Законодательная база по охране жизни и здоровья детей
Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и детей безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия. Данная ситуация поставила перед необходимостью систематизации работы по трем направлениям: предвидеть, научить, уберечь. Понятие безопасности в ДОУ ранее включало в себя следующие аспекты: охрана жизни и здоровья детей, обеспечение безопасных условий труда сотрудников ДОУ. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в нее вошли и такие понятия, как экологическая катастрофа и терроризм.
Руководители ДОУ должны обеспечить безопасность с учетом современных требований, а для этого необходимо определить цели, задачи и стратегию работы. Руководителю и всему коллективу необходимо строить свою работу на основе законодательных и инструктивно-директивных документов по разделам:
— охрана жизни и здоровья детей;
— противопожарная и техногенная безопасность;
— предупреждение дорожно-транспортного травматизма;
— обеспечение безопасности и усиление бдительности при угрозе террористических актов.
В эту работу должны быть включены все участники воспитательно-образовательного процесса: дети, сотрудники, родители.
Работа с детьми включает в себя формирование у детей представлений об опасных и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях и воспитание навыков адекватного поведения в различных неординарных ситуациях.
Работа с сотрудниками строится на изучении нормативно-правовых документов, локальных актов, приказов по учреждению, инструкций по технике безопасности, должностных инструкций и обеспечении контроля за исполнением данных инструкций.
Работа с родителями носит профилактическую направленность и может осуществляться в виде родительского всеобуча и проектной деятельности в соответствии с реализацией раздела программы по ОБЖ (Пособие по безопасности для вас и вашей семьи).
Внутренние локальные акты: приказы и инструкции по охране жизни и здоровья детей:
— Приказ «О создании комиссии по охране жизни и здоровья детей»;
— Приказ «Об организации экскурсий»;
— Инструкция для воспитателей по охране жизни и здоровья детей, по организации экскурсий, прогулок за пределы детского сада;
— Инструкция по охране жизни и здоровья детей в летний, зимний, осенний и весенний периоды;
Законодательная база по пожарной и безопасности при чрезвычайных ситуациях:
— Приказ Министерства просвещения РСФСР от 06.09.75 № 270 «Об усилении ответственности руководителей учреждений и органов народного образования за выполнение противопожарных мероприятий»;
Локальные акты по пожарной безопасности:
— Схема оповещения в случае чрезвычайной ситуации;
— План эвакуации в случае возникновения пожара и чрезвычайной ситуации;
— Инструкция по пожарной безопасности в дошкольном образовательном учреждении;
— Обязанности сторожей в случае возникновения пожара;
— Приказ «Об обеспечении пожарной безопасности».
Законодательная база по предупреждению дорожно-транспортного травматизма:
— Решение Всероссийского совещания представителей федеральных и региональных органов исполнительной власти, Общероссийских общественных организаций по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма от 25-26 октября 2000 г. ;
— Приказ Минпросвещения СССР от 09.11.1971 № 85 «О повышении роли дошкольных учреждений и школ в проведении воспитательной работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма»;
— Методические рекомендации по профилактике дорожного травматизма у детей, посещающих дошкольные учреждения, разработанные Минздравом СССР, НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения им. Семашко и Центральным НИИ травматологии и ортопедии им. Приорова. М., 1986.
— Инструкция воспитателям по предупреждению детского дорожного травматизма.
Материал для работы с детьми:
— Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Ребенок на улице города: Учебное пособие по ОБЖ. М., 1998 (рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ).
Законодательная база по обеспечению безопасности и усилению бдительности при угрозе террористических актов:
— Федеральный закон № 3808 «О борьбе с терроризмом» (принят Госдумой 03.07.98);
— Уголовный кодекс РФ, раздел 9 «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка», гл.24, ст. 205 «Терроризм» (принят Госдумой 24.05.96);
— Постановление Правительства РФ от 15.09.99 № 1040 «О мерах по противодействию терроризму»;
— Памятка «МЧС предупреждает: ваша безопасность при угрозе взрыва. Меры защиты по предупреждению и при угрозе террористических актов», 2001.
Локальные акты учреждения:
— Инструкция по ГО;
— Положение о комиссии по ЧС;
— Схема оповещения сотрудников в случае чрезвычайной ситуации;
— План действия в случае возникновения пожара или чрезвычайной ситуации;
— Приказ «О назначении дежурных и графике дежурства административных лиц»;
— Выписка из протокола внеочередного производственного совещания «Об усилении ответственности сотрудников по предотвращению террористических актов»;
— Приказ «Об усилении бдительности за сохранность жизни и безопасность детей».
ПЕРЕЧЕНЬ методического материала по противопожарной безопасности
2.Правила пожарной безопасности в Российской Федерации.
3.Приказ «Об обеспечении пожарной безопасности».
4.Приказ «По обесточиванию здания и подсобных помещений».
5.Приказ «О порядке осмотра и закрытии помещений детского сада».
6.Приказ «О назначении пожарного расчета».
7.Инструкция о мерах пожарной безопасности.
8.Инструкция по охране труда и пожарной безопасности в учреждении ИОТ-001-2003г.
9.Инструкция дежурным сторожам на случай возникновения пожара или загорания.
10.Инструкция о способах применения первичных средств тушения пожара.
11.Инструкция о мерах по противопожарной защите.
12.Инструкция о мерах пожарной безопасности в помещениях учреждений.
13.Инструкция по использованию противопожарного водоснабжения (пожарного резервуара).
14.Инструкция по установке и эксплуатации пожарной автоматики.
15.Инструкция системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях (НПБ 104-03).
16.Инструкция о порядке действия в случае возникновения пожара.
17.Памятка по обеспечению пожарной безопасности.
18.Порядок действия персонала в случае пожара.
19.Основные правила пожарной безопасности при проведении новогодних елок.
21.План мероприятий по организации пожарной безопасности ..
22.Методическое пособие проведения противопожарного инструктажа в быту.
23.Рекомендации по выбору оптимальных требований, предъявляемых надзорными органами МЧС России к техническому обеспечению пожарной безопасности образовательных учреждений.
ПЕРЕЧЕНЬ МЕТОДИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
1. Безопасность в ДОУ.
Приложение 1. Инструкция по охране жизни и здоровья детей в группах кратковременного пребывания.
Приложение 2. Приказ « Об обеспечении пожарной безопасности».
Приложение 3. Инструкция воспитателям по предупреждению детского дорожного травматизма.
Приложение 4. Приказ « Об усилении бдительности за сохранность жизни и безопасность детей».
Приложение 5. Инструкция по организации охраны жизни и здоровья детей в детских садах и на детских площадках.
Приложение 6. Инструкция работникам ДОУ при возникновении /угрозе/ чрезвычайных ситуаций.
Приложение 7. Действия сотрудников ДОУ в случае возникновения чрезвычайных ситуаций в мирное время.
Приложение 8. Выполнение мероприятий ГО при угрозе и возникновении радиоактивного заражения.
Приложение 9. Правила поведения на территории ДОУ в условиях повышенного радиационного фона.
Приложение 10. Выполнение мероприятий ГО при авариях и катастрофах, связанных с выбросом СДЯВ в атмосферу.
Приложение 11. Проведение мероприятий ГО в связи с возникновением непредвиденных локальных чрезвычайных ситуаций /разбрасывание ядовитых веществ, разлив ртути, создание угрозы взрыва/.
Приложение 1. Программа и порядок проведения противопожарного инструктажа с работниками детских учреждений.
Приложение 2. Правила поведения при пожаре.
3. Воспитание навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста.
Приложение 1. Фрагмент плана- конспекта итогового занятия в выпускной группе по теме «Пожар».
Приложение 2. Схема работы с детьми по воспитанию безопасности поведения.
4. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности.
Приложение 1. Правила пожарной безопасности.
Приложение 2. Правила поведения во время пожара.
5. Безопасность ребенка в детском саду и семье.
6. Психологическая безопасность.
ИНСТРУКЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЯМ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ДЕТСКОГО ДОРОЖНОГО ТРАВМАТИЗМА.
1. Систематически (особенно в начале учебного года – осенью и весной) проводить специальные занятия по закреплению у детей правил поведения на улицах и дорогах.
2. Регулярно проводить с детьми беседы о том, почему нельзя выходить на улицу без взрослых, играть на тротуаре. Иллюстрировать свои беседы примерами, иллюстрациями.
3. В игровой форме рассматривать ситуации правильного и неправильного поведения на улице, рассматривать ситуации-загадки.
4. Знакомить детей с правилами перехода улицы. Знакомить с понятиями: пешеходный переход, подземный переход, светофор, перекресток. Использовать игровые приемы, действия детей с макетами улицы.
5. Детей старшего дошкольного возраста знакомить с дорожными знаками, предназначенными для водителей и пешеходов. На занятиях и в игре знакомить детей с предупреждающими знаками: «Дети», «Пешеходный переход», запрещающими: «Въезд запрещен», «Подача звукового сигнала запрещена», предписывающими: «Движение прямо», «Движение направо», информационно-указательными: «Место остановки автобуса», «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход». Закреплять знания детей в сюжетно-ролевых играх в группе, а в летнее время – на специально оборудованной площадке на участке детского сада с использованием колесного детского транспорта.
6. Познакомить детей с правилами езды на велосипеде. Рассмотреть различные ситуации на примерах, используя серию картинок.
7. Знакомить детей с работой ГИБДД. Показывать картинки с изображением патрульной машины, вертолета, постов ДПС, организовывать сюжетно-ролевые игры, отражающие их работу.
8. Знакомить детей с правилами поведения в транспорте (наземные и подземные виды транспорта, личные автомобили, воздушный, железнодорожный и водный транспорт – в зависимости от возраста детей).
9. Организовать в группе зону или уголок по обучению правилам дорожного движения (брошюры, иллюстрации, детские книги, настольно-печатные и дидактические игры, атрибуты к сюжетно-ролевым играм, макеты, карточки-задания и т. п.).
10. В летний период организовывать на участке игры по обучению правилам дорожного движения.
11. Организовать экскурсии по ознакомлению с дорожным движением.
12. Привлекать родителей и работников ГИБДД к работе по предупреждению нарушений правил дорожного движения.
ВОСПИТАНИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Сегодня реальность такова, что в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий. Особую тревогу мы испытываем за маленьких граждан – дошколят. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослыми, порой становится весьма небезопасной для него.
Об актуальности данной темы можно говорить много, и все будет главное. Как сберечь здоровье ребенка? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Как?
Цель работы по воспитанию навыков безопасного поведения у детей – дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них.
Для решения поставленной цели необходимо сделать следующее:
— определить содержание работы по проблеме обучения детей основам безопасности в окружающем мире;
— разработать формы организации деятельности с детьми, родителями, педагогами;
— разработать и подготовить наглядно-дидактический материал;
— разработать систему планирования;
— обеспечить методическое сопровождение данного направления работы.
При организации методической работы с педагогами используются такие формы работы, как семинары-практикумы, деловые игры, например «Пожар в детском саду», психологические тренинги, когда необходимо использовать полученные знания при проигрывание жизненных ситуаций или добыть и обобщить новую информацию. Свою работу по воспитанию навыков безопасного поведения у детей необходимо начать с выявления уровня их знаний и интересов, коммуникативности, степени сформированности практических умений и навыков, которая проводится в форме беседы, наблюдений, игр-занятий. Результаты обследования позволяют определить дальнейшие цели и пути работы по данному направлению. Воспитанию навыков безопасного поведения дошколят осуществляется на основе желания ребенка познать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия. Приоритет отдается индивидуальным и подгрупповым формам работы с детьми.
Данная работа ведется через:
— организованную деятельность детей – занятия, занятия-проекты, экскурсии, тренинги;
— совместную деятельность взрослых и детей – драматизация сказок, беседы воспитателя и ребенка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы;
— свободную самостоятельную деятельность детей – сюжетно-ролевые игры
Круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому важно обеспечить преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения детей между детским садом и семьей. Для решения поставленной задачи необходимо создать актив, состоящий из педагогов и родителей. Сотрудничество с родителями можно начать с изучения знаний и умений родителей. Затем разрабатывается цикл мероприятий с участием педагога-психолога, социального педагога, медицинских работников с целью формирования практических навыков взаимодействия детей и взрослых в различных ситуациях. В настоящее время родители являются заинтересованными, активными помощниками в работе по данному направлению.
Детский сад может поддерживать тесную связь с солдатами, военнослужащими ОМОНА, с которыми обсуждаются вопросы терроризма и безопасности.
Проводя совместные ситуационные игра: «Служба спасения», «Телефон доверия», мы помогаем детям осмысливать правила поведения, учим принимать правильное решение в экстренной ситуации, воспитываем желание помочь другому человеку.
Если работа по воспитанию навыков безопасного поведения у детей будет проводиться в системе, то можно добиться следующих результатов:
1. У детей появится стремление расширить свой кругозор по данной теме, желание выявить и вникнуть в существующие в нашем мире связи и отношения.
2. Появится потребность утвердиться в своём отношении к окружающей действительности, следовать правилам поведения в определенных ситуациях.
Источник