Экология и здоровье человека
Общие сведения об экологии человека.
Общие законы биоэкологии в полной мере справедливы и для человека как биологического вида. Поэтому в рамках экологии животных возник раздел экологии человека, который впоследствии превратился в важный раздел современной экологии. Термин «экология человека» был введен в 1921 г. американскими учеными Р. Парком и Э. Бюргессом. В настоящее время экология человека – это комплексная научная дисциплина, связанная с изучением природных, экономических, социальных, личностных закономерностей взаимоотношений человека и окружающей его среды и направленная на разработку стратегии и комплекса мер по обеспечению экологической безопасности человека и его разнообразных потребностей, (культурные, личностные, духовно-нравственные и др.). В связи с этим в экологии человека выделяются экология человеческой личности и экология человеческих популяций, в том числе и экология этносов.
Этнос (по Н.Ф. Реймерсу) – это исторически сложившаяся, целостная и устойчивая общность людей, характеризующаяся определенными особенностями физического и психического склада, культурно-исторического развития и отношений с природной средой.
Экология и здоровье человека
Качество жизни, здоровье и окружающая среда. Здоровье человека как биосоциального вида является не только биологической категорией, а есть важнейший показатель общественного прогресса. Здоровье необходимо рассматривать как общественное богатство не только в социальном, но и в экологическом смысле. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье человека– это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов, как это до сих пор достаточно широко распространено в общественном сознании.
В социально-экономическом аспекте здоровье характеризуется критериями физического и интеллектуального потенциала общества для создания материальных и духовных ценностей.
Состояние человека характеризуется большим количеством показателей, основными из которых являются следующие:
3) средняя продолжительность жизни;
4) физическое и умственное развитие;
6) психологическая комфортность;
7) степень социального благополучия и др.
На протяжении человеческой истории перечисленные показатели претерпели существенные количественные изменения, особенно в прошедшем столетии.
Понятие качества жизни. Здоровье человека в значительной степени определяется качеством жизни. В настоящее время нет общепринятого критерия качества жизни. Наиболее общую характеристику этого понятия дали шведские ученые Л. Леви и Л. Андерсон в докладе, подготовленном к Всемирной конференции ООН по народонаселению (1974), изданном затем в нашей стране отдельной книгой (Л. Леви, Л. Андерсон. Народонаселение, окружающая среда и качество жизни. – М.: Экономика, 1979), в которой качество жизни рассматривается как совокупность условий физического, умственного и социального благополучия с точки зрения отдельных индивидуумов и социальной группы, включая понимание таких состояний, как счастье, удовлетворение потребностей и удовольствие.
Качество окружающей среды. Граждане Украины имеют право на благоприятную среду обитания (окружающую природную среду, условия труда, проживания, быта, отдыха, воспитания и обучения, питания), факторы которой не должны оказывать опасного и вредного влияния на организм человека настоящего и будущих поколений. Важную роль в воздействии на здоровье человека играют социально-экономические факторы среды. В целом тенденции изменения здоровья населения достаточно точно отражают уровень экономического развития и благосостояния страны. Многие проблемы здоровья имеют глубокие социально-экономические корни, включая региональные аспекты условий и уклада жизни различных народов, тот или иной путь социально-экономического развития, затрагивающий интересы различных слоев общества.
Заболеваемость населения – показатель, статистически определяемый за некоторый период времени как количество впервые заболевших людей, приходящееся на 1 10 или 100 тыс. человек населения. Статистика заболеваемости населения ведется как по отдельным видам болезней, так и по их группам (сердечнососудистые, онкологические, инфекционные и др.). Заболеваемость – это объективное массовое явление возникновения и распространения патологии (от лат. – отклонение от нормы) среди населения, являющееся результатом воздействия генетических и экологических факторов и образа жизни. Все заболевания могут быть разделены на три вида:
1) являющиеся основными причинами смертности;
2) приводящие к различным жизненным ограничениям, включая инвалидность;
3) вызывающие кратковременные расстройства здоровья, которые ввиду массовости наносят значительный экономический ущерб обществу.
Экологическую опасность представляют инфекционные заболевания, так как они являются причиной распространения эпидемий, воспринимаемых людьми как чрезвычайные ситуации и наносящих ежегодно большой экономический ущерб обществу. Обычно рассматривают 4 группы инфекционных заболеваний:
1) инфекции дыхательных путей (туберкулез, дифтерия, грипп и др.);
2) инфекции кишечной группы (дизентерия, холера, вирусный гепатит и др.);
3) инфекции кровяной группы (сыпной тиф, клещевой энцефалит, чума, малярия и др.);
4) инфекции наружных покровов (сибирская язва, столбняк и др.).
Многие из этих заболеваний, вызываются проникновением в организм болезнетворных микроорганизмов и связаны с биологическим загрязнением окружающей среды, которое определяется ее санитарно-эпидемиологическим состоянием. В настоящее время санитарно-эпидемиологическая обстановка в нашей стране вследствие роста уровня загрязнений окружающей среды оценивается как неблагополучная и ее негативное влияние на здоровье населения становится все более заметным.
Факторы риска и профилактика заболеваний. В качестве факторов риска в медицинском аспекте понимают наследственные, генетические нарушения в организме и различные виды загрязнения окружающей среды, а также такие распространенные «привычки», ставшие составными показателями образа жизни, как курение, наркотики, злоупотребление алкоголем, некачественное питание, недостаточная физическая нагрузка (гипокинезия) и др.
Факторами риска называют те факторы внешней (окружающей) и внутренней среды организма,а также иповеденческие факторы, которые способствуют увеличению вероятности развития заболеваний, их прогрессивному и неблагоприятному исходу.
Факторы риска как инфекционных, так и неинфекционных заболеванийможно разделить на следующие пять групп:
1) нездоровый образ жизни (неполноценное питание, в том числе недостаточное потребление белков, витаминов, растительных жиров, фруктов и овощей, злоупотребление алкоголем, недостаточная физическая активность, наркомания и др.);
2) наследственные генетические нарушения в организме человека;
3) неблагоприятные экологические факторы (загрязнение воздуха, повышенные концентрации химических веществ в питьевой воде и продуктах питания, повышенная радиация);
4) неблагоприятные санитарно-гигиенические условия на рабочих местах у работников производственных предприятий;
5) психосоциальный стресс, который в современной Украине связан с неблагополучной социально-экономической ситуацией.
Неблагополучная социально-экономическая ситуация (экономический кризис) и нарушенная окружающая среда в нашей стране привели в последнее десятилетие к значительному росту заболеваемости населения, что делает необходимым достижение согласия законодательных и исполнительных органов власти разных уровней для определения приоритетов и разработки современной стратегии укрепления здоровья. Как показывает опыт развитых стран, современная стратегия должна быть ориентирована на профилактику заболеваний, которая понимается как комплекс мероприятий по уменьшению вероятности возникновения заболеваний(первичная профилактика) и по уменьшению вероятности прогрессирования заболеваний, их осложнений и неблагоприятных исходов (вторичная профилактика).
Средняя продолжительность жизни человека. Смертность – наиболее объективный и важный показатель состояния здоровья из имеющихся в официальной статистике показателей. Смертность определяется согласно евростандарту, как количество смертей за год на 100 000 человек. Средняя продолжительность жизни человека – это средний достижимый возраст, определяемый как частное от деления суммы возрастов умерших на общее их число жителей.
Анализ смертности в разных социальных группах Украины населения выявил ее зависимость от уровня образования. Так, общая смертность среди людей с высшим образованием в 1,5 раза меньше, чем среди людей со средним образованием, и в 2 раза меньше, чем у лиц, чей уровень образования ниже среднего.
Средняя продолжительность жизни. Известно, что продолжительность жизни наших предков была невысокой. В неолите она составляла приблизительно 18 лет, во времена Римской империи – 25, в средние века (Англия) – около 30 лет. Затем благодаря достижениям медицины и науки удалось уменьшить смертность, в результате чего к началу ХХ века в некоторых странах средняя продолжительность жизни (СПЖ) достигла 50 лет (по данным США, 1900 г.), а к средине века – 73 года (Нидерланды, 1955 г.). К концу века из трех десятков развитых стран мира по этому показателю лидировали Япония и Швейцария (77,6 года), Исландия (77,4 года), Швеция (77,1 года), Испания (76,6 года).
В СССР в 1990 г. СПЖ составила 69,3 года, в том числе для мужчин и женщин – соответственно 64 и 74 лет. По этим показателям наша страна, по данным экспертов ВОЗ, находилась соответственно на 54 и 47 местах в мире. Однако, если в развитых странах СПЖ продолжала расти, то в России и в Украине в последнее десятилетие произошло ее существенное снижение до 65,8 лет в 1993 г. (у мужчин – 59, у женщин – 72,7). Тенденция снижения СПЖ отмечалась и в последующие годы. Хотя к концу века положение здесь несколько стабилизировалось, но существенного роста СПЖ пока не происходит, что является отражением неудовлетворительного качества жизни и состояния здоровья населения вследствие влияния нездорового образа жизни, экологически нарушенной окружающей среды и неблагоприятного социально-экономического положения в стране в результате экономического кризиса.
| | следующая лекция ==> | |
Влияние условий эксплуатации на изменение технического состояния автомобилей и их составных частей | | | Классификация и характеристика медико-биологических средств восстановления. |
Дата добавления: 2017-08-01 ; просмотров: 2398 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник
Экология человека. Курс лекций
И. О. Лысенко, 2013
Рассматриваются вопросы взаимодействия организма человека с окружающей средой и методы его адаптации в современных природных и социальных условиях. Для студентов биологических и экологических специальностей и преподавателями вузов с целью подготовки к лекционным, семинарским и практическим занятиям, а также как материал для самостоятельной работы при написании рефератов, курсовых и дипломных работ. Настоящий курс лекций составлен в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ООП ВПО направления подготовки 022000 – Экология и природопользование (квалификация (степень) бакалавр).
Оглавление
- Предисловие
- Лекция 1. ТЕМА: Предмет экологии человека. Цель, задачи и содержание дисциплины. Место в системе наук
- Лекция 2. ТЕМА: История развития человеческого общества и проблемы экологии человека
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Экология человека. Курс лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
ТЕМА: Предмет экологии человека. Цель, задачи и содержание дисциплины. Место в системе наук
1. Понятие экологии человека.
2. Предмет и объекты экологии человека.
3. Структура экологии человека.
4. Связь экологии человека с другими науками.
5. Методы, применяемые в экологии человека
1. Понятие экологии человека
Биосфера — это единственная система, обеспечивающая устойчивость среды обитания земных живых организмов, и в том числе человека, при любых возникающих возмущениях. Нет никаких оснований надеяться на возможность построения искусственных сообществ, обеспечивающих стабилизацию окружающей среды в той степени, что и естественные сообщества. Из этого следует, что биосфера является естественным и пока единственным местом обитания человечества в современном и прогнозируемом на ближайшее будущее состоянии человеческого сообщества.
Человек воздействует на естественную среду своего обитания не только потребляя ее ресурсы, но и изменяя природную среду, приспосабливая ее для решения своих практических, хозяйственных задач. В силу этого человеческая деятельность оказывает существенное влияние на окружающую среду, подвергая ее изменениям, которые затем влияют и на самого человека. За всю историю цивилизации было вырублено ⅔ лесов, уничтожено в результате человеческой деятельности более 200 видов животных, растений, на 10 миллиардов тонн уменьшились запасы кислорода, деградировано около 200 млн. га земель в результате неправильного, нерационального ведения сельского хозяйства. Двадцатый век как век научно-технического прогресса существенно усилил экономическое давление человека на природную среду. Ежедневно в результате нерациональной деятельности человека 44 гектара земель обращаются в пустыни, в минуту уничтожаются свыше 20 гектаров лесов, ежедневно исчезают по одному виду животных и растений, ежегодно умирают от голода свыше 40 тыс. детей. Негативная деятельность человека по отношению к природной среде проявляется объективно в трех взаимосвязанных формах. Это — загрязнение окружающей природной среды, истощение природных ресурсов, разрушение природной среды.
Экология человека возникла и сформировалась как ответ на запросы общества, обеспокоенного состоянием среды своего обитания и качеством своего здоровья. При этом возникла необходимость исследовать внешнюю (окружающую среду), внутреннюю (организм человека и его здоровье) и специфику процессов жизнедеятельности населения.
Экология человека — это наука, изучающая закономерности взаимодействия человеческих общностей с окружающей их постоянно усложняющейся средой обитания, природными, социальными, производственными, эколого-гигиеническими факторами, включая культуру, обычаи, религию, с целью выяснить направленность и последствия эколого-социально-демографических (антропоэкологических) процессов, а так же причины их возникновения.
Цель экологии человека — обеспечить общество соответствующей информацией, способствующей оптимизации жизненной среды человека и процессов, протекающих в человеческих общностях и оценить их последствия для жизнедеятельности людей.
Практическая задача экологии человека — создание экологически чистой, безопасной и социально комфортной среды обитания человека.
2. Предмет и объекты экологии человека
Объект экологии человека — сам человек и его окружение. Предметом экологии человека является антропоэкосистема — пространственное подразделение среды обитания человека, во всех своих проявлениях, обладающее сходством природных, социально-экономических, эколого-гигиенических, культурно-бытовых условий жизнедеятельности населения, которые формируют мировосприятие и экологическое сознание, уровень здоровья, демографическое поведение, физический облик, трудовые навыки, образ жизни, обряды и обычаи, выбор религии, профессиональные предпочтения и другое. Каждая антропоэкосистема характеризуется определенной внутренней однородностью (гомогенностью) и отличается заметной разнородностью (гетерогенностью) с соседними. Примером соседних анропоэкосистем является город и окружающая его сельская местность.
Экология человека изучает антропосистемы различного уровня — от глобального, до локального и даже микролокального. Вся планета Земля с ее воздушной оболочкой и ближним космосом может быть единым объектом изучения экологии человека.
Холистический подход предполагает рассмотрение таких вопросов экологии человека, как:
— численность отдельных общностей людей и всего человечества;
— возрастная и половая структура общностей;
— уровень здоровья людей, который может быть выражен через среднюю продолжительность жизни, наиболее характерные болезни и распространенные причины смерти;
— специфика питания людей каждой эпохи, калорийность пищи, способы ее приготовления;
— тип трудовой деятельности, механизмы и орудия труда, источники энергии, используемые в хозяйстве и быту;
— культурные и гигиенические навыки;
— социально-экономическое благополучие и человеческое развитие;
— анализ состояния окружающей среды;
— управление сферой услуг и проблемы потребительского характера;
Эти же проблемы входят в круг задач, решаемых экологией человека.
3. Структура экологии человека
Экология человека, как наука имеет свою структуру, которая органично вписывается в общую структуру экологии, рис. 1.
Рисунок 1. — Место экологии человека в структуре экологии В рамках экологии человека выделяются такие разделы, как экология города, техническая экология, экологическая этика, психологическая экология, этноэкология, палеоэкология, медицинская экология и т. п.
4. Связь экологии человека с другими науками
Теоретически и практически экология человека использует методы и информацию многих наук, с которыми она взаимодействует.
Изучение взаимодействия человека и внешней среды невозможно без использования информации и методов ряда наук о Земле. В работах по экологии человека постоянно обсуждаются вопросы причинной связи процессов жизнедеятельности населения с климатом, природными водами, почвенным покровом, растительностью, опасными природными явлениями, биогеохимической ситуацией.
Экология человека самым тесным образом связана с биологией. Специалисты по экологии человека используют информацию из работ по популяционной генетике, экологической генетике, наследственным болезням и аномалиям у человека, экологической физиологии, иммунодефицитным состояниям, аллергологии, экологической токсикологии, наркологической токсикологии, радиоэкологии, биокибернетике.
Экология человека прочно связана и с медициной, особенно с ее гигиеническим направлением. Антропоэкологи широко используют материалы следующих разделов медицины: история медицины и здравоохранения, биологические основы медицины, клиническая медицина, эпидемиология инфекционных и неинфекционных болезней, общая гигиена, социальная гигиена, коммунальная гигиена и гигиена окружающей среды, гигиена питания, радиационная гигиена.
Экология человека заимствовала некоторые методологические положения, методические подходы и технические приемы исследования от эпидемиологии заразных болезней — науки, изучающей закономерности эпидемического процесса и разрабатывающей методы борьбы с инфекционными болезнями человека. Эпидемиология неинфекционных болезней трактуется как метод изучения закономерностей распространения неинфекционных болезней среди населения, основанный на применении статистических показателей.
Экология человека тесно связана с большинством общественных наук. Наиболее глубокие связи существуют между экологией человека и демографией, так как обе эти дисциплины изучают население в сходных аспектах.
Тесная взаимосвязь прослеживается между антропоэкологией и социологией, которая изучает взаимосвязь разных общественных явлений и закономерности социального поведения людей.
Логические связи экологии человека с экономическими науками достаточно наглядно прослеживаются в любом антропоэкологическом исследовании. Экология человека наиболее тесно связана с тематикой следующих направлений экономической науки: мировые природные ресурсы, мировое продовольственное положение, международное общественное разделение труда, размещение производительных сил, экономическое районирование, урбанизация и экономика городов, экономика здравоохранения, экономика охраны окружающей среды, рекреационная экономика.
Рассматривая связи между антропоэкологией и другими научными направлениями, целесообразно остановиться на такой важной дисциплине, как районная планировка и градостроительство. С интересами экологии человека совпадают следующие разделы исследований: теоретические и научные основы районной планировки и градостроительства, планировка и застройка районов и больших территорий, планировка и застройка городов и населенных мест, города и городские агломерации.
В исследованиях по экологии человека используется исторический метод, а также информация из работ археологов, этнографов и специалистов по этнической антропологии.
Логика антропоэкологических исследований указывает на необходимость тесного взаимодействия экологии человека и психологии.
5. Методы, применяемые в экологии человека
Системный подход пронизывает большинство антропоэкологических исследований, так как сам человек и определенная исследуемая общность являются частью системы в силу всеобщей связи элементов живой природы.
Методы регистрации и оценки состояния среды являются необходимой частью любого экологического исследования. К ним относятся метеорологические наблюдения; измерения температуры, прозрачности, солености и химического состава воды; определение характеристик почвенной среды, измерение освещенности, радиационного фона, напряженности физических полей, определение химической и бактериальной загрязненности среды и т. п. К этой же группе методов следует отнести мониторинг — периодическое или непрерывное слежение за состоянием экологических объектов и за качеством среды.
Большое практическое значение имеет регистрация состава и количества вредных примесей в воде, воздухе, почве, растениях в зонах антропогенного загрязнения, а также исследования переноса загрязнителей в разных средах. В настоящее время техника экологического мониторинга быстро развивается, используя новейшие методы физико-химического экспресс-анализа, дистанционного зондирования, телеметрии, компьютерной обработки данных.
Важным средством экологического мониторинга, позволяющим получать интегральную оценку качества среды, являются биоиндикация и иотестирование — использование для контроля состояния среды некоторых организмов, особо чувствительных к изменениям среды и к появлению в ней вредных примесей.
Исследования влияния факторов среды на жизнедеятельность человека включают в себя клинические методы — в процессе медицинских осмотров позволяют выявить в организме изменения в ответ на действие факторов окружающей среды, лабораторный эксперимент — искусственно воспроизводят различные условия и изучают сдвиги в реакциях организма. Для этого используют животных или людей добровольцев.
Методы статистической обработки данных позволяют получить представление о положительных или отрицательных сдвигах в здоровье населения под влиянием окружающей среды.
В соответствии с целью исследования применяют методы, используемые в гуманитарных науках (социальных науках, демографии, психологии и др.) и/или естественных науках (физиологии, психофизиологии, биохимиии и т. д.).
Становление и развитие антропоэкологических идей сопровождалось переработкой и совершенствованием методов исследования, которые экология человека получила от таких дисциплин, как физическая и социальная география, демография, социология, биология, медицина. Большое место отводится оценке природных, социально-бытовых, экономических, политических, эколого-гигиенических и иных факторов, составлению кадастров, содержащих их перечень, которые влияющих на жизнедеятельность населения.
Для решения научных и прикладных задач по экологии человека исследования проводятся на различных пространственных уровнях, которые можно разделить на три основных — локальный, региональный и глобальный. Каждому из них соответствует своя специфика исследования и свойственная только данному уровню широта и глубина вскрываемых процессов. Для каждого уровня характерен свой картографический масштаб, как используемых картографических источников, так и картографического оформления окончательных результатов исследования.
Решение исследовательских антропоэкологических проблем осуществляется с использованием методов и техники сбора информации, которые сложились в науках, послуживших базой формирования экологии человека.
Среди этих методов — оценивание, моделирование, картографирование, районирование и прогнозирование.
Оценивание среды обитания населения — это сопоставление неизвестного с известным. В антропоэкологии оценка всегда осуществляется для человеческих общностей. Но в разных ситуациях важно выяснить — для какой общности людей проводить оценку. Субъектами оценки могут быть: постоянное население, временное население (люди, работающие в вахтовом или экспедиционном режиме, группы людей, эпизодически посещающие территорию — туристы, изыскатели и т. д.).
Сложность интегрального оценивания антропоэкологической ситуации состоит в том, что почти отсутствуют компоненты природы и общественной жизни, которые воздействовали бы на жизнедеятельность населения и уровень его здоровья изолированно, обособленно. Последствия подобного воздействия могут зависеть от всей совокупности условий. Изменение даже одного, на первый взгляд незначительного, элемента может привести к совершенно иным (против ожидаемых) результатам.
Антропоэкологическое таксонирование (районирование). Для антропо-экологического изучения территории, анализа проблемных ситуаций, возникающих при воздействии факторов риска на население, и последующего упорядочивания полученной информации служит таксонирование, т. е. деление территории на более мелкие таксоны (на типологические или региональные пространственные системы). Антропоэкологическое таксонирование может способствовать решению многих актуальных научных и прикладных проблем в области повышения уровня общественного здоровья, охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического надзора, осуществления социально ориентированной экономической политики, градостроительного проектирования и т. д.
Моделирование. В экологии человека широко используются методы моделирования, или построения различных моделей, имитирующих антропо-экологические процессы или явления.
Дистанционная информация в работах по экологии человека. При решении антропоэкологических проблем весьма продуктивно могут быть использованы дистанционные методы и приемы исследования (аэрофотосъемка, космофотосъемка, непосредственные визуальные наблюдения из космоса). Эти методы успешно используются в геологии, геодезии, географии, океанологии, метеорологии и т. д. С помощью дистанционной информации (в сочетании с наземными исследованиями) могут быть изучены природа, хозяйство, структура территориальной организации общества, природные очаги ряда опасных заболеваний, нарушения среды обитания человека и, что очень важно, динамические тенденции в развитии этих явлений и процессов.
1. В связи с чем возникла необходимость изучения экологии человека?
2. Сформулируйте определение экологии человека.
3. В чем состоит цель и каковы задачи экологии человека? Практическая значимость изучаемой дисциплины.
4. Что является объектом и предметом экологии человека?
5. Расскажите о связи экологии человека с другими науками.
6. Перечислите и опишите основные методы, используемые при проведении исследований по экологии человека.
Источник