Меню

Здоровая образовательная среда здоровье ребенка

Консультация «Здоровая образовательная среда — здоровый ребенок»
консультация (средняя группа) на тему

Консультация для воспитателей

Скачать:

Вложение Размер
konsultatsiya.docx 17.19 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Появляются программы по формированию ЗОЖ, разнообразятся здоровьесберегающие технологии, проводятся беседы с родителями и детьми.

Воспитательное воздействие только на детей не даёт положительного эффекта, поскольку в жизни они видят противоречие между словами и образом жизни окружающих взрослых . Пример для подражания всегда эффективен, чем призывы и убеждения. Ребёнка формирует среда и эта среда должна быть наполнена атрибутами и духом ЗОЖ. Поэтому нужно проводить с родителями беседы, консультации, совместные праздники. чтобы родители понимали насколько здоровой будет их собственная среда, тем здоровее будет их ребёнок.

Детский сад может стать средой здоровья, где любая деятельность: учебная, спортивная, досуговая. Приём пищи и двигательная активность – будет способствовать воспитанию у детей привычек и потребностей к укреплению своего здоровья.

Целью ФГТ является: гарантировать охрану и укрепление физического. Психического здоровья воспитанников.

— сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей

— воспитание культурно – гигиенических навыков

— формирование начальных представлений о ЗОЖ

Изучив социальный паспорт средней группы выявила, что с первой группой здоровья – 1 ребёнок, со второй группой здоровья – 19 детей, с третьей группой здоровья – 5 детей. Основные заболевания группа риска по миопии, плоскостопие.

Наметила план работы по реализации требований ФГТ, подобрала картотеку игр по ЗОЖ, наглядно – дидактический материал по правилам безопасности в разное время года, консультация для родителей « Закаливание детей», памятка по закаливанию детей, памятка « Для чего нужна зарядка», консультация для воспитателей « Безопасность по плану (перспективное планирование по основам безопасности жизни деятельности)».

Эффективно используется дидактическая игра « Живые витаминки». Используется в работе словесная игра « Приглашаем на обед», а также игра «Здоровье в порядке, спасибо зарядке».

По познавательному развитию в группе оформлен уголок безопасности ( по ПДД, правила поведения при пожаре, оказание первой медицинской помощи , правила личной безопасности).

С лечебно – профилактической целью в группе создан уголок «Фитобар» ( целебные травы, сборы, кислородные коктейли , фиточай и т.д.). Провожу беседы с детьми о полезности трав, сборов, настоев из лекарственных трав для организма человека, для укрепления здоровья.

В дальнейшем планируем совместно с медицинским работником проводить регулярные травяные чаепития.

Физкультурный уголок оснащён различным инвентарём ( мячи, кегли, кольцеброс, массажные мячики, обручи, скакалки и т.д.).

А также в группе есть дорожка здоровья. Дети с удовольствием проходят все этапы дорожки здоровья, а иногда и повторяют не один раз.

Проводится гимнастика после дневного сна « Путешествие сосновой шишки». Эта гимнастика включает в себя элементы:

— поочерёдное поднимание рук и ног;

— упражнения на дыхание;

— упражнения на профилактику нарушений осанки;

— гимнастика для глаз;

— упражнения для профилактики плоскостопия.

В течении года проводятся закаливающие процедуры:

— организация теплового и воздушного режима в группе;

— рациональная одежда детей соответствующая времени года, в связи с этим проводятся беседы с родителями.

— соблюдение режима прогулок( зима – 1 прогулка, осень –весна 2 прогулки, лето – 3 прогулки ( утренняя зарядка на воздухе, дневная и вечерняя прогулки), поддерживая двигательную активность.

На НОД проводятся физминутки, гимнастика для глаз, чтобы снять напряжение и продолжить работу. Дети всегда с удовольствием выполняют задания так как им необходима смена деятельности, так как дети быстро устают и теряют интерес к работе.

Разучиваем с детьми пословицы и поговорки о здоровье, что тоже способствует формированию привычки и потребности в ЗОЖ.

По результатам наблюдений детей средней группы я выявила, что используемые методы и приёмы в работе способствовали формированию у детей желание быть здоровыми.

В заключении хочется сказать, что здоровье – это не только отсутствие болезни, но и физическая, социальная и психологическая гармония человека. А также доброжелательное отношение с людьми , природой и на конец с самим собой.

Так будьте здоровы и помните слова Сократа: « Здоровье не всё, но всё без здоровья нечто».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» .

Программа осуществляется в ГБОУ детский сад №1244 по приоритету » Осуществление физического направления развития воспитанников».

Раздел «Логоритмика», титульный, содержание.

Тема: «Здоровая образовательная среда – здоровый ребенок» В дошкольном возрасте очень важно, чтобы каждый ребенок благополучно прошел все жизненно необходимые этапы физического развития и достиг .

Форма проведения: круглый столЦель собрания:· провести совместное мероприятие педагогов и семьей воспитанников, c целью обеспечения комфортног.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК — СЧАСТЛИВЫЙ РЕБЕНОК» на 2018-2023гг.

Источник

«Развивающая образовательная среда как фактор сохранения и укрепления здоровья дошкольников»
консультация

«Развивающая образовательная среда как фактор сохранения и укрепления здоровья дошкольников»

Скачать:

Вложение Размер
razvivayushchaya_obrazovatelnaya_sreda_kak_faktor_sohraneniya_i_ukrepleniya_zdorovya_doshkolnikov.doc 50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Хазова Наталья Дмитриевна

БДОУ горда Омска

компенсирующего вида № 400»

«Развивающая образовательная среда как фактор сохранения и укрепления здоровья дошкольников»

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья является как никогда ранее актуальной. Укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны, которая регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др.

Проблемы сохранения здоровья, оздоровления и развития ребенка нашли свое разностороннее отражение в научных трудах (Е.А. Аркин, С.М. Иванов, С.П. Кожин, В.Л. Страковская и др.). Активное исследование роли развивающей среды в педагогическом процессе ведется в трудах ученых (Е.В. Бондаревская, С.И. Григорьев, Л.И. Новикова, В.В. Сериков) и др.

Согласно формулировке ВОЗ, «здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков» [4]. В этом определении здоровье рассматривается как противопоставление болезни.

В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья ребенка, его физического развития и культуры движений. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни, а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями [10, c.2].

Образование будет выполнять функцию укрепления здоровья подрастающего поколения в том случае, если здоровью будут не только учить, но здоровье станет образом жизни. Показателями культуры здоровья являются [5]:

— различные субъективные и объективные показатели уровня здоровья;

— уровень самочувствия, активности, настроения;

— степень мотивации и готовности вести здоровый образ жизни;

— активность занятий спортивно-оздоровительными упражнениями.

Воспитание культуры здоровья – процесс создания педагогических условий, обеспечивающих развитие личности дошкольника как субъекта оздоровительной деятельности в соответствии с его интересами, склонностями, способностями, ценностными установками на самосохранение здоровья, а также знаниями, умениями и навыками обоснованного ведения здорового образа жизни [3, с.45].

Здоровым в полной мере можно признать того ребенка, который способен гармонично включаться в свое социальное окружение, при этом адекватно действуя и полноценно реализуясь в нем. Здоровый ребенок – практически достижимая норма детского развития.

Для сохранения здоровья ребенка необходимо создать условия образовательной среды. Только тогда, когда в детском учреждении будет создана такая среда (климат здоровья, культуры доверия, личностного созидания), возможны полноценное сохранение и укрепление здоровья, обучение здоровью, формирование культуры здоровья, усвоение ее духовно-нравственных, эстетических, физических компонентов. В. И. Слободчиков вписывает образовательную среду в механизмы развития ребенка, определяя тем самым ее целевое и функциональное назначение, выделяет ее истоки в предметности культуры общества [8].

Попадая в образовательную среду, дошкольник должен иметь возможность апробировать себя в разных учебных и игровых ситуациях, где могут проявить себя его непроявленные природные задатки. Поэтому образовательная среда должна обеспечить погружение ребенка в процессуально различные виды деятельности, должна быть напряженной, максимально насыщенной и не только по предметному содержанию, но и по нравственно-этическим представлениям об общечеловеческих ценностях [9, с. 37].

В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается комплекс психолого-педагогических условий развития интеллектуальных, специальных, творческих способностей в организованном пространстве креативного поля. Цель создания развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении — обеспечить систему условий, необходимых для развития разнообразных видов детской деятельности, коррекции отклонений в развитии детей и совершенствованию структуры детской личности [11, с.13].

Г.В. Фадина, И.Г. Андреева, Е.А. Лобанова и др. выделяют в развивающей среде несколько подпространств [11, с. 15-16]:

1. Образовательное пространство: система занятий по развитию способностей детей, способность к диалектичному мышлению педагога, ориентация на зону ближайшего развития детей, создание условий и средств организации обучения и развития, технология обучения: методы и приёмы, формы, средства обучения; проблемность обучения, система упражнений, активизирующих речевое и творческое развитие, наблюдение за окружающим миром.

2. Коммуникативное пространство: сформированность коммуникативных навыков, взаимодействие детей в процессе продуктивных видов деятельности, полноценное межличностное общение, стиль общения педагога, совместная деятельность, позитивное сотрудничество педагога с детьми.

3. Коррекционное пространство: коррекция речевого развития, коррекция познавательного развития, коррекция эмоционального и коммуникативного развития.

4. Развивающее пространство: система развивающих занятий, упражнений и игр, стимулирование двигательной активности.

5. Креативное пространство: формирование творческого потенциала, творческой самостоятельности, стимулирование творческой активности.

Используя рекомендации М. Маханевой, можно выделить ряд требований к проектированию развивающей среды и принципы ее построения [6]:

  1. Учет индивидуальных социально-психологических и возрастных особенностей детей;
  2. Организация совместного общения педагога и ребенка, основанного на сотрудничестве;
  3. Учет индивидуальных интересов, склонностей и потребностей детей;
  4. Развитие любознательности и творческих способностей;
  5. Всемерное развитие эмоциональной личностной сферы ребенка.

Развивающая среда ориентирована на познавательную и эмоциональную активность детей, формирование творческого потенциала, использование афферентных стимулов для совершенствования способов познания и коммуникации, реализации индивидуальных способностей детей. Центральное место в построении развивающей среды в ДОУ занимает демократическое общение, основанное на субъект-субъектных взаимодействиях, что предполагает охрану психики ребенка от отрицательных воздействий социальной среды, сохранение физического и психического здоровья, формирование базовых составляющих психического развития и выявление индивидуальных особенностей ребенка.

Пространственно-игровая среда организуется с учетом возраста, способностей и уровня развития детей. Развивающая среда предоставляет ребенку автономность для реализации склонностей и фантазий.

В соответствии с рекомендациями «Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования» Н. Я. Михайленко, Н. А. Коротковой весь образовательный процесс состоит из трёх блоков: организованное обучение, реализующееся в процессе занятий, позитивное сотрудничество взрослых и детей, свободная самостоятельная деятельность детей [7].

Основные элементы развивающей среды:

  1. Предметно-игровая среда;
  2. Характер взаимодействия педагога с детьми;
  3. Использование современных технологий для воспитания и обучения детей, с целью максимального развития их способностей.

По мнению В. К Бальсевича, здоровьеформирующие технологии физического воспитания в современных дошкольных учреждениях должны использовать все ценности физической культуры, обеспечивающие приумножение здоровья детей [2, с. 15].

Т.В. Ахутина считает, что применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей [1].

Таким образом, в современных социокультурных условиях изменяются критерии, формы, методы работы, уровни взаимоотношений между родителями, педагогами и детьми. Современные тенденции дошкольного образования содержат права детей на полноценное развитие. Программы обучения и воспитания детей должны ориентироваться на активизацию коммуникативной, интеллектуальной, эмоционально-волевой и двигательной сторон психического развития. Необходимо увеличивать время занятий музыкой, ритмикой, театрализованной, изобразительной, художественно-речевой деятельности. Это позволяет максимально реализовать возможности детей, адаптироваться в современной социокультурной среде.

Правильно организованная развивающая среда дает возможность формировать познавательную, творческую активность дошкольников, организовывать музыкальную, театрализованную и другие виды творческой деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. — 2000. — Т. 7. — №2. — С.21-28.
  2. Бальсевич В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека // Теория и практика физической культуры. — 1990. — №1. — С. 14 — 25.
  3. Бикмухаметов Р.К. Содержание процесса физического воспитания в системе педагогического образования // Теория и практика физической культуры. — 2003. — № 7. — С. 45-50.
  4. Вайнер Э.Н. Валеология: учебник для вузов. — М.: Флинта: Наука, 2001. — 416 с.
  5. Казин Э.М., Блинова Н.Г., Литвинова Н.А. Основы индивидуального здоровья человека: введение в общую и прикладную валеологию. — М.: Владос, 2000. — 192.с.
  6. Маханева, М. Театрализованная деятельность дошкольников / М. Маханева // Дошкольное воспитание. — 1999. — №11. — С. 6-14.
  7. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования // Вестник образования. — 1991. — № 12. — С. 17-20.
  8. Слободчиков В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры// Новые ценности образования — М.: Инноватор-BENNETT COLLEGE-М, 1997, вып. №7, с.177-185.
  9. Урбанская М.В. Построение единого образовательного пространства в образовательной системе // Академия профессионального образования. – 2009. — № 1. – С. 35-39.
  10. Ушакова В.Т. Повышение эффективности здоровьеориентированной деятельности в ДОУ на основе управления процессами здоровьесбережения. – Белгород: БелГУ, 2010. — 41с.
  11. Фадина Г.В., Андреева И.Г., Лобанова Е.А. и др. Инновационные технологии дошкольного образования в современных социокультурных условиях. — Балашов: Николаев, 2004. — 64 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа предназначена для детей дошкольного возраста.

«Развивающая образовательная среда как фактор сохранения и укрепления здоровья дошкольников»В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья является как никогда ранее акту.

С каждым годом возрастает актуальность вопросов, связанных со здоровьем подрастающего поколения. Особую обеспокоенность вызывают дети дошкольного возраста.Как известно, р.

Создание предметно-развивающей среды для сохранения и укрепления здоровья дошкольника.

Закаливание как один из факторов сохранения и укрепления здоровья дошкольников. О пользе закаливания известно еще с самых древних времен. Хорошо известно, что на него очень быстро откли.

В статье рассматривается использование нестандартного оборудования – степ – платформы на занятиях по физическому воспитанию у детей дошкольного возраста и её положительное влияние на.

Повышение уровня здоровья дошкольников посредством степ – платформы.

Источник

Читайте также:  Формирование индивидуальной системы здоровья человека
Adblock
detector