19.3. Государственное финансирование здравоохранения
Средства бюджетной системы Как уже отмечалось, бюджетная система России включает федеральный, региональные и местные бюджеты.
Главным, наиболее весомым, источником бюджетного финансирования здравоохранения являются местные бюджеты. По каналам этих бюджетов финансируется массовая сеть лечебно-профилактических учреждений — больниц, поликлиник, амбулаторий и т.д. Именно от состояния доходной базы местных бюджетов зависит уровень финансового обеспечения и состояния медицинского обслуживания населения. В 2006 г. распределение бюджетных расходов между звеньями бюджетной системы характеризовалось следующими данными (%):
Консолидированный бюджет РФ | Федеральный | Территориальные бюджеты | В том числе | |
бюджет | региональные бюджеты | местные бюджеты | ||
100 | 15 | 85 | 50 | 35 |
Бюджетные средства — наиболее крупный источник финансирования здравоохранения. Они в значительной мере обеспечивают выполнение гарантий государства на получение населением бесплатной медицинской помощи. Эти гарантии зафиксированы в ст.
Программа государственных гарантий Для обеспечения этих гарантий и обязательств государства по медицинскому обслуживанию населения Постановлением Правительства РФ от 11 сентября 1998 г. № 1096 была утверждена «Программа государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью на 1999 г.». В этой Программе был сохранен перечень видов медицинской помощи, сложившийся в советское время. Были также установлены показатели размеров медицинских услуг, которые должны финансироваться государством. Например, в расчете на 1000 человек число вызовов скорой помощи было установлено 340; число койко-дней в больницах — 2901,5, число врачебных посещений в поликлиниках — 9198 и т.д. Таким образом, в Программе была определена сумма требуемых здравоохранению финансовых ресурсов для покрытия затрат, связанных с предоставлением бесплатной медицинской помощи. Исходя из медицинской ситуации и экономических возможностей в Программу ежегодно могут вносится коррективы.
Условия и порядок оказания бесплатной медицинской помощи определяются Министерством здравоохранения и социального развития РФ по согласованию с ФФОМС.
Базовая программа государственных гарантий включает:
(1) перечень видов медицинской помощи, предоставляемой населению бесплатно в рамках Программы государственных гарантий;
(2) базовую программу обязательного медицинского страхования;
(3) нормативные показатели объема медицинской помощи, оказываемой населению бесплатно в рамках Программы государственных гарантий;
(4) подушевой норматив, используемый для финансирования здравоохранения в целях покрытия всех затрат, связанных с оказанием бесплатной медицинской помощи в соответствии с гарантированными нормативными показателями ее объема.
Финансирование Программы государственных гарантий осуществляется из следующих источников: из средств бюджетов здравоохранения всех уровней; из средств фондов обязательного медицинского страхования; из других источников поступления средств в здравоохранение.
Нормативные показатели объемов медицинской помощи, оказываемой населению бесплатно в рамках Программы государственных гарантий, используются в качестве основы для формирования расходной части федерального, региональных и местных бюджетов по разделу «Здравоохранение», а также федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
Используя базовую программу государственных гарантий, региональные органы управления создают и затем утверждают территориальные программы государственных гарантий. Территориальные программы государственных гарантий могут включать дополнительные виды и объемы бесплатной медицинской помощи, которые должны финансироваться субъектами Российской Федерации за свой счет и с учетом своих финансовых ресурсов.
Ежегодные соглашения между Министерством здравоохранения и социального развития РФ, ФФОМС и региональными органами управления используются в качестве механизма выравнивания условий финансирования вышеназванных программ.
Министерство здравоохранения и социального развития РФ и ФФОМС по согласованию с Минфином РФ разработали и утвердили «Методические рекомендации по порядку формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью».
Перечень видов бесплатной медицинской помощи, оказываемой населению в рамках Программы государственных гарантий и финансируемой за счет бюджетов здравоохранения и средств ОМС, приводится ниже.
Виды бесплатной медицинской и лекарственной помощи, финансируемой за счет средств бюджетов здравоохранения.
1. Скорая медицинская помощь.
2. Амбулаторно-поликлиническая и стационарная медицинская помощь, предоставляемая больным с социально значимыми заболеваниями, включая следующие болезни:
• нарушения течения беременности и родов;
• некоторые виды патологии детей и новорожденных.
3. Диспансерное наблюдение здоровых детей.
4. Льготная лекарственная помощь и протезирование.
5. Некоторые виды дорогостоящей медицинской помощи.
Виды бесплатной медицинской помощи, финансируемой за счет
средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы ОМС.
Амбулаторно-поликлиническая и стационарная медицинская помощь, предоставляемая больным по следующим заболеваниям:
• инфекционные и паразитарные заболевания, исключая венерические болезни, туберкулез и СПИД;
• болезни эндокринной системы;
• заболевания нервной системы;
• заболевания сердца и сосудов;
• болезни органов дыхания;
• болезни органов пищеварения;
• все виды травм и отравлений;
• болезни костно-мышечной системы;
• некоторые виды врожденных аномалий у взрослых;
• некоторые другие заболевания.
В рамках Программ государственных гарантий разрабатываются подушевые нормативы финансирования здравоохранения, которые определяются как показатели затрат, рассчитываемые на одного человека и используемые для того, чтобы показать распределение финансовых ресурсов здравоохранения, полученных из всех источников, необходимых для финансирования расходов на оказание бесплатной медицинской помощи населению.
В рамках территориальных программ государственных гарантий органы управления субъектов РФ формируют подушевые нормативы, принимая во внимание нормативы стоимости всех видов бесплатной медицинской помощи, рассчитанные ими в соответствии с федеральными методическими рекомендациями по порядку формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью.
Основные нормативы стоимости бесплатной медицинской помощи, которая должна оказываться населению в рамках базовой программы государственных гарантий, показаны в табл.
19.3.
Таблица 19.3. Подушевое финансирование Программы государственных гарантий в 2006 г., руб. на 1 жителя в год
|
Примерная структура затрат, рассчитанная на единицу объема медицинской помощи, оказываемой в рамках программы государственных гарантий на 2006 г., представлена в табл. 19.4 (% от итоговой суммы).
Таблица 19.4. Структура затрат, рассчитанная на единицу объема медицинской помощи, %
|
На основе приведенных в таблице показателей региональные органы управления ежегодно формируют территориальные программы государственных гарантий, в которых имеются следующие разделы:
(1) перечень видов и объемов бесплатной медицинской помощи, предоставляемой населению в рамках Программы государственных гарантий и финансируемой за счет средств бюджетов здравоохранения всех уровней; перечень видов и объемов бесплатной медицинской помощи, предоставляемой населению в рамках Программы государственных гарантий и финансируемой за счет средств бюджетов обязательного медицинского страхования;
(2) перечень лечебно-профилактических учреждений, финансируемых за счет средств бюджета здравоохранения; перечень лечебно-профилактических учреждений, финансируемых за счет средств фондов обязательного медицинского страхования;
(3) рассчитанный итоговый объем медицинских услуг, оказываемых в рамках территориальной программы государственных гарантий, и итоговая стоимость программы (госзаказ);
(4) виды и объем бесплатной медицинской помощи, предоставляемой муниципальными лечебно-профилактическими учреждениями и финансируемой за счет средств бюджета здравоохранения и фондов обязательного медицинского страхования и в рамках муниципальной части территориальной программы государственных гарантий («муниципальный заказ»);
(5) план реализации «государственного и муниципального заказов»;
(6) перечень наиболее важных лекарственных средств, предметов медицинского назначения и материалов, используемых в рамках Программы государственных гарантий;
(7) условия и порядок оказания бесплатной медицинской помощи на территории субъекта РФ;
(8) итоговая стоимость утвержденной территориальной программы государственных гарантий, включая территориальную программу обязательного медицинского страхования.
Средства населения Это второй по размеру источник финансирования здравоохранения.
Средства ведомств и предприятий Это третий существенный источник ассигнований, направляемых в здравоохранение. В настоящее время ведомствам и предприятиям принадлежит около 15% всех амбулаторных учреждений и 6% больниц, в которых находится 10% медицинских работников. Ведомственные медицинские учреждения финансируются за счет двух источников.
(1) Средства федерального бюджета.
(2) Многие государственные и негосударственные предприятия и организации имеют свои медицинские учреждения, финансируемые за счет средств этих предприятий. Кроме того, значительный объем направляется коммерческими организациями государственным медицинским учреждениям за предоставляемые ими платные медицинские услуги.
Национальный проект «Здоровье» Большое значение в развитии здравоохранения в нашей стране, в увеличении средств, направляемых в эту отрасль социальной сферы, придается реализации Национального проекта «Здоровье». Проект включает такие направления, как «Развитие первичной медико-санитарной помощи» и «Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью».
1. Главная задача направления «Развитие первичной медико- санитарной помощи» — повышение доступности и качества первичной медико-санитарной помощи. Это будет достигаться на основе: повышения уровня квалификации врачей участковой службы, снижения коэффициента совместительства в учреждениях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, до 1,1, сокращения сроков ожидания диагностических исследований в поликлиниках до одной недели, обновления парка санитарного автотранспорта службы скорой медицинской помощи на 12 120 машин; снижения заболеваемости: гепатитом В — не менее чем в 3 раза, краснухой — не менее чем в 10 раз, гриппом в период эпидемии; раннего выявления наследственных болезней не менее чем у 250 детей; снижения материнской смертности до 29 на 100 тыс. родившихся живыми, младенческой смертности — до 10,6 на 1000 родившихся живыми и снижения временной нетрудоспособности не менее чем на 20%.
Для достижения таких показателей планировалось:
• дополнительная подготовка 13 848 тыс. врачей;
• повышение уровня оплаты труда отдельных категорий врачей и медицинских сестер;
• оснащение муниципальных учреждений здравоохранения диагностическим оборудованием и службы скорой медицинской помощи санитарным автотранспортом. Организуется централизованная закупка диагностического оборудования для оснащения не менее 11 024 муниципальных поликлиник и не менее 12 120 машин скорой медицинской помощи, в том числе 480 реанимобилей и реанимобилей с кювезами;
• проведение мероприятий по профилактике, выявлению и лечению ВИЧ-инфицированных;
• проведение дополнительной иммунизации в рамках Национального календаря профилактических прививок. За два года предусматривается провести иммунизацию 25 млн чел. против гепатита В, 15 млн чел. — против краснухи, 300 тыс. ослабленных детей — против полиомиелита, 44 млн чел. — против гриппа;
• проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, проведение дополнительных медицинских осмотров работников, занятых на производствах с вредными и (или) опасными производственными факторами;
• оплата медицинской помощи, оказываемой государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения женщинам в период беременности и родов.
Беременным женщинам выдается «родовой сертификат» — учетный документ для оплаты медицинской помощи, оказываемой женщинам женскими консультациями в период беременности и родильными домами в период родов.
2. Задачей направления «Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью» является значительное повышение обеспеченности населения высокотехнологичной медицинской помощью.
Для этого планируется:
• строительство 15 новых центров высоких медицинских технологий в субъектах РФ. С учетом потребности населения планируется создание центров по следующим направлениям: сердечно-сосудистой хирургии, травматологии, ортопедии, эндокринологии, нейрохирургии, трансплантологии и репродуктивным технологиям;
• увеличение в ближайшие годы в четыре раза объема высокотехнологичной медицинской помощи, закупаемой за счет средств федерального бюджета, у существующих федеральных специализированных медицинских организаций и вновь создаваемых центров высоких медицинских технологий. За два
года будет пролечено 298 тыс. чел. с применением высокотехнологичной медицинской помощи.
Реализация проекта «Здоровье» в 2009—2012 гг. предусматривает финансирование в размере 676,8 млрд руб.
Совершенствование государственного финансирования здравоохранения Несмотря на осуществленные в последние десятилетия мероприятия по совершенствованию организации медицинского обслуживания населения, положение в этой сфере остается напряженным.
Причинами необходимости изменений в здравоохранении является:
• неудовлетворительное состояние здоровья населения;
• недофинансирование здравоохранения, низкая доля затрат на охрану здоровья в ВВП;
• медленное обновление медицинского оборудования, нехватка современного оборудования в медицинских учреждениях;
• недостаток инноваций в методах лечения и медикаментах;
• низкая заработная плата врачей — ниже, чем в среднем по народному хозяйству;
• отсутствие у медицинских работников экономических стимулов к эффективной работе;
• низкое качество медицинских услуг, предоставляемых населению;
• минимальные возможности у пациентов влиять на качество предоставляемых услуг, используя легальные механизмы воздействия на медицинские организации и их персонал;
• развитие теневой оплаты услуг врачей, медсестер, теневого рынка лекарственных средств.
Все это ставит перед здравоохранением вопрос о необходимости решения следующих задач.
1. Заменить сметный порядок бюджетного финансирования оплатой конечных результатов деятельности медицинских учреждений. Перейти от бюджетного финансирования на основе сметы расходов на содержание учреждения к финансированию на основе тарифов за пролеченных больных по законченным случаям лечения. Оплата должна производиться за количество законченных случаев госпитализации по тарифам, дифференцированным в соответствии с видами заболеваний. Тарифы должны обеспечивать возмещение всех видов издержек, необходимых для оказания соответствующей медицинской помощи.
2. Перейти к одноканальному бюджетному финансированию клинической деятельности учреждений здравоохранения. При этом
следует объединить бюджетное финансирование содержания медицинских учреждений с дополнительным каналом их финансирования — целевым бюджетным финансированием высокотехнологичных видов помощи.
3. Перейти к финансированию медицинских учреждений за счет средств обязательного медицинского страхования на основе тарифов, обеспечивающих возмещение всего перечня видов расходов, связанных с оказанием медицинской помощи. Оплата медицинской помощи, оказываемой медицинским учреждением по договорам со страховщиками системы ОМС, должна производиться не по существующим усеченным тарифам ОМС, а по полным тарифам, утверждаемым для оплаты медицинской помощи, финансируемой из бюджета.
4. Перейти от двухканальной системы распределения средств здравоохранения к одноканальной. Бюджетные средства, используемые ныне для оплаты медицинской помощи, предусмотренной базовой программой ОМС, следует направлять исключительно в фонды ОМС в качестве платежей на страхование неработающего населения. А значит, базовая программа ОМС должна охватывать основную часть видов и объемов медицинской помощи. Из бюджета продолжают покрываться расходы на узкий круг социально значимых заболеваний, приобретение дорогостоящего оборудования, новое строительство.
Суть реформирования финансового обеспечения здравоохранения заключается в том, что при одноканальном страховом финансировании все денежные потоки сосредоточиваются в ФОМС, который в свою очередь через территориальные страховые медицинские организации, контролирующие количество и качество оказанных услуг, направляет деньги непосредственно в лечебные учреждения, минуя уровень муниципальных бюджетов. При этом объем средств из бюджета для каждого региона рассчитывается на подушевой основе — по числу жителей, а ФОМС распоряжается ими уже по страховому принципу, т.е. отдает деньги в то лечебное учреждение, в которое пришел пациент. То есть укрепляется базовый принцип страховой медицины — деньги следуют за больным. В этом случае у больницы или поликлиники появляется желание привлечь больше клиентов. Они начинают повышать качество услуг, закупать оборудование, оказывать дополнительные услуги, чтобы получить дополнительные средства.
Пилотный проект по внедрению одноканального финансирования стартовал в 2009 г. в 19 регионах РФ. В результате по экспериментальной схеме финансирования до больниц дошло денег на четверть больше, чем обычно.
Источник