Таблица в помощь воспитателям,как работать с детьми с ОВЗ
консультация на тему
Инклюзия. как работать с такими детьми?Надеюсь,эта таблица поможет моим коллегам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tablitsa_1.doc | 225.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Вид психичес-кого дизон- тогенеза
Группа детей с ОВЗ (пробле-мами пси- хического развития)
Структура дефекта. Ядерные признаки
Сходство с каким-либо состоянием
Формы психолого- педагоги-ческого воздей-ствия
( состояние нарушения интеллекта )
Олигофрения ( Психическое недоразвитие)
Принатальные факторы : а) Патогенные действя на плод.
б) : Наследственные заболевания.
1 ) Ранние сроки поражения.
2 )Диффузный (тотальный характер).
3 ) Непрогредиентный (стабильный) характер умственной недостаточности. 4 )Иерархичность — недостаточность развития познавательных функций проявляются меньше, чем недоразвитие мышлений
- 5 ) Тугоподвижность мыслительных процессов. Неспособность к абстрактному мышлению-
- проявляется во всех сферах нервно-псих-ой деятельности
-Глубокая степень снижения слуха
- 1 ) Формирование непосредственного эмоционального общения.
- 2 ) Вызывать положительное эмоциональное отношение к игрушкам, показ игровых действий.
- 3) Отождествлять игрушки с предметами, тем самым вовлекать в игру, что формирует социальн активность.
- 4) Выработка умений подражать взросл
- 5) Побуждение к речевой активности, развитие речи.
- 6) Развитие моторики (мелкой, крупной).
- 7) Варьирование заданий ( чередование заданий умственных и физических).
8 )Индивидуальный подход
Деменция (поврежденное психическое развитие)
Резидуальная органическая деменция : травмы, менингит, энцефалит.
3 )Поражение онтогенестически более молодых образований.
4 ) Поздние сроки поражения головного мозга.
5 )Более выраженное нарушение предпосылок интеллектуальной деятельности.
6 )Несоответствие между глубиной личностных расстройств и степенью интеллектуальной недостаточности.
7 )Процессы обобщения и абстрагирования могут оставаться сохранными.
8 )Наряду с динамикой будет и утрата.
9 ) Несоответствие между запасом знаний и возможностью их реализовать
-Глубокая степень снижения слуха
1) Увеличение времени отдыха и времени сна.
2) Соблюдение строгого режима дня как в ОУ, так и дома.
3) Предъявление четкой системы требований к ребенку.
1) Строгий режим (сон, отдых) как в ОУ, таки и дома.
2) Четкая организация работы на занятиях.
3) Ограничение физических нагрузок.
4) Не выделение таких детей среди сверстников .
Прогредиентная органическая деменция : гидроцефалия, эпилепсия, шизофрения, нейросифилис, ревматизм НС
1)Слабовыраженные органические поражения мозга (получены в позднем внутриутробном развитии, раннем возрасте)
2) Инфекции ослабляющие ЦНС
3) Органическая недостаточность НС генетического происхождения
5) Длительные неблагоприятные условия воспитания
Классификация по этиологическому признаку Лебединской К.С.:
1)ЗПР конституционального характера (гармонический инфантилизм)
2)ЗПР соматогенного происхождения
3)ЗПР психогенного происхождения
4)ЗПР церебрально-органического происхождения
1)эмоционально-волевая сфера находится на ранней стадии развития (нарушение эмоционально-волевой и познавательной сферы)
2) незрелость мотивационной сферы
3) эмоциональная мотивация поведения
4) непроизвольность всех психических процессов
5) множественные микропарциальные поражения коры и подкорковых структур головного мозга
6) запаздывание формирования статических функций
7) не сформирована интегративная деятельность мозга
-Глубокая степень снижения слуха
1) Создание климата «психологической поддержки» со стороны взрослых и детей.
2) Определение рационального учебного места реб. на занятиях.
3) Индивидуальное планирование предметно-практической учебной дея-ти реб. ( степень его участия в задании, объем выполняемой работы).
4) Планирование оказываемой помощи.
5) Инд. подход на занятиях, проведение дополнительных занятий с ребенком.
6) Развитие всех сторон речи и речевого общения
7) Постоянная связь с родителями ребенка.
По У.В. Ульенковой:
1) Создание доброжелательной атмосферы
2) Обеспечение близкой и понятной мотивации деятельности
3) Использование игровых приемов, моментов созревания
4) Постепенное усложнение заданий.
1) Отрицательное влияние среды
2) Недостатки воспитания
1) Отсутствие произвольности психических процессов (внимание, память)
2) Преобладание наглядно-действенного мышления над образным
3) Бедность словарного запаса, низкий уровень раз речи реб.
4) отсутствие навыков контрольно-оценочной дея-ти, слабость волевого усилия
5) Безответственность за совершённые действия.
1) комплексный и системный подход к диагностике, профилактике и коррекции.
2) учет возрастных и индивидуально-личностных особенностей ребенка и специфики социально-педагогической ситуации развития ребенка.
3) профессиональная компетентность и разделение функций.
4) опора на положительное в личности ребенка и ориентация на гармонизацию ее развития.
5) единство и взаимодополняемость психологических и педагогических методов.
6) дифференцированный подход.
Дети с нарушением слуха
1) врожденные – приобретенные
2) Временные (кондуктивная тугоухость) – постоянная глухота
1) установление тяжести дефекта.
2) правильность выбора компенсаторных средств.
3) использование в соответствии с возрастом ребёнка методов и приемов коррекционно-педагогической работы.
4) ранняя корректировка всей познавательной деятельности:
— полноценные контакты с окр. миром через развитие всех видов восприятия;
— формирование предметной дея-ти;
— создание обобщенных представлений о роли вспомогательных ср-в в практической дея-ти чел-ка;
— подведение детей к обобщению собственного опыта действий с предметами-орудиями;
— создание направленности не т.на результат, но и на условия выполнения заданий;
— формирование ориентировочной деятельности
— соблюдение строго режима, правильных психофизических и повышенных физических нагрузок
— доп. занятия с сурдопедагогом
Дети с нарушением зрения
-заболевания, воздействующие на плод (токсоплазмоз).
-заболевания, возникшие в результате врожденных доброкачественных опухолей мозга.
— Абсолютная (тотальная) слепота
1) создание ребенку атмосферы максимального психологического благополучия.
2) правильное определение рабочего места ребенка.
3) контроль за использованием ребенком индивидуальных средств коррекции.
4) обеспечение полноценного адекватного правильного восприятия речи, объяснение значения каждого слова.
5) соблюдение правильного режима учебных (психо-физических) нагрузок.
6) наличие специальных дидактических пособий.
7) знакомство заранее с предстоящими событиями.
8) сотрудничество с семьей
Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
ДЦП ( по Семёновой К.А.):
Пренатальные факторы (органические поражения Ц.Н.С. в результате внутриутробных инфекций, интоксикации, несовместимости крови, асфиксии, внутриутробных кровоизлияний, недоношенности плода. 30%)
Постнатальные: в течении 1 года жизни и как правило в результате нейроинфекции.
Не является наследственным заболеванием.
2) Расстройства координации
Нарушены все важнейшие двигательные функции организма; нарушение произвольных движений; нарушена интегративная деятельность мозга.
1) подготовка группы детей к приходу такого ребенка.(игровой прием — объяснить на кукле, найти положительные стороны).
2) подбор наиболее удобной для ребенка позы на время занятий, игры, сна.
3) формирование представлений о движении через ощущение движений.
4) организовывание и проведение необходимых физпауз.
5) развитие практической деятельности и мелкой моторики.
6) тесная взаимосвязь с родителями.
7) проведение спец. упражнений на занятиях по физкультуре.
8) создание эмоционального комфорта, удобства нахождения в детском саду.
9) взаимосвязь со специалистами (дефектологи, логопеды, психологи, ЛФК, массаж).
Дети с речевыми нарушениями
Наиболее глубокие нарушения в 4нед-4мес внутриутробного развития, токсикоз, вирусные, эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус-фактору, наследственные факторы
Натальные: родовая травма и асфиксия во время родов Постнатальные: инфекционно-вирусные заболевания, менинго-энцефалиты , неблагоприятные социально-бытовые условия
1) Нарушение фонационного (голосообразующего) оформления произносительной стороны речи (дисфиния, брадилалия, тахилалия, заикание, дислалия, ринолалия, дизартрия)
2) Структурно-семантическое системное нарушение речи (алалия, афазия, дислексия, дисграфия)
1) своевременное выявление нарушений в речевом развитии.
2) выявление задержки речевого развития в возрасте 3-4 лет.
3) выявление нарушений не только звукопроизношения, но и любых нарушений интонационного характера.
4) выявление физиологических запинок или спотыканий, которые могут способствовать заиканию.
5) разграничение нарушений речевого развития и физиологических (возрастных) нарушений.
6) следить за своевременным проведением диспансеризаций.
7) взаимосвязь с родителями.
8) непосредственное участие в комплексной работе по устранению недостатков речи.
9) развитие двигательной сферы ребенка.
10) взаимосвязь со специалистами.
Искаженное психическое развитие
РДА (ранний детский аутизм)
1) Врожденные аномалии конституции, поражения, нарушения ЦНС в пренатальный и натальный период
2) Неприятие матерью ребенка
3)Начальный период психических заболеваний
4)Следствие особой патологии, в основе которой недостаточность ЦНС
1) Отрешенность от мира
2) Пассивность и сверхранимость контактов со средой в целом
3)Нарушение адекватной эмоциональной связи с людьми (не смотрям в глаза, не отделяют живое от неживого)
— установление контакта со взрослыми;
-смягчение общего фона сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги и страха;
-стимуляция психической активности, направленной на взаимодействие со взрослыми и сверстниками;
-формирование целенаправленного поведения;
-преодоление отрицательных форм поведения: агрессии, негативизма, расторможенности влечений.
— формирование активного взаимодействия с педагогом;
— пропедевтика обучения (коррекция специфического недоразвития, восприятия, моторики, внимания, речи, формирования навыков ИЗО).
3)Работа с семьей:
-психотерапия членов семьи;
— ознакомление родителей с рядом психических особенностей ребенка, организация его режима, привитие навыков самообслуживания, подготовки к школе.
4) Медикаментозная коррекция.
6) Расписание (наглядная систем действий)
1) социальная изоляция
3) Недостаток взаимодействия между реб и матерью
4) Искажение связи
5) Прерывание связи
6)Сепарационные реакции (анаклитическая депрессия, госпитализм)
1) задержка реч развития
2) депрессивные проявления
3) задержка интеллектуального развития
4) изменения в личности
1) Стимулы разной модальности (слуховые, зрительные, тактильные)
2) Создание условий для усвоения различных навыков.
Дисгармоничес-кое психическое развитие
(по Кербикову О.В.)
— патология внутреннего развития: болезнь матери, родовая травма.
— органические повреждения подкорковых систем головного мозга в период внутриутробного развития или в перинатальный период.
— дефекты воспитания в раннем возрасте
— задержки развития на ранних этапах онтогенеза.
— выраженность психологических свойств до степени разрушения адаптации.
— тотальность нарушений, т.е. присутствие во всех сферах деятельности.
— стабильность псих. нарушений т.е. их малая обратимость.
— наличие совокупности личностных поведенческих эмоциональных невротических расстройств.
— тенденция к однотипному способу личностного реагирования
Эпилептоидная психопатия: опора на положительные качества, включение во все виды деятельности, оказание помощи, при проявлении упреключение на другие виды деятельности, индивидуальное обучение и план работы.
Шизоидная психопатия : Развитие моторных навыков,специальные занятия по развитию движений, воспитание потребности общаься с детьми.
Органические (подлинные) психопатии: строго организованный режим с четкими требованиями, спокойный ровный тон общения, настойчивое приучение к тщательному выполнению задания, организация коллективных работ направленных на формирование правильного поведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
7 страниц, краткое содержание:Сведения которые должен собрать воспитатель /Социальный анамнез семьи/Рекомендуемые методы для знакомства с родителями.Формы семейных отношенийОпределение микроклимата в .
Пособие предназначено для воспитателей в помощь при работе с родителями, для разработки индивидуальных консультаций для родителей. Содержит практический материал.
Работа с детьми направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений.
Важной формой осуществления контакта с родителями является индивидуальная работа, а условием — соблюдение педагогического такта и гибкости.
Тетрадь посещаемости, работа с родителями, коктейль, учет бактерицидной лампы, антопометрия, оплата за детский сад.
Памятка в помощь воспитателю для работы с родителями.
Представление опыта работы «Взаимодействия воспитателя комбинированной группы и учителя — логопеда» на городском методическом объединении воспитателей групп комбинированной направлен.
Источник
Специальные условия для детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ
специалист в области арт-терапии
Специальные условия для детей с ограниченными возможностями здоровья в МБДОЙ№21 «Золотой ключик».
Дети с нарушениями зрения
Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата
дети с нарушениями речи (общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие);
· дети с задержкой психического развития (конституциональной, соматогенной, психогенной);
· дети с нарушенными формами поведения органического генеза (гиперактивность, синдром дефицита внимания);
Для организации и проведения развивающих мероприятий необходимо знать некоторые особенности дидактического материала. При подборе материала для детей с нарушениями зрения надо учитывать его размеры, контрастность цветов; для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата подбирать выраженную, легко ощутимую тактильную поверхность.
В соответствии с возможностями детей с ОВЗ педагоги определят методы обучения и технологии. При планировании работы используются наиболее доступные методы: наглядные, практические, словесные. Вопрос о рациональном выборе системы методов и отдельных методических приемов, технологий решается педагогом в каждом конкретном случае.
В тех случаях, когда программа не может быть освоена из-за тяжести физических, психических нарушений, проектируются индивидуальные коррекционные программы, направленные на социализацию воспитанников и способствующие нормализации эмоционального поведения, формированию навыков самообслуживания, игровых действий, предметной деятельности.
«Под специальными условиями получения образования детьми с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя использование адаптированных образовательных программ (в том числе, программ коррекционной работы, индивидуальных специальных программ); специальных методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, компьютерные средства с включением специального оборудования, представление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных и коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ
Специальные методы обучения и воспитания
сопровождение детей с ОВЗ специалистами, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.
Специальные дидактические материалы
Дети с нарушением зрения
В ДОУ имеется дидактический материал и учебные пособия для проведения образовательной деятельности с детьми, имеющими нарушения зрения.
Специальные технические средства индивидуально или коллективного пользования
Специальных технических средств обучения детей с ограниченными возможностями здоровья нет.
Специальных технических средств обучения детей с ограниченными возможностями здоровья нет.
Услуги ассистента, тьютора
– необходимую помощь воспитанникам в МБДОУ оказывают воспитатели, специалисты и помощники воспитателя, работающие на группе компенсирующей направленности. Помощнику воспитателя данных возрастных групп включена трудовая функция по оказанию услуг «ассистента».
В работе педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда , используются специальные учебные пособия и дидактические материалы, обеспечивающие все направления коррекционно-развивающего обучения. Имеется систематизированный дидактический материала, подобранный с учетом комплексно-тематического планирования.
В МБДОУ используются специально технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования. В МБДОУ активно применяются информационно-коммуникационные технологии образования. В групповых помещения, музыкальном зале установлено современное mimio оборудование, в кабинете учителя-логопеда — интерактивный mimio стол, имеются ноутбуки для педагогов. Более подробная информация размещена в разделе официального сайта «Материально-техническое обепечение и оснащенность образовательного процесса.
Индивидуальные и/или групповые коррекционные занятия
под руководством психолога в дошкольном учреждении разрабатываются индивидуальные карты развития определенного содержания.
Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов ДОУ (педагога-психолога, учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре) в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями следующая:
организует взаимодействие педагогов;
разрабатывает коррекционные программы индивидуального развития ребенка;
проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми;
организует специальную коррекционную работу с детьми, входящими в группу риска;
повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада;
проводит консультативную работу с родителями.
диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи;
составляет индивидуальные планы развития;
проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь), подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов);
консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы;
Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;
Учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подбор материала для занятий;
Использует на занятиях элементы музыкотерапии и др.
Инструктор по физической культуре:
Осуществляет укрепление здоровья детей;
Совершенствует психомоторные способности дошкольников.
проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей;
воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;
организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда);
применяет здоровьесберегающих технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;
консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.
проводит лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия;
осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных осмотров, за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических норм.
В процессе образовательной деятельности в детском саду гибко сочетается индивидуальный и дифференцированный подходы, что способствует активному участию детей в жизни коллектива.
Архитектурная доступность помещений дошкольной образовательной организации
обеспечена доступность входной группы: установлен пандус, построено новое крыльцо, имеющее навес, заменена входная дверь, соответствующая требованиям, установлена кнопка вызова персонала и электрический доводчик, приобретена вывеска детского сада с использованием шрифта Брайля;
— обеспечена доступность помещений коридора первого этажа: расширены дверные проемы, заменено покрытие пола – на нескользящую керамическую плитку, установлена бегущая строка;
— обеспечена доступность помещений раздевалки групповой, помещений групповой: выровнен пол, заменено покрытие пола, увеличены дверные проемы, заменены двери;
— обеспечена доступность помещений детской туалетной комнаты: выровнен пол, заменено его покрытие, расширено пространство комнаты за счет демонтажа перегородки, расширены дверные проемы и установлены новые двери, отремонтировано покрытие стен, установлены умывальные раковины и детский унитаз со специальными поручнями ;
Источник
➤ Adblockdetector