«Современные подходы в физкультурно-оздоровительном направлении при работе с детьми ОВЗ.»
статья
Формирование здорового ребенка, полноценное развитие их организма — одна из основных проблем в современном обществе. В дошкольном возрасте интенсивно происходит физическое развитие ребенка, которое самым непосредственным образом связано со здоровьем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование здорового ребенка, полноценное развитие их орга¬низма — одна из основных проблем в современном обществе. В до | 32.25 КБ |
sovremennye_podhody_v_fizkulturno-ozdorovitelnom_napravlenii_pri_rabote_s_detmi_ovz.docx | 32.25 КБ |
Предварительный просмотр:
«Современные подходы в физкультурно-оздоровительном направлении при работе с детьми ОВЗ.»
«Движение – это жизнь, а
Здоровье – высшая награда
Оно не рядом, не вблизи,
К нему шаг в день,
Иди, карабкайся, ползи!»
Формирование здорового ребенка, полноценное развитие их организма — одна из основных проблем в современном обществе. В дошкольном возрасте интенсивно происходит физическое развитие ребенка, которое самым непосредственным образом связано со здоровьем.
Согласно исследованиям специалистов, 75% болезней взрослых заложены в детстве. Полноценное физическое и психическое развитие ребенка и его здоровье — это основа формирования личности. В Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье — это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полноценное физическое, психическое и социальное благополучие.
Охрана здоровья детей, его укрепление составляют предмет особой заботы взрослых. Ведь ребенок еще так мал, что не может без помощи взрослого беречь и укреплять свое здоровье. Взрослые создают благоприятную материальную среду, обеспечивают ребенку безопасность жизнедеятельности, питание, способствуют двигательной активности и т. п. Деятельность взрослого, направленная на укрепление здоровья ребенка, составляет содержание физического воспитания, что при определенных условиях обеспечивает малышу полноценное физическое и психическое развитие, укрепляет его состояние здоровья.
Физкультура является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в коррекционной школе. Находясь в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием и трудовым обучением, эта дисциплина занимает одно из ведущих мест в подготовке учащихся с нарушением интеллекта к самостоятельной жизни и производственному труду, способствует формированию положительных личностных качеств, является одним из средств успешной социальной интеграции детей в обществе.
Как известно, нарушение интеллекта у ребенка в преобладающем большинстве случаев сочетается с аномальным развитием двигательной сферы, становление которой, в свою очередь, неотделимо от познания мира, овладения речью, трудовыми навыками. Вследствие особенностей психического и физического развития учащихся коррекционной школы физическое воспитание имеет здесь свою специфику. Оно состоит в том, что образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи решаются одновременно с задачами коррекции недостатков умственного и физического развития и нарушений моторики, то есть коррекционная направленность определяет собой специфику физического воспитания.
Наблюдения и практический опыт показывают, что школьники с ОВЗ нуждаются в повышении двигательной активности. Исправление нарушений физического развития, моторики и расширение двигательных возможностей таких детей являются главным условием подготовки его к жизни. Таким образом, посредством физкультурно-оздоровительной работы, можно значительно улучшить психическое и физическое состояние учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья, приобщить их к посильным для себя физическим упражнениям и умению управлять своим психофизиологическим состоянием, что также, способствует воспитынию личностных качеств и социальной интеграции детей с проблемами в развитии в общество.
Основными задачами физкультурно-оздоровительной работы с детьми с ОВЗ являются оздоровление ребенка, физическое развитие и совершенствование техники движений, а также воспитание положительного отношения к своему здоровью и формирование стремления к здоровому образу жизни.
В МБОУ «Сергачская СОШ №5» обучаются дети с умственной отсталостью различной степени тяжести. Физическое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья имеет свои особенности. Эти дети быстро утомляются, у них наблюдается мышечная напряженность, нарушение общей моторики, общая скованность и замедленность выполнения движений, дискоординация, нарушение ориентировки в пространстве, нарушение осанки, плоскостопие, замедленность процесса освоения основных движений, отставание в показателях основных физических качеств, силы, ловкости, скорости. Вся физкультурно-оздоровительная работа строится на коррекции особенностей моторного развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Для реализации этой работы в нашей школе созданы все условия. Имеются два спортивных зала, кабинет ЛФК с тренажерами и специальным оборудованием и инвентарем.
Ф изкультурно-оздоровительная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья имеет особую специфику. Важное значение в процессе физкультурно-оздоровительной работы с детьми с ОВЗ во урочной деятельности имеет индивидуальный подход. Все усилия учителя направлены на то, чтобы помочь ребенку, овладеть теми умениями и навыками, которые необходимы им в повседневной жизни. С помощью разнообразных средств физического воспитания у него формируется та основа естественных видов двигательных действий, которая помогает свободно управлять двигательными навыками, входящими в учебные и трудовые операции.
В настоящее время реализуется большое количество разнообразных программ, внедряются новые педагогические технологии. В нашей школе учителя работают по адаптированным образовательным программам. На уроках адаптивной физической культуры , которые посещают все дети, независимо от диагноза заболевания обучаются коррекции патологических состояний, специально подобранными физическими упражнениями, которые учитывают возрастные особенности и состояние двигательной сферы учащихся . Учитель использует дифференцированную нагрузку и индивидуальный подход к каждому ученику. На занятиях органически сочетают общеразвивающие и специальные упражнения, учитывая, что от объема специальных упражнений зависит величина общей нагрузки на уроке.
Также на занятиях применяются задания активно-двигательного характера, соответствующие индивидуальным особенностям развития обучающихся. Высокой эффективности физкультурно-оздоровительной работы с школьниками с ОВЗ способствует эмоциональная насыщенность занятий. И это вполне естественно, поскольку, если ребенок испытывает радость от физических упражнений, то у него появляется желание снова участвовать в них, а затем и самостоятельно их выполнять. Следовательно, заинтересованность положительно влияет на двигательную активность всех детей с ОВЗ. Все занятия с школьниками с ОВЗ проводятся в игровой и сюжетной форме, они с удовольствием выполняют предложенные игровые задания. Игра ставит их в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. Именно интерес двигает поиском, догадкой. Под влиянием познавательного интереса деятельность становится продуктивней. Дети выполняют и нетрадиционные виды упражнений, игровой самомассаж. Упражнения и задания должны быть доступными и понятными воспитанникам.
Внеурочная и кружковая деятельность в спортивно-оздоровительном направлении в школе представлена для детей с ОВЗ в разработанных адаптированных образовательных программах: ЛФК, «Путешествие по тропе здоровья», кружком «Будь здоров» .
Лечебная физкультура для детей с ОВЗ является несложной и очень эффективной. При правильно подобранной дозировке она не имеет побочных эффектов и различных противопоказаний. Лечебную физкультуру для детей применяют в качестве профилактики и лечения многих заболеваний: плоскостопия, нарушения осанки, простудных заболеваний. При организации ЛФК используются здоровьесберегающие технологии, которые предполагают строгие дозированные физические нагрузки; использование методики чередования интенсивности и релаксации в обучении; использование принципа наглядности, постепенности, доступности нагрузки с учётом возрастных особенностей учащихся; учёт физической подготовленности детей и развития физических качеств; построение занятий с учётом динамичности учащихся, их работоспособности; соблюдение гигиенических требований; благоприятный эмоциональный настрой; создание комфортности.
Среди нетрадиционных форм занятий адаптивной физической культурой для таких детей можно выделить занятия в сухом бассейне, заполненном разноцветными шариками. Тело ребёнка в бассейне всё время находится в безопасной опоре, что особенно важно для детей с двигательными нарушениями. В то же время в бассейне можно двигаться, ощущая постоянный контакт кожи с наполняющими бассейн шариками. Занятия развивают общую двигательную активность, координацию движений и равновесие
Другой формой занятий с детьми с ОВЗ является фитбол-гимнастика на больших упругих мячах. Вибрация сидя на мяче по своему физиологическому воздействию сходна с иппотерапией (лечением верховой ездой).
На ЛФК используют упражнения с массажным мячиком, как эффективное средство расслабления мышц и снятия последствий стресса. Детям очень нравится играть с массажными мячиками, так как они напоминают ежей. Использование таких мячей в работе, позволяет интересно строить игровые сеансы: игровой массаж, пальчиковая гимнастика, двигательные игры, игры по изучению цвета и размера.
Внеурочная деятельность по курсу «Путешествие по тропе здоровья» и кружку «Будь здоров» нацелены на приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни.
С целью эффективной реализации этой работы широко используются различные средства.
Ритмическая гимнастика — укрепляющая опорно-двигательный аппарат, дыхательную и сердечно-сосудистую системы, способствующая формированию правильной осанки, развитию музыкальности.
Пальчиковая гимнастика, способствующая тренировке пальцев и кистей рук, а также активному речевому развитию ребенка.
Артикуляционная гимнастика, стимулирующая функции рече-двигательного аппарата, способствующая правильному произношению звуков речи.
Этюды, которые способствуют коррекции эмоциональной сферы ребенка, учат понимать эмоциональное состояние другого человека, развитию выразительной моторики, умению познавать принятые в обществе правила и адекватно на них реагировать.
Оздоровительно-развивающие игры, позволяющие ставить и решать интересные двигательные задачи разной сложности, получать новые ощущения, помогающие ребенку освоить различные виды движений.
Релаксация, помогающая расслабить мышцы рук, ног, лица, туловища, успокоить детей и снять мышечное и эмоциональное напряжение.
Таким образом, выстроенная работа по спортивно-оздоровительному направлению детей с ограниченными возможностями здоровья по внеурочной деятельности способствует укреплению здоровья и физическому развитию детей, закрепляет успехи ребенка, достигнутых в коррекционно-развивающей работе. Особое внимание учителей нашей школы уделяется спортивно-массовым мероприятиям. В школе стало традицией устраивать для детей «День Здоровья». В этот день проводится спортивное мероприятие «Пешеходы и водители», веселые старты «Знай правила движения, как таблицу умножения». Интересные и разнообразные формы проведения спортивного праздника ко Дню инвалида «Если хочешь быть здоров закаляйся!», спортивное состязание «Пятиборье». В День Матери был организован спортивный праздник, в котором участвовали совместно мамы и дети. Все эти мероприятия вызывают большой интерес и у родителей. Ребёнок с ОВЗ обычно участвуя в таких мероприятиях, становятся более общительным и уверенным в своих силах. Учащиеся с удовольствием принимают участие в соревнованиях, устанавливают свои личные рекорды, причем, в частых случаях выдают результаты, которые выше результатов, достигаемых на обычном уроке. Физкультурные праздники, в которых участвуют школьники, органически вписываются в систему физического воспитания.
Наши ученики направляют свои усилия на борьбу с самим собой, преодоление самого себя, на соревнование с самим собой, на познание самого себя. В работе с детьми с ОВЗ нужно принять ребёнка таким, какой он есть, и помочь ему найти собственное место в жизни.
1. Маханаева М.Д. Воспитание здорового ребенка: пособие для практических работников дошкольных учреждений. 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2000. – 108 с.
2. Дмитриев А. А. Адаптивная физическая культура в специальном образовании М.; Академия; 2002.-176 с.
3. Мастюкова, Е. М. Двигательные нарушения и их оценка в структуре аномального развития / Е. М. Мастюкова // Дефектология. – 1997. – №3. – С. 3–9.
Источник
Адаптивная физкультура для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов
Зверинцева Мария
Адаптивная физкультура для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов
Инвалиды и иные члены общества, имеющие ограниченные возможности здоровья не должны быть социально изолированными. Они имеют право участвовать во всех видах и формах социальной жизни вместе и наравне с остальными. То же относится и к образованию.
Инклюзивное образование ставит своей целью обеспечение равного доступа к получению образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, психических и физических возможностей.
Основной вопрос в том, как сделать так, что бы ребенок с особенностями развития получил не только богатый социальный опыт, но и реализовал в полной мере свои образовательные потребности, и что бы участие ребенка не снизило общий уровень образования других детей.
При подборе содержания уроков для учащихся с ОВЗ необходимо учитывать, с одной стороны, принципы доступности, а с другой стороны, не допускать излишнего упрощения материала. Содержание становится эффективным средством активизации учебной деятельности в том случае, если оно соответствует психическим, интеллектуальным возможностям детей и их потребностям.
Я не буду сейчас говорить об нормативно-правовой основе инклюзивного образования. Ну и понятно, что на детей с ОВЗ необходимо писать адаптированные рабочие программы.
Думаю, что лучше сделать акцент, на самих детях с ОВЗ. А точнее на детях с нарушением речи, с нарушением интеллекта и дети с задержкой психического развития.
Именно эти дети встречаются чаще всего.
Дети с нарушением речи:
Одним их симптомов речевых нарушений является двигательная недостаточность. Это приводит к затруднению в овладении ребенком предметным миром. У многих детей с нарушением речи недостаточно развития крупная моторика. Это проявляется в виде плохой координации частей тела при выполнении сложных двигательных действий, в их недостаточной точности и четкости.
Так же возникает затруднения при выполнении физических упражнений, как по наглядному методу, так и по словесному. Несовершенство мелкой моторики и кистей у детей с нарушением речи обнаруживается в плохой сформированности навыков самообслуживания. Особенно это заметно в дошкольном возрасте и в начальной школе.
Дети с задержкой психического развития
У детей с задержкой психического развития, не наблюдается тяжелых двигательных отставаний. Но все же присутствует отставание в физическом развитии, несформированность техники выполнения мелкой моторики рук, соответственно, у таких детей недостаточное формирование навыков самообслуживания. У таких детей нарушена концентрация внимания, избыточная, порой патологическая, активность, примитивная игровая деятельность.
Дети с нарушением интеллекта (У. О).
Что касается детей с нарушением интеллекта. У них недостаточная психологическая организация движений, особенно выражена недостаточность во второсигнальной организации движений. Слово не несет смысловой нагрузки, не является регулятором двигательной деятельности.
Так же, нарушена регуляция мышечного тонуса с повышением или понижением тонических рефлексов, приводящих к застаиванию в неудобной позе и невозможности удержать конечность в определенном положении, в бедности выразительных, пластических движений при перемещениях в пространстве.
Как мы можем помочь детям с ОВЗ?
Одним из средств, улучшающих психическое и физическое состояние детей, является адаптивная физическая культура. Это форма физического воспитания предназначенная для лиц с ОВЗ, для инвалидов всех возрастов. Сюда входят – занятия по физическому воспитанию, ритмике, уроки по физической культуре.
Регулярные занятия для таких детей являются необходимыми. Посредством адаптивной физической культуры можно значительно улучшить психическое и физическое состояние учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья, и главное, приобщить их к посильным для себя физическим упражнениям и умению управлять своим психофизиологическим состоянием.
Работа с детьми с ОВЗ направлена на коррекционно-компенсаторную сторону в том числе и на процесс физического воспитания. Школьники с ОВЗ нуждаются в повышении двигательной активности.
При организации занятий по физической культуре для учащихся с ОВЗ, следует исходить из возможностей ребенка – задания должны быть умеренной трудности, но быть доступным, для обеспечения переживания успеха на фоне определенной затраты усилий. Затем задания следует усложнять пропорционально в соответствии возрастающими возможностями ребенка.
Помимо физического развития и активности детям с ОВЗ важно получить навыки поведения в социуме.
Одним из аспектов работы по формированию социальных представлений у школьников, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, выделяется обучение их безопасной жизнедеятельности. Большое внимание необходимо уделять знаниям правил дорожного движения, пожарной, экологической, правовой, духовно-нравственной безопасности, навыкам поведения и реагирования в потенциально опасных, экстремальных ситуациях, в процессе различного рода общения и взаимодействия в социуме.
Особенно эффективным в работе с детьми с ОВЗ является метод имитационно-ролевых игр для проверки знаний алгоритмов действий в чрезвычайных или экстремальных ситуациях того или иного характера.
Имитационно-ролевая игра — это особый способ построения моделей, допускающий одновременное многостороннее взаимодействие соревнующихся и сотрудничающих игроков.
Участвуя в игре (школьники и с ОВЗ и с нормой вместе) ненавязчиво усваивают теоретические, методические и практические знания, легче запоминают значительные объёмы информации.
Условия игры имитируют конкретную ситуацию. В сценарии игры подробно описываются правила для ее участников, дающие им возможность принимать решения с высокой степенью безопасности.
На первом этапе в развернутых и точных формулировках раскрывается тема игры.
На втором формулируется ее цель и конкретные учебные задачи.
На третьем дается характеристика исходной обстановки игрового комплекса, определяющая район игры, её условия, используемый наглядный материал, характер размещения участников в аудитории, временные границы проведения.
При подведении итогов игры важно не только дать общую оценку действиям участников и каждого в отдельности, но и подробно по шагам разобрать весь её ход, акцентируя внимание, как на удачных, так и на неудачных решениях.
При этом желательно оценивать и общую манеру поведения участников игры: интерес, взаимопомощь, эгоизм, нестандартность мышления, дисциплину, быстроту реакции и т. п.
Как результат – повышается интерес учащихся к конкретным вопросам изучения раздела, развивается чувство товарищества и ответственности за свою безопасность и безопасность окружающих.
Источник