«Влияние здоровья на работоспособность и успеваемость школьников»
материал по теме
Заболевания – хронические и кратковременные отклонения в физическом развитии, нарушение остроты зрения и слуха – не только существенным образом сказываются на работоспособности детей, но являются препятствием к плодотворному высокопроизводительному умственному и физическому труду.
Особенно низкой и крайне неустойчивой оказывается умственная работоспособность детей, перенесших нервные заболевания, страдающих функциональными психологическими представлениями. Низкая умственная работоспособность диагностируется у детей с пониженным содержанием гемоглобина, с низким физическим развитием и у часто болеющих. По мере увеличения учебной нагрузки работоспособность таких учащихся становится ниже.
Заболевания – хронические и кратковременные отклонения в физическом развитии, нарушение остроты зрения и слуха – не только существенным образом сказываются на работоспособности детей, но являются препятствием к плодотворному высокопроизводительному умственному и физическому труду.
Особенно низкой и крайне неустойчивой оказывается умственная работоспособность детей, перенесших нервные заболевания, страдающих функциональными психологическими представлениями. Низкая умственная работоспособность диагностируется у детей с пониженным содержанием гемоглобина, с низким физическим развитием и у часто болеющих. По мере увеличения учебной нагрузки работоспособность таких учащихся становится ниже.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Талаканская СОШ №6
Тема: Влияние здоровья на работоспособность и успеваемость школьников. ( доклад)
учитель начальных классов
Тетерева Марианна Николаевна
п. Талакан, Бурейский район, Амурская область
Заболевания – хронические и кратковременные отклонения в физическом развитии, нарушение остроты зрения и слуха – не только существенным образом сказываются на работоспособности детей, но являются препятствием к плодотворному высокопроизводительному умственному и физическому труду.
Особенно низкой и крайне неустойчивой оказывается умственная работоспособность детей, перенесших нервные заболевания, страдающих функциональными психологическими представлениями. Низкая умственная работоспособность диагностируется у детей с пониженным содержанием гемоглобина, с низким физическим развитием и у часто болеющих. По мере увеличения учебной нагрузки работоспособность таких учащихся становится ниже.
При выполнении конкретной работы работоспособность имеет определенные колебания:
а) фаза вырабатывания;
б) фаза оптимальной устойчивой работоспособности;
в) фаза утомления;
г) повышение работоспособности, «конечный порыв».
Работоспособность зависит от ряда факторов:
- внутренних:
- психофизиология личности учащегося: — время реакции на сигнал, — память, — внимание, — скорость переработки информации;
- функциональное состояние (ЦНС, ССС, дыхательной системы и т.д.)
- возраст и год обучения;
- внешних:
- социально-бытовые;
- воздушно-тепловой режим в учебных помещениях;
- психологический климат, совместимость, нейротизм;
- режим дня;
- методология;
- учебный фактор.
Внутренние факторы обучения связаны с состоянием головного мозга, от его возможностей зависит выполнение любых видов работ и обучения.
Так как обучение связано с речевой деятельностью учителя и предметными возможностями (схемы, таблицы и т.д.), то следует учитывать возможность учащихся усваивать речь учителя при оптимальном темпе, а также предметное иллюстрирование по теме урока.
Эффективность работы зависит от внимания и памяти школьника, посредством которых он ведет сравнительный анализ изучаемого материала. А скорость переработки поступающей информации может определять временные возможности школьника в обучении.
Нарушение функционального состояния систем организма отрицательно влияет на работу мозга. У детей с ослабленным функциональным состоянием организма сокращается время работоспособности и увеличивается время утомления и восстановления.
Если такой ребенок учится в школе с достаточно хорошей успеваемостью, то говорят, что он «работает на резервах организма».
Если обратиться к внешним факторам, то они могут оказать как положительное влияние на ребенка, так и отрицательное, затрудняя и усложняя процесс обучения, среди которых значительную роль играют социально-бытовые условия и моральные устои семьи, проявляющиеся в отношении к обучению и в общении с одноклассниками.
И такой фактор, как воздушно-тепловой режим, в учебном процессе играет большую роль, так как вентиляция помещения связана с обеспечением учащихся кислородом, достаточная освещенность не утомляет зрительный аппарат, температура воздуха сказывается на процессах теплорегуляции тела школьника. Если же обратиться к интенсивности шума, он при 80 децибелах разрывает связи между пунктами осмысления происходящего и пунктами исполнения видов деятельности. Ученик понимает, что нужно сделать, но при выполнении допускает ошибки.
У детей, больных ревматизмом, тонзиллитом, туберкулезной интоксикацией, проявляется высокая утомляемость и низкая работоспособность в течение учебного дня.
Резко сниженная по сравнению со здоровыми детьми умственная и мышечная работоспособность сочетается с низкими возможностями сердечно-сосудистой системы.
Всякое заболевание, даже непродолжительное, и в периоде своего течения, и в периоде выздоровления изменяет реактивность организма, ухудшая функциональное состояние центральной нервной системы, обусловливая высокую утомляемость, низкую работоспособность и неблагоприятные реакции функциональных систем.
Нарушения санитарно-гигиенических требований к организации режима дня, нормативам трудовой, учебной и внешкольной нагрузок, к санитарному состоянию и содержанию основных и вспомогательных помещений школ неблагоприятно влияют на здоровье учащихся: от младших к старшим классам увеличиваются частота и степень нарушений в осанке, зрении, более высокой становится текущая заболеваемость.
Решение основной задачи здоровьесберегающей педагогики – сохранение высокой работоспособности и исключение переутомления школьников.
Сам процесс утомления – это совокупность изменений, происходящих в организме в период выполнения работы и приводящих, в конце концов к невозможности ее продолжения. Утомление проявляется субъективным чувством усталости. Чаще всего утомление и усталость развиваются параллельно, однако это происходит не всегда. Это зависит от интереса к работе. Преодоление ранней усталости – задача сложная и решение ее должно быть комплексным – педагог, семья, коллектив школы. Дополнительные занятия для ликвидации учебной задолженности лучше проводить по утрам, перед началом школьных занятий. От родителей требуются понимание, создание приемлемых условий для занятий дома и контроль за выполнением заданий. Необходимо дозировать деятельность, чтобы возникающее в ее результате утомление полностью исчезло за время отдыха; если этого не происходит, то оно ведет к переутомлению – длительному глубокому снижению работоспособности, сопровождающемуся нарушением деятельности систем жизнеобеспечения.
В начальной школе утомление связано с формированием основных школьных навыков. Максимальная продолжительность письма в начальных классах не должна превышать 8 -12 минут.
Максимальная продолжительность чтения (непрерывного) в начальных классах должна быть не более 15-25 минут.
На последующих этапах обучения, в более старших классах, когда основные двигательные навыки уже приобретены и упрочнены, на первое место выступают трудности, связанные с интенсивной умственной деятельностью, учебный процесс требует от учащихся высокой активности как возбудительных, так и тормозных процессов, хорошего их уравновешивания в коре больших полушарий головного мозга.
- ослабление активного торможения – потягивание, отвлекаемость;
- ослабление процессов возбуждения – снижение активного внимания.
Принимая во внимание показатели работоспособности, утомляемости и функционального состояния учащегося начальной школы и их влияние на уровень и качество знаний, необходимо учитывать продолжительность урока, учебного дня, учебной недели, организацию самого урока, расписание уроков, перемены.
Источник
Влияние индивидуальных биоритмов на успеваемость и социальную активность школьников
Дата публикации: 21.09.2020 2020-09-21
Статья просмотрена: 72 раза
Библиографическое описание:
Саблина, Н. И. Влияние индивидуальных биоритмов на успеваемость и социальную активность школьников / Н. И. Саблина, О. А. Коркина. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2020. — № 9 (39). — С. 37-40. — URL: https://moluch.ru/young/archive/39/2164/ (дата обращения: 08.06.2021).
Человек меняется ежегодно, ежемесячно, ежедневно и даже ежечасно. Проявлением биологических ритмов служат колебания состояния организма в определённые промежутки времени. Условно их можно отнести к трём аспектам человеческого здоровья: физическое, эмоциональное и интеллектуальное. Изучение биоритмических процессов и факторов, влияющих на них, позволяет контролировать собственное состояние, оптимально выбирать время для определенной деятельности.
Мне стало интересно не только больше узнать про биоритмы, но и применить эти знания на практике, создав для расчетов электронную таблицу.
Цель работы — проанализировать биологические процессы человека в аспекте тесного взаимодействия с окружающей средой, установить или опровергнуть влияние биологических ритмов на умственную, физическую и социальную активность. Полученные аналитические данные будут использованы для индивидуального прогноза благоприятных и неблагоприятных дней для разного рода деятельности человека.
Задачи исследования :
− Аналитическое изучение литературных источников по данному вопросу в биологии и информатике.
− Составление упрощенной математической модели для конкретного человека.
− Математический расчет циклов с применением компьютера: используя электронные таблицы Excel, создать среду для расчета календаря биоритмов, вычисления дат критических дней и построения графиков.
− Построение модели взаимосвязи физической, эмоциональной и интеллектуальной фаз биоритмов с успеваемостью класса.
Наши «биологические часы» ни что иное как отражение суточных, сезонных, годовых и других ритмов физиологических процессов. Вековую историю теории “трёх биоритмов” заложили Герман Свобода, Вильгельм Флисс, открывшие эмоциональный и физический циклы, а также Фридрих Тельчер, исследовавший интеллектуальный ритм. Европейские, американские, японские учёные исследовали биоритмы отдельных органов и их систем. Повсеместное использование компьютеров форсировало интерес к этой проблеме и результатам исследования в восьмидесятых годах двадцатого столетия.
Стремительное развитие биоритмологии прочно вошло в жизнь обычных людей. Трудно отыскать человека, которому незнакома традиционная схема деления людей по ритмам активности на сов, голубей и жаворонков. Однако последние достижения в этой сфере позволяют вычленять не только более мелкие группы, но и составлять индивидуальный биоритмический прогноз.
Физический труд в любой форме — профессионально (массажист, строитель, танцор, спортсмен) или в качестве работы по дому — неразрывно связан с физическим циклом (продолжительность 23 дня) . На пике графика ощущается прилив сил, увеличивается выносливость, физическая нагрузка не требует больших энергетических затрат, получается всё, что задумано.
Двигательная активность, физическая сила, выносливость, устойчивость к болезням и воздействию неблагоприятных физических факторов
Со 2-го по 11-й день. Максимальная энергия, сила, выносливость, наивысшая устойчивость к воздействию экстремальных факторов
1-й и 12-й дни. Нестабильность физического состояния. Существует вероятность травм, аварий, обострения хронических заболеваний, головной боли
С 13-го по 23-й день. Пониженный физический тонус, быстрая утомляемость, некоторое снижение сопротивляемости организма к заболеваниям
Наши чувства, интуиция, восприятие окружающей действительности и способность творить напрямую зависят от фазы эмоционального ритма (продолжительность 28 дней) . Влиянию этого цикла в большей степени подвержены люди, чьи профессиональные обязанности связаны с общением (учителя, продавцы, медицинские работники и пр.). Динамичность и оптимизм — неотъемлемые спутники фазы подъёма эмоционального биоритма. Командная работа в такие дни приносит положительный результат и пользу (в личном смысле и в экономическом).
Настроение, сила, богатство и устойчивость эмоций, творческий настрой, интуиция
Со 2-го по 14-й день. Наиболее благоприятное время для прохождения тестов и испытаний
1-й и 15-й дни. Эмоциональная неустойчивость, склонность к снижению реакций, угнетенному состоянию, спорам и ссорам
С 16-го по 28-й день. Повышенная напряженность, частое плохое настроение
Работа по плану и применение умственных способностей подчиняется интеллектуальному ритму (продолжительность 33 дня) . Логика, ум, обучаемость, комбинаторика, прогнозирование, ориентация — это лишь малая часть того, что “раскачивает” на своих фазах маятник интеллектуального цикла. В большей степени ему подвержены люди, которым необходимо ясно и чётко излагать свои мысли перед аудиторией (журналисты, педагоги, политики). На стадии подъёма легко усваивается любая информация даже в значительном объёме, хорошо “заходит” любая интеллектуальная деятельность. Концентрация на ключевых моментах максимальна. В такой период рекомендуют посещать семинары и курсы повышения квалификации. Но стоит только перевалить “пик” и открывается прямо противоположная картина.
Мышление, логика, сосредоточенность, остроумие, гибкость ума
С 2-го по 16-й день. Творческие дни, более благоприятное время для решения сложных вопросов
1-й и 17-й дни. Склонность к снижению внимания, ошибочным заключениям, ухудшению запоминания
С 18-го по 33-й день. Процесс мышления вялый, прерывистый
Пик влияния приходится на половину длины каждого из этих биоритмов. Затем следует резкий спад с достижением критической точки “дна”. Далее следует новый подъём и цикл начинается заново.
Особе внимание следует уделять критическим точкам, продолжительность которых может варьировать от нескольких часов до нескольких дней. В этот период наше тело, мысли и чувства подвержены такому же влиянию, как если бы мы переехали в другой климатический пояс или подверглись воздействию таинственной лунной фазы — полнолунию.
Человек на протяжении всей жизни подвержен ритмичному влиянию, они придают сил или же, напротив, лишают последней капли энергии. Физический, эмоциональный и интеллектуальный циклы неразрывно связаны между собой и с другими условиями хорошего самочувствия — состояние здоровья, возраст, уровень стресса, окружающая обстановка и пр. Тело, чувство и дух нельзя рассматривать по отдельности, как нельзя и однозначно толковать их воздействие на организм. Индивидуальность и уникальность личности способна накладывать свой отпечаток.
Рассчитать календарь биоритмов, вычислить наступление критических дней и построить графики позволяет математическое моделирование с обработкой числовых данных. Оптимально подобранная модель и методы вычисления — залог грамотного прогнозирования состояния здоровья, биоритмической совместимости, выбора благоприятного дня для специфической деятельности и пр. Расчёты произведены с использованием персонального компьютера и программы Microsoft Excel.
Математическая формула расчетов цикла имеет вид: Sin(2
(Т к -Т )/к) , где Т — дата рождения человека, Т к — расчетная дата, К — продолжительность цикла.
В каждом из трех циклов первая половина является благоприятной для человека, вторая — неблагоприятной, пересечение же графика с осью абсцисс считается критической точкой, в такие критические дни человек может ожидать для себя наибольших опасностей.
Чтобы изучить влияние биоритмов на организм человека, я провела несколько исследований, рассчитав кривые колебаний для своих одноклассников и сравнив их с успеваемостью в эти дни по русскому языку и математике.
Ф — фазы физического цикла биоритмов
Э — фазы эмоционального цикла биоритмов
И — фазы интеллектуального цикла биоритмов
У — средний балл по русскому языку и математике на дату исследования
Изучив биоритмы одноклассников, я выявила много общего между нами. Так, у учеников 1 и 6, 7 и 8, а также 2, 3, 4 и 5 совпадают фазы физического цикла биоритмов. Это можно учесть при назначении ответственных за выполнение поручений, связанных с физической нагрузкой (генеральная уборка, участие в спортивных соревнованиях и пр.). Ученики 1 и 3, как 2, 5 и 8, а также 4, 6 и 7 совпадают в эмоциональном плане. Этот аспект необходимо учитывать, распределяя задания по группам, привлекая учеников к совместной деятельности и т. д. У учеников 4, 5 и 7, а также 2 и 6 совпадает интеллектуальный цикл биоритмов. Этот параметр становится ведущим при проведении интеллектуальных соревнований, групповой работы на уроке и пр.
Зависимость успеваемости от фаз биоритма получена неоднозначная. Так, у ученика 1 максимальный и минимальный результат по среднему баллу связан с подъёмом либо соответственно спадом эмоционального биоритма. У учеников 4 и 5 успеваемость согласуется с кривой интеллектуального биоритма, единственное исключение 28.02.2020, когда в дело «вмешивается» общеэмоциональный спад. У учеников 3 и 8 показатели успеваемости растут на фоне убывающих фаз биоритмов.
Биоритмы — основа реальной жизни человека, её проявления во всех процессах от метаболических до физиологических и психических. Это основа жизни, которую важно не только знать, но и учитывать локализацию и роль в организме.
Изученная теоретическая информация по проблеме позволяет сделать вывод, что биологические ритмы лежат в основе работоспособности организма. Волнообразный характер её изменения также зависит от соответствующей фазы биоритма. Цикличность заложена самой природой, поэтому всё происходящее в организме человека подчинено этим законам, а значит, учет этих ритмов и уважительное отношение к ним — основа человеческого здоровья.
Взаимодействие Солнца, Луны и Земли создают те самые “энергетические ямы и ухабы”, сопровождающие нас в течение всей жизни. Отсутствие знаний о последствиях этого межпланетарного коннекта в виде спадов и подъёмов биоритмической активности — один из факторов, провоцирующих потерю здоровья и развитие заболеваний. Жизнь с учетом природных ритмов (годового, лунного, суточного) — залог сохранения высокой работоспособности организма.
Рациональное использование внутренних биоритмов только один из вариантов использования представленной информации. Другой путь заключается в поиске способа управления ими. Выстраивание собственной биоритмологической кривой не стоит принимать за безапелляционное предсказание будущего. Это лишь подсказка для человека, когда он будет в наилучшем или в наихудшем состоянии, о днях, когда могут возникнуть кризисные ситуации, чтобы с их учетом спланировать свою деятельность и научиться просто, мудро жить.
В процессе проведения исследования мною были проанализированы индивидуальные биоритмы одноклассников, спрогнозированы неблагоприятные дни, выявлены благоприятные дни для различного вида деятельности, построена модель взаимосвязи физической, эмоциональной и интеллектуальной фаз биоритмов с успеваемостью одноклассников, пополнены знания не только в области информатики и биологии, но и знания о себе.
- Биологические ритмы /Под ред. Ю. Ашоффа: В 2 т.- М.: Мир, 1984.
- Биологические ритмы здоровья /Гриневич В.//Наука и жизнь, 2005, № 1.
- Дильман В. М. Большие биологические часы. Введение в интегральную медицину. — М.: Знание,1986.
- Малахов Г. П. Биоритмология и уринотерапия.- СПб.: АО «Комплект», 1994
- Уинфри А. Т. Время по биологическим часам. — М.: Мир, 1990.
Источник