Меню

Здоровье человека его профессиональная пригодность

Здоровье и профпригодность

Профессиональная пригодность

Профессиональная пригодность – это взаимное соответствие человека и профессии. Нет профпригодности вообще, как признака человека (например, как рост). Этот признак присущ не человеку, а сложной ситуации «человек – профессия» и всякий раз этот вопрос надо рассматривать для конкретного человека, для конкретной профессии.

Профессионально ценные (важные) качества (ПЦК)– это те функции организма, к развитию которых данная профессия (или круг профессий) предъявляют свои специфические требования в качестве условий успешной адаптации к особенностям технологического процесса и условиям производства.

ПЦК образуют систему, основными компонентами которой являются:

1. Гражданские качества – нравственный облик человека как члена коллектива, общества (коллективизм, патриотизм, интернационализм).

Есть профессии (педагогические, кульпросветные и др.) в отношении которых человек оказывается не пригодным, если названная группа качеств у него не развита нужным образом.

2. Отношение к труду, профессии, положительные интересы и наклонности к данной областидеятельности. Добросовестность как важное звено профпригодности особенно там, где нет частого внешнего контроля за исполнителя (объездчики, осмотрщики).

3. Дееспособность (общая). Она обеспечивается умственным и физическим развитием, самодисциплиной и самоконтролем, инициативностью, активностью.

4. Единичные, частные, специальные способности.

Это такие личные качества, которые важны для данной работы (например, настройщик).

5. Навыки, умения, знания, опыт.

Изложенную структуру можно записать в виде опорного сигнала по первым буквам. ГОДЕНУ человека неможет быть полностью готовой профпригодности до того, как он практически включился в проф. Подготовку и деятельность (например, способности развиваются в деятельности), Г, О, Д – должно быть сформулированы заблаговременно.

Степени профпригодности: а) непригодность (временная или непреодолимая); б) годность (нет противопоказаний, но нет и показаний); в) соответствие (нет противопоказаний, есть некоторые личные качества); в) призвание.

По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние «полного физического, душевного и социального благополучия», а не только отсутствие болезней или физических недугов.

Если трудовая деятельность соответствует физическим возможностям человека, то она благоприятно сказывается на его общем состоянии. И, наоборот, если профессия, специальность не соответствует его физическим данным, это может привести к резкому ухудшению состояния здоровья, снижению трудоспособности, а порой к ее полной потере.

По своему влиянию на организм человека все профессии и специальности можно разделить на шесть групп.

1. Первая группа включает профессии, в условиях работы которых полностью отсутствуют неблагоприятные производственные факторы (менеджер, художник-модельер, продавец промышленных товаров).

2. Профессии второй группы (например, повар, продавец овощей и фруктов) отличает непостоянное или умеренное воздействие какого-либо одного неблагоприятного производственного фактора. Обучение и работа таких специалистов связаны с временным неблагоприятным воздействием на организм человека, например, повышенной или пониженной температуры воздуха, влажности. Следовательно, эти профессии могут быть рекомендованы только тем, у кого хорошо развиты терморегуляция и нет заболеваний сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, отсутствует склонность к простудным заболеваниям, иначе произойдет ухудшение состояния здоровья, обострение заболеваний приведет к потере трудоспособности.

3. Третья группа включает профессии и специальности, для которых характерно воздействие не одного, а нескольких неблагоприятных факторов. Поэтому даже если воздействие каждого из них незначительное, оно усиливается их взаимодействием. К таким профессиям можно отнести ткачиху (повышенная температура воздуха, запыленность, интенсивный постоянный шум), печатника (запыленность воздуха, постоянный шум).

4. К четвертой группе относятся профессии и специальности с тяжелыми и вредными условиями труда, например, сталевар, шахтер, аппаратчик химического производства, водолаз и др. К таким работам допускаются только лица, достигшие 18-летнего возраста, причем, индекс общего физического состояния организма у них должен быть очень высок.

5. Пятая группа – это профессии и специальности, связанные с деятельностью, которая проходит чаще всего в обычных условиях, но предметы труда требуют особо бережного отношения со стороны работников, среди которых не должно быть бациллоносителей или лиц с хроническими инфекционными заболеваниями. Это в равной мере относится к таким профессиям, как воспитатель детского сада, повар, кондитер, фармацевт и др.

6. Шестая группа – это профессии и специальности, требующие повышенного напряжения определенных функций и органов. И если они у человека недостаточно выносливы и здоровы, то такие виды производственной деятельности ему противопоказаны. Например, при нарушении органов зрения – профессии чертежника, сборщика часов, микросхем, вышивальщицы; органов слуха – стенографистки, автослесаря; органов обоняния – повара и т.п.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Здоровье человека и профессиональная пригодность

2.1.1. Что надо знать о своем здоровье, чтобы правильно выбрать профессию

Человеческий организм представляет собой довольно сложную систему, которую отличает удивительная слажен­ность, целесообразность, мудрость и практичность всех со­ставляющих ее звеньев — органов. Когда говорят о физи­ческом здоровье человека, то подразумевают под ним пра­вильное, нормальное функционирование организма.

Общее понятие здоровья (по определению Всемирной организации здравоохранения) кроме физического здоровья включает в себя душевное и социальное благополучие. Если трудовая деятельность соответствует физическим воз­можностям человека, то она благоприятно сказывается на общем состоянии его здоровья. И наоборот, неправильно выбранная профессия может привести к резкому ухудше­нию здоровья человека, снижению его трудоспособности, а порой и к полной ее потере.

Читайте также:

  1. D) пригодность грунтов к размыву
  2. DBL-TRPL (двух и трехместный) 430€ с человека
  3. Quot;Я сотворю человека из звучащей глины, облеченной в форму.
  4. RFID и права человека
  5. V. Права человека, демократия и благое управление
  6. VI. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА
  7. А12. Межворсиночные пространства плаценты у плода человека омывают
2. Представление о себе и своих возможностях в профессиональной деятельности

Каждый поступающий на работу или учебу человек проходит медицинский осмотр. Чтобы заключение врача не расстроило ваши жизненные планы, мечты, к медицин­скому осмотру надо готовиться заранее. Выбирая профес­сиональную деятельность, нужно учесть факторы, небла­гоприятно влияющие на организм в процессе ее выполне­ния. Это могут быть большие физические нагрузки (шах­тер, грузчик, животновод и др.), постоянно низкая или высокая температура (повар, водолаз), повышенная запы­ленность воздуха (ткачиха), контакт с токсическими веще­ствами, шум, вибрация и др.

По влиянию на организм человека все профессии и специальности можно условно разделить на шесть групп. Первая группа включает профессии, в условиях рабо­ты которых полностью отсутствуют неблагоприятные про­изводственные факторы. Это многочисленная группа: про­давец промышленных товаров, бухгалтер, менеджер, ху­дожник-модельер. Рекомендовать их можно почти всем лицам, имеющим к ним склонности и способности.

Профессии второй группы отличает непостоянное или умеренное воздействие какого-либо неблагоприятного производственного фактора, например повышенной или по­ниженной температуры воздуха, влажности. Специальнос­ти этой группы (повар, продавец овощного ларька и др.) могут быть рекомендованы только тем, у кого хорошо раз­вита терморегуляция, нет заболеваний сердечно-сосудистой системы и органов дыхания и склонности к простудным заболеваниям.

Третья группа включает такие профессии и специ­альности, для которых характерно воздействие не одного, а нескольких неблагоприятных производственных факто­ров. Поэтому, даже если воздействие каждого из факто­ров незначительное, оно усиливается их взаимодействием. К таким профессиям можно отнести следующие: ткачиха (повышенная температура воздуха, запыленность, постоян­ный интенсивный шум); обувщик (запах клея, постоянный шум). Эти профессии не могут быть рекомендованы лицам с заболеваниями сердечно-сосудистой и дыхательной сис­тем, органов слуха. Допустимые нормы отклонений от об­щего нормального физического состояния тут значительно выше, чем во второй группе.

К четвертой группе относятся профессии и специ­альности с тяжелыми и вредными условиями труда, на­пример сварщик, шахтер, аппаратчик химического произ­водства, водолаз и др. К работе по ним допускаются толь­ко лица, достигшие 18-летнего возраста. Причем уровень общего физического состояния организма у таких работ­ников должен быть очень высок.

Пятая группа — это профессии и специальности, деятельность по которым проходит чаще всего в обычных условиях, но предметы труда требуют особо бережного от­ношения со стороны работника. Так, чтобы исключить возможность заражения детей, продуктов питания и т. п., к контакту с ними не допускаются бациллоносители или люди с хроническими инфекционными заболеваниями. Это относится к таким специальностям, как воспитатель детс­кого сада, повар, кондитер, фармацевт и др.

Шестая группа — это профессии и специальности, требующие повышенной напряженности в работе опреде­ленных органов. И если эти органы у человека недоста­точно выносливы и здоровы, то такая производственная деятельность ему противопоказана. Например, при наруше­нии органов зрения — чертежник, сборщик часов, выши­вальщица, сборщик микросхем; органов слуха — стено­графистка, автослесарь; органов обоняния — повар и др.

Ниже приводится сводная таблица противопоказанных профессионально-производственных факторов для наиболее распространенных заболеваний. Информацией, помещенной в ней, необходимо руководствоваться, чтобы застраховать­ся от возможных ошибок в выборе профессии и вовремя переориентироваться, если намечаемая профессия противо­показана. Однако лучше всего заблаговременно пройти ме­дицинское обследование, так как только врач-специалист может дать квалифицированное заключение о вашей про­фессиональной пригодности (табл. 2.1.1).

Если врач обнаружит определенные отклонения в состо­янии вашего здоровья, то это будет означать, что вы огра­ничены в выборе профессии. Следует, однако, иметь в виду, что абсолютной профессиональной непригодности у человека не может быть. Каждая личность многогранна и обладает большим набором разных качеств, поэтому всегда можно найти деятельность по своим возможностям. Кроме того, растущему организму присущи пластичность, измен­чивость и возможность развития компенсаторных механиз­мов. Да и научно-технический прогресс иногда ведет к из­менению условий деятельности, избавлению от негативных факторов производства (шум, вибрация и т. п.), что при­водит к устранению профессиональной непригодности. Стре­мясь разобраться в состоянии своего здоровья, не уподоб­ляйтесь все же главному герою книги Джерома К. Джерома

Ограничение профессиональной пригодности при различных заболеваниях

Болезни Противопоказанные профессионально- производственные факторы Некоторые рекомендуемые профессии и специальности
Органов зрения Работы особо высокой точ­ности, напряженности зре­ния. Работа с мелкими де­талями; работа, требующая ношения очков; значитель­ное физическое напряже­ние; запыленность воздуха, пребывание тела в наклон­ном положении Продавец, бармен, оператор птице­фабрик и птице­ферм, садовод, сле­сарь по ремонту автомобилей
Органов слуха Работа, требующая хороше­го слуха и умения общать­ся с людьми. Работа, тре­бующая напряжения слуха, значительный шум и виб­рация Чертежник, выши­вальщица, швея- мотористка, обув­щик, цветовод, фо­тограф, кондитер
Кожи Контакт с токсическими и раздражающими кожу ве­ществами, запыленность; неблагоприятный микро­климат; постоянное увлаж­нение и загрязнение, ох­лаждение рук Сборщик полупро­водников, чертеж­ник-конструктор
Опорно- двигатель­ного аппа­рата Длительное пребывание на ногах, подъем и спуск по лестнице. Напряженная ра­бочая поза; значительное физическое напряжение (подъем и перенос тяжес­тей); работа на высоте, у движущихся механизмов Сборщик микро­схем, телеграфист, швея-мотористка
Органов дыхания Неблагоприятный микро­климат; загазованность, за­пыленность; контакт с ток­сическими веществами; зна­чительное физическое на­пряжение, все виды излу­чения Контролер-кассир, киномеханик, цве­товод, оператор станков с число­вым управлением, оператор связи, фо­тограф
Сердечно­сосудистой системы Значительное физическое напряжение; неблагоприят­ный микроклимат; кон­такт с токсическими веще­ствами; работа на высоте с движущимися механизма­ми, шум, вибрация Радиомеханик, портной, секретарь- референт, пчеловод
Органов пищеваре­ния Контакт с токсическими веществами; значительное физическое и нервное на­пряжение; работа, связан­ная с нарушением режима питания; вынужденная ра­бочая поза; предписанный темп работы и невозмож­ность соблюдать режим пи­тания Сборщик полупро­водников, слесарь по ремонту авто­мобилей, декора­тор-оформитель
Почек и мочевыво- дящих пу­тей Неблагоприятный микро­климат; контакт с токси­ческими веществами; вы­нужденная рабочая поза; работа, связанная с нару­шением режима питания; вибрация Сборщик полупро­водников, слесарь по ремонту авто­мобилей, декора­тор-оформитель
Нервной системы Нервно-эмоциональное на­пряжение; шум и вибра­ция; неблагоприятный ми­кроклимат; контакт с ток­сическими веществами; по­вышенная опасность трав­матизма Резчик по дереву, закройщик, сто­ляр

«Трое в лодке, не считая собаки». Он, заподозрив у себя какую-то пустяковую болезнь, отправлялся в библиотеку, просматривал медицинские справочники и обнаруживал у себя признаки всех болезней, кроме разве что родильной горячки. С рецептом врача этому герою мы познакомим вас позже, а сейчас поможем без паники разобраться в состоянии своего здоровья. Конечно, существует индивиду­альная норма здоровья, но есть и средняя норма здоро­вья. Практические работы помогут вам избежать ошибок в оценке своего общего физического состояния по показа­телю индекса здоровья.

Индексы здоровья — цифровые показатели физическо­го состояния организма. Они отражают уровень физичес­кого развития и функциональных возможностей человека, его готовность к выполнению повседневных нагрузок, тру­довых процессов и социальную активность. Индексы здо­ровья не дают однозначного ответа на вопрос, болен чело­век или здоров. Однако с их помощью можно определить, насколько организм (здоровый или ослабленный) приспо­соблен к повседневной двигательной активности, и, подо­брав наиболее подходящие физические упражнения, на­грузки, оценить их воздействие на организм.

2.1.2. Практические работы по выявлению своих физических особенностей

Задание 1. Частота пульса у нетренированного взрос­лого человека колеблется в норме от 60 до 90 ударов в минуту. Измерьте свой пульс в состоянии покоя. Если его частота 41—60 ударов в минуту — отличный результат; 61—74 — хороший; 75—90 — удовлетворительный; более 90 ударов в минуту — неудовлетворительный (следует по­советоваться с врачом).

Задание 2. Н. М. Амосов, известный врач-кардиолог, для оценки физического состояния рекомендует пробу с присе­даниями. Стоя (ноги вместе), сосчитайте пульс за 30 с. За­тем в медленном темпе сделайте 20 приседаний, поднимая руки вперед и сохраняя туловище прямым, а колени раз­водя в стороны. После приседаний снова сосчитайте пульс. Его увеличение свидетельствует о состоянии организма: меньше чем на 25% — отличное; на 25—50% — удов­летворительное; больше чем на 50 % — неудовлетворитель­ное.

Задание 3. Поднимитесь на 4-й этаж по лестнице. Если после подъема легко дышится, нет неприятных ощуще­ний, то можете считать степень своей физической подго­товленности хорошей. Появление одышки (учащенность и затрудненность дыхания) на 4-м этаже свидетельствует о средней степени физической подготовленности, на 3-м эта­же — о плохой. Более точные данные этой пробы можно получить, если измерить пульс в состоянии покоя, а за­тем сразу после подъема на 4-й этаж. Если после подъе­ма пульс 100 ударов в минуту и меньше — отлично; 101—120 — хорошо; 121—140 — удовлетворительно; боль­ше 140 ударов в минуту — плохо.

Задание 4 (для юношей). Определите свой уровень фи­зической подготовленности, сравнив его со средней нормой, и выполните упражнения для повышения этого уровня.

а) Сила. Исходное положение — упор руками лежа на полу. Выполнить максимально возможное количество сги­баний и разгибаний рук (отжимание от пола), при этом тело необходимо держать прямо. Средний показатель для юношей 16—17 лет — 15 раз.

б) Быстрота. Исходное положение — стоя, ноги на ши­рине плеч, руки на поясе. Быстро присесть и вытянуть руки вперед. Затем встать, приподняться на носки, руки опустить.

Исходное положение — стоя, ноги врозь, правая рука вверху, левая внизу. Быстро менять положение рук.

Учитывается количество повторений за 6 с. Среднее значение для юношей 16 лет: приседания — 6 раз, смена положения рук — 16 раз; для юношей 17 лет: приседа­ния — 7 раз, смена положения рук — 17 раз.

в) Ловкость. Возьмите два небольших предмета, удоб­ных для захвата рукой (теннисные шарики, гладкие ка­мешки), и подбрасывайте их один за другим вначале ле­вой, а затем правой рукой.

Учитывается продолжительность непрерывного выполне­ния упражнения каждой рукой. Средние показатели лов­кости для юношей: 16 лет — 45 с левой и 75 с правой рукой; 17 лет — 60 с левой и 90 с правой.

г) Гибкость. Исходное положение — основная стойка. Сделайте максимальный наклон вперед, ноги при этом прямые. Если вы смогли коснуться пола ладонями обеих рук, то у вас хорошая гибкость, если нет, то ее следует развивать.

Задание 5. Самоконтроль работоспособности объектив­но можно осуществить следующим образом.

Лежа на спине, сосчитайте пульс за 15 с (Р^). Затем встаньте и сделайте 30 приседаний за 45 с. Снова лягте и сразу же сосчитайте пульс за 15 с в течение первой минуты (Р2) и за последние 15 с с этой же первой ми­нуты (Р3). Расчет работоспособности (А) производится по формуле:

А = 4(Р + Р2 + Рз) — 200 10 .

Результаты оцениваются так: 0—3 — хороший; 4—6 — средний; 7—8 — удовлетворительный; выше 8 — плохой.

1. По результатам выполнения заданий 1—5 запишите в дневнике выбора профессии (тетради) следующие пока­затели: а) пульс в состоянии покоя — . ; б) общее физи­ческое состояние по пробе Амосова — . ; в) степень фи­зической подготовленности по показаниям лестничного те­ста — . ; г) физическое развитие по антропологическим данным — . ; д) осанка — . ; е) сила — . ; ж) быстро­та — . ; з) ловкость — . ; и) гибкость — . ; к) работо­способность — . .

2. Попытайтесь определить, к какой группе профессий по признаку влияния на организм относится избираемая вами профессия.

2.1.3. Как укрепить и сохранить свое здоровье

Все вы знаете с раннего детства, что здоровье надо бе­речь и укреплять. Как это делается? Вот в чем вопрос. Джером К. Джером главному герою книги «Трое в лод­ке. » прописал от всех болезней следующее:

«1. Бифштекс — 1 фунт.

3. Прогулка десятимильная (принимать по утрам) — 1.

4. Постель (принимать вечером в 11 часов).

5. И бросить забивать себе голову вещами, в которых ничего не смыслишь». Такой универсальный шутливый совет многим из нас, конечно же, не подходит, хотя не­которые его пункты (3, 4) можно рекомендовать действи­тельно всем.

Вопрос правильного отношения к здоровью сложный, и в нескольких предложениях его полностью не раскрыть. По­пробуем показать принципы, на которых основывается ра­зумное отношение к себе и подготовка к будущей професси­ональной деятельности. Проще всего быть настроенным на здоровье. Для этого очень важно с раннего детства занимать­ся физической культурой и спортом. Физические упражне­ния настраивают организм человека на выполнение всех присущих ему функций в определенном ритме, улучшают общее состояние организма, деятельность центральной не­рвной системы и тем самым укрепляют здоровье. Полезны разнообразные упражнения для развития силы и силовой выносливости мышц рук, плечевого пояса, спины, брюшно­го пресса, туловища и нижних конечностей. Подбирая и комбинируя упражнения, можно избирательно воздействовать на те или иные мышечные группы, дозировать величину на­грузки. Выбор упражнений следует обязательно согласовать с врачом или специалистом по физкультуре.

Занятия профильными видами спорта в наибольшей сте­пени развивают профессионально важные физические и пси­хические качества. Например, прикладными видами спорта для операторов пультов управления можно считать баскет­бол, волейбол, большой и настольный теннис; для рабочих- станочников — городки. Если профессия требует развития нескольких физических качеств, то в первую очередь вни­мание обращается на развитие общей выносливости организ­ма, являющейся основой общей работоспособности.

Укреплению здоровья также способствует активный от­дых. Это хорошо понимал Лев Толстой, который много ходил, бегал, занимался гимнастикой, был хорошим фех­товальщиком. В 20 лет он составил программу физичес­ких упражнений, которой неуклонно следовал. Л. Н. Тол­стой дожил до 93 лет, причем отличное здоровье писатель сохранил до старости, что позволило ему успешно творить.

Многие народы знают о пользе закаливания: длитель­ных воздушных ванн, купаний в холодной воде, русской и финской бани, ходьбы босиком, катания на санках, лы­жах, коньках и т. п. Закаливание значительно продлева­ет срок активной творческой жизни человека. Закаливать свой организм можно и нужно каждому, начиная с любо­го возраста, но при этом всегда следует тщательно конт­ролировать свое самочувствие. Необходимо помнить, что закаливание — процесс длительный и индивидуальный (полезное одному человеку может быть вредно другому). Закаливание требует постепенности, систематичности и многообразия. Закаливание характеризуется постепенным снижением чувствительности организма только к воздей­ствию определенного физического фактора. Например, сни­жение чувствительности к холоду не предопределяет раз­вития устойчивости к теплу или низкому атмосферному давлению. Необходимо помнить, что главные факторы за­каливания — солнце, воздух и вода должны воздействовать в комплексе.

Рассмотрим для примера закаливание холодом. Переох­лаждение — один из факторов, предрасполагающих к воз­никновению простудных заболеваний и ведущих к форми­рованию профнепригодности. Поэтому закаливание начина­ется с воздушных ванн — наиболее естественной, безопас­ной и доступной процедуры. Они легко переносятся орга­низмом и легко дозируются. Начинать принимать воздуш­ные ванны нужно при комнатной температуре, продолжи­тельность — 3 мин, потом постепенно доводить их длитель­ность до 1,5—2 ч. Через 10—15 дней принятие воздушных ванн нужно сочетать с местным охлаждением (хождение бо­сиком по полу начинают с продолжительности 3 мин и по­степенно доводят до 1,5—2 ч). После 20—30 воздушных ванн переходят к водным процедурам — обтираниям, об­ливаниям, душам, ваннам, купаниям. При склонности к простудным заболеваниям общее закаливание разумно со­четать с закаливанием верхних дыхательных путей. Для этого можно использовать обычное гигиеническое умыва­ние лица и обтирание шеи во время умывания. Началь­ная температура воды — 18—22 о С. Ее следует снижать на 1—2 о С через каждые 3—5 дней и постепенно довести до температуры воды в водопроводном кране. Закаливаю­щее действие оказывают также ежедневные умывания во­дой контрастных температур. Утром после обычного умы­вания лица 2—3 раза подряд умыть его сначала теплой (36—37 о С), а затем 2—3 раза более прохладной (19— 20 о С) водой. Закаливающий эффект дает также полоска­ние горла холодной водой. Начальная температура воды для таких полосканий — 28—30 о С. Каждую неделю эта температура снижается на 1—2 о С и постепенно доводит­ся до 14—15 о С. Полоскание проводится 2—3 раза в день. Рекомендуется и ежедневное мытье ног водой температу­рой 28—30 о С с последующим ее снижением через каж­дые 5—7 дней на 1—2 о С и доведением до 15—16 о С.

Исследования свидетельствуют, что организм привыка­ет к холоду быстрее, если охлаждение производится ежед­невно по 5 мин, чем через день по 10 мин. Длительные перерывы ведут к ослаблению или полной утрате приоб­ретенных защитных реакций. О влиянии же закаливания на организм можно судить по следующим признакам: крепкий сон, хороший аппетит, улучшение самочувствия, повышение работоспособности. Кроме укрепления здоровья закаливание обладает еще одним очень важным эффектом. В процессе тренировки устойчивости к неблагоприятным факторам окружающей среды у человека повышается спо­собность к восприятию и запоминанию. Кроме того, про­исходит формирование таких черт характера, как настой­чивость, целеустремленность.

Для сохранения и укрепления здоровья человек должен стараться вести здоровый образ жизни. Это значит ста­раться как можно больше бывать на открытом воздухе и летом и зимой, соблюдать правила личной гигиены и ра­зумный режим труда, отдыха, питания, воздерживаться от курения, употребления алкогольных напитков и токсичес­ких веществ. Эти прописные истины хорошо известны всем вам, как и приевшиеся рекомендации мыть руки пе­ред едой, следить за зубами, одеваться по погоде и др. Но задумайтесь, почему эти истины не теряют актуально­сти? Да именно потому, что действенность этих указаний абсолютна: это азбука здоровья.

Помните, что только при наличии здоровья имеют смысл другие ценности, в том числе и удовлетворенность личности своей трудовой деятельностью. Здоровье — обя­зательное условие полноценной жизни человека. Нужно заботиться о его сохранении, укреплении и коррекции.

1. Для улучшения осанки можно порекомендовать вы­полнение следующего упражнения.

Исходное положение — стоя, ноги врозь, руки в сто­роны, предмет (палка, мяч и т. п.) в правой руке. Под­нять правую руку вверх и согнуть за головой, левую опу­стить вниз и согнуть за спиной. Затем переложить пред­мет из правой руки в левую. Вернуться в исходное поло­жение. То же, но теперь левая рука вверху, правая вни­зу. Повторить 6 раз. За одно занятие рекомендуется вы­полнить 6—7 таких упражнений, пауза между ними — 2—3 мин. В качестве предмета сначала используйте не­большую палку. Постепенно уменьшайте размер предмета (карандаш, теннисный мяч, шарик).

2. Дыхательные упражнения. Сначала глубокий вдох — живот максимально выпячивается вперед, расширяются боковые стенки грудной клетки, плечи слегка разворачи­ваются. Через 5 с выдох — брюшная стенка втягивается внутрь.

Постепенно разрыв между вдохом и выдохом можно уве­личивать до 10 с. Выполняйте такие упражнения 2—3 раза в день. Количество вдохов и выдохов за один прием — от 5 до 20. Делать дыхательную гимнастику можно сидя, лежа или во время прогулок (вдох на 4 шага, задержка дыхания на 4 шага, выдох на 4 шага и снова задержка дыхания на 4 шага).

Вдох должен быть глубоким, но это не значит, что надо вдохнуть как можно больше воздуха и задержать его. Выдох также глубокий.

Вопросы и задания

1. Что такое здоровье?

2. Почему состояние здоровья необходимо учиты­вать при выборе профессии?

3. Какие производственные факторы оказывают не­благоприятное влияние на здоровье человека?

4. Что такое индекс здоровья?

5. Какова частота пульса у нетренированного взрос­лого человека?

6. Что способствует укреплению здоровья?

7. На какие группы можно условно разделить все профессии по влиянию на организм человека?

8. Перечислите противопоказанные профессиональ­но-производственные факторы при заболеваниях: а) органов зрения; б) органов слуха; в) кожи; г) опорно-двигательного аппарата; д) органов ды­хания; е) сердечно-сосудистой системы; ж) орга­нов пищеварения; з) нервной системы; и) почек.

9. Какие профессии рекомендуются при различных заболеваниях?

10. Как развивать и укреплять физические качества?

Дата добавления: 2015-08-17 ; просмотров: 523 | Нарушение авторских прав

Источник

Читайте также:  Дееспособность по состоянию здоровья таблица
Adblock
detector