Дефектологическое занятие с детьми с ограниченными возможностями здоровья (легкой умственной отсталостью)
план-конспект на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_po_matematike.docx | 31.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Дефектологическое занятие с детьми с ограниченными
возможностями здоровья (легкой умственной отсталостью)
Дефектолог: Пермякова Людмила Владимировна
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 81 г. Ангарска, Иркутская область.
Возраст детей 6 -7 лет (Четвертый год обучения)
Предметная область: «Познавательное развитие», «Речевое развитие»
Основная адаптированная общеобразовательная программа МБДОУ детский сад компенсирующего вида №81 разработана на основе программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно – развивающее обучение и воспитание» Е.А.Екжановой, Е.А.Стребелевой.
Характеристика группы детей: Группа четвертого года обучения. Списочный состав группы №2 — 13 человек, все дети с ограниченными возможностями здоровья. Из них 1 воспитанник с умеренной степенью умственной отсталости, 12 воспитанников с легкой степенью умственной отсталости, в том числе 1 ребенок с синдромом Дауна и 1 ребёнок с синдромом Каннера; 5 воспитанников с легкой степенью умственной отсталости с нарушением поведения. 4 ребенка находятся на инвалидности. Для всех воспитанников группы характерен сниженный уровень познавательного интереса; преобладает конкретное, стереотипное, малопродуктивное, тугоподвижное мышление; восприятие характеризуется замедленным темпом — требуется больше времени, чтобы воспринять картинку, текст, воспитанники не понимают внутренних связей между частями, персонажами. Восприятие недостаточно дифференцировано. Внимание рассеянное, все виды памяти снижены. Общая и мелкая моторика не соответствует возрастной норме. В игре наблюдается стереотипность, формальность действий, отсутствует замысел, сюжет однотипен. Продуктивная деятельность вне специально организованного психолого – педагогического процесса отсутствует. Для всех детей характерно системное недоразвитие речи разной степени: часто общее звучание речи непонятно окружающим, активный словарь гораздо ниже пассивного, наблюдается полиморфное нарушение звукопроизношения, нарушение слоговой структуры слов, речь воспитанников изобилует аграмматизмами, лексико – грамматический строй грубо нарушен, связная речь не развита.
Тема: «Веселые фигуры»
Предварительная работа: Это итоговое занятия. Предварительно проводилась работа по закреплению названий и признаков геометрических фигур: овал, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб, трапеция. Игры на развитие пространственно – временных представлений, игры на определение количества предметов без предварительного пересчета.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Коррекционно – образовательная задача : Закрепить и обобщить знания детей о геометрических фигурах и их признаках.
Коррекционно – развивающие задачи : Развитие пространственно – временных представлений, зрительного восприятия при работе с разрезными картинками, рядом геометрических фигур, при работе в тетради. Развитие мыслительных операций, через работу с историей – небылице, д/и «лишняя фигура», д/и «цепочка».
Коррекционно – воспитательная задача : Воспитывать аккуратность и усидчивость при работе в тетради, умение внимательно слушать ответы товарищей.
Оборудование : 6 тарелочек с разрезными картинками разной конфигурации, картина «времена года», 7 зайчат, платок, 1 круг, 1 квадрат, 2 синих треугольника, 4 зеленых треугольника – у каждого, схема зайца, наборное полотно, геометрические фигуры, «найди отличия – зайчата», картинка для игры «лишняя фигура», тетради (квадрат на четыре части), карандаши, 6 картинок для игры найди ошибку в цепочке.
Организационный момент: Здравствуйте, ребята. Проходите садитесь на свои места. У вас лежат на тарелочках картинки, вам надо их собрать (картинки времена года, у каждого разные). Дифференцированная работа: Данил, Люба – 4 элемента разной конфигурации, Влад, Андрей – 4 элемента с прямыми углами, Дима, Егор – 6 элементов разной конфигурации.
— Что нарисовано на картинке? (времена года) Какое время года (спрашиваю у каждого)? Какое у нас сейчас время года? Какое закончилось, какое наступит, затем какое?
— Ребята, у кого весной день рождения (у Димы)
2. Основная часть:
— Ребята, послушайте, а бывает ли так: Выхожу я на улицу весной, а вокруг листопад: красные, желтые, синие листочки опадают. В лесу медведь в спячку впал, птицы улетели на юг. А из-под снега виднеются первые цветы – одуванчики.
— Что перепутал автор? О каких временах года рассказ? Бывают ли синие листочки? А какой первый цветок – появляется из – под снега?
— Ребята, к нам в гости пришли зайчата. А что с ними не так? (они белые, вместо серых)
— Сколько зайчат? (определение без пересчета/ счет шепотом) (сначала 4, затем 6, затем 7)
— Д/и «Найди отличия» (два зайца)
— Давайте сделаем своего весеннего зайца из геометрических фигур (раздаю фигурки на тарелочках). Посмотрите на схему (выполнение зайца). Из каких фигур сделали? Сколько кругов, квадратов, синих треугольников, зеленых треугольников?
— Давайте отпустим наших зайчиков в лес.
— Работа с фигурами:
— Посмотрите на доску, что перед вами? (геометрические фигуры)
— Сколько фигур? Назовите их? Какая первая, третья, последняя? Какая стоит между, справа/слева от?
— Назови лишнюю фигуру:
- Круг – треугольник – ромб
- Квадрат – треугольник – ромб
- Круг – овал – прямоугольник
- Картина из геометрических фигур
3. Пальчиковая гимнастика, физ. минутка:
Мы на плечи руки ставим, Начинам их вращать, Так осанку мы исправим, Один-2-3-4-5!
Чтоб получше нам размяться,
Будем ниже наклоняться.
А потом наоборот.
Вот еще одно заданье-
Не ленитесь приседать!
Мы 7 раз в ладоши хлопнем, 8 раз ногами топнем
Мы попрыгаем немного
И пройдемся по дороге
За столы садимся дружно
Нам теперь учиться нужно
Будем пальчики считать – 1,2,3,4,5. И фигуры называть.
Вот квадрат, а вот и круг, треугольник и ромб, а еще прямоугольник.
Их не трудно посчитать, их по счету ровно пять.
4. Заключительная работа:
— Работа в тетради
В правом верхнем углу нарисуй фигуру, у которой три угла, в правом нижнем – фигуру, у которой нет углов; в левом верхнем – фигуру, у которой все стороны равны; в левом нижнем – фигуру, у которой четыре угла.
— Найди ошибку в цепочки, исправь (детям предлагаются каждому листы с цепочкой, необходимо найти ошибку и исправить)
5. Итог — рефлексия:
— Ребята, кто сегодня приходил к нам в гости? Когда мы строили зайца, какие фигуры мы использовали? Сейчас каждый, по очереди, назовет одну геометрическую фигуру – важно не повторятся.
Источник
Здоровьесберегающие технологии в работе педагога — дефектолога
материал по теме
В настоящее время состояние здоровья детей является одной из наиболее актуальных проблем. Полноценное физическое развитие – это основа формирования личности ребенка. Основная задача взрослых состоит в том, чтобы помочь детям сохранить здоровье всего организма на долгие годы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorove_sberegayushchie_tehnologii.docx | 22.04 КБ |
Предварительный просмотр:
об использовании педагогом – дефектологом Левченко Г.А. здоровьесберегающих технологий, методик и приемов оздоровления детей.
В настоящее время состояние здоровья детей является одной из наиболее актуальных проблем. Полноценное физическое развитие – это основа формирования личности ребенка. Основная задача взрослых состоит в том, чтобы помочь детям сохранить здоровье всего организма на долгие годы. Поэтому с самых ранних лет нужно приучать малышей к определенным манипуляциям, которые помогут им поддерживать оптимальное состояние органов и систем в дальнейшей жизни.
Здоровьесберегающие технологии – это система, направленная на сохранение, укрепление и развитие духовного, эмоционального и физического здоровья всех субъектов образовательного процесса: детей, педагогов, родителей. При этом необходимо выполнение как минимум 4 требований:
- Учет индивидуальных особенностей ребенка.
- Организация учебной деятельности.
- Создание комфортных условий на занятии.
- Индивидуально – дифференцированный подход.
В своей дефектологической деятельности мною используются разные методы и средства работы с детьми, имеющими особенности в развитии, что в свою очередь помогает максимально достичь возможных успехов и результатов не только психолого — педагогического, но и общего развития ребенка в целом.
При применении в коррекционной работе с детьми здоровьесберегающих технологий учитывает следующие принципы:
— принцип соответствия возрастным нормам;
— принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса;
— принцип систематичности и последовательности;
— принцип индивидуального подхода;
— принцип всестороннего и гармоничного развития личности;
— принцип чередования нагрузок и отдыха;
— принцип постепенно наращивания оздоровительных воздействий;
В своей практической деятельности я учитываю индивидуальные особенности развития детей, сложность диагнозов. Но при этом, все занятия стараюсь разнообразить, не превращая их в скучную рутину ради достижения результатов и активно использую следующие здоровьесберегающие компоненты:
- Развитие мелкой моторики .
Развитию мелкой моторики уделяется особое внимание, так как этот вид деятельности способствует не только речевому развитию, но и учит вырабатывать основные элементарные умения, формирует графические навыки.
Играя в пальчиковые игры, ребенок учится подражать взрослому, вслушивается в обращенную речь, запоминает и проговаривает стихотворения, концентрирует и правильно распределяет внимание, развивает фантазию, воображение. Ведь в пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи, поэтому это отличное упражнение для развития памяти. К тому же создает благоприятную эмоциональную атмосферу.
Также, в своей работе, использую дидактические игры, направленные на развитие мелкой моторики: «Веселые прищепки», «Бусы», «Разноцветная мозаика», «Сухой бассейн» и т.д.; обводку шаблонов и штриховку изображений, графические диктанты.
Су – джок терапия — это одно из направлений медицины, разработанной южно-корейским профессором Пак Чже Ву. В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Направлена на стимуляцию высокоактивных точек соответствующих всем органам и системам организма, расположенных на кистях рук и стоп.
На занятиях используются Су-Джок шарики, колечки, колючие валики, массажные мячики-ежики.
Я активно использую в своей работе массаж и самомассаж кистей и пальцев рук
Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком, страдающим речевой патологией, это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка. Ребёнок сам выполняет приёмы самомассажа, которые показывает ему педагог.
Музыкотерапия – это воздействие музыки на человека с терапевтическими целями.
Цель занятий с использованием музыкотерапии – создание положительного эмоционального фона реабилитации:
-снятие фактора тревожности;
-стимуляция двигательных функций;
-развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущений, восприятия, представлений) и сенсорных способностей;
-растормаживание речевой функции;
-развитие чувства ритма, темпа, времени;
-развитие мыслительных способностей и фантазии;
-развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
-нормализация просодической стороны речи.
Песочная терапия становится все более популярным. Это способ общения с миром, с самим собой посредством игры с песком.
От других форм арт – терапии этот процесс отличается простотой манипуляций, возможностью изобретения новых форм, кратковременностью существования создаваемых образов. Также песок развивает мелкую моторику; развивает творческое воображение; формирует развитие всех форм мышления.
Использование мною, вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно-развивающих занятий, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребёнка развивающей среды способствует решению задач гармоничного развития дошкольников более результативнои в короткие сроки, активизирует психические процессы и формирует личность ребёнка в целом.
На основании вышеизложенного, результатом использования приемов здоровьесберегающих технологий в дефектологии является:
— развитие умения действовать в соответствии с усвоенными правилами;
— улучшение психических процессов (памяти, внимания, мышления);
— обогащение положительной эмоциональной сферы;
— корректируется поведение и преодолеваются психологические трудности;
— снимается эмоциональное напряжение, страхи, агрессивность и тревожность.
Педагог – дефектолог _____________________________ Левченко Г.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цель: Закреплять представления детей о значении для здоровья санитарно — гигиенических мероприятий, формировать представления о причине некоторых заболеваний.
В презентации кратко показаны здоровьесберегающие приемы, которые используют в своей работе учителя-дефектологи Дома ребенка с детьми раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Актуальность,новизна, принципы применения здоровьесберегающих технологий.
Презентация «Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-дефектолога".
В статье представлены здоровьесберегающие технологии, используемые на индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях учителя-дефектолога.
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя – дефектолога .
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-дефектолога.
Источник
Использование здоровьесберегающих технологий при обучении детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
статья
Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Фундамент здоровья закладывается с детства, и забота о здоровье детей касается не только медиков, но и нас – педагогов. Моей основной задачей является не навредить здоровью школьников и научить их беречь своё собственное здоровье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkola-territoriya_zdorovya.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование здоровьесберегающих технологий при обучении детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Предметом деятельности Государственного казенного общеобразовательного учреждения Астраханской области «Средняя общеобразовательная школа № 4» является оказание образовательных услуг обучающимся, нуждающимся в длительном лечении и находящихся на момент организации образовательного процесса в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения Астраханской области «Областной противотуберкулёзный диспансер» Стационар №5, в Государственном учреждении здравоохранения Астраханской области «Областная клиническая психиатрическая больница» и других медицинских организациях.
Образовательные услуги направлены на достижение основной цели: реализации образовательных программ начального, общего, основного общего и среднего общего образования, а также реализации оздоровительных, санитарно-гигиенических и профилактических мероприятий, направленных на оздоровление обучающихся, нуждающихся в длительном лечении.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в длительном лечении, образовательная деятельность осуществляется по адаптированной основной общеобразовательной программе общего образования обучающихся с умственной отсталостью.
Оздоровительно-реабилитационное направление деятельности школы:
— щадящий охранительный режим (сокращение учебной нагрузки —длительность урока 35 минут, активный отдых на открытом воздухе, физкультурные паузы во время уроков);
— физкультурно-оздоровительные мероприятия (Дни здоровья, группы здоровья, спортивные секции, подвижные игры на свежем воздухе);
— спелеотерапия (реабилитация и профилактика заболеваний с использованием аэродисперсной среды);
— вокалотерапия.
Задачи формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся школы:
- сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
- научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;
- научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
- сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
- сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
- дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т.п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
- дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач;
- обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
- сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
- сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
- сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
Я занимаюсь обучением и воспитанием школьников, имеющих стойкое, необратимое снижение познавательной деятельности в результате органического поражения центральной нервной системы (умственная отсталость) и сопутствующими заболеваниями, работаю с детьми-инвалидами, большинство из которых с девиантным поведением, длительно пребывающих на лечении в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения Астраханской области «Областная клиническая психиатрическая больница».
В стенах стационара создан уютный лицензированный учебный кабинет, где имеются все необходимые условия для здоровьесбережения обучающихся. Кабинет соответствует санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда школьников.
Весь учебно-воспитательный процесс строится на основе уровневой дифференциации, индивидуального подхода, для отдельных обучающихся мною разработаны индивидуальные образовательные маршруты.
Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Фундамент здоровья закладывается с детства, и забота о здоровье детей касается не только медиков, но и нас – педагогов. Моей основной задачей является не навредить здоровью школьников и научить их беречь своё собственное здоровье. Для этого необходимо исследование, оценка состояния здоровья обучающихся и резервов здоровья в процессе учебной деятельности, проведение уроков с учётом здоровьесберегающих технологий, основанных на природосообразности. Соблюдение условий здоровьесбережения и формирование культуры здорового образа жизни является необходимым при проведении уроков со школьниками с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), поскольку оно направлено не только на охрану физического здоровья детей с ОВЗ, но и на сохранность их психического состояния, на развитие и коррекцию высших психических функций.
Здоровьесберегающие технологии – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие все факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Сущность здоровьесберегающего урока состоит в том, что этот урок обеспечивает ребёнку и учителю сохранение и увеличение их жизненных сил от начала и до конца урока, а также позволяет использовать полученные умения самостоятельно во внеурочной деятельности и в дальнейшей жизни.
Из вышеизложенного следуют принципы здоровьесберегающего урока, которые направлены на укрепление физиологического и психологического здоровья. Это:
- принцип двигательной активности;
- принцип оздоровительного режима;
- принцип формирования правильной осанки и навыков рационального дыхания;
- принцип психологической комфортности;
- принцип опоры на индивидуальные особенности и способности ребёнка.
Для реализации этих принципов необходимо на уроках использовать современные педагогические здоровьесберегающие технологии. В работе с обучающимися с нарушенным интеллектом следует правильно сочетать умственную и физическую нагрузки.
Очень важны гигиенические условия в классе : чистота, температура и свежий воздух, рациональное освещение класса и школьной доски, отсутствие неприятных звуковых раздражителей. Нужно отметить, что утомляемость обучающихся и риск психологических расстройств в большей степени зависят от соблюдения этих простых условий.
Создание благоприятного психологического климата , мотивационной установки, эмоционального настроя обучающихся во многом предполагает успешное проведение урока. Это может быть какое-то небольшое стихотворение, подсказывающее тему сегодняшнего урока или элементы психогимнастики. Также в организационную часть урока может быть включена речевая гимнастика и упражнения, корригирующие психофизические недостатки умственно-отсталых обучающихся. В речевую гимнастику входят короткие по содержанию динамичные стихотворные тексты, которые способствуют подготовке к работе артикуляционного аппарата. Проговаривание стихотворений с первых минут урока настраивает школьников на рабочий лад, создавая обстановку интересного речевого общения. Все коррекционно-развивающие упражнения проводятся кратковременно, в оживлённой обстановке. При этом осуществляется индивидуальный подход к обучающимся, в результате которого формируется эффект успешности каждого ребёнка. Введение данного этапа в структуру урока создаёт положительную мотивационную ситуацию к дальнейшему обучению и способствует плавному переходу к следующему этапу урока. Также необходимо включение в каждый урок мотивации на ведение здорового образа жизни, примеров для воспитания культуры здоровья, создание условий для личностного осознания ценности здоровья.
Рациональная организация урока – важная составная часть здоровьесберегающей работы. Здесь необходимо чередование различных видов учебной деятельности: актуализация опорных знаний, письмо, чтение, слушание рассказа учителя, рассматривание наглядных пособий, просмотр презентаций, видеофрагментов, ответы на вопросы, практические занятия и т.д. Нормой должно быть не менее 5-7 видов за урок, поскольку однообразность урока способствует утомлению обучающихся.
Физкультурные минутки и физкультурные паузы являются обязательной составной частью любого урока или занятия. Здесь следует обращать внимание на их содержание и продолжительность, на эмоциональный климат во время проведения и наличие желания у школьников их выполнять. Такие виды отдыха помогают снять усталость, эмоциональное напряжение, оживляют урок, предупреждают нарушения осанки. Физкультминутка как элемент двигательной активности предлагается обучающимся для переключения внимания на другой вид деятельности. Следует использовать различные виды физкультминуток: оздоровительно-гигиенические, физкультурно-спортивные, подражательные, двигательно-речевые и т.д.
В состав упражнений для физкультурных минуток входят: упражнения по формированию осанки, укреплению зрения, мышц рук, отдых позвоночника, упражнения для ног, пальчиковая гимнастика, релаксационные упражнения для мимики лица, дыхательная гимнастика, психогимнастика.
На уроках математики, письма и развития речи, технологии и изобразительного искусства полезно проводить пальчиковую гимнастику , которая служит массажем для кистей рук, снимает напряжение с мышц рук, укрепляет мелкую моторику. Для этого я использую следующие упражнения.
Мы капусту рубим-рубим,
Мы капусту солим-солим,
Мы капусту трём-трём,
Мы капусту жмём-жмём. (Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочерёдное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачок. Сжимать и разжимать кулачки.)
2. Имитируя игру на клавишах, танец пальчиков, движения на координацию (когда руки лежат на столе ладонями вниз и по команде учителя дети одновременно или по очереди поднимают и опускают сначала большой палец на обеих руках, потом указательный и т.д.)
Систематическое выполнение упражнений дыхательной гимнастики обеспечивает прекрасное лечебно — профилактическое действие, дыхательная мускулатура обретает силу и выносливость, в организме нормализуется кровообращение. Дыхательная гимнастика снимает усталость головного мозга, очищает лёгкие, в результате чего во все уголки организма поступает кислород. Дыхательная гимнастика помогает мне обучать школьников правильно дышать. Во время дыхательной гимнастики мы учимся глубокому носовому вдоху, быстрому и бесшумному вдоху носом и ртом одновременно, следим за тем, чтобы дыхание было бесшумным, а плечи во время вдоха и выдоха должны быть свободно опущены. Одно из таких упражнений, используемых мною на занятиях, называется «Свечка».
• И.п. – стоя, руки перед грудью, ладонями кверху, на них как бы находится свеча, которую нужно «задуть».
• 1-2 — глубокий вдох носом;
• 3-4 — задержать дыхание;
• 5-6-7-8 — выдохнуть медленно и ровно через рот, задувая воображаемое пламя свечи;
• повторить 2 раза.
• И.п. — стоя, ноги шире плеч, пальцы рук сцеплены в замок;
• 1-2-3-4 — вдох носом (поднять руки вверх над головой);
• 5-6 — резкий выдох ртом (наклониться вперед и опустить руки, имитируя рубку дров);
• повторять 3-4 раза.
Смена динамических поз положительно сказывается на работоспособности обучающихся. Часто использую учебную гимнастику, в основу которой положена всемирно известная методика доктора П. Денисова, разработанная на основе традиционных западных и восточных систем физического воспитания с использованием точечного самомассажа. Комплексы, на первый взгляд незатейливых, но очень эффективных упражнений помогают обучающимся с умственной отсталостью лучше запоминать учебный материал, концентрировать своё внимание, снимать усталость после длительной работы с учебником, стрессы и т.д.
Во время урока полезно проводить короткие релаксационные упражнения для мимики лица:
сморщить лоб, поднять брови (удивиться);
нахмуриться, расслабить брови (рассердиться);
расширить глаза (страх);
расширить ноздри (вдыхаем запах);
поднять верхнюю губу, сморщить нос (презрение);
оскалить зубы, ослабить щёки и рот (улыбка).
Очень важна на каждом уроке профилактика и коррекция нарушений зрения. Зная, что в школьном возрасте орган зрения находится в стадии интенсивного развития и главной его особенностью является наличие так называемой дальнозоркой рефлексии, а наиболее физиологической нагрузкой для глаз является рассматривание удалённых предметов, я время от времени создаю на уроке предпосылки для интенсивного сосредоточения взгляда детей вдаль. Это позволяет снять напряжение с глазных мышц, долгое время работающих в режиме ближнего зрения. Упражнения выполняются сидя на стуле, спина прямая, руки лежат на коленях.
Использую гимнастику для глаз по методу Г.А. Шичко.
Охранительный режим обучения направлен на стабилизацию эмоционального тонуса и повышения уровня работоспособности обучающихся в классе. Поэтому на уроке необходимо наличие и выбор методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся; место и длительность применения ТСО, моторная плотность урока, обязательно наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, наличие эмоциональных разрядок, темп и особенности окончания урока.
На своих уроках я обеспечиваю вовлечение каждого обучающегося в процесс активного обучения, использую в образовательном процессе передовые педагогические технологии и знания возрастной психологии. Мои уроки отличает атмосфера психологического комфорта и сотрудничества, использование дидактического материала, тщательно подобранная наглядность, работающая на протяжении всего урока. Всегда уделяю пристальное внимание развитию речи обучающихся с умственной отсталостью, познавательной сферы и их самостоятельности. На уроках использую перфокарты, тестовые задания, индивидуальные карточки-задания, разнообразный яркий раздаточный материал, видеоуроки, что способствует развитию у детей с нарушенным интеллектом познавательной активности, способности к анализу и синтезу, формирует умение обобщать и делать выводы.
Большое внимание уделяю вопросам развития интеллектуальных и коммуникативных умений, самостоятельности обучающихся, что впоследствии позволяет им успешно адаптироваться в современном социуме.
Практика показывает, что создание образовательной среды, которая обеспечивает ликвидацию стрессообразующих факторов на уроке, индивидуальных подход к обучающимся, позволяющий создать для каждого ребёнка ситуацию успеха в любых видах деятельности, творческий характер образовательного процесса с использованием активных и разнообразных форм и методов обучения, рациональная организация двигательной активности позволяет повысить адаптивные возможности детского организма, а значит, стать средством сохранения и укрепления его здоровья.
1. Б.П. Брунов «Воспитание детей с проблемами в интеллектуальном развитии» Учебное пособие. Красноярск, — 2006г.
2. Никишов А.И., Шалаев В.Ф. «Методика обучения и воспитания обучающихся с интеллектуальными нарушениями».—Москва: «Просвещение», 2012г.
3. В.Г. Петрова, И.В. Белякова «Психология умственно отсталых школьников»: Учебное пособие.- М.: Издательский центр «Академия», 2012г. -160 с.
Источник