Меню

Занятия уроки здоровья с психологом

Занятие для детей старшего дошкольного возраста «Мое психологическое здоровье»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

На данном занятии происходит знакомство детей с понятием «Психологическое здоровье». Во время него дети не только знакомятся с понятием «психологическое здоровье», но и с его составляющими. Данный вид деятельности позволяет обучать детей навыкам взаимодействия и сотрудничества, адекватным способам выражения своих эмоций и душевного состояния; развивает умение выражать свое отношение к окружающим при помощи слов, жестов, мимики, эмоций, а так же развивает внимание, образную память и способствует закреплению навыка взаимодействия в парах, созданию чувства сплоченности коллектива, положительного эмоционального настроения, снятию напряжения и релаксации детей.

Скачать:

Вложение Размер
moyo_psikhologicheskoe_zdorove.doc 57 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Мое психологическое здоровье»

для детей старшего дошкольного возраста.

педагог-психолог, г. Братск

Цель: знакомство детей с понятием « психологическое здоровье».

  1. Познакомить детей с понятием «психологическое здоровье» и его составляющими;
  2. Обучение навыкам взаимодействия, сотрудничества;
  3. Обучение адекватным способам выражения своих эмоций, душевного состояния;
  4. Закрепление навыка взаимодействия в парах;
  5. Развитие умения выражать свое отношение к окружающим при помощи слов, жестом, мимики, эмоций;
  6. Создание чувства сплоченности коллектива;
  7. Снятие напряжение, релаксация;
  8. Развитие внимания, образной памяти;
  9. Создание положительного эмоционального настроения.

Клубок толстых ниток;

Корона на ребенка;

Отрезки толстой веревки (по одному на пару детей);

Листы бумаги, цветные карандаши (по одному набору на пару детей);

Медальки с изображением веселых человечков (смайлики).

1. Приветствие: «Здравствуй, друг!»

Психолог приветствует детей и предлагает встать в круг, затем достает «волшебную коробочку» и просит детей достать по одной карточке. У каждого ребенка в руках оказывается карточка с изображением половины предметной картинки. Задача детей найти вторую половинку и с тем, у кого она находится образовать пару. Когда пары сформированы, дети приступают к приветствию:

Здравствуй, друг! ( здороваются за руку)

Как ты тут? ( похлопывают друг друга по плечу )

Где ты был? ( теребят друг друга за ушко)

Я скучал! ( складывают руки на груди в области сердца )

Ты пришел! ( разводят руки в сторону )

2. Упражнение «Настроение в кармашке»

Дети сидят полукругом. Один ребенок выходит и произносит слова:

Утром рано поутру

В детский садик я иду.

И в кармашке я с собой

Далее ребенок изображает мимикой и позой свое настроение. Дети отгадывают настроение ребенка, а затем хором произносят :

Из кармашка ты достал

Только где его ты взял,

Нам теперь не все равно!

Ребенок после этих слов говорит о том, почему у него сегодня такое настроение, например, «Я сегодня радостный, потому что…» или «Я сегодня злой, потому что…».

3. Беседа «Психологическое здоровье человека»

Психолог: «Ребята, а знаете ли вы, что такое здоровье? ( ответы детей ). Что такое, по-вашему, значит быть здоровым человеком? ( ответы детей ). Я хочу вам рассказать о том, что кроме физического здоровья есть здоровье психологическое, то есть душевное. Как вы понимаете это? ( ответы детей ).

Давайте поиграем с клубочком, упражнение так и называется «Клубочек».

Я предлагаю вам сесть в круг и, передавая клубок ниток любому ребенку, говорить ему что-нибудь приятное. При этом каждый, кто передает и кому передается клубок, наматывает часть нитки на свой палец».

( Психолог показывает, как это нужно делать. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не окажутся связанными нитью.)

«Посмотрите, мы все связаны одной нитью. Давайте слегка натянем ее, чтобы почувствовать, что каждый из нас является частью одного целого. Мы с вами – единое целое» ( дети выполняют упражнение ).

«Скажите, пожалуйста, может ли человек прожить один? Почему вы так думаете? ( ответы детей ). Правильно, ребята, человеку очень трудно прожить на свете одному: ему будет грустно, тоскливо, одиноко, ему не с кем будет играть, он даже может заболеть. Значит, для того, чтобы быть здоровым, человек нужно жить среди людей, но среди людей непросто сохранить свое здоровье. Бывает ли так, что вы ссоритесь? Почему это происходит? ( ответы детей )».

Я предлагаю вам выполнить упражнение «Поссорились-помирились».

Для этого вам нужно разбиться на пары.

( Психолог предлагает каждому ребенку взяться за конец любой веревки (середины находятся в руках у психолога) и потянуть. Те дети, кто взялся за концы одной веревки, образуют пару ).

«Пара встает напротив друг друга. Изображать нужно без слов, молча, одними жестами. Сначала дети встретились, обрадовались друг другу! ( дети изображают ). Потом они что-то не поделили и поссорились. Как это произошло? ( дети изображают ). Они обиделись и даже отвернулись друг от друга ( дети показывают ). Но разве друзья могут обижаться долго? Они повернулись друг к другу и помирились ( дети изображают ). Скажите, ребята, что вы чувствовали, когда поссорились? А когда помирились? ( ответы детей ). Давайте беречь друг друга и не ссориться!

«У каждого человека свой характер. Нам трудно изменить окружающих людей, но такое качество характера как терпение, помогает нам жить среди тех, кто нам нравится и не нравится. Что такое терпение, как вы это понимаете? ( ответы детей ). Терпимость – это способность принимать себя и окружающих такими, какие они есть. Терпимый человек не делит мир на черное и белое, людей на плохих и хороших. Никто не обязан думать, чувствовать и поступать так, как вы. У всех есть положительные и отрицательные качества. Мы часто замечаем недостатки друг друга. Но умеем ли мы хвалить своих друзей или недругов, находить в них что-то хорошее?».

Психолог предлагает детям выполнить упражнение:

Упражнение «Горячий стул» : один ребенок садится на стул, ему на голову одевается корона. Ведущий становится сзади для поддержки. Остальные дети по очереди, или кто желает, говорят ребенку, сидящему на стуле, о его достоинствах. В конце упражнения ребенок делится своими ощущениями, чувствами.

Психолог: «Человек – часть целого общества. И от того, как мы умеем понимать других людей, взаимодействовать с ними, зависит и наше здоровье, и здоровье окружающих. Иногда мы не можем справиться в одиночку с каким-то делом, нам нужно объединиться.

Давайте поиграем в игру, которая называется «Атомы и молекулы» . Когда я называю слово «атомы», вы свободно ходите по группе. Как только я скажу «молекулы» и назову какое-то число, и вы должны соединиться в молекулы, состоящий из двух, трех, четырех и т. д. атомов. Например… ( психолог определяет, как дети поняли задание)». В конце упражнения важно объединить всю группу.

Психолог: «Для того, сохранить здоровье и жить дружно в мире людей, нужно научиться договариваться друг с другом. Сейчас каждый из вас выберет сапожок. Каждые двое сапог составляют пару, т.е., одинаковые. Только помните о том, что один сапог мы одеваем на правую ногу, а другой – на левую. Посмотрите внимательно на свои сапожки и на сапожки других детей, объединитесь в пары и садитесь за столы».

Психолог выдает на каждую пару детей один набор карандашей (ни один карандаш не повторяется). Задача детей – договорившись, раскрасить свою пару одинаково. После выполнения задания работы рассматриваются, оценивается качество, похожесть, умение детей договориться в выполнении задания.

Психолог: «Нашему здоровью очень часто угрожает неумение контролировать свои эмоции. Мы часто злимся, кричим, суетимся… Хочется ли вам в такие моменты оказаться где-то далеко-далеко, отдохнуть и забыть про неприятности? (ответы детей). Я предлагаю вам отправиться на необычную прогулку. Но для этого нужно удобно лечь на ковер закрыть глаза и расслабиться. ( Звучит спокойная музыка ).

Упражнение «Волшебная прогулка на ковре-самолете»:

Психолог: Мы отправляемся в путешествие на ковре-самолете. Чтобы ковер-самолет мог подняться в воздух, нужно расслабиться. Вы умеете это делать. Закройте глаза. Расслабляем ноги. От кончиков пальцев вверх идет тепло, ноги тяжелые. Согреваются руки. От кончиков пальцев идет вверх по руке тепло. Руки тяжелые и теплые. Расслабляется туловище. Тепло от рук, ног идет к животу, груди, спине. Расслабилось лицо, приоткрылся рот. Отдыхайте. И вот ваш ковер-самолет поднимается медленно вверх. И вы уже летите. И вот вы пролетаете над огромным озером, над ним и над вами кружат чайки. У берега качаются на волнах лодки, вы летите дальше. Над вами в голубом небе бегут облака. Одно облако похоже на пушистого зайчика, другое — на большой ком белой ваты, вот совсем маленькое облако, похожее на белого котеночка. Ковер медленно опускается на землю. Вы в цветущем саду. Вокруг много цветов, они кивают вам своими головками. Вы идете по тропинке сада. Вы вышли на лужайку. Дети играют в мяч. Мяч катится к вашим ногам. Вы поднимаете мяч, высоко подбрасываете его вверх, и мяч летит вверх. Но что это? Вы тоже летите. Летите сами. Без ковра-самолета. Вы раскинули руки. Вы парите как птица. Вот знакомое озеро, чайки приветствуют вас, машут крыльями. Рыбак сидит в лодке. Смотрит на вас, машет вам рукой. Вы летите дальше. Рядом летит пушистый белый котенок-облако. Вот и наш детский сад. Вы медленно опускаетесь. Котенок спешит за вами. И вот вы здесь. Теплый котенок лежит у вас на животе, мурлычет. Слушайте, как он мурлычет. Погладьте его правой рукой нежно. Теперь погладьте его левой рукой. Потянитесь, откройте глаза. Возьмите котенка в руки. Ласково. Сядьте, усадите котенка рядом с собой. Погладьте его по головке. Надеюсь, что прогулка вам понравилась.

Психолог: «Скажите, ребята, вам нравится, когда у вас плохое настроение? Что вам хочется изменить? А когда хорошее – приятно? (ответы детей). Давайте постараемся продлить хорошее нестроение, сядем в круг и поиграем в игру «Ручеек радости».

Дети берутся за руки. Психолог предлагает им мысленно представить, как внутри у каждого поселился добрый, веселый ручеек. Водичка в ручейке чистая, прозрачная, теплая. Ручеек совсем маленький, озорной, он не может долго усидеть на одном месте. Психолог предлагает детям представить, как чистая, прозрачная и теплая водичка течет через руки и переливается друг к другу по кругу. Дети мысленно передают друг другу радость.

Психолог: «Наше занятие подошло к концу. Что вы поняли, что запомнили из нашей беседы? Хочется ли вам быть здоровыми людьми? Что нужно для того, чтобы сохранить свое психологическое, душевное здоровье? Что вам понравилось на занятии, что не понравилось?» (ответы детей).

Какое у вас сейчас настроение?

Чему вы научились сегодня? (ответы детей)

Нам всем приятно, когда у нас и у окружающих хорошее настроение. Я тоже хочу подарить вам кусочек радости в память о нашем занятии. И желаю вам, чтобы у вас всегда было хорошее настроение, и чтобы вы внимательно относились друг к другу». Психолог раздает детям медальки с изображением улыбающегося человечка (смайлик).

Упражнение — прощание «До свидания, милый друг!»

Психолог предлагает детям встать снова в пары с тем, с кем они здоровались в начале занятия и попрощаться:

До свидания, милый друг! (машут руками)

Очень рада встрече! (обнимаются)

Может, встретимся еще?

Давай же как-то вечером! (посылают друг другу воздушный поцелуй)

Источник

Психопрофилактическое занятие с элементами тренинга «Я выбираю здоровье!»
план-конспект занятия по психологии (9 класс) на тему

Занятие построено с учетом возрастных особенностей подростков и рассчитано на активное усвоение материала.
Продолжительность около 60 минут.
Цель: способствовать определению собственных духовных ценностей и ориентации на здоровый образ жизни.
Задачи: объяснить значение понятия «здоровье»; воспитывать чувство ответственности за сохранение здоровья; формировать у подростков стремление занимать активную жизненную позицию;
доказать приоритетность здоровья среди других ценностей человека и негативное влияние вредных привычек на самочувствие подростка.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_ya_vybirayu_zdorove.doc 51 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: «Я выбираю здоровье!»

Занятие построено с учетом психолого-возрастных особенностей подростков и рассчитано на активное усвоение материала.
Продолжительность тренинга 60 минут.
Цель: способствовать определению собственных духовных ценностей и ориентации на здоровый образ жизни.
Задачи: объяснить значение понятия «здоровье»; воспитывать чувство ответственности за сохранение здоровья; формировать у подростков стремление занимать активную жизненную позицию;
доказать приоритетность здоровья среди других ценностей человека и негативное влияние вредных привычек на самочувствие подростка.

Методические рекомендации : учитывая психолого-возрастные особенности детей старшего подросткового возраста, разговоры о здоровье следует вести в деликатной форме, чтобы это не воспринималось как давление и поучение. Для более эффективного воздействия на восприятие, понимание и запоминание информации, уместно использовать примеры из жизни их сверстников, различные визуальные материалы.
Оборудование : плакат-изображение горы с вершиной «здоровье»; бумага, ручки, фломастеры, стикеры, канцелярские скрепки, изображения следов (по два на каждого участника)

  1. На доске написан эпиграф к уроку :
    Главным сокровищем жизни являются не земли, которые ты завоевал, не богатство, которое ты приобрел . Главным сокровищем жизни является здоровье, и чтобы его сохранить, нужно много знать.
    ( Авиценна)
    Психолог : О чем, на ваш взгляд, сегодня пойдет речь? (О здоровье)
    Назвать тему: « Я выбираю здоровье!»
    2. налаживание контакта

Каждый участник называет свое имя и продолжает фразу: «Для меня здоровье — это . », «Для меня быть здоровым — значит . »
3. Ожидания

Запишите на стикерах, о чем бы вам хотелось услышать, что увидеть, узнать, чем поделиться во время нашего занятия? Закрепите у подножия горы «здоровья» свои ожидания.
4. Упражнение «Интервью»
(Психолог предлагает участникам группы взять друг у друга интервью относительно здоровья. Интервью берётся участниками тренинга у всех желающих, поочереди)
Цель: актуализировать понятие «здоровье» и способствовать формированию навыков здорового образа жизни.
Примеры вопросов: «Посещаешь ли ты врачей с профилактической целью?», «Считаешь ли ты, что только тот человек, который ведет здоровый образ жизни, способен обеспечить собственное успешное будущее?», «Есть ли у тебя вредные привычки, которые негативно влияют на твоем здоровье? »

5. Информационный блок «Холистический подход к здоровью»
(Вкратце и в доступной для восприятия подростков форме рассказать о составляющих здоровья и правах человека относительно защиты собственного здоровья. Объяснить значение холистического (целостного) подхода к здоровью).
По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье понимается не только как отсутствие болезней, а как состояние полного физического, психического и социального благополучия.
Здоровье человека является целостной системой взаимосвязанных друг с другом составных частей. Изменения в одной из составляющих неизбежно вызывают изменения во всех других.
Составными частями здоровья являются: физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное, духовное здоровье.
Физическое здоровье — это слаженное функционирование всех систем человеческого организма: нервной, двигательной, дыхательной и др. Устойчивость к различным инфекциям и заболеваниям, является одним из показателей физического здоровья. Каждый человек должен знать, как функционирует его организм, каковы симптомы нарушения деятельности определенных органов, как оказать себе первую помощь, куда обращаться за консультацией.
Интеллектуальное здоровье — это способность человека адекватно воспринимать информацию, уметь находить необходимую информацию и использовать ее в соответствующих ситуациях. Одним из показателей умственного здоровья является способность человека подбирать знания из различных источников и способность использовать их для принятия решений по отношению к собственному организму.
Эмоциональное здоровье — это способность человека понимать свои чувства и чувства других, умение их выражать и управлять ими. Знание о том, какие чувства испытывает человек и какие чувства могут испытывать другие, помогает выражать свои чувства в понятной и приемлемой для других форме. Эмоциональное здоровье способствует комфортному самоощущению человека среди других, позволяет быть чувствительным к эмоциональным состояниям других людей.
Социальное здоровье — это способность человека чувствовать себя в качестве индивида мужского или женского пола, личностью, а также способность взаимодействовать с другими людьми. Это часть сущности человека, которая требует от него развития чувства собственной индивидуальности и самосовершенствования, выражается в наличии у человека определенных надежд, мечтаний, представлений о собственном успехе, способах самовыражения и самоутверждения, в зависимости от собственной системы ценностей. Понимание человеком ценности взаимоотношений с семьей, друзьями, любимыми и другими людьми — один из показателей социального здоровья.
Духовное здоровье — это составляющая здоровья, которая является стержнем существования человека. Это суть бытия человека, это то, что человек ценит и является для него важным.
Психолог. Здоровье — это необходимое условие активной жизнедеятельности человека. Без здоровья личность не может быть гармоничной и успешной. Как говорят в народе, «Здоровье невозможно купить, оно бесценно».

Каждый человек имеет право на охрану собственного здоровья. Право человека на охрану здоровья — это стандарт, согласно которому оценивается существующая политика государства и ее программы в сфере здравоохранения.
Существуют международные организации, например, ВОЗ — это Всемирная организация здравоохранения, которая была создана в 1946 году, а ее Устав стал первым международным документом, в котором сформулировано определение права на здоровье как «право на наивысший достижимый стандарт физического, умственного и социального благополучия». Вывод: К хорошему здоровью человек может идти, будучи совершенно здоровым или инвалидом. Здоровье включает все главные цели жизни человека, его интересы и привычки. Человек в жизни может идти двумя путями: один ведет его к здоровью, другой — от здоровья. Таким образом, каждый образованный современный человек должен понимать, что он должен отстаивать право на охрану здоровья.

Итак, сегодня мы попробуем составить свой путь к здоровью, а вот в каком направлении идти — выбирать вам!

6. Упражнение «Скрепка»
Цель: донести до сознания подростков идею о том, что утраченное здоровье невозможно полностью восстановить.
Советы: работу следует организовать таким образом, чтобы каждый участник последовательно, за тренером делал все, что он демонстрирует.
Ход упражнения: каждому участнику тренинга предлагается взять в руки обычную канцелярскую скрепку. Затем тренер рассказывает группе историю об этой скрепке, участники тренинга делают из скрепки то, что предлагает тренер во время своего рассказа.
История маленькой Скрепочки:
Героиня нашей истории — маленькая Скрепка, такая же, как у вас в руках.
Жила маленькая Скрепочка, она была веселой, здоровой и потихоньку взрослела. Но почему-то казалось ей, что можно жить беззаботно, безопасно и безответственно, что впереди долгая жизнь, и не надо с молодых лет заботиться о собственном здоровье.
И захотелось Скрепке попробовать сделать свою жизнь интереснее. Начала она курить, потому что ей казалось, так легче общаться с друзьями. И Скрепка представляла, как расцветает она в компании друзей, а жизнь ее становится похожа на цветочек. (Психолог предлагает сделать участникам тренинга со скрепки цветочек, показывает, как это делается).
А потом Скрепочке захотелось попробовать алкоголь, потому что так она чувствовала себя взрослее. И показалось ей, что она уже взрослая, успешная и блещет — ну настоящий бриллиант. (Тренер предлагает сделать участникам тренинга со скрепки бриллиантовое кольцо, показывает, как это делается) .
Еще многое успела попробовать в своей жизни Скрепочка. Но однажды почувствовала себя плохо, поняла, что надо позаботиться о своем здоровье. И захотелось ей вернуться в то время, когда чувствовала себя здоровой. (Тренер предлагает участникам тренинга попробовать вернуть скрепке ее первоначальный вид. Сделать это оказывается невозможным, в некоторых случаях скрепка даже ломается).
Итак, Скрепка пыталась возвратить все. Но .

Почему я рассказала вам эту историю? Надеюсь, когда кто-то предложит вам или, когда вы сами захотите легко и без лишних усилий сделать свою жизнь ярче и взрослее, вы вспомните эту историю, о ее желаниях, и о последствиях осуществления этих желаний. Возможно, тогда у вас возникнет вопрос: а стоит ли?
Далее психолог предлагает группе поделиться своими мыслями об истории маленькой Скрепочки.
Вопросы для обсуждения:
Что происходило со скрепкой?
Почему это происходило?
Может ли быть употребление алкоголя и табака показателем взрослости?
Методические рекомендации по обсуждению:
Тренеру необходимо подвести группу к мнению, что утраченное здоровье невозможно полностью восстановить. Необходимо помнить, что сохранение и укрепление здоровья (здоровый образ жизни) всегда эффективнее, чем лечение, то есть лучше предупредить заболевание, чем потом его лечить. На лечение или избавление от вредных привычек уйдет много усилий (средства, время, духовные силы), которые могли бы быть использованы для достижения целей важнее. К сожалению, нарушенное здоровье невозможно полностью восстановить.
7.Физкультпауза «Найди себе пару»
Цель : снять мышечное напряжение, переключить внимание.
Я попрошу всех встать. Сейчас мы с вами поиграем (под музыкальное сопровождение) .
Всем необходимо двигаться свободным способом. По моей команде вам необходимо объединиться в пары, при этом выполнить предложенный способ. Например, «спина к спине». Пары не должны повторяться, то есть в следующий раз образовывать пару с другим учеником.
Задания: «Положить руки на плечи друг другу», «Правая нога к правой ноге», «Пожать друг другу руки», «Пальчик к пальчику», «Взяться за руки» ит.д.
8.Упражнение «Угроза жизни»
Цель : выявить лидеров, детей способных брать на себя ответственность.
« Я хочу провести с вами одно упражнение, но предупреждаю, оно может причинить вред вашему здоровью. Приглашаю выйти ко мне по желанию смельчаков, но напоминаю, что это может быть вредным для вашего здоровья.
Когда вышли (3-4 ученика) — объявить, что это и есть упражнение. Предложить лидерам поочередно сформировать 3-4 группы.
9. Работа в малых группах (3-4 группы)
Упражнение «Преимущества здоровья».
Цель : акцентировать внимание участников и предоставить информацию о преимуществах здоровья.
Советы: обсуждение проблем в группах происходит с использованием метода мозгового штурма. (Объяснить участникам, как это происходит)
Ход работы:
Психолог объединяет участников тренинга в три — четыре малые группы и предлагает обсудить следующие проблемы:
— Какие преимущества дает здоровье для достижений в учебе и карьере?
— Какие преимущества дает здоровье в личной и семейной жизни?
— Какие преимущества дает здоровье в проведении досуга и в общении?
— Какие преимущества дает здоровье в профессиональной сфере?
Результаты обсуждения группы записывают на плакатах, затем по очереди презентуют.
Тренер делает выводы: обычно здоровый человек имеет больше возможностей реализовать себя и собственные ожидания во всех сферах жизни, чем тот, у которого есть проблемы со здоровьем.
Основные положения, на которых необходимо акцентировать внимание подростков:
Здоровье дает возможность реализовывать свои мечты.
Здоровье легко потерять, но трудно восстановить.
Каждый человек имеет право сохранять свое собственное здоровье.
10. Подведение итогов. Упражнение «Обратная связь»
Цель : получить обратную связь от группы, обмен чувствами.

Тренер предлагает по кругу выразить свои мысли по поводу проведения тренинга:
— В начале занятия мы записывали свои ожидания, скажите, пожалуйста, насколько они реализовались: что услышали, увидели, о чем узнали во время нашего занятия? (Предложить закрепить свой стикер на горе «здоровья» на той высоте, на сколько реализованы ожидания).
11. Упражнение «Путь к здоровью».
Как я уже говорила в начале, сегодня мы попробуем составить свой путь к здоровью. Перед вами лежат изображения следов человека (по два следа на каждого участника) . На одном запишите, что вы будете делать, а на другом чего не будете, чтобы сохранить свое здоровье.
А сейчас возьмите свои следы и станьте в круг. Положите следы на пол и встаньте на них ногами. Поздравляю! Вы сделали свой шаг на пути к здоровью.
12.Завершение
Встанем в круг и хором скажем: «Быть здоровым — модно!
Быть здоровым — стильно!
Быть здоровым — весело!
Будем здоровы! »

Источник

Читайте также:  Часы браслеты для здоровья
Adblock
detector