Меню

Защита людей с дефектами здоровья

Защита людей с дефектами здоровья

ФГБУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия», Саратов

ФГБУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия», Саратов

Международно-правовая политика в области защиты прав лиц с психическими расстройствами и российское законодательство

Журнал: Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2015;115(5): 86-90

Хижняк В. С., Отставнова Е. А. Международно-правовая политика в области защиты прав лиц с психическими расстройствами и российское законодательство. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2015;115(5):86-90. 10.17116/jnevro20151155186-90

ФГБУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия», Саратов

Защита прав человека является приоритетом не только для международного, но и национального права. Контроль за соблюдением соответствующих принципов возлагается на государство. Основные документы по правам человека были приняты ООН, а затем Советом Европы и ВОЗ. Они распространялись и на психически больных. В России основным законом, касающимся прав психически больных, является закон «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (1992). В статье рассматриваются недостаточно разработанные области его применения по сравнению с международной ситуацией по защите прав психически больных.

ФГБУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия», Саратов

ФГБУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия», Саратов

Защита прав человека стала приоритетом для международного права сравнительно недавно. До образования Организации Объединенных Наций (ООН) и провозглашения ею принципа всеобщего уважения прав человека международное право регулировало правовое положение только некоторых категорий населения (например, иностранцы, беженцы). Правовой статус остальных физических лиц регулировался преимущественно национальным правом.

Отношения человека и государства до 1945 г. относились исключительно к ведению последнего. С развитием системы ООН и возникновением региональных международных организаций международное право начало все больше вторгаться в эту сферу. Следует отметить, что заключение любых международных соглашений зависит от доброй воли самого государства. Поэтому государства имеют право выбора в отношении своих международных обязательств, в том числе в области защиты прав человека. При этом последняя категория договоров расценивается международным правом как наиболее важная. Такие договоры считаются бессрочными и подлежат официальному опубликованию с целью ознакомления всего населения государства с содержащимися в них правами.

Международно-правовая политика в последние годы направлена прежде всего на защиту определенных категорий физических лиц, которые являются, по мнению мирового сообщества, наиболее уязвимыми. Это прежде всего женщины, дети, беженцы, инвалиды и др. К последней категории можно отнести и лиц, страдающих психическими заболеваниями. В настоящее время 400 млн человек на земном шаре страдают психическими расстройствами, на них приходится 12,3% преждевременных смертей [1]. За время своей деятельности ООН приняла ряд документов, касающихся защиты прав этих лиц. К ним относятся «Декларация о правах умственно отсталых лиц» (1971), «Декларация о правах инвалидов» (1975), «Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме» (1988), «Принципы защиты психически больных лиц и улучшения психиатрической помощи» (1991), «Конвенция о правах инвалидов» (2006).

Все эти документы закладывают основные направления международно-правовой политики по данному вопросу. Декларации в большей степени являются программными документами, на принципах которых в дальнейшем должно строиться национальное законодательство. Различные конвенции, договоры и соглашения имеют для государств, выразивших свое согласие на их обязательность, юридическую силу.

Так, «Принципы защиты психически больных лиц и улучшения психиатрической помощи» (1991) [2] представляют собой один из наиболее полных документов ООН, посвященных именно рассматриваемой категории лиц. Он содержит 25 принципов, закрепляющих за психически больными лицами все основные права человека, а также выделяющих некоторые дополнительные права, например право жить и работать в обществе, охраны конфиденциальной информации о пациенте, получать лечение. При этом лечение такого больного необходимо осуществлять вблизи от его дома, родных и близких. Общая направленность этих принципов состоит в обеспечении гуманного обращения с пациентом и его дальнейшей социализации. Хотя в рассматриваемом документе и говорится, что лечение не должно назначаться пациенту без его осознанного согласия, но из этого положения есть содержащиеся в ряде пунктов Принципа № 1 исключения. Это случаи, когда пациент не может дать такое согласие в силу своего психического состояния. Тогда лечение осуществляется на основании согласия представителя пациента, независимого полномочного органа, специалиста в области психиатрии. Документ однозначно запрещает стерилизацию психически больных лиц. Что касается хирургического вмешательства при лечении и использования экспериментальных методов лечения, то их проведение возможно только с разрешения независимого надзорного органа или проведения независимой оценки.

Следует отметить, что применение к психически больным лицам мер медицинского характера основывается согласно рассматриваемому документу на учете интересов больного и интересов общества. При этом в нем сделана попытка исключить возможность объявления душевно больными инакомыслящих. Так, в пункте 5 Принципа № 1 подчеркивается, что любое психически больное лицо имеет право на осуществление всех прав человека, а в Принципе № 6 констатируется, что решение о признании психически больного недееспособным выносится только судом, а соответствующее лицо имеет право на соблюдение в отношении него всех процессуальных гарантий. В Принципе № 12 указывается, что пациенту должны быть разъяснены все его права.

Заметим, что контроль за соблюдением рассматриваемых принципов возлагается на государство. Допускается существование иных международных или внутригосударственных нормативно-правовых актов, содержащих больший перечень или объем прав психически больных, что не умаляет их значения на том основании, что они не вошли в этот документ.

В Конвенции ООН «О правах инвалидов» (2006) психически больные отнесены к инвалидам [3]. Из этого следует, что все права, закрепляемые за инвалидами, присущи и психически больным и все обязательства государств в отношении инвалидов и к ним относятся. Говоря об обязательствах государства, установленных в этой Конвенции, следует отметить, что они должны привести свое законодательство в соответствие с ее положениями и обеспечить их прямое применение на своей территории. Таким образом, идеи, содержащиеся в Конвенции, должны стать частью правовой политики государства по отношению к рассматриваемой категории лиц и частью его законодательства.

«Конвенция о правах инвалидов» (2006) была ратифицирована Россией, что, согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Р.Ф., делает ее частью российской правовой системы. Это означает, что на Конвенцию можно прямо ссылаться, например в суде, и, если нормы права РФ не соответствуют ее положениям, то применять ее нормы.

Сказанное выше говорит о том, что за последние 40 лет международно-правовая политика по отношению к правам психически больных лиц полностью сформировалась. Она характеризуется гуманной направленностью и призвана гарантировать рассматриваемой категории лиц соблюдение их прав, законных интересов и обращение, не унижающее их человеческое достоинство.

Читайте также:  Почему у человека слабое здоровье

Принципы ООН (1991), к сожалению, никогда в России официально не публиковались. И, видимо, все ссылки на них осуществляются как к общепризнанным нормам и принципам международного права. Тем не менее официальная публикация этого документа в России очень желательна, так как возможно возникновение ситуаций, которые могут негативно сказаться на реализации и защите прав человека.

Не менее важное значение в деле защиты прав лиц с психическими расстройствами играют международно-правовые документы, принятые в рамках Совета Европы. Россия, вступив в 1996 г. в эту организацию и ратифицировав Европейскую конвенцию о защите прав и свобод человека, а также ряд других документов, признала их частью своей правовой системы, а также юрисдикцию Европейского суда по правам человека на своей территории.

Непосредственно касающиеся данного вопроса документы, разработанные Советом Европы, — это рекомендации. Прежде всего необходимо остановиться на содержащихся в них принципах, касающихся правовой защиты недееспособных взрослых [4]. Все 10 руководящих принципов направлены на установление приоритета интересов недееспособного взрослого и обеспечение его благополучия при применении мер защиты. В них, в частности, отмечено, что фундаментальным принципом является уважение прав человека и человеческого достоинства каждого. Защите подлежат как имущественные, так и неимущественные интересы недееспособного лица.

Особое значение для национального законодательства имеют процедурные принципы: невозможность применения мер защиты, ограничивающих дееспособность взрослого, лицом, не видевшим и лично не убедившимся в его состоянии; право заинтересованного лица быть лично заслушанным в любом разбирательстве, касающемся его дееспособности; ограничение продолжительности мер защиты, а также их периодический пересмотр; контроль над осуществлением мер защиты и решениями представителей недееспособных взрослых; возможность учреждения организаций, обеспечивающих интересы таких лиц и др.

Рекомендации N Rec (2004) 10-го Комитета министров Совета Европы [5] направлены на защиту достоинства, прав и свобод лиц, которые подлежат принудительной госпитализации и лечению без согласия пациента. Согласно этому документу, соответствующие учреждения должны создать приемлемые условия для безопасности таких лиц и предусмотреть меры профессиональной реабилитации для содействия интеграции их в общество. Принцип 10 данных Рекомендаций обязывает государства-члены гарантировать достаточное обеспечение лиц с психическим расстройствами соответствующими медицинскими услугами по месту проживания, предложить как можно больше альтернатив недобровольной госпитализации.

Принудительная госпитализация возможна только при следующих условиях: лицо страдает психическим расстройством; состояние человека может нанести серьезный вред здоровью самого человека или здоровью других лиц; мнение заинтересованного лица было принято во внимание. Решение о госпитализации лица принимается судом или другим компетентным органом.

Согласно ст. 23 Рекомендаций не может быть необоснованно ограничено право принудительно госпитализированных лиц на общение с адвокатом, представителем или близкими людьми. Кроме того, факт наличия психического расстройства не должен являться причиной прерывания беременности или стерилизации.

Таким образом, на глобальном и региональном уровнях закреплены основные принципы, которыми должны руководствоваться государства в процессе правового регулирования вопроса оказания медицинской, социальной и других видов помощи лицам, страдающим психическими расстройствами. Основная цель этих мероприятий — наиболее полное обеспечение прав и свобод таких лиц и наибольшая их социализация.

На медицинском уровне рассматриваемым вопросам все большее внимание уделяет и Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). В ее Уставе дано определение здоровью как состоянию полного физического, душевного и социального благополучия (а не только отсутствие болезней и физических дефектов). Следовательно, психическое здоровье — это не только отсутствие психических расстройств, но и социальное благополучие человека, способность к самореализации. В 2013 г. Всемирная ассамблея здравоохранения утвердила Комплексный план действий в области психического здоровья на период 2013—2020 гг. Его целью является побуждение государств — членов ВОЗ принять конкретные меры, направленные на укрепление психического здоровья, и содействие достижению глобальных целей.

Знание основных международных документов в сфере обеспечения прав лиц с психическим расстройствами необходимо не только законодателям, в обязанности которых входит приведение национального законодательства в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами России, но и правоприменителям, медицинским работникам.

В нашей стране показатели заболеваемости психическими расстройствами за последние годы увеличились на 41,5%. Причин тому множество. Кроме наследственной предрасположенности, влияние на психическое здоровье граждан оказывают стрессы, низкий уровень жизни, преступность, средства массовой информации, пропагандирующие насилие, и др. Поэтому рассматривать данный вопрос необходимо с двух сторон. Речь должна идти о национальной безопасности государства, а также приоритете прав и свобод человека, независимо от его физического и психического состояния, поскольку они, согласно Конституции России, являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита — обязанностью государства.

В РФ основной закон, касающийся прав рассматриваемой категории лиц, — «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 02.07.92 [7]. В ч. 4 ст. 2 этого закона международные договоры РФ относятся к правовым основам оказания психиатрической помощи. В ч. 1 ст. 10 указывается, что диагноз ставится в соответствии с международными стандартами и не может быть основан на несогласии гражданина с принятыми в обществе моральными, религиозными, политическими или культурными ценностями. В целом закон не противоречит Принципам ООН 1991 г. и соответствующим положениям Совета Европы. При этом следует иметь в виду, что изменения в указанный закон вносились 13 раз, в том числе на основании Постановления Конституционного Суда Р.Ф. от 27.02.09. В настоящее время закон действует в редакции от 28.12.13. И тем не менее в нем сохраняются определенные недостатки.

Одним из недостатков закона можно считать отсутствие в российском законодательстве самого понятия «психическое расстройство», что продолжает оставаться исключительно в ведении медицинских работников и может трактоваться достаточно широко и субъективно. Несмотря на существование разработанной ВОЗ международной классификации болезней, указанный пробел в национальном законодательстве России не позволяет провести четкое разграничение пациентов на нуждающихся в психиатрической помощи и тех, которым достаточной будет помощь психолога. Кроме того, российским законодательством предусмотрена возможность признания лица полностью недееспособным (заметим, что эта процедура отвечает требованиям международного права). В соответствии с Гражданским процессуальным кодексом РФ [8] таковым лицо может быть признано лишь по решению суда при следующих условиях: проведение судебно-психиатрической экспертизы; личное присутствие и участие гражданина, в отношении которого проводится разбирательство, в судебном заседании; при невозможности такого присутствия данное дело рассматривается судом по месту нахождения гражданина, в том числе в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, или стационарном учреждении социального обслуживания для лиц, страдающих психическими расстройствами, с участием самого гражданина. Практически же Гражданский кодекс РФ [9] устанавливает лишь две крайности в отношении психического здоровья лица — это либо полная дееспособность, либо полная недееспособность, что исключает признания возможности существования множества пограничных состояний. Он может благополучно продолжать свою жизнь в обществе и не осознавать последствий лишь некоторых своих поступков. Признание такого человека полностью недееспособным приводит к необоснованным ограничениям его прав и свобод, а зачастую и злоупотреблениям в отношении его имущественных прав. Как отмечают представители многих правозащитных организаций, в российском законодательстве необходимо установить понятие частичной недееспособности, определив правовой статус таких лиц. В настоящее время по российскому законодательству ограниченно дееспособными могут быть признаны лишь лица, имеющие алкогольную, наркотическую, игровую зависимость, что явно недостаточно.

Читайте также:  Состояние здоровья волгоградской области

К такому выводу пришел и Конституционный суд РФ, который в своем Постановлении от 27.06.12 отметил: «В действующей системе правового регулирования не предусматривается возможность дифференциации гражданско-правовых последствий наличия у гражданина нарушения психических функций при решении вопроса о признании его недееспособным, соразмерных степени фактического снижения способности понимать значение своих действий или руководить ими в тех или иных сферах социальной жизни, и тем самым допускается умаление и несоразмерное конституционно значимым целям ограничение прав и свобод граждан, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства» [10].

Европейский суд по правам человека обращал внимание Российской Федерации на то, что в отношении лиц, страдающих психическими расстройствами, российское законодательство различает дееспособность и недееспособность без учета «пограничных» ситуаций и рекомендовал изменить практику признания лица недееспособным с учетом индивидуальных особенностей человека [11], что, однако, до сих пор не сделано.

Определенные недостатки имеются и в статье 4 Закона Р.Ф., которая предусматривает, что психиатрическая помощь оказывается при добровольном обращении лица и наличии его информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство за исключением некоторых случаев. Именно эти случаи и вызывают многочисленные споры, особенно при сопоставлении с другими статьями закона.

Согласно ст. 24 Закона, освидетельствовать больного без его согласия или его законного представителя возможно только на основании мотивированного заключения врача-психиатра и судебного решения, которое должно быть принято в течение 3 сут, т. е. в течение достаточно длительного времени. В результате этого пациент надолго остается без врачебной помощи и может совершить общественно опасные поступки, нанести вред себе и окружающим. Согласно ст. 29 Закона, госпитализировать психически больное лицо можно без его согласия на основании решения психиатра, но в том случае, если от больного исходит непосредственная угроза, а сам он находится в беспомощном состоянии. При этом медицинское освидетельствование такого лица должно быть произведено в течение 48 ч комиссией врачей-психиатров медицинской организации, которая принимает решение об обоснованности госпитализации. Если госпитализация признается обоснованной, то заключение комиссии врачей-психиатров в течение 24 ч направляется в суд по месту нахождения медицинской организации. Судья в 5-дневный срок обязан рассмотреть соответствующее заявление при личном участии лица, которое подлежит госпитализации. Все эти положения Закона защищают права психически больных, препятствуя их необоснованному помещению в клиники.

Однако возникают вопросы при необходимости лечения лица, страдающего психическим заболеванием, без его согласия. П. 4 ст. 11 Закона предусматривает такое лечение только по основаниям, предусмотренным Уголовным кодексом РФ, а также при недобровольной госпитализации. А как быть с теми гражданами, которые не подпадают под эти основания, но болезнь у них прогрессирует или носит вялотекущей характер до определенного момента? Медицинское вмешательство может затормозить течение болезни, облегчить состояние пациента. Однако он или его законный представитель не осознают такой необходимости и не дают согласия на лечение даже в амбулаторных условиях. В этом случае приходится ожидать обострения течения заболевания, чтобы была возможность применить принудительные меры медицинского характера. Такое положение не дает врачам возможности принять превентивные меры к потенциально опасным для окружающих лицам, предотвратить суициды и совершение преступлений. С одной стороны, закон защищает права психически больных, препятствуя их необоснованному помещению в клиники. С другой стороны, увеличивает возможность того, что от действий такого лица могут пострадать другие (но права одного не должны защищаться в ущерб правам другого).

Для изменения ситуации с оказанием психиатрической помощи в России необходимы изменение общественного мнения и определенная реформа психиатрической помощи. В связи с этим необходимо отметить, что в нашей стране сложилось крайне отрицательное отношение к лицам, страдающим психическими расстройствами. Некоторые медицинские работники считают виноватыми в этом средства массовой информации, которые часто «рисуют» образ такого человека как убийцы, насильника и извращенца либо непонятого окружением чудака. Поэтому общество испытывает страх перед такими людьми, а не сочувствие. Между тем 90% всех преступлений в России совершаются дееспособными людьми [12]. Негативное общественное мнение влияет на реализацию прав и свобод лиц с психическими расстройствами со стороны как обычных граждан, так и медицинских работников. Довольно часто такие лица имеют препятствия при трудоустройстве, а также пользовании своим имуществом, жильем. Зачастую они содержатся в клиниках в унижающих человеческое достоинство условиях, без учета индивидуальных особенностей, а также особенностей течения болезни. В открытом письме Президенту Р.Ф. [13] участников интернет-форума, посвященного общению и реабилитации страдающих психическими расстройствами людей, говорится, что в стационарных учреждениях «отмечаются случаи прямого насилия и унижений в отношении пациентов со стороны младшего персонала, которые также могут оставаться без всякого внимания администрации стационара. Пациенты также привлекаются к уборке помещений, переносу пищи, другим подсобным работам — вместо лиц, которые обязаны это делать по своей прямой обязанности и получают за это заработную плату. Исключить данные злоупотребления помогла бы реализация ст. 38 закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», предусматривающая создание независимой от органов здравоохранения Службы защиты прав пациентов, находящихся в психиатрических стационарах. Несмотря на то что закон действует уже более 20 лет, такая служба до сих пор не создана.

Многие проблемы в рассматриваемой области могла бы решить деинституциализация психиатрических больниц, которая была проведена во многих странах Европы и США. Ее суть сводилась к закрытию психиатрических клиник и развитию иных форм оказания медицинской помощи душевнобольным. Основные выводы [14], к которым пришли ученые, анализируя жизнь психически больных в США и в Европе, после реформы психиатрической помощи следующие: 1) альтернативные формы обслуживания не имеют экономической выгоды, но улучшают жизнь пациентов в отдаленном периоде; 2) стало легче выявлять потребности больных; 3) больным должна оказываться непрерывная психиатрическая помощь (из лиц, которым оказывается такая помощь, в повторной госпитализации нуждались только 6%, а среди тех, кому не оказывалась, — 58%); 4) увеличилось число форм психиатрической помощи.

Читайте также:  Кафедра общественное здоровье мгмсу

К сожалению, подобная реформа в России в настоящее время невозможна, так как является слишком дорогостоящей. В США, например, на здравоохранение, включая психиатрию, тратится 16% ВВП, что намного больше, чем в Р.Ф. Как было указано выше, установление альтернативных форм обслуживания намного более затратно, чем содержание психиатрических больниц. В некоторых странах реформы терпели крах из-за того, что при закрытии таких больниц урезали затраты на здравоохранение. Это происходило, например, в Венгрии. Определенные сложности были даже у добившихся в конечном счете значительных успехов психиатров Великобритании, Дании и Италии [14]. Заметим, что по данным статистики, психическими расстройствами страдают 2 млн итальянцев [15] — т. е. около 3% населения, и после нападения душевнобольных на Сильвио Берлускони, Папу Бенедикта XVI, убийства врача-психиатра его пациентом и других событий появилось мнение, что касающийся психически больных закон следует изменить с тем, чтобы оградить от них общество.

На наш взгляд, изоляция таких больных должна проводиться лишь в крайних случаях. От появления психического расстройства не застрахован ни один человек. Однако лишение или несоразмерное ограничение на этом основании его основных прав и свобод выглядит как наказание, а не медицинская помощь, что только усугубляет положение больного. Признание человека недееспособным имеет своей целью защитить его права и свободы, а не лишить их. Решение таких принципиальных вопросов, как дифференцированный подход в определении недееспособности лица, формирование службы защиты прав пациентов, находящихся в психиатрических стационарах, развитие альтернативных форм оказания психиатрической медицинской помощи, будет способствовать сохранению наибольшей работоспособности, социализации больного с психическим расстройством.

Работа проведена по заданию Министерства образования и науки РФ № 2014/205 на выполнение государственных работ в сфере научной деятельности в рамках базовой части государственного задания по проекту «Проблемы международно-правовой политики и их влияние на национальное законодательство».

?страдать другие (но права одного не должны защищаться в ущерб правам другого).

Для изменения ситуации с оказанием психиатрической помощи в России необходимы изменение общественного мнения и определенная реформа психиатрической помощи. В связи с этим необходимо отметить, что в нашей стране сложилось крайне отрицательное отношение к лицам, страдающим психическими расстройствами. Некоторые медицинские работники считают виноватыми в этом средства массовой информации, которые часто «рисуют» образ такого человека как убийцы, насильника и извращенца либо непонятого окружением чудака. Поэтому общество испытывает страх перед такими людьми, а не сочувствие. Между тем 90% всех преступлений в России совершаются дееспособными людьми [12]. Негативное общественное мнение влияет на реализацию прав и свобод лиц с психическими расстройствами со стороны как обычных граждан, так и медицинских работников. Довольно часто такие лица имеют препятствия при трудоустройстве, а также пользовании своим имуществом, жильем. Зачастую они содержатся в клиниках в унижающих человеческое достоинство условиях, без учета индивидуальных особенностей, а также особенностей течения болезни. В открытом письме Президенту Р.Ф. [13] участников интернет-форума, посвященного общению и реабилитации страдающих психическими расстройствами людей, говорится, что в стационарных учреждениях «отмечаются случаи прямого насилия и унижений в отношении пациентов со стороны младшего персонала, которые также могут оставаться без всякого внимания администрации стационара. Пациенты также привлекаются к уборке помещений, переносу пищи, другим подсобным работам — вместо лиц, которые обязаны это делать по своей прямой обязанности и получают за это заработную плату. Исключить данные злоупотребления помогла бы реализация ст. 38 закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», предусматривающая создание независимой от органов здравоохранения Службы защиты прав пациентов, находящихся в психиатрических стационарах. Несмотря на то что закон действует уже более 20 лет, такая служба до сих пор не создана.

Многие проблемы в рассматриваемой области могла бы решить деинституциализация психиатрических больниц, которая была проведена во многих странах Европы и США. Ее суть сводилась к закрытию психиатрических клиник и развитию иных форм оказания медицинской помощи душевнобольным. Основные выводы [14], к которым пришли ученые, анализируя жизнь психически больных в США и в Европе, после реформы психиатрической помощи следующие: 1) альтернативные формы обслуживания не имеют экономической выгоды, но улучшают жизнь пациентов в отдаленном периоде; 2) стало легче выявлять потребности больных; 3) больным должна оказываться непрерывная психиатрическая помощь (из лиц, которым оказывается такая помощь, в повторной госпитализации нуждались только 6%, а среди тех, кому не оказывалась, — 58%); 4) увеличилось число форм психиатрической помощи.

К сожалению, подобная реформа в России в настоящее время невозможна, так как является слишком дорогостоящей. В США, например, на здравоохранение, включая психиатрию, тратится 16% ВВП, что намного больше, чем в Р.Ф. Как было указано выше, установление альтернативных форм обслуживания намного более затратно, чем содержание психиатрических больниц. В некоторых странах реформы терпели крах из-за того, что при закрытии таких больниц урезали затраты на здравоохранение. Это происходило, например, в Венгрии. Определенные сложности были даже у добившихся в конечном счете значительных успехов психиатров Великобритании, Дании и Италии [14]. Заметим, что по данным статистики, психическими расстройствами страдают 2 млн итальянцев [15] — т. е. около 3% населения, и после нападения душевнобольных на Сильвио Берлускони, Папу Бенедикта XVI, убийства врача-психиатра его пациентом и других событий появилось мнение, что касающийся психически больных закон следует изменить с тем, чтобы оградить от них общество.

На наш взгляд, изоляция таких больных должна проводиться лишь в крайних случаях. От появления психического расстройства не застрахован ни один человек. Однако лишение или несоразмерное ограничение на этом основании его основных прав и свобод выглядит как наказание, а не медицинская помощь, что только усугубляет положение больного. Признание человека недееспособным имеет своей целью защитить его права и свободы, а не лишить их. Решение таких принципиальных вопросов, как дифференцированный подход в определении недееспособности лица, формирование службы защиты прав пациентов, находящихся в психиатрических стационарах, развитие альтернативных форм оказания психиатрической медицинской помощи, будет способствовать сохранению наибольшей работоспособности, социализации больного с психическим расстройством.

Работа проведена по заданию Министерства образования и науки РФ № 2014/205 на выполнение государственных работ в сфере научной деятельности в рамках базовой части государственного задания по проекту «Проблемы международно-правовой политики и их влияние на национальное законодательство».

Источник

Adblock
detector