Всемирная организация здравоохранения о здоровом образе жизни
Здоровье человека в понимании ВОЗ — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Физическое здоровье определяется состоянием и функционированием организма. Если человек физически здоров, то он может выполнять все свои текущие обязанности без излишней усталости. У него достаточно энергии, чтобы успешно учиться в школе и делать все необходимые дела дома.
Душевное здоровье определяется тем, насколько человек доволен собой и как успешно справляется со своими ежедневными функциями. Если человек душевно здоров, он удовлетворен своими достижениями и может делать выводы из своих ошибок. Для поддержания душевного здоровья необходимо уделять достаточное время отдыху и увлечениям, иметь возможность получать новый опыт и делиться своими чувствами и переживаниями с другими людьми, которые могут его понять.
Социальное здоровье определяется тем, насколько человек умеет контактировать с другими людьми. Социально здоровый человек может устанавливать и поддерживать отношения в обществе, он уважает права людей, умеет оказывать помощь и способен сам принять ее, поддерживает здоровые отношения с родственниками, умеет находить новых друзей, умеет выразить свои потребности и нужды так, чтобы они стали понятны окружающим.
При таком понимании здоровья можно сказать, что основная цель школьного образования — научить детей быть здоровыми в течение всей жизни.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — это поведение и мышление человека, обеспечивающие ему охрану и укрепление здоровья; индивидуальная система привычек, которая обеспечивает человеку необходимый уровень жизнедеятельности для решения задач, связанных с выполнением обязанностей и для решения личных проблем и запросов; система жизни, обеспечивающая достаточный и оптимальный обмен человека со средой и тем самым позволяющая сохранить здоровье на безопасном уровне.
Образ жизни формируется обществом или группой в которой живет человек. Поэтому формирование ЗОЖ — задача не медицинская, а прежде всего воспитательная.
Образ жизни реализуется в четырех сферах: 1. Трудовой. 2. Общественной. 3.Семейно-бытовой. 4. Досуговой. Все составляющие образа жизни интегрированы между собой следующими элементами: 1. Межличностные связи. 2. Нравственные отношения в обществе, выступающие как регулятор поведения человека.
Всемирная организация здравоохранения к наиболее распространенным факторам, отрицательно влияющим на здоровье современного человека при неправильной организации жизни, относит:
- Психоэмоциональные перегрузки.
- Недостаточную физическую активность.
- Нерациональное питание и связанную с этим избыточную массу тела.
- Вредные привычки — курение, злоупотребление алкоголем, наркоманию.
Эффективным мерами по предупреждению преждевременной смертности населения являются:
- совершенствование медико-гигиенического образования и воспитания населения;
- создание эффективной системы мер по борьбе с вредными привычками (злоупотребление алкоголем, табакокурение, наркомания и др.);
- создание системы мотивирования граждан к ведению здорового образа жизни и участию в профилактических мероприятиях;
- мотивирование работодателей к участию в охране здоровья работников;
- профилактика факторов риска неинфекционных заболеваний;
- мотивирование руководителей учреждений системы школьного образования к участию в охране здоровья и формированию здорового образа жизни школьников.
Какова же роль самого человека? Всемирная организация здравоохранения подчеркивает, что не существует никакого «оптимального образа жизни», который должен быть всем предписан. Задачи государства — обеспечить гражданам свободный информированный выбор здорового образа жизни, сделать здоровый образ жизни доступным для каждого. Если эти задачи выполнены, на гражданина накладываются определенные обязательства для предупреждения расходов здравоохранения.
Источник
Критерии и показатели здоровья
Тема 2. Здоровье как интегральная характеристика состояния индивида.
1. Понятие здоровья, виды здоровья.
2. Критерии здоровья.
Источники информации для оценки здоровья.
Понятие здоровья, виды здоровья.
Понятие здоровье различными специалистами определяется по-разному.
Термин «здоровье» предполагает полноценное, абсолютное здоровье. Но абсолютно здорового человека в природе не существует. Существует значительное разнообразие представлений о том, что такое здоровье и как оно измеряется, о чем свидетельствует наличие более ста определений этого понятия.
Определения здоровья можно подразделить на функциональные, адаптационные, интегративные и др. С другой стороны, можно выделить медико-биологические, социальные и др. аспекты здоровья.
1)Функциональные определения связывают здоровье со способностью выполнения человеком и его организмом различных функций. Прежде всего, речь идет о биологических, физиологических и социальных функциях.
C функциональной точки зрения под здоровьем понимается состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни.
Здоровьетакже определяется как:
— динамическое равновесие функций всех внутренних органов и их адекватное реагирование на влияние окружающей среды.
— конкретное, качественно специфическое состояние человека, которое характеризуется нормальным течением физиологических процессов, обеспечивающим его оптимальную жизнедеятельность.
По В.П. Казначееву (1978), здоровье – это процесс сохранения и развития физиологических, биологических и психических функций, оптимальной трудовой и социальной активности при максимальной продолжительности активной творческой жизни. Автор представляет здоровье человека как динамически изменяющееся естественное явление, совместное действие которых при особых условиях может обеспечивать продолжительную жизнь.
2) Наряду с функциональными существуют адаптационные определения здоровья. Так, здоровье в обобщенном виде можно определить, как: умение человека приспосабливаться к окружающей среде и своим собственным возможностям, противостоять внешним и внутренним отрицательным факторам, болезням и повреждениям, сохранить себя, расширить свои возможности для полноценной жизнедеятельности, т. е. обеспечивать свое благополучие.
Перенапряжение защитно-приспособительных механизмов при воздействии на организм чрезвычайных раздражителей может привести к развитию болезни.
3) Некоторым общим итогом многолетней дискуссии в отношении понятийных аспектов здоровья стало определение, принятое в документах Всемирной организации здоровья (ВОЗ). В уставе Всемирной организации здоровья1948 г. здоровьеопределяется как «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только как отсутствие болезни или физических дефектов».
Это определение можно назвать интеграционным, то есть, учитывающим различные аспекты здоровья, как целостного феномена.
Интеграционным можно назвать и следующее определение:
— Здоровье – комплексное, целостное, динамическое состояние организма, развивающегося в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социально-экономической среды.
Физическое, психическое и социальное благополучие человека связаны между собой.
Факторы социального благополучия позволяют индивиду поддерживать и сохранять во времени физиологические функции органов и систем организма. Социальное благополучие индивида определяется его способностью обеспечить себе оптимальные условия жизнедеятельности в обществе, а также способностью человека к оптимальной социальной активности при максимальной продолжительности жизни.
Также, на здоровье человека существенное влияние оказывает окружающая среда, экологические условия жизни.
Таким образом, феномен здоровья определяется:
— Функциональными характеристиками (здоровье как процесс сохранения, развития физических функций человека, его психических и социальных потенций);
— Адаптационными характеристиками (здоровье как умение человека и в целом – живого организма приспосабливаться к окружающей среде и своим собственным возможностям, противостоять внешним и внутренним отрицательным факторам);
— Характеристиками социального благополучия человека и благополучия окружающей среды.
Всемирный день здоровья отмечается ежегодно 7 апреля, Всемирный день психического здоровья – 10 октября.
Здоровье человека меняется с возрастом с момента рождения и до взрослого возраста. Лучшее здоровье у человека – в 20-25 лет.
Различают «здоровье» и «состояние здоровья».
Состояние здоровья – это степень приближенности к абсолютному здоровью. Между понятиями болезни и здоровья существует ряд переходных состояний.
Состояние здоровья человека может быть в трех состояниях: здоровье, предболезнь, болезнь.
Понятие здоровья претерпело значительную эволюцию, связанную со сдвигам в развитии эпидемиологической ситуации, получившими название эпидемиологических революций. Основными достижениями второй эпидемиологической революции в развитых странах мира является сокращение до минимума (при современном уровне развития общества) смертности от основных хронических заболеваний, что привело к росту продолжительности жизни.
К наукам, изучающим здоровье, относятся: диетология, фармакология, биология,эпидемиология, психология (психология здоровья, психология развития, экспериментальная и клиническая психология, социальная психология), психофизиология, психиатрия, педиатрия, медицинская социология и медицинская антропология, психогигиена, дефектология и другие.
Виды здоровья.
Понятие здоровье может относиться как к отдельному индивиду, так и к популяции, человеческому обществу.
Индивидуальное здоровье человека рассматривается как естественное состояние организма, характеризующегося полной уравновешенностью с биосферой и отсутствием каких-либо выраженных болезненных изменений.
Популяционное (общественное) здоровье рассматривается большинством исследователей, как категория социально-экономическая, которая характеризует жизнеспособность общества, как социального организма. Соответственно, в основе оценки состояния здоровья населения лежит совокупность характеристик его воспроизводства, продолжительности и качества жизни.
Выделяют следующие составляющие индивидуального здоровья:
1. Физическое здоровье:
– текущее состояние функциональных возможностей органов и систем организма; совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов; способность противостоять внешним и внутренним отрицательным факторам, болезням и повреждениям; максимальная адаптация к окружающей среде.
2. Психическое здоровье:
– состояние психической сферы и общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Под нормальным психическим здоровьем также понимают гармоничное развитие психики, соответствующее возрасту, возрастной норме данного человека. Высокая умственная работоспособность – один из основных показателей психического здоровья и важный индикатор благоприятного функционального состояния организма в целом.
3. Нравственное здоровье:
– комплекс моральных ценностей, установок и мотиваций, характеризующих здоровую личность; система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.
Нравственное здоровье – это моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни.
Достигается нравственное здоровье умением жить в согласии с собой, с родными, друзьями и обществом, умением прогнозировать и моделировать события и составлять программу своих действий.
4. Духовное здоровье:
–система духовных ценностей и убеждений. В немалой степени духовное здоровье обеспечивается верой. Во что верить и как верить – это дело совести каждого.
5. Социальное здоровье:
– отражает уровень профессионального и социального благополучия, социально-экономические условия жизни человека.
В характеристике понятия «социальное здоровье» используется как индивидуальная, так и общественная характеристика.
6. Репродуктивное здоровье:
– отражает уровень функционирования репродуктивной системы (количество зачатий рожденных детей), а также состояние здоровья рожденных детей.
Индивидуальное здоровье можно оценить качественно и количественно. Качественная оценка определяет уровень состояния здоровья. Количественная оценка проводится по комплексу показателей, которые характеризуют физическое, психическое и социальное здоровье.
Критерии и показатели здоровья
Анализ понятия «здоровье» в широкой перспективе осуществляется на основе различных критериев:
– биологический: биологическое благополучие – нормальная наследственность, полноценное функционирование органов, систем органов, всего организма;
– медицинский:физическое и психическое благополучие – телесная полноценность, нормальные психические и физиологические функции, отсутствие болезней и повреждений. В основе медицинской оценки состояния здоровья человека лежит совокупность антропометрических, клинических, физиологических, биохимических показателей, определяемых с учётом пола, возраста и других характеристик индивида.
– экологический:отношение в системе «человек – общество – окружающая среда», характеризующее действие адаптационных и дезадаптационных факторов по отношению к организму;
– социальный:нормальное функционирование человека в обществе – активность, ответственность, труд, воспитание детей, семейное благополучие;
– демографический:относительная сбалансированность основных характеристик населения в целом и отдельных этнических групп – численности, рождаемости, смертности, плотности, общей заболеваемости и инвалидности;
– экономический:экономическое благополучие государства, семьи, отдельного человека в условиях стабильной обеспеченности трудовыми ресурсами, детерминирующей финансовые показатели;
– психологический:гармоничность личности на основе сформированности познавательных процессов – восприятия, внимания, мышления, памяти, духовной сферы, включая ее эмоционально – волевой аспект, и речи;
– педагогический:состояние, позволяющее получать от предыдущих поколений полноценный интеллектуальный, практический, эмоционально – ценностный опыт, необходимый для жизни, труда, творчества;
– культурологический:состояние, обеспечивающее усвоение опыта по сохранению здоровья и ведению здорового образа жизни на базе общечеловеческой, национальной, региональной культуры, основанное на осознании принадлежности человека к определенной культуре, принятии ее ценностей как своих, выборе культуросообразной модели жизни и поведения. Таким образом, сущность понятия «здоровье» представляется по разному, в зависимости от критериев, составляющих основу для его выражения.
Показатели и уровни оценки здоровья:
Структуру понятия «здоровье» можно анализировать в соответствии с рядом показателей и уровней оценки данного понятия.
Базовое представление о состоянии популяционного здоровья дает характеристика распространенности в населении болезней и смертей. То есть, здоровье определяется от обратного – через болезнь и ее последствия. Этот уровень является необходимым, но недостаточным и интерпретировать его результаты можно только в непосредственной связи отражения ими качества жизни.
Сегодня существует целый ряд определений здоровья человека, которые, как правило, содержат следующие показатели здоровья:
• нормальное функционирование организма в системе «человек – окружающая среда»;
• полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие;
• умение приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде;
• способность к полноценному выполнению основных социальных функций.
Социальные показатели здоровья: рождаемость, смертность, продолжительность жизни.
Первичные показатели здоровья населения:
— Смертность (частота, временные и пространственные распределения).
— Заболеваемость c кратковременной и длительной утратой трудоспособности.
— Оценки функционального состояния и резервов адаптированности.
Второй уровень развивает понимание здоровья, как позитивного состояния, через самооценку людьми уровня благополучия: физического, психического и социального. Вспомогательными параметрами здесь могут быть доли лиц, охваченные оздоровительными программами, доли имеющих благополучные весо-ростовые показатели, доли не обращающихся за медицинской помощью и др.
Наконец, на третьем уровне здоровье рассматривается с позиций качества жизни, для чего используются оценки способностей людей решать жизненные проблемы. Оценке подлежат такие, например, характеристики как способность решать определенные комплексы проблем, типичных для повседневной жизни, постоянно в ней присутствующих и изменяющихся.
Индекс развития человеческого потенциала(признан мировым сообществом) определяется показателями – уровень жизни, образованность, долголетие.
Дата добавления: 2018-04-04 ; просмотров: 13458 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник