Тренинг волонтеров «Мы за здоровое поколение»
учебно-методический материал по обж по теме
Цель тренинга: воспитание волонтеров как людей, которые могут оказать помощь в профилактике употребления психоактивных веществ, противостоянии давления среды не только себе, но и другим людям; обучение технологиям работы со сверстниками в области пропаганды здорового образа жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
polnyy_trening_volonterov.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель тренинга : воспитание волонтеров как людей, которые могут оказать помощь в профилактике употребления психоактивных веществ, противостоянии давления среды не только себе, но и другим людям; обучение технологиям работы со сверстниками в области пропаганды здорового образа жизни.
1. Приветствие, знакомство.
2. Викторина «Мы за здоровье»-(1-й урок) 8.30-9.15
3. Работа в 4-х командах на сплочение. Эмблема волонтеров. Защита эмблем.(2-й урок) 9.25-10.10
4. Мини тренинг по группам (3-4 уроки)10.20-12.05(для минигруппы подготавливаются 4 ведущих. Они проводят по 2 упражнения. Группы по кругу пересаживаются после прохождения упражений)
3) Я- сигарета или Что я делаю со своими ценностями жизни
4) «Как сказать «НЕТ»; Упражнение « Прокуришь ли ты деньги?»
5) Капитан или пассажир- тест
6) Здоровые Потребности
7) Письмо в редакцию
8) Принципы здорового образа жизни»
5. Общая игра «Распределение сердца»(5-й урок)12.25-13.10
6. Фрагмент фильма: «Точка невозврата» (6-й урок) 13.25-14.10
7. Завершение тренинга. Обсуждение. (6-й урок) 13.25-14.10
Упражнения в минигруппах
1.Я- сигарета или Что я делаю со своими ценностями жизни
Учащимся диктуется список возможных человеческих ценностей:
- интересная работа
- хорошая обстановка в стране
- общественное признание
- материальный достаток и хорошее здоровье
- любовь
- семья
- удовольствия, развлечения
- самосовершенствование
- свобода, независимость
- справедливость
- доброта
- честность
- искренность
- вера
- целеустремленность
На листочках бумаги участники пишут свои ценности. Ведущий встает со своего места со словами «Я-сигарета» или «Я- наркотик» и выхватывает из рук участников несколько листочков с ценностями.
Обсуждение: Как вы себя ощущаете, лишившись этих ценностей?
После того, как участники предложат способы профилактики употребления ПАВЫ, ведущий возвращает листочки.
2 Упражнение « Прокуришь ли ты деньги?»
Предлагается небольшой математический расчет и способность визуализировать, на что еще можно потратить деньги. Пачка сигарет стоит примерно от 7 до 20 рублей. Если выкуриваете полпачки сигарет в день, посчитайте, сколько уходит денег:
Потом посчитайте, сколько тратится денег, если выкуривать целую пачку сигарет. Вместе подумайте, что полезного можно купить на эти деньги?
3. Упражнение. «Аргументы»
Командам предлагается придумать в течение 1 – 2 минуты и обсудить между собой максимальное количество доводов в пользу отказа от употребления алкоголя, наркотиков, курения. Команды располагаются друг напротив друга, договариваются об очерёдности – кто начнёт первым. Далее задание выполняется следующим образом: первый участник одной команды называет, один из доводов ,после этого свой довод приводит участник противоположной команды. Доводы не должны повторяться, желательно, чтобы высказалось как можно больше участников. Победившей считается команда, которая привела последний довод.
Отказ-соглашение: «Спасибо, мне неудобно вас затруднять»;
Отказ-обещание: «С удовольствием, но у меня курсы»;
Отказ-альтернатива: «Давай лучше почитаем»;
Отказ-отрицание: «Ни за что с тобой не пойду».
4. Упражнение «Удовлетворение потребностей»
Каждая группа должна определить, какие человеческие потребности, записанные на доске, которые якобы удовлетворяются с помощью алкоголя, табака или наркотиков, могут быть удовлетворены с помощью здоровых способов. Например:
Почитать о проблеме вредных привычек, посмотреть на других зависимых людей, поспрашивать их. Сходить в наркодиспансер
Принять ванну, сделать массаж, сесть и помедитировать
Влиться в компанию
Стать лидером компании, а не последователем; понравиться умом
Понравиться молодому человеку (девушке)
Проявлять уважение и искренность, естественность в отношениях
Сходить на каток или в аквапарк
Забыть о проблемах
Поговорить с мамой, папой, друзьями и решать проблемы вместе
Снять барьеры в общении
Проявлять неподдельный интерес к собеседнику, это располагает и снимает барьеры
Одеться потеплее, попрыгать, зайти в магазин погреться
Проделать физические упражнения, погулять в парке, выпить сок, чай, сходить в театр или кино
Докладчик от каждой группы зачитывает предложения.
Вывод: Любую естественную потребность человека можно удовлетворить здоровым способом, а любую проблему можно решить, если от нее не отворачиваться. Проблема нездоровых привычек состоит в том, что мы не знаем себя, своих возможностей и не умеем строить конструктивные взаимоотношения с людьми. Этому можно научиться.
5. Упражнение «Письмо в редакцию».
Упражнение направлено на умение сочувствовать и понимать проблемы таких же людей, как мы сами. Вожатый предлагает детям представить, что они работают в редакции и к ним пришло письмо с просьбой о помощи и совете. Например: «Дорогая редакция, у меня есть парень, и недавно я узнала, что он стал принимать наркотики. Он предлагал и мне. Я не знаю, что мне делать. Я его люблю, и хочу ему помочь. Но он меня не слушает, и продолжает их употреблять. Что делать. » После этого, дети должны предложить свои способы помощи для этой девочки. Отряд может разбиться на несколько групп, и предложить несколько вариантов помощи.
Как бросить курить?
Вот самые простые советы.
- Посоветоваться с теми, кому удалось бросить курить.
- Решить остановиться (на силе воли)
- Отказаться от старых привычек (всех, не только от табака, но и, если есть, алкогольных напитков, наркотиков, токсических веществ)
- Избегать мест, людей и ситуаций, которые вы не можете контролировать (самый эффективный метод – сменить компанию, перестать встречаться с сомнительными друзьями)
- Развивать отношения с теми, кто не курит
- Помогать другим бросить курить, бороться с курением (вырабатывать активную позицию)
6. Упражнение Групповая работа «Принципы здорового образа жизни» 15 мин
Каждая группа должна придумать Принципы здорового образа жизни» – неких человеческих законов, обязательных для соблюдения каждым человеком, чтобы таковым остаться. В конце занятия представитель каждой группы зачитывает заповеди перед классом.
7. Тест «Капитан или пассажир» 15мин.
Отвечайте «Да»,»Нет» или «Не знаю».
1. Я всегда чувствую ответственностьза все, что происходит в моей жизни.
2. У меня не было бы столько проблем,если бы некоторые люди изменили свое отношение ко мне.
3. Я предпочитаю действовать, апоразмышлять над причинами своих неудач.
4. Иногда мне кажется, что я родился(родилась) под «несчастливой звездой».
5. Алкоголики сами виноваты в своейболезни.
6. Иногда я думаю, что за многое вмоей жизни ответственны те люди, под влиянием которых я стал (стала) таким(такой), какой (какая) я есть.
7. Если я простужаюсь, предпочитаюлечиться самостоятельно.
8. Во вздорности и агрессивности,которые так раздражают в женщине, чаще всего виноваты другие люди.
9. Любую проблему можно решить.
10. Я люблю помогать людям, потомучто чувствую благодарность за то, что другие сделали для меня.
11. Если происходит конфликт, то,размышляя, кто в нем виноват, я обычно начинаю с самого (самой) себя.
12. Если черная кошка перейдет мнедорогу, я перехожу на другую сторону улицы.
13. Каждый человек, независимо отобстоятельств, должен быть сильным и самостоятельным.
14. Я знаю свои недостатки, но хочу,чтобы окружающие относились к ним снисходительно.
15. Обычно я мирюсь с ситуацией,повлиять на которую не в состоянии.
Подведем итоги. За каждый ответ «Да»на вопросы 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13 и ответ «Нет» на вопросы 2, 4, б, 8, 10, 12,14, 15 вы получаете по 10 баллов. За ответы «Не знаю» — по 5 баллов.
100 — 150 баллов. Вы»капитан» собственной жизни, чувствуете ответственность за все, что свами происходит, многое берете на себя, преодолеваете трудности, непреувеличивая их, не возводя в ранг жизненных проблем.
50 — 99 баллов. Вы охотно бываете»рулевым», но можете, если это необходимо, передавать штурвал вверные руки. Гибкость, рассудительность и чуткость всегда бывают вашими союзниками.
До 49 баллов. Вам проще следоватьруководству других людей, так вы чувствуете себя спокойнее. Возможно, в своихтрудностях обвиняете обстоятельства, других людей, но не себя.
Сценарий игры «Распределение сердца»
Группа участников делится на 5 команд (по 6 человек).
Вы все являетесь врачами клиник. Поступило сообщение. Что появилось донорское сердце. В вашей клинике есть претендент на это сердце.
Ведущий подходит к группам и раздает карточки.
2. Ученый, разрабатывающий вакцину от СПИДа. Он ее почти открыл.
3. Бизнесмен, имеющий огромное состояние.
4. Герой афганец.
5. Отец одиночка, имеющий двоих детей.
Задание. Обсудите и выдвинете аргументы в пользу вашего пациента. Почему именно вашему пациенту необходимо сердце.
Идет обсуждение – 3 мин.
В центр зала ставится 5 стульев.
Ведущий: От каждой клиники выходит по одному врачу на консилиум.
1. Консилиум : Каждый врач должен привести аргументы, почему именное его пациенту должно достаться сердце.
Внимание, поступила новая информация о пациентах.
1. У девочки-дауна есть люди, которые хотят ее удочерить.
2. Ученому 85 лет.
3. бизнесмен бывший наркоман.
4. Герой афганец гонял на мотоцикле, из-за чего попал в аварию, и ему нужна пересадка сердца.
5. У отца – одиночки есть маленькие дочки 3-х и 6-ти лет.
Обсуждение среди команд.
Ведущий: на консилиум приглашаются другие члены команд.
Неудачное голосование. И поступили новые факты.
1. Родители девочки готовы отдать любые деньги.
2. Ученый- ходили слухи. Что он торговал малолетними детьми.
3.безнесмен замечен в компании наркоманов.
4. Афганец, когда попал в аварию, был в алкогольном опьянении.
5. Отец является врачом клиники, которая делает пересадку сердца.
Неудачное голосование. (По условиям игры, тот пациент, за кого проголосовали- умер;
если же идет спор- то опять неудачное голосование и умирает тот пациент, за которого большинство)
Одна группа врачей расформировывается и подсаживается к другим командам.
1. У девочки отказала почка.
2. Ученый- сидел в тюрьме.
3. Бизнесмен- ходят слухи, что он сколотил капитал на обмане.
4. Афганец – гонял по проезжей части.
5. Отец- его любила вся клиника.
4. Консилиум. (осталось 4 команды )
Вариант А: Если единодушно выбирают пациента, игра окончена, все молодцы.
Вариант Б: Если продолжается спор, то умирает один пациент, команда расформировывается и начинается новое обсуждение в 3-х командах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общеизвестно, что образ жизни молодого поколения определяет будущее нации. Практический опыт отечественной и зарубежной жизни педагогической науки показывает, что научно-техническая революция по.
Отчет по курса «Здоровьесбережение».
Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образо.
Для учащихся 1 класса. 4 тематические недели. Повышение мотивации школьников к здоровому образу жизни; популяризация ценностей физической культуры и спорта; закрепление ценностей здорового и нра.
Сценарий выступления агитбригады по правильному питанию.
Выступление на родительском собрании.
сценарий агитбригады «Здоровая еда — здоровое поколение".
Источник
Программа работы волонтерского отряда «Курс жизни»
Пояснительная записка
Изменения, происходящие в нашем обществе, на сегодняшний день, как социально-экономические, так и политические, диктуют новые требования к организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении.
Ежедневно подросток делает выбор, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, или поддаться соблазнам, которые окружают его в повседневной жизни.
Волонтерские организации — это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим интересом. Волонтеры занимаются пропагандой здорового образа жизни.
Волонтеры (от англ.Volunteer — доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению.
В России сегодня действует много молодежных волонтерских объединений, которые занимаются пропагандой здорового образа жизни. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка навязанной извне. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности.
Мы понимаем, что невозможно заставить человека жить здоровой и гармоничной жизнью, если он этого не хочет. Но мы можем помочь ему осознать ответственность за свою жизнь и поставить его в ситуацию свободного выбора. Иначе говоря, сформировать его социальную компетенцию.
Данная программа является продолжением работы по вовлечению подростков в добровольческое движение и главной целью предполагает профилактическую работу, пропаганду здорового образа жизни волонтерами.
Профильный отряд – форма образовательной и оздоровительной деятельности с творчески одаренными или социально активными детьми.
Таким образом, на первый план выходит развитие основных базовых свойств личности, способных обеспечить адаптацию под растающего поколения к современным условиям жизнедеятель ности и оказывающих непосредственное влияние на формирова ние мотивированного выбора здорового образа жизни.
Цель программы: популяризация здорового образа жизни, профилактика вредных привычек.
Задачи программы:
1. Показать преимущества здорового образа жизни на личном примере.
2. Пропагандировать здоровый образ жизни (при помощи мероприятий: акций, игр, тематических выступлений, конкурсов и др.)
3. Апробация новых форм организации занятости детей для развития их самостоятельной познавательной деятельности, профилактики вредных привычек, воспитания здорового образа жизни.
4. Развитие волонтерского движения в школе, формирование позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность.
5.Формирование потребности в интересном и продуктивном досуге
Краткое описание программы:
Профильный отряд волонтеров — проект, направленный на формирование здорового образа жизни среди детей младшего школьного возраста и подростков, формирование позиции здорового гражданина общества. Актуальность проекта напрямую связана с проблемами, существующими в современном обществе, с которыми сталкиваются школьники, например, табакокурение, ПАВ и др.
Кадровое обеспечение программы
1.Заместитель директоров школы по ВР.
При реализации проекта будут применяться следующие
принципы организации и содержания деятельности
1. Принцип многообразия видов, форм и содержания деятельности.
2. Принцип свободы и творчества предполагает право выбора.
3.Принцип социальной активности через включение воспитанников и подростков в социально-значимую деятельность при проведении разноплановых просветительских, пропагандистских, досуговых мероприятий.
4. Принцип взаимосвязи педагогического управления и самоуправления.
В основе деятельности профильного отряда — пропаганда здорового образа жизни и активной жизненной позиции.
Заповеди волонтеров школы
- Найди того, кто нуждается в твоей поддержке, помоги, защити его.
- Раскрой себя в любой полезной для окружающих и тебя самого деятельности.
- Помни, что твоя сила и твоя ценность — в твоем здоровье.
- Оценивай себя и своих товарищей не по словам, а по реальным отношениям и поступкам.
Правила деятельности волонтера :
- Если ты волонтер, забудь лень и равнодушие к проблемам окружающих.
- Будь генератором идей!
- Уважай мнение других!
- Критикуешь – предлагай, предлагаешь — выполняй!
- Обещаешь – сделай!
- Не умеешь – научись!
- Будь настойчив в достижении целей!
- Веди здоровый образ жизни! Твой образ жизни – пример для подражания.
Кодекс волонтеров :
Хотим, чтобы стало модным – Здоровым быть и свободным!
-Знаем сами и малышей научим,
Как сделать свое здоровье лучше! (Дни профилактики в начальной школе)
-Акции – нужное дело и важное . Скажем вредным привычкам – НЕТ! Мы донести хотим до каждого: Глупо — самим причинять себе вред! (Акции против табакокурения, алкоголизма, наркотиков и СПИДа)
-Готовы доказать на деле: Здоровый дух – в здоровом теле! ( Участие в конкурсах и мероприятиях по пропаганде ЗОЖ)
-Снова и снова скажем народу: “Зависимость может украсть свободу!” (Пропаганда ЗОЖ в школе и не только.)
-Проблема. Цели. Ресурсы и срок. В работе первое дело – планирование! Волонтеры освоили новый подход – Социальное проектирование! (Пишем социальный проект “Будущее — это мы! ”)
-День волонтера имел успех. Желающих много – берем не всех! Ждет новичков перевоплощение – Испытание, клятва и посвящение! (После творческих испытаний – посвящение в волонтеры.)
-Соблазнов опасных подальше держись. С нами веди интересную жизнь! Думай, когда отвечаешь “нет” и “да” И помни, что выбор есть всегда!
Ключевые мероприятия программы :
— Проведение классных часов в начальных классах школы (1-4) по ПДД.
«Знай правила дорожного движения как таблицу умножения»
-Подготовка и овладение методиками игровых технологий в рамках образовательного курса «Вместе мы сила».
-Проведение мероприятий в 1-4 и в 5-7 классах
«Академия здорового образа жизни» (Весёлые старты, Большие гонки,
-Создание методической папки, включающей мероприятия и игры по пропаганде ЗОЖ, и профилактике социально-негативных явлений в детской и подростковой среде.
Содержание деятельности и механизм реализации.
Подготовительный период
- Сбор, анализ, обобщение материала необходимого для реализации проекта
- Написание программы.
- Набор желающих в профильный отряд.
- Набор команды
- Знакомство детей с программой.
- Старт программы.
1. Реализация программы.
2. Личностный рост каждого ребёнка в ходе реализации программы.
Психолого-социально-педагогический анализ итогов работы отряда
Структура волонтерского отряда.
Руководитель волонтерского формирования – педагог-психолог. Важным условием является творческий подход, заинтересованность, тактичность. Руководитель обеспечивает координацию всей деятельности, подбирает ребят и распределяет между ними обязанности, организует работу волонтеров. Волонтёры – обучающиеся 6-10 класса.
Стать волонтером может любой подросток с 12 лет.
Функции волонтеров в профилактической работе:
— проведение профилактических занятий или тренингов;
— проведение массовых акций, выставок, соревнований, игр;
— распространение информации (через раздачу полиграфии, расклейку плакатов, работу в своей социальной среде).
Ожидаемые результаты:
- увеличение количества детей и подростков, вовлеченных в волонтерские отряды и проведение альтернативных мероприятий;
- привлечение детей и подростков к общественно значимой деятельности;
- формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной, здоровой личности;
- овладение знаниями о ЗОЖ и умение аргументировано отстаивать свою позицию, формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к ПАВ, курению, алкоголизму;
- повышения количества и качества участия школы в акциях волонтеров, организуемых школой, районом.
Списочный состав волонтеров
ГБУ ОО «Школа-интернат № 5»
Куратор: педагог-психолог Андреева Мария Александровна
Источник