Выступление на МО классных руководителей «Здоровье- дело не только личное»
учебно-методический материал на тему
Выступление на методическом объединении классных руководителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_mo_kl.ruk_zdorove_delo_ne_tolko_lichnoe.docx | 45.74 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Мало-Каменская средняя общеобразовательная школа»
Выступление на методическом объединении
«Здоровье – дело не только личное»
Подготовила учитель начальных классов
Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто.
Как безжалостно порой человек относится к своему организму, загружая его стрессами, неумеренным питанием, чрезмерными нагрузками. С ранних лет нам твердят о том, что тело – это помощник человека в обеспечении его самого материальными благами. Тело нужно тренировать, загружать работой, учить выполнять максимально возможное количество движений, помогающих в достижении цели. И редко-редко, когда среди этих авангардных призывов звучало понятие “любить своё тело, быть с ним в содружестве, помогать ему в сохранении здоровья и молодости”. Чтобы что-то любить, надо это знать.
Проблема здоровья, развития и воспитания детей остаётся важнейшей государственной проблемой. Каждое образовательное учреждение призвано обеспечить не только учебный процесс, но равно содействовать нормальному развитию обучающихся и охране их здоровья. Это чётко оговорено в п. 51 “Закона об образовании”.
Реформа содержания образования и модернизация образовательной системы подразумевают обязательное внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс. Высокая общественная потребность в технологиях, укрепляющих и сохраняющих здоровье участников образовательного процесса, обусловлена, прежде всего, тем, что уровень здоровья детских коллективов резко снизился.
Ухудшение здоровья детей и подростков связано, прежде всего, с экологическим и социально-экономическим кризисом в стране. Вместе с тем, на здоровье школьника оказывает влияние и комплекс так называемых внутри школьных факторов, включающих планировку, благоустройство и оборудование учебных помещений, их освещенность и микроклимат, общую вместимость учебного заведения и т.д.
Важная роль принадлежит организации учебного процесса, учебной нагрузке.
Приведение этих условий в соответствии с санитарными нормами и правилами абсолютно необходимо. Однако педагогический аспект решения этой проблемы не может ограничиваться только созданием экологической комфортности образовательной среды. Непременным условием также является обеспечение определённого уровня валеологической грамотности обучающихся, формирующей культуру здоровья и здорового образа жизни.
Но, пожалуй, основным источником психологического, психического, а затем и физического здоровья детей является применение личностно-ориентированного, индивидуального подхода к обучению школьников.
А что такое ЗОЖ?
Здоровый образ жизни и его принципы.
Здоровый образ жизни – это индивидуальная система поведения и привычек каждого отдельного человека, обеспечивающая ему необходимый уровень жизнедеятельности и здоровое долголетие. В основе здорового образа жизни лежат как биологические, так и социальные принципы.
Образ жизни должен меняться с возрастом, он должен быть обеспечен энергетически, предполагать укрепление здоровья, иметь свой распорядок и ритм.
В биологических принципах ЗОЖ необходимо отметить: питание, солнечный свет, тепло, двигательная активность, уединение и даже игры (преимущественно в детстве).
Но человек велик и разумен. Он живет в обществе (в социуме) и для его образа жизни недостаточно одних биологических принципов.
К социальным принципам здорового образа жизни относятся:
- эстетичность;
- нравственность;
- присутствие волевого начала;
- способность к самоограничению.
Эстетика (от греческого чувствующий, чувственный) – это наука о прекрасном.
Эстетическое воспитание – это высшая форма человеческого воспитания, в основе которого лежит искусство, понятие о красоте.
Нравственность – это особая форма индивидуального сознания, определяющая принципы межличностных отношений, один из основных способов регулирования действия человека в обществе.
Присутствие волевого начала и способность к самоограничению говорят сами за себ я.
Здоровый образ жизни и его составляющие.
По современным представлениям в ЗОЖ входят следующие составляющие:
- отказ от вредных пристрастий (курение, алкоголизм, наркотики);
- рациональное питание;
- оптимальный двигательный режим;
- закаливание организма;
- личная гигиена;
- положительные эмоции.
Школа должна способствовать воспитанию привычек, а затем и потребности в здоровом образе жизни
Воспитание культуры поведения:
- Гигиена тела;
- Культура питания;
- Культура общения;
- Воспитание нравственности;
- Умение справедливо оценить свои поступки и поступки сверстников.
Физическая культура и спорт:
- Физкультурные досуги и развлечения
- Дни здоровья;
- Занятия в спортивных секциях;
- Участие в спартакиадах и соревнованиях, знакомство с малоизвестными видами спорта;
- Встречи со спортсменами.
Работа с родителями:
- Совместная систематическая работу ОУ и семьи;
- Физкультурные праздники “Папа, мама, я – спортивная семья!”;
- Родительские собрания, беседы, лекции;
- Дни открытых дверей, полная информация о развитии ребёнка;
- Консультационная служба (помощь специалистов: психолога, инструктора по физической культуре, педагога).
Лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия:
- Комплексное закаливание;
- Лечебная физкультура;
- Укрепляющая фитотерапия;
- Контроль часто болеющих детей;
I. Обучение детей.
1. Через обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни (ЗОЖ):
- Профилактическим методикам, например, оздоровительная гимнастика (пальцевая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости и др.), самомассаж;
- Простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи (при порезах, ссадинах, ожогах, укусах и т.д.);
- Привитие детям элементарных навыков (например: мытьё рук, использование носового платка при чихании, кашле и т.д.).
- 2. Через здоровьесберегающие технологии процесса обучения и развития:
- Физкультминутки во время занятий;
- Проветривание и влажная уборка помещений;
- Аромотерапия, витаминотерапия;
- Функциональная музыка;
- Чередование занятий с высокой и низкой двигательной активностью.
3. Специально организованная двигательная активность ребёнка: занятия оздоровительной физкультурой, подвижные игры, “тропа здоровья”, своевременное развитие основ двигательных навыков и др.
4. Реабилитационные мероприятия, проводимые после проведённой диагностики состояния физического и психологического здоровья детей. Массовые оздоровительные мероприятия: спортивные оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья, выход на природу, экскурсии.
III. Работа с педколлективом: обучение педагогического коллектива в условиях инновационного образовательного учреждения:
- поиск новых форм и структур;
- Осознание того, что уровень здоровья ребёнка за время его пребывания в школьном учреждении – это основной показатель деятельности учителя, школьного учреждения; Высокий уровень профессионально-этической, коммуникативной, рефлексивной культуры;
- Творческого совершенствования, знание основ здоровья, ЗОЖ;
- Знание основ проектирования и моделирования здоровьесберегающих технологий в учебных программах и мероприятиях;
- Владение методической культурой, навыками и умениями прогнозирования результатов собственной деятельности;
- Способность к выработке индивидуального стиля педагогической деятельности;
- Здоровье самого учителя.
- Здоров ли наш учитель? Исследования специалистов подтверждают, что учительство, как профессиональная группа, отличается крайне низкими показателями физического и психического здоровья. Эти показатели снижаются по мере увеличения стажа работы в школе. Для учителей со стажем работы в школе 15 – 20 лет характерны “педагогические кризы”, “истощение”, “сгорание”. У трети учителей показатель степени социальной адаптации нередко ниже, чем у больных неврозами.
Понаблюдайте за собой. Как часто на работе напряжены спина и шея. Посмотрите, как часто нахмурены брови, озабочены лица коллег. Мы – это уже не мы, мы полностью вошли в роль учителя. Учитель – напряжение. А если попробовать не надевать привычную маску, попробовать остаться собой – отдыхающим, собой – любующимся природой? И, поймав себя вновь на напряжении, вернуться в выбранное, оптимальное для вас состояние.
Теперь давайте попробуем вернуть себе улыбку! У улыбки много чудесных свойств, это доказывают серьёзные научные исследования психологов, физиологов. Во-первых, она поднимает настроение, даже если первоначально вызвана искусственно. Во-вторых, улыбка располагает к нам окружающих, вызывает ответные положительные эмоции учеников. В-третьих, заметно подтягивает мышцы лица, позволяет выглядеть молодо и мило.
Закажите своему компьютеру-памяти радость, удовлетворение, сознательно возвращайтесь к этому состоянию в минуты раздражения и усталости.
Пропишите себе рецепт оздоровления (мы ведь лукавим, говоря, что не знаем правил здорового образа жизни и путей избавления!). И вновь – творите! К примеру, сделав утром зарядку, похвалите себя.
Вы не работаете в этот момент, вы отдыхаете. Вы не инструкции выполняете, вы живёте.
- Отбор детей в оздоровительные группы;
- Профилактические прививки;
- Профилактика близорукости у детей – гимнастика для глаз;
- Соблюдение мероприятий по улучшению адаптационного периода у первоклассников;
- Строгое соблюдение норм санпина;
- Летняя оздоровительная компания (под девизом: “Если праздник, то спортивный; если отдых, то активный”);
- Группа здоровья для самих сотрудников школы и родителей учеников;
- Витаминизация. (В нашей школе дети с удовольствием пьют витаминизированные кисели.)
ВЫВОД: педагогике оздоровления присущ ряд отличительных черт:
- В её основе лежат представления о здоровом ребёнке, который является не только идеальным эталоном, но и практически достижимой нормой детского развития.
- Здоровый ребёнок и учитель рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма.
- Оздоровление трактуется не как совокупность лечебно-профилактических мер, а как форма развития, расширения психофизиологических возможностей детей.
- Ключевым системообразующим средством оздоровительно-развивающей работы с детьми является индивидуально-дифференцированный подход.
Здоровый образ жизни, под которым подразумевается, с одной стороны, формирование знаний о средствах и методах диагностики, сохранения и укрепления здоровья, с другой – организация здорового образа жизни (репродуктивной и воспитывающей среды) как отдельного индивидуума, так и общества в целом.
Здоровье – это не только отсутствие болезней, но и физическая, социальная и психологическая гармония человека. А также доброжелательные отношения с людьми, природой, наконец, самим собой.
Так будьте здоровы и всегда помните слова Сократа:
“Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто”.
Источник
Здоровье – дело не только личное, но и общественное
По данным Госкомстата России заболеваемость подростков за последние пять лет увеличилась. При этом увеличение заболеваемости подростков отмечено по всем классам болезней. Довольно высокий показатель заболеваемости детей туберкулёзом. Зарегистрированы ВИЧ – инфекции детей в возрасте до 14 лет. При этом некоторые подростки состоят на диспансерном учёте по поводу социально значимых заболеваний: сифилиса, нарко- и токсикоманией. Растёт алкоголизм в возрасте до 14 лет. Низок уровень физической подготовки. А ведь это будущее поколение России.
Здоровье – это главная человеческая ценность, сохранение и приумножение которой становится первейшей обязанностью человека. Конечно, здоровье – дело не только личное, но и общественное.
Западное общество создало систему неприятия и отчуждения всего того, что мы называем «нездоровым образом жизни». Курение, употребление алкоголя, ожирение да просто нездоровый внешний вид расцениваются как пороки и вызывают сугубо отрицательную реакцию не только в общественном мнении, но и в работодательных структурах. На Западе за пристрастие к пиву или из-за невинной привычки покурить можно лишиться престижной работы.
Сейчас и в России многие работодатели выдвигают свои требования к состоянию здоровья своих работников, но больше это проявляется в частных структурах.
У человека должно быть сформировано отношение к своему здоровью, как к частной собственности, от сбережения которой зависит всё его благополучие и сама жизнь. Не должно быть человека безразличного и нетребовательного к самому себе. Наример, на уроках ОБЖ в школе можно затрагивать многие темы здорового образа жизни.
Дети должны научиться правильно планировать свою трудовую, семейную и личную жизнь, нести личную ответственность за всё, включая собственное здоровье и благополучие. Каждый должен сам в себе преодолеть психологический стереотип “потребителя своего здоровья” и начать заботиться о себе.
Источник
Здоровье представляет собой не только личной достояние, но и общественное
Здоровье населения и общественное развитие
Ранее мы рассмотрели понятие здоровья отдельного человека и его составляющие факторы. Здоровье – это гармоническое единение биологических и социальных факторов, как врожденных, так и приобретенных биологическими и социальными воздействиями.
Поэтому при рассмотрении здоровья населения учитывается вся совокупность биологических и социальных воздействий, для чего здоровье определяется на 4 уровнях: индивидуальном, групповом, региональном и общественном.
Индивидуальное здоровье оценивается врачебными комиссиями по самочувствию, отсутствию заболеваний, трудоспособности, физическому состоянию и развитию и др.
Групповое здоровье —это обобщенная оценка здоровья отдельных коллективов (школьных, рабочих, студентов и др).
Региональное и общественное здоровьеоценивается по 1) медико-демографическим показателям: рождаемости, смертности, естественному приросту населения, брачности, возрастно-половой структуры; 2) показателям заболеваемости и распространенности болезней (болезненности), 3) показателям инвалидности и 4) показателям физического развития населения.
В целом складываются представления об общественном здоровье как совокупномздоровье отдельных людей, характеризуя общество со стороны социальных условий проживания и экономического потенциала. О здоровье населения говорят как об общественном богатстве, на основе которого создается вся совокупность материальных и духовных ценностей данного общества. Как мы отмечали при рассмотрении темы №2, общество может развиваться прогрессивно, регрессивно и находиться в стагнации. Общественное здоровье – это функция и производное общества, отражающее происходящие в нем процессы. Социальные условия проживания реализуются через условия и образ жизни, соблюдение гигиенического режима, питания и др. Потенциал общественного здоровья – это количество здоровых людей, накопленных обществом и его резервов, создаваемых всей совокупностью социальных и экономических условий жизни, степенью реализации населением положений ЗОЖ.
Таблица №1. Средние сроки жизни человека на Земле в различные периоды
(Протасов В.Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей
среды в России.М.,2000г, с.501)
Периоды | Возраст (годы) | Периоды | Возраст (годы) |
Каменный век | 1801-1880 гг | 35,6 | |
Бронзовый век | 21,5 | 1891-1900 гг | 40,6 |
Период европейской античности | 27,5 | 1901-1910 гг | 44,8 |
ХУ1 век | 27,5 | 1924-1926 гг | |
ХУП век | 1932-1936 гг | 59,8 | |
ХУШ век | 28,5 | 1946-1947 гг | 57,7 |
ХХ1 век | 1970-1980 гг | б. 73 |
Таблица №2. Факторы, влияющие на здоровье и продолжительность жизни человека
(Из книги Протасова В.Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в
Факторы, влияющие на здоровье | Примерная доля факто- ра в % | Групп фактора риска |
Образ жизни Генетика, биология человека Внешняя среда, природно-климати-ческие условия Здравоохранение | 49-53 18-22 17-20 8-10 | Курение; употребление алкоголя; несбалансированное, нерациональное питание; вредные условия труда; стрессовые ситуации; гиподинамия, плохие материально-бытовые условия; вредные привычки: курение, пьянство, употребление наркотиков; злоупотребление лекарствами; непрочность семей, одиночество; низкий образовательный и культурный уровень, чрезмерно высокий уровень урбанизации; медицинская активность. Предрасположенность к определенным наследственным болезням. Загрязнение воздуха, воды, почвы, резкая смена атмосферных явлений; повышенные космические, магнитные и другие излучения. Неэффективность профилактических мероприятий, низкое качество медицинской помощи, несвоевременность ее оказания. |
Контрольные вопросы по теме:
1. Определение понятия «здоровья» ВОЗ.
2. Составные факторы «здоровья».
3. Виды биоритмов у человека.
4. Эндемические заболевания и экопатология.
5. Определение понятия «климат» и его виды.
6. Определение понятия «погода» и ее роль в заболеваниях.
7. Смог, кислотные дожди и их роль в заболеваниях.
8. Озоновые дыры и парниковый эффект и их роль в заболеваниях.
9. Какие состояния вызывают загрязнения воздуха, воды, почвы, попадая в организм человека?
10. Составляющие показатели общественного здоровья.
Раздел 2 «ГИГИЕНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»
Тема № 4: АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ И ЕГО ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА
ЗНАНИЯ:
1. Физические свойства воздуха и их гигиеническое значение: температура, влажность, атмосферное давление, ионизация, скорость движения воздуха, солнечная радиация — их влияние на здоровье человека.
2. Комплексное воздействие на организм физических факторов.
3. Адаптация и акклиматизация.
4. Нормирование и пути оптимизации микроклиматических условий в помещениях.
УМЕНИЯ:
1. Проводить анализ физических параметров воздушной среды.
2. Выявлять причины возникновения инфекционных заболеваний, фактором передачи которых является воздух.
3. Проводить простейшие мероприятия через просветительную работу по профилактике инфекционных заболеваний, фактором для возникновения которых является воздух.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:
1. Атмосферный воздух, его физические свойства, их действие на здоровье человека.
Гигиеническая оценка физических свойств атмосферного воздуха.
2. Комплексное действие воздушной среды на организм человека.
3. Воздушная среда – как фактор распространения инфекционных заболеваний.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник