Консультация для родителей «Здоровье будущего первоклассника»
консультация (подготовительная группа)
Рекомендации для родителей, как укрепить здоровье ребнка перед школой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorove_budushchego_pervoklassnika.doc | 882.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Укрепляем здоровье будущего первоклассника».
Ваш ребенок скоро пойдет в школу. Маленькому труженику предстоят горы работы. Учебные программы насыщены, впереди — напряжённая умственная работа. Пропустит малыш пару недель по болезни — значит, потребуется много труда и сил, чтобы догнать ушедших вперёд одноклассников. Поэтому еще до начала учёбы укрепляйте здоровье будущего ученика.
Перед школой ребёнок должен пройти обязательное обследование, за год до школы необходимо показать ребёнка участковому педиатру — в большинстве случаев доктор наблюдает ребёнка в течение нескольких лет и хорошо знает, на что следует обратить внимание в первую очередь. Осмотрят будущего ученика и другие специалисты. Все рекомендации и назначения врачей должны быть восприняты очень серьёзно. Если родителей беспокоит поведение ребенка (гиперактивность, неусидчивость, агрессивность или, наоборот, заторможенность, апатичность) обратитесь к детскому психологу с целью помощи в адаптации малыша в новом коллективе. Чаще всего бывает достаточно применения психологических приемов, выполнения под руководством родителей специальных заданий.
Очень внимательно нужно следить за осанкой ребёнка. И во время занятий, и во время игры, и за столом не забывайте напоминать ребёнку, как правильно сидеть за столом. В школе учитель будет приучать детей правильно сидеть во время урока, поэтому и дома проводите ту же политику, особенно обращайте внимание на то, чтобы спина ребёнка, когда он сидит, касалась спинки стула, предплечья свободно лежали на столе. Прежде всего, у ребёнка должен быть свой собственный стол, который будет выше локтя малыша, стоящего рядом, на 2-3 см. Слишком низкий стол приведет к нарушению осанки, высокий — к искривлению позвоночника. Удобно и полезно пользоваться партой — её конструкция соответствует требованиям, необходимым для соблюдения правильной позы при сидении.
Для ног приобретите подставочку, потому что согнутые в коленках ноги сидящего за столом ребёнка должны упираться в неё или в перекладину стола, но перекладины имеются далеко не во всех столах. Учтите, что выполнение домашних заданий будет отнимать у ребёнка достаточно времени, сидеть за столом придётся подолгу, поэтому со всем вниманием отнеситесь к оборудованию рабочего места первоклассника!
Дневной свет должен падать слева, тогда тень от руки не будет лежать на тетради, слева поставьте и настольную лампу, свет не должен рассеиваться — приготовьте лампу с «глухим» абажуром. Мощность лампочки должна быть 40-60 ватт. Как определить наиболее оптимальное расстояние от глаз до тетради или книги? Кончики пальцев руки ребёнка, поставленной на локоть, должны свободно доставать до виска — при соблюдении этих параметров зрительное утомление будет минимально.
Для ношения школьных принадлежностей лучше подберите рюкзачок — его ребёнок носит за плечами, это вырабатывает правильную осанку и развивает грудную клетку. Руки, оставаясь свободными в таком положении, легче удерживают равновесие. Ребёнку легко идти, легче дышится.
В течение последнего дошкольного года постарайтесь создать для будущего ученика режим, близкий к школьному. Особенно это касается времени, отводимого на сон.
Запомните: чем дольше ребенок сохраняет полезную привычку спать днем, тем лучше для его физического и психологического здоровья. Продолжительность такого сна не важна (достаточно и получаса), важен сам факт того, что в течение дня ребенок имеет возможность отдохнуть и восстановиться. Поэтому как бы ни был велик соблазн позволить ребенку в выходной день выбиться из режима, разрешить ему поздно ложиться и поздно вставать, заботливый родитель все-таки не должен этого делать. Ведь, проснувшись в полдень, малыш уже не захочет ложиться спать днем. В идеале в 21–22 часа ребенок должен быть уже в постели. Перед сном можно поиграть с ним в спокойные игры или почитать книжку.
Закаливание и гимнастика по-прежнему остаются в списке мероприятий, необходимых Вашему ребенку. Попробуйте регулярно выполнять несложные, но полезные упражнения, которые помогут ребёнку стать более ловким, выносливым, сильным. Лучше, если на гимнастику найдётся время утром, а занятия гимнастикой будут регулярными .
Учителя часто отмечают, что не успел ребенок прийти в школу, как тут же начинает болеть. В любом классе всегда найдется пять-шесть учеников, которые начинают заболевать с самого начала учебного года. Все это говорит о том, что у таких детей слабая иммунная система. Разумеется, застраховать ребенка от болезней практически невозможно. Попадая в школу, в класс, первоклассник встречается с огромной новой палитрой микробов, носителями которых являются как его одноклассники, так и другие учащиеся этой школы. Поэтому нет ничего удивительного в том, что буквально в первые дни после начала занятий ребенок заболевает. Но можно сделать так, чтобы малыш болел как можно реже и переносил заболевания легче. Во-первых, очень важно заранее выявить у ребенка хронические очаги инфекции и укрепить органы-мишени, которые первыми на себя принимают удар. Во-вторых, нужно обеспечить психологический комфорт маленького ученика в детском учреждении – от благоприятного эмоционального фона во многом зависит здоровье. И в-третьих, следует привить ребенку банальные гигиенические навыки: привычку мыть руки перед едой и после прогулки и посещения туалета.
Как и чем нужно кормить первоклассника, чтобы он легко и успешно справлялся с новыми для него нагрузками? Самая важная трапеза в течение дня – это завтрак. Он обязательно должен быть полноценным. Ребенок, уходя в школу, должен не просто перекусить, а быть совершенно сытым. Хорошо, если утром он получит теплую кашу, или творожную запеканку, или омлет, впрочем, это может быть разогретая паровая котлета или другое сытное блюдо. Совершенно необходимо решить проблему дневных перекусов. Неплохо дать с собой в школу ребенку яблоко или банан. Завтрак в идеале должен быть углеводным (углеводы нужны мозгу), обед – белково-углеводным. Важно, чтобы обед был полноценным, состоял из трех блюд. Сладости не должны служить перекусом, они могут быть только десертом после основной еды. Ужин нужно закончить за 2 часа до сна, перед сном можно дать выпить ребенку стакан кефира или теплого молока с медом – для крепкого сна. Важным фактом является соблюдение режима питания. Чтобы пищеварительная система работала без перебоев, необходимо принимать еду в одно и то же время ежедневно. Это позволит вырабатывать достаточно ферментов, пища лучше усваивается, холестерин всегда в норме.
За летний период будущие ученики должны качественно отдохнуть, набраться здоровья и сил, чтобы не болеть во время школьных занятий. Мама и папа должны подумать о хорошем отдыхе еще в самом начале лета, а в августе уже нужно начинать непосредственно подготовку к школе. От физического состояния ребенка зависит и то, как он будет успевать в школе, и его эмоциональное состояние. Самое главное, это настроение ребенка, а в этом ему помогут только любящие родители, необходимо всегда уделять внимание своим детям, даже если от этого страдают ваши домашние дела. Приучая ребенка вести здоровый образ жизни, Вы поможете ему не только адаптироваться к школьной жизни, но и в дальнейшем взрослении.
Источник
Здоровье будущего первоклассника: все в наших руках!
консультация
В буклете даны советы по укреплению и сохранению здоровья будущих первоклассников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorove_pervoklassnika.docx | 274.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Очень важно соблюдать правила сохранения зрения:
- расстояние от глаз до книги или тетради должно быть не менее 30 см;
- при недостаточном естественном освещении, необходимо использование искусственного света;
- свет должен падать на рабочую поверхность слева;
- нельзя читать или пользоваться гаджетами в движущемся транспорте;
- после 30 минут работы необходимо делать гимнастику для глаз.
Учеба – это, по сути, первая сознательная трудовая деятельность, которая требует от ребенка внимания, прилежания, упорства, умения завершить начатое дело. Здоровый образ жизни поможет вашему ребенку и в школьной жизни, и в дальнейшем взрослении. Поэтому, мамы и папы, обратите внимание на режим дня, питание детей, учите их вести здоровый образ жизни и будьте примером для своих детей!
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования №4»
ВСЕ В НАШИХ РУКАХ!»
учитель – логопед Четверткова Е.Н.
Начало обучения в школе — очень важный этап в жизни ребенка. Но учеба-это не только психологическая и физическая нагрузка. Это еще и серьезное испытание для здоровья ребенка, который не успел адаптироваться к новым условиям.
Конечно, каждый родитель заботится о сохранении и укреплении здоровья своего ребенка. Однако, существуют такие вещи, которым многие родители не уделяют должного внимания. О чем же не стоит забывать мамам и папам при сохранении здоровья своих детей?
Воспитанию здорового ребенка способствует правильно организованный режим его жизни, соблюдение которого, несомненно, укрепляет здоровье подрастающего поколения, организует его жизнь, приучает к распределению времени на занятия, игры, отдых, помогает воспитанию умения управлять своими желаниями, ценить время. В ритме жизни ребенка, готовящегося к поступлению в школу, должно быть правильное чередование подвижной, умственной деятельности и отдыха, пребывание на свежем воздухе 4-5 часов в сутки, сон продолжительностью 11 часов, питание ребенка 4 раза в день: завтрак, обед, полдник и ужин в одно и то же время.
В целях сохранения и укрепления здоровья необходимо обеспечивать создание соответствующих условий для различных видов деятельности детей.
Одним из таких условий является правильная посадка ребенка, хорошая осанка. Во время рисования, письма требуется соблюдение определенной позы: ноги устойчиво стоят на полу, поясница опирается на спинку стула, локти лежат на столе, плечи приподняты. Неправильная поза за столом ведет к сутулости, нарушению осанки, искривлению позвоночника. Это усиливает утомление, нарушает правильность письма. Основные правила правильной посадки: сидеть прямо, не упираться грудью о стол, ноги ставить на пол всей ступней, не наклоняться низко над тетрадью. Каждый ученик должен уметь проконтролировать свою посадку: локоть на стол – коснуться пальцами виска, оставить расстояние в 4 пальца между грудью и краем стола.
Мебель должна соответствовать росту ребенка. При росте 130- -139 см высота стола должна быть 62 см, стула —38 см. При росте 140—149 см стол — 68 см., стул — 41 см. Если стол слишком высок, то во время приготовления уроков на стул следует подложить доску, книгу или другой предмет, увеличивающий высоту стула, а под ноги для упора поставить маленькую скамейку для упора. Нужно добиваться, чтобы ребенок всегда сидел прямо.
Источник
Консультация для родителей «Здоровье будущего первоклассника»
консультация (подготовительная группа) на тему
Советы по здоровому образу жизни будущего первоклассника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiyazdorove_budushchego_pervoklassnika.docx | 24.39 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗДОРОВЬЕ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА
Школа диктует определенный ритм жизни: ранний подъем, уроки, перемены, домашние задания и т. д. На привыкание к новому распорядку дня обычно требуется несколько месяцев, так что вводить изменения в привычный ритм жизни малыша надо задолго до того, как для него прозвенит первый звонок.
Если ребенок ходит в детский сад или хотя бы в группу кратковременного пребывания, то он уже привык к определенному расписанию. «Домашних» детей настроить на рабочий ритм помогают нулевые группы и подготовительные курсы при школах.
Даже если у малыша свободное утро и ему никуда не надо идти, это не повод нарушать заведенный распорядок дня. Начинать будить ребенка надо хотя бы за 15 минут до намеченного времени подъема. Ведь даже если кроха вовремя лег спать, вскочить с кровати по первому требованию он не сможет. Кстати, ортопеды советуют, прежде чем встать с постели, немного понежиться, потянуться в лежачем положении, а встав, сделать несколько наклонов в разные стороны и опять потянуться – уже вверх. Прекрасное упражнение – приседания. Они тонизируют все мышцы и дают возможность организму окончательно проснуться. Чтобы заинтересовать карапуза, взрослые могут делать зарядку вместе с ним. Если она будет проходить в виде игры, то из нудной «обязаловки» быстро превратится в увлекательное занятие, и напоминать о ней карапузу уже не придется.
Составляя расписание развивающих занятий, не увлекайтесь количеством. У дошкольника должно быть 2–3 часа для прогулок и время не только для игр, но и для того, чтобы он мог побыть наедине с самим собой.
Даже если ваш малыш не спит днем, все-таки предложите ему после обеда хотя бы часок полежать. Иначе он может к вечеру перевозбудиться. Также в это время можно заняться «тихими» играми, почитать книжку, полепить, порисовать.
После полдника наступает время активного отдыха – прогулок, подвижных игр. Поужинав, начинайте переводить карапуза в «спящий» режим. Лучше всего в это время почитать книжку, посмотреть спокойный мультфильм, порисовать, полепить. Эти ежедневные ритуалы помогут настроиться на сон и успокоиться. Спать 6-летний ребенок должен не менее 10 часов в день.
Если вы хотите «загрузить» карапуза дополнительными занятиями, например, танцами, лучше сделать это за год до школы или подождать, когда ребенок пойдет во второй класс. Иначе есть риск, что первоклассник не справится с возросшими нагрузками.
В 6–7 лет прибавка в росте за год составляет около 6–8 см, в весе – около 2–3 кг. Энергии на это тратится много, и ее запасы необходимо постоянно восполнять. Калорийность должна распределяться таким образом: 25% калорий должно приходиться на завтрак, столько же – на ужин, 35% – на обед и 15% – на полдник. Всего за сутки должно набраться 1800–2000 калорий. Чтобы сформировался рефлекс и к моменту трапезы начали выделяться пищеварительные соки, которые облегчают усвоение съеденного, ребенок должен есть примерно в одно и то же время.
На завтрак предложите молочные каши, пудинги, омлеты. Содержащиеся в них животные белки и сложные углеводы медленно усваиваются, так же медленно расходуются и обеспечат необходимый запас энергии. Если карапуз завтракает в детском саду, перед выходом дайте ему попить сок, кефир, чай, можно предложить бутерброд.
Обед должен состоять из 3–4 блюд. Чтобы возбудить аппетит, подайте овощной салат. В качестве перекуса в течение дня ребенку можно дать фрукты или йогурт, овощной или фруктовый салат, сладкую булочку и чай. Ужинать надо не позже, чем за 2 часа до сна. Трапеза должна легко перевариваться. В качестве питья вечером можно дать чай, компот, сок. Если ребенок ходит в детский сад, домашний ужин должен дополнять ежедневное меню, а не повторять те блюда, которыми его кормили в течение дня. А чтобы узнать, что малыш ел в саду, достаточно прочитать вывешенное на всеобщее обозрение меню.
Родители часто сетуют, что после первого класса у ребенка начинаются проблемы со зрением и осанкой. Одно с другим очень тесно связано, и порой ухудшение зрения обусловлено нарушением осанки. Увы, но на последнее обстоятельство взрослые обычно обращают внимание только тогда, когда изменения становятся видны невооруженным глазом. Как же сохранить у ребенка нормальную осанку и как помочь ему не испортить зрение?
Обычно причиной нарушения осанки становится слабый тонус мышц пресса и спины. Качать пресс можно лежа или в висе. Вот несколько упражнений для примера. Можно как сгибать и разгибать туловище, зафиксировав ноги, так и наоборот – поднимать и опускать ноги при неподвижном туловище. Для этих же целей полезно делать ногами упражнение «ножницы». Лежа на полу на спине, малыш кладет руки под ягодицы, а обе выпрямленные ноги одновременно поднимает вверх на 7–9 см от пола и делает ими широкие махи, так, чтобы ноги находились друг над дружкой. Укрепить мышцы спины поможет упражнение «лодочка», когда, лежа на полу на животе, ребенок отрывает от пола руки и ноги.
Так как позвоночник 6–7-летнего карапуза не рассчитан на поднятие и перенос тяжестей, вес рюкзачка или любой сумки со всем содержимым не должен превышать 10–15% от веса его хозяина, а сам рюкзак или сумка не должны весить больше 300–700 г.
Спинка рюкзака должна быть ровной и твердой и плотно прилегать к спине. Рюкзак не должен свисать ниже поясницы. Когда это происходит, спина отклоняется назад, из-за чего смещается центр тяжести и появляются боли в спине. Чтобы избежать этого, покупать надо рюкзак с застегивающимся на поясе ремнем, который зафиксирует ранец на нужной высоте.
Ортопеды советуют научить ребенка правильно поднимать тяжести. Сначала надо присесть с ровной спиной, потом взять поклажу, прижать ее к груди и лишь после этого подниматься и нести груз.
НЕ ЗАБЫВАЙТЕ О СПОРТЕ. НАЧИНАТЬ ВРАЧИ СОВЕТУЮТ С ПЛАВАНИЯ. ОНО РАЗОВЬЕТ ОБЩУЮ МУСКУЛАТУРУ И РАЗОВЬЕТ ДЫХАНИЕ. ПОДДЕРЖИВАТЬ ХОРОШУЮ ОСАНКУ ПОМОГАЮТ ХОРЕОГРАФИЯ, ГИМНАСТИКА, ЛЮБЫЕ ИГРОВЫЕ ВИДЫ СПОРТА.
КОНТРОЛЬ ЗА ГЛАЗАМИ
Обычно первые жалобы на проблемы со зрением у ребенка появляются в школьные годы. Это неудивительно. До этого малыш не читал, не смотрел на классную доску и просто не понимал, что видит не на 100%. Он не говорил взрослым о проблеме, потому что не знал, как и что должен видеть, и у него не было ориентиров для сравнения. Как же не пропустить начало проблем?
Прежде всего раз в год посещать офтальмолога для профилактического осмотра. При этом надо знать, что к 6–7 годам, по мере роста глазного яблока, исчезает дальнозоркость слабой степени, которая для детских глаз является физиологичной. Коррекции требует лишь дальнозоркость выше возрастной нормы.
Не удивляйтесь, если при нормальном, на ваш взгляд, зрении врач порекомендует носить очки. Такое может быть, если разница в остроте зрения двух глаз больше 4 строчек. Так как глаза видят слишком разные картинки, мозг не может совместить их в одну объемную. В результате подавляется работа одного глаза, и правильное формирование бинокулярного зрения становится невозможным. А ведь оно позволяет полноценно воспринимать окружающую действительность и определять расстояние между предметами. Подобная ситуация чревата также развитием косоглазия. Кроме того, если один глаз видит лучше, ему приходится работать в постоянном напряжении, а значит, велика вероятность того, что острота его зрения может ухудшиться. Коррекция с помощью очков возвращает глазам способность работать согласованно.
РЕБЕНОК МОЖЕТ НАКЛОНЯТЬСЯ НИЗКО НАД СТОЛОМ НЕ ТОЛЬКО ПОТОМУ, ЧТО ПЛОХО ВИДИТ, А ИЗ-ЗА ТОГО, ЧТО УСТАЛИ МЫШЦЫ ШЕИ. ПО ЭТОЙ ПРИЧИНЕ ЧЕРЕЗ КАЖДЫЕ 20–25 МИНУТ ЗАНЯТИЙ НЕОБХОДИМО СДЕЛАТЬ НЕБОЛЬШОЙ ПЕРЕРЫВ, ЧТОБЫ «УЧЕНИК» МОГ ВСТАТЬ И ПОДВИГАТЬСЯ.
Выбирая тетрадь, проверьте качество бумаги. Если написанное будет просвечивать с обратной стороны листа, глаза будут излишне напрягаться. Следите также, чтобы горизонтальные линии, которыми тетрадка разлинованы, совпадали на стыках страниц.
ОСВЕЩЕНИЕ РАБОЧЕГО МЕСТА
Особое внимание офтальмологи и ортопеды советуют обратить на обустройство рабочего места – стола, за которым ребенок рисует, лепит, читает и пишет, и на то, в какой позе ваше чадо за ним сидит. Малыш должен полностью облокотиться на спинку стула, ноги всей ступней должны стоять на полу. При этом как между туловищем и бедром, так и между голенью и бедром должен сохраняться угол 90°. Если ноги не достают до пола, под них нужна подставка, но в идеале и у стола, и у стула высота должна регулироваться. Очень важно также иметь возможность отрегулировать угол наклона столешницы.
Стоять рабочий стол должен в максимально светлом месте – у окна, но желательно не напротив него. Иначе солнечные блики будут падать на глянцевую поверхность стола или тетради, отражаться в глазах и создавать для них дополнительную нагрузку. Если ребенок правша, свет должен падать слева, если левша – справа.
Электрическая лампа должна быть мощностью 60 ватт. Галогенные и люминесцентные осветительные приборы детям противопоказаны: первые светят слишком ярко, а вторые сильно утомляют глаза из-за постоянных небольших мерцаний света. Комната должна быть освещена равномерно, причем лучше использовать не верхнее, а боковое освещение. Постарайтесь также не вешать на окна тюль, который поглощает до 30% света, поступающего через окна, и не ставить на подоконники высокие цветы.
НЕЛЬЗЯ ЧИТАТЬ ЛЕЖА. В ТАКОМ ПОЛОЖЕНИИ СЛОЖНО СОХРАНИТЬ НОРМАЛЬНОЕ РАССТОЯНИЕ ОТ ГЛАЗ ДО КНИГИ: ЕСЛИ ЛЕЖАТЬ НА СПИНЕ, РУКИ ОКАЖУТСЯ БЕЗ ОПОРЫ И БЫСТРО УСТАНУТ, ЕСЛИ ПОВЕРНУТЬСЯ НА ЖИВОТ – БЫСТРО УСТАНЕТ ШЕЯ. В ЭТОМ ПОЛОЖЕНИИ ТАКЖЕ СДАВЛИВАЕТСЯ ГРУДНАЯ КЛЕТКА, ОТЧЕГО УХУДШАЕТСЯ КРОВООБРАЩЕНИЕ И СНАБЖЕНИЕ КИСЛОРОДОМ ГОЛОВНОГО МОЗГА. А ЗНАЧИТ, РЕБЕНОК БЫСТРО УТОМЛЯЕТСЯ.
ПОДАЛЬШЕ ОТ ГАДЖЕТОВ
При работе с любым монитором между яркостью экрана и освещением комнаты не должно быть большого контраста, иначе глаза быстро устанут. Потому вечером смотреть на экран надо, включив общее освещение и настольную лампу. Расстояние от глаз до монитора компьютера должно быть 50–70 см, а от глаз до экрана телевизора – втрое превышать размер его диагонали и быть не меньше 3 м.
Нельзя допускать, чтобы источник света отражался в экране: от возникающих при этом бликов глаза сильно устают. Вредно также смотреть на экран под острым углом.
В 6 лет можно непрерывно смотреть телевизор не больше 30–40 минут, а в общей сложности – не более 1,5 часа в день. Время непрерывной работы с электронными устройствами не должно превышать 10 минут в день, а в общей сложности – 30 минут в день.
ПОКОЛЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ НАХОДИТСЯ В ГРУППЕ РИСКА ПО РАЗВИТИЮ БЛИЗОРУКОСТИ. С 1997 ГОДА, КОГДА НАЧАЛОСЬ МАССОВОЕ ВНЕДРЕНИЕ В НАШУ ЖИЗНЬ ЭЛЕКТРОННЫХ УСТРОЙСТВ, ЧИСЛО БЛИЗОРУКИХ ДЕТЕЙ, ПО ДАННЫМ ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ, УВЕЛИЧИЛОСЬ НА 35%.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал раскрывает все аспекты готовности ребенка к школе и даются рекомендации — как правильно готовить ребенка к школе, на что надо обращать внимание родителям.
Советы помогут родителям будущих первоклассников подготовить своего ребенка к школе и морально и физически.
Советы родителям будущих первоклассников по общению с ребенком на этапе поступления в 1 класс и адаптации в новой социально значимой среде.
Знания и умения будущих первоклассников.
Начало школьной жизни — большое испытание для маленького человека.Этот момент легче переживается детьми, у которых заранее сложилось теплое.
В данной консультации даны полезные советы родителям по подготовке детей к поступлению в школу.
Консультация родителей будущих первоклассников.
Источник