«Комплексы упражнений утренней зарядки»
картотека по зож (1, 2, 3, 4 класс) по теме
Данный материал может быть полезен для воспитателей, работающих с детьми младшего школьного возраста. Разработанные комплексы упражнений утренней зарядки направлены на формирование осанки, укрепление зрения, улучшение кровообращения, а также на выработку рационального дыхания и интересны детям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
utrennyaya_zaryadka_-_sportivnoe_razvitie_i_zdorove_detey.docx | 257.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа – интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья № 2
г.о. Электросталь Московской области»
Воспитатель группы круглосуточного пребывания:
Сегодня успешность обучения детей в школе во многом определяется уровнем здоровья. Актуальность проблемы выполнения утренней зарядки обусловлена следующими данными:
- В нашей стране в последние годы, по данным официальной статистики, отмечается стойкая тенденция к ухудшению показателей здоровья детей.
- Значительно снизилось число абсолютно здоровых детей.
В сложившихся условиях необходимы мероприятия, которые помогли бы ребенку справиться с возросшей нагрузкой. Начать нужно с проведения утренней зарядки.
Важнейшим средством всестороннего развития детей является утренняя гимнастика. Утренняя гимнастика должна обязательно входить в режим дня школьника, что очень важно для укрепления нервной системы, предупреждения простудных заболеваний. После пробуждения организм не в состоянии быстро включиться в работу с полной нагрузкой, так как возбудимость центральной нервной системы понижена, наблюдается некоторая вялость, сонливость, работоспособность обычно несколько уменьшена. Равномерно воздействуя на мышцы, утренняя гимнастика активизирует дыхание и кровообращение, устраняет застойные явления в мягких тканях и внутренних органах. Занятия гимнастикой до уроков оказывают благоприятное воздействие на организм, способствуя регулированию процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга.
Разработаны комплексы упражнений утренней зарядки, которые направлены на формирование осанки, укрепления зрения, улучшения кровообращения, а также на выработку рационального дыхания и интересны детям. Утреннюю зарядку целесообразно проводить с музыкальным сопровождением, так как выполнение упражнений под музыку повышает выразительность двигательных действий, способствует согласованию движений учеников, увеличению амплитуды, пластичности движений.
Музыка дисциплинирует занимающихся, повышает их внимание и работоспособность. Положительные эмоции возникающие во время упражнений под музыку усиливают их физиологический эффект.
Правила выполнения утренней зарядки
Слово «зарядка» уже само за себя говорит. Занятия спортом по утрам должны заряжать нас не только энергией на весь день, но и положительными эмоциями. А для этого поставьте веселую музыку, проявите немного фантазии – и ребенок уже с удовольствием повторяет упражнения для утренней зарядки и встает раньше вас, чтобы поскорее начать день.
Значение утренней гимнастики для детей трудно переоценить. Утренняя зарядка — это главный шаг к приучению ребенка к спорту.
Безусловно, лучше всего проводить комплекс утренней гимнастики для детей на свежем воздухе. Всем известно, что насыщение организма кислородом для ребенка особенно важно, ведь окислительные процессы в тканях у детей проходят гораздо быстрее. Но не расстраивайтесь, если такой возможности нет. Можно хорошенько проветривать комнату перед проведением утренней гимнастики. Это заодно может послужить и отличной закалкой.
Необходимо точно дозировать нагрузку, перемежая темповые этапы более спокойными. Главное, не давать малышу резко останавливаться. Любой бег или прыжки должны переходить сначала в ходьбу, и только потом возможна остановка. Утренняя зарядка для младших школьников должна проходить в виде игры. Можно использовать их любимые игрушки, подключая и их к выполнению различных упражнений.
После проведения комплекса упражнений, можно провести 1 – 2 подвижных игры (Приложение 2).
В Приложение 3 дана характеристика используемых подвижных игр с незначительной и умеренной психофизической нагрузкой и комплексов упражнений.
Комплекс упражнений утренней зарядки № 1.
- Ходьба на месте в спокойном темпе, не нарушая дыхания. Выполнять 1 минуту.
- Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки опущены вниз вдоль тела. На вдохе поднимаемся на носки, руки через стороны выводим наверх. Повторять 2-5 раз.
- Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки на поясе. Совершаем вращательные движения головой в одну сторону, затем в другую, наклоняем ее вправо-влево, вперед-назад. Совершить 2-5 повторов.
- Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки на поясе. Выполняем наклоны в сторону: правую руку поднимаем вверх и тянемся всем корпусом влево, меняем руки и тянемся уже вправо. По 2-5 раз каждой рукой.
- Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки выпрямлены параллельно полу. Поворачиваем корпус вправо и влево. 2-5 повторов в каждую сторону.
- Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль тела. Совершаем наклоны вперед и тянемся руками к полу. Затем – назад, поднимая руки вверх. Выполняем 2-5 раз в одном направлении.
- Исходное положение: ноги вместе, руки на поясе. Выполняем махи ногами вперед, назад и в сторону. Совершить по 2-5 повторов на каждую ногу.
- Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль тела. Выполняем круговые движения плечами: сначала одним 2-5 раз, затем другим и попеременно.
- Исходное положение: ноги вместе, руки согнуты перед грудью. Выполняем резкие выпады руками вперед попеременно. 2-5 повторов на каждую руку.
- Исходное положение: ноги вместе, руки на поясе. Выполняем приседания в спокойном темпе, стараясь не ускорять его и не замедлять. 2-5 повторов.
- Исходное положение: сидя на гимнастическом мате, ноги вместе и выпрямлены. Выполняем наклоны вперед, хватаясь пальцами руг за пальцы ног. Повторить 2-5 раз.
- Исходное положение: сидя на спортивном мате, ноги выпрямлены и широко расставлены. Тянемся всем корпусом попеременно о к правой ноге, то к левой. Важно не сгибать колени при этом. Выполнить 2-5 раз на каждую ногу.
- Исходное положение: лежа на спине на спортивном мате, ноги согнуты в коленях. Поворачиваем бедра в сторону так, чтобы колени коснулись пола. 2-5 раз на каждый бок.
- Исходное положение: встать на четвереньки на гимнастическом мате. Выполняем прогибы в спине вверх и вниз. 2-5 раз в каждую сторону.
- Исходное положение: стоя, ноги вместе, руки на поясе. Прыгаем то на одной ноге, то на другой, то на обеих одновременно. Продолжительность выполнения – 1 минута.
- Бег на месте. Темп средний. Сразу не останавливаемся, а сначала переходим на ходьбу. Общая продолжительность – 1 минута.
- Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки вдоль тела. На вдохе плавно поднимаемся на носки и тянемся руками вверх, затем резко опускаем тело вниз, руки к полу и стараемся максимально расслабить спину и шейный отдел.
Комплекс упражнений утренней зарядки № 2.
Веселая гимнастика. Комплекс упражнений игрового характера (Приложение 1)
«Ребята! — говорит воспитатель, обращаясь к детям. — Вы все помните героев сказок Буратино, Чиполлино и Мальвину? Вот они на рисунках! Они решили заниматься гимнастикой, чтобы стать сильными, ловкими, крепкими, и хотят, чтобы все дети занимались вместе с ними. Займемся гимнастикой вместе с ними».
Упражнение 1. Встать прямо, голову не опускать, плечи немного опустить и несколько отвести назад. Сначала глубоко подышать. Делать длинный выдох, будто хочешь сдуть с одуванчика пух.
Подуй на одуванчик,
Как дует этот мальчик.
Подуй, подуй сильнее,
И станешь здоровее.
Упражнение 2. Дети стоят, руки на поясе. По команде воспитателя, ходят как цапля, высоко поднимая ноги. Продолжительность занятия 10—20 с.
До чего трава высокая,
То крапива, то осока.
Подымай повыше ноги,
Коль идешь не по дороге.
Упражнение 3. «Посмотрите,— обращается воспитатель,— как мальчики играют —«пилят дрова». Встать попарно, лицом друг к другу, взяться за руки, ноги слегка расставить, правая рука впереди. В каждой паре партнер должен сгибать вначале правую руку, а левую выпрямлять, затем наоборот левую сгибать, а правую выпрямлять. Движения делать ритмично, произнося «Жжж. » Повторить 6—10 раз.
Упражнение 4. «А теперь,— продолжает воспитатель,— наколем дров. Видите, как Чиполлино замахнулся, и мы с вами постараемся. Соедините руки внизу вместе «в замок», а ноги расставьте шире плеч. Поднимите руки вверх и с наклоном быстро опустите их вниз, одновременно произнося «уххх. ». Повторить 4—6 раз.
Раскололся ствол едва!
Вот уже полена два.
Упражнение 5 (рис. 1) Дети стоят, руки опущены. Воспитатель обращается к ним: «Сейчас будем играть в игру «Бабочка, журавль, лягушка». Ходите ровным шагом по комнате, а когда я скажу: «Бабочка», разведите руки в стороны и взмахивайте ими, как бабочка крыльями. Видите, как это делает Мальвина?» Дети выполняют упражнение и поют:
Полечу я высоко, далеко,
Над домами, за рекой, над рекой.
До чего же мне легко (да, легко!)
Быть воздушною такой (да, такой!).
«А если я произнесу «Аист»,—говорит воспитатель,— остановитесь и стойте на одной ноге (руки на поясе), скажу «лягушка», присядьте на корточки, коснитесь руками пола перед собой и скажите: «Ква-ква-ква». Посмотрите, как эти два упражнения делает Буратино» (инструктор показывает рисунки). Продолжительность всего упражнения 2—4 мин.
Упражнение 6 (рис. 2) Воспитатель продолжает: «Вы знаете, как каркает ворона и машет крыльями, когда прогоняет воробушка? Разведите руки в стороны пошире, скажите: «Карр. » и опустите руки. Звук «р» тяните как можно дольше. Опуская руки, немного согните ноги. Повторить 4—6 раз.
Упражнение 7 (рис. 3) «Теперь покатаемся на лыжах, как это делает Буратино,— предлагает воспитатель. — Делайте большие скользящие шаги и маховые движения руками, как будто мы катаемся на лыжах». Надо следить за тем, чтобы дети не делали резких выпадов и чтобы шаг был плавным, скользящим; темп движений средний. Через 15—20 шагов можно и «с горки спускаться»: взмахнуть обеими руками, присесть, наклоняясь слегка вперед и опуская маховым движением руки вниз и назад. Общая продолжительность упражнения 30—60 с.
Мы идем сейчас на лыжах
То быстрее, то потише,
Мы поедем все с горы —
Много нашей детворы.
Упражнение 8 (рис. 4) «А теперь, ребята, поможем Мальвине размести дорожки от снега. Взмахнем вправо обеими руками, затем влево». Дети ходят, делая маховые движения одновременно обеими руками перед собой вправо и влево, с поворотом туловища в ту же сторону (кисти слегка сжаты в кулаки). Продолжительность упражнения 10—20 с.
Упражнение 9 (рис. 5) Дети стоят, ступни параллельны, слегка расставлены. Мороз становится сильнее — «согреемся». Воспитатель командует: «Разведите руки широко в стороны, ладонями вперед и крепко, как Чиполлино, обхватите себя руками за плечи, при этом скажите: «Уххх. » (Надо следить за тем, чтобы ребенок обхватывал грудную клетку при выдохе, попеременно кладя сверху то правую, то левую руку.) Повторить 4—6 раз.
Обхвачу себя руками
Очень крепко, очень сильно.
И потопаю ногами.
Комплекс упражнений утренней зарядки № 3.
Воспитатель дает команду построиться, повернуться к нему лицом и стать друг от друга на расстоянии разведенных рук. Дети повторяют за воспитателем слова и движения:
Все поднимают руки, сжатые в кулаки наподобие горна. Поворачивая голову вправо и влево, трубят 2—4 раза.
«По порядку стройся в ряд!»
Проверяют равнение, разводят в стороны руки.
«На зарядку все подряд!»
Хлопают перед собой в ладоши, шагают на месте 2—5 мин.
«Мы растем смелыми,
На солнце загорелыми»
Приседают на одно колено, поднимаются с колен 2— Зраза.
«Ноги наши быстрые,
Поднимают поочередно ноги.
Метки наши выстрелы»
Повороты туловища влево, вправо с движениями рук —имитация стрельбы из винтовки 8—10 раз.
Крепки наши мускулы
Щупают правый и левый бицепсы
И глаза нетусклые».
Смотрят в «бинокль», поднося кисти к глазам, поворачивая голову вправо, влево.
«По порядку стройся в ряд
На зарядку все подряд!»
Шагают на месте, поворачиваясь, становятся в затылок друг другу и уходят.
Комплекс упражнений утренней зарядки № 4.
Комплекс упражнений игрового характера
Упражнение 1. Дети принимают правильную осанку и идут простым шагом с изменением темпа движения 20—30 секунд, повторяя за воспитателем:
В путь пойдем мы спозаранку,
Не забудем про осанку.
Упражнение 2. Дети встают в круг и в такт стихам дуют на облака; машут на них руками — «прогоняют» их. Затем изображают дождик: поднимают обе руки вверх, потом, расслабив мышцы рук, «бросают» одну руку до уровня плеча, затем до пояса и вниз, потом другую руку —так же. Дыхание произвольное.
Мы так умеем тоже,
Мы разгоним облака
Ветру мы поможем.
Упражнение 3. Дети стоят. Ноги на ширине плеч, руки прямые. Хлопки в ладоши перед собой, над головой и с поворотом туловища — справа и слева. Повторить 4—6 раз с произношением при хлопке «хлоп-хлоп».
А то сядет на лоб.
Слева хлопнем комара.
Справа хлопнем комара.
Упражнение 4. Исходное положение — стоя. Воспитатель внятно читает стихи, а дети делают упражнения: поднимают руки вверх (вдох), затем согнув их в локтях, кисти сжав в кулаки, с силой опускает вниз (выдох). Повторить 3—4 раза.
Вот веселый трубочист,
Он трубы чистит, чистит.
Руки ходят вверх и вниз
И крепко сжаты кисти.
Упражнение 5. Ходьба простым шагом под ритмичные стихи. Затем, взяв друг друга за руки, дети переходят на бег с постепенным замедлением. Воспитатель регулирует темп ходьбы и бега. Ходьба с высоким подниманием колен, носок оттянут, руки на поясе. Продолжительность 10—20 с.
Что там? Змейка! Вьется, вьется.
Эй, кто с нами не смеется?
Это ручеек петляет.
Тот, что зародился в мае?
Так ребята друг за другом
Мчатся, мчатся, мчатся кругом.
И петлею и змеею.
Кружат и не падают
И друг друга радуют.
Упражнение 6. Ходьба простым шагом с постепенным замедлением темпа. Инструктор лечебной физкультуры контролирует правильность принятой детьми осанки. Дыхательное упражнение со звуковым выдохом «Ш-ш. ш» (3—6 раз). Продолжительность 30 с.
Источник