохранения здоровья необходимо чередование умственной и физической деятельности. К. Маркс писал: «Система труда, чередующаяся с школой, превращает каждое из этих двух занятий в отдохновение и освежение после другого, и, следовательно, она много пригоднее для ребенка, чем непрерывность одного из этих двух занятий»
Такой же концепции придерживался Выдающийся представитель русской материалистической философии Н. А. Добролюбов, рассматривавший человека как единство сторон его умственного и физического развития, которые между собой тесно связаны и постоянно взаимодействуют. Он считал, что организм человека может быть здоровым и работоспособным лишь в том случае, если эти стороны получают полное развитие в тесной органической связи. Он писал: «. тот организм, в котором развитие мозговых отправлений поглощает собою все другие, развивается ненормально, болезненно. Точно так же ненормально и развитие того организма, в котором усиленной деятельностью мускулов ограничивается и заглушается развитие нервной системы и особенно мозга»
В заключение необходимо сказать, что именно базис натурфилософии, а в дальнейшем и опыт работ философов Нового времени в немалой мере эффективно способствовали решению вопроса об органической сущности человека, а через это помогал выработке грамотной тактики исцеления тела, более-менее полноценному удовлетворению целого ряда различных вопросов теории и практики медицины в дальнейшем.
Источник