Лексическая тема «Части тела. Моё здоровье»
Святова Светлана
Лексическая тема «Части тела. Моё здоровье»
I.Дети должны усвоить: названия частей тела человека, их функции (глазами видим, ушами слышим и т. д.)
II. Словарь ребёнка должен включать слова: голова, шея, живот, спина, руки, ладони, локти, пальцы, ногти, ноги, колени, волосы, грязнуля; лицо, уши, лоб, глаза, ресницы, брови, щеки, рот, губы, зубы, язык; мыть, вытирать, вытираться, умываться, стричь, причесывать, расчесывать, тереть, чистить; чистый, грязный, аккуратный, опрятный, мокрый, сухой, лохматый, причесанный.
III. Побеседовать с ребёнком:
— о значении гимнастики; проветривании; влажной уборке; пребывании на свежем воздухе; одежде и её назначении; спорте и его назначении; питании, пережёвывании пищи.
— Почему можно заболеть? (Если промочить ноги, если есть снег /сосульки/, если есть немытые овощи, фрукты, если не застегнуть пальто в холодную погоду, если не мыть перед едой руки с мылом и т. д.).
IV. Загадать загадки о частях лица и тела,выучить одну наизусть:
а) Один говорит, двое смотрят и двое слушают. (Язык, глаза, уши.)
б) Пять братьев годами равные, ростом разные, кто такие? (Пальцы.)
в) Всегда он в работе, как мы говорим,
А отдыхает, когда мы молчим. (Язык.)
V.Поиграть с ребенком в игры:
лоб – лбы, рот – рты, локоть – локти, глаз – глаза, ухо – уши, нос – носы, ноздря – ноздри, щека – щёки, бровь – брови, бок – бока, палец — пальцы, рука — руки, нога — ноги.
2. «Сосчитай до пяти слова»: палец, рука, зуб, ухо, нос – один палец, два пальца, три пальца, четыре пальца, пять пальцев и т. д.
3. «Это – мой, моя, мои»: зубы, глаза, бровь, уши, рот, волосы, нос.
Мои зубы, мои глаза, моя бровь, мои уши, мой рот, мои волосы, мой нос.
4. «Подбирай, называй, запоминай»:
Глаза нужны для того, чтобы видеть, смотреть, рассматривать, читать.. Нос нужен для того, чтобы.. Язык нужен для того, чтобы..
Уши нужны для того, чтобы. .
За волосами ухаживают так: их моют, расчёсывают, вытирают, сушат. .
За зубами ухаживают так:. .За лицом ухаживают так:. .
5. «Найдем хозяина». Взрослый произносит начало предложения, а ребёнок заканчивают его. Затем ребёнок повторяет предложение и показывает те части тела, о которых идет речь.
Ресницы нужны. (глазам). Локти нужны. (рукам). Пятки нужны. (ногам). Волосы нужны. (голове). Лопатки нужны. (спине). Пальцы нужны. (ладошкам). Колени нужны. (ножкам).
VI. Выучить наизусть стихотворение «Части тела».
Взрослый читает стихотворение, одновременно показывая на себе называемые части тела. Затем ребёнок повторяют вслед за взрослым каждую строчку и тоже показывают части тела.
Называем мы слова:
Лоб, затылок, голова,
Шея, плечи, пальцы, ногти,
Кулаки, ладошки, локти,
Нос, живот, колени, пятки,
Губы, бедра и лопатки.
Части тела изучаем,
Части тела называем.
Конспект занятия по валеологии «Человек и строение его тела» Цели. 1. Продолжать закреплять знание детей о частях тела. Дать детям знания о свойствах (функции) языка. 2. Развивать зрительное восприятие.
Конспект непосредственно-образовательной области «Коммуникация» в подготовительной группе. Части тела. Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Коммуникация» в подготовительной группе Части тела Воспитатель Ярославцева Альбина.
Источник
Организм человека и его здоровье
Здоровье свое бережем с малых лет –
Оно нас избавит от болей и бед.
Цели. Обобщить и систематизировать знания учащихся об организме человека; развивать умение систематизировать учебную информацию в кроссвордах; учить работать в группе, отстаивать свое мнение, выслушивать мнение товарищей; воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Учебный материал. Кроссворды «Организм человека», «Скелет»; раздаточный материал; таблицы по теме «Организм человека и его здоровье».
Ведущий. Сегодня мы собрались, чтобы обобщить свои знания по изученной теме. В игре принимают участие две команды.
Объявление команд, представление капитанов, членов жюри.
– Наша игра состоит из пяти туров. Каждый тур оценивает жюри. Капитаны, приготовьтесь к жеребьевке.
Тур 1. «Разминка»
1. Какие знания ценились в древности? Знатоком чего был знахарь? (Знаток болезней и их лечения. Эти знания высоко ценились у людей; от них зависела жизнь.)
2. Если бы человек превратился в дерево, чем бы стали его туловище, руки, ноги? (Туловище и шея превратились бы в ствол, ноги – в корни, а руки – в ветви и листья.)
3. В каком возрасте вы были больше всего похожи на животных? (В грудном, пока не умели ходить и ползали на четвереньках.)
4. У какого животного восемь ног и две части тела? (У паука.)
5. Какой человек, герой сказки стал царем зверей? Благодаря чему? (Герой сказки Р. Киплинга Маугли стал царем зверей после того, как научился пользоваться огнем.)
6. Какие три названия частей скелета человек использует в хозяйстве? (Лопатка, кисть, таз.)
7. Какой опасности подвергала свой позвоночник принцесса на горошине? (На очень мягкой постели позвоночник сильно прогибается и может со временем искривиться.)
8. У каких животных нет позвоночника? Как можно назвать таких животных? (Беспозвоночные: насекомые, черви, улитки, осьминоги, медузы.)
9. Наружный покров тела – кожа – самый обширный орган человека. Кожа защищает тело от повреждений, удерживает в нем жидкости и препятствует проникновению в организм вредных веществ. Очень «странно ведет себя» кожа на холоде – она бледнеет, во время жары – краснеет. Почему это происходит? (На холоде кровь устремляется в глубь тела, чтобы согреть внутренние органы. И кожа бледнеет. Во время жары кровь поступает в капилляры на поверхности кожи. При этом из тела удаляется избыток тепла.)
Кожа имела первоначальное звучание – козье («шкура») и происходило от слова коза. В дальнейшем звук [з] изменилось на [ж]. С заменой звука значение сильно расширилось: кожа стала означать уже любую обработанную шкуру, а затем и нашу кожу, а слово коза забылось.
Жюри подводит и объявляет итоги первого тура.
Тур 2. «Организм человека»
Ведущий. Сейчас тур загадок. Капитаны берут текст загадок, зачитывают вслух команде и отгадывают. За правильный ответ команда получает 1 балл.
Отворю я хлевец,
Выпущу стадо белых овец.
Когда мы едим – они работают,
Когда не едим – они отдыхают,
Не будем их чистить – они заболят. (Зубы.)
Яма с красными краями.
Неподвижно в этой яме
В два ряда над рядом ряд
Колья белые стоят. (Рот, зубы.)
Если б не было его,
Не сказал бы ничего.
Всегда во рту,
А не проглотишь.
Всегда он в работе,
Когда мы говорим,
А отдыхает,
Когда мы молчим. (Язык.)
Висит мешочек небольшой –
То полный, то пустой.
В него вагончики бегут,
Пищу, жидкости везут.
Кипит работа целый день,
Нам помогать ему не лень.
Готовит пищу, нас питает,
А что не нужно – выгоняет. (Желудок.)
Две фасолины висят,
Ненужные вещества пропускают
И удалять их помогают. (Почки.)
Сколько раз «моется» кровь в почках?
За сутки кровь проходит через почки для очистки около 300 раз.
Тело сверху прикрываю,
Защищаю и дышу,
Пот наружу выделяю,
Температурой руковожу. (Кожа.)
Кожа – самый большой орган тела, главная его часть. Медики говорят, что кожа весит около 4 кг и заняла бы 2 кв. м.
Оказывается, на 1 кв. см грязной кожи насчитывается около 40 000 микробов.
Видят целый свет,
А друг друга – нет.
Что это? (Глаза.)
Что называют мысленным зрением? (Способность человека представлять и видеть сцены и образы с закрытыми глазами.)
Для чего вокруг глаз есть ресницы? (Они защищают глаза от соринок.)
Для чего мы моргаем? (Для того чтобы периодически смачивать слезами роговицу.)
Что такое зрачок? (Зрачок – это отверстие, через которое свет входит в глаз, чтобы попасть на светочувствительный орган – сетчатку.)
Мы части тела все связали,
Нас паутинками назвали. (Нервы.)
Он всё запоминает,
Смотреть, слушать, говорить,
Видеть помогает,
Работой всего нашего организма управляет. (Мозг.)
Есть у каждого лица
Два красивых озерца.
Между ними есть гора.
Назови их, детвора. (Глаза и нос.)
Одни считают, что он нужен для украшения. Другие думают, что он нужен лишь для того, чтобы задирать его кверху, когда важничаешь. На самом деле он и фильтр, и печка, и сторожевой пост. (Нос.)
День и ночь стучит оно,
Словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг
Прекратится этот стук. (Сердце.)
Сердце – мышечный орган, обеспечивающий ток крови по сосудам. Масса сердца взрослых людей составляет 250–300 г. Размер его примерно соответствует кулаку человека.
Если бы наше сердце перекачивало не кровь, а воду, то за 70 лет образовалось бы озеро глубиною 2,5 м, шириной 7 м, длиной 10 км.
У человека, перешедшего с открытой территории в зону зеленых насаждений, частота пульса может уменьшиться почти на 20 ударов в минуту.
Мышцы напоминают маленьких мышат, которые бегают под кожей, да и само слово мышца очень похоже на слово мышь. Слово мускул происходит от латинского мускулюс, то есть «мышонок».
Мышцы составляют примерно 2/5 общего веса тела.
Самая большая мышца – ягодичная, образующая ягодицы. Она нужна, чтобы тянуть ногу назад, а тело – вперед во время ходьбы, бега и прыжков.
Самая маленькая мышца – стременная, расположена глубоко в ухе.
Что не отдыхает в организме, когда вы спите? (Никогда не отдыхает сердце.)
Кроссворд «Организм человека»
1. Орган пищеварения. 2. Орган кровообращения. 3. Орган зрения. 4. Орган осязания. 5. Орган обоняния. 6. Органы дыхания. 7. Центральный отдел нервной системы. 8. Орган, позволяющий человеку двигаться.
ОТВЕТЫ: 1. Рот. 2. Сердце. 3. Глаз. 4. Кожа. 5. Нос. 6. Легкие. 7. Мозг. 8. Мышца.
В выделенных клетках по горизонтали: ОРГАНИЗМ.
Тур 3. «Лишнее слово»
Ведущий. Задания третьего тура проверят ваши знания, умение сравнивать, обобщать и делать выводы. Внимание! Капитанам получить задания!
Работа в команде.
легкие, желудок, носоглотка;
пищевод, кровь, желудок;
почки, череп, позвоночник.
Глаза, артерия, сердце;
бронхи, почки, носоглотка;
эритроциты, кровь, желудок;
почки, череп, ребра.
Печень, кровь, мозг;
желудок, пищевод, легкие;
нос, легкие, кишечник.
Ведущий. Музыкальная пауза. Слово жюри.
Продолжаем наше соревнование. Сейчас ваша задача – догадаться, о каком органе человека идет речь.
Игра «Узнай по описанию»
Это мускулистая трубка длиной около 20 см, продвигающая по себе измельченную и смоченную пищу. (Пищевод.)
Одежда, которая не промокает, не мнется, не выцветает. Носить ее можно хоть сто лет. (Кожа.)
Они состоят из пузырьков, не имеют мышц, но способны растягиваться, увеличивая свой объем, и сокращаться, уменьшая его. (Легкие.)
Главный командный пункт организма. (Мозг.) В среднем головной мозг весит 1,4 кг; каждый участок головного мозга выполняет свою работу. Эти участки называют центрами.)
Главное отделение твоей «внутренней кухни». (Желудок.)
Слово желудок является производным от слова желудь (в старину маленькие желуди называли желудками): у некоторых животных он и похож на желудь.
Этот орган называют диспетчером, так как он внимательно следит за составом крови. (Печень.)
Он помогает нам издавать нужные звуки, помогает нам есть. Он старательно переворачивает пищу, которую ты жуешь, и подкладывает ее то под одни, то под другие зубы. (Язык.)
Это мышечный насос. За одно сокращение выбрасывает до 100 граммов вещества. В минуту делает в среднем 70 ударов. Располагается в левой части грудной клетки. (Сердце.)
На военном корабле самые толстые стальные стены надежно прикрывают боевую рубку, где находится командный пункт корабля. Твой мозг – командный пункт организма. И природа охраняет его так же заботливо, как моряки свою боевую рубку. О какой боевой рубке идет речь? (О черепе.)
Ведущий. Слово предоставляется жюри.
Тур 4. «Вопрос – ответ»
Ведущий. Наш тур состоит из вопросов и коротких ответов.
1. Почему легкие так назвали? (Орган дыхания так назвали не случайно: пронизанная воздушными пузырьками легочная ткань гораздо легче мышечной.)
2. В какое время года длинный нос полезнее короткого? (В зимнее время, когда для организма важно подогреть воздух, вдыхаемый через нос.)
3. Выводится ли соль из организма? (Чтобы вывести соль из «пересоленного» организма, лучше всего попариться в бане, сделать длительную пробежку, поиграть в футбол или баскетбол, чтобы хорошенько пропотеть.)
4. Чем опасен подзатыльник? (Сотрясением мозга. В затылочной области головного мозга находится центр зрения, который можно повредить ударом.)
5. По каким признакам можно опознать конкретного человека? (По узорам на подушечках пальцев.)
6. Почему у человека так много мышц? (Более 600 мышц выполняют все движения вплоть до подмигивания. Даже биение сердца или деятельность кишечника происходит с помощью мышц. Мышцы составляют почти половину веса тела.)
7. Чьи мышцы сильнее: человека или муравья? (У муравья сильнее в 20 раз.)
8. Почему кровь называют транспортной системой организма? (Красные кровяные тельца переносят необходимые организму питательные вещества и кислород. Белые кровяные тельца борются с болезнями. Кровь уносит из клеток продукты распада и доставляет их в органы выделения.)
Если все эритроциты одного человека уложить рядом, то получилась бы лента, три раза опоясывающая Земной шар по экватору.
Лейкоциты живут 4–5 дней, и на смену им приходят все новые и новые «славные воины».
В организме ребенка около 3 литров крови, из них 2 литра – плазма.
9. Как организм очищается? (Выделение отходов и вредных веществ из тела происходит различными способами – с дыханием, потом, мочой и калом.)
10. Что делает печень? (Участвует в процессе пищеварения, выводит из организма яды, накапливает полезные вещества.)
11. Каковы функции потовых желез? (Кожа выводит из организма излишки воды и солей. Пот испаряется с поверхности кожи и тем самым охлаждает ее.)
12. Можно ли заменять заболевшие части тела? (Да, например, сустав, некоторые кровеносные сосуды, внутренние органы – сердце, печень, почки.)
13. Назовите главный командный пункт организма. (Головной мозг.)
Ведущий. Слово предоставляется жюри. Музыкальная пауза.
Тур 5. «Самые, самые. »
Ведущий. Этот конкурс – своеобразная Книга рекордов организма. Чья команда первой даст правильный ответ, получит 1 балл. Внимание!
1. Назовите самый большой внутренний орган. (Печень.)
2. Назовите самый обширный наружный орган. (Кожа.)
3. Назовите самую длинную кость человека. (Бедренная, примерно 46 см: начинается от таза и кончается возле колена. Равна примерно ? общей длины тела.)
4. Назовите самую маленькую косточку в организме. (Стремечко – длина 3–5 мм; находится во внутреннем ухе.)
5. Назовите самую широкую кость. (Тазовая.)
6. Какой орган в нашем теле самый длинный? (6-метровая тонкая кишка.)
7. Какой орган никогда не отдыхает? (Сердце.)
8. Как быстро оно бьется? (60–75 ударов в минуту.)
Ведущий. Слово жюри, затем последнее испытание.
Тур 6. «Практика»
Ведущий. Сейчас каждая команда будет заполнять кроссворд «Скелет». Будьте очень внимательны, не спешите.
1. Часть ноги, в которой много небольших костей. 2. Научное название «маленького хвостика» позвоночника. 3. Название дугообразных костей, отходящих от позвоночника. 4. Одна из составляющих плеча. 5. Часть руки между плечевой костью и кистью. 6. Составляющие скелета. 7. Что защищает мозг от повреждений. 8. Часть ноги от колена до стопы. 9. Что образуют лопатка и ключица? 10. Основное назначение скелета. 11. Что идет от черепа вдоль спины? 12. Повреждение кости. 13. Часть руки, в которой много маленьких костей. 14. Положение тела при ходьбе, посадке.
1. Стопа. 2. Копчик. 3. Ребро. 4. Лопатка. 5. Предплечье. 6. Кости. 7. Череп. 8. Голень. 9. Плечо. 10. Опора. 11. Позвоночник. 12. Перелом. 13. Кисть. 14. Осанка.
– Какие слова получились в выделенных клетках?
Дети: Скелет человека.
Кроссворд можно заменить практической работой: собрать бумажный скелет человека из деталей, наклеивая их на единый лист бумаги. (См. рабочую тетрадь к учебнику О.Т. Поглазовой «Окружающий мир» для 3 класса общеобразовательных учреждений, часть 2, с. 63.)
Ведущий. Молодцы, ребята! Вы прошли все испытания. Слово жюри.
Награждение победителей, отличившихся игроков.
Литература
Пиль А. Мое тело Пер. с нем. В. Волкова. – М.: Астрель; АСТ. 2002. 64 с.
Паркер С., Вильямс Б. Вопрос и ответ. Живая природа. Организм человека: энцикл. Пер. с англ. – М.: Омега, 2006. 64 с.
Поглазова О.Т. Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир»: 3 класс: учебн. пособие для общеобразоват. Учреждений. 2-е изд. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2007. – 336 с.
Окружающий мир. 3 класс: поурочные планы по учебнику О.Т. Поглазовой, В.Д. Шилина. Ч. II / Авт.-сост. Т.В. Бондарева. Волгоград: Учитель, 2007. 383 с.
Сухаревская Е.Ю. Занимательное естествознание. Жизнь на Земле: учеб.-метод. пособ. для учителей начальн. школы, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. – Ростов н/Д: Учитель, 2003. 128 с.
Источник