Меню

Занятия по теме здоровье педагога

Мастер-класс для воспитателей «Час здоровья педагога»

Татьяна Горбунова
Мастер-класс для воспитателей «Час здоровья педагога»

Мастер-класс

для воспитателей МДОУ «Детский сад комбинированного вида №17»

«Час здоровья педагога»

— Добрый день, дорогие коллеги! Мы рады приветствовать вас в этом просторном зале!

— Здравствуйте! Мы говорим вам здравствуйте, а это значит, что мы желаем вам здоровья!

Здоровье – это не просто отсутствие болезней, это состояние физического, психологического и социального благополучия!

Поднимите, пожалуйста, руки все те, кто никогда не болел? А кто болеет один раз в год? А кто болеет два и более раз в год? Посмотрите, мы привыкли к тому, что человеку естественно болеть. А ведь это неверно! Давайте запомним, что человеку естественно быть здоровым! Ученые доказали, что человек должен жить 150-200, а то и 300 лет.

Как вы думаете, что нужно делать, чтобы быть здоровыми? (Ответы) А теперь давайте поговорим, о том, что отрицательно влияет на наше здоровье. Отрицательно на наше здоровье влияют стрессы. Стрессы – это ситуации в которых мы не знаем, что делать, как нам поступить, когда мы злимся на кого то и тому подобное… Давайте поделимся советами, как можно снять стресс? Можно выйти лес и громко закричать, можно залезть под холодный душ, включить музыку и потанцевать, сосчитать до 10, попить водички и т. д. Сегодня мы научим вас приему быстрого снятия стресса – растирание ладошек. (Выполнение упражнения). Есть еще одно верное средство для снятия стресса – это песня. Когда вам плохо попробуйте петь! И сейчас мы с вами тоже споем… И посмотрим, что из этого получится. Внимание на экран! Поаплодируйте себе! Какое у вас настроение? Хорошее настроение это положительный фактор здоровья!

Воспитатели образуют круг, в центре круга надпись «Здоровье» на подставке.

— Предлагаю проверить, насколько активно вы сами заботитесь о своем здоровье и способствуете его укреплению.

Упражнение «Я работаю над своим здоровьем«

-Я буду задавать вопросы, если ответ положительный, то делаете шаг вперед, если отрицательный – не двигаетесь. — я ежедневно выполняю утреннюю гимнастику; — я ежедневно совершаю пешие прогулки; — я посещаю бассейн, тренажерный зал или занимаюсь каким-либо спортом; — у меня отсутствуют вредные привычки; — соблюдаю режим дня; — я правильно питаюсь; -я эмоционально уравновешен; -я выполняю профилактику заболеваний. — Итак, кто из вас оказался рядом с бесценным сокровищем «здоровье«? Это упражнение помогает наглядно увидеть, на правильном ли вы пути, помогаете ли вы себе в укреплении здоровья, ведете ли здоровый образ жизни.

Ведущий: Успешность нашей работы во многом зависит от того, насколько хорошо вы себя чувствуете. Педагоги должны бережно относиться к собственному здоровью и помнить, что они входят в группу риска по различным профессиональным заболеваниям.

Мы много времени проводим на ногах, часто вынуждены находиться в статической позе. Из-за этого уменьшается подвижность суставов, нарушается поступление кислорода к внутренним органом и головному мозгу. Все это может спровоцировать различные заболевания. Чтобы этого избежать, необходимо научиться чередовать работу с активным отдыхом. Возьмите за правило выполнять вместе с детьми зарядку и разминку, играйте с ними в подвижные игры. Подвижная игра «Два Мороза»».

Ведущий: Снять мышечное напряжение и психологическое напряжение помогают не только динамичные, но и статические упражнения, выполнение которых не занимает много времени и не требует специального оборудования. (Звучит спокойная музыка.) Все движения выполняются очень медленно, плавно, не допуская болевых ощущений. Дышите ровно и спокойно. Постарайтесь сохранить каждую позу 30 секунд. — Расправте плечи. Встаньте на цыпочки, поднимите руки и потянитесь вверх всем телом.

-Выполните полуприсед, немного согнув ноги в коленях. Вытяните руки перед собой и потянитесь вперед, сохраняя спину прямой.

— Из этого же положения отведите прямые руки назад. Шею и подбородок потяните вперед. — Наклонитесь вперед, руки отведите в стороны, колени выпрямите. Потянитесь. — Скрестите руки, словно хотите обнять себя, и напрягите все грудные мышцы.

Выпрямленные руки отведите назад и чуть вверх. Подтянитесь вперед. — Поставьте ноги вместе, наклонитесь вперед, обхватите руками и постарайтесь коснуться носом коленей. — Встаньте на колени, прямые руки вытяните над головой, живот втяните, спину держите прямо. В течении минуты выполняйте мягкие пружинистые полуприседания, не касаясь ягодицами пяток.

Ведущий: Профессия обязывает вас много говорить не только в помещении детского сада, но и на улице, во время прогулки с детьми.Перенапряжение голосовых связок может спровоцировать болезни горла: ларингит, фарингит. Выполнение несложных упражнений поможет укрепить мышцы гортани.

Комплекс дыхательно-голосовых упражнений:

-Поцокайте языком громко и быстро, тихо и медленно. — Несколько раз постарайтесь дотянуться языком до подбородка — Постарайтесь зевнуть с закрытым ртом, как бы скрывая зевоту от окружающих. — Откройте рот максимально широко, немного расслабьте мышцы и мягко опустите голову вниз. Вернитесь в исходное положение. — Прижмите указательными пальцами к переносице. Представьте, что вы набрали в рот воды, помычите и почувствуйте в пальцах резонирование. — Выполните движения губами, мысленно произнеся «А-О-Э».Ведущий: Работа с детьми и их родителями зачастую связана с психологическими нагрузками. Поэтому к профессиональным заболеваниям педагогов относятся заболевания сердечно-сосудистой системы, быструю утомляемость, нервно-психические заболевания. Хорошо, если в ДОУ есть специальная комната психологической разгрузки и педагоги имеют возможность регулярно ее посещать. А если нет, то «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих».

Читайте также:  Печенье для здоровья с овсяными хлопьями

САМОРЕГУЛЯЦИЯ – управление своим психоэмоциональным состоянием, достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием. Чтобы успокоится в ситуации раздражении или гнева, когда почувствовали, что эмоции полностью вас захватили, немедленно берите ситуацию под контроль.Сделайте следующее: глубоко вздохните, задержите дыхание на столько, на сколько сможете, сделайте несколько глубоких вдохов, снова задержите дыхание.

САМОВНУШЕНИЕ – словестное воздействие на самого себя. Формулировки строятся в виде простых и кратких утверждений с позитивной направленностью (без частицы «не»). Положительные утверждения помогут справиться с трудной ситуацией. Например, «Я умница и смогу не поддаться на провокацию собеседника вызвать конфликт», «У меня все получится», «Я всегда нахожу способ уйти от конфликта», «Я спокойна и сдержана», «Мне нравиться вести беседу спокойным и уверенным тоном», «Я образец самообладания и выдержки». Самое главное, никогда не осуждайте себя. Все, что вы делайте хорошо. Даже если вы совершили ошибки, ни в коем случае не ругайте себя, а тем более не произносите бранных слов в свой адрес. Старайтесь найти положительный момент даже в своих ошибках.

САМОПРИКАЗ – можно применить, когда вы убеждены в том, что надо вести себя определенным образом, но испытываете трудности с выполнением.Сформулируйте самоприказ: «Разговаривать спокойно!», «Молчать, надо молчать!», «Уйди от провокации». Это помогает сдерживать эмоции, вести себя достойно, соблюдать требования этики. Мысленно повторите приказ несколько раз,если возможно повторить вслух.

САМООДОБРЕНИЕ (самопоощрение): Вы окажете себе неоценимую услугу, если научитесь одобрять свои действия. Не позволяйте самокритике и беспокойству терзать вашу душу!Даже в случае незначительных успехов хвалите себя мысленно говоря: «Я сделала это!», «Я смогла!», «У меня получилось!». Поэтому возьмите за правило контролировать любые негативные мысли по отношению к себе. Найдите возможность хвалить себя в течении дня не менее 7 раз. «сегодня я не обращаю внимание на пустяки». Всегда обращайтесь к себе доброжелательно. Говорите о себе только хорошее. Такие простые слова, как «Умница моя», «Я всегда все делаю хорошо», могут создать в вашем сознании совершенно новую установку, которая будет работать на вас на всех уровнях. Уверенность в себе поможет внушить эту веру окружающим и они будут воспринимать вас как сильного, уверенного в себе человека. Исключая из своего лексикона все слова,унижающие вас: «Какая же я глупая!», «Что я наделала» и т. д.В случае ошибки говорите себе: «Все отлично. Это уже в прошлом. Теперь я знаю, как этого избежать.»ПРАКТИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ СНЯТЬ ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ:

— Набрать в стакане воды и медленно, сосредоточенно ее выпить; — Посчитать зубы, дотрагиваясь до них языком с внутренней стороны; — Слегка помассировать кончик мизинца; — Заняться физическим трудом (стирка белья, мытье посуды, уборка квартиры) или спортом; — То громко, то тихо спеть любимую песню; — Рассказать о вашем состоянии близкой подруге, которая сможет понять и посочувствовать вам; -Принять контрастный душ; — Организовать отдых на природе, лучше у костра. Созерцание огня поможет восстановить душевный покой. — Поплакать, если хочется, но потом посмотреть на все со стороны и посмеяться над ситуацией. Самое главное — запомните,прочувствуйте и применяйте один важный закон: все, о чем мы думаем и говорим, множится и растет, а то, что мы лишаем своего внимания, съезжается, блекнет и исчезает! Когда мы изменяем мысли, мы изменяем свой мир!

Ведущий: Всем известно, что хорошее настроение связано со здоровьем. Смех продолжает жизнь. Когда мы смеемся, наш организм вырабатывает эндорфины – гормоны удовольствия. Давайте вспомним забавные случаи из вашей практики и анекдоты, связанные с темой нашей встречи.

Ведущий: Сегодня мы говорили с вами о том, что необходимо делать для поддержания здоровья духа и тела.

Рекомендации простые: больше двигайтесь, чаще бывайте на свежем воздухе, слушать красивую музыку, учитесь управлять эмоциями и поддерживать друг друга в трудную минуту. Ведь добрые дела, дружба и взаимная поддержка – это тоже здоровье!

Фотоотчет о проведении Дня здоровья для воспитателей и сотрудников детского сада «День Здоровья» для сотрудников МАДОУ ДС «Солнышко» с. Юмагузино, Кугарчинский район, Республика Башкортостан Фотоотчет о проведении «.

Консультация для воспитателей «Дорожка здоровья в детском саду» Дорожка здоровьяХорошо, если территория детского сада большая или рядом есть лес или парк. Именно здесь можно разместить дорожку здоровья.

Консультация для родителей и воспитателей (в детском саду) на тему: «День здоровья для наших детишек». Консультация для родителей и воспитателей (в детском саду) на тему: «День здоровья для наших детишек». День здоровья- это форма активного.

Консультация для воспитателей ДОУ «Общение педагога с детьми» Общение – это взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними познавательной или эмоциональной информацией, опытом, знаниями,.

Консультация для воспитателей «Самооценка в профессиональной деятельности и формировании Я — концепции педагога» Занимаясь самообразованием, педагогу часто приходиться обращаться к вопросам социальной психологии, которая сопутствует осознанию способности.

Консультация для воспитателей «Творческая мастерская педагога» Занятие – главная часть учебного процесса, в которой сосредотачивается учебная деятельность педагога и учащегося. Подготовка учащихся в.

Источник

ЗДОРОВЬЕ ПЕДАГОГА.
презентация к уроку по теме

Цель: приобщить педагога к здоровому образу жизни, объяснить роль здоровья в жизни и деятельности педагога и развитии общества.

Задачи:

  • изучить основные причины заболеваний педагога;
  • выработать рекомендации по восстановлению здоровья педагога.
Читайте также:  Как добиться отличного здоровья

План

1. Введение
2. Проблема сохранения психологического здоровья педагога.
3. Восстановление профессионального здоровья педагога.

4. Заключение
5. Список использованной литературы.

“Здоровье является высшей ценностью общества, чем выше ценится здоровье человека в коллективном сознании общества, тем выше ресурс и потенциал развития самого общества”.

Еще в 19 веке немецкий ученый Артур Шопенгауэр говорил: “Вообще 9/10 нашего счастья основано на здоровье. При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакое внешнее благо не может доставить удовольствия…”

Скачать:

Вложение Размер
pril1.ppt 2.27 МБ
tsel.docx 27.12 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

МБОУ «Гимназия №18 имени И.Я.Илюшина»

Выступление на методическом объединении

Учитель Поддубная Ольга Николаевна

Цель: приобщить педагога к здоровому образу жизни, объяснить роль здоровья в жизни и деятельности педагога и развитии общества.

  • изучить основные причины заболеваний педагога;
  • выработать рекомендации по восстановлению здоровья педагога.

1. Введение
2. Проблема сохранения психологического здоровья педагога.
3. Восстановление профессионального здоровья педагога.

4. Заключение
5. Список использованной литературы.

“Здоровье является высшей ценностью общества, чем выше ценится здоровье человека в коллективном сознании общества, тем выше ресурс и потенциал развития самого общества”.

Еще в 19 веке немецкий ученый Артур Шопенгауэр говорил: “Вообще 9/10 нашего счастья основано на здоровье. При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакое внешнее благо не может доставить удовольствия…”

Так что же такое здоровье?

До 1940 г. под здоровьем подразумевалось отсутствие заболеваний. Здоровым считали человека, у которого нет признаков заболеваний.

Но в 80-е годы 20столетия ВОЗ дает такое определение: “ Здоровье – это не только отсутствие болезней, а состояние физического, психического и социального благополучия”

Таким образом, наше здоровье можно представить в виде равностороннего треугольника: сторонами, которого являются физическое и психическое здоровье, а в основании лежит социальное благополучие.

В последние годы, как в нашей стране, так и за рубежом, в сознании людей активно формируется качественно иное отношение к понятию “здоровье”.

Здоровье формируется под влиянием сложного комплекса внутренних факторов и внешних воздействий. Учение провели многочисленные исследования и сделали вывод: от чего зависит наше с вами здоровье. Мы попробуем эти данные обобщить в виде формулы здоровья:

Здоровье 100%= 10%медицина+ 20%наследственность+ 20% окр среда +50% образ жизни.

Основная причина, побудившая взяться за данную тему – неблагополучное состояние здоровья современного педагога. Педагог в России, что бы ни говорили про него сегодня, всегда был и остается особенным, в чем-то иррациональным человеком, стремящимся, часто неосознанно, быть учителем жизни, для которого слово “долг” является ключевым.

Существование современного педагога протекает на фоне жизни его страны, и страдает он от тех же проблем, что и остальные граждане, Но есть в его деятельности своя специфика;

  • во-первых, педагогическая профессия – профессия здоровье разрушающая;
  • во-вторых, мы наблюдаем, кризис педагогической профессии, воспитатели, как и учителя, “постарели”, так как молодежь все реже идет в педагогику.

Проблема здоровья учителя заслуживает большого внимания, так как от состояния здоровья педагога зависит успешность учебно-воспитательного процесса.

50% – образ жизни . Эта та составляющая формулы здоровья, которая зависит от самого человека. Но для большинства педагогов образ жизни – это школа и профессиональные обязанности.

“Работа съедает”, это признают многие педагоги. Работу на дом сейчас приносят, пожалуй, только учителя и бизнесмены, но последние, в отличие от первых, имеют материальную возможность полноценно отдохнуть и восстановиться, чего не скажешь об учителях. Даже наш продолжительный летний отдых не способствует полноценному восстановлению сил: мы проводим его дома, на грядках, ремонтируя школьные кабинеты, на все остальное нужны средства и немалые…

Если еще раз вспомнить, что в основе нашего физического и психического здоровья лежит социальное благополучие, то становится ясной такая схема: физическое здоровье – психическое здоровье – профессиональное здоровье. Ведь именно профессия должна обеспечить нам необходимое для здоровья социальное благополучие.

Под профессиональным здоровьем мы понимаем способность организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность педагогической деятельности и развитие личности учителя.

Проблема профессионального здоровья учителя в настоящее время настолько значима, что необходимо создание нового направления психолого-медико-социальной профилактики и восстановления здоровья педагога.

САМЫЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

Профессию педагога можно отнести к “группе риска” по частоте нарушений здоровья и серьезности протекающих заболеваний.

Обработав статистические данные по заболеваемости педагогов, сотрудники института В. М. Бехтерева обнаружили ярко выраженные преобладающие заболевания:

  1. сердечно-сосудистые;
  2. желудочно-кишечные;
  3. нарушения опорно-двигательного аппарата;
  4. болезни крови;
  5. нарушение функции щитовидной железы.

По показателям 54% педагогов имеют нарушения массы тела, 70% нарушения опорно-двигательного аппарата. Нарушения в нервно-психическом здоровье имеют:

– после 10-ти лет работы более 35% педагогов;
– после 15-ти лет стажа – 40%;
– после 20-ти лет – более 50 % педагогов.

Постоянное перенапряжение приводит к ряду соматических заболеваний (язва желудка, ишемическая болезнь сердца, сахарный диабет, гипертония).

К основным профессиональным заболеваниям педагогов относятся:

– миопия (близорукость);
– ларингит;
– синдром хронической усталости;
– гиподинамия;
– остеохондроз.

Причинами заболеваний являются:

  1. отсутствие стабильного режима труда и отдыха;
  2. снижение двигательной активности;
  3. эмоциональная перенапряженность;
  4. большая учебная нагрузка как результат низкой почасовой оплаты;
  5. отсутствие системы психопрофилактических мероприятий, комнат психологической разгрузки;
  6. использование авторитарного стиля руководства.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГА

Здоровье начинается с попыток осознания своего места в жизни.

Каждый человек, несмотря на возраст, должен когда-то ответить на четыре очень важных для него вопроса:

  1. Ради чего я живу? В чем смысл моей жизни?
  2. Зачем я родился? Что я должен совершить?
  3. Зачем мне быть здоровым?
  4. Быть здоровым – это мой долг перед обществом или мое личное дело?

Вопросов может быть и больше. Ясно лишь одно – только ответив на них, человек приобретает мотивацию к тому, чтобы быть здоровым.

Зададимся вопросом, в чем же главная причина перечисленных заболеваний педагога? Ответ ясен: все, о чем мы говорили, вызывается стрессом и психическим перенапряжением…

Существуют две основные причины, разрушающие здоровье педагога: мировоззренческая и психическая, причем вторая вытекает из первой.

  1. неумение принимать жизнь такой “как она есть”, без критики и протеста;
  2. неумение жить в данный момент, считая его самым важным в жизни;
  3. неумение найти свое место в жизни, которое позволяло бы получать удовлетворение от факта существования, от своей профессии, от своей работы… и тем самым сохранить свое здоровье;
  4. неосознание себя частицей великих исторических процессов, непонимание того, что каждый из нас является своего рода творцом истории;
  5. неумение принимать свой социальный статус и достойно пребывать в нем;
  6. незнание того, что каждый из нас нужен на своем месте, Нужен не директору или министру, а людям, стране, планете, истории, вечности!
  1. неумение противостоять стрессам;
  2. отсутствие навыка управления своими эмоциями;
  3. частое превышение своих психических возможностей;
  4. неумение вырастить в себе и освоить эмоции радости, создать установку на радость от существования вообще, а не от полученной зарплаты;
  5. неспособность смеяться над жизненными неудачами.

Человек сознательный, культурный, педагог в особенности, должен уметь владеть своими эмоциями и чувствами хотя бы ради двух целей:

– чтобы не болеть;
– чтобы принимать правильное решение. Надо научиться жить с хорошими эмоциями, противодействовать негативным эмоциям.

Каждая эмоция связана с болезнью или здоровьем, создает конкретную болезнь или является профилактической против конкретной болезни.

Чтобы сделать из себя здорового человека, нужно быть сильнее своих эмоций, но ни в коем случае не подавлять их.

Выделяют здоровье разрушающие эмоции:

гнев, ярость, уныние, озабоченность, печаль, страх, тревожность, грусть, отчаяние…

Бороться с негативными эмоциями надо с помощью специального тренинга (Приложение “Приручение эмоций”, см. Приложение 1 ).

Упражнение. Замена одной эмоции на другую

Возникшая эмоция “раскручивается” несколько секунд, а затем постепенно овладевает человеком. Представьте, что у Вас возникла нежелательная эмоция гнева. Вы сразу ее заметили и определили. И тут же, не давая ей “раскрутиться”, нужно “включить” другую эмоцию. Какую сочтете нужной (спокойствия, радости, великодушия, альтруизма…). Или ту “светлую” эмоцию, которая вызывается легче всего. Заменив одну эмоцию на другую, Вы не дали развиться в организме болезнетворному процессу.

Есть эмоции здоровьесоздающие:

интерес, радость, нежность, удовлетворение, спокойствие, сочувствие, удивление, восторг, умиление, восхищение…

Вот если бы создать такой эмоциональный климат на работе, чтобы все эти эмоции присутствовали у сотрудников. Какая бы это была бы работа, какая бы это была жизнь.

Для сохранения и поддержки здоровья педагога необходимо применять:

– лечебно-оздоровительные упражнения:– упражнения для позвоночника
– упражнения для осанки
– упражнения для шейного отдела позвоночника

следить за своим физическим здоровьем:

– полноценное питание– достаточный сон
– соблюдение правил личной гигиены
– режим труда и отдыха
– занятия спортом

соблюдать психоэмоциональное равновесие:

– позитивное мышление
– оптимизм
– управление эмоциями
– доброжелательное отношение к людям
– любовь к себе.

Выступления учащихся по темам:

  • Искусственные пути снятия напряжения.
  • Рациональное питание. Правил рационального питания
  • Как сохранить зрение.
  • Как быть красивой

– Начинайте каждый день с чувством радости.
– Поддерживайте это состояние в течение дня.
– Прежде чем дать волю гневу, сосчитайте до десяти.
– Ощущайте себя хозяином и властелином своей судьбы.
– Относитесь к людям так, как вы хотели бы чтобы люди относились к вам.
– Питайтесь регулярно и разнообразно.
– Исключайте жареную, жирную пищу, алкоголь.
– Увеличьте потребление овощей, фруктов, рыбы, мяса, молочных продуктов.
– Не переедайте на ночь.
– Спите не менее 8-ми часов в сутки.
– Занимайтесь физическими упражнениями.
– Старайтесь больше бывать на свежем воздухе.
– Любите свою душу и тело.
– Старайтесь окружить их комфортом.

Не надейся на Бога
И не верь чудесам,
Есть одна лишь подмога:
Помоги себе сам.

  1. Онишина В.В. Курс лекций “Здоровьесберегающие технологии в процессе обучения школьников”. – М.: ПАПО, 2006;
  2. Лободин В.Т., Лавреченова Г.В. Лободина С.В. “Как сохранить здоровье педагога”.
  3. Биология в школе – М.: Школа-Пресс, № 4, 2008.
  4. Интернет-ресурсы:
  1. Богатырёва О. О. Личностные факторы профессиональной самореализации: автореф. – М. – С. 12–24.
  2. Бодалёв А. А., Деркач А. А., Лаптев Л. Г. Рабочая книга практического психолога: пособие для специалистов, работающих с персоналом. – М.: Институт психотерапии, 2006. – 629 с.
  3. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е изд., испр. – М: Смысл, 2003. – 487 с.
  4. Осницкий А. К. Регуляция деятельности и направленность личности: монография. – М.: МЭЛИ, 2007. – с.
  5. Панова Н. В. Педагогическое долголетие: монография. – СПб: СПб АППО, 2007.– 444 с.
  6. Панова Н. В. Профессиональная жизнь педагога: монография. – СПб: СПб ИПКСПО, 2007. – 244 с.
  7. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека. – М.: Школьная пресса, 2000.
  8. Франкл В. Воля к смыслу. – М.: Апрель–Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 368 с.

Источник

Adblock
detector