Меню

Занятий легкой атлетикой для здоровья студентов

Легкая атлетика — спортивно-педагогическая дисциплина в поддержании здорового образа жизни

Рубрика: Физическая культура и спорт

Дата публикации: 08.02.2017 2017-02-08

Статья просмотрена: 1847 раз

Библиографическое описание:

Абдулахатов, А. Р. Легкая атлетика — спортивно-педагогическая дисциплина в поддержании здорового образа жизни / А. Р. Абдулахатов, Б. А. Кушмуродов, Ш. У. Атамуродов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 8 (142). — С. 386-388. — URL: https://moluch.ru/archive/142/29247/ (дата обращения: 08.06.2021).

Воспитание здорового и гармонично развитого поколения означает построение фундамента государства с великим будущим, завоевание высокого авторитета в мире.

Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций. Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.

Здоровье это главная ценность жизни, оно занимает самую высокую ступень в иерархии потребностей человека. Здоровье один из важнейших компонентов человеческого счастья и одно из ведущих условий успешного социального и экономического развития. Реализация интеллектуального, нравственно духовного, физического и репродуктивного потенциала возможна только в здоровом обществе. По определению специалистов Всемирной организации здравоохранения, здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов.

Фундаментом здорового образа жизни являются духовно-нравственные и национальные традиции, которые обеспечивают душевное, духовное, физическое и социальное благополучие.

Согласно современным представлениям, здоровый образ жизни — это типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, укрепляющие и совершенствующие адаптационные (приспособительные) и резервные возможности организма, что обеспечивает успешное выполнение социальных и профессиональных функций.

Исследования показали, что студенты, понимают здоровый образ жизни в основном, как следование хорошо известным положениям: «Больше двигаться!», «Беречь нервы!», «Закаляться!», «Не пить!», «Не курить!», «Не употреблять наркотики!» и т. д. Однако перечисленные положения не стали для многих руководством в поведении. Это связано с тем, что, во-первых, рекомендации по здоровый образ жизни насаждаются в назидательной, категоричной форме и не вызывают у молодых людей положительных эмоций; во-вторых, сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни; в-третьих, средства массовой информации в привлекательной форме рекламируют (культивируют) нездоровый образ жизни; курение сигарет и неумеренное употребление пива расцениваются как престижные атрибуты молодежной (и не только молодежной) субкультуры.

В связи с этим формирование мотивации здоровый образ жизни у студентов требует усилий. Поскольку эффект этих усилий проецируется на будущее и не каждый в состоянии решить эту задачу самостоятельно, необходима нацеленность системы воспитания и образования на формирование у учащихся культуры здоровья. Начинать надо с формирования установки на здоровый образ жизни.

Массовое занятие молодежи спортом делает ее сильной и смелой, закаляет характер, воспитывает целеустремленность, силу духа, упорство, умение добиваться поставленной цели и побеждать. Постоянные занятия спортом позитивно меняют характер и образ жизни наших детей.

Легкая атлетика является самым доступным для населения средством и методом разностороннего физического, эстетического и нравственного воспитания. Поэтому ею занимаются в дошкольных учреждениях, в школах, в средних и высших специальных учебных заведениях, на производстве и в быту. Легкая атлетика — это один из наиболее популярных видов спорта, который в совокупности состоит из специфических средств и методов гармонического физического воспитания людей. Разнообразие упражнений и их высокая эффективность, широкие возможности для регулирования физической нагрузки, несложное оборудование — все это позволило легкой атлетике стать массовым видом спорта, доступным каждому человеку. Не случайно легкую атлетику называют «королевой спорта».

Читайте также:  Проблема здоровья нации детские болезни

Воспитание здорового поколения является одним из приоритетных направлений государственной политики в Узбекистане.

Основная задача преподавания и обучения легкой атлетикой для педагога заключается в формировании гармонически развитой личности, готовой к трудовой, оборонной, общественной и спортивной деятельности, основой которых являются:

  1. Укрепление здоровья занимающихся, формирование их правильной осанки, содействие физическому развитию и подготовленности.
  2. Обогащение занимающихся специальными знаниями в области легкой атлетики, обучение новым видам движений, обогащение занимающихся двигательным опытом, формирование организаторских умений и навыков.
  3. Развитие двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации) и психических способностей (ощущения, восприятия, представления, внимание, память на движения и др.)
  4. Воспитание эстетических, волевых и нравственных качеств.
  5. Подготовка высококвалифицированных спортсменов.

Ходьба, бег, прыжки и метания воспитывают силу, быстроту, выносливость, улучшают подвижность суставов, способствуют воспитанию волевых качеств. Легкоатлетические упражнения повышают функциональные возможности организма, его работоспособность. Занятия проводятся, как правило, на открытом воздухе — на стадионе, в парке, в лесу. Отсюда высокоэффективное оздоровительное влияние упражнений легкой атлетики. Занятия легкой атлетикой имеют большое воспитательное значение. Они способствуют формированию характера, привычки к здоровому режиму. Участие в соревнованиях по легкой атлетике воспитывает у спортсменов волю, чувства коллективизма и ответственности.

Прикладное и оборонное значение легкой атлетики определяется тем, что приобретенные с ее помощью качества и навыки жизненно необходимы человеку в его повседневной трудовой деятельности, а юношам, кроме того, на службе в Советской Армии.

Положительное влияние легкоатлетических упражнений на здоровье и физическое развитие занимающихся предопределило их широкое включение в программу физического воспитания учащихся средних специальных учебных заведений.

Важное место отводится внедрению современных форм и методов физического воспитания детей. На сегодняшний день в системе Министерства народного образования работает более 23 тыс. преподавателей физкультуры. Значительное внимание уделяется вопросам повышения их квалификации и переподготовки в ведущих научных центрах и институтах страны. Созданы и внедряются в практику разработанные на основе современных требований государственные образовательные стандарты и в соответствии с учебными планами — учебные пособия по физической культуре для студентов.

Надо согласиться с тем, что серьезные виды на достижение высот в сфере физической культуры и профессионального спорта требуют поистине больших усилий, должного отношения и немалых материальных усилий. Только при наличии этих важных составляющих приходится рассчитывать на впечатляющие успехи атлетов на стартах различного ранга, выстраивать расчеты на стабильность спортивных завоеваний в будущем.

Легкая атлетика — вид спорта, объединяющий естественные для человека физические упражнения: бег, прыжки и метания.

Благодаря занятиям легкой атлетики человек учится правильным двигательным навыкам ходьбы, бега, прыжков, преодоления препятствий и т. д., необходимых ему в повседневной жизни. Развивается ловкость, быстрота, сила и выносливость, точность и красота движений.

Легкая атлетика — один из основных и наиболее массовых видов спорта.

Занятия легкой атлетикой общедоступны благодаря разнообразию ее видов, огромному количеству легко дозируемых упражнений, которыми можно заниматься повсюду и в любое время года.

Читайте также:  Маникюр вред для здоровья

Можно считать, что комплексные занятия по легкой атлетике являются одним из «механизмов» реализации целей и задач по профилактике заболеваний, вредных привычек и правонарушений, а также укреплению здоровья, поддержанию высокой работоспособности человека, утверждению здорового образа жизни, формированию потребностей личности в физическом и нравственном совершенствовании, развитию волевых качеств личности.

  1. «Энциклопедия для детей» Т. 20. СПОРТ / Глав. ред. Э68 В. А. Володин. — М.: Аванта+, 2001.
  2. Школа легкой атлетики, под ред. А. В. Коробова, 2 изд., М., 1998
  3. Больсевич В. К. Физическая культура для всех и для каждого: — М: ФиС, 2007–232 с.
  4. Гейцин К. А. Ни дня без физкультуры: — М: Физкультура в школе, 2009–41 с.
  5. Атлетический спорт // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890–1907.

Источник

Проведение занятий по легкой атлетике в условиях вуза

Рубрика: Физическая культура и спорт

Дата публикации: 24.05.2019 2019-05-24

Статья просмотрена: 868 раз

Библиографическое описание:

Джалилов, Б. Р. Проведение занятий по легкой атлетике в условиях вуза / Б. Р. Джалилов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 21 (259). — С. 538-539. — URL: https://moluch.ru/archive/259/59470/ (дата обращения: 08.06.2021).

Данная статья о коррекции методики подготовки студентов, занимающихся легкой атлетикой, а в частности бегом на длинные дистанции.

Ключевые слова: силовая подготовка, эксперимент, сердечно-сосудистая система, опорно-двигательный аппарат.

This article is about the correction of methods of preparing students Involved in athletics and, in particular, long-distance raise.

Keywords: strength training, experiment, cardiovascular system, musculoskeletal system.

Одной из важнейших задач современного образования является воспитание здорового человека, всесторонне развитой личности. Одним важнейших условий решения этой задачи является развитие студенческого спорта. Эту сферу социальной деятельности можно разделить на три важнейших направления. Во-первых, студенческий спорт — это источник для спорта высших достижений, во-вторых, он является способом продвижения культуры спорта в массы, а в-третьих, это также способ продвижения основ здорового образа жизни среди студенческой молодежи.

Немаловажна роль студенческого спорта и в подготовке легкоатлетов. Внимание к повышению достижений массового спорта борьба с недостатками в обучении легкоатлетов на данном этапе, этапе студенчества, а особенно бегунов на длинные дистанции может дать большие результаты для спорта высоких достижений.

Проанализировав теорию и практику вузовской физической подготовки, мы пришли к выводу, что обучение бегунов-стайеров не уделяется должного внимания. Основные методические разработки рассчитаны на спортсменов-юниоров и на атлетов, имеющих спортивные разряды. То есть упущено среднее звено, подготовка спортсменов, обучающихся в высших учебных заведениях, не имеющих базовой обще спортивной специальной подготовки.

Очень часто в университетской программе тренировки по легкой атлетике разрабатываются с ориентировкой на возрастные особенности студентов без учета индивидуальных особенностей. Это становится причиной перегрузок вследствие специальной подготовки к соревновательной деятельности. Это является и фактором риска для здоровья обучающегося.

Если студент имеет уже специальную подготовку, он обучался в специализированной спортивной школе, и имеет опыт стайерского бега, то этот риск минимален, так как есть опыт общефизической подготовки. Причем данные методики должны быть рассчитаны на круглогодичный курс и адаптированы к условиям вуза.

Читайте также:  Соснина инна академия здоровья

С целью разработки подобной методики мы провели предварительный эксперимент на базе Алмалыкского филиала НИТУ «МИСиС».

Исследование проводилось с привлечением студентов нашего вуза в качестве испытуемых. Всего было обследовано 50 человек. Среди них 25 юношей и 25 девушек в возрастной группе 19–23 года. В качестве индикаторов принимались количественные показатели выполнения упражнений на выносливость, а также бег на дистанции 3000 м, 5000 м.

В ходе эксперимента делались замеры биометрических показателей:

– сердечно-сосудистая система — пульс в покое и пульс при физической нагрузке, артериальное давление в покое и после выполнения упражнения, и в процессе выполнения упражнения;

– дыхательная система — частота дыхания до выполнения упражнения и в процессе выполнения упражнения.

Испытуемые были поделены на группы, одна из групп была контрольной. В ней тренировались по традиционной методикам, используемым в программе обучения вузов, с ориентацией на возрастные характеристики без учета индивидуальных особенностей.

Для экспериментальной группы была разработана специализированная методика. Ее особенность заключается в том, что она индивидуально ориентирована, и основана на снижении объема беговых упражнений. В занятия вводятся дополнительные силовые упражнения.

В экспериментальной группе также применялись упражнения в статодинамическом режиме. Это делалось для снижения нагрузки на опорно-двигательный аппарат и оптимизации мышечной выносливости с определенной локализацией.

Эксперимент длился в течение одного семестра и показал положительные результаты. В экспериментальной группе у подавляющего большинства испытуемых измеряемые индикаторы физического развития и состояния систем организма показали положительную динамику. Также результаты показали, что улучшились индикаторы восстановления организма спортсменов после больших физических нагрузок. Это говорит об улучшении и адаптационных способностей организма.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что новая методика легкоатлетической подготовки более щадящим образом воздействует на организм молодых спортсменов, не имеющих специальных спортивных навыков, не вредит их здоровью, в то же время положительно сказывается на их физической форме и спортивных показателях.

Если в процессе беговой подготовки использовать преимущественно бег в аэробном режиме, то это улучшает показатели работы сердечно-сосудистой системы, а применение упражнений на силовую работу позволяет повысить показатели общефизической подготовки, а также выносливости, что очень важно в стайерском беге.

Результаты эксперимента позволяют судить о том, что у студентов экспериментальной группы темпы роста спортивных результатов были объективно значительно выше, чем в контрольной.

Таким образом, мы полагаем, что в вузовской программе спортивная подготовка начинающих спортсменов на основе легкой атлетики должна быть подчинена требованиям спортивного совершенствования. Новая скорректированная методика зарекомендовала себя. Она позволяет решать важнейшие задачи: укреплять здоровье спортсменов, создавая основу для достижения дальнейших спортивных результатов. Данная методика позволяет избежать травмирующих факторов, а также физического перенапряжения юных спортсменов, не имеющих еще базовой общефизической подготовки.

  1. Максимов А. С. РФ: система комплексного контроля бегунов на средние дистанции / А. С. Максимов. — Теория и практика физической культуры. — 2000. — № 5. — 33–34 с.
  2. Мартыненко В. С. РФ: оптимальная величина физических нагрузок, направленных на развитие аэробной выносливости студентов 17–20 лет // Ученые записки университета Научно-теоретический журнал «Ученые записки», № 6 (76) — 2011–40 имени П. Ф. Лесгафта. — 2008. — № 1 (35). — 65–68 с.

Источник

Adblock
detector