Меню

Здоровье человека как предмет медицинского знания

Здоровье человека как предмет медицинского знания

Плохой человек не тот, кто не читал
ни одной книги; плохой человек тот,
кто прочитал всего одну книгу.
Болгарская пословица

М едицинская деятельность — ровесница человека. Она вытекает из глубинной потребности людей в сохранении и воспроизводстве своего существования. Сущность человека — это его принципиальное отличие от всего живого (т.е. жизнь — социальная), а природа человека — это его субстанция (жизнь биологически субстанциональна).

Социальная сущность человека не отменяет того, что он есть и будет не только личностью, но и организмом (биологической субстанцией) , но изменяют мир не человеческие организмы, а личности, сущность деятельности которых всегда социальна.

Эту биосоциальную связь можно условно представить через взаимодействие человека и среды. См. схема 1 Из схемы видно, что подструктуры человека (как личности, индивидуальности и организма) и среда его обитания (социум, техносфера и природа) фокусируются в человеческой деятельности, в которой организм (как объект медицины) раскрывается как личность.

«Медицина. От латинского слова medicari — назначить лечебное средство. Но медицина заботится не только о восстановлении нарушенного здоровья, а также и о предупреждении расстройств. Полное определение медицины с современной точки зрения: Медицина есть наука, изучающая болезни, предупреждающая и приводящая их к благополучному исходу» . Таково научное определение медицины, данное в конце XX века

В 30-е годы нынешнего столетия медицина трактовалась как «наука о здоровом и больном человеке, имеющая целью сохранение здоровья его путем предупреждения и лечения болезней. Будучи частью естествознания, медицина является также наукой социальной, так как объектом ее изучения является человек с его общественными условиями жизни» . Современная же дефиниция выглядит более наукоемкой, но по содержанию существенных изменений за столетие она не претерпела, т.е. медицина представляется «системой научных знаний и практической деятельности, целью которых является укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека» .

В любом определении медицины как науки прослеживается неразрывная связь лечения с предупреждением заболевания как одной из конкретных форм профилактики, препятствующей развитию необратимых форм болезни и осложнений, потере временной или постоянной трудоспособности, преждевременной старости и смерти.

В истории медицины, включая и нынешний труднейший период, генеральную линию ее определяло профилактическое направление, гносеологической основой которого является диалектико-материалистическое понимание единства социального и биологического, организма и окружающей среды. В свою очередь, связь профилактики и клиники лежит и в основе здравоохранения, которое выступает как «система социально-экономических и медицинских мероприятий, имеющих целью сохранить и повысить уровень здоровья каждого отдельного человека и населения в целом. Характер и содержание здравоохранения на различных этапах общественного развития определяется способом производства, степенью развития производительных сил, уровнем развития науки и техники в целом и медицинской науки в частности» . (Как совокупный уровень этих составляющих в сегодняшней России отражается на развитии медицинской отрасли, а затем и книги, будет показано во второй части данного пособия.)

Современная медицина — это целый комплекс наук и направлений практической деятельности. В круг ее стратегических вопросов входят:

— состояние соматического (телесного) и психоэмоционального благополучия человека, т.е. его здоровье, — физиология человека и медицинская психология;

— нарушение состояния здоровья, т.е. болезнь, — общая и частная патология;

— распознавание этих различных состояний жизнедеятельности человека — диагностика;

— лечение болезней — клинические дисциплины;

— предупреждение болезней — профилактика в узком смысле слова (как текущая поликлиническая и диспансерная деятельность) и различные отрасли гигиены;

— условия сохранения здоровья и предупреждение заболеваемости — социальная гигиена или профилактика в широком смысле слова .

Если этот круг вопросов представить через предмет и объект медицины, то получается следующее.

Предметом исследования медицины как науки являются:

— причины возникновения и закономерности развития болезней человека ( этиология и патогенез);

— методы из распознавания и лечения ( диагностика и клиника);

— методы предупреждения заболеваний ( профилактика);

— формы оптимальной организации медицинской помощи населению ( теория организации здравоохранения).

А основными объектами медицины выступают биологические состояния организма:

— норма и патология;

— социальные состояния личности (здоровье и болезнь);

— психологические связи в отношениях норма — здоровье, патология — болезнь и другие факторы.

Подчеркнем, что именно последние — норма (здоровье) и патология (болезнь) — являются сутью объекта медицинского комплекса наук. Таким образом, медицинскую науку в целом можно представить, как:

1) систему развивающегося знания (результат научного поиска);

2) процесс получения знания (эксперимент и клиническая практика).

Однако медицину нельзя определить как только знания или как только деятельность по производству знания. Очевидно, медицинская наука как теоретическая система включает в себя оба аспекта — деятельность как процесс и знания как результат научного процесса.

В этой связи нельзя не подчеркнуть, что даже самые фундаментальные понятия, которыми всегда оперировала медицина, такие, как «болезнь» и «здоровье», в полной мере не разработаны. Еще в 1933 г. Н.А. Семашко заметил: «Стыдно признаться, но это факт: медицина до сих пор не знает, что такое болезнь, хотя именно с этим понятием она, казалось бы, призвана и оперировать. До сих пор еще даже в ученых трактатах болезнь определяется так, как определял это понятие доктор в бессмертной комедии Мольера: «Болезнь — это отсутствие здоровья» . Конечно, это «шутка гения», но не без доли правды. Первый нарком здравоохранения РСФСР не сильно преувеличивал. Разброс во мнениях, поиски общего «патологического знаменателя» были не частыми (ими занимались в основном выдающиеся медики), во многом проблематичными для самих авторов и в принципе не удовлетворяли всех.

Например, терапевт С.П. Боткин уверял, что «болезнь не есть нечто особенное, самостоятельное; она представляет обычные явления жизни при условиях, невыгодных организму, который или умирает, или в силу своей приспособляющейся способности восстанавливает свое равновесие, достигая таким образом более или менее полного выздоровления, или же остается больным, сохраняя иногда способность передать болезнь или расположение к ней своему потомству, что и обусловливает наследственность болезней» .

По мнению Боткина, болезнь — это всегда «триада» — она либо отступает, либо «передается по наследству», либо приводит организм к летальному исходу. Развивая последнее, гигиенист Ф.Ф. Эрисман, в свою очередь, также уверял (и доказывал на примерах отвратительного санитарного состояния российских фабрик и заводов), что «смертность далеко не обусловливается одними теми причинами, которые коренятся в естественном увядании человеческого организма. Огромное большинство людей умирают преждевременно под «роковым влиянием внешних причин» .

Прошедшие десятилетия мало что изменили в этом плане — насколько понятие болезни ясно для не медика, настолько трудно дать ему научное определение или хотя бы найти единое понимание среди врачей. Мы также не собираемся «изобретать» новую дефиницию, но констатируем сам факт этой объективной трудности.

Несколько лучше обстоит дело с понятием «здоровье». Не растворяясь в полемике по этому поводу, укажем лишь на общую «формулу здоровья» , «открытую» в конце 80-х годов:

Читайте также:  Сколько групп здоровья выделяют по итогам диспансеризации

В ней положительный (или отрицательный) числитель «сопрягает» организм с условиями его существования относительно отклонений от нормы в связи с определенными причинами в данное время и на данной территории. Ее применение в принципе говорит о том, что здоровье человека в системе социальных ценностей занимает важное место. Причем оно является не только личным достижением человека, но и общественным богатством (насколько это справедливо в условиях современной России — судить каждому человеку и разным социальным слоям общества!).

Объектом данного пособия, однако, является не столько медицина как наука и ее история, сколько медицинская книга — ее издательско-торговый (книговедческий) аспект в определенных хронологических границах. Ведь «книга выступает как одна из форм и как средство сохранения и передачи наиболее значимой для развития общества социальной информации, составляющей объективную основу социальной памяти — «определенных достижений духовной культуры» . И что особенно важно, «исследование отраслевой книги. невозможно без вторжения в те научные и практические области, которые она отражает. Такой подход реализован путем. аналитической оценки. изданий, на основе которой прослеживается сам процесс трансформации знания в содержании. книги» .

Это вполне применимо и для отраслевой книги, какой является медицинская, т.е. произведения письменности в области медицины.

Поэтому дефиниции медицины, ее объекта и предмета, приводимые выше, необходимы. Ведь арсенал средств диагностики, профилактики и лечения болезней, внедрение новой техники и специализированной помощи и другие направления медицинской деятельности должны ставить перед медицинской наукой и практикой новые, все более сложные проблемы. А в комплексе социально-экономических и медицинских мероприятий, призванных обеспечивать решение этих проблем, не последнее место принадлежит медицинской книге.

Можно предположить, что именно она, обладая широким кругом функций, является главным средством обобщения и пропаганды как позитивного, так и проблемного в сегодняшней медицине, необходимым условием совершенствования образования и развития практики. Аккумулируя лечебно-профилактический опыт, медицинская книга сама активно влияет на решение сложных проблем, стоящих перед медициной. Причем для содержания полноценной медицинской книги характерно сочетание научности и практической направленности, ибо теоретические «прорывы» в медицине и их конкретное использование составляют единый процесс, который именно в комплексе дает ощутимый результат.

Итак, в принципе можно согласиться с апробированными определениями, что если история медицины — это «научная дисциплина, изучающая развитие медицины на всех этапах — от возникновения в форме первобытной народной медицины и до современного состояния. , то медицинская литература — это «научные. справочные, популярные и другие виды произведений медицинского содержания, призванные способствовать развитию медицинской науки, повышению уровня профессиональной подготовки различных категорий медперсонала, а также санитарному просвещению» .

Источник

Здоровье человека как предмет комплексного междисциплинарного исследования

Здоровье человека как предмет комплексного междисциплинарного исследования

Психология здоровья – наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития.

Задача психологии здоровья: психология здоровья стремится выстроить психосоматическое развитие человека в творческий процесс преобразования себя и самочувствие себя в системе окружающей действительности.

Пути становления новой отрасли человеческого знания проходили в 3 этапа:

I. Запугивание и устрашение населения различными недугами. В этот период была основа на патогенную основу факторов риска.

II. Обращение к разуму человека: активно давалась статистика о различных оздоровительных системах, об их положительном воздействии, предлагались различные модели здорового образа жизни.

III. Каузальный этап (кауза — причина) – причинный этап: ориентация на исходные причины состояния человека, т.е. на выявление и устранение причин, а не на борьбу со следствием.

В психологии здоровья выделили следующие направления исследований:

Выявление роли психологических факторов в укреплении здоровья человека.

Формирование внутренней картины здоровья, т.е. психологического состояния отношения к здоровью.

Поиск оптимальных методов психологического воздействия, направленных на развитие здоровой личности.

Создание системы обучения здоровью.

Т.о. психология здоровья включает в себя практику поддержания здоровья человека от зачатия до смерти и представляет собой психологическую базу первичной, вторичной профилактики и реабилитации.

В 1997 г. А. Маслоу высказал предположение, что жизнеспособность психологии здоровья, возможно, определяется не столько анализом глубин человеческого поведения, сколько анализом высот, которых каждый индивидуум способен достичь.

З. Фрейд представляет нам больную часть психологии, и мы должны теперь дополнить ее здоровой частью.

Исторический аспект проблемы

Основа учения о здоровой психике была заложена еще в трудах Гиппократа, в его сборнике были впервые научно обоснованы проблемы не болезни, а здоровья.

Древний философ Демокрит в свое время писал Гиппократу: «Здоровье просят у Богов в своих молитвах люди, а того не знают, что они сами имеют в распоряжении средства к этому».

О Гиппократе знают не только как о врачевателе, но и как о непреклонном гигиенисте. Именно с гигиеной связаны пути сохранения здоровья, и об этом писал Гиппократ.

Но еще гораздо раньше Гиппократа в античной литературе была достаточно широко освящена тема гигиены. В древней мифологии существует миф об Аполлоне и его сыне Эскулапе и кентавре Хероне – лучшем врачевателе, который обучал Эскулапа врачеванию собственной души. У Эскулапа было 2 дочери: Панацея и Гегея, первая решила изобрести лекарство от всех болезней и была осмеяна, а вторая — проповедовать гигиену души и тела, стала известной. Гегею изображали как красивую девушку в тунике, которая держит в одной руке чашу, а в другой – змею (это символ медицины).

Авиценна в средние века издал пятитомный труд «Канон врачебной науки», где разработал и обосновал собственную систему сохранения здоровья, которая не потеряла значение до сих пор. Он говорил, что человек может и должен жить до 140 лет.

В.М. Бехтерев впервые заговорил о психологии здоровья. Он говорил, что борьба за свободу личности есть борьба за ее здоровое развитие. Общество, которое строится на принципах самоуправления, должно, прежде всего, побеспокоиться о создании здоровых условий для жизнедеятельности личности. Бехтерев особо подчеркивал «определяющее влияние социально-экономических условия на распространение душевных расстройств». Среди всех оздоровительных мероприятий важнейшее значение Бехтерев придавал 3 китам: психогигиене, психопрофилактике и воспитанию. Он предложил создать программу «Забота о здоровье ради здорового человека». До сих пор идеи Бехтерева воплощаются в жизнь в Санкт-Петербурге.

Проблемы психологии здоровья

1) Убыстрение ритма жизни. Нарастающие нагрузки на нервную систему и психику человека, негативная динамика межчеловеческих отношений приводит к формированию эмоционального напряжения. Она ведет к «болезни спешки» и является одним из факторов развития заболеваний.

2) Проблема жизни в условиях неопределенности. Ее породила ситуация, связанная с переходом с одной ступени развития общества на другую. Произошла кардинальная смена устоявшихся стереотипов поведения. Следовательно, повысилось беспокойство человека за свое будущее, за будущее своих детей и близких. Повышенный стойкий уровень беспокойства выливается в психосоматическую патологию. Неопределенность сама по себе не имеет знака, знак зависит от личностных особенностей человека, заполняющих неопределенность собственными ожиданиями. Чаще всего неопределенность представляет собой дефицит в прогнозировании своего будущего. Проведенные психологами исследования показали, что существуют 2 полярные группы людей, которые по-разному реагируют на неопределенность. Первая группа реагирует страхом, усталостью, безразличием и растерянностью (интравертированные интерналы). Вторая группа – это люди, которые реагируют озлобленностью и агрессивностью (экстравертированные экстерналы).

Читайте также:  Мужское здоровье таблетки для потенции

3) Проблема «информационного бума». Нахлынувшая волна информации о прошлом и настоящем пропорционально увеличила приток лиц, которые обращаются к психотерапевтам, психологам и психиатрам. Многие чувствительные люди не могут адекватно переработать информацию – ее слишком много и она ужасающая. Т.о. растет количество лиц, страдающих от «синдрома информационного изнурения».

4) Разрушение идеологической базы, которое повлекло за собой разрушение индивидуальной картины мира. Большинство населения сумело перестроить свою мировоззренческую картину, причем, в основном опираясь на религию или на собственную философскую модель описания действительности. Однако по исследованиям около 12-15 % населения не имеют никакой системы описания, т.е. образовался мировоззренческий вакуум. Он очень близок по своим характеристикам к состоянию неопределенности, поскольку он может заполниться любыми шовинистическими идеями. Он может спровоцировать социальные катаклизмы.

5) В настоящее время актуализировались все смертные грехи человека: гордыня, сребролюбие (любовь к деньгам), блуд, чревоугодие, гнев, зависть и уныние. Именно зависть и уныние могут в полной мере рассматриваться как важные факторы риска психических заболеваний.

6) Снижение уровня социальной поддержки. Оно приводит к одиночному переживанию преодоления стрессовых ситуаций. Это снижает толерантные способности человека. Социальная поддержка бывает двух видов: институциональная (исходит от государственных структур) и межличностная. Социальная поддержка – это барьер между стрессом и его последствием. Социальная поддержка тесно связана с социальной интеграцией, которая тоже является барьером между здоровьем и болезнь. Социальная интеграция включает в себя привязанность к кому-либо. Возможность кого-то воспитывать, получение подтверждения своей значимости, чувство надежности партнеров по общению и т.д. Социальная поддержка прямо пропорциональна уровню заболеваемости и здоровья.

7) Проблема вестернизации (от слова «вестерн»). В течение трех последних столетий это направление продолжает завоевывать российское пространство. Вестернизация – это усвоение обществом ценностей и паттернов социального поведения, изначально присущих западному обществу. Ученые обнаружили, что воздействие вестернизации несет повреждающий характер (эффект):

a. Снижение численности населения в результате снижения среднего возраста жизни, снижения рождаемости и роста межгосударственной миграции.

b. Рост общей и нервно-психической заболеваемости с преобладанием психосоматических заболеваний.

c. Рост инфекционной заболеваемости, обусловленный распадом системы контроля над инфекционными болезнями и внутригосударственной миграцией.

d. Рост профессиональной заболеваемости и индустриального травматизма из-за снижения внимания к охране труда и технике безопасности вследствие необходимости снижения производственных затрат.

e. Появление значительных по объему маргинализированных социальных групп.

f. Рост всех видов социальных девиаций: преступности, проституции, алкоголизации, суицида и т.д.

g. Экономическая депривация больших групп населения, которая приводит к обнищанию.

h. Неспособность институтов контроля нейтрализовать негативное влияние социальных изменений на общественное здоровье. Т.е. у государства нет возможности удержать стресс социальных изменений и его последствия.

Стресс социальных изменений влияет на психологическую устойчивость личности – это сложное качество личности, синтезирующее в себе следующие составляющие: способность к личностному росту, своевременное адекватное разрешение внутриличностных конфликтов, относительная стабильность эмоционального тона и благоприятного настроения, развитая волевая регуляция.

В психологической устойчивости объединены уравновешенность и соразмерность, стойкость и стабильность, сопротивляемость или резистентность. Это главный критерий психического здоровья.

Выделяют 2 составляющие психологической устойчивости: внутренние (личностные) ресурсы человека и внешние ресурсы (социальная поддержка). Г. Олдпорт определял, что если у человека дефицит психологической устойчивости, снижается сопротивляемость организма, и возникает психологическая зависимость.

Существует 3 группы психологических зависимостей: химическая зависимость, акцентуированная активность, интеракционная зависимость. Химическая зависимость возникает при выходе эмоциональных событий за границы оптимума (либо дефицит чего-то, либо пресыщение чем-то). Чем уже границы оптимума, тем меньше психологическая устойчивость. Например, алкоголь оглушает реактивность организма, что снижает значимость событий при их пресыщении. Акцентуированная активность включает в себя поглощение играми, сексом, трудоголизм. Причина в том, что происходит редуцированное личностное развитие (личностная дисгармония). Происходит попытка заменить истинные ценности. Интеракционная зависимость – это снижение самодостаточности, ослабление чувства социальной принадлежности к определенной группе. Все это ведет к деструктивному культу.

Здоровье человека как предмет

комплексного междисциплинарного исследования

Понятие здоровья является основополагающим в литературе и культурологии. Вересаев в книге «Записки врача» в 1936 г. давал 28 определений здоровья. В философии основное определении дал Шопенгауэр: это одна из приоритетных ценностей человека, жертвовать им ради чего-либо есть величайшее безумие. Т. о. здоровье считалось определяющей и самой главной ценностью.

Проблема здоровья, его определения ставится в один ряд с фундаментальными науками: физикой, химией и математикой. По своей актуальности это одна из самых значимых наук. В психологии говорят о феноменальности здоровья.

Феномен здоровья состоит в следующем:

1. В абсолютном смысле здоровья не существует, это идеал.

2. Каждый человек здоров условно, ни один человек на протяжении всей жизни не бывает вполне здоровым.

3. Каждый человек может быть здоров в определенных условиях. Условия, нормальные для одного, могут быть ненормальными для другого.

5 моделей здоровья:

I. Биологическая модель: здоровье определяется как отсутствие болезней, нормальное функционирование организма на всех уровнях его организации, т.е. такое функциональное состояние, которое обеспечивает продолжительность жизни, физическую и умственную способность, функцию воспроизводства здорового потомства.

II. Медицинская модель: здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней. Эту модель предложило Всемирное Министерство здравоохранения ООН, она считается идеальной.

III. Биомедицинская модель: здоровье – это состояние организма, когда функционирование всех его органов и систем уравновешено с внешней средой, отсутствуют болезненные проявления и субъективное ощущение нездоровья.

IV. Ценностно-социальная модель: здоровье – это ценность для человека, необходимая предпосылка полноценной жизни, удовлетворения материальных потребностей и участия в разных видах деятельности.

V. Биосоциальная модель (Лисицын): здоровье – это гармоничное единство социальных и биологических качеств человека, позволяющих ему успешно адаптироваться к постоянно меняющимся условиям внешней среды и быть полноценным членом семьи и общества.

ü «Я хочу»: психическое здоровье.

ü «Я могу»: соматическое (имеется при рождении) и физическое (динамика физиологических изменений организма на протяжении всей жизни) здоровье.

ü «Я должен»: социально-нравственное здоровье.

Психическое здоровье – это состояние психической сферы (психических явлений) человека, общего душевного комфорта, обеспечивающего адекватную поведенческую реакцию человека в среде и обществе.

Социально-нравственное здоровье – это комплекс характеристик мотивационно-потребностной жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей индивида. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека.

Факторы, формирующие здоровье

Определяющим фактором является образ жизни (modus Vivendi), вследствие этого здоровье рассматривается как социально-психологическая категория.

По Лисицыну образ жизни – это определенный исторически обусловленный тип жизнедеятельности в материальной и духовной сферах, который включает в себя 4 категории:

Читайте также:  Крепкого здоровья всем мамочкам

· экономическую (уровень жизни человека);

· социологическую (качество жизни);

· социально-экономическую (уклад жизни);

· социально-психологическую (стиль жизни).

Здоровье – категория общественная, о здоровье общества судят по следующим показателям: рождаемость, смертность, уровень заболеваемости и продолжительность жизни. Понятие здоровья располагается между 2-мя точками: рождаемостью (от зачатия) и смертностью.

Петленко (один из основоположников медицинской психологии) говорил, что здоровый организм должен быть довольно устойчивым в условиях постоянного изменения количественных и качественных единиц структурной и сенсорной информации.

Образ жизни занимает 50 % среди всех факторов, влияющих на здоровье человека, и представляет собой систему взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды.

Сфера влияния факторов

Факторы, влияющие на здоровье

Факторы, укрепляющие здоровье

Вредные привычки: курение, алкоголизм, наркомания, токсикомания, злоупотребление лекарственными препаратами

Отсутствие вредных привычек

Современные тенденции относительно вредных привычек: ювенилизация вредных привычек (снижение возраста их возникновения); повышение спектра вредных привычек, повышение доступности факторов риска (только 1/5 часть наркотиков используется как лекарство, 80 % — бизнес)

Несбалансированное в количественном и качественном отношении питание

Гиподинамия и гипердинамия

Адекватная физическая активность

Стрессовые ситуации (дистресс, хронический стресс)

Здоровый психологический климат, прежде всего, в семье

Недостаточная медицинская активность

Внимательное отношение к своему здоровью

Сексуальное поведение, способствующее распространению ЗППП, непланируемой беременности и препятствующее стабильным, постоянным партнером

Сексуальное поведение, препятствующее распространению ЗППП, адекватное репродуктивное поведение

30 % детей с 12-ти лет имеют полигамный сексуальный опыт

Неблагоприятные природно-климатические условия

Благоприятные природно-климатические условия

Загрязнение окружающей среды

Экологически чистая окружающая среда

Валеология изучает последствия загрязнения окружающей среды для человека

Вредные условия труда и обучения

Отсутствие вредных факторов труда и обучения

В школе существуют дидактогенные заболевания, связанные с процессом обучения

Оседлый образ жизни

В 1996 г. 1 млн. мигрантов из Таджикистана приняла Россия и произошла вспышка брюшного тифа

Плохие материально-бытовые условия

Хорошие материально-бытовые условия

На первых этажах домах может быть плохое бетонирование, из подвальных помещений выделяется газ – радон, который вызывает онкологические заболевания

Биологические факторы (20 %)

Наследственность, предрасполагающая к заболеваниям

Каждое 5-е заболевание наследственное

Возрастные, половые и конституциональные особенности, ведущие к развитию заболеваний

Особенности, способствующие формированию здоровой личности и здорового организма

Риск заболевания инфарктов миокарда выше у мужчин, женщины чаще болеют варикозным расширением вен. В детском возрасте существует одна железа, которая может вызвать заболевания. Особенности конституции влияют на психосоматическое здоровье, например, астеники страдают заболеваниями нервной системы, пикники – заболеваниями ЖКТ, атлетики – заболеваниями опорно-двигательного аппарата

Организация медико-психологической помощи (8-10 %)

Некачественная помощь и обслуживание

Высокий уровень помощи, широкий охват населения

При высоком уровне медицинского обслуживания в Японии (2 раза в год все проходят обследование с помощью эндоскопической техники) дети умирают в 5 раз чаще, чем в России. Почему?

Психологические факторы здоровья

Многие специалисты задавались вопросом: как взаимосвязаны факторы жизни человека со здоровьем и болезнью. Психологи предложили выделить 3 группы психологических факторов, ведущих к здоровью и болезни: независимые, передающие и мотиваторы.

Независимые факторы имеют самые сильные корреляции со здоровьем и болезнью:

a. Предрасполагающие факторы:

i. Поведенческий профиль. Существует 3 типа поведения: тип А, тип Б и тип С. Также выделяют 12 типов поведения – опросник AVEM. Каждый тип включает следующие характеристики: поведенческие позиции (амбициозность, агрессивность, компетентность), специфическое поведение (мышечное поведение, определенный эмоциональный стиль речи) и преобладающие эмоциональные ответы (раздражение, враждебность, гнев). Некоторые ученые с поведением, предшествующим ишемической болезнью сердца, связывают тип А и его наиболее прогностическую черту личности – «потенциал враждебности».

ii. Поддерживающие диспозиции – это личностные конструкты, связанные с определенными возможностями реагирования на различные трудности в оптимистической или пессимистической манере (диспозиция-оптимизм и диспозиция-пессимизм). Сюда же ученые относят «силу-Я» как механизм, связывающий здоровье с психосоциальным влиянием, например, такое качество человека как выносливость, самообладание, настойчивость, решительность, целеустремленность.

iii. Эмоциональный профиль или эмоциональные паттерны. Это трудности в эмоциональном выражении, связанные с алекситимией. Трудности могут быть связаны с множеством психосоматических расстройств, с особенностями дыхательной системы: астмой бронхитами. Могут встречаться трудности в выражении эмоций, что характерно для поведенческого типа С, т.к. для него свойственен репрессивный личностный стиль – избегание потенциальных повреждающих ситуаций, сознательных конфликтов, затрудненному опыту. Тип С не способен выражать негативные эмоции, особенно в открытой манере.

b. Когнитивные факторы – это представления о здоровье, разнообразные модели веры в лечение:

i. Представления о болезни. Люди оценивают физиологические расстройства и симптомы в зависимости от общепринятого подхода и представлений медицины о болезни (чаще всего в историческом контексте), от формального образца (атрибуции, которые касаются приписывания причин болезни или излечения каким-либо факторам личностного плана).

ii. Восприятие риска и уязвимости. Чаще всего риск идет к заболеваниям или другим негативным жизненным событиям.

iii. Контроль над своей жизнью: чувство ответственности и волевая регуляция.

c. Факторы социальной среды:

i. Социальная поддержка может быть положительной и негативной (если референтная группа является неблагоприятной).

ii. Брак и семья.

iii. Профессиональное окружение.

d. Демографические переменные:

i. Фактор пола. Концепция биологического детерминизма объясняет различия в психике и здоровье мужчин и женщин.

ii. Фактор восприятия возраста. При восприятии пожилого возраста усиливается корреляция между здоровьем и влиянием социальной среды, т.к. изменяется социальная поддержка. Существует корреляция между уровнем здоровья и материальным доходом.

iii. Этнические группы и социальные классы. Снижается способность к психологической адаптации, т.к. некоторые группы имеют низкий социально-культурный и материальный статус. Происходит снижение стабильности жизни и здоровья.

Передающие факторы представляют собой специфическое поведение, которое возникает в ответ на различные стрессоры:

1. Копинг-стратегия или совладание с проблемами разного уровня, т.е. переживания, регуляция, саморегуляция, восстановление. Копинг-стратегии влияют как на соматику, иммунную систему, так и на психосоматику.

2. Употребление и злоупотребление веществами: алкоголь, никотин, лекарственные препараты, пищевые продукты, наркотики. Они в психологии рассматриваются как одна из стратегий преодоления и регуляции внешних стрессоров или внутренних проблем, чаще всего с отрицательными результатами для здоровья.

3. Особые виды поведения, способствующие здоровью: физическая активность, выбор экологической среды, самосохранительное поведение в целом.

4. Соблюдение правил по поддержанию здоровья и приверженность им. Сюда относят добровольные усилия, направленные на планирование и осуществление лечения, профилактику различных заболеваний через профосмотры, посещение групп поддержки, выполнение определенных гигиенических процедур, использование ремней безопасности и т.д.

1. Стрессоры. Именно стресс приводит в действие другие факторы, прежде всего, передающие, через активизацию механизмов копинга.

2. Существование в болезни: процесс адаптации к острым эпизодам болезни, поведение по оценке болезни (информационный поиск, социальные сравнения или отрицание болезни).

Оценка этих факторов позволила создать тесты для определения собственного уровня и оценки здоровья.

ДЗ: измерить рост, вес, пульс, кровяное давление.

Источник

Adblock
detector