Меню

Закон украины здоровья граждан

ЗАКОН УКРАИНЫ

от 19 ноября 1992 года №2801-XII

Основы законодательства Украины о здравоохранении

(В редакции Декрета Кабинета Министров Украины от 31.12.1992 г. №23-92, Законов Украины от 03.02.1993 г. №2978-12, 25.02.1994 г. №4039-12, 23.09.1994 г. №183/94-ВР, 13.10.1994 г. №200/94-ВР, 14.02.1997 г. №70/97-ВР, 22.02.2000 г. №1489-III, 26.12.2002 г. №380-IV, 27.11.2003 г. №1344-IV, 20.04.2004 г. №1694-IV, 17.06.2004 г. №1801-IV, 23.12.2004 г. №2285-IV, 01.03.2005 г. №2427-IV, 25.03.2005 г. №2505-IV, 02.06.2005 г. №2624-IV, 20.12.2005 г. №3235-IV, 19.01.2006 г. №3370-IV, 09.02.2006 г. №3421-IV, 19.12.2006 г. №489-V, 08.02.2007 г. №657-V, 27.04.2007 г. №997-V, 17.05.2007 г. №1033-V, 28.12.2007 г. №107-VI, 12.02.2008 г. №121-VI, 07.10.2010 г. №2592-VI, 19.05.2011 г. №3395-VI, 07.07.2011 г. №3611-VI, 03.11.2011 г. №4000-VI, 20.12.2011 г. №4196-VI, 04.07.2012 г. №5036-VI, 05.07.2012 г. №5081-VI (вступил в силу 01.01.2013 г.), 18.09.2012 г. №5290-VI, 16.10.2012 г. №5460-VI, 19.11.2013 г. №694-VII, 27.03.2014 г. №1166-VII, 09.04.2014 г. №1194-VII, 04.07.2014 г. №1590-VII, 15.04.2014 г. №1213-VII, 14.10.2014 г. №1697-VII (вступил в силу 15.07.2015 г.), 28.12.2014 г. №76-VIII, 09.04.2015 г. №326-VIII, 06.04.2017 г. №2002-VIII, 19.10.2017 г. №2168-VIII (вступил в силу 30.01.2018 г.), 14.11.2017 г. №2204-VIII (вводится в действие 10.03.2018 г.), 14.11.2017 г. №2205-VIII (вводится в действие 10.06.2018 г.), 14.11.2017 г. №2206-VIII, 17.05.2018 г. №2427-VIII (вступил в силу 01.01.2019 г.), 02.10.2018 г. №2581-VIII, 20.12.2019 г. №418-IX, 20.12.2019 г. №421-IX, 17.03.2020 г. №531-IX, 30.03.2020 г. №539-IX, 30.03.2020 Г. №540-IX, 07.05.2020 г. №587-IX, 17.06.2020 г. №720-IX, 03.07.2020 г. №749-IX, 18.12.2020 г. №1123-IX, 30.03.2021 г. №1357-IX)

(По всему тексту Основ законодательства Украины о здравоохранении:

слова «отрасль», «подача», «государственная исполнительная власть», «Республика Крым» во всех падежах заменены соответственно словами «сфера», «предоставление», «исполнительная власть», «Автономная Республика Крым» в соответствующем падеже; слова «подавать», «подается», «подаваться», «подают» заменены соответственно словами «предоставлять», «предоставляется», «предоставляться», «предоставляют»; слова «медико-санитарная помощь» и «лечебно-профилактическая помощь» во всех падежах заменены словами «медицинская помощь» в соответствующем падеже; слова «Министерство здравоохранения Украины» во всех падежах заменены соответственно словами «центральный орган исполнительной власти в сфере здравоохранения» в соответствующем падеже; слово » аккредитованных» исключено в соответствии с Законом Украины от 07.07.2011 г. №3611-VI)

(слова «центральный орган исполнительной власти в сфере здравоохранения» во всех падежах заменены словами «центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере здравоохранения» в соответствующем падеже в соответствии с Законом Украины от 16.10.2012 г. №5460-VI)

Каждый человек имеет естественное неотъемлемое и непреложное право на охрану здоровья. Общество и государство ответственны перед современным и будущими поколениями за уровень здоровья и сохранение генофонда народа Украины, обеспечивают приоритетность здравоохранения в деятельности государства, улучшение условий труда, обучения, быта и отдыха населения, решение экономических проблем, совершенствование медицинской помощи и внедрение здорового образа жизни.

Основы законодательства Украины о здравоохранении определяют правовые, организационные, экономические и социальные начала здравоохранения в Украине, регулируют общественные отношения в этой области в целях обеспечения гармоничного развития физических и духовных сил, высокой трудоспособности и долголетней активной жизни граждан, устранения факторов, вредно воздействующих на их здоровья, предупреждения и снижения заболеваемости, инвалидности и смертности, улучшения наследственности.

Раздел I. Общие положения


Статья 1. Законодательство Украины о здравоохранении

Законодательство Украины о здравоохранении базируется на Конституции Украины и состоит из настоящих Основ и иных принятых в соответствии с ними актов законодательства, регулирующих общественные отношения в области здравоохранения.

Статья 2. Международные договоры Украины в области здравоохранения

Если международным договором, согласие на обязательность которого предоставлено Верховной Радой Украины, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Украины о здравоохранении, то применяются правила международного договора.

(В статью 2 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 16.10.2012 г. №5460-VI)

Статья 3. Понятие и термины, применяемые в законодательстве о здравоохранении

В настоящих Основах и других актах законодательства о здравоохранении основные понятия имеют такое значение:

здоровье — состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических изъянов;

учреждение здравоохранения — юридическое лицо любой формы собственности и организационно-правовой формы или его обособленное подразделение, обеспечивающее медицинское обслуживание населения на основе соответствующей лицензии и профессиональной деятельности медицинских (фармацевтических) работников;

медицинская помощь — деятельность профессионально подготовленных медицинских работников, направленная на профилактику, диагностику, лечение и реабилитацию в связи с болезнями, травмами, отравлениями и патологическими состояниями, а также в связи с беременностью и родами;

медицинское обслуживание — деятельность учреждений здравоохранения и физических лиц-предпринимателей, которые зарегистрированы и получили соответствующую лицензию в установленном законом порядке, в сфере здравоохранения, не обязательно ограничивается медицинской помощью, но непосредственно связана с ее оказанием;

медицинская субсидия — безналичная помощь, которая предоставляется за счет средств государственного или местных бюджетов для оплаты необходимых пациенту медицинских услуг и лекарственных средств;

оценка медицинских технологий — экспертиза медицинских технологий относительно клинической эффективности, экономической целесообразности, организационных проблем и проблем безопасности для граждан в связи с их применением;

сеть заведений здравоохранения — совокупность заведений здравоохранения, которые обеспечивают потребности населения в медицинском обслуживании на соответствующей территории;

неотложное состояние человека — внезапное ухудшение физического или психического здоровья, которое составляет прямую и неотвратимую угрозу жизни и здоровью человека или окружающих его людей и возникает в результате болезни, травмы, отравления или других внутренних или внешних причин;

лицо, уполномоченное на осуществление закупок в сфере здравоохранения — юридическое лицо, созданное центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере здравоохранения, и уполномоченное осуществлять закупки лекарственных средств, медицинских изделий и вспомогательных средств к ним и услуг за средства государственного бюджета для выполнения программ и осуществления централизованных мероприятий по охране здоровья, а также за средства грантов (субгрантов) для выполнения программ Глобального фонда для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией в Украине в соответствии с законом. Лицо, уполномоченное на осуществление закупок в сфере здравоохранения, имеет право безвозмездно поставлять (передавать) принадлежащие ему лекарственные средства, медицинские изделия и вспомогательные средства к ним и услуги структурным подразделениям по вопросам здравоохранения областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций или субъектам хозяйствования, которые имеют лицензию на осуществление хозяйственной деятельности по медицинской практике;

здравоохранение — система мероприятий, осуществляемых органами государственной власти и органами местного самоуправления, их должностными лицами, учреждениями здравоохранения, физическими лицами-предпринимателями, которые зарегистрированы в установленном законом порядке и получили лицензию на право осуществления хозяйственной деятельности по медицинской практике, медицинскими и фармацевтическими работниками, общественными объединениями и гражданами с целью сохранения и восстановления физиологических и психологических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности человека при максимальной биологически возможной индивидуальной продолжительности его жизни;

пациент — физическое лицо, которое обратилось за медицинской помощью и/или которому предоставляется такая помощь;

услуга по медицинскому обслуживанию населения (медицинская услуга) — услуга, предоставляемая пациенту учреждением здравоохранения или физическим лицом предпринимателем, зарегистрированным и получившим в установленном законом порядке лицензию на осуществление хозяйственной деятельности по медицинской практике, и оплачивается ее заказчиком. Заказчиком услуги по медицинскому обслуживанию населения могут быть государство, органы местного самоуправления, юридические и физические лица, в том числе пациент;

домедицинская помощь — неотложные действия и организационные мероприятия, направленные на спасение и сохранение жизни человека в неотложном состоянии и минимизацию последствий влияния такого состояния на его здоровье, которые осуществляются на месте происшествия лицами, которые не имеют медицинского образования, но по своим служебным обязанностям должны владеть основными практическими навыками по спасанию и сохранению жизни человека, который находится в неотложном состоянии, и в соответствии с законом обязаны осуществлять такие действия и мероприятия;

редкое (орфанное) заболевание — заболевание, которое угрожает жизни человека или которое хронически прогрессирует, приводит к сокращению продолжительности жизни гражданина либо в его инвалидности, распространенность которого среди населения не чаще 1:2000;

телемедицина — комплекс действий, технологий и мероприятий, применяемых во время оказания медицинской помощи с использованием средств дистанционной связи для обмена информацией в электронной форме.

Содержание других понятий и терминов определяется законодательством Украины и специальными словарями понятий и терминов Всемирной организации здравоохранения.

(В статью 3 внесены изменения в соответствии с Законами Украины от 07.07.2011 г. №3611-VI, 05.07.2012 г. №5081-VI, 15.04.2014 г. №1213-VII, 06.04.2017 г. №2002-VIII, 14.11.2017 г. №2206-VIII, 19.10.2017 г. №2168-VIII, 17.03.2020 г. №531-IX)

Статья 4. Основные принципы здравоохранения

Основными принципами здравоохранения в Украине являются:

признание здравоохранения приоритетным направлением деятельности общества и государства, одним из главных факторов выживания и развития народа Украины;

соблюдение прав и свобод человека и гражданина в области здравоохранения и обеспечение связанных с ними государственных гарантий;

гуманистическая направленность, обеспечение приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми, национальными, групповыми или индивидуальными интересами, повышенная медико-социальная защита наиболее уязвимых слоев населения;

равноправие граждан, демократизм и общедоступность медицинской помощи и других услуг в области здравоохранения;

соответствие задачам и уровню социально-экономического и культурного развития общества, научная обоснованность, материально-техническая и финансовая обеспеченность;

ориентация на современные стандарты здоровья и медицинской помощи, сочетание отечественных традиций и достижений с мировым опытом в области здравоохранения;

предупредительно-профилактический характер, комплексный социальный, экологический и медицинский подход к здравоохранению;

многоукладность экономики здравоохранения и многоканальность ее финансирования, сочетание государственных гарантий с демонополизацией и поощрением предпринимательства и конкуренции;

децентрализация государственного управления, развитие самоуправления учреждений и самостоятельности работников здравоохранения на правовой и договорной основе.

Статья 5. Охрана здоровья — общая обязанность общества и государства

Государственные, общественные или другие органы, предприятия, учреждения, организации, должностные лица и граждане обязаны обеспечить приоритетность здравоохранения в собственной деятельности, не причинять ущерба здоровью населения и отдельных лиц, в пределах своей компетенции предоставлять помощь больным, лицам с инвалидностью и пострадавшим от несчастных случаев, способствовать работникам органов и учреждений здравоохранения в их деятельности, а также исполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством о здравоохранении.

(В статью 5 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 02.10.2018 г. №2581-VIII)
(см. предыдущую редакцию)

Раздел II. Права и обязанности граждан в области здравоохранения

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Источник

Закон украины здоровья граждан

  • Артроз
  • Артрит
  • Артроз коленного сустава
  • Артроз тазобедренного сустава (коксартроз)
  • Боль в спине
  • Болезнь Бехтерева
  • Болезнь Шейермана-Мау (сутулость)
  • ВСД (вегето-сосудистая дистония)
  • Все методы лечения грыж м/п дисков
  • Головная боль
  • Грыжа межпозвоночного диска
  • Грыжа Шморля
  • Деформирующий артроз крупных суставов
  • Деформирующий остеоартроз
  • Деформирующий спондилез
  • Доктор! У меня остеохондроз!
  • Дисцит
  • Нестабильность позвоночника
  • Осанка и её нарушения
  • Остеохондроз
  • Остеопороз
  • Остеохондропатии у детей и подростков
  • Подагра
  • Плазмопунктура, Плазмолифтинг
  • Plasmolifting — случаи из практики
  • Плоскостопие
  • Плечелопаточный периартрит
  • Письмо доктора Владимирова к пациентам
  • Реактивный артрит
  • Ревматоидный артрит
  • Спондилоартроз
  • Синдром грушевидной мышцы
  • Синдром позвоночной артерии
  • Сколиоз
  • Спондилез
  • Спондилолистез
  • Ишиас-невралгия седалищного нерва
  • «Шейная мигрень»
  • Анатомия позвоночника и его важнейшие функции
  • Артрит Артроз В чём разница?
  • Болезнь Гоше
  • Болезнь Пертеса (Лега- Кальве)
  • Болезнь Пеждета
  • Болезнь Кенига
  • Болезнь Рота-Бернгардта
  • Болезнь Рейтера
  • Болезнь Шенлейн-Геноха
  • Боль в спине — что делать?
  • Блокады в ортопедии
  • Вертебропластика
  • Внутридисковая электротермальная терапия
  • Диагностика заболеваний позвоночника
  • Законодательство Украины о здравоохранении
  • Как лечить межпозвоночную грыжу. Наболело
  • Компьютерная томография (КТ)
  • Компрессионный перелом позвоночника — лечение
  • Классификация болезней суставов
  • Клiнiчний протокол МОЗ при наданнi допомоги при дорсалгiях
  • Клiнiчний протокол МОЗ з рефлексотерапiї при дорсалгіях
  • Киста Беккера (киста подколенной ямки)
  • Киста мениска
  • Ламинэктомия-удаление дужки позвонка
  • Лазерная нуклеотомия
  • Лекарственные средства для МФП
  • Лекарственные средства (вспомогательные)
  • Лечение циркулярной,задней,заднебоковой грыжи
  • Люмбальная пункция
  • Мануальная терапия-что это?
  • Магнитно-резонансная томография
  • Мануальное исследование функций позвоночника
  • Методы лечения боли в спине
  • Межпозвоночный диск, как структура.
  • Микрофармакопунктура
  • Мочевая кислота (при подагре)
  • Мышечный стереотип. Что это?
  • Народные методы лечения
  • Немного понятной физиологии
  • Обследование при боли в спине
  • Остеопороз. Вопросы и ответы.
  • Остеохондропатии — подробно
  • ОСТЕОПОРОЗ.Факторы риска
  • Отличие,преимущества МРТ перед КТ
  • Операция дискэктомия,микродискэктомия
  • Опухоли спинного мозга
  • Операции по соединению позвонков
  • Постизометрическая релаксация
  • Рентген при остеопорозе
  • Рефлексотерапия. Методы и средства.
  • Сколиоз. Развитие (по Казьмину).
  • Спондилодез
  • Суставной синдром при васкулитах
  • Стеноз спинномозгового канала
  • Спина бифида
  • Синдром «конского хвоста»
  • Теория ИНЬ и ЯНЬ.Каналы и мередианы.
  • Тайна врачей-убийц
  • Упражнения для осанки-статика (иллюстрации)
  • Упражнения для спины
  • Упражнения для растяжения мышц
  • Утренняя гимнастика здравствуй или прощай
  • Энзимная терапия грыж позвоночника

Законодательство Украины о здравоохранении

Каждый человек имеет естественное неотъемлемое и нерушимое право на охрану здоровья. Общество и государство ответственны перед нынешним и будущим поколе­ниями за уровень здоровья и сохранение генофонда народа Украины, обеспечивают приоритетность охраны здоровья в деятельности государства, улучшение условий тру­да, обучения, быта и отдыха населения, решение экологических проблем, усовершен­ствование медицинской помощи и внедрение здорового образа жизни

Основы законодательства Украины о здравоохранении определяют правовые, ор­ганизационные, экономические и социальные начала здравоохранения в Украине, ре­гулируют общественные отношения в этой области в целях обеспечения гармоническо­го развития физических и духовных сил, высокой трудоспособности и долголетней ак­тивной жизни граждан, устранения факторов, вредно воздействующих на их здоровье, предупреждения и снижения заболеваемости, улучшения наследственности.

РАЗДЕЛ I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Законодательство Украины о здравоохранении

Законодательство Украины о здраво­охранении базируется на Конституции Украины и состоит из настоящих Основ и других принятых в соответствии с ни­ми актов законодательства, регулирую­щих общественные отношения в области здравоохранения.

Статья 2. Международные договоры Украины в области здравоохранения

Если международным договором, в ко­тором принимает участие Украина, уста­новлены иные правила, чем те, что пре­дусмотрены законодательством Украины о здравоохранении, то применяются пра­вила международного договора.

Статья 3. Понятия и термины, упот­ребляемые в законодательстве о здра­воохранении

В настоящих Основах и других актах законодательства о здравоохранении основные понятия имеют следующее зна­чение;

здоровье — состояние полного физиче­ского, душенного и социального благополучия, а не только отсутствие болез­ней и физических дефектов;

здравоохранение — система мер, на­правленных на обеспечение сохранения и развития физиологических и психоло­гических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности че­ловека при максимальной биологически возможной индивидуальной продолжительности жизни;

учреждения здравоохранения — пред­приятия, учреждения и организации, за­дачей которых является обеспечение раз­нообразных потребностей населения в об­ласти здравоохранения путем оказания медико-санитарной помощи, включая ши­рокий спектр профилактических и лечебных мер или услуг медицинского характера, а также выполнение других функ­ций на основе профессиональной деятельности медицинских работников;

медико-санитарная помощь — комплекс специальных мер. Направленных на со­действие улучшению здоровья, повыше­ние санитарной культуры, предупрежде­ние заболеваний и инвалидности, на ран­нюю диагностику, помощь лицам с ост­рыми и хроническими заболеваниями и реабилитацию больных и инвалидов.

Содержание других понятий и терми­нов определяется законодательством Ук­раины и специальными словарями по­нятии и терминов Всемирной организа­ции здравоохранения.

Статья 4. Основные принципы здра­воохранения

Основными принципами здравоохране­ния в Украине являются:

признание здравоохранения приоритет­ным направлением деятельности общест­ва и государства, одним из главных факторов выживания и развития народов Украины:

соблюдение прав и свобод человека и гражданина в области здравоохранения и обеспечение связанных с ними гocударственных гарантий:

гуманистическая направленность, обеспечение приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми, националь­ными, групповыми или индивидуальными интересами, повышенная медико-социальная защита наиболее уязвимых слоев населения;

равноправие граждан, демократизм и общедоступность медицинской помощи и иных услуг в области здравоохране­ния;

соответствие задачам и уровню со­циально-экономического и культурного развития общества, научная обоснован­ность, материально-техническая и финансовая обеспеченность;

ориентации на современные стандарты здоровья и медицинской помощи, сочетание отечественных традиций и дости­жений с мировым опытом в области здравоохранения.

предупредительно-профилактический характер, комплексный социальный, эко­логический и медицинский подход к здравоохранению:

многоукладность экономики здравоохранения и многоканальность ее финансирования, сочетание государственных гарантий с демонополизацией и поощрением предпринимательства и конкуренции;

децентрализация государственного управления, развитие самоуправления учреждений и самостоятельности работников здравоохранения на правовой и договорной основе

Статья 5. Здравоохранение — общая обязанность общества и государства.

Государственные, общественные или другие органы, предприятия, учреждения, организации, должностные лица и граждане обязаны обеспечивать приоритетность здравоохранения в собственной деятельности, не причинять вред здоровью населения и отдельных лиц, в пределах своей компетенции предоставлять помощь больным, инвалидам и пострадавшим от несчастных случаев, содействовать деятельности работников органов и учреждений здравоохранения, а также исполнять другие обязанности, предусмотренные законодательством о здравоохранении.

РАЗДЕЛ II

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Статья 6. Право на охрану здоровья

Каждый гражданин Украины имеет право ни охрану здоровья, что преду­сматривает:

а) жизненный уровень, включая еду, жилье, медицинский уход и социальное обслуживание и обеспечение, необходи­мый для поддержания здоровья чело­века;

б) безопасную для жизни и здоровья окружающую природную среду;

в) санитарно-эпидемическое благопо­лучие территории и населенного пункта, где он проживает;

г) безопасные и здоровые условия труда, учебы, быта и отдыха;

д) квалифицированную медико-санитарную помощь, включая свободный вы­бор врача и учреждения здравоохране­ния;

е) достоверную и своевременную информацию о состоянии своего здоровья и здоровья населения, включая суще­ствующие и возможные факторы риска и их степень;

е) участие в обсуждении проектов за­конодательных актов и внесении предло­жений по формированию государственной политики в области здравоохранения;

ж) участие в управлении здравоохранением и проведением общественной экспертизы но этим вопросам в порядке, предусмотренном законодательством;

з) возможность объединения в общественные организации с целью содействия здравоохранению;

и) правовая защита от любых незаконных форм дискриминации, связанных с состоянием здоровья;

и) возмещение причиненного здоровью вреда;

к) обжалование неправомерных реше­ний и действий работников, учреждений и органов здравоохранения;

л) возможность, проведения независимой медицинской экспертизы в случае несогласия гражданина с выводами медицинской экспертизы, применения к не­му мер принудительного лечения и в дpyгих случаях, если действиями работников здравоохранения могут быть ущемлены общепризнанные права человека и гражданина.

Законодательством Украины могут быть определены и другие права граждан в области здравоохранения.

Гражданам Украины, находящимся за границей, гарантируется право на охрану здоровья в формах и объеме, предусмотренных международными договорами,

в которых принимает участие Украина.

Статья 7. Гарантии права на охрану здоровья

Государство согласно Конституции Украины гарантирует всем гражданам реализацию их прав и области здравоохранения путем:

а) создания разветвленной сети учреждений здравоохранения;

б) организации и проведения системы государственных и общественных мер по охране и укреплению здоровья;

в) оказания всем гражданам гарантированного уровня медико-санитарной помощи в объеме, устанавливаемом Кабинетом Министров Украины;

г) осуществления государственного и по возможности общественного контроля и надзора в области здравоохранения;

д) организации государственной системы сбора, обработки и анализа социальной, экологической и специальной медицинской статистической информации;

е) установления ответственности за нарушение прав и законных интересов граждан в области здравоохранения.

Статья 8. Государственная защита права на охрану здоровья

Государство признает право каждого гражданина Украины на охрану здоровья и обеспечивает его защиту.

В случае нарушения законных прав и интересов граждан в области здравоохранения соответствующие государственные органы, предприятия, учреждения и организации, их должностные лица и граждане обязаны принять меры по восстановлению нарушенных прав, защите законных интересов и возмещению причиненного ущерба.

Судебная защита права на охрану здоровья осуществляется в порядке, установленном законодательством.

Статья 9. Ограничения прав граждан, связанных с состоянием их здоровья

На основаниях и в порядке, предусмотренных законами Украины, граждане могут быть признаны временно или постоянно непригодными к профессиональной или иной деятельности, связанной с повышенной опасностью для окружаю­щих, а также с выполнением определенных государственных функций.

Применение принудительных мер ме­дицинского характера к лицам, совер­шившим общественно опасные деяния, ограничение прав других граждан в ви­де принудительного медицинского ос­мотра или принудительной госпитализа­ции, а также в связи с проведением ка­рантинных мер допускается только на основаниях и в порядке, предусмотрен­ных законами Украины.

Решения об ограничении прав граж­дан, связанных с состоянием их здоро­вья, могут быть обжалованы в судеб­ном порядке.

Статья 10. Обязанности граждан в об­ласти здравоохранения

Граждане Украины обязаны:

а) заботиться о своем здоровье и здо­ровье детей, не вредить здоровью дру­гих граждан;

б) в предусмотренных законодательст­вом случаях проходить профилактиче­ские медицинские осмотры и делать при­вивки;

в) оказывать неотложную помощь другим гражданам, находящимся в уг­рожающем для их жизни и здоровья состоянии;

г) выполнять другие обязательства, предусмотренные законодательством о здравоохранении.

Статья 11. Права и обязанности ино­странных граждан и лиц без граждан­ства

Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Украины, пользуются та­кими же правами и несут такие же обя­занности в области здравоохранения, как и граждане Украины, если иное не предусмотрено международными дого­ворами или законодательством Украины.

Права и обязанности в области здра­воохранения иностранных граждан и лиц без гражданства, временно находя­щихся на территории Украины, опреде­ляются законодательством и соответст­вующими международными договорами.

РАЗДЕЛ III

ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Статья 12. Здравоохранение — приори­тетное направление государственной дея­тельности

Здравоохранение — одно из приори­тетных направлении государственной деятельности. Государство формирует политику здравоохранения в Украине и обеспечивает ее реализацию.

Государственная политика здравоох­ранения обеспечивается бюджетными ассигнованиями в размере, соответствующем ее научно-обоснованным потребностям, но не менее десяти процентов oт национального дохода.

Статья 13. Формирование государст­венной политики здравоохранения

Основу государственной политики здравоохранения формирует Верховный Совет Украины путем закрепления кон­ституционных и законодательных начал здравоохранения, определения ее цели, главных задач, направлений, принципов и приоритетов, установления нормативов и объемов бюджетного финансирования, создания системы соответствующих кредитно-финансовых, налоговых, таможен­ных и других регуляторов, утверждения перечня комплексных и целевых обще­государственных программ здравоохра­нения.

Для решения вопросов формирования государственной политики здравоохране­ния при Верховном Совете Украины мо­гут создаваться совещательные и экс­пертные органы из ведущих специали­стов в области здравоохранения и пред­ставителей общественности. Порядок со­здания и деятельности этих органов оп­ределяется Верховным Советом Украины.

Составной частью государственной по­литики здравоохранения в Украине является политика здравоохранения в Рес­публике Крым, местные и региональные комплексные и целевые программы, ко­торые формируются Верховным Советом Республики Крым, органами местного и регионального самоуправления и отобра­жают специфические потребности охра­ны здоровья населения, проживающего на соответствующих территориях.

Статья 14. Реализация государствен­ной политики здравоохранения

Реализация государственной политики здравоохранения возлагается на органы государственной исполнительной власти.

Личную ответственность за нее несет Президент Украины. Президент Украины в своем ежегодном докладе Верховному Совету Украины предусматривает отчет о состоянии реализации государственной политики в области здравоохранения.

Президент Украины выступает гаран­том права граждан на охрану здоровья, обеспечивает исполнение законодатель­ства об охране здравоохранения через систему органов государственной испол­нительной власти, проводит в жизнь го­сударственную политику здравоохране­ния и осуществляет другие полномочия, предусмотренные Конституцией Украи­ны.

Кабинет Министров Украины органи­зует разработку и осуществление комп­лексных и целевых общегосударственных программ, создает экономические, правовые и организационные механизмы, стимулирующие эффективную деятельность в области здравоохранении. Обеспечивает развитие сети учреждений здравоохранения, заключает межправительст­венные соглашения и координирует меж­дународное сотрудничество по вопросам здравоохранения, а также в пределах своей компетенции осуществляет другие полномочия, возложенные на органы го­сударственной исполнительной власти в области здравоохранения.

Министерства, ведомства и другие центральные органы государственной ис­полнительной власти в пределах своей компетенции разрабатывают программы и прогнозы в области здравоохранения, определяют единые научно обоснован­ные стандарты, критерии и требования, которые должны содействовать охране здоровья населения, формируют и разме­щают государственные заказы с целью материально-технического обеспечения отрасли, осуществляют государственный контроль и надзор и другую исполни­тельно-распорядительную деятельность в области здравоохранения.

Совет Министров Республики Крым, представители Президента Украины и подчиненные им органы местной госу­дарственной администрации, а также ис­полнительные комитеты сельских, посел­ковых и городских Советов народных депутатов реализуют государственную политику здравоохранения в пределах своих полномочий, предусмотренных за­конодательством.

Статья 15. Органы здравоохранения

Специально уполномоченным централь­ным органом государственной исполни­тельной власти в области здравоохране­ния является Министерство здравоохра­нения Украины, компетенция которого определяется положением, утверждае­мым Кабинетом Министров Украины.

Функции специально уполномоченных органов государственной исполнительной власти в административно-территориаль­ных единицах Украины возлагаются на отдел здравоохранения Совета Минист­ров Республики Крым и органы местной государственной администрации

Статья 16. Учреждения здравоохране­ния

Непосредственную охрану здоровья населения обеспечивают санитарно-профилактические, лечебно-профилактиче­ские, физкультурно-оздоровительные са­наторно-курортные, аптечные, научно-ме­дицинские и другие учреждения здраво­охранения.

Учреждения здравоохранения создают­ся предприятиями, учреждениями и организациями с разными формами собственности, а также частными лицами при наличии необходимой материально-технической базы и квалифицированных специалистов. Порядок и условия создания учреждений здравоохранения, государственной регистрации и аккредитации этих учреждений, а также порядок лицензирования медицинской и фармацевтической практики определяются актами законодательства Украины. Учреждения здравоохранения осуществляют свою деятельность на основании Устава, утверждаемого собственником и уполномоченным им органом.

Независимо от юридического статуса учреждения здравоохранения руководство им может осуществлять только лицо, отвечающее установленным государственным единым квалификационным требованиям. Руководителю учреждения здравоохранения должна быть обеспечена независимость в решении всех вопросов, связанных с охраной здоровья. Кабинет Министров Украины и уполномоченные им органы, а также в пределax своих полномочий органы местного самоуправления имеют право приостанавливать деятельность любого учреждения здравоохранения в случае нарушения им законодательства об охране здоровья, невыполнения государственных требований по качеству медицинской помощи к иной деятельности в области здравоохранения или совершения действий противоречащих его уставу.

Статья 17. Индивидуальная предпринимательская деятельность в области здравоохранения

Государство поддерживает и поощряет индивидуальную предпринимательскую деятельность в области здравоохранения.

Разрешение (лицензия) на осуществление такой деятельности выдается в порядке, предусмотренном законодательством. Споры об отказе в выдаче разрешения (лицензии) рассматриваются в судебном порядке.

Занятие медицинской и фармацевтической практикой без наличия соответствующей лицензии влечет ответственность, предусмотренную законодательством

Статья 18. Финансирование здравоохранения

Финансирование здравоохранения осуществляется за счет Государственного бюджета Украины, бюджета Республики Крым, бюджетов местного и регионального самоуправления, фондов медицинского страхования, благотворительных фондов и любых других источников, не запрещенных законодательством. Средства Государственного бюджета Украины, бюджета Республики Крым, бюджетов местного и регионального са­моуправления, ассигнованные на здраво­охранение, используются для обеспече­ния населению гарантированного уровня медико-санитарной помощи, финансиро­вания государственных и местных прог­рамм здравоохранения и фундаменталь­ных научных исследований по этим воп­росам.

Объемы бюджетного финансирования определяются на основании научно обос­нованных нормативов из расчета на од­ного жителя.

За счет Государственного бюджета Украины, бюджета Республики Крым, бюджетов местного и регионального са­моуправления финансируются общедо­ступные для населения учреждения здравоохранения. Средства, не исполь­зованные учреждением здравоохранения, не изымаются и соответствующее умень­шение финансирования на следующий период не проводится.

Ведомственные и другие учреждения здравоохранения, обслуживающие лишь отдельные категории населения по про­фессиональному, ведомственному или иному, не связанному с состоянием здо­ровья человека признаку, финансируют­ся, как правило, за счет предприятий, учреждений и организаций, которые они обслуживают. Допускается финансовая поддержка таких учреждений за счет го­сударственного или местного бюджетов, если работники соответствующего ве­домства, предприятия, учреждения или организации составляют значительную часть населения данной местности.

Все учреждения здравоохранения имеют право использовать для повыше­ния качественного уровня своей работы средства, добровольно переданные пред­приятиями и отдельными гражданами, а также с разрешения собственника или уполномоченного им органа устанавли­вать плату за услуги в области здраво­охранения.

Государство обеспечивает создание и функционирование системы медицинско­го страхования населения. Страхование граждан осуществляется за счет Госу­дарственного бюджета Украины, средств предприятий и организаций и собствен­ных взносов граждан. Вопросы органи­зации медицинского страхования насе­ления и использования страховых средств определяются соответствующим законодательством.

Статья 19. Материально-техническое обеспечение здравоохранения

Государство организует материально-техническое обеспечение здравоохране­ния в объеме, необходимом для предо­ставления населению гарантированного уровня медико-санитарной помощи. Все учреждения здравоохранения имеют пра­во самостоятельно решать вопросы свое­го материально-технического обеспече­ния. Государство содействует производ­ству медицинской аппаратуры, инстру­ментария, оборудования, лабораторных реактивов, лекарств, протезных и гигие­нических средств и других изделий, не­обходимых для здравоохранения, а так­же развитию торговли этими изделиями.

С этой целью обеспечивается реализа­ция государственных программ приори­тетного развития медицинской, биологи­ческой и фармацевтической промышлен­ности, поощряется предпринимательство и международное сотрудничество в об­ласти материально-технического обеспе­чения здравоохранения, создается си­стема соответствующих налоговых, це­новых, таможенных и других льгот и регуляторов.

Государство может ограничивать экс­порт товаров, необходимых для здраво­охранения, и сырья для их изготовле­ния, если он может повредить интере­сам здравоохранения населения Ук­раины.

Для обеспечения надлежащего каче­ства изделий, необходимых для здраво­охранения, их применение разрешается лишь после обязательной апробации, осуществленной в порядке, согласован­ном с Министерством здравоохранения Украины.
Статья 20. Научное обеспечение здра­воохранения

Государство содействует развитию на­учных исследований в области здравоох­ранения и внедрению их результатов я деятельность учреждений и работников здравоохранения. Исследования, прово­дящиеся академическими и ведомствен­ными научными учреждениями учебны­ми заведениями к другими научными уч­реждениями и подразделениями или от­дельными учеными, финансируются на конкурсной основе из государственного бюджета, а также за счет любых дру­гих источников финансирования; не про­тиворечащих законодательству.

Все государственные программы в области здравоохранения и важнейшие меры по их осуществлению подлежат обязательной предварительной научной экспертизе в ведущих национальных и международных учреждениях, опреде­ляемых Кабинетом Министров Украины.

Высшим научным медицинским учреж­дением Украины со статусом самоуправ­ляемой организации является Академия медицинских наук Украины, которая не­зависима в проведении исследований и разработки направлений научного поис­ка.

Статья 21. Налоговые и другие льго­ты в области здравоохранения

Учреждения здравоохранения, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в области здравоохране­ния” а также субъекты хозяйствования, которые производят продукцию, необхо­димую для обеспечения деятельности учреждений здравоохранения, пользуют­ся налоговыми или другими льготами, предусмотренными законодательством.

Статья 22. Государственный контроль и надзор в области здравоохранения

Государство через специально уполно­моченные органы исполнительной вла­сти осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства о здра­воохранении, государственных стандар­тов, критериев и требований, направлен­ных на обеспечение здоровой окружаю­щей природной среды и санитарно-эпидемического благополучия населения, нормативов профессиональной деятель­ности в области здравоохранения, тре­бований Государственной фармакопеи, стандартов медицинского обслуживания, медицинских материалов и технологий.

Статья 23. Высший надзор за соблю­дением законодательства о здравоохра­нении

Высший надзор за соблюдением за­конодательства о здравоохранении осу­ществляет Генеральный прокурор Украи­ны и подчиненные ему прокуроры.

Статья 24. Участие общественности в здравоохранении

Органы и учреждения здравоохране­ния обязаны содействовать реализации права граждан на участие в управлении здравоохранением и проведение общест­венной экспертизы по этим вопросам.

При органах и учреждениях здравоох­ранения могут образовываться общест­венные консультативные или надзорные советы, способствующие их деятельно­сти и обеспечивающие информирован­ность населения и общественный конт­роль в области здравоохранения.

В определении содержания и путей выполнения общегосударственных и местных программ здравоохранения, осу­ществлении соответствующих конкретных мер, решении кадровых, научных и иных проблем организации государ­ственной деятельности в этой области могут принимать участие профессиональ­ные общественные организации работни­ков здравоохранения и другие объеди­нения граждан, в том числе междуна­родные.

РАЗДЕЛ IV

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗДОРОВЫХ И БЕЗОПАСНЫХ УСЛОВИЙ ЖИЗНИ

Статья 25. Поддержание необходимого для здоровья жизненного уровня населения

Государство обеспечивает жизненный уровень населения, включая пищу, одежду, жилье, медицинский уход, социальное обслуживание и обеспечение, являющийся необходимым для поддержания его здоровья.

В этих целях на основе научно обоснованных медицинских, физиологических и санитарно-гигиенических требований устанавливаются единые минимальные нормы заработной платы, пенсий, стипендий, социальных пособий и других доходов населения, организуется натуральное, в том числе бесплатное, обеспечение наиболее уязвимых слоев населения продуктами питания, одеждой, лекарствами и другими предметами первой необходимости, осуществляется комплекс мер по удовлетворению жизненных потребностей беженцев, бездомных и других лиц, не имеющих определен­ного жительства, оказываются бесплатная медицинская помощь и социальное обслуживание лицам, находящимся в тяжелом материальном положении, угрожающем их жизни и здоровью. Медицинские, физиологические и санитарно-гигиенические требования в отношении жизненного уровня населения утверждаются Верховным Советом Украины.

Статья 26. Охрана окружающей при­родной среды

Государство обеспечивает охрану окружающей природной среды как важной предпосылки жизни и здоровья человека путем охраны живой и неживой природы, защиты людей от негативного экологического воздействия, достижения гармоничного взаимодействия личности. общества и природы, рационального использования и воссоздания природных ресурсов.

Отношения в области охраны окру­жающей природной среды регулируются соответствующим законодательством Украины и международными до­говорами.

Статья 27. Обеспечение санитарно-эпидемического благополучия территорий и населенных пунктов.

Санитарно-эпидемическое благополучие территорий и населенных пунктов обеспечивается системой государственных стимулов и регуляторов, направленных на строгое соблюдение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм, ком­плексов специальных санитарно-гигиени­ческих мер и организацией государствен­но-санитарного надзора.

В Украине устанавливайся единые санитарно-гигиенические требования к пла­нированию и застройке населенных пунктов; строительству и эксплуатации промышленных и других объектов; очистке и обезвреживанию промышлен­ных и коммунально-бытовых выбросов, отходов и отбросов; содержанию и ис­пользованию жилых, производственных и служебных помещений и территорий, на которых они расположены; организа­ции питания и водоснабжения населе­ния; производству, применению, хране­нию, транспортировке и захоронению ра­диоактивных, ядовитых и сильно дейст­вующих веществ; содержанию и забою домашних и диких животных, а также к иной деятельности, которая может угрожать санитарно-эпидемическому благополучию территорий и населенных пунктов.

Статья 28. Создание благоприятных для здоровья условий труда, учебы, бы­та и отдыха

В целях обеспечения благоприятных для здоровья условий труда, учебы, бы­та и отдыха, высокого уровня трудоспо­собности, профилактики травматизма и профессиональных заболеваний, отравле­ний и предупреждения другого возмож­ного вреда для здоровья устанавливаются единые санитарно-гигиенические требова­ния к организации производственных и иных процессов, связанных с деятель­ностью людей, а также к качеству ма­шин, оборудования, строений, потреби­тельских товаров и других объектов, ко­торые могут оказывать вредное воздей­ствие на здоровье. Все государственные стандарты, технические условия и про­мышленные образцы обязательно согла­суются с органами здравоохранения в порядке, установленном законодатель­ством.

Собственники и руководители пред­приятий, учреждений и организаций обязаны обеспечить в их деятельности вы­полнение правил техники безопасности, производственной санитарии и других требований по охране труда, преду­смотренных законодательством о труде, не допускать вредного воздействия на здоровье людей и окружающую среду. Государство обеспечивает надзор и контроль за созданием благоприятных для здоровья условий труда, учебы, бы­та и отдыха, содействует общественно­му контролю по этим вопросам.

Статья 29. Сохранение генофонда на­рода Украины

В интересах сохранения генофонда народа Украины, предотвращения демо­графического кризиса, обеспечения здо­ровья будущих поколений и профилак­тики наследственных заболеваний госу­дарство осуществляет комплекс мер, направленных на устранение факторов, пагубно влияющих на генетический аппарат человека, а также создает систе­му государственного генетического мо­ниторинга, организует медико-генетиче­скую помощь населению, способствует обогащению и распространению научных знаний в области генетики и демогра­фии.

Запрещается медицинское вмешатель­ство, которое может вызвать наруше­ние генетического аппарата человека.

Статья 30. Предотвращение инфек­ционных заболеваний, опасных для на­селения

Государство обеспечивает планомер­ное научно обоснованное предупрежде­ние, лечение, локализацию и ликвида­цию массовых инфекционных заболева­ний.

Лица, явившиеся носителями возбуди­телей инфекционных заболеваний, опас­ных для населения, устраняются от ра­боты и другой деятельности, которая мо­жет способствовать распространению ин­фекционных заболеваний, и подлежат медицинскому надзору и лечению за счет государства с выплатой в случае необходимости пособия по социальному страхованию. По отдельным особо опас­ным инфекционным заболеваниям могут осуществляться обязательные медицин­ские осмотры, профилактические привив­ки, лечебные и карантинные меры в по­рядке, установленном законами Украины. В случае угрозы возникновения или распространения эпидемических заболе­ваний Президентом Украины в соответ­ствии с законами Украины и рекомен­дациями органов здравоохранения мо­гут вводиться особые условия и режимы труда, учебы, передвижения и перевозки на всей территории Украины или в от­дельных ее местностях, направленные на предотвращение распространения и ликвидацию этих заболеваний.

Органы местной государственной ад­министрации и регионального и местно­го самоуправления обязаны активно со­действовать осуществлению противоэпидемических мер.

Перечень особо опасных и опасных ин­фекционных заболеваний и условии при­знания лица инфекционно-больным или носителем возбудителя инфекционного заболевания определяются Министерст­вом здравоохранения Украины я публи­куются в официальных источниках.

Статья 31. Обязательные медицинские осмотры

В целях охраны здоровья населения организуются профилактические меди­цинские осмотры несовершеннолетних, беременных женщин, работников пред­приятий, учреждений и организаций с вредными и опасными условиями труда, военнослужащих и лиц, профессиональ­ная или иная деятельность которых связана с обслуживанием населения или по­вышенной опасностью для окружающих. Собственники и руководители пред­приятий, учреждений и организаций не­сут ответственность за своевременность прохождения своими работниками обяза­тельных медицинских осмотров и за вред­ные последствия для здоровья населе­ния, вызванные допуском к работе лиц, не прошедших обязательного медицин­ского осмотра.

Перечень категорий населения, кото­рые должны проходить обязательные медицинские осмотры, периодичность, ис­точники финансирования и порядок этих осмотров определяются Кабинетом Ми­нистров Украины.

Статья 32. Содействие здоровому об­разу жизни населения

Государство содействует утверждению здорового образа жизни населения путем распространения научных знаний по во­просам охраны здоровья, организации медицинского, экологического и физиче­ского воспитания, осуществления мер, направленных на повышение гигиениче­ской культуры населения, создание не­обходимых условий в том числе меди­цинского контроля, для занятия физ­культурой, спортом и туризмом, разви­тие сети профилакториев, баз отдыха и других оздоровительных учреждений, на борьбу с вредными для здоровья чело­века привычками, установление системы социально-экономического стимулирова­ния лиц, ведущих здоровый образ жизни. В Украине проводится государствен­ная политика ограничения курения и употребления алкогольных напитков, за­прещается в любых формах реклама та­бачных изделий, алкогольных напитков и других товаров, вредных для здо­ровья человека.

В целях предотвращения вреда здоро­вью населения запрещается проведение без специального разрешения Министер­ства здравоохранения Украины, рассчи­танные на массовую аудиторию лечебных сеансов и других аналогичных ме­роприятий с использованием гипноза и других методов психического или биоэнергетического воздействия.

РАЗДЕЛ V ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ

Статья 33. Обеспечение лечебно-про­филактической помощью

Гражданам Украины оказывается ле­чебно-профилактическая помощь поли­клиниками, больницами, диспансерами, клиниками научно-исследовательских ин­ститутов и другими аккредитованными учреждениями здравоохранения, служ­бой скорой медицинской помощи, а так­же отдельными медицинскими работни­ками, имеющими соответствующее раз­решение (лицензию).

Для обеспечения лечебно-профилакти­ческой помощью граждан Украины, имеющих соответствующие льготы, уста­новленные законодательством, создают­ся специальные лечебно-профилактиче­ские учреждения.

Статья 34. Лечащий врач

Лечащий врач может выбираться непосредственно пациентом, или назначать­ся руководителем учреждения здравоох­ранения или его подразделения. Обязан­ностями лечащего врача являются свое­временное и квалифицированное обсле­дование и лечение пациента. Пациент вправе требовать замены врача.

Врач имеет право отказаться от даль­нейшего ведения пациента, если послед­ний не выполняет медицинских предпи­саний или правил внутреннего распорядка учреждения здравоохранения, при условии, что это не будет угрожать жизни больного и здоровью населения. Врач не несет ответственности за здо­ровье больного в случае отказа послед­него от медицинских предписаний или нарушения пациентом установленного для него режима.

Статья 35. Виды лечебно-профилакти­ческой помощи

Государство гарантирует оказание до­ступной социально приемлемой первич­ной лечебно-профилактической помощи как основной части медико-санитарной помощи населению, предполагающей консультацию врача, простую диагности­ку и лечение основных наиболее распро­страненных заболеваний, травм и отрав­лений, профилактические меры, направ­ление пациента для оказания специали­зированной и высокоспециализированной помощи. Первичная профилактическая помощь оказывается преимущественно по территориальному признаку семейны­ми врачами или другими врачами общей практики.

Специализированная (вторичная) ле­чебно-профилактическая помощь оказы­вается врачами, которые имеют соот­ветствующую специализацию и могут обеспечить более квалифицированное консультирование, диагностику, профи­лактику и лечение, чем врачи общей практики.

Высокоспециализированная (третич­ная) лечебно-профилактическая помощь оказывается врачом или группой врачей, имеющих соответствующую подготов­ку в области сложных для диагностики и лечения заболеваний, в случае лече­ния болезней, требующих специальных методов диагностики и лечения, а так­же с целью установления диагноза и проведения редко встречающихся забо­леваний.

Статья 36. Направление больных на лечение за границу

Граждане Украины могут направлять­ся для лечения за границу в случае не­обходимости оказания того или иного вида медицинской помощи больному и невозможности ее оказания в учрежде­ниях здравоохранения Украины.

Государственные органы обязаны со­действовать выезду граждан Украины за границу и нахождению там в период лечения.

Порядок направления граждан Украи­ны за границу для лечения устанавли­вается Кабинетом Министров Украины.

Статья 37. Оказание медицинской по­мощи в неотложных и экстремальных ситуациях

Медицинские работники обязаны оказывать первую неотложную помощь при несчастных случаях и острых заболеваниях. Медицинская помощь обеспечи­вается службой скорой медицинской по­мощи или ближайшими лечебно-профи­лактическими учреждениями независи­мо от ведомственной подчиненности и форм собственности с дальнейшим возмещением расходов.

В неотложных случаях, когда оказа­ние медицинской помощи из-за отсутст­вия медицинских работников на местах невозможно, предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны предо­ставлять транспорт для перевозки боль­ного в лечебно-профилактическое учреж­дение. В этих случаях первую неотлож­ную помощь также должны оказывать сотрудники милиции, пожарной охраны, аварийных служб, водители транспорт­ных средств и представители других профессий, на которых эта обязанность возложена законодательством и долж­ностными инструкциями.

В случае угрозы жизни больного ме­дицинские работники и другие граждане вправе использовать любое имеющееся транспортное средство для проезда к месту нахождения больного в целях оказания ему неотложной помощи или транспортировки в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение.

Оказание бесплатной медицинской по­мощи гражданам в экстремальных си­туациях (стихийное бедствие, катастро­фы, аварии, массовые отравления, эпи­демии, эпизоотии, радиационное, бакте­риологическое и химическое загрязнение и т. д.) возлагается прежде всего на специализированные бригады постоян­ной готовности службы экстренной ме­дицинской помощи с возмещением не­обходимых расходов местных учрежде­ний здравоохранения в полном объеме за счет централизованных фондов.

Гражданам, которые во время неот­ложной помощи или экстремальной ситуации принимали участие в спасении людей и содействовали оказанию меди­цинской помощи, гарантируется в слу­чае необходимости в порядке, установ­ленном законодательством, бесплатное лечение и материальная компенсация вреда, причиненного их здоровью и имуществу.

Ответственность за несвоевременное и некачественное обеспечение оказания ме­дицинской помощи, приведшее к тяже­лым последствиям, несут органы вла­сти и специальные учреждения, обслу­живающие лечебные учреждения.

Статья 38. Выбор врача и лечебного учреждения

Каждый пациент имеет право свободного выбора врача, если последний мо­жет предложить свои услуги. Каждый пациент имеет право, если это оправдано его состоянием, быть при­нятым в любом государственном лечеб­но-профилактическом учреждении по своему выбору, если это учреждение имеет возможность обеспечить соответ­ствующее лечение.

Статья 39. Обязанность предоставле­ния медицинской информации

Врач обязан объяснить пациенту в доступной форме состояние его здоровья, цель предложенных исследований и лечебных мер, прогноз возможного развития заболевания, в том числе риска для жизни и здоровья.

Пациент имеет право знакомиться с историей своей болезни и другими документами, которые могут послужить для дальнейшего лечения. В особых случаях, когда полная информация может причинить вред здоровью пациента, врач может ее ограни­чить. В этом случае он информирует членов семьи или законного представителя пациента, учитывая личные инте­ресы больного. Таким же образом врач действует, если пациент находится в бессознательном состоянии.

Статья 40. Врачебная тайна

Медицинские работники и другие ли­ца, которым в связи с исполнением про­фессиональных или служебных обязан­ностей стало известно о болезни, меди­цинском обследовании, осмотре и их результатах, интимной и семейной сторо­не жизни гражданина, не имеют права разглашать эти сведения, кроме предусмотренных законодательными актами случаев.

При использовании информации, составляющей врачебную тайну, в учебном процессе, научно-исследовательской работе, в том числе в случаях ее публикации в специальной литературе, дол­жна быть обеспечена анонимность па­циента.

Статья 41. Освобождение от работы на период болезни

На период болезни с временной поте­рей трудоспособности гражданам пре­доставляется освобождение от работы с выплатой в установленном законодатель­ством Украины порядке пособия по со­циальному страхованию.

Статья 42. Общие условия медицин­ского вмешательства

Медицинское вмешательство (примене­ние методов диагностики, профилактики или лечения, связанных с воздействием на организм человека) допускается лишь в том случае, если оно не может при­чинить ущерб здоровью пациента.

Медицинское вмешательство, связан­ное с риском для, здоровья пациента, допускается как исключение в условиях острой необходимости, если возможный вред от применения методов диагности­ки, профилактики или лечения меньше того, который ожидается в случае от­каза от вмешательства, а устранение опасности для здоровья пациента дру­гими методами невозможно.

Рискованные методы диагностики, про­филактики или лечения признаются до­пустимыми, если они отвечают совре­менным научно обоснованным требова­ниям, направлены на предотвращение реальной угрозы жизни и здоровью па­циента, применяются с согласия инфор­мированного об их возможных вредных последствиях пациента, а врач прини­мает все надлежащие в таких случаях меры для предотвращения ущерба жизни и здоровью пациента.
Статья 43. Согласие на медицинское вмешательство

Согласие объективно информированного дееспособного пациента необходимо для применения методов диагностики, профилактики и лечения. Если последний не достиг пятнадцатилетнего возраста или был признан судом недееспособным либо по физическому состоянию не может сообщить о своем решении, медицинское вмешательство возможно с согласия родителей или других закон­ных представителей пациента. Лицам в возрасте от пятнадцати до восемнадца­ти лет или признанным судом ограниченнo дееспособными такое вмешательство производится с их согласия и согласия их родителей или других законных представителей.

В неотложных случаях, когда имеется реальная угроза жизни больного, согла­сие больного или его законных пред­ставителей на медицинское вмешатель­ство не требуется.

Если отсутствие согласия может при­вести к тяжелым для пациента последствиям, врач обязан ему это объяснить. Если и после этого пациент отказывает­ся от лечения, врач вправе взять с него письменное подтверждение, а при невозможности его получения, засвиде­тельствовать отказ соответствующим актом в присутствии свидетелей.

Если отказ дает законный представи­тель пациента и он может иметь для пациента тяжелые последствия, врач должен сообщить об этом в органы oпeки и попечительства.

Статья 44. Применение методов про­филактики, диагностики, лечения и лекарственных препаратов

В медицинской практике врачи обяза­ны применять методы профилактики, диагностики и лечения и лекарственные средства, разрешенные Министерством здравоохранения Украины.

В интересах излечения больного и с его согласия, а в отношении, несовер­шеннолетних и лиц, которые были при­знаны судом недееспособными, — с со­гласия их родителей, опекунов или по­печителей врач может применять новые научно-обоснованные, по еще не допущенные к общему применению методы диагностики. профилактики, лечения и лечебные средства. В отношении лиц в возрасте от пятнадцати до восемнадцати лет или при признанных судом ограниченно дееспособными применение таких методов и средств проводится с их со­гласие и согласия их родителей или других законных представителей.

Правила применения указанных методов диагностики, профилактики, лечения и лечебных средств устанавливает Ми­нистерство здравоохранения Украины.

Статья 45. Медико-биологические эксперименты на людях

Применение медико-биологических экс­периментов на людях допускается с об­щественно полезной целью при условии их научной обоснованности, преимуще­ства возможного успеха над риском тя­желых последствий для здоровья или жизни, гласности применения экспери­мента, полной информированности и до­бровольного согласия лица, подлежаще­го эксперименту, о требованиях его при­менения, сохранения в необходимых слу­чаях врачебной тайны. Запрещается про­ведение научно-исследовательского экс­перимента на больных, заключенных или военнопленных, а также терапевтическо­го эксперимента на людях, заболевание которых не имеет непосредственной свя­зи с целью исследования.

Порядок проведения медико-биологи­ческих экспериментов регулируется за­конодательными актами Украины.

Статья 46. Донорство крови и ее компонентов

Сдача крови для лечебного примене­ния осуществляется гражданами добро­вольно. Запрещается взятие донорской крови принудительно, а также от лю­дей, заболевания которых могут пере­даваться реципиенту или причинить ущерб его здоровью. Органы и учреж­дения здравоохранения при содействии владельцев и руководителей предприя­тий, учреждений и организаций обязаны всесторонне развивать донорство.

Донорам предоставляются льготы, пре­дусмотренные законодательством Ук­раины.

Статья 47. Трансплантация органов и других анатомических материалов

Применение метода пересадки от до­нора к реципиенту органов и других анатомических материалов осуществля­ется в определенном законодательством порядке при наличии их согласия или согласия их законных представителей при условии, если использование других средств и методов для поддержания жизни, восстановления или улучшения здоровья не дает желаемых результа­тов, а причиняемый при этом ущерб донору меньше того, который угрожал реципиенту.

Статья 48. Искусственное оплодотворение и имплантация эмбриона

Применение искусственного оплодотворения и имплантации эмбриона осу­ществляется согласно условиям и по­рядку, установленным Министерством здравоохранения Украины, по просьбе дееспособной женщины, с которой проводится такoe действие, при условии наличия письменного согласия супруга, обеспечения анонимности донора и со­хранения врачебной тайны.

Раскрытие анонимности донора мо­жет быть осуществлено в порядке, пре­дусмотренном законодательством.

Статья 49. Применение методов стерилизации

Применение методов стерилизации мо­жет осуществляться по собственному желанию или с добровольного согласия пациенту в аккредитованных учрежде­ниях здравоохранения по медицинским показаниям, устанавливаемым Мини­стерством здравоохранения Украины.

Статья 50. Добровольное искусственное прерывание беременности

Операция по искусственному прерыва­нию беременности (аборт) может быть произведена по желанию женщины в ак­кредитованных учреждениях здравоох­ранения при беременности сроком не более 12 недель.

Аборт при беременности от 12 до 28 недель по социальным и медицинским показаниям может быть сделан в от­дельных случаях и в порядке, устанав­ливаемом Кабинетом Министров Ук­раины.

Статья 51. Изменение (коррекция) половой принадлежности

По просьбе пациента в соответствии с медико-биологическими и социально-психологическими показаниями, устанав­ливаемыми Министерством здравоохра­нения Украины, ему может быть произ­ведено путем медицинского вмешатель­ства в аккредитованных учреждениях здравоохранения изменение (коррекция) его половой принадлежности.

Лицу, которому было осуществлено изменение половой принадлежности, вы­дается медицинское свидетельство, на основании которого в дальнейшем решается вопрос о соответствующих изменениях в его правовом статусе.

Статья 52. Оказание медицинской помощи больному в критическом для жизни положении

Медицинские работники обязаны ока­зывать медицинскую помощь в полном объеме больному, находящемуся в кри­тическом для жизни положении. Такая помощь может также оказаться спе­циально созданными учреждениями здравоохранения, которые пользуются льготами со стороны государства.

Активные меры но поддержанию жиз­ни больного прекращаются в том слу­чае, если состояние человека, определяется как необратимая смерть Порядок прекращения таких мер, понятие и критерии смерти определяются Мини­стерством здравоохранения Украины в соответствии с современными междуна­родными требованиями.

Медицинским работникам запрещает­ся осуществление эутаназии — умышленного ускорения смерти или умерщвления неизлечимо больного с целью пре­кращения его страданий.

Статья 53. Специальные меры профилактики и лечения социально опасных заболеваний

В целях охраны здоровья населения органы и учреждения здравоохранения обязаны осуществлять специальные ме­ры профилактики и лечения социально опасных заболеваний (туберкулез, пси­хические, венерические заболевания. СПИД, лепра, хронический алкоголизм, наркомания), а также карантинных за­болеваний.

Порядок осуществления госпитализа­ции и лечения таких больных, в том чи­сле и в принудительном порядке, уста­навливается законодательными актами Украины.

Источник

Читайте также:  Здоровье ночью есть нельзя

Про здоровье и витамины © 2022
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

Adblock
detector