Меню

Занятие логопеда про здоровье с межполушарными связями

Работа по развитию межполушарного взаимодействия на логопедических занятиях, как одно из направлений развития зрительно-моторной координации
статья по логопедии по теме

При обучении письму следует учитывать трудности пространственной ориентировки. Для этого необходимо использовать упражнения для развития зрительно-моторной координации в системе.

Скачать:

Вложение Размер
dokument_microsoft_word_3.doc 44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Работа по развитию межполушарного взаимодействия

на логопедических занятиях,

как одно из направлений развития зрительно-моторной координаций

МАОУ «СОШ №24 с УИОП»

«…левшество – удивительное и загадочное явление

в истории развития человеческой природы,

и относиться к нему надо адекватно

пониманию этой реальности»

Существует множество теорий и предположений, почему одни становятся правшами, а другие – левшами. Сюда можно отнести исследования Нормана Гешвинда о половом формировании левшества. Существует генетическая теория, объясняющая появление левшества наследственным фактором. Средовая – наличием неблагоприятных экологических факторов. Патологическая – результат минимальной мозговой дисфункции. Компенсаторная — защитная реакция на травму в пренатальный и ранний постнатальный период. Каждая из этих теорий имеет место быть, так как имеются у всех слабые и сильные стороны. Но каковы бы не были теории, трудности у детей не исчезают и не делают их жизнь и обучение легкой.

А трудности эти возникают из-за различной организации работы головного мозга. Условно выделяют три типа организации: левополушарный, правополушарный и равнополушарный . При доминировании левого полушария познавательные процессы имеют словесно-логический характер. Левое полушарие специализировано на оперировании словами, условными знаками и символами, что особенно важно для письма, чтения и счета. Основные функции левого полушария – сознательная произвольная регуляция, дискретное преобразование и упорядочение информации. В семантической памяти левого полушария хранятся осознанные социальные стереотипы и система их значений. У левополушарных людей аудиальное восприятие информации является ведущим.

При доминировании правого полушария познавательные процессы имеют конкретно-образный характер. Оно определяет склонность к творчеству, обеспечивает эмоциональную память, интуитивное, чувственное, образное и целостное представление. К его функциям относят ответственность за синтетическую, симультанную (одновременную) деятельность мозга. Правополушарные компоненты мышления обеспечивают одновременное схватывание большого числа противоречивых, с точки зрения формальной логики, связей и формирование за счет этого целостного и многозначного контекста. Правое полушарие обеспечивает распределение внимания, имеет дело не с объектом, а с фоном, не с центром внимания, а с периферией. Для них характерно визуальное и кинестетическое восприятие информации, оно является ведущим. У людей с равнополушарным типом мозговой организации оба полушария синхронно участвуют в выборе стратегии мышления.

Многочисленные исследования показали, что ситуация не столь проста, как это кажется. Современные попытки определить особенности полушарной специализации по речи у дислексиков дали противоречивые результаты. Так, оказалось, что речевые центры у этих детей расположены в левом полушарии, как и в норме. Зато зрительно-пространственные функции, как показала Сандра Уайтелсон, выполняет не только правое, но и левое полушарие. Причем зрительно-пространственные задачи могут хорошо выполняться детьми с трудностями чтения. Предполагается, что именно недостаточная специализация левого полушария, то есть выполнение им и речевых функций, и зрительно-пространственных функций, приводит к трудностям обучения письму и чтению.

Это согласуется с данными о том, что среди дислексиков мальчиков приблизительно в 10 раз больше, чем девочек. Впрочем, если проанализировать количество мальчиков и девочек, имеющих другие трудности обучения, то оказывается, что девочек с трудностями обучения значительно меньше, чем мальчиков. Интересно, что дислексия распространяется только на звукобуквенное письмо. Когда европейских детей со школьными трудностями обучали читать китайские иероглифы, они успешно справлялись с заданием. Но ведь русское письмо основано на звукобуквенном анализе, и комплекс трудностей, связанный с ним, очень характерен для левшей.

Леворуких детей отличает более медленный темп письма. Вообще, обучение письму — процесс не только длительный (навык письма формируется лишь к 9-10 годам), но и чрезвычайно многокомпонентный. На начальном этапе (букварный период) почти все внимание ребенка сосредоточено на том, как писать тот или иной элемент, букву. При обучении письму, особенно в букварный период, необходимо учитывать и трудности зрительно-пространственной ориентировки, недостаточной дифференциации отдельных пространственных признаков контура букв. Специальные исследования показывают, что значительная часть леворуких детей имеет недостаточное развитие моторных функций и зрительно-моторных координации, а также недостатки пространственного восприятия и зрительной памяти. Леворукий ребенок с трудом и только после многих попыток понимает, что он должен написать и как он должен это сделать. Он словно не видит строк, уводя букву за верхнюю и нижнюю строку. Дети могут путать не только правую и левую стороны буквы, но даже верх и низ. Особенно трудно детям выделить точку начала движения и выбрать правильную траекторию. Для того чтобы снять эти трудности, необходима специальная тренировка пространственно-зрительного восприятия, зрительной памяти. При обучении письму леворукого ребенка, тем более имеющего отклонения в развитии моторики и зрительно-пространственного восприятия, особое внимание следует уделить вербальному (словесному) описанию движения, а также уточнению действий, по ходу их — выделению основных элементов, точки начала движения и направления движения. Для того чтобы такое объяснение было эффективным, следует вести его, повторяя несколько раз с одновременным показом или выполнением действия самим учеником. Это позволит избежать ошибок в выполнении движений, которые легко закрепляются в процессе формирования навыка, но практически не поддаются переучиванию
Существующая система образования, не учитывает физиологические особенности формирования и функционирования, как каждого полушария, так и межполушарных взаимодействий у ребенка младшего школьного возраста. Так тестовые задания, которые получили тотальное применение даже в начальной школе, очень сильно осложняют сложившуюся ситуацию. Все тесты предполагают сознательное восприятие их условий через инструкцию. А это значит, что работать будет только левое полушарие, что никак не подходит правополушарным детям, да и у правшей подавляет образное и творческое мышление. В советской системе образования постепенно шла замена практических навыков теоретическими. В настоящее же время даже левополушарный ребенок может только грамотно воспроизвести материал. А вот практическая работа для него оказывается затруднительна. Так что же можно говорить о правополушарных детях? Практически леворукого ребенка у нас учат так же, как праворукого. Между тем, функциональные особенности леворуких детей (такие, как трудности осуществления зрительно-моторных координаций, нарушения пространственного восприятия, повышенная утомляемость и сниженная работоспособность, тревожность и возбудимость) не могут не вызывать целый ряд школьных трудностей. Но какими бы, ни были трудности, чаще всего это — трудности обучения письму (реже — письму и чтению вместе). Так нередко зеркальное письмо считается индикатором леворукости, по-видимому, потому, что у леворуких оно действительно часто встречается. Однако не всегда зеркальное письмо — признак леворукости. Некоторые исследователи даже считают, что в возрасте 3-7 лет зеркальное письмо у детей со слабостью зрительно-пространственной ориентации является закономерным этапом овладения навыком.

Таким образом все вышеперечисленные факторы свидетельствуют о необходимости работы по формированию зрительно-моторных координаций у младших школьников, направленных на межполушарное взаимодействие. Известно, что мозг при «специализации» работает как единое целое, а межполушарное взаимодействие является основой интеллекта.

И этому могут помочь кинезиологические упражнения. Это упражнения, направленные на содружественные движения рук и одновременные движения рук и ног. Возможно использование этих заданий на физкультминутках не только на логопедических занятиях, но и в классе. С использование логоритмики левши получают дополнительный шанс в успешном обучении.

При обучении письму необходимо учитывать трудности зрительно-пространственной ориентировки. На данном этапе необходима работа по ориентировке на тетрадном листе и закреплению понятий «лево – право». Для этого используются: пальчиковый сухой бассейн, «зашумленные картинки», графические диктанты разной сложности. При недостаточной дифференциации отдельных пространственных признаков контура букв, целесообразно копировать различные фигуры и воспроизводить их по памяти. Конструировать буквы из элементов с последующим комментированием действий. Очень важно при обучении леворукого ребенка письму научить его комментировать свои действия при написании «сложных» букв. Это позволит избежать ошибок в выполнении движений, которые легко закрепляются в формировании навыка письма, но практически не поддаются переучиванию. Умение комментировать пригодится при заучивании словарных слов, где каждую букву ребенок прописывает в воздухе «не ведущей» рукой и проговаривает.

Нередко леворукие дети делают попытку читать справа налево, теряют строки. Во избежание таких проявлений ребенку нужно напоминать или «маркировать» руку. Если эти способы не дают эффекта, можно попробовать закрыть текст и открывать только читаемый слог. Так нужно читать до автоматизации нужного направления в тексте. Для увеличения скорости чтения можно использовать тексты в перевёрнутом виде, это первичное прочтение, а затем читаем традиционно.

Последовательность включения таких технологий в коррекционное занятие может быть изменена в зависимости от периода обучения и темы занятия.

Логинова Е.А. Нарушения письма Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития. – Санкт-Петербург « Детство-Пресс», 2004

Безруких М.М. Леворукий ребенок: Тетрадь для занятий с детьми. Методические рекомендации. – М.: Вентана-Граф, 2001 ( Готовимся к школе).

Емельянова Е.Н. Левшата в школе и дома.- Москва «Эксмо»2010

Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М.:ТЦ Сфера, 2003

Майская А.Н. Ребенок-левша – как достичь гармонии с «правым» миром.- СПб.: Питер, 2005

Источник

Консультация для педагогов «Межполушарные связи: что это? Развитие межполушарного взаимодействия»
консультация по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

В представленной консультации дается понятие «межполушарное взаимодействие», перечислены возможные причины нарушения межполушарного взаимодействия и последствия таких нарушений. Также представлены примеры игр и заданий для развития межполушарного взаимодействия, которыми педагоги могут воспользоваться при работе с детьми.

Скачать:

Вложение Размер
konsultatsiya_dlya_pedagogov._razvitie_mezhpolusharnogo_vzaimodeystviya.docx 22.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 11»

Консультация для педагогов

«Межполушарные связи: что это? Развитие межполушарного взаимодействия»

Человеческий мозг устроен таким образом, что каждое полушарие имеет свою специализацию. В частности, левое полушарие отвечает за логическое и аналитическое мышление, способности к языкам и математике, восприятие устной и письменной речи, запоминание фактов, контроль правой половины тела. Правое полушарие обрабатывает невербальную информацию, отвечает за пространственную ориентацию, музыкальные способности, воображение, творческую деятельность, параллельную обработку информации и контроль левой половины тела. Интеллект человека основан, прежде всего, на согласованной работе обоих полушарий.

По определению одного из ведущих нейропсихологов нашей страны Е.Д. Хомской «межполушарное взаимодействие – особый механизм объединения левого и правого полушарий мозга в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, так и средовых факторов».

Что бывает если межполушарное взаимодействие не сформировано?

Происходит неправильная обработка информации и у ребенка возникают сложности в обучении:

  • проблемы в письме,
  • проблемы в устной речи;
  • в запоминании информации;
  • в счете как в письменном, так и в устном;
  • в целом восприятии учебной информации.

Признаки несформированности межполушарного взаимодействия:

  • зеркальное написание букв и цифр;
  • псевдолеворукость;
  • логопедические отклонения;
  • неловкость движений;
  • агрессия;
  • плохая память;
  • отсутствие познавательной мотивации;
  • инфантильность.

Почему у некоторых детей межполушарное взаимодействие не сформировано?

Причин может быть много, вот несколько из них:

  • болезни матери, стресс (примерно с 12 недель беременности);
  • родовые травмы;
  • болезни ребёнка в первый год;
  • длительный стресс;
  • общий наркоз;
  • малоподвижный образ жизни;

Как и зачем развивать межполушарные связи?

Мозг человека состоит из двух полушарий: левого и правого. У кого-то лучше функционирует левое полушарие, у кого-то правое, а самый хороший вариант, когда функционируют оба полушария головного мозга.

Левое полушарие мыслит логически, а правое – творчески. Совершенно очевидно, что человеку необходимо и то, и другое. Поэтому с самого детства желательно развивать межполушарные связи. Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие.

Упражнения для развития межполушарного взаимодействия

Ранний и дошкольный возраст – период активного развития мозговых структур. Предлагаемые игры на развитие межполушарных связей синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, улучшению восприятия речи собеседника (родителей, педагога и других детей), вызывают стойкий интерес у ребенка, активно концентрируют его внимание, позволяют быстро переключиться с одной деятельности на другую, что способствует быстрому включению ребенка в занятие. Для формирования или развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста можно рекомендовать кинезиологические упражнения. Они не только скоординируют работу полушарий мозга, но также будут способствовать развитию мышления ребенка. Выполнять упражнения лучше каждый день, хотя бы по 5-10 минут.

Игры для развития межполушарного взаимодействия

Как развивать межполушарные связи у детей? Существует огромное количество игр и упражнений для детей, начиная уже с 2-х летнего возраста. Вот некоторые примеры игр.

Игры для развития межполушарного взаимодействия детей

от 2 лет и старше.

Игры на развитие и тренировку межполушарных связей целесообразно использовать в начале занятия, т.к. они позволяют включить внимание и сосредоточенность ребенка для активного познания и дальнейшего взаимодействия с ним на занятии.

  • Развивать межполушарное взаимодействие, концентрацию внимания, зрительно-моторную координацию.
  • Последовательно формировать пинцетный и пальцевой захват.

ВАЖНО. ВО ВСЕХ ИГРАХ ДЕЙСТВИЯ ВЫПОЛНЯЮТСЯ СНАЧАЛА ОДНОЙ РУКОЙ, ЗАТЕМ ОБЯЗАТЕЛЬНО ДРУГОЙ РУКОЙ.

Игра «Накорми птичку / лялю»

Приготовьте: две миски, фасоль и горох, ложки разного объема (столовая, десертная, чайная, кофейная).

Ляля хочет кушать, давай её накормим. Посмотри (показ действия).

Теперь ты! (при необходимости используем прием «рука в руке», далее содействовать самостоятельному выполнению). Важно не просыпать крупу мимо чашки и выполнить игровую задачу до конца!

Затем выполнить другой рукой для другого персонажа игры.

Пересыпания гороха и фасоли столовой ложкой из одной мисочки в другую.

Начинаем с минимального объема 4 столовых ложек и в течении 1-2 недель доводим до 8 ст. л.

Варианты усложнения задачи:

Увеличить расстояние между мисочками, заменить столовую ложку на ложку меньшего объема.

Пересыпания шариков гидрогеля, например «Орбиз» более глубокой ложкой.

Другие виды игр, упражнений и психолого-педагогические технологии на развитие межполушарного взаимодействия:

Для более старших ребят (от 5 лет) очень полезны задания, которые можно найти в пособии Г.М. Зегебарт «Волшебные обводилки». Комплекс упражнений направлен на формирование и развитие графомоторных навыков координации движений, синхронизацию работы глаз и рук, развитию межполушарных связей. Примером заданий для выполнения нейрогимнастики для детей может служить нейропсихологическая игра «Попробуй повтори!»

Логоримика — это технология развития моторного и речевого ритмов, а также система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова. Одновременное проговаривание слов и выполнение соответствующих движений отлично развивают взаимодействие левого и правого полушария и ещё способствует развитию речи.

Нейродинамическая гимнастика – это система физических упражнений и подвижных игр, направленных на развитие сенсомоторной интеграции – способности мозга объединять и обрабатывать информацию, поступающую от органов чувств. Это могут быть как крупномоторные упражнения и игры: ползанье по-пластунски, на четвереньках в различных игровых ситуациях, ползанье через тканевые тоннели; езда на велосипеде, либо на велосипеде без педалей «Беговел»; плавание. Также нейродинамическая гимнастика может включать в себя разнообразные комплексы упражнений и тренажеры, направленных на развитие межполушарных связей, зрительно-моторной координации, мелкой моторики, ловкости и координации движений, растяжки, расслабляющие и дыхательные техники, стимулирующие развитие всех каналов сенсорной информации.

Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы, симметричные узоры или простые картинки. При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

Можно использовать специальные прописи для развития межполушарного взаимодействия, а также для развития межполушарного взаимодействия у детей существуют специальные рабочие тетради.

Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

Выполняйте перекрестные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, в стороны, назад). Затем сделайте то же левой рукой и правой ногой. Выполняя это упражнение на перекрестные координированные движения, мы отлично развиваем межполушарные связи.

Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе. Не забываем следить глазами за рукой!

Нарисуйте в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки (можно прописывать таблицу умножения, слова и т.д.).

Выполняйте так, чтобы рука и противоположная нога двигались одновременно, с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. При этом касайтесь рукой противоположного колена, «пересекая среднюю линию» тела. Время упражнения 1-2 мин. Дыхание произвольное.

Сделайте 6 пар перекрестных движений, «маршируя» на месте и касаясь левой рукой правого бедра и наоборот. Повторите «маршировку», выполняя односторонние подъемы бедра-руки вверх. Затем снова повторите упражнение перекрестно. Упражнение повторите 7 раз. Разновидность этого упражнения – ходьба с высоким подниманием рук и ног.

Поочередно и как можно быстрее необходимо перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

Включение нейропсихологических упражнений в образовательный процесс приводит к повышению усвоения изучаемого материала. Нейропсихологические упражнения развивают произвольное и непроизвольное внимание, переключаемость и концентрацию, разные виды мышления, улучшают сенсомоторный контроль.

  1. Хомская Е. Д. Х76 Нейропсихология: 4-е издание. — СПб.: Питер, 2005. — 496 с: ил. — (Серия «Классический университетский учебник»)
  2. https://ddu91grodno.schools.by/class/45778/news/996126
  3. https://logopedprofiportal.ru/blog/698894

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В наше время бурно развивается наука и техника, на нас и наших детей обрушивается огромное количество информации. В школах в свою очередь усложняются программы, которые требуют от учеников более сильн.

Развитие нервной системы и головного мозга начинается с момента зачатия, продолжается после рождения и заканчивается в возрасте 9–12 лет. Дошкольный и младший школьный возраст – наиболее благопр.

Большое количество детей испытывает трудности в координации движений и речи; наблюдается моторная неловкость при выполненнии упражнений. Всвязи с этим , на мой взгляд, необходимо подбирать и исп.

Известно, что мозг человека состоит из двух полушарий, у каждого из которых свои функциональные задачи. Правое полушарие отвечает за воображение, абстрактное мышление, интуицию; левое — за мысли.

Конспект с картинками виден, где сама ссылка.

В наше время бурно развивается наука и техника, на нас и наших детей обрушивается огромное количество информации. В школах в свою очередь усложняются программы, которые требуют от учеников более сильн.

Источник

Читайте также:  Как настроить apple здоровье
Adblock
detector