51. Философские аспекты здоровья человека. Норма и патология. Врач и пациент.
В философском плане каждый человек представляет собой противоречивое, динамичное,
системное единство двух эволюционно противоположных сущностей («пластов»): биологического
(со всеми входящими в него природными компонентами) и социального (в конкретном
пространственно-временном и властно-собственническом континууме). Духовность и организм
«живут» по разным объективным законам.
Здоровье – это состояние определенной неизменности всех систем, структур и функций организма
при его непрерывном подвижно-равновесным взаимодействии с окружающей средой.
Чтобы избавиться от этой напасти или хотя бы максимально облегчить себе жизнь, требуется
определить адекватный путь исцеления, индивидуальный для каждого человека. Для этого
необходимо предварительное тщательное и терпеливое (за исключением критических ситуаций)
изучение клинической картины заболевания и сопоставление её с данными современной
медицинской науки, чтобы установить диагноз, определить прогноз и наметить стратегию лечения.
Не смотря на патологию и стадию её развития, надо рассматривать организм, как единое целое.
Диагностика – общечеловеческая деятельность, универсальная форма адаптации людей в
окружающем мире. Клиническое диагностирование касается подчас самой жизни человека,
обладающего не только болезнями, но также сознанием, волей, жаждой жизни, определённым
биологическим ресурсом самовосстановления. Врач по внутренним болезням, опираясь на
развитый потенциал собственных органов чувств, по сотням незаметных непосвящённому
признакам стремится «расшифровать» индивидуальный механизм взаимосвязи патологий,
создающих угрозу не только качеству жизни, но и самой жизни страдающего человека. Диагностика
– не акт, а мыслительный процесс, диалог врача с организмом пациента и им самим. Врач опирается
на опыт предшественников, именно он задаёт направление выстраиванию диагноза и клинического
прогноза, определяет спектр необходимых лабораторно-инструментальных и иных тестовых
исследований. Затем систематическое наблюдение за ходом лечения, анализ успехов и сбоев
перерастают в мониторинг и уточнение прогноза, коррекцию средств и методов целительства,
исходя из осмысления обратной связи с организмом, его откликов и реакций на предпринятые
меры. Но над приборами, пробирками и тестами всегда возвышается фигура врача-клинициста.
Только он может справиться с этими инструментами. Демиург здоровья – не скальпель и не
таблетка, а человек, врач, осмысливающий ситуацию, наблюдающий, диагностирующий,
назначающий и операции, и препараты, и необходимые на его взгляд лабораторно-
инструментальные исследования. Техника всегда может дать сбой. Врач заметит ошибки
измерения. Философское осмысление проблемы здоровья человека может способствовать
ускоренному переходу от медицины болезней к медицине здоровья, то есть к переносу центра внимания от лечения далеко зашедших патологий к их обнаружению на ранних подступах и
Для описания различных типов взаимоотношения между медицинскими работниками и пациентами
американский философ Роберт Витч выделил четыре базовые модели: инженерную, пасторскую
(патерналистскую), коллегиальную и контрактную (договорную).
В рамках так называемой «инженерной модели » врач относится к пациенту как к «безличностному
механизму». Задача врачевания интерпретируется как исправление «поломки» механизма,
обусловленной действием внешних или внутренних факторов. Поскольку пациент не обладает
необходимыми научными знаниями о собственном состоянии, то учет его мнения при выборе
лечебного мероприятия не только бесполезен, но и может быть вреден из-за привнесения
В рамках патерншшстской модели отношения между врачом и пациентом напоминают отеческое
отношение родителя к ребенку или священника к прихожанину. Патерналистское отношение
наполнено субъективным содержанием и строится как определенного рода межличностное
общение. Оно мотивировано стремлением помочь страдающему человеку и избежать нанесения
ему вреда. Его моральными характеристиками можно полагать любовь к ближнему,
благотворительность, милосердие и справедливость.
Гораздо ббльшие возможности для реализации ценностей автономной личности создает
коллегиальная модель отношений между медицинским работником и пациентом. Больной в
рамках этой модели предстает как равноправный в своем взаимодействии с врачом. Для того чтобы
играть свою роль, пациент Должен получить от врача достаточное количество правдивой
информации о своем состоянии здоровья, вариантах лечения, прогнозе развития заболевания,
возможных осложнениях и т.д. Будучи в некоторой степени уравнен в отношении
информированности с медиками, пациент становится в состоянии принимать участие в выработке
конкретных решений, касающихся своего лечения, по сути дела действуя как коллега лечащего
врача. В данном случае он реализует неотъемлемое право личности на свободу выбора.
Контрактная форма отношений позволяет избежать тех пагубных для свободы пациента
недостатков, которые присущи инженерной и патерналистской моделям. Одновременно она не
уповает на иллюзию возможности соучастия пациента в качестве «коллеги» врача. Пациент
добровольно устанавливает отношения с врачом на тех условиях, которые считает для себя
выгодными и возможными. При этом он может делегировать определенные «властные»
полномочия врачу с тем, чтобы тот мог адекватно выполнить свои профессиональные
Источник
ФИЛОСОФИЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА
Проблема здоровья человека, к которому в условиях ускорения научно-технического прогресса предъявляются все более высокие требования, является одной из самых сложных и актуальных. Без преувеличения можно сказать, что она с полным правом относится на сегодняшний день к тем проблемам, которые принято называть глобальными. Выдвижение здоровья в число первоочередных задач развития общества обусловливает необходимость теоретического и методологического осмысления этого феномена, показывает актуальность развертывания соответствующих научных исследований, в том числе и на философском уровне. Эффективное решение проблемы здоровья требует разработки целого комплекса вопросов, которые, вероятно, могут быть решены только на основе междисциплинарного подхода, предусматривающего участие специалистов различных областей знаний: биологов, психологов, генетиков, экологов, социологов, экономистов, врачей, философов и многих других. Необходимость анализа факторов, детерминирующих здоровье человека в рамках философии подтверждается реальной жизнью и имеет в своем основании следующие причины: 1. Необходимо философское осмысление и теоретическая интерпретация всех детерминационных факторов здоровья, как системного образования, что позволит определить закономерности формирования, сохранения и развития здоровья. Настало время попытаться выработать такую концепцию здоровья, которая объективно отражала бы связь между специальными знаниями, полученными при изучении здоровья, и основными законами и принципами диалектики. Все вышесказанное позволяет утверждать, что центральной методологической проблемой современной медицины является разработка теории здоровья.
2. В работах, посвященных исследованию индивидуального здоровья, находят отражение различные аспекты этой комплексной проблемы, выработанные на протяжении всей истории развития человека. Однако «камнем преткновения» по-прежнему остается отсутствие такого определения понятия здоровья, которое позволяло бы его оценить в количественных и качественных показателях. 3. Традиционные меры пропаганды здорового образа жизни (ЗОЖ), опирающиеся в основном на медицинские знания, оказались малоэффективными. Философская проблема здорового поведения человека включает целый круг вопросов, связанных с исследованием процессов воспитания и условий формирования личности — ее потребностей и интересов, мотивов и целей. Субъективизация здоровья — вот правильная методологическая установка, которая предусматривает прерогативу личного, самостоятельного контроля каждого индивида за своим здоровьем. 4. Важность исследования здоровья человека с точки зрения теории антропогенных потребностей в современных условиях определяется тем обстоятельством, что взаимодействие потребностей и здоровья реализуется в ЗОЖ, представляющем психологическую модель поведения, избранную индивидом в поисках лучшего способа самоосуществления жизни. Воспитание и обучение с целью формирования у человека потребности в здоровье представляет собой один из главных «каналов» первичной профилактики. 1. Теоретический анализ концепций здоровья в философии и медицине В истории развития концепции здоровья можно выделить античный период, период средних веков, новое время, новейшее, а также современность. Рассматривая болезнь и здоровье, древнегреческие врачи полагали, что данные состояния зависят от того, «как в теле человека смешаны кровь, слизь и желчь (желтая и черная)».
О здоровье можно говорить в том случае, если «эти части соблюдают соразмерность во взаимном смешении в отношении силы и количества, и когда они лучше перемешаны» (Гиппократ). В трудах философов — современников Гиппократа — также встречается много суждений о здоровье. Так, Платон рассматривал здоровье как «благо», способствующее духовному удовлетворению человека. Кроме того, он рассматривал его как явление, тождественное гармонии, считал, что «как только в нас, живых существах, расстраивается гармония, так вместе с тем разлаживается природа и появляется страдание». Здоровье, таким образом, рассматривалось им на основе существовавшего в древнегреческом обществе культа красоты и нравственности, гармонии здорового человеческого тела. По мнению Аристотеля, здоровье — это гармония, превосходные телесные и душевные свойства. Философ выделил здоровье в качестве основной цели медицины и подчеркивал, что «медицина имеет беспредельную цель — абсолютное здоровье человека», а само врачебное искусство направлено на «содействие здоровью», на «доставление здоровья», а также и на то, «какой образ жизни вести». Известный римский энциклопедист Авл Корнелий Цельс связывал состояние здоровья с определенным климатом, что является непосредственным продолжением учения Гиппократа. У Цельса мы встречаем догадку о существовании предболезни: до болезни появляются некоторые ее признаки.
Общим для всех является то, что «тело чувствует себя иначе, чем обычно, и не только в смысле изменения к худшему, но также и к лучшему». Другой известный римский врач и естествоиспытатель Клавдий Гален считал, что «здоровье есть результат правильного смешения четырех элементов, болезнь — состояние противоположное». Таким образом, в античный период здоровье рассматривалось, прежде всего, как гармония, идеал красоты и нравственности. Заслуга мыслителей этого периода состоит также в том, что они впервые поставили проблему детерминантов здоровья. Своего рода стержневым основанием во всех попытках определить здоровье человека было указание на правильное соотношение «начал». Своеобразным связующим звеном между античностью и средневековьем является Абу Али Ибн Сина (Авиценна).
По его мнению, медицина познает «состояние тела человека, поскольку оно здорово или утратит здоровье», а для цели сохранения и возвращения здоровья он разделил медицину на практическую и теоретическую, где «одна из них — это наука об основах медицины, а другая — о том, как ее применять». Анализируя идею Галена о степенях здоровья, Авиценна изложил и собственное представление о них: «Бывает тело здоровое до предела, тело не здоровое, но и не больное. затем — тело в хорошем состоянии, быстро воспринимающее здоровье, затем тело больное легким недугом, затем тело больное до предела». Это разграничение степеней здоровья в конечном итоге фиксировало соотношение: здоровье — предболезнь — болезнь. На рубеже XV—XVI веков появились работы Парацельса, который считал, что знания врача должны основываться на познании природы в целом и природы человека. Сам человек рассматривался им как микрокосм или частичка макрокосма.
Парацельс использовал знание минералогии, которое трансформировалось у него в определенные начала человеческого организма, где ртуть представляла дух, соль — тело, сера — душу и т. д. Соответственно этим представлениям здоровье рассматривалось им как следствие нормального соотношения этих начал. Таким образом, в средние века мыслителями была предпринята попытка на основе анализа основных воззрений на здоровье человека периода античности дать более полное и глубокое его толкование. Появились градации степеней здоровья. Было также указано на необходимость стремиться к сохранению и возвращению здоровья, а не только заниматься непосредственно лечением больных. Ведущей концепцией было» определение здоровья человека как способности безупречного функционирования органов. Ф. Бэкон (1561—1626) относил здоровье к одному из главных человеческих благ, которыми обладает человеческое тело. Значительную ценность приобретает призыв английского философа к познанию человеком собственного организма для сохранения здоровья, ибо «собственные наблюдения человека за тем, что ему хорошо, а что вредно, есть самая лучшая медицина для сохранения здоровья».
Как и Ф. Бэкон, Р. Декарт (1596—1650) призывал к изучению особенностей собственного организма с целью сохранения здоровья и продления жизни с помощью медицинского знания. Не обошел своим вниманием проблему здоровья и Б. Спиноза (1632—1677), который указывал, что «здоровье — немаловажное средство», но существует настоятельная необходимость в построении теоретической медицины в целом. Ламетри (1709—1751) рассматривал здоровье как «самое существенное состояние для жизни» и в конечном итоге связывал его, наряду с «хорошим телосложением», и со «счастьем человека». В то же время состояние здоровья, по его мнению, «может изменяться благодаря воспитанию и получать из этого источника свойства, которых она (телесная организация) от природы не имеет ». В свою очередь, Гольбах (1723—1789), отмечая целостность организма, утверждал, что «человек здоров, когда твердые и жидкие части его тела содействуют достижению данной цели и при этом оказывают друг другу взаимопомощь». Выдающийся физиолог К. Бернар (1813-1878) утверждал, что «медицина столь же стара, как человечество», а поскольку «сохранение здоровья есть, наверное, первое из всех благ, то и практическая медицина должна была возникнуть на пороге цивилизации». Тем самым он дал исторический анализ медицины с точки зрения ее целей и выделил ее основную направленность — сохранение здоровья. Идея диалектического подхода к человеческому организму со второй половины XIX века нашла практическое применение в деятельности отечественных клиницистов -— СП. Боткина (1832—1889), Г. А. Захарьина (1829-1897), А. С. Остроумова (1844-1908) и других. Так, СП. Боткин в своей деятельности исходил из того, что «болеет только живой организм, и так как болезнь составляет одно из многих проявлений жизни, то изучение этой последней и должно составлять основу научной медицины». Таким образом, в период XVIII—XIX веков проблема здоровья занимала важное место как в теоретических исканиях философов, так и в работе врачей-клиницистов.
Концепция здоровья претерпела дальнейшее развитие во многом благодаря попыткам использовать для его анализа законы диалектики, открытые Гегелем. Ведущей концепцией этого периода было признание здоровья как состояния, качественно отличного от болезни и поэтому более общего, изначального состояния, к сохранению которого должна стремиться медицина.
Источник