ГДЗ Параграф 7.4. Здоровый образ жизни как необходимое условие для сохранения и укрепления здоровья человека и общества ОБЖ 8 класс учебник Смирнов, Хренников ФГО
ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ
Что следует понимать под здоровым образом жизни?
Здоровый образ жизни – это индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая ему физическое, духовное и социальное благополучие в реальной окружающей среде, а также снижение отрицательного влияния на жизнь и здоровье последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций.
Почему здоровый образ жизни следует считать индивидуальной системой поведения человека?
Каждый человек индивидуален и неповторим. Человек индивидуален по своим наследственным качествам, по своим стремлениям и возможностям. Значит, система его жизненных установок и реализация замыслов носит индивидуальный характер. Все могут не курить, но многие курят. Все могут заниматься спортом, но занимаются им сравнительно немногие.
Какие факторы оказывают положительное влияние на состояние здоровья?
Факторы, оказывающие положительное влияние на здоровье человека:
- Соблюдение режима дня ;
- Рациональное питание ;
- Закаливание ;
- Занятия физической культурой и спортом;
- Хорошие взаимоотношения с окружающими людьми.
Какие факторы оказывают отрицательное влияние на состояние здоровья?
Факторы, оказывающие отрицательное влияние на здоровье человека:
- Курение ;
- Употребление алкоголя, наркотиков ;
- Эмоциональная и психическая напряжённость при общении с окружающими;
- Неблагополучная экологическая обстановка в местах проживания.
Какие жизненные привычки могут способствовать сохранению и укреплению здоровья?
Ежедневные привычные действия, большую часть из которых человек выполняет механически, не задумываясь, составляют образ жизни. Как правило, осознание своих неправильных привычек происходит после того, как эти самые привычки приводят к конкретной проблеме — со здоровьем или в быту. Простые правила питания и здорового образа жизни несложно ввести в своё повседневное расписание — высыпаться, есть поменьше сладостей и мучных изделий, ежедневно делать лёгкую гимнастику, исключить курение, довести до минимума алкоголь. Достаточно придерживаться здорового образа жизни пару недель, и полезные привычки дойдут до автоматизма, а чувствовать вы себя будете значительно лучше.
Источник
10 привычек, которые помогут сохранить здоровье на долгие годы
Все мы люди, разумеется, хотим прожить долгую, здоровую и счастливую жизнь. Но о состоянии здоровья начинаем задумываться только тогда, когда появляются определенные проблемы. Давайте не будем откладывать на неопределенное время заботу о своем здоровье, а выработаем привычки, которые помогут оставаться здоровым до глубокой старости.
1. Отказ от пагубных привычек
Одним из главных залогов долгой и здоровой жизни является отказ от курения и употребления алкоголя. Чем раньше вы это сделаете, тем радужнее будет прогноз вашего будущего.
2. Осознанное чистое питание
Что такое осознанное чистое питание? Это отсутствие в рационе вредной пищи, а также продуктов, содержащих нитраты и консерванты. О пользе и вреде молочных и мясных продуктов также будет не лишним узнать. Чем больше делается уклон в сторону растительной пищи, тем здоровее будет организм.
3. Правильный режим сна
Не секрет, что полноценный восьмичасовой сон – это одна из главных составляющих жизни каждого человека. Соблюдение режима сна, несомненно, приносит свои плоды в виде хорошего самочувствия и крепкого здоровья человека в целом.
4. Употребление чистой воды
Отличным очистительным средством для организма является обыкновенная питьевая вода. Если у вас нет проблем с почками, то регулярное употребление чистой воды в количестве 1-2 литра (в зависимости от веса) поможет вашим внутренним органам продлить свою «службу».
5. Включение в рацион фиников
Финики, как известно, являются одними из наиболее высокоэнергетических продуктов. Кроме того, что они содержат в себе огромнейшее количество важных для жизни витаминов и микроэлементов, они еще и способствуют хорошей работе сердца, желудка и кишечника. С осторожностью их стоит принимать лишь обладателям сахарного диабета.
6. Избегание солнечных лучей
Кроме придания красивого бронзового загара, солнечные лучи обладают еще и отрицательными сторонами. Известно, что частое пребывание под палящим солнцем способно быстрее состарить кожу и добавить букет малоприятных заболеваний организму.
7. Занятия йогой
Начать заниматься спортом, если никогда прежде им не занимался не так-то просто. Но есть замечательная альтернатива спорту – йога, которая не столько помогает обзавестись подтянутым телом с грудой мышц, как наполняет человека энергией и позволяет избавиться от стрессов и лишних переживаний.
8. Отказ от просмотра телевизора
Мало кто догадывается, что «пища для ума», которую мы получаем из средств массовой информации, здорово пошатывает нервную систему. Телешоу, телепередачи и фильмы, основанные на реальных событиях, наполняют человека ненужной информацией, для переваривания которой расходуется масса энергии.
9. Общение с приятными людьми
Когда человек проводит время в компании малоприятных ему людей, он бессознательно отдает им свою энергию, которую можно было направить в полезное и доставляющее ему удовольствие русло. Если сократить общение с людьми-раздражителями до минимума, то это поможет сохранить здоровье на долгие годы.
10. Проведение времени на свежем воздухе
Не секрет, что времяпровождение на свежем воздухе наполняет энергией и в целом благоприятно отражается на настроении и состоянии здоровья. Регулярные утренние прогулки (особенно босиком) по лесу или в парковой зоне улучшают работу сердца и сосудов, а так же стимулируют работу мозга и улучшают память.
Меняйте старые пагубные привычки на новые полезные и со временем вы заметите, как кардинально изменится ваша жизнь.
Поделитесь постом с друзьями!
Источник
Проанализируйте свой образ жизни, свои привычки и заполните таблицу. Привычки, улучшающие и сохраняющие здоровье — Привычки,
Мои привычки, которые помогают сохранить и улучшить здоровье:
- зарядка по утрам, иногда пробежка по стадиону;
- занятие в тренажерном зале;
- плавание;
- еженедельные прогулки по паркам и красивым местам города;
- посещение театра;
- ежегодный профилактический осмотр у врача.
К сожалению, есть и привычки, которые ухудшают мое здоровье:
- чрезмерное увлечение компьютерными играми;
- пропуск утреннего завтрака;
- нежелание иногда вечером чистить зубы;
- переписка до поздней ночи в социальных сетях со своими друзьями.
Друзья, вы часто спрашиваете, поэтому напоминаем! 😉
Авиабилеты — сравнить цены от всех авиакомпаний и агентств можно тут!
Отели — не забываем проверять цены от всех сайтов бронирования! Не переплачивайте. Это тут!
Аренда авто — тоже агрегация цен от всех прокатчиков, все в одном месте, идем сюда!
Источник
Презентация к уроку ОБЖ «Общие понятия о здоровье как основной ценности человека»
специалист в области арт-терапии
Описание презентации по отдельным слайдам:
Общие понятия о здоровье как основной ценности человека
Здоровье — непременное условие счастья человека, оно является делом и заботой каждого. Здоровье — состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни.
Составляющие здоровья: Физическое: наследственность, движение, рациональное питание, закаливание, смена деятельности; Психическое: память, восприятие, воображение, мышление, внимание; Социальное: адаптация в разнообразных средах; Духовное: мораль, нравственность, познание, ориентация.
В настоящее время существует целый ряд определений здоровья, которые содержат пять критериев: 1 Отсутствие болезни 2 Нормальное функционирование организма в системе «Человек-ОС» 3 Способность приспосабливаться к условиям в ОС 4 Физическое, духовное, умственное и социальное благополучие 5 Способность к выполнению основных социальных функций
В обобщенном виде выделяют три блока показателей, которые характеризуют уровень здоровья.
Первые два блока определяют только качественную сторону состояния здоровья, т.е. состояние организма без нагрузки. Третий блок – это «Количество здоровья», которое измеряется предельными возможностями организма переносить внешние нагрузки без изменения состояния, т.е. без остаточных последствий.
Объективные показатели: Температура тела Кровяное давление Частота пульса Процент содержания гемоглобина Количество лейкоцитов в крови Процент сахара в крови и т.д.
Субъективные показатели: Самочувствие Настроение Аппетит Сон Работоспособность Внимание
Количественные показатели: Это предельные возможности организма переносить внешние нагрузки (физические, умственные, голод, холод, стресс и др.) без изменений состояния, без остаточных последствий.
Обобщая все вышесказанное, приведем определение здоровья, которое дано в уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ): «Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Никакие органы здравоохранения, никакие лечебные мероприятия не могут повысить уровень здоровья человека, если для этого нет его желания и собственной воли использовать предлагаемые оздоровительные мероприятия. Эффект этих мероприятий значительно повышается, если человек верит в их пользу.
Высшая ценность – здоровье!
Привычки, способствующие сохранению и укреплению здоровья: – соблюдать режим двигательной активности; – соблюдать гигиену и правила питания; – соблюдать режим труда и отдыха; – быть оптимистом, двигаясь по пути укрепления здоровья; – ставить перед собой достижимые цели, не преувеличивать неудачи; – радоваться успехам, так как успех порождает успех. – четко формулировать цель жизни и обладать психологической устойчивостью; – стремиться быть хозяином своей жизни; – ежедневно получать от жизни хотя бы маленькие радости; – развить в себе чувство самоуважения, осознание того, что вы не зря живете, что все задачи, стоящие перед вами, вы в состоянии решить и знаете, как это сделать!
Заполните таблицу «Привычки, способствующие укреплению здоровья». Здоровье Физическое Социальное Духовное Признаки Примеры
Номер материала: ДБ-380776
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Низкие способности к самостоятельному выполнению заданий приводят к трудностям в обучении
Время чтения: 3 минуты
Минздрав разрешит исследования «Спутника V» на детях с 12 лет
Время чтения: 1 минута
В России создадут «белый интернет» для школьников
Время чтения: 1 минута
Ученые сделали мармеладки в форме белков, чтобы помочь слепым детям изучать химию
Время чтения: 2 минуты
Каждый третий школьник отстает в учебе
Время чтения: 3 минуты
Минпросвещения готовит программу модернизации педагогических вузов
Время чтения: 1 минута
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Методическая разработка по ОБЖ на тему: «Здоровье и здоровый образ жизни. Факторы, способствующие укреплению здоровья»
специалист в области арт-терапии
Министерство здравоохранения московской области
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Московской области
«Московский областной медицинский колледж № 2»
(ГБПОУ МО «Московский областной медицинский колледж № 2»)
к теоретическому занятию
«Здоровье и здоровый образ жизни. Факторы, способствующие укреплению здоровья»
по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности»
34.02.01 Сестринское дело
Климов Андрей Викторович
1. Пояснительная записка
2. Методический блок
3. Информационный блок
4. Контролирующий блок
5. Список использованных источников
Жизнедеятельность человека осуществляется в сложной и перегруженной техническими средствами среде его обитания, насыщенной многочисленными вредными факторами, представляющими серьезную потенциальную или реальную опасность для здоровья и жизни людей. Совокупность опасностей определяется конкретным качественным состоянием окружающей среды человека, характером и интенсивностью реализуемой в ее пространстве разнообразной производственной, хозяйственной и иной деятельностью. Становится совершенно очевидным, что необходимо искать более эффективные пути гармоничного развития общества и кардинально изменять потребительскую психологию.
В современных условиях глобализации и развития мировой экономики, усложнения, интенсификации и увеличения напряженности профессиональной деятельности специалистов существенно возрастает значение состояния здоровья работающих, поддержание необходимого уровня психофизиологического потенциала их организма.
Постоянное внимание к сохранению и укреплению здоровья и сознательная ориентация на здоровый образ жизни должны стать важнейшими показателями для медицинских работников среднего звена.
Повседневная деятельность, поведение и стремления медицинского специалиста нового века должны быть направлены на создание гуманистического и рационально обустроенного общества на основе гармоничного духовного и физического совершенствования личности в процессе позитивного преобразования мира.
Цель изучения данной темы — сформировать у обучающихся представление о здоровом образе жизни как о средстве обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности. Подготовить медицинского работника, владеющего определенной системой знаний, умений, взглядов и убеждений, необходимых для участия в разработке и реализации вопросов, направленных на предупреждение заболеваний и укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни населения.
Студентам нужно продемонстрировать зависимость состояния здоровья от факторов, характеризующих образ жизни: занятий физической культурой, наличие вредных привычек, режима труда и отдыха, психологического микроклимата в семье, на рабочих местах.
На занятии используются современные информационные технологии (демонстрация мультимедийных материалов), направленных на активизацию внимания обучающихся, повышения мотивации к активному участию в учебном процессе.
В целях эффективного контроля знаний применяются фронтальный опрос и тестовые задания, решаются проблемные задачи.
Данная методическая разработка предназначена для преподавателей и самоподготовки студентов при проведении теоретического занятия по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» в учебном кабинете профессиональной образовательной организации.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ
наименование дисциплины — Основы безопасности жизнедеятельности
наименование темы — Здоровье и здоровый образ жизни. Факторы, способствующие укреплению здоровья
междисциплинарные и межмодульные связи — биология, физика, химия, физическая культура, анатомия, гигиена и экология человека
Образовательная: дать обучающимся знания, необходимые для решения некоторых вопросов населения, возникающих в современном мире
Развивающая: развитие у обучающихся мыслительных способностей, речи, умение использовать знания, полученные ранее, сопоставлять их, делать выводы, развитие умения работать в команде, навыков самостоятельной работы, формирование элементов профессиональных компетенций (указаны ниже)
Воспитательная: формирование мотивации к обучению на данной специальности, профессионального интереса к изучению данной дисциплины, привитие обучающимся элементов субординации, чувства ответственности за принятое решение и свою работу; развитие общих компетенций
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
вид занятия — теоретическое занятие
место проведения — кабинет ОБЖ
время проведения — 90 минут
наглядные пособия — таблицы, презентации
технические средства обучения — мультимедийный видеопроектор, мультимедийная доска, персональный компьютер с программным обеспечением
перечень раздаточного материала — тестовые задания
виды универсальных учебных действий:
УУД 1. Развивать личностные, в т.ч. числе духовные качества, обеспечивающие защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз
УУД 7. Формировать установку на здоровый образ жизни
УУД 8. Развивать необходимые физические качества: выносливость, сила, ловкость, гибкость, скоростные качества, достаточные для того, чтобы выдержать необходимые умственные и физические нагрузки.
УУД 9. Формировать потребность соблюдать нормы ЗОЖ, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности
УУД 10. Исключить из своей жизни вредные привычки
УУД 11. Воспитывать ответственное отношение к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью, как к индивидуальной и общественной ценности
в результате освоения данной темы студент должен уметь: оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья;
в результате освоения данной темы студент должен знать: основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности;
Задания для самостоятельной работы — подготовить ответы на вопросы:
1. Основные составляющие здорового образа жизни
2. Роль режима в обеспечении здорового образа жизни
3. Что такое биологические ритмы
4. От чего зависит работоспособность человека
5. Роль физической культуры в обеспечении здорового образа жизни
6. Основные принципы рационального питания
7. Что такое наследственность
8. Влияние состояния окружающей среды на здоровье человека
ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ
Приветствие обучающихся. Контроль посещаемости занятия, соответствия внешнего вида обучающихся правилам внутреннего распорядка колледжа, наличия учебных пособий . З аполнение ж урнала учебных занятий
Приветствие преподавателя, отчет старосты группы об отсутствующих и причинах отсутствия, подготовка рабочего места .
Знакомит с формулировкой темы занятия, целями и планируемыми результатами; конкретизирует важность изучения темы;
Записывают тему и цели занятия, задают вопросы по уточнению темы занятия.
Повторение изученного материала
Фронтальный устный опрос, тестовые задания
Повторение основных моментов преды дущего занятия , инструкция и контроль по выполнению тестовых заданий, оценивает ответы в соответствии с эталоном
В ыполняют тестовые задания, сами проверяют и оценивают
Изучение нового материала
Объясняет новый материал с и спользованием обратной связи с аудиторией (уточняющие вопросы)
Конспектирование материала, обсуждение.
Закрепление нового материала
Фронтальный устный опрос
Задает вопросы, оценивает в соответствии с эталоном
Отвечают на поставленные вопросы
Изучение нового материала
Объясняет новый материал с использованием обратной связи с аудиторией (уточняющие вопросы
Конспектирование материала, обсуждение.
Закрепление нового материала
Метод «малых групп»
Инструктирует по выполнению заданий, выдает задания группам — тестовые задания, оценивает соответствие решения эталону.
Обсуждают задание в малых группах (4 человека), формулируют общее решение
Рефлексия Подведение итогов
Помогает обобщить результаты занятия, Оценивание работы обучающихся, Озвучивание домашнего задания и самостоятельной работы обучающихся.
Отвечают на вопросы, задают вопросы преподавателю, проводят самооценку достижений. Записывают задание для подготовки к следующему занятию; получают рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы.
Гиппократ как-то сказал:
Ваше здоровье – самое ценное, что у вас есть.
На всю жизнь вам дается только один организм
1.Здоровье и здоровый образ жизни
Здоровье — это первая и важнейшая потребность человека, определяющая его способность к труду и обеспечивающая гармоничное развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека.
В Уставе Всемирной организации здравоохранения так и записано, что «здоровье» — это состояние физического, духовного и социального Индивидуальное здоровье каждого из нас зависит от 4-х факторов:
Факторы, влияющие на здоровье
Удельный вес фактора, %
Биологические факторы (наследственность)
Предрасположенность к наследственным заболеваниям
Окружающая среда (природная, техногенная, социальная)
Загрязнения атмосферы, гидросферы и литосферы; резкая смена природно-климатических условий; климатические изменения; электромагнитные и др. излучения
Неэффективность профилактических мероприятий, низкое качество медицинской помощи, несвоевременность её оказания
Индивидуальный образ жизни
Курение, употребление алкоголя, несбалансированное питание, вредные условия труда и проживания, стресс, гиподинамия, плохие материально-бытовые условия, злоупотребление лекарствами, употребление наркотиков, одиночество, непрочность семей, низкий образовательный и культурный уровень, высокий уровень урбанизации
Таким образом, мы видим, что состояние здоровья каждого человека на 90% индивидуально, т.к. зависит от наследственности, факторов окружающей среды и в основном от индивидуального образа жизни, поэтому здоровье и здоровый образ жизни понятия взаимосвязанные.
Образ жизни человека, его поведение и мышление, обеспечивающее охрану и укрепление здоровья называют здоровым образом жизни, т.е. здоровый образ жизни (ЗОЖ) — это рационально организованный, трудовой, активный, основанный на принципах нравственности способ существования, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды и позволяющий до глубокой старости сохранять физическое, психическое и нравственное здоровье.
Физическое здоровье — естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем.
Психическое здоровье — зависит от состояния головного мозга, характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, эмоциональной устойчивостью, развитием волевых качеств.
Нравственное здоровье — определяется моральными принципами, являющимися основой социальной жизни человека. Отличительными признаками данного вида здоровья является прежде всего сознательное отношение к труду, стремление овладеть сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Нравственное здоровье считается высшей мерой человеческих качеств.
Целостность человеческой личности проявляется во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Человек настолько совершенен, что в его силах вернуть здоровье, пока болезнь не запущена окончательно.
2. Факторы, способствующие укреплению здоровья
Рассмотрим более подробно составляющие ЗОЖ:
Перечисляя составляющие ЗОЖ, на первое место можно поставить
Режим — это установленный распорядок жизни человека, который включает в себя труд, питание, отдых и сон.
Правильный режим – это оптимальное распределение в течение суток труда, отдыха, двигательной активности и т.д.
Один из основополагающих принципов режима – строгое его выполнение, недопустимость частых изменений. Эти требования определяются тем, что организм привыкает к определенному режиму, у него вырабатывается система условных рефлексов, облегчающая выполнение тех или иных дел. Всякое нарушение режима приводит к расстройству налаженной системы рефлексов, а это может повлечь за собой негативные изменения в состоянии здоровья.
Второй принцип режима в том, что деятельность должна быть посильной для организма и не превышать предела работоспособности клеток головного мозга, а отдых должен обеспечивать полное их восстановление. Этот принцип определяет содержание режима и суточный бюджет времени. При составлении режима всегда надо помнить, что сон для подростка должен составлять 8-9 часов.
Оптимальный двигательный режим
Физическая активность оказывает положительное влияние на состояние здоровья человека. Двигательная активность, физическая культура и спорт – эффективные средства сохранения и укрепления здоровья, гармоничного развития личности, профилактики заболеваний. Двигательная активность, регулярные занятия физической культурой и спортом – обязательные условия здорового образа жизни.
Систематические тренировки делают мышцы более сильными, а организм приспособленным к условиям внешней среды. У крепкого, закаленного человека увеличивается умственная и физическая работоспособность и сопротивляемость к различным заболеваниям.
Люди, регулярно занимающиеся физкультурой, имеют и другие преимущества перед малоподвижными: они лучше выглядят, здоровее психически, менее подвержены стрессу и напряжению, лучше спят, у них меньше проблем со здоровьем.
Большую роль среди составляющих ЗОЖ отводится закаливанию. Закаливание — это комплекс приемов, которые систематически используют для тренировки устойчивости организма к температурным колебаниям окружающей среды. Закаливание является мощным оздоровительным средством, с его помощью можно избежать многих болезней на долгие годы, сохранить трудоспособность. Особенно закаливание способствует профилактики простудных заболеваний, снижая их число в 2-4 раза, а в отдельных случаях помогают и вовсе избавиться от недомоганий. Закаливание оказывает на организм общеукрепляющее действие, повышает тонус центральной нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ. Начиная закаливание важно помнить, что это систематическое действие, через 2-3 месяца после прекращения закаливающих процедур достигнутый ранее эффект устойчивости организма начинает снижаться.
Самыми распространенными формами закаливания являются:
— использование холодного воздуха (длительные пешие прогулки, туристические походы, сон с открытой форточкой, лыжные прогулки, медленный закаливающий бег в облегченной одежде, гимнастические упражнения на свежем воздухе и т.п.)
— использование воды (обтирания, обливания, плавание)
— использование солнечного тепла (солнечные ванны), но с осторожностью, загорать в те часы, когда солнце менее активное (11-12.00, после 16.00)
Это своевременное снабжение организма пищей, содержащей жизненно важные для него питательные вещества в оптимальных количествах, с учетом характера труда человека и его индивидуальных особенностей: возраста, пола, роста.
Существуют 2 основных закона рационального питания:
Первый закон – равновесие получаемой и расходуемой энергии;
Второй закон – соответствие химического состава пищевого рациона физиологическим потребностям организма.
Ежедневный рацион человека должен быть строго сбалансирован и содержать в достаточном количестве и оптимальном соотношении все необходимые организму вещества. В состав пищи входят белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества, вода, т.е. всё то, что необходимо организму. Рекомендуемое примерное меню можно посмотреть в приложении №1.
В настоящее время очень актуальным является вопрос, связанный с употреблением в пищу генетически модифицированных продуктов (ГМП). ГМП — это растения и животные, в гены которых искусственным путем введен чужой ген, изменения производят для того, чтобы придать растению некоторые полезные свойства: устойчивость к вредителям, морозостойкость, урожайность, калорийность и т.п.
Основной вопрос — безопасны эти продукты для человека пока остается открытым. С 1 сентября 2007 года в Российской Федерации введена обязательная маркировка пищевых продуктов, содержащих более 0,9% ГМО, поэтому приобретая пищевые продукты необходимо тщательно изучить указанную на упаковке информацию, т.к. каждый из нас сам выбирает есть такие продукты или нет.
Отказ от вредных привычек.
Ни для кого не секрет, что в настоящее время широко распространены пагубные для человека пристрастия: курение табака, употребление алкоголя, наркотическая зависимость. Все эти негативные явления разрушительно воздействуют на здоровье самого человека и его потомков.
Очень часто алкоголь, курение и наркотики являются для молодых людей фактором, позволяющим заслужить определённый авторитет в компании. Многих, нежелающих следовать этим пагубным пристрастиям, пугают изгнанием из «дружеской среды». Необходимо самостоятельно принимать решения, не бояться утраты таких связей.
Табачный дым состоит как минимум из 200 вредных веществ, среди которых никотин, угарный газ, муравьиная и синильная кислоты, мышьяк, аммиак, сероводород. Курение на 4-8 лет сокращает продолжительность жизни. Некоторые считают, что курение позволяет уменьшить психологический дискомфорт, снимает стрессы. На самом деле это лишь кажущееся явление, курение позволяет восполнить потребность организма в никотине.
На сегодняшний день не определена безопасная доза или безопасный алкогольный напиток. Стоит подчеркнуть, что алкоголь может вызвать серьёзные заболевания. Употребление алкоголя ведет к росту преступности, разрушению семьи, увеличению брошенных детей… и в конечном счёте к снижению потенциала нации.
Прежде всего разрушают психику и нервную систему, с ними много опасных инфекционных заболеваний (прежде всего ВИЧ и вирусные гепатиты).
Основное препятствие на пути сокращения производства и продажи табака, алкоголя, наркотиков – это их прибыль. Люди зарабатывают большие деньги, а потому не жалеют средств на производство и распространение своих товаров.
Состояние окружающей среды
Нарушение хотя бы одного из природных компонентов приводит к перестройке сложившейся структуры природно-территориальных комплексов. Загрязнения поверхности суши, водоемов и атмосферы губительно сказывается на состоянии здоровья людей. В частности, эффект озоновой дыры влияет на образование злокачественных новообразований, загрязнение атмосферы — на состояние дыхательных путей, а загрязнение водоемов чревато быстрым распространением различных инфекций.
Говоря о факторах воздействующих на здоровье, нельзя не отметить наследственность.
Наследственность — это присущее всем организмам свойство повторять в ряду поколений одинаковые признаки и особенности развития; способность передавать от одного поколения к другому материальные структуры клетки, содержащие программы развития из них новых особей.
Общая гигиена организма
Общая гигиена организма включает в себя уход за телом, соблюдение гигиены одежды и обуви, точное следование режиму дня .
Человеческий организм – это своеобразная фабрика, в которой предусмотрено активное выделение продуктов производства. Кожа человека – такой же орган человеческого организма и выполняет множество функций. Кожа – это не только оболочка, которая отделяет внутреннюю среду от внешней; она оберегает организм от механических и химических повреждений, от проникновения во внутреннюю среду патогенных микроорганизмов, регулирует температуру тела, даёт возможность чувствовать боль, тепло, холод. Через потовые железы из организма выводится много лишних и вредных веществ.
Соблюдайте следующие правила.
— мойтесь каждый день тёплой водой с туалетным или детским мылом, тщательно промывая места, которые пачкаются больше всего;
— своевременно меняйте бельё, носки;
— если кожа сухая и чешется, смажьте её кремом или мазью;
— не выдавливайте прыщи, не пытайтесь вскрыть гнойники: на их месте может начаться воспаление;
— в холодную погоду защищайте кожу от обморожения
Режим дня имеет не только оздоровительное, но и воспитательное значение, человек рационально использует каждый час, каждую минуту своего времени, что значительно расширяет возможность разносторонней и содержательной жизни. При организации режима дня следует чередовать умственную и физическую работу, более широко использовать активный отдых для восстановления работоспособности.
Уровень работоспособности человека во много определяется биологическими ритмами.
Биологические ритмы — это периодически повторяющие изменения характера и интенсивности биологических процессов и явлений в организме человека, развивающиеся в тесном взаимодействии с окружающей средой и являющиеся результатом приспособления к тем её факторам, которые возобновляются с четкой периодичностью (влажность, вращение земли, колебания температуры, освещенности). Работоспособность человека в течение дня меняется в соответствии с суточными биологическими ритмами и имеет 2 подъема: 8.00-12.00, 16.00-18.00, ночью работоспособность как правило снижается.
Человек, начинающий формировать здоровый образ жизни в раннем возрасте, достаточно быстро и хорошо к нему адаптируется. Здоровый образ жизни позволяет избежать коренных перемен в укладе жизни человека при возникновении болезней и отдаляет их наступление. Если же человек решает перейти на здоровый образ жизни в более позднем возрасте, то ему необходима выработка твердой мотивации, к ЗОЖ нельзя прийти без глубокого осмысления его необходимости. Человек должен быть твердо убежден в том, что иного пути к здоровью просто не существует !
Ни государство, ни медицинская наука, ни сеть поликлиник и больниц, ни усилия медицинских работников не смогут сделать человека здоровым, если он сам не позаботиться о своем здоровье.
Источник