X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2018
ФИЛОСОФИЯ ЗДОРОВЬЯ С АНТИЧНОСТИ ДО СОВРЕМЕННОСТИ
Проблема здоровья человека интересовала философов с древних времен. Размышляя о здоровье, философы античности заметили, что здоровье зависит от образа жизни и поведения человека. Изучение прошлого показывает, какое влияние на развитие представлений о здоровье и здоровом образе жизни оказывали различные философские направления. Исторически медицина, а вместе с ней первая систематизация представлений, обобщений о здоровье человека зародилась на основе философской рефлексии и в дальнейшем развивалась с ней параллельно
К примеру, древнегреческий целитель Алкмеон Кротонский VI-V вв. до н.э., используя столпы учения Анаксимена (VI в. до н.э.) о воздухе как первооснове всего сущего, организовал так называемую «пневматическую систему медицины». Помимо этого, Алкмеон стал новатором в истории медицины, описав организм как единство противоположностей.
Существует версия, что с исследовательской деятельностью отнюдь не Гиппократа, как это передаётся из поколения в поколение, а именно Алкмеона правомерно ассоциировать открытие в медицине крайне важного принципа «противоположное есть лекарство от противоположного», который стал идейным базисом практически всех более поздних медицинских школ.
В классической Греции развили учение о так называемых четырёх телесных соках: крови, слизи, светлой желчи и чёрной желчи. Здоровье идентифицировалось ими в качестве закономерного итога успешного синтеза таковых соков; напротив, неудачное смешивание данного рода веществ оценивалось как основная причина практически всех заболеваний.
Используя богатые традиции целителей древнего Востока (вавилонян, египтян и других народов),греки развили немаловажное учение о симптоматике заболеваний и грамотной диагностике таковых. Пожалуй, самым авторитетным из методов последней стало выслушивание, которым впоследствии практически в совершенстве овладел Гиппократ. Этот приём используется и до настоящего времени как признанно эффективная психологическая терапия.
Что касается «отца западной медицины», наиболее известного на сегодняшний день представителя древнегреческой медицины, Гиппократа (≈ 460 – ≈ 377-356 гг. до н.э.), то он отмечал активную природу здоровья в следующем афоризме: «Праздность и ничегонеделание влекут за собой порочность и нездоровье – напротив того, устремление ума к чему-нибудь приносит с собой бодрость, вечно направленную к укреплению жизни»
Гиппократ считается основоположником такого направления, как клиническая медицина. Он оценивал состояние организма в качестве сложной системы органов, которая не должна терять своей естественной связи с внешней средой обитания. Помимо этого, древнегреческий медик определил то, что результат любого лечения предопределяется совокупностью естественных защитных сил организма (это отобразилось, в частности, в известном изречении «природа лечит, а врач наблюдает»)
Принципиальным является также то, что безмерно велика заслуга Гиппократа в освоении нравственных основ лечебных практик, фундаментальным примером чего является актуальная по сей день и на все времена «клятва Гиппократа»
Согласно воззрениям Демокрита, каждый человек сможет прожить счастливую жизнь, если будет жить соответственно своей природе, соблюдая при помощи мудрости чувство меры, стремясь к справедливости и принимая на себя ответственность за свои поступки. Некоторые высказывания его актуальны и для нашего современника: «Прекрасное постигается путем изучения и ценой больших усилий, дурное усваивается само собой, без труда».
Кроме того, необходимо заявить достаточно интересную позицию крупного мыслителя Платона (427-347 гг. до н.э.) по этому поводу. В его произведениях можно обнаружить достаточно много прямолинейных позитивных оценок здоровья, силы, крепости, целостности физических ипостасей развития практически всего сущего. Это касается и внешнего, и внутреннего аспектов, в том числе в совершенствовании человека. Например, мыслитель занимается специфическим восхвалением силы рук и ног воинов.( Платон считал, что для соразмерности, красоты и здоровья требуется занятие всю жизнь физическими упражнениями, гимнастикой).
Среди многочисленных философских школ Древней Греции и Рима можно выделить два основных подхода к проблеме здоровья человека – оптимистический и пессимистический. Первый связан с философами, которые утверждали, что как бы ни были сильны удары судьбы, человек все-таки может быть здоровым и счастливым, если будет пытаться жить в согласии с природой и использовать для этого здравое рассуждение.Опираясь на материализм Демокрита и диалектику Гераклита при анализе медицинских явлений, Гиппократ создал учение о влиянии окружающей среды и условий жизни на здоровье. Основными причинами заболеваний Гиппократ считал времена года, температуру воздуха, климат, свойства почвы, эпидемии. Индивидуальными причинами – образ жизни, диету, возраст человека, его наследственность и наклонности.
Видный врач и мыслитель Средней Азии Авиценна (Абу Али Ибн-Сина) воспринял от греков учение о четырех соках. Здоровье персидский ученый Авиценна рассматривал как способность или состояние, благодаря которому функции организма оказываются безупречными. Он выделил причины здоровья и болезни: материальные – это заложенные в теле человека основы; действенные – это причины, которые изменяют состояние тела человека или сохраняют его неизменным (воздух, еда, вода, напитки, телесные и душевные движения, покой, сон, переход из одного возраста в другой, бодрствование, различия по полу, привычка). Идеи Авиценны воплощены во многих разделах современной хирургии и терапии. Он вносит большой вклад в изучении таких заболеваний как туберкулез, оспа и чума, проказа и многих других. Рекомендует кипятить воду в профилактических целях. Произведение, прославившее Авиценну — «Канон врачебной науки», где имеются главы описывающие хирургические операции, методики лечения травм и ран.( Очень скоро ‘Канон’ становится медицинской энциклопедией во всех странах мира. После изобретения печатного станка ‘Канон’ печатают сразу вслед за Библией.) Авиценна создал несколько сотен новых видов лекарств, относящихся как к народной медицине, так и полученные с помощью химии. Немалое количество этих лекарств используется и по нынешний день.
В философских воззрениях на здоровье в Новое время впервые появилась идея о здоровье как ценности, причем не только в индивидуальном измерении, но и в социальном плане.(ввиду распространения идей гуманизма) . Также возрастает роль веры в излечении болезней.
Томас Мор считал, что прекрасное общественное здоровье является прямым следствием идеально организованного общества и замечательных условий жизни. Он рассматривал здоровье как великое удовольствие, основание и опору всего, что могут дать спокойные и желанные условия жизни.
Бэкон, продолжая и развивая тему здоровья как индивидуальной ценности, писал о том, что собственные наблюдения человека за тем, что ему хорошо, а что вредно, есть самая лучшая медицина для сохранения здоровья. Один из рецептов долгой жизни – это пребывание в свободном и жизнерадостном настроении, избегании зависти, тревожных страхов, затаенного гнева, тонкого и путаного самоанализа, чрезмерных радостей и волнений. Он высказывал удивление по поводу того, что, заботясь усердно об улучшении пород собак и лошадей, мы пренебрегаем породой человеческой. Ф. Бэкон считал единственно обоснованным и наиболее эффективным лечение, воздействующее на причину болезни.( При этом причину болезни он понимал механистически, полагая, что проявления болезни адекватны изменениям в соответствующих органах)
Новое время являлось периодом великих научных открытий передовые врачи уже в начале 17 в. стремились использовать достижения физики в интересах медицины .Последователь Г. Галилея С. Санторио (1561—1636), которому вместе с его учителем принадлежит честь изобретения ртутного термометра, а также прибора для измерения пульса (сфигмометра), первый применил экспериментально-механические и математические методы в медицине
Другой формой использования достижений физики в медицине стало микроскопирование. Первый микроскоп был создан в Голландии в 1590 г. братьями Янсенами. В 1665 г. Р. Гук (1635—1703) сконструировал новый микроскоп, позволивший ему увидеть растительную клетку; он впервые ввел понятие клетки. А. Левенгук (1632—1723) с помощью самодельных линз впервые обнаружил и зарисовал сперматозоиды, различные простейшие, детали строения костной ткани.
С развитием учения об электричестве в 18 в. связан новый аспект использования достижений физики в медицине. С этого момента началась новая эпоха в физиологии: возникли и получили развитие новые высокоэффективные методы диагностики (например, электрокардиография) и лечения
Подлинный исследовательский интерес к идее здоровья как социальной ценности и в проявился в XX в. в рамках гуманистической социологии. Так в работах Э. Дюркгейма большое значение придается социальному здоровью. Социальное здоровье, согласно мнению этого ученого, заключается в нормальном развитии жизненных сил индивида, коллектива или общества, в их способности адаптироваться к условиям среды и использовать ее для своего развития. Это дает им «шансы на долгую жизнь».
Такого же подхода придерживался и Макс Вебер. Он особо подчеркивал социальную значимость здорового образа жизни, утверждая, что «действия индивида, влияющие на сохранность здоровья, мы относим к социальным»
В последнее время медики стали отмечать у практически здоровых людей так называемые информационные неврозы. В данном случае врачи вынуждены говорить о явлении информационного стресса, когда способный и трудолюбивый человек без отдыха поглощает разного рода информацию, не переключается на другие виды деятельности (главным образом физической) и получает невроз, расстройства деятельности высшей нервной системы. Эти феномены, наносящие урон здоровью современного человека, вновь обратили внимание ученых на телесность человека как исток его здоровья и дали толчок развитию психотерапевтического направления в медицине
Основатель психотерапевтического направления Вильгельм Райх исходил из того, что источником и необходимым условием психического здоровья человека является его тело. Он первым указал на зависимость психики от состояния мускулатуры. Всякое наше переживание – гнев, печаль, радость, страх – находит свое выражение в характерных мышечных движениях, считал он. Отрицательные эмоции могут образовывать так называемый мышечный панцирь, цель которого – сдержать проявление отрицательного переживания и не дать ему распространиться. Снятие в процессе терапевтической работы всех мышечных панцирей восстанавливает у пациента способность к глубоким эмоциональным переживаниям. Таким образом его работы являются прекрасным доказательством известного положения, что «здоровое тело творит здоровый дух».
Подводя итог, говоря о Проблеме сохранения здоровья, необходимо сказать что В целях гармонического развития человеческой личности, сохранения здоровья необходимо чередование умственной и физической деятельности. К. Маркс писал: «Система труда, чередующаяся с школой, превращает каждое из этих двух занятий в отдохновение и освежение после другого, и, следовательно, она много пригоднее для ребенка, чем непрерывность одного из этих двух занятий»
Такой же концепции придерживался Выдающийся представитель русской материалистической философии Н. А. Добролюбов, рассматривавший человека как единство сторон его умственного и физического развития, которые между собой тесно связаны и постоянно взаимодействуют. Он считал, что организм человека может быть здоровым и работоспособным лишь в том случае, если эти стороны получают полное развитие в тесной органической связи. Он писал: «. тот организм, в котором развитие мозговых отправлений поглощает собою все другие, развивается ненормально, болезненно. Точно так же ненормально и развитие того организма, в котором усиленной деятельностью мускулов ограничивается и заглушается развитие нервной системы и особенно мозга»
В заключение необходимо сказать, что именно базис натурфилософии, а в дальнейшем и опыт работ философов Нового времени в немалой мере эффективно способствовали решению вопроса об органической сущности человека, а через это помогал выработке грамотной тактики исцеления тела, более-менее полноценному удовлетворению целого ряда различных вопросов теории и практики медицины в дальнейшем.
Источник
ФИЛОСОФИЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА
Проблема здоровья человека, к которому в условиях ускорения научно-технического прогресса предъявляются все более высокие требования, является одной из самых сложных и актуальных. Без преувеличения можно сказать, что она с полным правом относится на сегодняшний день к тем проблемам, которые принято называть глобальными. Выдвижение здоровья в число первоочередных задач развития общества обусловливает необходимость теоретического и методологического осмысления этого феномена, показывает актуальность развертывания соответствующих научных исследований, в том числе и на философском уровне. Эффективное решение проблемы здоровья требует разработки целого комплекса вопросов, которые, вероятно, могут быть решены только на основе междисциплинарного подхода, предусматривающего участие специалистов различных областей знаний: биологов, психологов, генетиков, экологов, социологов, экономистов, врачей, философов и многих других. Необходимость анализа факторов, детерминирующих здоровье человека в рамках философии подтверждается реальной жизнью и имеет в своем основании следующие причины: 1. Необходимо философское осмысление и теоретическая интерпретация всех детерминационных факторов здоровья, как системного образования, что позволит определить закономерности формирования, сохранения и развития здоровья. Настало время попытаться выработать такую концепцию здоровья, которая объективно отражала бы связь между специальными знаниями, полученными при изучении здоровья, и основными законами и принципами диалектики. Все вышесказанное позволяет утверждать, что центральной методологической проблемой современной медицины является разработка теории здоровья.
2. В работах, посвященных исследованию индивидуального здоровья, находят отражение различные аспекты этой комплексной проблемы, выработанные на протяжении всей истории развития человека. Однако «камнем преткновения» по-прежнему остается отсутствие такого определения понятия здоровья, которое позволяло бы его оценить в количественных и качественных показателях. 3. Традиционные меры пропаганды здорового образа жизни (ЗОЖ), опирающиеся в основном на медицинские знания, оказались малоэффективными. Философская проблема здорового поведения человека включает целый круг вопросов, связанных с исследованием процессов воспитания и условий формирования личности — ее потребностей и интересов, мотивов и целей. Субъективизация здоровья — вот правильная методологическая установка, которая предусматривает прерогативу личного, самостоятельного контроля каждого индивида за своим здоровьем. 4. Важность исследования здоровья человека с точки зрения теории антропогенных потребностей в современных условиях определяется тем обстоятельством, что взаимодействие потребностей и здоровья реализуется в ЗОЖ, представляющем психологическую модель поведения, избранную индивидом в поисках лучшего способа самоосуществления жизни. Воспитание и обучение с целью формирования у человека потребности в здоровье представляет собой один из главных «каналов» первичной профилактики. 1. Теоретический анализ концепций здоровья в философии и медицине В истории развития концепции здоровья можно выделить античный период, период средних веков, новое время, новейшее, а также современность. Рассматривая болезнь и здоровье, древнегреческие врачи полагали, что данные состояния зависят от того, «как в теле человека смешаны кровь, слизь и желчь (желтая и черная)».
О здоровье можно говорить в том случае, если «эти части соблюдают соразмерность во взаимном смешении в отношении силы и количества, и когда они лучше перемешаны» (Гиппократ). В трудах философов — современников Гиппократа — также встречается много суждений о здоровье. Так, Платон рассматривал здоровье как «благо», способствующее духовному удовлетворению человека. Кроме того, он рассматривал его как явление, тождественное гармонии, считал, что «как только в нас, живых существах, расстраивается гармония, так вместе с тем разлаживается природа и появляется страдание». Здоровье, таким образом, рассматривалось им на основе существовавшего в древнегреческом обществе культа красоты и нравственности, гармонии здорового человеческого тела. По мнению Аристотеля, здоровье — это гармония, превосходные телесные и душевные свойства. Философ выделил здоровье в качестве основной цели медицины и подчеркивал, что «медицина имеет беспредельную цель — абсолютное здоровье человека», а само врачебное искусство направлено на «содействие здоровью», на «доставление здоровья», а также и на то, «какой образ жизни вести». Известный римский энциклопедист Авл Корнелий Цельс связывал состояние здоровья с определенным климатом, что является непосредственным продолжением учения Гиппократа. У Цельса мы встречаем догадку о существовании предболезни: до болезни появляются некоторые ее признаки.
Общим для всех является то, что «тело чувствует себя иначе, чем обычно, и не только в смысле изменения к худшему, но также и к лучшему». Другой известный римский врач и естествоиспытатель Клавдий Гален считал, что «здоровье есть результат правильного смешения четырех элементов, болезнь — состояние противоположное». Таким образом, в античный период здоровье рассматривалось, прежде всего, как гармония, идеал красоты и нравственности. Заслуга мыслителей этого периода состоит также в том, что они впервые поставили проблему детерминантов здоровья. Своего рода стержневым основанием во всех попытках определить здоровье человека было указание на правильное соотношение «начал». Своеобразным связующим звеном между античностью и средневековьем является Абу Али Ибн Сина (Авиценна).
По его мнению, медицина познает «состояние тела человека, поскольку оно здорово или утратит здоровье», а для цели сохранения и возвращения здоровья он разделил медицину на практическую и теоретическую, где «одна из них — это наука об основах медицины, а другая — о том, как ее применять». Анализируя идею Галена о степенях здоровья, Авиценна изложил и собственное представление о них: «Бывает тело здоровое до предела, тело не здоровое, но и не больное. затем — тело в хорошем состоянии, быстро воспринимающее здоровье, затем тело больное легким недугом, затем тело больное до предела». Это разграничение степеней здоровья в конечном итоге фиксировало соотношение: здоровье — предболезнь — болезнь. На рубеже XV—XVI веков появились работы Парацельса, который считал, что знания врача должны основываться на познании природы в целом и природы человека. Сам человек рассматривался им как микрокосм или частичка макрокосма.
Парацельс использовал знание минералогии, которое трансформировалось у него в определенные начала человеческого организма, где ртуть представляла дух, соль — тело, сера — душу и т. д. Соответственно этим представлениям здоровье рассматривалось им как следствие нормального соотношения этих начал. Таким образом, в средние века мыслителями была предпринята попытка на основе анализа основных воззрений на здоровье человека периода античности дать более полное и глубокое его толкование. Появились градации степеней здоровья. Было также указано на необходимость стремиться к сохранению и возвращению здоровья, а не только заниматься непосредственно лечением больных. Ведущей концепцией было» определение здоровья человека как способности безупречного функционирования органов. Ф. Бэкон (1561—1626) относил здоровье к одному из главных человеческих благ, которыми обладает человеческое тело. Значительную ценность приобретает призыв английского философа к познанию человеком собственного организма для сохранения здоровья, ибо «собственные наблюдения человека за тем, что ему хорошо, а что вредно, есть самая лучшая медицина для сохранения здоровья».
Как и Ф. Бэкон, Р. Декарт (1596—1650) призывал к изучению особенностей собственного организма с целью сохранения здоровья и продления жизни с помощью медицинского знания. Не обошел своим вниманием проблему здоровья и Б. Спиноза (1632—1677), который указывал, что «здоровье — немаловажное средство», но существует настоятельная необходимость в построении теоретической медицины в целом. Ламетри (1709—1751) рассматривал здоровье как «самое существенное состояние для жизни» и в конечном итоге связывал его, наряду с «хорошим телосложением», и со «счастьем человека». В то же время состояние здоровья, по его мнению, «может изменяться благодаря воспитанию и получать из этого источника свойства, которых она (телесная организация) от природы не имеет ». В свою очередь, Гольбах (1723—1789), отмечая целостность организма, утверждал, что «человек здоров, когда твердые и жидкие части его тела содействуют достижению данной цели и при этом оказывают друг другу взаимопомощь». Выдающийся физиолог К. Бернар (1813-1878) утверждал, что «медицина столь же стара, как человечество», а поскольку «сохранение здоровья есть, наверное, первое из всех благ, то и практическая медицина должна была возникнуть на пороге цивилизации». Тем самым он дал исторический анализ медицины с точки зрения ее целей и выделил ее основную направленность — сохранение здоровья. Идея диалектического подхода к человеческому организму со второй половины XIX века нашла практическое применение в деятельности отечественных клиницистов -— СП. Боткина (1832—1889), Г. А. Захарьина (1829-1897), А. С. Остроумова (1844-1908) и других. Так, СП. Боткин в своей деятельности исходил из того, что «болеет только живой организм, и так как болезнь составляет одно из многих проявлений жизни, то изучение этой последней и должно составлять основу научной медицины». Таким образом, в период XVIII—XIX веков проблема здоровья занимала важное место как в теоретических исканиях философов, так и в работе врачей-клиницистов.
Концепция здоровья претерпела дальнейшее развитие во многом благодаря попыткам использовать для его анализа законы диалектики, открытые Гегелем. Ведущей концепцией этого периода было признание здоровья как состояния, качественно отличного от болезни и поэтому более общего, изначального состояния, к сохранению которого должна стремиться медицина.
Источник