Меню

Залог хорошей учебы здоровье

Статья «ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ – ЗАЛОГ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ»
статья по теме

Здоровье человека – проблема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становиться первостепенной.

Таким образом, перед учителями стоит задача сохранения и укрепления здоровья учеников после поступления в школу, когда формируется осанка, идет активный рост и развитие всех систем организма, возрастает и психологическая и физическая нагрузка на детский организм.

В данной статье вы найдете ответы на следующие вопросы:

Как помочь школьнику? Как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной, полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учеба вызвала прилив энергии, а обучение было в радость?

Скачать:

Вложение Размер
Здоровье школьников 29.47 КБ

Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ – ЗАЛОГ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ

Мочалова Г.В., Гужова О.В.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей№1» г. Балаково Саратовской области

Здоровье человека – проблема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становиться первостепенной.

Таким образом, перед учителями стоит задача сохранения и укрепления здоровья учеников после поступления в школу, когда формируется осанка, идет активный рост и развитие всех систем организма, возрастает и психологическая и физическая нагрузка на детский организм.

Как помочь школьнику? Как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной, полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учеба вызвала прилив энергии, а обучение было в радость?

Необходимо внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий.

«Здоровьесберегающие технологии» — совокупность приемов, методов, форм обучения и подходов к образовательному процессу, охватывающие физические, психические и социальные стороны жизни человека. Здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:

I.Организационно-педагогические технологии здоровьесбережения

Реализация этого блока создает условия для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, повышает эффективность учебного процесса, предотвращая при этом чрезмерное функциональное напряжение и переутомление:

1.Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки учащихся.

2.Использование при составлении расписания шкалы трудности учебных предметов, позволяющей строить расписание уроков с учетом биоритмологического оптимума работоспособности у школьников, который имеет свои пики и спады, как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели.

3.При построении структуры урока учитывается интенсивность умственной деятельности учащихся в ходе урока.

Основная задача начальной школы – так организовать учебный процесс, чтобы каждый ребенок, независимо от своих возможностей, мог успешно развиваться, реализовывать себя в познавательной деятельности. От того, как организован урок и насколько он рационален, зависит функциональное состояние учащихся в процессе учебной деятельности. Правильно организованный урок дает детям возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне.

4.Осуществление двигательного режима на уроках:

— проведение музыкальной зарядки до уроков, способствует организованному началу учебного дня, улучшению самочувствия и настроения, повышению работоспособности на уроках;

— смена динамических поз;

— проведение физкультминуток, гимнастики для глаз, упражнения для кисти рук, пальчиковой гимнастика, самомассажа пальцев рук, аурикулярного массажа, дыхательной гимнастики.

— проведение подвижных игр на больших переменах, которые снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность.

II. Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения

Эти технологии связаны с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников.

1. Комфортное начало и окончание урока, способствует положительному эмоциональному настроению учащегося: использование положительных установок на успех деятельности, приемы психологического настроя на урок.

2. Учет индивидуальных психофизических особенностей учащихся, создание ситуаций успеха..

3. Снятие эмоционального напряжения

Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности.

4. Интеграция здоровьесберегающих компонентов в учебные предметы.

5.Чередование различных видов учебной деятельности: опрос учащихся; фронтальный опрос с использованием мяча; письмо; чтение; слушание; рассказ; рассматривание наглядных пособий; ответы на вопросы; решение задач. Элементы игры можно использовать также в качестве обратной связи и оценки ответов одноклассников: хлопанье в ладоши; поднятие руки; сигнальные карточки различного цвета.

6.Использование различных методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся:

– метод свободного выбора (беседа, выбор действия, выбор способа действия);

– активные методы (обучение действием, обсуждение в группах, ученик как исследователь);

– методы, направленные на самопознание, саморазвитие (интеллект, эмоции, воображение, общение, самооценка).

Все это снимает утомительную нагрузку, связанную с необходимостью поддержания рабочей позы.

Работа по формированию здорового образа жизни ведется не только в учебное время, но и после уроков. После уроков ребята посещают группы продленного дня, в которых целенаправленно проводится работа по здоровьесбережению. Ежедневно после обеда проводятся прогулки на свежем воздухе, затем спортивный час, а во время приготовления домашних заданий, по мере наступления усталости, в рекреации проводятся спортивные паузы. Для учащихся групп продленного дня организовываются секции, где осваиваются начальные навыки спортивных игр: баскетбола, футбола, волейбола, проводятся клубные часы, библиотечные часы, конкурсы рисунков, прогулки и экскурсии,.

III. Учебно-воспитательные здоровьесберегающие технологии.

Формирование мотивации к здоровому образу жизни у ребенка, прежде всего, зависит от родителей, но немаловажную роль может сыграть и школа, в частности, учителя начальных классов. Школа с 1-го класса должна способствовать воспитанию у детей привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья. Для формирования теоретических знаний здорового образа жизни учащиеся младших классов знакомятся с правилами личной гигиены, закаливания; сведениями о двигательном режиме, о значении физических упражнений на укрепление здоровья и осанки на тематических классных часах .

Огромную помощь во внедрении программы здоровьесбережения во внеурочное время оказывают родители учащихся. Так личным примером, большая часть родителей класса показывает ученикам, что здоровый образ жизни является неотъемлемой частью ежедневного хорошего самочувствия. Родители вместе с учениками участвуют в соревнованиях, занимаются спортом, ходят в походы. Совместная игра укрепляет и физическое, и духовное здоровье ребенка.

Ежегодно на базе школы функционирует летний оздоровительный лагерь, целью которого является создание благоприятных условий для укрепления здоровья.

Дополнительные направления работы для формирования знаний, умений и навыков здорового образа жизни , для создания условий сохранения здоровья младших школьников :
1. Проведение специальных уроков по формированию здорового образа жизни, уроки гигиены.
2 .Организационная деятельность: привлечение к поддержанию санитарного состояния класса дежурных и санитаров (соблюдение режима проветривания, протирания пыли, смена обуви), а также контроль классных санитаров за соблюдением учащихся правил личной гигиены, опрятность одежды и другие.
3. Проведение профилактики травматизма путем инструктажа по технике безопасности, бесед по охране труда и ведение классного журнала по технике безопасности.
4.Оздоровление детей в условиях школы: здоровое питание (работа с родителями по организации стопроцентного охвата горячим питанием в школьной столовой), витаминизация (употребление детских витаминов под контролем учителя), применение на уроках элементов лечебной физкультуры.
Новыми формами осуществления оздоровительной работы являются:

— мероприятия — акции здоровьесберегающей направленности, проводимые совместно с социумом (медики), общественностью (родители), учителями и учащимися школы (пример тому ходячая реклама «Спорт вместо наркотиков»).

— волонтёрское движение (акции, выступление агитбригады, помощь нуждающимся);

— ежегодное проведение НПК (научно-практические конференции)

Все внеклассные мероприятия помогают формировать положительное отношение к своему здоровью, прививаются навыки здорового образа жизни.

Мы считаем, что если ребёнок с радостью идёт утром в школу, если ему комфортно на уроке и во внеурочной деятельности, если от общения с педагогом он получает удовольствие, то это помогает сохранить психическое здоровье ученика и педагога тоже!

В заключении хочется отметить, что работа по формированию здорового образа жизни дает положительные результаты:

— учащиеся более успешно адаптируются в образовательном и социальном пространстве;

— повышается двигательная активность, что показывает участие детей в соревнованиях, играх.

— увеличивается количество учащихся, посещающих спортивные кружки и секции;

— по опросам детей и родителей увеличивается количество детей выполняющих утреннюю зарядку, количество семей, занимающихся спортом;

— проведенные занятия по обучению детей бережному отношению к собственному здоровью, принесли детям чувство удовлетворения, радости, на котором не было равнодушных и скучающих. После этих занятий учащиеся наиболее ответственно стали относится к своему здоровью и здоровью окружающих, стали более требовательными и заботливыми друг к другу;

— значительно сократилось количество простудных заболеваний, и количество пропусков по болезни.

1. Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым, помогите ему в этом.

2. Каждый урок и внеклассное мероприятие должны оставлять в душе ребенка только положительные эмоции.

3. Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интереса к внешкольной деятельности.

Источник

Родительское собрание «Здоровье ребёнка – залог успешности в обучении».
методическая разработка по теме

Тема собрания определена одним из направлений образовательной инициативы «Наша новая школа» — сохранение укрепление школьников и звучит она как « Здоровье ребёнка – залог успешности в обучении». Родителям предлагается выполнить комплексы, используемые в работе с детьми, для совместного выполнения во внеурочное время.

Скачать:

Вложение Размер
Конспект родительского собрания «Здоровье ребёнка – залог успешности в обучении».doc 47.5 КБ
«Здоровье ребёнка – залог успешности в обучении» 308 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект родительского собрания «Здоровье ребёнка – залог успешности в обучении».

Добрый день, уважаемые родители. Рада вас приветствовать на родительском собрании. Слайд №1.

Тема собрания определена одним из направлений образовательной инициативы «Наша новая школа» — сохранение укрепление школьников и звучит она как « Здоровье ребёнка – залог успешности в обучении». Слайд №2.

Вырастить здорового ребенка – дело совсем не простое. Здесь важно не только развивать тот потенциал, который ребенок получил при рождении, создать условия и организовать окружающую его среду так, чтобы он в ней каждодневно развивался, но и научить ребенка бережно относиться к своему здоровью, воспитывать осознанную привычку к здоровому образу жизни.

Достижение положительных результатов в воспитании здорового ребенка возможно лишь в том случае, если за время его пребывания в школе осуществляется разноплановая работа по физическому воспитанию и оздоровлению, которая складывается в определенную систему, а в домашних условиях поддерживается и закрепляется родителями. Слайд №3.

Познакомившись с медкартами детей, а увидела, что все учащиеся в классе состоят на диспанцерном учёте, похожая картина складывается почти во всех классах школы. Слайд №4.

Педагоги школы разработали систему работы по формированию представлений о ЗОЖ, оздоровлению учащихся и осуществляют её в своих классах. Слайд №5.

В неё входит работа с детьми, которая включает в себя:

Организация физкультурно-оздоровительной работы

  1. Утренняя гимнастика(за 10 минут до начала занятий)
  2. Занятие физкультурой (2раза в неделю + 1час бассейн «СпортЛайФ»)
  3. «Народные игры» (автор Литвинов Е.П.)
  4. Организованная двигательная активность
  5. Самостоятельная двигательная активность. Слайд №6.
  1. оздоровительные прогулки
  2. полоскание полости рта и горла после каждого приёма пищи кипячёной водой комнатной температуры
  3. обмывание лица и рук (до локтя) прохладной водой. Слайд №7.
  1. Здоровьесберегающие технологии
  1. артикуляционная гимнастика
  2. зрительная гимнастика
  3. пальчиковая гимнастика
  4. дыхательная гимнастика
  5. динамические паузы Слайд №8.

Коррекционно-логопедическая работа Слайд №9.

  1. Витаминизация пищи
  2. Ароматерапия
  3. Фитотерапия (чесночные бусы) Слайд №10.

Работа с родителями.

Цель: повышение компетентности родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья.

Привлечение родителей к активному участию в жизни школы

  1. Анкетирование (Анкеты “Здоровье вашего ребенка”, “Семья и здоровый образ жизни”).
  2. Совместные физкультурные и игровые досуги, праздники.
  3. Открытые занятия.
  4. Распространение опыта семейного воспитания по вопросам укрепления здоровья детей, консультации, обмен мнениями и опытом.
  5. Выставка рисунков на тему “Береги здоровье смолоду”, выставка фотографий, на тему “Отдыхаем всей семьей” (активный отдых в семье).

Мне бы хотелось остановиться на использовании здоровье сберегающих технологий, показать, как мы с детьми работаем на уроках, чтобы вы могли помочь своему ребёнку стать более успешным в обучении. Слайд №11.

Цель: для улучшения кровоснабжения глазных яблок, нормализации тонуса мышц, для снятия зрительного утомления.

Провести занятие ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА (Разработана специалистами Института возрастной физиологии РАО)

Упражнение со зрительными метками №1

В классе заранее подвешиваются высоко на стенах, углах, в центре стены яркие зрительные метки. Ими могут быть игрушки или красочные картинки (4-6 меток). Игрушки (картинки) целесообразно подбирать так, чтобы они составляли единый игровой сюжет. И время от времени менять их. Например, в центре стены помещается машина (или бабочка). В углах под потолком — цветные гаражи. Предлагается проследить взором проезд машины в гаражи или на ремонтную площадку. Бабочка может перелетать с цветка на цветок.

Методика проведения упражнения:

1.Попрость поднять родителей с мест.

2. Объяснить, что они должны делать: по команде, не поворачивая головы, одним взглядом глаз проследить движение машины в синий гараж, затем в зеленый и т.д.

3. Переводить взор с одной метки на другую под счет 1-4.

4. Продолжительность упражнения – 2-3 минуты. Слайд №12.

Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Слоники — Лягушки.
Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.

Худышка — Толстячок.
Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно. Втянуть щеки.

Лопаточка.
Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

Чашечка.
Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

Грибок.
Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

Уколы в щёчки.
Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку. Слайд №13.

Цель: развитие мелкой моторики, которая, в свою очередь, на прямую связана с развитием речи.

Дети пошли в лес за грибами. В руках они несли корзинки. С ними была собака. Неожиданно собака бросилась за дерево. Там был ёж. На его колючках лежал гриб. Слайд №14.

  1. С помощью этих упражнений не только ваш ребенок оздоровится, будет пребывать в хорошем настроении, и дышать полной грудью, но и вы вместе с ним вздохнете с облегчением. При регулярном выполнении такой гимнастики простуды будут обходить ваше чадо стороной!
  2. Дыхательная гимнастика прекрасно дополняет любое лечение, развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма. Слайд №15.

Динамические паузы (музыкальная)

Динамическая пауза — пауза в учебной или трудовой деятельности, заполненная разнообразными видами двигательной активности. Предназначена для предупреждения утомления и снижения работоспособности. Физиологическая сущность динамической паузы — переключение на новый вид деятельности, активный отдых. Слайд №16. Предложить родителям подвигаться под музыку.

Говоря о здоровье детей, мы должны понимать, что ребёнку нужен здоровый родитель. Начните с себя, позаботьтесь о своём здоровье. Слайд №17. Слайд №18.

Наверное, нам всем не стоит строить грандиозных заоблачных планов, которые сегодня не могут быть выполнены, а решать самые простые, но очень важные ежедневные проблемы, чтобы сохранить, укрепить и улучшить здоровье наших детей. Слайд №18.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Родительское собрание в 1 классе. Учитель: Агулов a М.В.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» определяет задачи и основные направления (стратегию) развития общего образования в Российской Федерации до 2020 г. Одним из ключевых направлений является направление: Сохранение и укрепление здоровья школьников

«Здоровье ребенка – залог успешности обучения» сохранение, укрепление и развитие индивидуального, физического, психического и социального здоровья участников образовательного процесса, формирование культуры здорового образа жизни, основанной на знании и понимании функциональных особенностей своего организма и умении изменить их в лучшую сторону.

Хронические заболевания обучающихся 1 класса «А» (10 человек) № п/п Заболевания Кол-во человек % от общего количества 1 Заболевания ЦНС 1 10 2 Заболевания органов дыхания 1 10 3 Заболевания лор. органов 2 20 4 Заболевания желудочно-кишечного тракта 2 20 5 Заболевания опорно-двигательного аппарата 3 30 6 Заболевания органов зрения 2 20 7 Сердечнососудистые заболевания 2 20 8 Эндокринные заболевания 2 20 9 Патология мочевыводящих путей 2 20 10 Эпилепсия 1 10 11 ММД 4 40 12 Сенсорная тугоухость 1 10

Работа с детьми.

Организация физкультурно-оздоровительной работы Утренняя гимнастика(за 10 минут до начала занятий) Занятие физкультурой (2раза в неделю + 1час бассейн «СпортЛайФ») «Народные игры» (автор Литвинов Е.П.) Организованная двигательная активность Самостоятельная двигательная активность

Закаливание. оздоровительные прогулки полоскание полости рта и горла после каждого приёма пищи кипячёной водой комнатной температуры обмывание лица и рук (до локтя) прохладной водой

Здоровьесберегающие технологии. артикуляционная гимнастика зрительная гимнастика пальчиковая гимнастика дыхательная гимнастика музыкальные паузы

Коррекционно-логопедическая работа. педагог-логопед Стойкова Н.В. учитель логоритмики Литвинова Л. А. учитель хорового пения Мильева Т.А. педагог-психолог Умнов В.С.

Профилактическая работа. Витаминизация пищи Ароматерапия Фитотерапия (чесночные бусы)

Давайте попробуем сделать вместе с вами!

Зрительная гимнастика Улучшает кровоснабжение глазных яблок, нормализирует тонус мышц, снимает зрительное утомления.

Пальчиковая гимнастика Занятия пальчиковыми играми способствуют расширению словарного запаса, а если стихотворение не проговаривать, а напевать — то и музыкального слуха. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.

Упражнения для пальчиковой гимнастики Дерево(лес) Грибок Корзинка Собака Ёжик

Дыхательная гимнастика. С помощью этих упражнений не только ваш ребенок оздоровится, будет пребывать в хорошем настроении и дышать полной грудью, но и вы вместе с ним вздохнете с облегчением. При регулярном выполнении такой гимнастики простуды будут обходить ваше чадо стороной! Дыхательная гимнастика прекрасно дополняет любое лечение, развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма.

Музыкальные паузы. снимают напряжение, создают благоприятную атмосферу; объединяет детей в группы, способствует их сотрудничеству, взаимодействию межу собой; развиваю речь, внимание, память, мышление

Прислушивайтесь к потребностям своего тела и к тем сигналам, которые оно вам подает. Просыпайтесь с ощущением свежести и бодрости. Ведите активный образ жизни и поддерживайте себя в прекрасной форме. Ешьте полезные продукты, которые необходимы для вашего организма. Забота о своем организме — это естественная часть любви к себе.

Лучшее, что мы можем дать нашим детям, — это научить их любить себя. Луиза Хей Детям нужны не поучения, а примеры. Жозеф Жубер

Спасибо за внимание!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Девиз: «Мы живём не для того, чтобы есть, а для того, чтобы жить» (древнегреческий философ Сократ)Цель: формирование у родителей культуры питания как составляющей здорового образа жизни их .

Ни для кого не секрет, что у детей в повседневном общении случаются недоразумения, ссоры, конфликты со сверстниками и взрослыми. От того, какой будет реакция взрослого, зависит формирование характера .

Ни для кого не секрет, что у детей в повседневном общении случаются недоразумения, ссоры, конфликты со сверстниками и взрослыми. От того, какой будет реакция взрослого, зависит формирование характера .

Цель: расширить представление о роли семьи в формировании психического здоровья ребенка.Задачи:- обсудить влияние способов семейного воспитанияна психическое здоровье ребенка;- найти способы детям;- п.

История возникновения домашних заданий. Роль домашней учебной работы учащихся в овладении знаниями.Содержание домашних заданий.Условия, при которых домашние задания будут.

Родительское собрание «Здоровье обучащихся как основа эффективного обучения»Цель: формирование у родителей устойчивой мотивации по сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья своей се.

Источник

Читайте также:  Здоровье как восстановить иммунитет
Adblock
detector