Меню

Занятие психологическое здоровье начальная школа

Программа «Уроки психологического здоровья»

Скачать:

Вложение Размер
programma_uroki_psihologicheskogo_zdorovya_-.docx 42.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 62»

Приложение к ООП НОО

курсов внеурочной деятельности

«Уроки психологического здоровья»

для обучающихся 1-х классов

на 2018 — 2019 учебный год

Составитель: педагог-психолог Вахрушева Н.А.

Школьная жизнь – серьезное испытание для большинства детей, особенно, если эта жизнь только начинается. Для многих обучающихся начального звена школа является психотравмирующим фактором, поэтому решение вопроса сохранения психофизического здоровья школьников является первостепенным для службы социально – психолого – педагогического сопровождения. Данная тема четко обозначено в ФГОС.

В период с 7 до 10 лет у детей резко нарастают различные трудности в развитии детей. Младшие школьники зачастую теряют присущую дошкольникам эмоциональную активность и жизнерадостность, испытывают трудности в обучении и поведении. Особенность психологии ребенка младшего школьного возраста заключается в том, что он еще мало осознает свои переживания и далеко не всегда способен понять причины, их вызывающие, особенно, если это дети с задержкой психического развития. На трудности в семье, в школе, в общении с окружающими ребенок чаще всего отвечает эмоциональными реакциями – гневом, страхом, обидой. Достаточно типичными становятся проявления нейротизма, снижение самооценки, тревожность, неуверенность, страхи и многие другие проявления психоэмоциональной неустойчивости. Многие дети в этот период серьезно нуждаются в поддержке и помощи взрослых. Согласовывая свои действия, педагоги, родители, специалисты смогут помочь сдержать влияние психотравмирующих факторов на психику ребенка, сохранить его соматическое здоровье. Специалисты отмечают необходимость специально организованных форм развития личности ребенка в условиях учебной деятельности и вне ее.

Направление данной программы социальное, что включает в себя формирование навыков сознательного регулирования своего поведения, развитие умения адекватно переживать и выражать свои чувства, искать конструктивные способы выхода из сложных для ребенка ситуаций. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму. Данная программа поможет младшему школьнику быстрее построить внутришкольный круг общения, перенести формирующиеся интересы, контакты за пределы учебного процесса.

Курс внеурочной деятельности «Уроки психологического здоровья» составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе практического пособия С.В Крюковой, Н.П. Слободяник «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь». Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие — М.: Генезис, 2011. Курс рассчитан на 1 год. Проводится в 1-х классах один раз в неделю со всеми обучающимися в течение учебного года (1-а,б – 33 часа). Вид программы: адаптированная для обучающихся, интегрированная по видам работы. Возможно задание творческого характера на дом для совместного взаимодействия ребенка с родителями.

Основные положения программы.

Цель. Создание у обучающихся мотивации на сохранение психологического здоровья, формировании у них эмоциональной стабильности и положительной самооценки.

1.Повышать общий уровень психологического и интеллектуального развития обучающихся.

2. Помочь детям овладеть средствами и способами анализа своего поведения и поведения других детей.

3. Обучить учащихся сознательному регулированию своего поведения, приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности.

4. Развивать способность к рефлексии.

5. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и с окружающими.

6.Формировать позитивную моральную позицию ребенка в социуме.

7. Обучать учащихся конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций.

Принципы, которые позволяют достичь решения вышеуказанных задач:

  1. Принцип позитивности , который означает создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи сотрудничества.
  2. Принцип духовности , который устанавливает связь между высшими ценностями: добром, красотой, здоровьем, счастьем и конкретным человеком, его внутренним миром, поведением, смыслом жизни.
  3. Принцип целостности развития , который усиливает значение всех прошлых этапов жизни в позитивном ключе, организует целостность самосознания и личности ребенка, помогает строить позитивное будущее.
  4. Принцип индивидуального подхода , означающий максимальный учет психического своеобразия и индивидуального опыта каждого ребенка.
  5. Принцип развития и саморазвития личности , который предполагает активизацию творческих возможностей, способности к самопознанию и самоусовершенствованию.

Сроки исполнения: 1 раз в неделю со всем классом в течение учебного года (33 ч).

Объект программы : учащиеся 1-а, б классы.

Предмет: социально – личностная сфера учащихся

Основное направление программы: социальное.

Методы и формы работы: беседы, тестирование и анкетирование, развивающие упражнения, игровые приемы, рисование, логические поисковые задания, метод групповой дискуссии, проективные методики и техники, соревновательный метод, анализ ситуации, тренинговые и релаксационные упражнения.

Методические рекомендации по реализации программы.

Занятия структурированы: вводная часть, основная и заключительная. Задачей вводной части является создание у обучающихся положительного эмоционального фона, хорошего настроения. В начале каждого занятия психологу важно почувствовать группу, диагностировать состояние участников, чтобы скорректировать ход работы. В этом могут помочь вопросы к участникам: «Как вы себя чувствуете?», «Что нового (хорошего, необычного) случилось за это время?», «Назовите одно хорошее и одно плохое событие, которые произошли между нашими встречами?», «Что запомнилось с предыдущего занятия?» и т. п.

Содержанием основной части урока является’ целенаправленное развитие и коррекция личностных, поведенческих и деятельностных компонентов. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят задания, упражнения, игры, направленные на развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД. В качестве важной составляющей основной части урока выступает развитие личностных характеристик учащихся: осознание ими разных видов поведения, умение контролировать свои действия и поступки.

Задача заключительной части урока состоит в поведении итогов занятия, обсуждении результатов работы обучающихся и тех трудностей, которые у них возникли при выполнении заданий. В качестве важной составляющей заключительной части занятия выступает рефлексия: осознание учащимися разных видов поведения, желание увидеть себя, свое мышление, свое сознание как бы «со стороны», умение контролировать свои действия и поступки.

Представленные на занятиях задания позволяют решать все аспекты учебной цели: образовательный, развивающий, коррекционный и воспитывающий.

Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.

Формирование и развитие общеучебных умений и навыков (умение самостоятельно работать с заданием, раздаточным материалом, в заданном темпе, умение контролировать и оценивать свою работу).

Развитие творческих способностей учащихся, их познавательной активности.

Развитие речи при работе с словом, словосочетанием, предложением.

Развитие мышления в ходе усвоения детьми таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

Коррекция мыслительной деятельности (несформированных процессов анализа, сравнения, синтеза, обобщения, выделения главного, аргументированного доказательства и опровержения).

Коррекция негативных личностных проявлений

Воспитание аккуратности и дисциплины труда, любви к жизни во всех проявлениях

Воспитание системы нравственных межличностных отношений (формирование «Я-концепции»)

Воспитание усидчивости, умения преодолевать трудности, силы воли, настойчивости

Критерии эффективности программы.

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

— формирование позиции ученика;

— снижение уровня школьной тревожности;

— умение справляться с негативными эмоциями

— стабилизация положительного оценивания себя самого, самопринятие;

— повышение уверенности в себе и своих возможностях;

— мотивация на саморазвитие;

— повышение коммуникативной компетентности;

— активность и продуктивность учеников в деятельности: как в образовательном процессе, так и внеклассной и внешкольной деятельности (отслеживается психологом, либо выявляется в процессе беседы с классным руководителем

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

  • расширять кругозор, формировать познавательные мотивы деятельности
  • быть внимательным к партнерам при групповом взаимодействии
  • соблюдать правила игры и дисциплину
  • делать анализ своего внутреннего состояния
  • формировать положительную самооценку
  • овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;
  • извлекать с помощью учителя необходимую информацию из литературного текста
  • адекватно вести себя в различных ситуациях, учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению
  • строить речевое высказывание в устной форме
  • учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя
  • учиться наблюдать
  • моделировать различные ситуации, устанавливать причинно-следственные связи
  • усваивать разные способы запоминания информации.

Источник

Психологическое здоровье младшего школьника. Здоровьесберегающая работа в начальной школе

Главная цель здоровьесберегающей работы:

  • обеспечение и формирование психологического здоровья детей;
  • выполнение возрастных задач развития.

Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в социуме, в процессе всей его жизнедеятельности.

Оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, а также обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни.

Что же такое психологическое здоровье?

    это здоровое развитие личности;
  • это адекватная реакция человека на те или иные события;
  • это здоровое мироощущение и мировосприятие.

Под возрастными задачами развития мы понимаем “достижения, которые ребенок должен приобрести на протяжении определенного возрастного этапа, чтобы полноценно прожить его и иметь возможность конструктивно развиваться в дальнейшем”.

Здоровьесберегающая работа нашего центра образования направлена на сохранение и укрепление психологического здоровья учащихся.

Мы должны постоянно и постепенно помогать взрослеть ребёнку, т.е. адаптироваться к этому большому миру, без отрицательных последствий для его психологического здоровья.

Можно выделить несколько уровней психологического здоровья ребёнка – они достаточно условны, но необходимы для организации практической работы с детьми в школе.

Высший уровень: Креативный

Этот идеальный образ ребёнка-творца, достаточно редкий в реальной жизни. Это дети, которые не нуждаются в психологической помощи. Они устойчиво адаптированы к любой среде, обладают резервом для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности.

Средний уровень: Адаптивный

Это дети в целом адаптированы к социуму, но не имеют достаточного запаса прочности психологического здоровья и нуждаются в групповых занятиях профилактически-развивающей направленности. Это группа относительного риска, она довольно многочисленна.

Низший уровень: Дезадаптивный

К нему относятся дети с нарушением баланса процессов ассимиляции и аккомодации. Дети с преобладанием процессов ассимиляции стремятся, во что бы то ни стало изменить окружающий мир, при этом они не готовы к самоизменению (конфликты со сверстниками, домашние капризы и т.д.).

Для детей с преобладанием процессов аккомодации, напротив, характерно приспособленчество к требованиям внешнего мира в ущерб собственным потребностям и интересам. Это “удобные”, тихие дети, прилежные и старательные ученики, которыми гордятся родители. Их ставят в пример педагоги, не замечая, что они пребывают в состоянии стойкого эмоционального дискомфорта, который со временем углубляется и часто приводит к соматическим нарушениям.

Эта группа требует особого внимания именно вследствие своего внешнего благополучия, не вызывающего тревоги взрослых. С этими учащимися необходима серьезная индивидуальная коррекционная работа.

Выделенные уровни психологического здоровья позволяют дифференцировать психологическую помощь учащимся.

Ориентация учителей нашей школы на сохранение и укрепление психологического здоровья позволила определить основные задачи психологической поддержки детей:

  • Обучение положительному самоотношению и принятию других людей
  • Обучение рефлексивным умениям
  • Формирование потребности в саморазвитии
  • Содействие росту, развитию ребенка
  • Основу работы психологической службы в Центре образования составляет:

    • психологическая диагностика
    • коррекционно-развивающая работа, с детьми, нуждающимися в психологической поддержке.

    Данные виды работы позволяют выявлять особенности психического развития каждого ребенка, сформированность определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития знаний, умений, навыков, личностных и межличностных особенностей возрастным ориентирам, требованиям общества.

    При исследовании психического развития младших школьников особое внимание уделяется процессам мышления, внимания, памяти, контролю операций, мотивации, личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций.

    Все исследования в нашем Центре образования проводятся в 2 этапа: в начале учебного года и в конце, с использованием следующих методик:

    • Методика “Заучивания 10 слов”.
    • Методика “Исключение понятий”.
    • Методика “Умозаключение по аналогии”.
    • Методика “Обобщение”.
    • Методика “Логичность умозаключений”.
    • Методика “Мюнстенберга”.
    • Методика “Исследования гибкости мышления”.
    • Анкета “Нервно – психическое здоровье”.
    • Методика “Проективный тест личностных отношений, социальных эмоции и ценностных ориентаций “Домики”.
    • Методика “Опросник школьной тревожности” по Филлипсу.
    • Методика “Оценка школьной мотивации”.

    В начале учебного года по результатам исследований формируются группы учащихся для коррекционно-развивающих занятий, которые проводятся по программам сохранения и формирования психологического здоровья детей младшего школьного возраста:

    • “Тропинка к своему Я” О.В. Хухлаевой.
    • “Четыре путешествия” — психопрофилактических развивающих занятий в начальной школе.
    • “Уроки добра” С.И. Семенака, которые формируют у детей доброжелательное поведение, навыки управления негативными эмоциями, осознанное отношение к нормам социального поведения.
    • “Умные занятия: через игру к совершенству” Е. Синицыной.

    В конце учебного года проводится заключительное исследование, которое позволяет выявить, каких результатов достигли учащиеся за год обучения, какова динамика развития познавательной и мотивационной сфер, эмоциональная и личностная направленность, а также для выявления эффективности развивающих занятий по данным программам формирования психологического здоровья.

    В целом проделанная работа позволила разработать систему рекомендаций для всех участников образовательного процесса. (Приложение 1)

    Подлинная поддержка ребёнка учителем, родителем и психологом должна основываться на подчеркивании его положительных качеств, способностей и возможностей. Только тогда эта поддержка будет отвечать принципам здоровьесбережения, позволит полностью реализовать здоровьесберегающий компонент в образовательном процессе.

    Таким образом, очень важно содружество “психолог-учитель-родитель-ребенок”.

    По результатам проведенных исследований можно сделать вывод, что психологическое здоровье делает личность самодостаточной.

    Мы вооружаем ребенка – в соответствии с его возрастом – средствами:

    • самопонимания,
    • самопринятия,
    • саморазвития.

    Формируется полноценная психологически здоровая личность.

    Слайд 12. Портрет психологически здорового ребёнка

    Вот так выглядит модель психологически здорового ребёнка. Это:

    • активный,
    • творческий,
    • любознательный,
    • инициативный,
    • самостоятельный,
    • доброжелательный,
    • помогающий и уверенный в себе,
    • открытый и сопереживающий.

    Готовясь работать по новым образовательным стандартам и опираясь на портрет психологически здорового ребёнка, а также, изучив концепцию федеральных государственных стандартов образования, мы пришли к выводу, что портрет выпускника начальной школы в свете новых образовательных стандартов должен соответствовать следующим параметрам (характеристикам).

    Портрет выпускника начальной школы (новые образовательные стандарты):

  • деятельный и активный,
  • креативный,
  • любознательный,
  • инициативный,
  • уверенный в своих силах,
  • открытый внешнему миру,
  • доброжелательный и отзывчивый,
  • положительно относящийся к себе,
  • имеющий чувство собственного достоинства.
  • Проведя параллель между данными моделями, мы приходим к выводу, что психологическое здоровье ребёнка – это ключевой момент, отражающий целевые установки и требования новых образовательных стандартов и ведущий к успешной их реализации.

    Источник

    Читайте также:  Факторы риска для здоровья по лисицыну
    Adblock
    detector