Проблемы физического воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов и привлечения их к занятиям спортом
Бурцева Елизавета Петровна — заведующий и методист отдела «Организационно-массовый»
Муниципального бюджетного образовательного учреждения
Центр внешкольного образования «Творчество» г.о. Самара
Физическая культура – это особая и самостоятельная область культуры, которая приобретает ряд специфических черт, в приложении к инвалидам различных групп, занимающихся физическими упражнениями и массовым спортом.
Физическая культура имеет большие возможности для коррекции и совершенствования моторики индивида. Большое число физических упражнений, вариативность их выполнения, позволяет производить отбор целесообразных сочетаний для каждого отдельного случая.
Инвалидность сопряжена не только с потерей трудоспособности, но и с ограничением двигательной деятельности. В связи с этим данная категория людей находится в вынужденных условиях дефицита двигательной активности.
Физическая культура и спорт для этой группы населения могут выступать как эффективное средство реабилитации и социальной адаптации. Для инвалидов занятие физической культурой и спортом выступают как фактор улучшения самочувствия, повышения уровня здоровья и уровня физической подготовленности, удовлетворение потребности в общении, расширении круга знакомств, самореализации при занятии спортом.
В настоящее время среди инвалидов высок процент людей, склонных к депрессии и суициду, что вызвано изолированностью этой группы людей от социальной жизни. Путем привлечения и приучения наибольшего количества инвалидов к физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, возможно, существенно снизить количество суицидов в этой социальной группе.
У детей-инвалидов двигательная активность существенно зависит от вида заболевания и не находит выхода в естественных играх, которыми с раннего детства занимаются обычные дети. Это влечет за собой гиподинамию, а также недостаток знаний о своем организме и его возможностях. Еще Аристотель сказал: «Ничто так не истощает, не разрушает, как физическое бездействие». На протяжении веков доказывается, что именно определенные физические упражнения способствуют развитию функциональных систем организма, повышают общий уровень здоровья, иммунитет, способность к адаптации, стимулируют умственную деятельность. Также надо отметить положительное влияние занятий танцами, физкультурой и спортом на развитие личности, что особенно ярко проявляется среди детей-инвалидов. Чтобы их физическая форма была на высоком уровне в течение всей жизни, необходимы систематические занятия с детства.
С 1992 года в МБОУДОДЦВО «Творчество» г.о. Самара действует отдел психолого-педагогической, медицинской и социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, в основном с заболеванием – ДЦП (детский церебральный паралич).
Одной из проблем, которая была при открытии отдела реабилитации — это неприятие здоровыми детьми детей-инвалидов. На них смотрели как на изгоев. По прошествии небольшого времени, занимаясь вместе с детьми, непохожими на них, здоровые дети прониклись пониманием их проблем, стали помогать во всем. И в настоящее время совместное проведение соревнований, конкурсов, занятий воспринимается как естественный факт.
Реализация физкультурно-оздоровительных программ в ЦВО «Творчество» приводит к расширению возможностей двигательных действий инвалидов, позволяет им повысить свои физические кондиции, включиться в общеполезный труд.
Занятия с детьми с различными заболеваниями, имеющих ограничения к занятиям физической культуры, в ЦВО «Творчество» строятся с учетом индивидуальных особенностей, уровня здоровья, психо-эмоционального статуса, характера заболевания.
Педагоги в своей работе с данными детьми руководствуются принципом, что все люди, независимо от состояния физического и психического здоровья могут получить большую пользу от физической активности, если знать, как адаптировать тот или иной вид двигательной деятельности к нуждам конкретного человека.
Привитие навыков к занятиям физкультурой и спортом начинается с раннего возраста. В отдел реабилитации принимаются дети с 4 лет. Для этой категории детей разработана программа «Преодоление».
Задачи физического воспитания дошкольников с детским церебральным параличом и нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП и НОДА) можно разделить на несколько групп.
В первую группу входят те классические задачи, которые решаются и в работе со здоровыми детьми – это общеобразовательные, оздоровительные и воспитательные. К задачам общеобразовательного характера относятся задачи формирования доступных представлений и знаний о пользе занятий физическими упражнениями, об основных гигиенических требованиях и правилах. К оздоровительным задачам относятся задачи охраны и укрепления здоровья ребенка, развития сохранных функций организма ребёнка и совершенствования адаптационных и функциональных возможностей, повышения умственной и физической работоспособности, достижения полноценного физического развития.
Воспитательные задачи включают формирование потребности в систематических занятиях физическими упражнениями, воспитание нравственно-волевых черт личности, активности, самостоятельности.
Вторую группу задач составляют двигательные коррекционные задачи, которые целесообразно разделить на: основные и вспомогательные. К основным двигательным коррекционным задачам относится поэтапное двигательное развитие детей в той последовательности, которая свойственна здоровым детям.
Вспомогательные двигательные коррекционные задачи:
- коррекция порочных установок опорно-двигательного аппарата;
- преодоление слабости отдельных мышечных групп;
- улучшение подвижности в суставах;
- нормализация тонуса мышц;
- улучшение деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма и др.
Дети с НОДА обучаются по программе “Преодоление” на основании заключения медико-психолого-педагогического консилиума. В медицинской карте ребёнка указываются дефекты опорно-двигательного аппарата, которые следует преодолеть направленными упражнениями.
В результате работы по данной программе дети становятся способными проявлять активность на людях во время праздников и массовых мероприятий, у них возникает желание общаться, заниматься физкультурой, участвовать в спортивных соревнованиях.
Проблема многих семей, где имеются дети-инвалиды, взаимоотношения членов семьи. Спортивная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья становится эффективнее и результативнее благодаря совместной и взаимодополняющей деятельности педагогов и родителей. Они – первые ценители труда педагогов и достижений своих детей. В первую очередь меняется отношение родителей к ребенку, они перестают видеть в нем инвалида.
В отделе реабилитации поддерживается система непрерывности дополнительного образования. Воспитанники подросткового возраста продолжают занятия в Спортивно-оздоровительном клубе «Старт» и детском объединении «Аэробика».
Деятельность СОК «Старт» укладывается в формулу: «Спорт — для здоровья, а не только ради высоких результатов». Каждый член клуба: будь то здоровый подросток или ребенок — инвалид, должен получить возможность заниматься тем или иным видом спорта.
Воспитанники СОК «Старт» — неоднократные победители районных и городских соревнования среди детей с ограниченными возможностями здоровья по различным видам спорта.
В ЦВО «Творчество» для воспитанников отдела реабилитации есть два тренажерных зала. Один для детей до 8 лет, где находятся мягкие тренажеры и «сухой бассейн», и зал ЛФК, оборудованный тренажерами для детей старшего возраста. Педагоги и инструкторы ЛФК индивидуально подходят к выбору программы для каждого воспитанника, прослеживают динамику его физического развития. К сожалению, из-за нехватки материальных средств, оборудование давно не менялось, многие тренажеры пришли в негодность.
В ЦВО «Творчество» разработан и реализован социально-значимый проект «Тропа здоровья».
Цель программы «Тропа здоровья» — содействие физическому и разностороннему развитию подростков и молодежи, включая детей с ограниченными возможностями здоровья, воспитанию у них гражданственности и патриотизма средствами спортивного туризма.
Одним из направлений этого проекта является поход выходного дня. В этом проекте приняло участие около 25 старших воспитанников отдела реабилитации. Подростки сталкиваются с проблемой преодоления страха перед подъемами на гору, опасения непрохождения расстояния пешего перехода. Но, пройдя маршрут, они испытывают чувство удовлетворения и уверенности в своих возможностях.
За 21 год существования отдела реабилитации в ЦВО «Творчество» накоплен большой опыт физкультурно-оздоровительной деятельности с детьми – инвалидами. Решены проблемы с кадровым составом, использованием материально-технических средств, разработаны методики и формы работы с детьми-инвалидами, созданы авторские и адаптированные дополнительные образовательные программы, наработан большой методический материал.
Привлечение воспитанников с ограниченными возможностями здоровья отдела реабилитации МБОУДОДЦВО «Творчество» г.о. Самара к занятиям спортом и физической культурой, участию в спартакиадах, олимпиадах, дельфийских играх способствует не только их оздоровлению, реабилитации, но и их социальной адаптации.
Список информационных источников:
- Гросс Н.А. Развитие двигательных навыков у детей с ДЦП. // Журнал «Курортное дело» №3 – М.2007 –С 13-15.
- Латчук В.Н., Бурлакина О.В., Бурлакин М.Ю. Роль туризма в реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями // Коррекционная педагогика. – 2006. — №3 (15). – С.22-26
- Паначев В.Д. «Социально-педагогическая реабилитация детей с ОВЗ при помощи искусства и спорта». Дефектология № 5, 1995
Источник
Занятия по физической культуре для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: специфика организации и проведения
Миронова СветланаПетровна,кандидат педагогических наук, профессор кафедры физического воспитания ФГАОУ ВО «Российский государственный профессиональнопедагогический университет»,г. Екатеринбургgolst@e1.ru
Занятияпо физической культуредля инвалидов илиц с ограниченными возможностями здоровья: специфика организации и проведения
Аннотация.В статье рассматриваются меры по организации и проведению занятий по физической культуре для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: направления рабочих программ по дисциплине «Физическая культура», критерии оценки результата реализации занятий по физической культуре, материальнотехнические условия, дополнительные требования в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся.Ключевые слова:физическая культура, образовательная программа, инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья, средства физической реабилитации и социальной адаптации.
В ФГАОУ ВО «Российский государственный профессиональнопедагогический университет» (далее–РГППУ) разработан Порядок реализации дисциплины «Физическая культура» (далее по тексту–Порядок), который определяет особенности организации процесса физического воспитания и спорта обучающихся по образовательным программам высшего образования–программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры (далее–образовательные программы) при очной, очнозаочной и заочной формах обучения, при сочетании различных форм обучения, при освоении образовательных программ инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья (далее–инвалиды и лица с ОВЗ). Настоящий Порядок разработан в соответствии со следующими нормативными документами, регламентирующими организацию и проведение занятий по физической культуре для инвалидов и лиц с ограниченнымивозможностями здоровья (в соответствии с ограничениями жизнедеятельности), действующие в Субъекте РФ.1.Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273ФЗ [1].2.Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995г. №181ФЗ [2].3.Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования–программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденным Минобрнауки России от 19.12.2013г. №1367.4.Приказом Министерства образования Российской Федерации от 01.12.1999г. №1025 «Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования».5.Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования.6.Методическими рекомендациями по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса от 08.04.2014г. №АК44/05вн.7.Положением «Об организации инклюзивного образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья», утвержденным в РГППУ от 02.02.2016 № 01Р/665117. 7. Уставом РГППУ. 8. Положением «Об организации инклюзивного образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья», утвержденным в РГППУ от 02.02.2016 № 01Р/665117. Целью Порядка является создание оптимальных условийобучающимся по образовательным программам не зависимо от форм и технологий обучения, для формирования необходимых компетенций, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психологического благополучия, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности.Программа по физической культуредля инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (в соответствии с ограничениями жизнедеятельности) с использованием средств адаптивной физической культуры находится в стадииразработки. В рабочейпрограммепо дисциплине «Прикладная физическая культура» отмечено, что для реализации дисциплины «Физическая культура» для инвалидов и лиц с ОВЗ устанавливается особый порядок освоения дисциплины на основании соблюдения принципов здоровьесбережения и адаптивной физической культуры. В зависимости от нозологий обучающегося и степени ограниченности возможностей, в соответствии с медицинскими рекомендациями, занятия для обучающихся из числа инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть организованы в виде:–адаптивной физической культуры в объеме предусмотренном рабочей программой;–занятия по настольным, интеллектуальным видам спорта;–лекционных занятий по тематике здоровьесбережения.Комплектование групп спортивной подготовки, а также планирование тренировочных занятий (по объему и интенсивности тренировочных нагрузок разной направленности) по адаптивным видам спорта осуществляется в соответствии с гендерными и возрастными особенностями развития, функциональными группами, а также индивидуальными особенностями ограничения в состоянии здоровья.Распределение инвалидов и лиц с ОВЗ по учебным группам для проведения практических занятий (группу СМГ и ЛФК) осуществляется в начале каждого учебного года по результатам медицинского обследования и педагогической диагностики, где определяется состояние их здоровья, физического развития и уровень физической подготовленности.
Рабочие программы дисциплины «Физическая культура» для инвалидов и лиц с ОВЗ включают следующие направления:–проведение занятий по физической культуре с учетом индивидуальных особенностей инвалидов и лиц с ОВЗ и образовательных потребностей в области физической культуры;–разработку индивидуальных программ физической реабилитации в зависимости от нозологии и индивидуальных особенностей обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ;–разработку и реализацию методик, направленных на восстановление и развитие функций организма, полностью или частично утраченных инвалидом или лицом с ОВЗ после болезни, травмы; обучение новым способам и видам двигательной деятельности; развитие компенсаторных функций;–обеспечение психологопедагогической помощи обучающимся инвалидам и лицам с ОВЗ, использование на занятиях методик психоэмоциональной разгрузки и саморегуляции;–организацию дополнительных (внеурочных) и секционных занятий физическими упражнениями для поддержания (повышения) уровня физической подготовленностиобучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ с целью увеличения объема их двигательной активности и социальной адаптации в студенческой среде;–включение инвалидов и лиц с ОВЗ в совместную со здоровыми студентами физкультурнорекреационную деятельность, то есть в инклюзивную физическую рекреацию.
Форма проведения текущей и промежуточной аттестации для инвалидов и лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных особенностей.Учитывая, что физическая культура для инвалидов и лиц с ОВЗ предусматривает использование комплекса эффективных средств физической реабилитации и социальной адаптации, устанавливаются следующие критерии оценки результата реализации занятий по физической культуре:–на этапе начальной подготовки: углубленная физическая реабилитация, социальная адаптация и интеграция; формирование устойчивого интереса к занятиям спортом; расширением круга двигательных умений и навыков; освоение основ техники по избираемому виду спорта; развитие физических качеств и функциональных возможностей.–на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации): социальная адаптация и интеграция;–положительная динамика двигательных способностей; участие в спортивных соревнованиях;–повышение уровня общей и специальной физической, технической, тактической и психологической подготовки.Университет обеспечивает проведение занятий по физической культуре инвалидам и лицам с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, их индивидуальных возможностей и состояния здоровья.Для занятий обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ в университете созданы материальнотехнические условия, обеспечивающие возможность беспрепятственного доступа в помещения для занятий по дисциплине, а также их пребывания в этих помещениях (в том числе наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов).Занятия для обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ проводятся в отдельной аудитории. Число студентов не превышает 812 человек в одной аудитории. Допускается проведение занятий для обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ в одной аудитории совместно с иными обучающимися, если это не создает трудностей припроведении испытаний. Допускается присутствие в аудитории во время проведения занятия ассистента из числа работников университета или привлеченных лиц, оказывающего обучающимся инвалидам и лицам с ОВЗ необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных возможностей (передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с преподавателями, проводящими текущуюи итоговую аттестацию по дисциплине «Физическая культура»).Инвалиды и лица с ОВЗ в процессе проведения занятий или сдачи итогового испытания могут пользоваться техническими средствами, необходимыми им в связи с их индивидуальными особенностями.При проведении занятий обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ.
Для слепыхобучающихся:–письменные задания для выполнения самостоятельной работы, задания для текущей и промежуточной аттестации оформлены рельефноточечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера со специализированным программным обеспечением для слепых, либо зачитываются ассистентом;–письменные задания выполняются на бумаге рельефноточечным шрифтом Брайля или на компьютере со специализированным программным обеспечением для слепых либо надиктовываются ассистенту;–обучающимся для выполнения задания при необходимости предоставляется комплект письменных принадлежностей и бумага для письма рельефноточечным шрифтом Брайля, компьютер со специализированным программным обеспечением для слепых.Для слабовидящихобучающихся:–обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;–обучающимся для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство; возможно также использование собственных увеличивающих устройств;–задание для выполнения, а также методические указания для выполнения аттестации оформляются увеличительным шрифтом.Для глухих и слабослышащих обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости обучающимся предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования.Для слепоглухих предоставляются услуги тифлосурдопереводчика (помимо требований, выполняемых соответственно для слепых и глухих).Для лиц с тяжелыми нарушениями речи, глухих, слабослышащих занятия проводятся с использованием письменной формы.Для лиц с нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту.Условия указанные выше, предоставляются обучающимся на основании заявления, содержащегосведения о необходимости создания соответствующих специальных условий.
Освоение дисциплин по физической культуре инвалидамии лицами с ОВЗ направлено на следующие результаты коррекционной работы.–коррекцию отклонений в развитии и здоровье, восстановление нарушенных функций, нормализацию двигательной активности и обмена веществ, предупреждение развития атрофии мышц, профилактику контрактур и нарушений опорнодвигательного аппарата, выработку способности самостоятельного передвижения и навыков бытового самообслуживания;–общее укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни, улучшение физического развития и совершенствование двигательных способностей, увеличение степени приспособляемости и сопротивляемости организма к факторам внешней среды.
Основными формами образовательного процессапри реализации дисциплин по физической культуре для инвалидов и лиц с ОВЗ являются тестирование и медицинский контроль; теоретические занятия; групповые и индивидуальные практические занятия; работа по индивидуальным учебным планам; спортивномассовые и физкультурнооздоровительные мероприятия.Теоретические занятия предусматривают приобретение знаний основ теории физической культуры, спорта и здорового образа жизни, использования средств физической культуры в профилактике заболеваний.Практические занятия для инвалидов и лиц с ОВЗ проводятся в виде адаптивной физической культуры и направлены на повышение уровня функционального состояния и физической подготовленности, оптимизацию психофизического развития. При проведении практических занятий обучающимся даются индивидуальные рекомендации по практическому самосовершенствованию двигательных действий.Для отдельной категории обучающихся в зависимости от степени ограниченности здоровья возможна разработка индивидуального учебного плана с индивидуальным графиком посещения занятий.Для оснащенияуниверситета спортивным оборудованием, адаптированным для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, с цельюполноценного занятия инвалидами и лицами с ОВЗ физической культурой в РГППУ модернизирована физкультурнооздоровительная база: оборудованы специальные площадки (в помещениях и на открытом воздухе); установлены специализированные тренажеры общеукрепляющей направленности и фитнестренажеры.Все спортивное оборудованиеотвечает требованиям доступности, надежности, прочности и удобства.Помещения спортивного комплекса и прилегающей территории отвечает принципам создания безбарьерной среды.Спортивномассовые и физкультурнооздоровительные мероприятиядля инвалидов и лиц с ОВЗ представляют собой внеурочную форму занятий по физическому воспитанию и направлены на обеспечение возможности самовыражения личности и приобретения индивидуального и коллективного опыта физкультурноспортивной деятельности.Опыт организации и реализации программфизической культуры для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (в соответствии с ограничениями жизнедеятельности) с использованием средств адаптивной физической культуры и адаптивного спорта в РГППУ основывается на разработанном планкалендаре Спартакиады студентов университета на 20162017 учебный год, в который включены соревнования для студентовинвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (в соответствии с ограничениями жизнедеятельности) с использованием средств адаптивной физической культуры и адаптивного спорта.
Ссылки на источники1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273ФЗ.2.Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995г. №181ФЗ.
Источник