Законспектируйте статью водорастворимые витамины сведя материал таблица
144. Прочитайте п. 36 «Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ»
Назовите три фазы обмена веществ
Фазы обмена веществ:
2. Пластический обмен
3. Энергетический обмен
145. Дайте определение понятий
Пластический обмен – создание новых соединений и структур для данного организма
Энергетический обмен – биологическое окисление выделяет энергию, необходимую для организма
146. Заполните таблицу, указав, какова роль белков, жиров, углеводов, минеральных солей и воды в обмене веществ и энергии
Вещество Роль в обмене веществ и энергии Белки выполняют структурно-пластическую, опурную, каталитическую, защитную и антитоксичную функции Жиры при распаде выделяют много энергии, выполняют теплоизоляционную, регулятивную функции Углеводы распадаются на простые вещества и употребляются организмом Минеральные соли необходим для поддрежания кислотно-щелочного баланса в клетках тела Вода транспортировка питательных веществ и кислорода, вывод продуктов распада
147. Напишите, по какому критерию химические элементы, входящие в состав организма, подразделяют на макроэлементы и микроэлементы. Укажите элементы, относящиеся к этим группам
Макроэлементы: K, Ca, Na, P, Cl – на 100 г приходится сотни десятков макроэлементов
Микроэлементы: Fe, Zn, f, Co – на 100 г приходится 10 и сотые доли этих веществ
148. Перечислите водорастворимые и жирорастворимые витамины
Водорастворимые витамины: C, B1, B2, B12
Жирорастворимые витамины: A, D, E
149. Допишите утверждения, вписав в текст соответствующие слова: отсутствие, избыток, недостаток
Авитаминозы развиваются при отсутствии витаминов, гиповитаминозы – при недостатке витаминов, гипервитаминозы – при избытке витаминов
150. Законспектируйте статью «Водорастворимые витамины» п. 37, сведя материал в следующую таблицу
Витамин Функции Симптомы авитоминоза и гиповитаминоза Источники витамина для организма С способствует заживлению ран, ожогов, кровоточащих десен, снижает уровень холестерина в крови, укрепляет иммунную систему слабеют, кровоточат десна, выпадают зубы фрукты, овощи В1 способствует росту, улучшает пищеварение, особенно переваривание углеводов, нормализует работу нервной системы, мышц и сердца раздражительность, снижение внимания, памяти, ухудшение сна белый черный хлеб, мука грубого помола, зеленый горошек В2 способствует росту и репродуктивным функциям, сохраняет здоровой кожу, волосы, ногти, улучшает зрение, уменьшает утомляемость глаз, участвует в обмене белков, жиров и углеводов воспаляется слизистая ротовой полости, языка и др. пищеварительных органов молоко, сыр, яйца, гречневая крупа В12 формирует и восстанавливает эритроциты, предотвращая анемию, у детей способствует росту и улучшению аппетита, увеличивает энергию, поддерживает нервную систему в здоровом состоянии, снижает раздражительность при дефеците не вырабатывается фермент, отвечающий за созревание клеток крови в костном мозгу в продуктах животного происхождения, в ксиломолочных продуктах
151. Законспектируйте статью «Жирорастворимые витамины» п.37, сведя материал в следующую таблицу
Витамин Функции Симптомы авитоминоза и гиповитаминоза Источники витамина для организма А участвует в росте эпителиальных тканей «куриная слепота», изъязвление кожи и слизистых оболочек печень, сливочное масло, сыр D участвует в развитии костной ткани рахит, снижение тонуса мышц рыбий жир, печень, яичный желток E участвует в функционировании органов размножения замедляется рост и развитие организма рыбий жир, печень, яичный желток
152. Прочитайте статьи «Основной обмен» и «Общий обмен» п. 38. Опишите, в чём различие между основным и общим обменом. Результаты сведите в следующую таблицу
Основной обмен Общий обмен Интенсивность обмена веществ при определнных условиях Фактические энерготраты совершаемые человеком за еденицу времени
153. Подсчитайте калорийность приведённых в таблице продуктов, используя данные статьи «Энергетическая ёмкость» (калорийность) пищи п.38
Решите задачу и впишите результаты расчётов в таблицу
Петя съел на завтрак яичницу из двух яиц и выпил стакан кефира с сахаром, а Миша – сосиску с капустой и стакан чая. Сколько килоджоулей (кДж) получил каждый из них?
Итого: Петя 18411,68 и Миша 30501,12
154. Отчёт о лабораторной работе «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического баланса по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки» (с. 196-197 учебника)
Исходя из сравнения результатов опыта с нормативными данными, приведёнными в таблице учебника, испытуемого можно отнести к категории здоровый тренированный
Допишите ответы на вопросы
При задержке дыхания в крови накапливается углекислый газ, потому что по венозной крови идёт углекислый газ
При определённой концентрации углекислого газа в крови дыхание восстанавливается непроизвольно, потому что углекислый газ выделяется
Эти воздействия называются гуморальными, потому что они саморегулируются
После работы удаётся задержать дыхание на меньшее время, чем в состоянии покоя, потому что
У тренированного человека энергетический обмен происходит более экономно, чем у человека нетренированного, потому что за 1 действие тренированный сжигает меньше энергии, чем нетренированный
Источник
§9. Обмен веществ и энергия
165) Сформулируйте несколько вопросов, ответы на которые вы хотите получить при изучении этой темы.
Для чего нужен обмен веществ? У всех живых организмов есть обмен веществ?
166) Прочитайте §36 «Обмен веществ и энергии как основная функция организма». Объясните, почему обмен веществ и энергии считают важнейшим свойством всего живого.
Обмен веществ определяет цикличность жизни.
167) Дайте определения понятий.
Пластический обмен – синтез органических веществ (белков, жиров и углеводов), необходимых организму.
Энергетический обмен – биологическое окисление органических веществ, в результате которого образуется энергия.
168) Заполните таблицу, указав, какова роль белков, жиров, углеводов, минеральных солей и воды в обмене веществ и энергии.
Вещество | Роль в обмене веществ и энергии |
Белки | Белки в организме выполняют структурно — пластическую, опорную, каталитическую, защитную, транспортную, антитоксическую и энергетическую функции |
Жиры | Жиры выполняют структурно — пластическую, регуляторную, теплоизоляционную и энергетическую функции |
Углеводы | Углеводы выполняют структурно — пластическую и защитную функции, а так же используются в качестве источника энергии |
Минеральные соли | Минеральные соли содержатся в клеточных ядрах и цитоплазме, в жидкостях, образующих внутреннюю среду, в пищеварительных соках и других биологических жидкостях |
Вода | Вода — универсальный растворитель, среда для биохимических процессов |
169) Приведите примеры, подтверждающие использование организмом тепловой, механической и электрической энергии.
3) Электрические импульсы сердца.
170) Напишите, по какому критерию химические элементы, входящие в состав организма, подразделяют на макроэлементы и микроэлементы. Укажите элементы, относящиеся к этим группам.
В зависимости от величины потребностей организма в минеральных солях входящие в них элементы подразделяются на макро- и микроэлементы.
Макроэлементы: Ca, K, Na, Cl, P.
Микроэлементы: Fe, Co, Zn, F, l.
171) Перечислите водорастворимые и жирорастворимые витамины.
Водорастворимые витамины: С, В1, В2, В12.
Жирорастворимые витамины: А, D, Е.
172) Допишите утверждения, вписав в текст соответствующие слова в нужном падеже: отсутствие, избыток, недостаток.
Авитаминозы развиваются при отсутствии витаминов, гиповитаминозы – при недостатке витаминов, гипервитаминозы – при избытке витаминов.
173) Законспектируйте статью «Водорастворимые витамины» (§37), сведя материал в следующую таблицу.
Витамин | Функции | Симптомы авитоминоза и гиповитаминоза | Источники витамина для организма |
С | Входит в состав многих ферментов, антител, предохраняет от окисления клеточные мембраны и другие органоиды | Слабость, ухудшение иммунитета, кровоточивость десен, выпадение зубов (развитие цинга) | Плоды шиповника, черной и красной смородины, лимоны, капуста |
В1 | Участвуют в работе окислительных ферментов | Паралич, судороги, сердечная недостаточность, отеки, слабость | Оболочки зерен злаковых растений, зеленый горошек, гречневая и овсяная крупы, хлеб грубого помола |
В2 | Влияет на состояние эпителия (особенно пищеварительного кнаала), влияет на функции слизистой оболочки ротовой полости и других органов пищеварения | Восполение слизистой оболочки ротовой полости, белки глаз и внутренняя поверхность век, трещинки на уголках рта, нарушение зрения, малокровие | Молочные продукты, яйца, печень, почки, гречневая крупа |
В12 | Созревание клеток крови в красном костном мозге | Малокровие | Продукты животного происхождения |
174) Законспектируйте статью «Жирорастворимые витамины» (§37), сведя материал в следующую таблицу.
Витамин | Функции | Симптомы авитоминоза и гиповитаминоза | Источники витамина для организма |
А | Зрение в темноте, рост эпителиальной ткани | «Куриная слепота», слабость эпителиальных оболеч | Продукты животного происхождения, вареные красные овощи |
D | Развитие костей | Искривление костей, сниженный тонус мышц, неустойчивость к инфекциям | Рыбий жир, печень , яичный белок |
Е | Нормальное функционирование органов размножения | Анемия, неврологические растройства | Рыбий жир, печень , яичный белок |
175) Прочитайте статьи «Основной обмен» и «Общий обмен» (§38). Опишите, в чём различие между основным и общим обменом. Результаты сведите в следующую таблицу.
Основной обмен | Общий обмен |
Объем энергозатрат в нормальных комфортных усовиях | Фактические энергозатраты, совершаемые человеком за единицу времени |
176) Подсчитайте калорийность приведённых в таблице продуктов, используя данные статьи «Энергетическая ёмкость (калорийность) пищи» (§38).
* Решите задачу и впишите результаты расчётов в таблицу.
Петя съел на завтрак яичницу из двух яиц и выпил стакан кефира с сахаром, а Миша – сосиску с капустой и стакан чая. Сколько килоджоулей (кДж) получил каждый из них?
177) Отчёт о лабораторной работ «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического баланса по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки» (с. 245–247 учебника).
Исходя из сравнения результатов опыта с нормативными данными, приведёнными в таблице учебника, испытуемого можно отнести к категории здоровые тренированные.
* Допишите ответы на вопросы.
При задержке дыхания в крови накапливается углекислый газ, потому что кислород не поступает, газообмен не происходит.
При определённой концентрации углекислого газа в крови дыхание восстанавливается непроизвольно, потому что срабатывает безусловный рефлекс.
Эти воздействия называются гуморальными, потому что регуляция осуществляется с помощью гормонов.
После работы удаётся задержать дыхание на меньшее время, чем в состоянии покоя, потому что после работы наблюдается учащенное сердцебиение , организм быстрее расходует кислород, поэтому и потребност в нем возникает быстрее
У тренированного человека энергетический обмен происходит более экономно, чем у человека нетренированного, потому что при регулярных тренировках и правильном питании возникает тренировочный эффект, в результате которого синтез обгоняет биологическое окисление
178) Оцените, что нового вы узнали при изучении этой темы. Предположите, как могут пригодиться вам эти знания в повседневной жизни.
Я узнал о правильном питании, о здоровье своего организма. Эти знания пригодятся мне в жизни (правильное питание, необходимость тренировок).
Источник