Физическое воспитание студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья
педагогические науки
- Вяткина Анастасия Андреевна , бакалавр, студент
- Омский государственный технический университет
- ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
- МЕТОД
- СРЕДСТВО
- УПРАЖНЕНИЕ
- ТРЕНИРОВКА
- СТУДЕНТ
- ЗДОРОВЬЕ
- ВОСПИТАНИЕ
- ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
- ГИМНАСТИКА
- ЗАБОЛЕВАНИЕ
Похожие материалы
Физическое воспитание — неотъемлемый компонент всестороннего развития личности, поэтому занятия физической культурой важны и являются обязательными в колледжах и высших учебных заведениях.
Исследования показывают, что студентов с ослабленным здоровьем растет из года в год, примерно в разных регионах нашей страны их численность составляет от 20 до 40% [3].
Стандартная программа организации занятий физической культурой для таких студентов не подходит, так как они не способны ее освоить из-за существующих отклонений в здоровье. В связи с этим преподавателям кафедр физической культуры рекомендовано самостоятельно заниматься методическими разработками для проведения занятий с данным контингентом учащихся, учитывая характер заболеваний, индивидуальные и физические особенности.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что организация физического воспитания студентов, относящихся к специальной медицинской группе, вызывает определенные трудности, которые заключаются в том, что функциональные возможности таких учащихся слабы из-за наличия хронических заболеваний, поэтому требуется дифференцированный подход, а следовательно разработка инновационных методов в построении учебного процесса.
При организации физического воспитания студентов с ослабленным здоровьем ставятся определенные задачи, которые должны учитывать как проблемы социума (проблема охраны здоровья молодежи), так и мотивацию самих студентов к занятиям физической культурой.
К основным задачам можно отнести следующие:
- Для укрепления и восстановления здоровья использовать все возможные средства физической культуры;
- Обеспечить не только общую, но и профессионально-прикладную физическую подготовленность, необходимую для будущей профессии;
- Ликвидировать остаточные явления после перенесенных заболеваний с помощью корригирующей гимнастики;
- Освоить жизненно важные физические качества, двигательные умения, навыки; в процессе занятий осуществлять врачебно-педагогический контроль и самоконтроль.
Также необходимо придерживаться определенных принципов для осуществления поставленных задач. К таким принципам относятся:
- Систематичность и последовательность;
- Доступность и вариативность;
- Оптимальность нагрузки.
При современном подходе к физическому воспитанию студентов с ослабленным здоровьем важно реализовывать и следующие принципы:
- Уметь и быть готовым получать теоретические знания, владеть компьютерными технологиями;
- Самостоятельно готовить творческие задания, представлять аудитории результаты своих исследований;
- Расширять знания о своем заболевании, о путях сохранения стойкой ремиссии, о способах укрепления своего здоровья.
В процессе занятий с такими студентами важно не только учитывать дидактические принципы, но и методические особенности.
В процессе анализа методической литературы было установлено, что тренировочная деятельность подразделяется на общефизическую и специальную [2, 5, 6].
Для общефизической деятельности используются разнообразные динамические, статические общеразвивающие упражнения. Они в основном направлены на общее развитие организма, на укрепление здоровья в целом.
Основная задача специальной тренировочной деятельности заключается в том, что она направлена на оптимизацию функций организма, нарушенных в связи с заболеванием или травмой, когда основной целью является избирательное действие на отдельные органы и системы человеческого организма.
При организации занятий физической культуры важно учитывать нагрузку, которая должна дозироваться с учетом индивидуальных особенностей заболеваний учащихся. При этом должны учитываться: сложность выполнения физических упражнений; количество повторений; общая плотность занятия; объем выполнения упражнений.
Рассмотрим основные средства физической культуры, которые применяются к студентам с отклонениями в здоровье. К ним можно отнести:
- Специальные дыхательные упражнения;
- Физические упражнения статистического характера;
- Спортивно-прикладные упражнения (ходьба, плавание, бег прыжки, катание на лыжах, коньках, велосипеде и др.);
- Игры (на месте, малоподвижные, подвижные и спортивные, которые применяются в зависимости от поставленной цели);
- Массаж и самомассаж;
- Закаливание (в процессе использования естественных природных факторов (солнечные ванны); аэрация в процессе занятий и воздушные ванны; частичные и общие обливания, обтирания и гигиенические души, купание);
- Механотерапия (занятия на тренажерах, блоковых установках);
- Эрготерапия (трудотерапия).
Немаловажное значение имеют и методы, которые применяются на занятиях в специальных медицинских группах.
К самым распространенным относятся:
- Коррекция (комплекс лечебно-профилактических мероприятий (гимнастика, массаж, коррекция поз, механотерапевтические меры и др.);
- Дозированные восхождения (терренкур): сочетает ходьбу с восхождениями по холмистой местности и спусками в пределах 3-15 градусов;
- Аутогенные тренировки (расслабление (релаксация) мышц, пассивный отдых, снижение нервного напряжения [2].
Особое место занимают нетрадиционные методики, которые также используются при физическом воспитании студентов с ослабленным здоровьем. В качестве примеров можно привести следующие:
- Китайская оздоровительная гимнастика — комплексы упражнений, основанные на рекомендациях Джавэн Мао:
- Использование игровых видов спорта:
- Комплексы упражнений гимнастики для рук и ладоней;
- Дыхательная гимнастика йогов;
- Элементы гимнастики Хатха-йога (повышает функциональную подготовленность сердечно-сосудистой, дыхательной систем и общую сопротивляемость организма);
- Гимнастика для глаз (повышает эластичность и тонус мышц и нервов, иннервирующих глаз) [5].
Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что процесс организации занятий со студентами с ослабленным здоровьем основывается на использование разнообразных форм, методик, методов и средств, применяющихся в совокупности. Реализуются принципы индивидуализации и дифференциации, которые отражают интересы учащихся и направлены на их оздоровление.
Список литературы
- Алексюк С. Н. Об особенностях организации занятий по физической культуре студентов вузов, отнесенных к специальной медицинской группе / Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта — Харьков, 2007 — № 5.
- Детков Ю. Л., Платонова В. А., Зефирова Е. В. Теория и практика физической культуры для студентов с ослабленным здоровьем / [Детков Ю. Л., Платонова В. А., Зефирова Е. В.] — СПб: СПбГУИТМО, 2008 — 96с.
- Загревская А. И., Игнатова А.Д., Жукова Н.И., Чуйко Л.Н.. Физическое воспитание студентов с ослабленным здоровьем в педагогических вузах: Учебное пособие. Томск: Центр учебно-методической литературы Томского государственного педагогического университета, 2003. 104 с.
- Матухно Е. В. Концепция образования в сфере физической культуры и развития профессионально важных качеств студентов с ослабленным здоровьем — Красноярск: Сибирский педагогический журнал, 2009 — № 12 — с.86.
- Скупченко Е. А., Бурбыгина В. В Физическое воспитание студентов специальных медицинских групп: проблема и пути решения / Мир науки, культуры, образования — Горно-Алтайск: Уральский государственный университет, 2014 — № 3 — с.46
- Хисматулин Р. Р. Физическая культура для студентов с ослабленным здоровьем / Молодежь и наука: сборник материалов IX Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием, посвященной 385-летию со дня основания г. Красноярска [Электронный ресурс]. — Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2013. — Режим доступа: http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2013/section026.html, свободный.
Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.
Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.
Источник
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины «Физическая культура» для студентов с ослабленным здоровьем
рабочая программа на тему
Рабочая программа учебной дисциплины “Физическая культура” для студентов с ослабленным здоровьем составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и подготовки выпускника по специальностям и на основе рабочей программы учебной дисциплины «Физическая культура» для студентов специальной и подготовительной медицинских групп.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kopiya_programma0911.doc | 132.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования
Верхнепышминский механико — технологический техникум
для студентов с ослабленным здоровьем
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебной дисциплины “Физическая культура” для студентов с ослабленным здоровьем составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и подготовки выпускника по специальностям и на основе рабочей программы учебной дисциплины «Физическая культура » для студентов специальной и подготовительной медицинских групп.
Занятия физическими упражнениями со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, способствуют укреплению организма, повышению его сопротивляемости заболеваниям, положительно влияют на функции всех систем организма в их сложном взаимодействии. Однако для многих студентов, отнесенных к специальной и подготовительной медицинских групп, физкультурно-спортивная деятельность не является насущной потребностью, не вызывает устойчивого положительного отношения к ценностям физической культуре.
Отсутствие понимания значения двигательной активности для укрепления здоровья и не сформированность положительного отношения к физической культуре и спорту является негативной проблемой данной категории студентов. Пассивность в отношении физкультурно-оздоровительной деятельности обусловлена тремя основными причинами: ее недооценкой, серьезными проблемами в семейном и школьном воспитании, слабостью или отсутствием необходимой мотивации на всех этапах возрастного развития индивида. Это приводит к тому, что у части студентов сформировалось безразличное или негативное отношение к двигательной активности — одному из главных оздоравливающих факторов.
Рациональные занятия физическими упражнениями в сочетании с твёрдым режимом дня служат надёжным профилактическим средством против многих заболеваний и особенно против сердечно-сосудистых.
Чередование занятий физическими упражнениями с умственным трудом обеспечивает быстрое восстановление работоспособности. Это особенно важно для студентов, так как у них наблюдается повышенная утомляемость организма, ослабленного различными заболеваниями.
В целях дифференцированного подхода к организации уроков физической культуры, а так же руководствуясь Положением о врачебном контроле за лицами, занимающимися физической культурой и спортом, всех обучающихся распределяют на три медицинские группы: основную, подготовительную и специальную, подразделяющуюся на группы «А» и «Б».
К специальной медицинской группе «А» относят обучающихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующие ограничения физических нагрузок, допущенных к выполнению учебной и воспитательной работы, которые после лечебно-оздоровительных мероприятий могут быть переведены в подготовительную группу. Занятия по физической культуре с ними проводят в учреждениях образования по специальным учебным программам, утвержденным директором учебного учреждения и согласованным с органами здравоохранения (кабинетом лечебной физкультуры — ЛФК, врачебно-физкультурным диспансером и др.).
В специальную медицинскую группу «Б» зачисляют обучающихся, имеющих значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, серьезные хронические заболевания, требующие существенного ограничения физических нагрузок, допущенных к теоретическим учебным занятиям. Занимаются они в кабинете ЛФК местной поликлиники, врачебно-физкультурном диспансере, а также индивидуально по согласованию с лечащим врачом.
Целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности, способности направленного использования разнообразных средств физической культуры для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности.
Для студентов с ослабленным здоровьем дополнительной целью является формирование компенсаторных процессов, коррекция имеющихся отклонений в состоянии здоровья. Студенты выполняют только те разделы программы, требования и тесты, которые доступны им по состоянию здоровья.
Для решения поставленной цели определены задачи :
1. Повышение и поддерживание умственной и физической работоспособности и психоэмоциональной устойчивости.
2. Формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни и потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями.
3. Использование средств физической культуры для укрепления и восстановления здоровья.
4. Обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности к будущей профессии.
5. Обучение правилам самостоятельного подбора, составления и выполнения комплекса упражнений утренней гигиенической гимнастики.
6. Ликвидирование остаточных явлений после перенесенных заболеваний с помощью корригирующей гимнастики.
7. Осуществление врачебно-педагогического контроля и самоконтроля в процессе занятий.
8. Освоение жизненно важных двигательных умений, навыков и физических качеств.
9. Соблюдение правил личной гигиены, рационального режима труда и отдыха, полноценного и рационального питания.
Программа предусматривает развитие межпредметных связей с основами безопасности жизнедеятельности, биологией, физикой.
В процессе физического воспитания в техникуме применяется следующая учебная деятельность: учебные занятия; физические упражнения в режиме дня и производственной деятельности; самостоятельные занятия физическими упражнениями, посещение факультатива « Здоровье».
В «Программе медицинского обследования лиц, занимающихся массовыми видами спорта и физкультурой», утвержденной приказом Минздрава России от 20.08.2001 г., № 337, в п. 1.2. указано: «Программа обязательна для выполнения всеми медицинскими организациями, осуществляющими контроль за состоянием здоровья лиц, занимающихся массовыми видами спорта и физкультурой, независимо от ведомственной подчиненности и организационно-правовой формы». В п.1.5.отмечается: «Медицинские обследования текущие (выборочные) осуществляются по решению лечащих врачей на протяжении всего года для оперативного контроля за состоянием здоровья и динамикой адаптации организма к тренировочным нагрузкам с целью индивидуализации и повышения эффективности занятий физкультурой и массовыми видами спорта и восстановительных мероприятий».
После ежегодно проводимого медицинского обследования во врачебно-физкультурном диспансере и на основе его результатов происходит комплектование групп по видам заболеваний, которое проводится медицинским работником техникума, с обязательным участием руководителя физического воспитания и утверждается директором техникума. Студенты занимаются по расписанию два раза в неделю по 90 мин., однако с физиологической точки зрения лучше занятия проводить 3-5 раз в неделю по 35-40 мин. Оценка знаний и умений студентов этих групп производится по пятибалльной системе. Виды практических контрольных заданий для оценки уровня физической подготовленности студентов определяются индивидуально для каждого студента из перечня, предоставляемого руководителем физического воспитания техникума.
Практические занятия со студентами, отнесенными к подготовительной и специальной медицинской группе, носят преимущественно комплексный характер. При подборе средств и методов соблюдаются основные принципы физического воспитания: постепенность, систематичность, доступность, разносторонность. Используются общеразвивающие и специальные упражнения, не требующие чрезмерных напряжений.
Для студентов специальной медицинской группы рекомендованы следующие физические упражнения (при соответствующем дозировании со стороны преподавателя): общеразвивающие упражнения, не требующие повышенной физической нагрузки; упражнения на координацию, не вызывающие больших усилий и, не связанные с усложненными спортивными снарядами; корригирующие упражнения разных назначений; упражнения по обучению и развитию правильного дыхания; упражнения по становлению правильной осанки; подвижные игры малой и средней (по усмотрению преподавателя) интенсивности; элементы спортивных игр (отдельные приемы владения мячом, броски в «корзину», «ворота» и др.; допускается волейбол, включая двухстороннюю игру тренировочного характера); легкий и медленный бег, чередующийся с ходьбой при регулировании темпа преподавателем.
Программа ограничивает упражнения на скорость, силу, выносливость. В зависимости от заболевания включаются циклические виды спорта (прогулки, бег в сочетании с ходьбой и др.), дыхательные упражнения и упражнения на релаксацию при заболеваниях кардиореспираторной системы, а при нарушениях осанки (сколиозах) – упражнения на укрепление мышц живота и туловища (т.е. создание мышечного корсета), выработку правильной осанки. Исключаются упражнения с гантелями, тяжестями в положении стоя.
Занятие состоит из трёх частей: вводной, основной и заключительной. Содержание и продолжительность зависят от характера заболевания, его течения и частоты обострений, а также функционального состояния. Во вводной части – ОРУ, ходьба, бег, дыхательные упражнения; в основной — упражнения, специфические для данной патологии, подвижные игры, элементы спортивных игр; заключительная часть – дыхательные упражнения, ходьба, упражнения на релаксацию, выработка правильной осанки и пр.
Средства физической культуры, применяемые в группах, отличаются лишь методикой: различное время, темп выполнения упражнений и их амплитуда передвижения (ходьба, бег, лыжные занятия), длина дистанции и т.д.). Основными средствами физического воспитания являются дозированные физические упражнения в зависимости от заболеваний.
Двигательные действия для студентов с ослабленным здоровьем рекомендуется осуществлять при ЧСС 120-130 уд./мин., с постепенным увеличением интенсивности физических нагрузок в основной части урока и частоты пульса до 140-150 уд./мин. Двигательные режимы при ЧСС 130-150 уд./мин, являются оптимальными для сердечно-сосудистой и дыхательной систем в условиях аэробного дыхания и дают хороший тренирующий эффект. Преподаватель физической культуры контролирует нагрузку по пульсу, дыханию и внешним признакам утомления студентов.
Контроль за изменением состояния здоровья занимающихся, реализуется путем учета субъективных и объективных данных. Регистрация субъективных данных осуществляется студентами в дневнике самоконтроля, в котором следует отмечать признаки плохого самочувствия (слабость, утомление, головокружение, боли, потливость, снижение работоспособности, плохой сон и плохой аппетит), а также фиксировать частоту пульса в начале и конце занятия. Преподаватель физической культуры не реже одного раза в месяц проверяет дневники самоконтроля и использует их данные при определении нагрузки. Объективные данные о состоянии здоровья занимающихся преподаватель получает во время медицинских осмотров.
При проведении занятий студенты, включенные в специальную или в подготовительную медицинскую группу, могут заниматься индивидуально или вместе с основной группой при условии предварительного инструктажа о показаниях и дозировке упражнений. Самостоятельные занятия физическими упражнениями такие студенты проводят по рекомендации врача.
Непременным условием привлечения студентов спецмедгруппы к занятиям на занятиях физической культуры со всей группой или отдельно является установление прямого контакта преподавателя физической культуры с медицинским персоналом, прежде всего получение от медперсонала сведений об отклонениях в состоянии здоровья конкретного студента спецмедгруппы и соответствующих рекомендаций по применению доступных для него физических упражнений. Это не исключает, а, наоборот, усиливает необходимость более тесного контакта преподавателей с медицинскими работниками как соблюдение основного условия процесса физического воспитания по отношению ко всем студентам.
Введение данной практики свидетельствует о гуманном отношении и усилении заботы о здоровье всех без исключения обучающихся, на что нацелено физическое воспитание в целом и занятия физической культуры в частности.
Студентам, получающим после перенесенных заболеваний справку из медицинских учреждений об освобождении от занятий физической культурой, обязательно должно быть разъяснено, что освобождение от занятий может быть только временным после острого заболевания, так как полного освобождения от лечебной физической культуры не существует и она практически показана при любых отклонениях в состоянии здоровья (в стадии ремиссии).
Итоговая аттестация студентов специальной медицинской групп проводится в форме экзамена по теоретическому и методическому разделам программы. Условием к допуску аттестации студентов специальной медицинской группы является выполнение обязательных контрольных заданий (упражнения, тестов) по общей и профессионально-прикладной физической подготовке (не ниже «удовлетворительно»), показанных в течение последнего семестра обучения. В оценке при итоговой аттестации учитывается уровень выполнения студентом практического и теоретического разделов программы на всем периоде обучения.
Содержание теоретической части позволяет оценить знания студентов по темам:
- понятие о здоровом образе жизни и факторах положительного влияния занятий физической культурой на укрепление физического здоровья, психического и нравственного развития человека;
- понятие о правильном режиме питания;
- понятие о формах двигательной активности;
- методы самоконтроля;
- основы организации индивидуальных занятий корригирующей гимнастикой, их направленность, структура, содержание и режим нагрузки (с учетом индивидуальных показателей здоровья, физического развития и физической подготовленности);
- понятие о правильной осанке;
- понятие о рациональном дыхании;
- правила оказания первой доврачебной медицинской помощи при травмах во время занятий физическими упражнениями;
- гигиенические требования и правила техники безопасности на занятиях физическими упражнениями в условиях спортивного зала и спортивной площадки;
- понятие о физическом развитии и физической подготовленности человека.
Содержание практической части позволяет оценить качество выполнения упражнений по видам практических заданий:
- составлять и выполнять комплексы упражнений для индивидуальных занятий оздоровительной физической культурой (утренней гимнастики, коррекции осанки и телосложения);
- выполнять комплексы упражнений на развитие дыхательной системы (грудное, брюшное, смешанное дыхание);
- выполнять комплексы упражнений для профилактики нарушений осанки и плоскостопия;
- выполнять комплексы упражнений на развитие основных физических качеств;
- выполнять доступные композиции оздоровительной гимнастики (аэробика);
- выполнять доступные технические действия и приемы в игровых видах спорта;
- контролировать величину физической нагрузки по показателям пульса (частоты сердечных сокращений);
- выполнять приемы оздоровительного массажа;
- выполнять посильные комплексы упражнений на тренажерах, на различном спортивном оборудовании;
- выполнять доступные упражнения и двигательные действия из различных видов спорта.
Источник